Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Проектировали на Неве, строили на Буге, летать учили в Крыму




Скачать 61.56 Kb.
Дата06.07.2017
Размер61.56 Kb.
Проектировали на Неве, строили на Буге, летать учили в Крыму.

Газета "Крымская правда"" №185 от 07.10.2003г. опубликовала отрывок из книги В.Бабича "Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах". Подтверждая историческую достоверность изложенного, позволю себе продолжить эту тему, имеющую к Крыму самое непосредственное отношение (не меньшее, чем к Николаеву). Сейчас многое из того, что составляло еще недавно государственную или военную тайну, спокойно можно узнать простым нажатием кнопки интернет - сайта. Пример – сам факт опубликования книги по теме, охраняемой некогда не менее строго, чем ядерные или космические секреты. Даже в Киеве (не говоря уж о Симферополе) мало кто знал о том, чем занимается "оборонка" в Феодосийском регионе.

"Родителями" отечественных авианосцев являются города Ленинград и Николаев. Ленинграду принадлежит скорее роль "отца" (там они проектировались), а "родной матерью" является город Николаев, Черноморский судостроительный завод, на нулевом стапеле и у достроечной стенки которого чертежи и схемы воплощались в реальный корабль от закладной доски до самых верхушек мачт и надстроек. Но обретя возможность ходить, слышать и видеть, он обрезал материнскую пуповину и уходил для получения путевки в жизнь к своим "крестным" – в Севастополь и Феодосию. В Севастополе ("крестный отец"), на Угольной была основная сдаточная база. На морских полигонах у Западного побережья Крыма проводились ходовые испытания авианосца как корабля, части его вооружения, основной объем заводских испытаний авиационного комплекса, палубные испытания по заводской и Государственной программам.

На Государственные испытания авиационного и ударного ракетного комплексов он шел к берегам своей "крестной" – Феодосии. Именно в небе зоны испытательных полетов Феодосийского ЛИЦ, на морских полигонах 31 НИЦ ВМФ от Алушты до Анапы феодосийскими испытателями выполнялись окончательная оценка и приемка главного оружия корабля. Поэтому упоминания в книге В.Бабича Феодосии, Кировского не случайны.

Созданная в марте 1932 года в г. Севастополе летно-испытательная станция для испытаний морской авиации, исколесила во время войны всю Европейскую территорию СССР (Севастополь, Астрахань, Баку, Рига), сменила за 70 лет своего существования около десятка наименований. Морская испытательная станция НИИ ВВС РККА - Авиационный НИИ Морских Сил РККА – Летно – испытательный институт ВВС ВМФ – Летно – испытательный центр НИИ 15 ВМФ - 3-е Управление ордена Ленина, Краснознаменного ГНИИ им. В.П. Чкалова и , наконец, Государственный авиационный научно-испытательный центр ВС Украины.

В конце 40-х годов летно-испытательный центр (ЛИЦ), как его окрестили феодосийцы, прижился окончательно в Феодосии, а его испытательный авиационный полк некоторое время базировался на аэродроме Карагоз вблизи пос. Первомайское. В середине 50-х годов он перебазировался на только что построенный аэродром вблизи пос. Кировское. Такова вкратце история "крестной матери" николаевских авианосцев (и вообще всех больших и малых кораблей с авиационным вооружением, строившихся для ВМФ от ГДР до Владивостока, в том числе флагмана ВМС Украины "Гетмана Сагайдачного").

Автор этих строк, будучи сотрудником центра, принимал участие в военно-научном сопровождении проектирования, разработки, строительства и испытаниях всех николаевских "богатырей": "Киева", "Минска", "Новоросийска", "Баку", "Адмирала Кузнецова", проданного Китаю "Варяга", порезанного на стапеле на металлолом атомного "Ульяновска", а также самолетов и вертолетов корабельного базирования. Большинству этих красавцев пришлось жить и "скоропостижно" окончить жизнь не в лучшие времена; не плененными пережить смену наименований, но больше всех в этой части досталось "Адмиралу Кузнецову". Заложенный на стапеле под названием "Рига", после смерти кумира развитого социализма получил имя "Леонид Брежнев". Но недолго оно красовалось по бортам и корме корабля; перестройка отразилась на его судьбе сменой названия на "Тбилиси" ("Ригой" уже был заложен очередной авианосец, ставший в последствии "Варягом"). В результате "парада суверенитетов", уже на Северном Флоте "Тбилиси" стал "Адмиралом Кузнецовым". А ведь только внешне смена названия влечет за собой срезку старых и приварку новых букв из специального сплава весом около 250кг. каждая.

Знаком автор и со многими николаевскими корабелами – потомками курских, орловских, тамбовских красавиц (собранных в низовьях Буга по указу Екатерины Г.Потемкиным для "приманки" мужиков и основания города кораблестроителей) и "клюнувших на живца" мастеровых со всей России. Это специалисты высочайшего класса и обидно, если их опыт и мастерство, идущие от "времен потемкинских и покоренья Крыма", оказались невостребованными в современном обществе.

В деловых ситуациях заводчане и испытатели находились как бы по разным сторонам баррикады: задача корабелов - сдать корабль; задача испытателей – получить и оценить его технические , эксплуатационные и боевые характеристики, не допустить просчетов при проектировании и строительстве, которые могли бы повлиять на безопасность летной эксплуатации авиационного парка. К чести николаевцев, многое они делали даже лучше, чем от них требовали. Если и были какие-либо просчеты, то это было скорее следствием ведомственных неурядиц и субъективизма руководства Заказчика .За пределами деловых взаимоотношений, в редкие моменты досуга в череде напряженных будней (на корабле при испытаниях понятия ночь, день, выходной, праздник фактически не имеет смысла) : это была единая команда. Знаком с Валерием Васильевичем Бабичем и не только как с высококлассным профессионалом. Обладая прекрасными вокальными данными и виртуозно владея гитарой, Валерий бывал душой кораблестроительной, морской и авиационной "сборной".

В приведенном "Крымской правдой" отрывке, В.Бабич воспроизводит фрагменты одной из экспериментальных работ, выполненных с участием Феодосийского ЛИЦ, в обеспечение строительства первого авианесущего крейсера проекта 1143 "Киев". В работе участвовали первый заместитель Феодосийского ЛИЦ О.А.Вороненко, начальник отделения испытаний корабельных летательных аппаратов Г.И. Калинин, инженеры испытатели П.И. Моцарь, В.И. Ершов. Три года спустя О.А.Вороненко руководил бригадой ЛИЦ при проведении Государственных испытаний "Киева" и был заместителем руководителя секции Правительственной комиссии, назначенной Генеральным Секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгиным. Его заместителями были феодосийцы, начальники отделов Ф.М.Корзников и А.К.Кирюхин.

В преддверии 60-летия освобождения Крыма от фашистов уместно вспомнить о тех, кто добывал эту свободу.

Олег Александрович Вороненко родился в 1924 году в Северной Осетии, городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Вырос в Казахстане. Во время войны далеко не редкостью были "потери" 15-17 летними юнцами свидетельства о рождении (а часто просто справки) с тем, чтобы добавив при медицинском освидетельствовании 1-2 года, как можно быстрее попасть на фронт – бить фашистов. Трудно сказать, чего было больше в этом массовом порыве – юношеской или даже детской романтики воинского подвига или осознанного патриотизма. Бесспорно одно: этот порыв родил многих героев, истинных патриотов Родины. Вот и О.Вороненко, курсант 17 авиационной эскадрильи Киевского управления Гражданского Воздушного Флота города Талды-Курган, добавив к своему возрасту 1 год, в октябре 1942 года, облачившись в черный бушлат, становится курсантом 2-й военной авиационной школы первоначального обучения пилотов Авиации ВМФ (г.Куеда), а в последующем курсантом знаменитого Ейского летного училища Авиации ВМФ им.И.Сталина.

В ноябре 1943 года выпускник училища получает назначение летчиком в 3-ю эскадрилью 30-го авиационного разведывательного Севастопольского Краснознаменного полка ВВС Черноморского Флота. Отныне вся его дальнейшая военная биография и трудовые будни связаны с Крымом. Детали боевой деятельности эскадрильи крылатых разведчиков и лично О.Вороненко – тема не одной газетной полосы. Некоторые представления об этом дают, публикуемые впервые, личные воспоминания Олега Александровича. А автор воспоминаний – с августа 1948 года – слушатель Ленинградской Краснознаменной Военно-инженерной академии им. А.Ф.Можайского. С апреля 1955 выпускник академии – сотрудник Феодосийского летно-испытательного центра ( так попросту местные жители называли организацию, по мере развития и реформирования сменившую несколько длинных наименований). Прошел все ступени служебной лестницы : от помощника ведущего инженера – испытателя до первого заместителя начальника центра. Стоял у истоков возрождения корабельной авиации в СССР, длительное время возглавлял отдел испытаний авиационного вооружения кораблей, лично руководил организацией и проведением наиболее сложных летных экспериментов.

Кавалер шести орденов и многих медалей полковник О.А.Вороненко - первый феодосиец лауреат Государственной премии СССР. Премия присуждена за большой вклад в разработку и испытания тяжелого авианесущего крейсера "Киев" в части создания корабельной радиоэлектронной системы навигации, посадки и боевого управления самолетами и вертолетами. Уволенный в 1978 году из рядов Вооруженных Сил по возрасту, он еще длительное время работал заместителем начальника Феодосийского филиала Ухтомского вертолетного завода по испытаниям, возглавлял летную службу предприятия.

11 ноября 2005г. исполнится 6 лет, как ушел от нас этот замечательный человек, один из тех, кому Крым обязан своим освобождением. Но память о нем живет в сердцах всех, для кого он был и остается соратником, учителем, другом. Автор выражает сердечную признательность семье Вороненко, предоставившей возможность ознакомиться с некоторыми материалами семейного архива.

Николай Дмитриевич Погодин,

ветеран авиации, сотрудник феодосийского ЛИЦ

с 1958 года, бывший начальник отделения – ведущий

инженер – испытатель, подполковник в отставке,

пенсионер.



98100, г.Феодосия,

ул.Десантников, д.2, кв. 10, тел. 3-37-50