Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9




страница1/3
Дата21.07.2017
Размер0.6 Mb.
  1   2   3
Вариант № 1

Часть 1. Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.

(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские. – (3)Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками. – (4)Хлеба не продадите? – спросил один из троих. – (5)Нету! – сказала мать. – (6)Тут самим есть нечего! – (7)И торопливо побежала в избу, не оглядываясь. – (8)Ну, чего ждѐте? – ещѐ грубей крикнул Санька. – (9)Хлеба! – (10)Сказано вам! – (11)Так везде говорят, а после всѐ-таки продают. – (12)А деньги есть? – (13)Вот... – (14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке. – (15)Легко отдаѐшь, – сказал Санька. – (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?! – (17)Отдай, – буркнул приземистый. – (18)Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. – (19)Ну? (20)Попробуй! – (21)Отдай! – попросил вежливо высокий. – (22)Фашист ты, понял?! – вдруг хрипло выговорил приземистый. – (23)Обзываться? (24)Да? (25)Хлебца просить? (26)И обзываться?! (27)А вота!.. – крикнул Санька и, не глядя, рванул поперѐк все деньги, все бумажки, что были в кулаке. (28) Он видел, как растерялись детдомовские, и сам растерялся. – (29)Вота! – сказал он, показывая половинки бумажек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своѐм, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая: – (31)Вота! (32)У меня батю... на фронте... а вы обзываться… (33)Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке. (34)Как будто все Санькины чувства: и превосходство, и злость, и презрение, и отчаянность, что уже были в нѐм, – всѐ это вдруг передалось детдомовским, а Санька остался ни с чем.

(35)Длинный парень шагнул вперѐд и сказал:

– (36)Хочешь драться? (37)Бей, я один здоровый. (38)Они раненые. (39)А его отец, – высокий кивнул на очкастика, – рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже убитый. (41)И в семье у него осталось двое, а было восемь человек. (42)Вот и бей, чего ж не бьѐшь? – (43)Не надо, пацаны, – поморщившись, сказал очкастик. – (44)Ну его! (45)Нашли кому объяснять. (46)Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда. – (47)Посидите чуток, я сейчас... – тихо сказал он. (48)Санька хотел им сказать, что он возьмѐт в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (49)Но детдомовские всѐ и так поняли.

– (50)Да не надо, ведь мы не себе хотели, – сказал длинный, – докторше нашей.

(51)Больным и раненым хлеб раздаѐт, а сама голодная. (52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок. – (53)Постойте, мальцы... (54)Вот картошек варѐных возьмите. – (55)Мамк, ты денег не бери! – заторопился Санька. – (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит! (59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась. – (60)Да поняла я, поняла, – кивнула она головой. – (61)Вот же какие люди бывают на свете... (62)То ли дурные, то ли святые... (63)Ах, господи... (64)Берите, мальцы, ешьте.

(По Э. Шиму)

Шим Эдуард Юрьевич ( Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930–2006) – современный писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.


Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.
A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Санька просил мать не брать денег с детдомовцев?»

1) Детдомовцы были побирушками, и у них не было денег, чтобы купить хлеб.

2) Санька испытывал презрение к детдомовцам и разорвал их деньги.

3) Санька понял, что детдомовцы просили хлеба не для себя, и ему стало стыдно за своѐ поведение.

4) Санька боялся, что детдомовцы побьют его.
A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выражение» (предложение 3).

1) изображение средствами какого-либо искусства

2) чувство, интонация

3) слово, фраза, оборот речи

4) обозначение чего-либо
A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.

2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.

3) Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке.

4) Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок .
А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЧУВСТВОВАЛ (предложение 46) буква В обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове ПРЕВОСХОДСТВА (предложение 18) происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове БОЛЬНЫМ (предложение 51) мягкость согласного звука [л, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове продают (предложение 11) количество звуков и букв одинаково.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) перильце 2) берите

3) побежал 4) выговорил
А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) распрямилась 2) постойте

3) раздаёт 4) отдаёшь
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из

правила?


1) длинный 2) раненые

3) варёных 4) обыкновенно



Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените просторечное слово «мальцы» в предложении 53 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание «Санькины чувства» ( предложение 34), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ: ___________________________.

В4.Среди предложений 22–27 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Хочешь драться? Бей, (1) я один здоровый. Они раненые. А его отец, (2) – высокий кивнул на очкастика, (3) – рядом с твоим, (4) может, (5) лежит.

Ответ: ___________________________.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.


B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А вота!.. – крикнул Санька и, (1) не глядя, (2) рванул поперёк все деньги, (3) все бумажки, (4) что были в кулаке. Он видел, (5) как растерялись детдомовские.

Ответ: ___________________________.

В8. Среди предложений 43–49 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

В9. Среди предложений 28–33 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Вариант № 2

Часть 1.Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.

(1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лѐтчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. (4)В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, а глаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.

– (7)Задание выполнил, – докладывал он коротко.

(8)Оружейники начинали производить послеполѐтный осмотр и не находили ни одного снаряда. (9)Яровой старался расстрелять в полѐте весь боекомплект подчистую.

– (10)Так нельзя, – сказал ему однажды майор Черемыш.

– (11)А если на обратном пути вас перехватят «мессеры», как будете отбиваться? (12)Я вам запрещаю расходовать весь боекомплект.

– (13)Есть, товарищ командир, – сухо ответил лѐтчик.

(14)Но летать продолжал с тем же холодным азартом. (15)Самолѐт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. (16)Даже командир полка, опытный лѐтчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.

(17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тѐплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лѐтчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. (19)Он молча сбросил мокрую шинель, прошѐл в самый дальний угол и сел на свою постель. (20)Когда молодой лѐтчик Лѐвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. (21)Лѐвушкин, а за ним следом и ещѐ двое подошли к нарам. (22)Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий, ни своих писем, и то, что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок, заинтересовало всех.


– (23)Это кто? (24)Жена? – осторожно спросил Лѐвушкин, не рискуя глянуть через плечо Ярового на фотоснимок.

– (25)Нет, сын, – тихо ответил Яровой.

(26)Все мы ожидали, что лейтенант молча уберѐт снимок. (27)Возможно, так бы и случилось, если бы не настойчивый Лѐвушкин. (28)Взъерошив и без того лохматую голову, он нерешительно попросил:

– (29)А можно посмотреть?

(30)Яровой, ни слова не говоря, протянул фотографию. (31)С открытки глядело улыбающееся лицо двухлетнего мальчугана. (32)Мальчик прижимал к себе плюшевого медведя. (33)В больших глазах ребѐнка застыло удивление перед громадным, ещѐ не понятным ему миром.

– (34)Он что, у вас, в Ленинграде? – спросил Лѐвушкин, откуда-то знавший, что Ленинград – родина Ярового.

– (35)Был в Ленинграде, – ответил лейтенант.

– (36)А теперь его нет, – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.

– (37)Вы помните сообщение о первом крупном налѐте «юнкерсов» на Ленинград? (38)Фашистская фугаска попала тогда в дом. (39)Сын и жена…

(40)Голос его оборвался… (41)Яровой поднял голову, и лѐтчики увидели его глаза… (42)И каждый подумал в ту минуту, что, очевидно, такими они бывают, когда Яровой идѐт на цель на своѐм самолѐте и жмѐт на гашетки, обрушивая на врага снаряды и бомбы…

(По Г. Семенихину)

Семенихин Геннадий Александрович (1919–1984) – русский писатель. Собственный опыт участия в боевых действиях во время Великой Отечественной войны помог Геннадию Семенихину написать книги о военных лѐтчиках. Широкую известность автору принесли произведения «Лѐтчики», «Взлѐт против ветра», «Хмурый лейтенант», «Космонавты живут на земле», «Над Москвой небо чистое» и др.


Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лейтенант Яровой отчаянно рвался в бой?»

1) Лейтенанту Яровому хотелось славы.

2) Лейтенант Яровой был азартным человеком.

3) Лейтенант Яровой в бою мстил врагу за гибель семьи.

4) Командование поручало Яровому самые трудные задания.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово « резко» (предложение 2).

1) грубо 2) внезапно 3) чѐтко 4) порывисто

А3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Да, он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.

2) Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.

3) Яровой поднял голову, и лѐтчики увидели его глаза…

4) В больших глазах ребѐнка застыло удивление перед громадным, ещѐ не понятным ему миром.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВОЗВРАЩАЛСЯ (предложение 15) четвёртая буква обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове РЕДКО (предложение 2) буква Д обозначает звук [ т ].

3) В слове ДОЛГУЮ (предложение 4) количество звуков и букв одинаково.

4) В слове ПОЯВИЛАСЬ (предложение 6) мягкость согласного звука [с, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) блестели 2) выпрашивал

3) расстрелять 4) решили

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « «Правописание приставки определяется еѐ значением – «присоединение».

1) прилипли 2) выбритое

3) прорезано 4) проговорил

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».

1) очерченных 2) прорезано

3) очевидно 4) неожиданный


Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените просторечное слово «подчистую» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание «командир полка» (предложение 16), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Ответ: ___________________________.

В4. Среди предложений 5–9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

В5. Среди предложений 10–16 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой. Ответ: ___________________________.
В7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Все мы ожидали, (1) что лейтенант молча уберѐт снимок. Возможно, (2) так бы и случилось, (3) если бы не настойчивый Лѐвушкин. Взъерошив и без того лохматую голову, (4) он нерешительно попросил: – А можно посмотреть? Яровой, (5) ни слова не говоря, (6) протянул фотографию.

Ответ: ___________________________.


В8. Среди предложений 17–20 найдите сложноподчинѐнное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________.
В9. Среди предложений 19–22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.


Вариант № 3
Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.


Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.
(1)Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже

число запомнилось – 28 июля. (3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.

(4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая

тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.

(8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас

тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.

(13)Там, где разрослись кусты калины, – тёмный уголок. (14)Тень

бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16)В этом тёмном уголке – самодельные качели.

(17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет.

(19)При игре в прятки это было самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись.

(20)Налево от дорожки – огород. (21)Вернее, это был сад-огород.

(22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка.


(24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из

той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось?

(27)Конечно, дом – это воспоминание. (28)Это – детство.

(29)Теперь дом сломали – детство кончилось…

(30)Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома,

мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31) И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.

(По Л. Бахревскому)

Бахрéвский Леонид Владиславович – современный детский и юношеский писатель, автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них – «Избранник», «Пелé».

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.



A1 В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик много лет спустя помнит «самые мелкие детали» жизни в родном доме?»

1) (1)Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже

число запомнилось – 28 июля.

2) (4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор.

3) (6)Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду.

4) (24)Как счастливо жили мы в этом доме!



A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «(в) яви» (предложение 26).

1) вначале

2) в реальности

3) по случайности

4) открыто

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.

2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.

3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.

4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВО (предложение 24) пятая буква обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове ДОРОЖКИ (предложение 8) буква Ж обозначает звук [ш].

3) В слове ЕЩЁ (предложение 3) количество звуков и букв одинаково.

4) В слове БОЯЛИСЬ (предложение 19) мягкость согласного звука [с,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) зарослями 2) обещания

3) огород 4) стоят

А6 В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) воспоминание 2) разрослись

3) прошло 4) сделал

А7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) окружённых 2) деревянной

3) диковинные 4) пристроен
Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.



B1 Замените разговорное слово «кинулись» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.


B2 Замените словосочетание «шиферные вигвамы» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.


B3 Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: ___________________________.



B4 Среди предложений 10–14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.



B5 Среди предложений 5–9 найдите предложение с обособленным

уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.



B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.



B7 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

По одну сторону дорожки – кусты калины,(1) которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. А на другом конце,(2) у сараев,(3) стояли шиферные вигвамы могикан. Когда-то тут была большая рябина,(4) но она подгнила и упала. Мы обедали на кухне,(5) как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.

Ответ: ___________________________.

B8 Среди предложений 14–19 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.



B9 Среди предложений 25–29 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

Вариант № 4
Часть 2.
____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
(1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. (2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке.
(4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от
восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел.
(7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет. (8)Это была сказка «Щелкунчик». (9)Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. (10)А сам театр! (11)Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный… (12)Этого не забудешь вовек. (13)И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.
– (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе?
– (15)Конечно! – радостно смеялась мама.
(16)И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко
стоят на всей ступне, да и то очень изящно. (17)И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила к другой, ровно посредине. (18)Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать.
– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.
– (21)У них специальные тапочки, – успокоилась мама, – белые или розовые, представляешь?
(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась
за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.
– (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?
– (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.
(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды.
(30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.
(По А. Лиханову)
Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре»,
«Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания


прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны
4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать рассказчика с таким восторгом вспоминает о театре?»


1) Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию.
2) Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. Я её такой за всю войну не видел.
3) Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. А сам театр! Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный…
4) И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко
стоят на всей ступне, да и то очень изящно.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «подтянулась» (предложение 17).


1) стала легче
2) выпрямилась
3) стала дисциплинированнее
4) окрепла

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6).
2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина,
попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2).
3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то
мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их
повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7). 4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32).

А4. Укажите ошибочное суждение.


1) В слове ЕЩЁ (предложение 16) количество звуков и букв одинаково.
2) В слове РЕДКО (предложение 16) буква Д обозначает звук [ т ].
3) В слове КОНЕЧНО (предложение 15) буква Ч обозначает звук
[ ш ].
4) В слове ВЫЯСНИЛОСЬ (предложение 16) мягкость согласного звука [с, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.


1) танцуют 2) положила
3) развеселилась 4) стоят

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».


1) разводила 2) расхаживала
3) рассказывала 4) выскакивала

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из


правила?
1) белоснежный 2) золочёный
3) отдалённая 4) стеклянный

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.


Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово высокого стиля «вовек» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание «мраморные колонны» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 12.


Ответ: ___________________________.

В4. Среди предложений 22–29 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.


Ответ: ___________________________.

В5. Среди предложений 2–7 найдите предложение с обособленным


согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.


Ответ: ___________________________.

В7. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Тут мама одну руку вскинула,(1) что-то тихонько замурлыкала,(2) какую-то мелодию,(3) и давай руками размахивать.
Ладно,(4) ладно! – рассмеялся я. – Расскажи лучше,(5) как же они на пальцах танцуют.
Ответ: ___________________________.

В8. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


Ответ: ___________________________.

В9. Среди предложений 29–33 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.


Ответ: ___________________________.

Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.


C2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 5
  1   2   3

  • Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.
  • Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны
  • «Почему Санька просил мать не брать денег с детдомовцев»
  • Часть 1.Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.
  • Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.
  • A1 В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик много лет спустя помнит «самые мелкие детали» жизни в родном доме»
  • A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «(в) яви» (предложение 26).
  • А4 Укажите ошибочное суждение.
  • А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
  • А7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила
  • B1 Замените разговорное слово «кинулись» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • B3 Выпишите грамматическую основу предложения 4.
  • B5 Среди предложений 5–9 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  • B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.
  • B8 Среди предложений 14–19 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
  • B9 Среди предложений 25–29 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.