Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Проблемы, выявленные членами экспертной комиссии при проверке экзаменационных работ выпускников Из статьи главного методиста цоо хк иппк пк александрович Е. В




Скачать 105.78 Kb.
Дата21.07.2017
Размер105.78 Kb.
ТипСочинение
Проблемы, выявленные членами экспертной комиссии

при проверке экзаменационных работ выпускников

(Из статьи главного методиста ЦОО ХК ИППК ПК Александрович Е.В. «Об особенностях реализации содержания языкового образования в условиях развивающейся системы образования Хабаровского края»).


  1. Огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на ЕГЭ по русскому языку.

  2. Отсутствие навыков тестирования. Пробный ЕГЭ проблему не решает.

  3. Ошибочное понимание формулировок в тестовых заданиях ЕГЭ.

  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий.

  5. Сочинение пишется в цейтноте (дефиците времени) и без учета критериев его проверки.


Каждый выпускник должен знать:

Любой вариант ЕГЭ по русскому языку состоит из 3-х частей:



Часть А. Каждое задание сопровождается ЧЕТЫРЬМЯ вариантами ответа, из которых ТОЛЬКО ОДИН правильный, а остальные – правдоподобные, но неверные.

Часть В. Краткий ответ формулируется самостоятельно и записывается в бланк ответов словами или числами в 17 клеточек, при этом:

  • каждый символ (буква или цифра) записывается в отдельную клеточку;

  • начертание символов должно соответствовать образцам;

  • многословный ответ записывается слитно: такая мама = такаямама;

  • слова при перечислении и числа разделяются запятой;

  • запятая записывается в отдельную клеточку;

  • ответ следует вводить начиная с первой клеточки.


Основные этапы работы над сочинением

на ЕГЭ по русскому языку

Внимательно прочитайте задание, в котором излагаются требования к сочинению на едином государственном экзамене по русскому языку.

Итак, от выпуска требуется:


  1. выявить и сформулировать проблему текста;

  2. прокомментировать сформулированную проблему;

  3. сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;

  4. сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме.


Что такое проблема?

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Определяя проблему, ученику следует задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Он должен помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например, автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала, практически потерял зрение, - однако не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания.

Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А.И.Солженицына, рассказавшего миру правду о сталинских лагерях. Значит, проблему текста следует сформулировать следующим образом: что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческое достоинство? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы замечательного русского ученого А.Ф.Лосева.

Поскольку слово проблема регулярно используется в сочинениях, следует обратить внимание на особенности употребления этого существительного в контексте.

Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема.



Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо Проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:



  1. проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;

  2. формулировка в виде вопросов (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.


Что значит «прокомментировать» проблему?

Глагол комментировать означает «объяснить, пояснить». Следовательно, здесь требуются рассуждения выпускника по поводу сформулированной проблемы текста. Стоит подумать о том, несколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если это возможно, можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Следует отметить, что здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:


  1. От частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности.

Текст В.Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.

  1. От формулировки проблемы – к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В.Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».


Как выявить позицию автора?

Есть проблема текста – это вопрос, то позиции автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, ученик уже должен точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф.Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Следует обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

Например, в отрывке из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» дается описание поведения чиновника: Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. «Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» - думаешь себе…(Н.В.Гоголь)

Авторская ирония, нисходящая градация (Прометей, орел, куропатка, муха, песчинка) показывают, что автор высмеивает, с одной стороны, высокомерие по отношению к подчиненным, а с другой – угодливость, чинопочитание, стремление лебезить перед начальством. И то и другое унижает человека, несовместимо с чувством собственного достоинства.

Будьте внимательны! Помните, что от ученика требуется не сформулировать позицию автора «вообще», о показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.


Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.



  1. тезис (положение, которое надо доказать);

  2. аргументация (доказательства, доводы);

  3. вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно показать ученикам, как пользоваться таким алгоритмом:



  1. прочитать текст и разделить его на структурные части;

  2. ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;

  3. соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Тезис подчиняется следующим правилам:

  1. формулируется четко и недвусмысленно;

  2. на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;

  3. его истинность должна быть доказана неопровержимо;

  4. доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве).

В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: «Потому что…».

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если ученик согласен с позицией автора, то его и авторский тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что ученик должен постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Внимание! Типичная ошибка! Если ученик поддерживает позицию автора, не следует специально анализировать авторские аргументы. Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как… Не надо тратить драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!

Аргументы «за» должны быть:


  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;

  • доступными, простыми, понятными;

  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

К сильным аргументам обычно относят:



  • научные аксиомы;

  • положения законов и официальных документов;

  • статистические данные.

Приведенный перечень больше подходит для подготовки публичного выступления. При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

  • примеры из художественной, публицистической, научной литературы;

  • ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;

  • пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

  • примеры из личной жизни и жизни окружающих.

Например:

Тезис. Общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности.

Аргумент. В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по Стране чудес вместе с Алисой или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся с темными силами вместе с Гарри Поттером.

Этические доводы апеллируют к общности нравственных, морально-этических принципов убеждающего и убеждаемых. Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение. Отвергая свое тождество с некой личностью, мы отвергаем и ту систему ценностей, которой эта личность руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлеченные понятия (жесткость, эгоизм, ханжество и т.п.).

Приведем пример:



Тезис. Фашизм должен быть искоренен.

Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения идей фашизма. Во-первых, фашистская идеология зомбирует человека, убивает в нем личность, ибо по мнению идеологов Третьего рейха, государство важнее личности.

Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками, открыто пропагандирует нацизм, приучает людей к мысли о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены или уничтожены.

И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» - сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д.И.Менделеев однажды сказал, что…;Еще Петр I говорил, что...; Любой историк скажет вам, что…; Большинство врачей считает, что…; Как установлено японскими учеными…



Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у выпускника не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так никто не обвинит ученика в искажении цитаты.

В заключение следует напомнить, что все части сочинения взаимосвязаны. Таким образом, неверно определив проблему текста, можно поставить под угрозу всю работу.

  • Неправильное распределение времени
  • Каждый выпускник должен знать
  • ТОЛЬКО ОДИН
  • Что такое проблема Проблема
  • Что значит «прокомментировать» проблему
  • Как выявить позицию автора
  • Как аргументировать свою позицию
  • Аргументация
  • Внимание! Типичная ошибка!
  • Тезис