Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Проблемы нравственности в рассказе Андрея Платонова




Скачать 92.32 Kb.
Дата21.07.2017
Размер92.32 Kb.


Тема:

Проблемы нравственности в рассказе Андрея Платонова «Юшка»

Урок-размышление с элементами внеклассного чтения

Цели:


  1. Обобщить материал по изученному рассказу Платонова
    «Юшка».

  2. Познакомить учащихся с другими источниками знаний литературы, связанных с основным идейным замыслом этого рассказа у Платонова.

  3. Расширить круг знаний по жизни и творчеству Платонова

  4. Продолжить работу над формированием у учащихся умений
    и навыков анализа художественного текста




  1. Учить учащихся выявлять назначение художественной детали в тексте автором для характеристики героев, событий.

  2. Учить учащихся разбираться в нравственных проблемах общества

  3. Развивать устную и письменную речь учащихся, память, мышление, воображение, творческие способности.

  4. Продолжить работу над формированием нравственных качеств учащихся: доброты, чуткости, терпения по отношению к людям, умения отличать добро и зло, просить прощения за причиненные обиды другому.

  5. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за совершаемые поступки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки с заданиями, портрет А. Платонова, Л. Толстого, плакаты


с высказываниями, цитатами для эпиграфа, наборы фломастеров
и карандашей для каждой группы.

ХОД УРОКА:



  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и цели урока:

-Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-На доске записаны слова: «Прости нас, Юшка!». Это и будет тема нашего урока. Вспомните, кому были сказаны эти слова и кем?

-Попробуйте сами сформулировать вопросы, на которые нам надо будет ответить на нашем уроке?

Вы сами обозначили цели урока, которых мы должны достичь.

3. Выявление групп класса.

-Чтобы урок получился интересным, я попрошу вас принимать в нем активное участие, отвечать на мои вопросы.

Ребята, чтобы на этом уроке каждый из вас проявил участие и получил за работу оценку, Мы разобьемся с вами на небольшие группы (орг. момент)

4. Вступительная беседа учителя.

Платонов и его произведения в литературе - явление абсолютно новое, необычное. Недлинная и трудная жизнь этого человека, тяжелая писательская судьба. Приходится сожалеть, что он не увидел в печати многие свои произведения при жизни, потому что их запретили печатать. Они вышли лишь в 90 годы 20 века. Это такие книги: «Котлован», « Чевенгур, « Ювенильное море». (выставка книг)

На вручении Нобелевской премии в 1954 году Эрнест Хемингуэй на вопрос о том, какой писатель повлиял на ваше творчество ответил, что русский писатель - Андрей Платонов.

5. Беседа по опорным словам с целью проверки домашнего задания

-Повторим и проверим , как вы знаете биографию Платонова.

-Объясните по группам, что обозначают такие слова и словосочетания в жизни и творчестве Платонова:

ВОРОНЕЖ, ЯМСКАЯ СЛОБОДА, «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ», КЛИМЕНТОВ, АПОЛЛИНАРИЯ НИКОЛАЕВНА, ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ, «УСОМНИВШИЙСЯ МАКАР», «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» (раздаются карточки по группам, затем выслушиваются ответы учащихся)

Вывод:

- Что получилось из этих слов и словосочетаний?



Мы смогли составить небольшой биографический портрет писателя.

6. Беседа по выбору эпиграфа

-Выберем эпиграф к нашему уроку. Я вам выдам листочки со строчками из стихотворений разных авторов. Выделите тот отрывок, который отражает тему, идею произведения « Юшка». Поясните свой выбор. (задание выполняется по группам) (см. приложение к уроку)


  1. Обсуждение выбранного эпиграфа. Запись на доске.

  2. Словарная работа.

-Одна из главных тем творчества, как вы уже говорили, это «быть человеком»-
а это одна из проблем нравственности.

-Я каждой группе выдам листочек с вопросом, а вы на нем напишите: «Какого человека мы называем нравственным?»

Выслушиваются и обсуждаются ответы детей по группам.

-Ребята, как вы думаете, легко ли быть нравственным человеком? (очень трудно, прежде всего, надо самому приносить людям добро, уметь отличать его от зла)

-Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? (да, он добрый, трудолюбивый, честный, терпеливый)


  1. . Восприятие рассказа с помощью цвета.

Когда вы читали рассказ, каждый из вас испытывал какие - либо чувства, какое-то настроение. Передайте его сейчас с помощью цвета, цветовых пятен, линий, штриховки, как вы относитесь к главному герою и окружающим его людям. Подумайте, как расположить их на листе, обозначив ими Юшку и окружающий мир. На это я вам даю 2 минуты.

Итоги работы:

-Кто может пояснить свой рисунок? (выслушиваются 1-2 ответа учеников)

-Давайте дождемся конца урока, чтобы выяснить, изменится ли ваше настроение, понимание после того, как мы проанализируем рассказ.

10 .Аналитическая беседа по рассказу.

Проблема нравственности всегда остро стоит в обществе. Она существует


с тех пор, как появилось человечество. В Библии есть заповеди, которых должен поддерживаться человек. Послушайте, как звучит одна из многих, и скажите, чему учит нас слово Божие: «ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС БЛАГОДАРИТЕ НЕНАВИДЯЩИХ ВАС И МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ И ГОНЯЩИХ ВАС».

-Как вы поняли, чему нас учит слово Божие? (оно учит нас не мстить, а делать добро, любить даже врагов своих).

-Если человек делает тебе зло, следуя библейским заповедям, чем нужно его победить?

ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ! (плакат с этими словами вывешивается на доске)

-Эти слова пусть станут одним из нравственных выводов урока

-Можно ли сказать, что за основу писатель Платонов берет именно библейские заповеди?

-Докажите, что суждение « Побеждай зло добром!» относится к Юшке?

-Когда он победил людское зло? ( Юшка своим добром победил людское зло, правда, после смерти)

Кроме Библии, Платонов опирался на мысли взгляды еще одного великого писателя- Л.Н.Толстого ( вывешивается портрет на доску)

Одна из основных тем его произведений - это тоже проблема нравственности.


В своих книгах он высказывает свои взгляды на эту проблему, создает даже свои теории и учения. Одна из них - это « ЦЕПЬ ДОБРА И ЗЛА »

-Кто может объяснить, что это такое?

Пояснение учителя:

Каждый из нас, делая добро другому, передает ему частичку своей доброты


и заставляет его также совершить добрый поступок. И наоборот. Делая кому-то зло, нанося обиды человеку, вы тем самым и его подталкиваете на зло. Он тоже совершает злой поступок. И эта цепочка может продолжаться долго. Пока ее кто-то не остановит, совершив доброе дело. Это цепь зла. Цепь добра тоже может разорваться, если кто-то нарушит ее. (привести пример)

-Как в произведении Платонова отражена эта толстовская теория?

-Кто ее разрывает, не давая ей продолжиться?

_ДОБРО ЮШКА

_3ЛО

-Сделайте нравственный вывод о значении цепи зла и добра в нашей жизни.



11. Индивидуальное задание.

-Я еще раз обращаю ваше внимание на слова: «ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ»

( ИМЯ) нам расскажет нам об одной чудесной женщине, а вы скажите, похожа ли она своими поступками на Юшку? Докажите свое мнение.

В 19 веке жила Блаженная Ксения Петербургская. Именно так ее все зовут до сих пор. Она была женой очень богатого человека. Когда ее муж умер, Ксения продала все его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыни у тех, кто больше ее нуждался в помощи. Ксения была сама доброта. В ней проявился дар исцеления. Она помогала всем больным, кто обращался к ней за помощью, не боясь того, что сама она может заразиться и умереть. А когда она умерла, ее могила стала своего рода святым местом. Сюда приходили люди и приходят по сей день, чтобы исцелиться. Побывав у могилы Блаженной Ксении в Петербурге, с некоторыми людьми происходят чудеса: болезни отступают. Выслушиваются ответы детей на вопрос, заданный заранее.

-Кто еще из героев рассказа похож поступками на Ксению Блаженную?

12. Работа с учебником.

-Найдите портрет Юшки в рассказе.

-Почему автор особо выделяет глаза у этого героя?


- «Глаза - это зеркало души»- кто это сказал?

-Что можно сказать о душе Юшки, глядя на его глаза? (душа у Юшки плачет)

-А когда у человека плачет душа?

Вывод: Душой мы сострадаем, разумом мыслим. Глаза у Юшки белые - обычно белые глаза у слепого человека или плохо видящего. Так вот, Юшка - наш герой, хоть и слепец, я утверждаю, но у него зрячее сердце. А вот иные люди и зрячие, да сердце у них слепое.

13. Работа в группах.

Проблемные вопросы:

-Почему же люди издеваются, потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?

Сейчас мы с вами попытаемся ответить на эти проблемные вопросы. Я предлагаю вам поработать по группам. Для этого каждой группе нужно выбрать задание, данное на карточках, и ответить на вопросы (на работу отводится 3 минуты)

КАРТОЧКИ

1. ВСТРЕЧА ЮШКИ С ДЕТЬМИ

-Что влечет детей к Юшке?

-Почему Юшка не обижается на них?

-Выделите ключевые (основные) фразы в тексте, подтверждая свои мысли.

2. ВСТРЕЧА ЮШКИ СО ВЗРОСЛЫМИ.

-Почему взрослые обижают Юшку?

-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?

-Чем отвечает им Юшка?

-Выделите ключевые (основные) фразы в тексте, подтверждая свои мысли.

3. ЮШКА И ВЕСЕЛЫЙ ПРОХОЖИЙ.

-Чем Юшка помешал веселому прохожему?

-Почему Юшка возражает прохожему?

-Чем заканчивается эта встреча?

-Выделите ключевые (основные) фразы в тексте, подтверждая свои мысли.

4.ЮШКА И ПРИРОДА

-Почему Юшка любит бывать на природе?

-Как духовно связаны между собой Юшка и природа?

-Выделите ключевые (основные) фразы в тексте, подтверждая свои мысли.

Выслушиваются ответы детей по группам.

14. Заключительная беседа.

«Господи! Открой глаза им, чтоб они видели! И открыл Господь глаза их»

-Когда это произошло? Почему? За что?

(ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока)

-Можем ли мы сказать эти слова от всех людей Юшке? (мы не только можем, но
и должны сказать)

-Кому мы еще должны говорить подобные слова с просьбой о прощении? (вспомните толстовскую теорию «Цепи добра и зла»: чтобы разорвать цепь зла)

-Почему людям без Юшки стало грустно, жить стало хуже?

-Когда Юшка стал вдруг Ефимом Дмитриевичем?

-С кем можно сравнить девочку- сиротку, которой помогал Юшка? Почему?

ВЫВОД:


К сожалению, не всегда добро побеждает зло в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро людям, миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира человека.
В городе давно позабыли Юшку, но все знают докторшу, которую называют дочерью доброго Юшки. Добро прорастает и дает свои плоды. Именно благодаря девушке- врачу в городе узнают имя человека, которого звали просто Юшкой. - Что означает это имя?

15. Индивидуальное задание.

Имя герою писатель дает такое не случайно: оно отражает судьбу человека, его характер и, наконец, предназначение на Земле.

ЕФИМ - благочестивый, благожелательный, священный.

ДМИТРИЙ - (от богини Деметры)- покровительница земледелия и плодородия - земле делец.

ВЫВОД: Благие зерна, взращенные на плодородной почве, приносят щедрые плоды добра.

16. Итоговая беседа.

-Можно ли утверждать, что всей своей жизнью Юшка воплотил девиз, начертанный на могиле другого доброго доктора Федора Петровича Гааза: «Спешите делать добро, пока не стало поздно».

-Как вы думаете, есть ли такие люди, как Юшка, в нашем обществе?

-Встречались ли вы с подобными людьми? Расскажите.

-Подобные герои встречаются в литературе. Например, у М. Горького есть герой Данко

-Чем он схож с Юшкой Платонова?

В легенде о Данко безымянный человек наступил на гордое сердце. А в рассказе
«Юшка» Веселый прохожий, тоже безымянный, посмеялся над Юшкой.
В легенде Горького «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что с трупом Данко пылает его сердце. В рассказе «Юшка»: «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся». Хотя Юшка был через некоторое время замечен столяром, Но мы можем сказать, что они уходят из жизни незамеченными: один гордый и смелый, а другой тихий, терпеливый
и очень добрый.

Образы странных людей, незащищенных перед обществом, «маленьких людей» есть и у Чехова, Гоголя.

17. Анализ рисунков.

-Давайте посмотрим на те рисунки, в которых вы изобразили свое настроение. - Изменилось ли ваше настроение, впечатление от рассказа?

-Разгадкой вашего рисунка будет следующее: Юшка должен быть изображен светлыми цветами; люди, окружавшие Юшку, - темными; дети, обижавшие Юшку, промежуточными (синим, зеленым), потому что детей еще можно перевоспитать, чтоб они не стали темными, черными личностями.

18. Итоговый проблемный вопрос.

-Какие нравственные выводы вы сделали для себя, изучив этот рассказ Платонова?

-Чему вас научил этот рассказ?

19. Домашнее задание.

1. Нарисовать обложку к рассказу «Юшка»

2. Написать сочинение - миниатюру на тему: «3а какой поступок я себя осуждаю» (на выбор)

20. Оценивание работы на уроке.

-Что на уроке вам сегодня особенно понравилось?

-Кто из ваших одноклассников работал лучше всех на уроке? А какая группа?

-Обсудите в группах свою работу и поставьте оценки. (Выставление оценок)

-Понравился ли вам наш урок? Чем он вам запомнился?



ИТОГ: Наш урок- это встреча с живым словом талантливого русского человека АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА.

  • ОБОРУДОВАНИЕ