Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Природа и мы. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»




Скачать 67.11 Kb.
Дата04.07.2017
Размер67.11 Kb.
ТипУрок
Урок литературного чтения

4 класс

Тема: Природа и мы. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»



Технология развития критического мышления.

Выполнила: Ковцун Наталья Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области



Урок литературного чтения в рамках технологии развития критического мышления.

4 класс (УМК «Школа России»)



Тема: Природа и мы. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Цели:

1) знакомство с творчеством Ю. И. Коваля; раскрытие смысла рассказа;

2) развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

3) воспитание чувства отзывчивости, взаимоподдержки, чуткости; любви к природе, наблюдательности.


Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы развития критического мышления: «Кластер», «Чтение с пометками», «Предположение», «Синквейн».
Оборудование: портрет Ю. И. Коваля, текст произведения, карточки с текстом о писателе, таблички для кластера, памятка для составления синквейна.
Ход урока.

Действия учителя.


Действия ученика

I. Организационный момент.

II. Вызов.

  1. - Сегодня мы закончим изучение раздела «Мы и наша природа» и познакомимся с произведением замечательного советского и российского писателя Юрия Иосифовича Коваля.

Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль - он мастер, рукодел. Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешел и особый дар. Произведения получались, как у заправского мастера - добротные, легкие и красивые.

Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:

"Метели летели,

Метели мели,

Метели свистели

У самой земли".

("От Красных ворот")

- Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно в паре и узнаете ещё сведения об этом авторе. Вместе затем составим кластер.

2)Составляем кластер

Юрий Иосифович Коваль

писатель художник скульптор сценарист автор

о природе о детях песен

стихи повести рассказы

3)С произведением этого разностороннего человека мне хотелось бы вас познакомить. Интересно его название «Вода с закрытыми глазами». Попробуйте предположить, о чём оно может быть.


« Дерево предсказаний»:


О чём произведение


о воде ?
о природе ?

III. Осмысление

1) Прослушайте произведения и скажете о возникших мыслях и чувствах. Затем проверим, оправдались ли наши предположения.

Возможно, и кластер сможем дополнить.

2) Чтение рассказа учителем.

- Оправдались ли наши предположения?

- Чем можем дополнить кластер?

- Кто герои произведения?

3) – Прочитаете теперь вы это произведение и подумайте, как наши герои относятся к природе?



Чтение с пометками: помечайте непонятные слова, выражения , помечая - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, ? – непонятное.

4) Словарная работа: фуфайка, миновал, угарные, сроду,

нерестились, язи.
5) - Как же наши герои относились к природе?

- Выборочное чтение.

- О каком времени года идёт речь?

- Почему герой торопится не упустить ни одной минуты?

(Ему важно, что происходит везде: перед ним, над ним, вокруг него)

- Прочитайте сцену встречи с Нюрой. Почему она была грустная?

( 1 – из-за двойки, 2 – обижена)

- Прочитайте разговор героев выразительно и подумайте: какая она. Нюра? Как по этому разговору можно её охарактеризовать?

( грубая; пытается сама справиться с проблемой)

- На какие вопросы девочка не отвечает? Почему?

- Какой момент очень волнует Нюру?

Автор серьёзно относится к переживаниям Нюры.

- Смог ли он успокоить девочку? Как?

Всем нужна поддержка, человеческое участие в трудную минуту.

- На протяжении беседы героев девочка не выпускает кружку воды. Давайте проследим, как она пила воду.

- О чём это говорит? Как она научила писателя пить воду? Почему?

- Ему понравилось?



Нюра очень тонко чувствовала природу в этом возрасте, чувствовала её целебную силу. Она не просто открыла её целебный вкус, она знает, как этот вкус вытащить наружу.

- Почему она пришла к ручью?



IV. Рефлексия.

1) - Написав рассказ «Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваль хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

- Почему рассказ назван « Вода с закрытыми глазами»?
Природа нас успокаивает, укрепляет в нас желание жить; любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, придают нам жизненные силы.

2) Сейчас мы с вами в группах составим синквейн по теме:

«Нюра».

Составление синквейна.



  1. Написать имя существительное по теме.

  2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Например. Нюрка



Грустная, добрая

Думает, пьёт, успокаивается

Девочка любит природу

Человек

V. Домашнее задание.

I. Выразительное чтение рассказа.

II. Выразительное чтение рассказа. Составить синквейн на тему «Природа».

Ученики работают в паре с текстами.

Выслушиваются предположения учеников.

Ученики прослушивают рассказ, затем отвечают на поставленные перед чтением вопросы.

Нюра, писатель.

Ученики подбирают синонимы; пытаются объяснить слова .


Выборочное чтение и устные высказывания учеников.

Выслушиваются высказывания учеников.

Выслушиваются ответы учеников.

Ученики работают в группах, составляют синквейн. Затем прослушиваются детские работы.


Самоанализ урока.

Данный урок включен в систему уроков литературного чтения по теме «Природа и мы».

Урок изучения нового материала построен на основе личностно-ориентированного подхода в обучении. Ключевую роль при изучении данного произведения играет технология развития критического мышления. В процессе изучения темы решается задача совершенствования умения у младших школьников анализировать текст, выделять нужное, обобщать и делать выводы.

В процессе урока чётко просматриваются три стадии: вызов – осмысление - рефлексия.

На стадии вызова постаралась вызвать интерес к изучаемой теме, автору, мотивировать к дальнейшим действиям, побудить к активной работе. Учащиеся познакомились сами с биографией писателя, привели знания в систему составлением кластера. Дальнейшее чтение было активизировано также работой с кластером.

Получение новой информации продолжилось на стадии осмысления. Использовался приём «Предположение», который развивает у учащихся способность прогнозирования, тем самым повышая мотивацию к изучению материала. «Чтение с пометками» - позволяет разделить информацию на известную, интересную, непонятную. Это методы активного чтения. Большое внимание на уроке уделяется организации работы через использование учебного диалога, постановку проблемной ситуации, коллективный поиск, тем самым, вызывая у учащихся интерес к открытию нового, создавая ситуацию успеха на уроке. Использование лексического материала способствует обогащению словарного запаса.

На стадии рефлексии дети составили в группах синквейны. Синквейн требует от ученика кратко выразить учебный материал. Ученик выражает свои эмоции, впечатления, ощущения. Это форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму.

На уроке информация критически оценивается, осмысливается; ученики спорят, учатся ценить точку зрения другого, работать совместно в паре, группе.



Урок иллюстрирует работу по развитию творческих способностей учащихся. Ученики работали активно на протяжении всего урока. Урок целей достиг.

  • Урок литературного чтения в рамках технологии развития критического мышления
  • Тип урока
  • Ход урока . Действия учителя.
  • III. Осмысление
  • Нюра очень тонко чувствовала природу в этом возрасте, чувствовала её целебную силу. Она не просто открыла её целебный вкус, она знает, как этот вкус вытащить наружу.
  • IV . Рефлексия
  • V . Домашнее задание
  • Самоанализ урока.