Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Примерная программа по учебному предмету «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013г




страница1/4
Дата03.07.2017
Размер0.84 Mb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011г. №03-776) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ, вступает в силу с 01.09.2013г.) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012г. № 1067 г.Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20132014 учебный год». Основная образовательная программа ГБОУ СПО СО «КГПК» отделения «Кадетская школа-интернат». Учебный план ГБОУ СПО СО «КГПК» отделения «Кадетская школа-интернат». Положение о рабочей программе педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО в ГБОУ СПО СО «КГПК» отделения «Кадетская школа-интернат». Междисциплинарная программа «Развития УУД на ступени основного общего образования» ГБОУ СПО СО «КГПК» отделения «Кадетская школа-интернат». Примерная программа по учебному предмету «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013г. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Состав УМК: учебник дидактические материалы рабочие тетради фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями методические советы поурочные разработки проверочные работы хрестоматия художественных произведений (для 9 класса) В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе. Фонохрестоматия позволит услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретации текста. Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы. Рабочие тетради предназначены для самостоятельной работы обучающихся; они помогают анализировать произведение, формировать собственное отношение к нему, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог. Поурочные разработки содержат конспекты уроков: содержание каждого урока и материалы для контроля уровня литературного развития учащихся. Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения произведений, включенных в программу по литературе. Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов. В книге содержатся рекомендации для проведения диагностических, текущих и итоговых проверочных работ по литературе, материалы для литературных игр контрольного характера и олимпиад. Общая цель преподавания литературы ― воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором. Общая характеристика учебного предмета «Литература» Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В рабочей программе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе, в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе). Курс каждого класса представлен разделами: • Устное народное творчество. • Древнерусская литература. • Русская литература XVIII века. • Русская литература XIX века. • Русская литература XX века. • Литература народов России. • Зарубежная литература. • Обзоры. • Сведения по теории и истории литературы. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: − осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; − выразительное чтение; − различные виды пересказа; − заучивание наизусть стихотворных текстов; − определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; − анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; − выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; − участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; − подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний. Программа предусматривает проведение как традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.), так и нетрадиционных уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, метода проектов и т. д. Практическое выполнение программы предполагает выполнение обучающимися конкретных видов УД: контрольных или творческих работ, проверочных работ (включая тесты, графические проверочные работы), виды работ с текстом, нетрадиционные виды домашних заданий и др. В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью разных видов и форм контроля: по времени - текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный; по формам - зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, семинары, проектные работы и др. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане В соответствии учебным планом ГБОУ СПО СО «КГПК» отделения Кадетская школа-интернат предмет «Литература» изучается с 5 по 9 классы и относится к предметной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана и в 7, 8, 9 классах добавлен 1 час из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Итого получается: 5 класс – 3 часа в неделю (всего 102 часа), 6 класс – 3 часа в неделю (всего 102 часа), 7 класс – 3 часа в неделю (всего 102 часа), 8 класс – 3 часа в неделю (всего 102 часа), 9 класс – 4 часа в неделю (всего 132 часа), Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Предметные результаты изучения курса будут отражать: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном про изведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметные результаты состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; • умение анализировать литературное произведение по предложенному плану; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Содержание учебного предмета «Литература» 5 класс Ведение. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, наборщик и др.) Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки-повторения). Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора- народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Практические работы. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану. Составление развёрнутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения). Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет. Создание собственных иллюстраций к сказке. Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя на родной земле. Практические работы. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Из литературы 18 века. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). Практические работы. Анализ стихотворения по плану. Составление таблицы «Роды и жанры литературы». Из литературы 19 века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев) (обзор). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова. Понятие об эзоповом языке. Практические работы. Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях. Выявление особенностей басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха). Составление таблицы «Жанровые особенности басен». Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова. Конкурс инсценированной басни. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Практические работы. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки, особенности композиции (лирическое послание, пролог). Практические работы. Конкурс на выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) или пересказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. Инсценирование фрагментов сказок. Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев (в том числе сопоставительная), отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, решение тестов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки». Составление викторин к сказкам. Написание отзыва на анимационный фильм. Русские Литературные Сказки. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуации, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Практические работы Инсценирование фрагментов сказок. Составление отзыва о литературной сказке. Поиск примеров художественной условности в сказках. Создание иллюстраций к сказкам Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Практические работы. Обучение выразительному чтению стихотворения. Подбор цитатных примеров из сказки, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись». Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Практические работы. Инсценирование фрагментов повестей Н. В. Гоголя. Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей (по выбору учителя). Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность». Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). Практические работы. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет». Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Создание собственных иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие, протест героя. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений). Практические работы. Инсценирование фрагментов повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести. Создание собственных иллюстраций к повести. Подбор цитат по заданной теме высказывания. Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Практические работы. Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Практические работы. Инсценирование фрагментов рассказа. Подбор цитат по заданной теме. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение». Определение роли сравнений в рассказе. Обучение анализу эпизода рассказа. Создание собственных иллюстраций к рассказу Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Практические работы. Инсценирование рассказов А. П. Чехова. Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики). Описание кадров киносценария по рассказу «Хирургия». Обучение составлению киносценария. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика». Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова. Поэты 19 века о Родине и родной природе.(обзор) Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н.Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима» (отрывок); А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Стихотворный ритм как средство эмоционального состояния, настроения. Практические работы. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Обучение анализу стихотворения. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям. Из литературы 20 века. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Практические работы. Обучение анализу эпизода рассказа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор». Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье. Практические работы. Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев». Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж и др:). Создание иллюстраций к повести. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина. Практические работы. Обучение анализу стихотворения. Русская литература сказка ХХ века (обзор.) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Практические работы. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Обучение анализу эпизода сказа. Создание собственных иллюстраций к сказу. Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Практические работы. Инсценирование фрагментов сказок. Анализ языка пейзажных фрагментов сказки. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж». Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Практические работы. Инсценирование фрагментов сказок писателя. Сопоставление литературной пьесы-сказки и её фольклорных источников. Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки. Составление плана высказывания «Драма как род литературы». Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Практические работы. Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа. Подбор цитат для характеристики героя. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика». Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуации. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Практические работы. Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Создание иллюстраций к рассказу. «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский. «Расска зтанкиста».Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Практические работы. Обучение анализу стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений. Произведения о Родине, родной природе. И.Бунин. «Помню – долгий вечер…»; А.Прокофьев. «Алёнушка»; Д.Кудрин. «Алёнушка»; Н.Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Практические работы. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В. М. Васнецов. «Алёнушка»). Писатели улыбаются. Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Практические работы. Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного. Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор»: Создание иллюстраций к рассказам
  1   2   3   4

  • Фонохрестоматия
  • «Методические рекомендации»
  • Дидактические материалы
  • Рабочие тетради
  • Поурочные разработки
  • Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов
  • Общая характеристика учебного предмета «Литература»
  • Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» Личностные результаты
  • Метапредметные результаты
  • Содержание учебного предмета «Литература» 5 класс Ведение.
  • Устное народное творчество.
  • Русские народные сказки.
  • Из древнерусской литературы.