Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы




Скачать 93.79 Kb.
Дата04.07.2017
Размер93.79 Kb.
Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

«Знания в собственном смысле слова сообщить

невозможно. Можно их человеку предложить,

подсказать, но овладеть ими он должен путем

собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя.

Он должен самостоятельно все охватить, усвоить,переработать»

Фридрих Дистервег
Необходимость формирования положительной мотивации в процессе обучения является  важным  условием повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся , актуально  для всех ступеней образования. Мотивация  (от лат. мotus – движение) – это методы, средства побуждения к активной деятельности. Для формирования положительной мотивации необходима активизация методов обучения  преподавателем.

Активные методы обучения это система методов, обеспечивающих

активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности

обучающихся в процессе усвоения учебного материала.

АМО строятся на :

 практической направленности

 игровом действии и творческом характере обучения

 интерактивности

 разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге

 использовании знаний и опыта обучающихся

 групповой форме организации их работы

 деятельностном подходе к обучению и рефлексии

Применение активных методов обучения позволяет преподавателю научить обучающихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В  итоге сформируется общая система знаний,  обучающийся научится самостоятельно  учиться. Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск  ответа на вопрос. И помогут в этом  такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных задач, игровые упражнения на логическое мышление , творческие задания . Использование подобных методов и форм обучения предполагает и изменение традиционной организации процесса обучения. Если типичная  схема образовательного процесса  строится по схеме: объяснение нового материала – усвоение – закрепление – самостоятельное применение обучающимися ,  то при использовании активных методов и форм обучения, она принимает иной вид: самостоятельный поиск – усвоение – объяснение. Следовательно,  повышается активность и самостоятельность обучающихся.

Модели учебных занятий, проводимых с применением АМО:

1)на основе игровой деятельности: игры- соревнования, игры- обсуждения , игры на логическое мышление ;

2) на основе дискуссионной деятельности:

семинары, дискуссии (групповая работа)

3)на основе исследовательской деятельности:

практические занятия, исследовательские уроки, урок- проект .

Применять активные методы  можно на различных этапах обучения. Так, на этапе  знакомства с новым материалом можно предложить обучающимся решить  проблемную задачу. Например,  при изучении темы « Бессоюзные сложные предложения .Знаки препинания в БСП » перед обучающимися ставится задача: проанализировать на примере предложений , от чего зависит постановка знаков препинания в БСП и как их можно проверить. Для решения данной задачи обучающимся необходимо установить  смысловые отношения между простыми предложениями , проверить можно , подставив союзы, подходящие по смыслу, тем самым доказать  правильность своего ответа и сделать вывод.  1) Птиц не слышно: в часы зноя они не поют. ( причина , потому что ) 2) Работы много - отдыха не жди . ( время , условие , союзы когда, если ) 3) Солнце дымное встает - будет день горячий. ( следствие , так что ) 4) Теплоход шел , бесшумно разрезая волны; над палубой летали чайки. ( одновременность действий , союз и). Как мы видим, решение  проблемной задачи позволяет развивать мышление, логику обучающихся, прививать интерес к познанию, умение анализировать и синтезировать знания, дает возможность творить, создавая новое (написание алгоритма действий в виде таблицы ).

Знаки препинания



Смысловые отношения между простыми предложениями

Как проверить знаки препинания



Запятая, точка с запятой

одновременность и последовательность событий , действий



союзом и

двоеточие



причина

союзом потому что

пояснение

союзами а именно, то есть

дополнение

союзами что , как

тире


противопоставление

союзами а, но

время

союзом когда

условие

союзом если

вывод, следствие

союзом так что

При изучении темы по русской литературе « Пьеса М.Горького «На дне . Суть споров о правде и лжи » решается проблемный вопрос : что лучше – истина или сострадание? Чья правда ближе : Луки или Сатина? Работа проводится по подгруппам , мнение каждого участника подгруппы обсуждается , записывается , подтверждение своих суждений обучающиеся находят в тексте художественного произведения ( слова Луки и Сатина ) , приводят примеры , находят значения слов в словаре – жалеть и уважать, соотносят ситуацию с современностью и делают вывод : у Луки  акцент делается на жалости к конкретному живому человеку, у Сатина -  к Человеку вообще. Но они едины в утверждении человека как высшей правды и ценности мира.

Часто использую на своих уроках игровые упражнения на развитие логического мышления , например : « Что лишнее? », «Третий лишний », «Какое утверждение верно ? ».Приведу несколько примеров. При изучении темы « Виды сложных предложений » предлагаю такое задание : игровое упражнение « Что лишнее?» .Обосновать свой выбор.

№ 1.

* Мир строит, а война разрушает.



*Облака рассеялись, и на небе ярко засверкали звезды.

* Солнце медленно сползает на край и становится багровым. .

№ 2.

* Я тебе определенно скажу, что у тебя есть талант.



* Он думал о скором возвращении домой и о встрече с отцом.

* Она почувствовала , как сердце бьется сильнее.


№ 3.

* Вы проснетесь позже , когда в поля и леса хлынет зной и все высушит.

* Падает хлопьями снег , также идет мелкий дождь.

* Прошла зима, и наступила весна.

При изучении темы «Введение . Русская литература второй половины 19 века » провожу игровое упражнение «Третий лишний »:

к эпическому роду литературы относятся жанры :

А) роман , повесть

Б) рассказ, роман- эпопея                                         

В) лирика 

Игровое упражнение «Какое утверждение верно ? » использую при повторении изученного , закреплении нового материала. Например , автором произведения «Леди Макбет Мценского уезда » является :

А)А.Н.Островский  

Б)Ф.М.Достоевский                                       

В)Л.Н.Толстой

Г)Н.С.Лесков



Развитие творческих способностей обучающихся  – очень важное условие активизации познавательной деятельности студентов и развития  их самостоятельности на уроке. Специально организованная образовательная среда, стимулирующая воображение, развитие устной и письменной речи, повышает мотивацию и активность обучающихся в процессе учебной деятельности. Основные приёмы развития творческих способностей:

  • написание сочинений, изложений;

  • игры «Кто быстрее ?», « Кто больше назовет », «Лингвистические угадайки »;

  • творческие словари, ребусы , кроссворды.

  • творческие задания на дом. Основная цель самостоятельной работы обучающихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа «Объясни », «Докажи».

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес обучающихся к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества и особенности их языка. На своих уроках практикую проведение сочинения – эссе , сочинение – миниатюры , сочинение по прочитанному , сочинение- описания , сочинение- рассуждение. Например, при изучении темы « Дискуссионная речь. Культура спора » предлагаю    обучащимся написать эссе-рассуждение на тему: «Современная девушка – какой она должна быть? », «Современный юноша – каким он должен быть? » Обучащиеся опираются на индукционную форму рассуждения – это движение мысли, от накопленных фактов по ступенькам анализа к выводу. По этой же теме провожу дискуссию на тему : « Что важнее в учении – трудолюбие или способности ? ». Организую дискуссию по подгруппам , где каждый принимает активное участие в обсуждении данного вопроса , а затем проводится защита той точки зрения , которая ими выбрана. Исследовательская деятельность обучающихся занимает особое место в преподавании русского языка и литературы . На уроках русского языка при изучении темы «Лексика русского языка как система. Этимология. » для поиска ответа на вопрос  «Как  выучить словарные слова? Какой способ эффективен?» можно разбить обучающихся на группы и каждой группе предложить определенное  исследовательское задание. 1 группа

Даны слова: конгресс, конференция, конкуренция, консерватор, конституция, конвенция, консолидация. Что объединяет данные слова?


Чтобы ответить на поставленный вопрос, обучающимся необходимо обратиться к словарю иностранных слов и выяснить происхождение, значение и написание данных слов:

Конгресс
Конференция
Конкуренция
Консерватор
Конституция
Конвенция
Консолидация

«Вместе» «ход, движение»
«Вместе» «собирать»
«Вместе» «бежать»
«Вместе» «охранитель»
«Вместе» «слагать»
«Вместе» «приход, собрание»
«Вместе»   «уплотнение, укрепление»

Обучающиеся делают вывод о том, что объединяет все эти слова латинская приставка con  – «вместе», на русском языке все эти слова не случайно пишутся с гласной «о», так как именно данная гласная присутствует в латинской приставке.

2 группа

Даны слова: рябина, баюкать, щепетильный, улитка, позор .

Проведя этимологический анализ слов, докажите верность высказывания В. Шереметевского:  «Орфография слова есть биография слова». Подберите однокоренные слова.

Баюкать

Произошло от слова   «баять», то есть « говорить, рассказывать»

Басня, байка

Позор

Образовалось от слова «зор» – посмотреть, первоначально обозначало «зрелище»

Заря, узор

Рябина

Общеславянское название дано дереву за его пестрый облик, древним значением слова «рябой» было« пестрый, пятнистый»

Рябчик, курочка – ряба, рябить

Улей

Произошло от слова « улита», то есть « снабжено норой»

Улица, улей

Щепетильный

Образовано от слова «щепет», что означало «порядок по отношению к внешнему виду, мелочам»

Щепка, отщепенец

Вывод: В.Шереметевский был абсолютно прав, утверждая: «Орфография слова есть биография слова». Этимологический анализ слов помог проверить «непроверяемые слова». Подобное задание помогает организовать работу по орфографии, прививает интерес к познанию, расширяет кругозор. Проектная деятельность ориентирована на развитие мышления, творческих способностей и самостоятельности обучающихся . Работа может быть выполнена в форме презентации, доклада, реферата , видеопроекта и т.д.В своей работе практикую написание рефератов по литературе ( « Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова », « Теория Раскольникова и ее опровержение », « Жизнь и судьба Олжаса Сулейменова » и др. ), проведение урока- проекта ( « Пьеса М.Горького « На дне » ), создание обучающимися презентаций на темы: « Жизнь и судьба Анны Ахматовой », «Творческий путь Михаила Шолохова », «Функции снов Раскольникова и Свидригайлова » и др.

Использование  именно активных методов и форм работы определяет подход к содержанию и освоению современной развивающей образовательной среды, повышая мотивацию обучающихся в процессе обучения,  потому что они должны не только «получить» знания, но овладеть методами познания, то есть  научиться  учиться.



Список используемой литературы

  1. Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция. – М., 2005.

  2. Современные образовательные технологии в практике учителя мировой художественной культуры. – М., 2003.

  3. Львова С.И.  Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001

  4. Сараева  А.Н. Как проверить «Непроверяемое» слово. – М., 2004.

  5. Виноградова Н.К. Базовая модель занятия по развитию творческих способностей учащихся. МПГУ им.В.И.Ленина. – М., 2006

  • Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности
  • Развитие творческих способностей обучающихся
  • исследовательское задание .
  • вывод
  • Проектная деятельность
  • Список используемой литературы