Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Приложение 2 Методические рекомендации для педагогических работников по организации и проведению образовательных программ для обучающихся игре в шахматы




страница1/12
Дата06.07.2017
Размер1.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Приложение 2
Методические рекомендации для педагогических работников по организации и проведению образовательных программ для обучающихся игре в шахматы, включающие информационные материалы для визуально-наглядного и аудио сопровождения циклов занятий
В связи с нарастающей тенденцией введения шахматного всеобуча в общеобразовательных школах России остро встал вопрос о начальном обучении шахматной игры. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны, но остается немало нерешенных проблем. Одной из таких проблем является проблема рационального построения образовательного процесса начального обучения в шахматах и пути его эффективной реализации.

Для успешного разрешения данного вопроса недостаточно обладать чисто шахматными (специальными) знаниями, необходимо так же использовать проверенные, оправдавшие себя положения из смежных научных дисциплин, таких как психология, физиология, социология и др, т.е обучение должно носить интегрированный характер, учитывать последние достижения в области педагогики, теории физического воспитания, психологии, компьютеризации шахмат и пр. Но в первую очередь необходимо обратиться к опыту преподавания других предметов, составляющих курс начальной школы, то есть освоить весь комплекс педагогических умений и навыков. Именно педагогика является той наукой, концептуальные положения которой лежат в основе всех процессов, связанных с обучением и воспитанием.

За последние 10-15 лет значительно выросло количество детей, занимающихся шахматами и принимающих участие в различных шахматных соревнованиях.

Опираясь на методики начального обучения шахматной игре И. Сухина, И. Славина, Н. Костенюк, создана методика начального обучения детей шахматной игре, основанная на взаимодействии шахматной игры с оригинальными творческими продуктами.



Цель методики - сформировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы, способствовать освоению основных шахматных понятий, стимулировать к созданию новых творческих идей и решений.

Задачи методики:

  1. Вызвать интерес детей к игре в шахматы и к усвоению основных шахматных понятий.

  2. Стимулировать активность дошкольников на шахматных занятиях, проявление творческих идей и решений простейших шахматных задач.

  3. Способствовать формирорванию устойчивого интреса к шахматам и проявлению индивидуального творчества в шахманой игре и других видах индивидуальной творческой работы ребенка.

Методика носит этапный характер.

I этап – восприятия шахматных знаний – включает в себя изучение основ шахматной игры и подразумевает рассмотрение следующих тем: шахматная доска, шахматные фигуры, ходы шахматных фигуры, расстановка шахматных фигур в начальной позиции, нумерация горизонталей и идентификация вертикалей шахматной доски, шахматная нотация, координаты шахматных полей, рокировка.

II этап. – осмысления – расчитан на восприятие ребенком шахматной доски и шахматных фигур как единого целого и подразумевает изучение следующих тем: особенности фигур в борьбе друг с другом, цель игры, базовые понятия шахматной игры (шах, мат, пат), основные тактические приемы, три стадии шахматной партии.

III этап – закрепления шахматных знаний – предназначен для обобщения полученых ранее шахматных знаний и закрепления их в процессе практической игры, при решении задач и комбинаций различной сложности. Этот этап подразумевает овладение общими правилами игры в шахматы, принципами игры в дебюте, решение задач на мат в один ход и участие в первом шахматном турнире.

IV этап – накопление опыта творческого проявления – направлен на взаимодействие шахматной игры с оригинальными творческими продуктами с целью стимулирования творческого развития ребенка.

Схему построения шахматного занятия с детьми из экспериментальной группы можно представить следующим образом:



  • организационный раздел занятия: подготовка к работе, дисциплина;

  • теоретический раздел заняития: изучение нового матреиала;

  • творческий раздел занятия: закрепление пройденного материала с помощью оригинальных творческих продуктов;

  • заключительный раздел занятия: игровая деятельность детей.

Поскольку объем внимания у таких ребят еще не велик, много нового и трудного им сразу не понять. Однако, живость и яркость предлагаемого шахматного материала, его связь непосредственно с самой игрой настолько привлекают их, что они полностью включаются в изучаемый процесс и не замечают ничего постороннего. В связи с этим, важным в авторской методике является использование шахматной игры в единстве с оригинальными творческими продуктами: творческими заданиями, творческими дидактическими играми, творческими избирательными упражнениями, сказками, стихотворениями, загадками.

Творческие задания – это особый вид заданий для формирования устойчивого интереса малышей к шахматам. Такие задания представляют собой часть занятия, на котором дети занимаются творческой деятельностью, столь любимой дошкольниками – они получают задание нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру так, как они себе ее представляют, инсценировать известную сказку на шахматный лад, придумать собственную историю, сказку, про любимую шахматную фигуру и пр. В рисунках дети стремятся выразить эмоциональные отношение к явлениям жизни, к увиденному, услышанному. Творческие занятия по рисованию, лепка на шахматную тематику развивают воображение, способствуют развитию творческого, латерального мышления, развивают креативные способности, а также творческий потенциал. В развитии интеллекта во время изобразительной деятельности участвуют такие важные мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Сказкотерапия является для ребенка обучающим, развивающим средством. В сказках, сочиненных детьми, отражаются желания самого ребенка, его «Я», самооценка. Дети любят составлять и зарисовывать сказки. "Рисование" сказки способствует развитию креативности, умения образно выражать свои мысли; развивает память, внимание, волю, нравственные чувства. Дети очень любят волшебные сказки. Они таинственны, динамичны, они настраивают, побуждают фантазию ребенка.Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе.

Творческие развивающие игры – особый вид заданий, способствующий в игровой и увлекательной форме закреплению пройденного материала. Игра является живым образцом универсальной жизни детей. Игра ведет ребенка по жизни, направляя его деятельность в нужное русло. Для целей развития творческого потенциала ребенка мы использовали различного вида игры: дидактические игры, игра в шахматы как таковая, сюжетно-ролевые. Эмоционально насыщенная игра дает ребенку силы, радость, здоровье, развивает интеллект, культуру, она воспитывает ребенка, укрепляет его жизненные интересы, позиции. Игра способствует развитию фантазии, креативности.

Мы исходили из известного положения, что для детей всякая деятельность — прежде всего игра. Поэтому и уроки шахмат должны стать привычной для них игрой. Малыши охотно в нее включались, уже на первых порах удивляя точным и образным описанием шахматных фигур, умением отыскивать сходные черты и предметы в окружающем мире. Так, на уроке «Шахматное лото» на загадку, которую задавал педагог, дети быстро доставали из «волшебного мешочка» фигуру-отгадку, на уроке «Шахматная ярмарка» с удовольствием учились на весах определять «вес» фигуры (ее цену в игре). С радостью дети участвуют в перевоплощениях в фигуры на уроке «Карнавал». Урок шахмат с дошколятами превращается в урок познания. Так разнообразя учебный процесс, нам удалось, самое главное, заинтересовать малышей шахматами.



Стихи, загадки, ребусы про шахматный фигуры способствуют быстрому замопинанию шахматного материала и включению всех детей в познавательный процесс.

Специальные творческие избирательные упражнения для воздействия на определенные интеллектуальные функции учащихся. Упражнения избирательного характера (на тренировку внимания, оперативной памяти, воображения, комбинаторного, логического и творческого мышления, творческой фантазии) не предъявляют каких-либо особых требований к уровню шахматных знаний за исключением правил перемещения фигур. Шахматные задания на развитие творческой фантазии, то есть задания на умение строить игру на воображении. Известно, что их воспроизводящее и творческое воображение опирается только на конкретную действительность. Поэтому различные шахматные понятия и идеи тренер должен иллюстрировать конкретными и яркими образами, оригинальными жизненными сравнениями при разборе партий и позиций. Таким образом, можно постепенно формировать общие представления и понятия, которые так или иначе понадобятся ученику в дальнейшем и станут фундаментальными для жизни и шахматной игры. Один из путей к достижению этих целей — решение простейших задач и этюдов, комбинированный разбор специально подобранных партий-миниатюр, остроумных и познавательных позиций. Один из важнейших способов развития шахматного и творческого мышления и фантазии — это создание (моделирование) в учебно-тренировочном процессе разнообразных проблемных ситуаций, что выражается в подборе проблемных заданий с их педагогическим «обыгрыванием» на занятиях. Такие ситуации и задания резко активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют организации их умственных действий. В этом случае дети все больше сравнивают и глубже обобщают, усваивая сущность шахматной игры, пусть даже и е элементарном смысле. Так, например, разнообразные позиции на карточках позволяют тренеру подчинить мыслительную деятельность учеников решению поставленных задач, переключая его внимание и течение мысли с одной задачи на другую. Причем, операции проделываются в уме, без передвижения фигур, что в целом формирует гибкость и подвижность мышления, внутренний план действий. При этом полезно научить ученика предварительному обдумыванию позиции с постановкой необходимых вопросов, а затем переходу к поиску правильного решения. Успешность таких упражнений зависит не только от их сложности, но и от того, насколько привлекает она дошкольника, вызывает у него живой интерес. В связи с этим большинство упражнений предлагать детям в занимательной форме (сюжетах, отражающих различные сказочные или жизненные ситуации). Для примера, упражнение «Разминка!», проводимое следующим образом: ученикам даются карточки и за ограниченное время (можно начинать с 1 минуты) они должны запомнить позицию и по памяти ее записать. Для начинающих можно позицию просто восстановить по памяти на шахматной доске. Педагог фиксирует сделанные ошибки, а ученики начисляют себе баллы за правильно записанные фигуры.



Условиями эффективности авторской методики являются:

  • занятия носят системный, регулярный характер. Уроки проводятся как минимум 2 раза в неделю, продолжительностью не менее 30 минут;

  • благоприятная, доброжелательная, обогащенная творческая обстановка, опережающая развитие детей (соответствующий дизайн в кабинете, где ведутся шахматные занятия: картины выдающихся шахматистов, рисунки на шахматную тематику, элементы более сложных шахматных комбинаций и этюдов и пр.);

  • творческая личность педагога по шахматам и его готовность к ненавязчивой, доброжелательной помощи ребенку (не превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку). «Владение методикой обучения не только предполагает выполнение программы, но требует от преподавателя умения уточнить, видоизменить как задачи, так и методику работы в зависимости от контингента учащихся. Творческий подход является необходимым условием преподавания шахмат. При обучении наиболее ярко проявляются индивидуальные различия детей, в связи с этим возрастает роль дифференцированного подхода к отбору содержания обучения, его объему, последовательности и темпу изложения» [58, с. 128].

  • взаимодействие шахматной игры с оригинальными творческими продуктами;

  • использование всех возможностей шахматной игры (шахматная партия, анализ позиций, сеансы одновременной игры, решение комбинаций и пр.);

  • использование эффекта максимального напряжения сил (игра с более сильным соперником);

  • свобода в выборе деятельности и способов работы, в чередовании деятельности; активная творческая позиция самих учащихся.

Для проведения шахматных занятий с дошкольниками необходимо следующее оборудование:

  • шахматная доска с комплектом фигур (желательно по одному комплекту на 2-х детей);

  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур (для проведения коллективных занятий);

  • шахматные часы (для первоначального знакомства и нескольких практических занятий будет достаточно 1-2 штук);

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (изготовленные из цветной бумаги или картона);

  • шаблонный латинских букв (также изготовленные из цветной бумаги или картона) для изучения шахматной нотации;

  • фишки для дидактических игр-упражнений;

  • мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Чудесный мешочек»;

  • для выполнения индивидуальных заданий на занятии хорошо иметь тетрадки в клетку у каждого ребенка;

  • штамп с оттиском шахматной диаграммы (таким штампом можно проставлять в тетрадке шахматную диаграмму и давать любое задание для закрепления нового материала, а также домашние задания детям, плохо усвоившим материал);

  • цветные карандаши, фломастеры, пластилин, доски для лепки, бумагу для рисования – для творческих заданий;

  • для создания обогащенной творческой среды – вырезанные из картона шахматные фигуры, вывешенные рисунки детей на шахматную тематику, выставка вылепленных работ детей из пластилина и пр.

Таким образом, в обобщенном виде специфику методики организации шахматной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие творческого потенциала учащихся, можно представить следующим образом:

  1. методика носит этапный характер: этап усвоения знаний, этап осмысления знаний и этап зактрепления знаний;

  2. методика основана на взаимодействии шахматной игры с оригинальными творческими продуктами: творческими заданиями, творческими развивающими играми, творческими избирательными упражнениями, сказками, стихами, загадками, ребусами, что существенно обогащает творческую среду;

  3. занятия строятся на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании ведущих видов деятельности ребенка и включают элемент творчества самих детей.

В реализации методики мы руководствовались следующими принципами шахматной работы с детьми, сформулированными Я.Г. Рохлиным:

  1. Принцип активности обучения. Активность в применении к дошкольным шахматам означает, что педагог должен настолько доступно излагать тему, чтобы ребенок мог сознательно усваивать прослушанный материал и закреплять в памяти полученные знания.

  2. Принцип наглядности. Учение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, - говорил Я.-А. Коменский, - но с предметного над ними наблюдения», в связи с чем «наглядность – золотое правило» обучения и залог педагогического мастерства. Средствами наглядности в работе с дошкольниками являются сама шахматная доска, движение фигур, вырезанные из картона шахматные фигуры, диагонали, вертикали и горизонтали шахматной доски и пр. Поскольку в основе шахматной игры лежит наглядно-образное мышление, этот принцип органически сливается с самой творческой деятельностью дошкольника.

Вот почему, подбирая материал для занятий, нужно стремиться сделать каждый фрагмент этого материала не только интересным по своему содержанию, но и легкозапоминающимся.

3. Принцип систематичности и последовательности. Из этого принципа вытекает известное положение, в соответствии с которым процесс обучения надо вести от простого к сложному, постепенно увеличивая трудности материала и не забегая вперед, пока пройденное не будет усвоено до конца. Нужно добиваться того, чтобы предыдущее пролагало путь последующему, и ничто не было пропущено. Вся партия – это классический образец систематичности последовательности в выполнении задуманного плана действий.

4. Принцип доступность. Этот принцип требует посильной нагрузки для занимающихся, соответствия между материалом возможностью его восприятия. Отсюда не следует, что материал должен излагаться так. Чтобы он мог быть усвоен без каких-либо усилий и творческого напряжения. «Разжевывание» материала, в конце концов, вызовет упадок интереса к шахматам.
Методика комплексной подготовки к спортивным соревнованиям опирается на следующие педагогические принципы:

1. Принцип научности. Любая шахматная информация, преподнесенная ученику для осмысления должна быть в первую очередь научна. То есть соответствовать общим стандартам изложения материала. Преподаватель на теоретических занятиях должен опираться на соответствующие научные шахматные труды, чтобы заложить ученикам необходимые фундаментальные знания в области дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

2. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, и, прежде всего, с развитием креативности1 индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых [52]. Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность. Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему.

Педагогу-шахматисту необходимо понимать, что воспитывает личность ребенка через обучение шахматной игре. Тем важнее и эффективнее проходит этот процесс, чем раньше ребенок начинает заниматься шахматами.

В исследовании В.В. Князевой (Оренбургский государственный университет) раскрывается педагогическое, воспитывающее влияние шахматной игры на личность школьника. «В целом, - подчеркивает В.В. Князева, - влияние учебного предмета шахматы на растущую личность — малоизученная проблема, оно требует специального исследования. И поскольку проблема воспитания шахматами неразрешима без четких представлений о его критериях, то мы на протяжении ряда лет изучали воспитательные возможности древней игры. В ходе экспериментального исследования было установлено, что педагогические возможности шахмат проявляются через воспитательную основу предмета, его способности воздействовать на личность суммой влияний, которым она подвергается.

В. В. Князевой выявлены и раскрыты сферы влияния шахматной игры на личность школьника, получившие отражение в различных исследованиях: развитие оперативной памяти (А.А. Барташников); влияние на успешность в учебе (И. Циов), рефлексивное, креативное мышление (Е.Н. Кучумова, Н. М. Гнатко), влияние на работоспособность (М.Я. Виленский, Б. Стеценко), сосредоточенность внимания (М.Я. Виленский), комбинаторные способности (А.И. Авраменков), логические приемы мышления, логическая память (М.Я. Виленский, В. Захаров, М. Фельдман) и др.

Наряду с этим, ею дополнены следующие аспекты влияния шахмат на личность школьника: активизация познавательной деятельности; сосредоточенность внимания; влияние на успешность в учебе; комбинаторные способности.

В.В. Князева утверждает, что занятия шахматами воздействуют на личность избирательно, сообразно природе ребенка, но:

1) каждый конкретный случай содержит элементы общего развития личности: слияние в индивиде разнообразного влияния обеспечивает целостность качеств личности.

2) воспитательное воздействие шахматной игры, обнаруживая готовность нервной системы к восприятию, затрагивает потаенные уголки психики, сознания,

3) положительное воздействие игры на нервную систему создает перспективы влияния шахмат на воспитательную готовность, педагогическое прогнозирование.

Воспитательное значение шахматной игры, таким образом, разнообразно и многоаспектно.



Резюмируя вышесказанное, можно определить, что шахматы влияют на личность шахматиста следующим образом:

  • развивают комбинаторные способности, формируют умения выделять главное — существенный признак, ставить цель, планировать действия, переносить умения на учебную деятельность, уменьшают перегрузку учащихся (А.И. Авраменков);

  • формируют стремление к целеполаганию, целеосуществлению (общность цели и результата), умственную активность, творческие способности (В.А. Алаторцев);

  • развивают воображение, комбинаторное мышление, логическое мышление, творческий потенциал, оперативную память, практическое мышление (А.А. Барташников);

  • формируют познавательную потребность, креативность мышления (Е.Е. Васюкова);

  • воздействуют на развитие отдельных сторон интеллектуальной деятельности, на успешность в учебе, на сосредоточенность внимания, логическую память, настойчивость, работоспособность (М.Я. Виленский и др.);

  • развивают аналитические способности, самостоятельность, способность принимать оптимальные решения в различных условиях, в том числе и экстремальных, избирательность в оценке разных факторов, воспитание культуры и дисциплины (Б.С. Гершунский);

  • учат воспринимать красоту (Е.С. Гижицкий);

  • развивают склонность к творчеству (Н.М. Гнатко);

  • содействуют развитию самостоятельности в единстве проявления мышления и воли (В.И. Гончаров);

  • способствуют выработке усидчивости, самостоятельности, многих других положительных качеств (А.Д. Дэуэль);

  • воспитывают умение мыслить и рассуждать, формируют логические приемы мышления, умения проводить логические операции, побуждают умственную деятельность, оценочную деятельность: учат сравнивать и подводить под понятие, выводить следствие, это — эффективное средство познавательной деятельности (В.М. Захаров);

  • убыстряют темпы развития личности, разносторонне развивают, раскрывают горизонты, особенности натуры, ее потенциальные возможности, не выявленные способности, помогают лучше узнать себя, активизируют познавательную деятельность (В.В. Князева);

  • воспитывают уверенность в себе, более организованное мышление (В.В. Костров)

  • развивают кратковременную память, мышление, внимание, побуждают к самостоятельной работе (А.М. Кормишкин);

  • учат сопереживать, проникать во внутренний мир другого человека, противостоять трудностям, преодолевать неудачи; воспитывают высокую дисциплину мышления, логическое мышление — принимать решение на основе рассуждения, способность планировать, производить последовательный вариантный расчет, прогнозирование, адекватно оценивать свои возможности, рефлексию (Н.В. Крогиус);

  • формируют такие черты характера, как принципиальность, усидчивость, настойчивость, смелость, риск, искоренение лжи, упрямства и малодушия, учат находить выход из, казалось бы, из безвыходной ситуации (В.Р. Купрашвили);

  • развивают произвольность внимания, способность осуществлять внутренний план действий и рефлексивный анализ, теоретическое мышление (Е.Н. Кучумова);

  • развивают способности к логическому мышлению, способствуют общему развитию (Б. Ланин);

  • формируют общую культуру, содействуют эстетическому воспитанию (И.М. Линдер);

  • воспитывают активную жизненную позицию, повышенный интерес к духовным ценностям, развивают интеллект, целеустремленность, широту кругозора, желание приносить пользу, способствуют творческому характеру труда, воспитывают стремление к знаниям, самостоятельность в суждениях и оценках, высокие культурные потребности и запросы, большую степень реализации на практике своих желаний и интересов (Минц Г., Тенеткин В.);

  • способствуют общему развитию, расширяют кругозор учащихся, приучают к анализу, служат активным средством отдыха (Ноах М.);

  • воспитывают способность чувствовать красоту, развивают интеллектуальные способности, логику, счетные качества, творческие навыки, самостоятельность при принятии решений (Т.В. Петросян);

  • способствуют положительным мотивациям ребенка, воспитанию выдающихся способностей (Полгар Л.);

  • упорядочивают мышление, способствуют гибкости мышления, логике, приучают ставить цель, преодолевать трудности в ее достижении (Я.Г. Рохлин);

  • развивают целеустремленность, интерес к учебе (Ф.Ф. Скрипченко);

  • помогают в обучении, служат важным средством воспитания, формируют характер (Г. Спиридонов);

  • воздействуют на работоспособность, успеваемость (Б. Стеценко);

  • развивают умственные способности, учат сравнивать и делать выводы, являются средством воспитания характера (И.Г. Сухин);

  • формируют широкий перенос логических приемов умственной деятельности, обобщенные интеллектуальные умения, познавательную деятельность, повышают успеваемость по всем предметам, улучшают память, способствуют воспитанию воображения, ускорению мыслительных процессов (Н.Ф. Талызина, Ю.В. Яковлев и др.);

  • содействуют воспитанию моральных качеств, творческих способностей, абстрагированию, умению – сравнивать и делать выводы, воспитывают счетные способности, интерес к учению на основе межпредметных связей (А.А. Тимофеев);

  • нормализуют психические процессы, развивают логическое мышление; способствуют реабилитации детей с ослабленной жизненной позицией (М. Фельдман);

  • являются активным средством воспитания, способствуют повышению успеваемости (И. Циов).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • 1. Принцип научности.
  • 2. Принцип воспитывающего обучения.