Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Прикосновение к войне»




Скачать 183.13 Kb.
Дата21.07.2017
Размер183.13 Kb.
ТипУрок
Конспект урока по курсу «История России» в 9 «А» классе с использованием регионального компонента.

Учитель истории МОУ СОШ №13 г. Владимира Автономова Татьяна Леонидовна.



Тема урока: «Прикосновение к войне».
Эпиграф к уроку: «Прошла война,

Ушла за поворот». М.Ножкин


Обоснование темы и методики урока:

Урок подготовлен и проведен в 9 «А» классе, где классным руководителем является учитель истории. Почему появилась потребность у ребят и учителя провести данный урок? С чего все началось? Наверное, с «Акции добрых дел», которая стартовала в школе с сентября прошлого года. Учитель рассказал о школьном музее, который когда-то существовал в нашей школе, попросил помощи у ребят в его восстановлении. Музей был посвящен 200(45)-ой гвардейской танковой бригаде, сформированной в феврале 1942 года в городе Владимире. Танковая бригада прошла славный боевой путь от Смоленска и Ржева до Берлина. Многие ученики 9 «А» класса загорелись желанием «сдвинуть горы». Началась трудоемкая и кропотливая работа по изучению материалов, оставшихся в архиве школьного музея. В основном это были письма с фронта, газетные вырезки, переписка с ветеранами, дневниковые заметки красных следопытов 1980-х годов и много фотографий. Рукописные документы часто приходилось печатать и заносить в компьютер. По ходу работы возникало много вопросов, как к содержанию архивных материалов, так и к главному вопросу, почему школа не смогла сохранить в полном объеме экспонаты школьного музея 1980-х годов, бесценные военные реликвии, посвященные танкистам-гвардейцам, ушедшим на фронт из нашего родного города. Ребята расспрашивали о бывшем музее учителей, ветеранов войны, жителей микрорайона, своих родителей. С их помощью нам удалось найти фронтовые вещи, привезенные поисковиками прошлых лет с мест сражений. Мы заполнили военными реликвиями пустые витрины бывшего музея. Итогом «Акции добрых дел» стало оформление выставки-экспозиции «Танкистам-гвардейцам посвящается» в Комнате Боевой Славы. На фотографиях ребята находили знакомые лица красных следопытов 1980-х годов. Так мы вышли на выпускников школы Жихаревич Евгения и Бродского Леонида, которых пригласили на урок-встречу. Урок-встреча «Прикосновение к войне»…. Это и встреча юного поколения, так мало знающего о той войне, с поисковиками 1980-х, которые посетили места жестоких боев на Смоленщине, город Сычевку, деревню Хлепень, «долину смерти», так называли берега реки Вазузы, где сражалась 200(45)-ая танковая бригада. Красные следопыты, тогда 13-14-летние мальчишки помнят на удивление все о войне, знают до мельчайших подробностей боевой путь бригады, имена танкистов-героев, свои находки в бывших окопных траншеях, беседы с местными жителями и ветеранами-танкистами, настоящими свидетелями войны. Урок-встреча…. Это и само прикосновение к войне. Прикосновение через кинохронику, старые военные фотографии, фронтовые письма. Прикосновение через найденные военные реликвии: солдатскую каску, осколки и гильзы от снарядов и орудий. Прикосновение через осмысление войны, ее жестокости, бесчеловечности, а также самопожертвования и патриотизма советского народа. Исходя из интереса ребят к поисковой деятельности, желания узнать новую информацию, поделиться с остальными результатами поиска, на первый план в работе с классом у учителя выходят информационно-коммуникативные и поисково-исследовательские технологии. Результатом нашего поиска через Интернет стало восстановление связи с Музеем Боевой Славы 11-го танкового корпуса, в состав которого входила 200(45)-ая танковая бригада. Музей находится в школе №659 г. Москвы. Ребята нашли сайт школы и начали переписку. Урок-встречу продолжат уроки-экскурсии «Танкистам-гвардейцам посвящается» и «Прикосновение к подвигу». Уроки приурочены к открытию в феврале 2010 года выставки-экспозиции в Комнате Боевой Славы и построены на использовании широкого круга источников из архива школьного музея о боевом пути 200(45)-ой танковой бригады и подвигах танкистов, в том числе владимирцев.
Тип урока: урок изучения и обобщения нового краеведческого материала
Форма урока: урок-встреча
Цели и задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности, активной жизненной позиции, уважения к героическому прошлому своего народа, любви к малой родине;

- расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне через привлечение нового краеведческого материала;

- содействовать развитию поисково-исследовательских навыков и коммуникативных умений учащихся через организацию встречи с интересными людьми;


Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные; диалоговые; компьютерная презентация работы.
Методы и технологии: проблемного обучения; поисково- исследовательские; информационно- коммуникативные.
Предварительная работа: в течение 1-го полугодия поисковая группа учащихся 9 «А» класса «Живи и помни» занималась исследованием документов из архива школьного музея. Это были материалы о боевом пути 200(45)-ой танковой бригады. Учащиеся помогали в оформлении выставки «Танкистам гвардейцам посвящается» в комнате Боевой Славы. Ребята подготовили компьютерную презентацию «Из истории 200(45)-ой гвардейской танковой бригады» и небольшие рассказы о новой выставке в музейной комнате. Поисковики договорились о встрече с выпускниками школы, красными следопытами 1980-х годов, пригласив их на урок и открытие выставки в школьном музее. В школе состоялся конкурс стихов о войне, участниками которого стали двое учеников класса, им поручили подготовиться к выступлению.
Оборудование: компьютер, проектор, телевизор, фрагменты видеофильма «Великая Отечественная война», экспонаты школьного музея, посвященного боевому пути 200(45)-ой танковой бригады
План урока:

  1. Хроника войны

  2. Из истории танковой бригады

  3. Прикосновение к подвигу

  4. Красные следопыты рассказывают

  5. Помни войну


Ход урока:
Вводно-мотивационная часть урока

1. Хроника войны. Стихи о войне.

Учитель просит ребят, победивших на школьном конкурсе-смотре, прочитать стихи о войне.

Читают учащиеся Вальнюк Георгий и Кирюхина Дарья. Стихи сопровождаются кинохроникой военных лет 1941-1942гг.
Победитель

Стихотворение Михаила Дудинцева
Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.


Там, где мы брали кровью, с бою

Противотанковые рвы,

Цветы, обрызганы росою

Встают, качаясь, из травы.


Где ночь от ярких молний слепла,

Кипела в заводях вода,

Из камня, щебня и из пепла

Встают родные города!


И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек

Идет, свершивший подвиг ратный

Великий русский человек.


Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от черной смерти спас,

И мир, прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас.


А сзади – темные могилы

Врагов на дальнем берегу-

О нашей доблести и силе

Напоминание врагу!


2. Вступительное слово учителя:

Великая Отечественная война прошла через сердце и память всего нашего народа. Старшее поколение, пережившее ужасы войны уходит, остается все меньше свидетелей того военного времени. Сегодня у нас в гостях выпускники школы, красные следопыты 1980-х годов, собиравшие военные реликвии для бывшего школьного музея. Мы пригласили их на открытие выставки «Танкистам-гвардейцам посвящается», которая подготовлена нашими совместными усилиями. Группа ребят познакомит вас и гостей с результатами поиска. Урок пройдет в Комнате Боевой Славы. Учитель объявляет тему урока: «Прикосновение к войне».


Учитель выделяет перед учащимися задачу урока:

подготовить вопросы к выступавшим и гостям и попытаться самим ответить на вопросы:

Состоялось ли для вас сегодня на уроке прикосновение к войне?

Каким для вас оно оказалось, это прикосновение к войне?

Какую помощь вам оказали в прикосновении к войне экспонаты музейной комнаты и встреча с гостями-поисковиками?
Основная часть урока
3. Компьютерная презентация и рассказ ребят из поисковой группы

«Из истории боевого пути 200(45)-ой гвардейской танковой бригады»

Учитель просит ребят, во время просмотра презентации найти в слайдовом материале ответ на вопрос: почему открытие выставки-экспозиции «Танкистам-гвардейцам посвящается» решено было провести в феврале-месяце? (Ответ на вопрос учащиеся дают сразу после просмотра презентации, он выделен жирным шрифтом в прилагаемом тексте).



Гордиенко Дмитрий

Владимирский край принимал, размещал, обучал, снаряжал множество воинских соединений. Тут формировались 34 воинские части. Во Владимире и пригородах были сформированы 20-я и 45-я танковые, 32-я и 53-я мотострелковые бригады, 180, 250 и 262-я стрелковые дивизии.

9 мая 1985 года во Владимире на площади Победы установлен памятный знак воинским подразделениям, сформированным во Владимире в 1942-1943 годах. Знак выполнен архитектором В.И.Фоминым по заказу областного военного комиссариата.

Парамонов Евгений

Наша презентация посвящена боевому пути 200(45)-ой гвардейской танковой бригады. 200-я танковая бригада формировалась в феврале 1942 года в городе Владимире. В мае 1942 года бригада ушла на фронт. В ноябре 1942 года 200-ая танковая бригада в составе 6-го танкового корпуса прорвала сильную оборону противника и с жестокими боями захватила железную дорогу Ржев – Сычевка. Командовал бригадой Герой Советского Союза подполковник Винокуров Вячеслав Петрович. В сражениях за Ржев и Сычевку на смоленской земле принимали участие и наши земляки - владимирцы. В 1943 году за героизм, проявленный в боях на Курской дуге, бригада стала называться 45-ой гвардейской танковой бригадой. Ржев и Сычевка, Курская битва, Богодухов, Бердичев, Гусятин. Освобождение Украины, Корсунь, Черновицы и Сандомирский плацдарм. Освобождение Польши и штурм Берлина. Таков боевой путь 200(45) – ой танковой бригады. В 1944-45гг. танковая бригада входила в состав 11-го гвардейского Прикарпатско-Берлинского Краснознаменного ордена Суворова танкового корпуса 1-ой гвардейской Краснознаменной танковой армии генерала (позднее маршала бронетанковых войск) Катукова. На Красном Знамени бригады четыре боевых ордена: Ленина, Красного Знамени, Суворова, Хмельницкого. Боевое Красное Знамя 45-ой гвардейской танковой бригады хранится в Музее Вооруженных Сил в Москве.



Мишанин Алексей

Из истории создания школьного музея. В 1970 году во Владимирский горком комсомола пришло письмо из города Касли Челябинской области от ветерана войны Николая Овчинникова. В этом письме он писал, что в феврале 1942 года в городе Владимире формировалась 200-ая танковая бригада. Дислоцировалась она в поселке Фубра в районе завода «Автоприбор». В первых числах мая 1942 года бригада ушла на фронт. Среди гвардейцев-танкистов много было с Владимирщины. «Живы ли они? Может быть, в вашем городе есть Музей Боевой Славы и следопыты помогут мне разыскать однополчан?».

Горком комсомола предложил начать поиск школе №13. под руководством учителя В.Н.Леонтьевой красные следопыты обращались в райвоенкоматы Владимирской и Ивановской областей. Узнали, что в Москве есть Совет ветеранов 1-ой гвардейской танковой армии, а в школе г. Стороженец Музей Боевой Славы 45-ой гвардейской танковой бригады. Очень помог Чебоксарский дворец пионеров, ребята прислали богатый материал о комбриге В.П.Винокурове. Писали письма в редакции газет «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За коммунизм», обращались в Московскую государственную библиотеку имени В.И.Ленина. Завязалась переписка с ветеранами.

Стациенко Анастасия

Учащиеся школы №13 г.Владимира в 1984-85гг. посетили места боев, в которых принимала участие 45-я гвардейская танковая бригада: Сычевка, Хлепень, Зубцов, Черновцы, Стороженец, Гусятин. Следопыты ходили по бывшим окопам и траншеям, были у братской могилы бойцов и командира В.П.Винокурова. 20 февраля 1986 года в средней школе №13 состоялось открытие Музея Боевой Славы 45-ой гвардейской танковой бригады. В музее были собраны письма, личные вещи танкистов, документы. Большая заслуга в создании музея принадлежит учителю русского языка и руководителю поиска Валентине Николаевне Леонтьевой. В настоящее время в МОУ СОШ №13 г. Владимира действует комната Боевой Славы. Она посвящена боевому пути 200(45)-ой гвардейской танковой бригады. В ней хранятся экспонаты из бывшего школьного музея: военные фотографии, фронтовые письма, похоронки, документы из военного архива. Здесь проходят Уроки Мужества, встречи с ветеранами войны. Работает поисковая группа «Живи и помни». Результатом нашего поиска стало оформление выставки в музейной комнате.


4. Прикосновение к подвигу

Знакомство с выставкой-экспозицией «Танкистам-гвардейцам посвящается»

Группа поисковиков знакомит учащихся с фронтовыми документами, рассказывает о подвиге танкиста Якова Кобзаря.

Сколкина Елизавета

Кобзарь Яков Трофимович (1918-1943) – командир танковой роты 200-ой танковой бригады 1-ой танковой армии Воронежского фронта. Родился в 1918 году в станице Пашковская, ныне в черте г. Краснодара, в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Работал сцепщиком на железнодорожной станции «Краснодар». В Красной Армии с 1938 года. В 1941 году окончил курсы младших лейтенантов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.



Кирюхина Дарья

8 июля 1943 года в бою в районе Верхнеполье Ивнянского района, ныне Белгородской области с танковыми экипажами вверенной ему роты удержал занимаемый рубеж, уничтожил 7 тяжелых танков и до 20 средних танков, 9 штурмовых орудий, свыше 50 вражеских солдат. В этом бою отважный танкист пал смертью храбрых.



Грушина Анастасия

В фонде школьного музея находятся фронтовые письма бойцов 200(45)-ой танковой бригады. Особое место в музее занимают материалы о подвиге Героя Советского Союза, старшего лейтенанта, командира танковой роты 200-ой танковой бригады 1-ой танковой армии Воронежского фронта Якова Кобзаря. Он за один день боев на Курской дуге уничтожил 17 вражеских танков. Указом Президента СССР от 4 октября 1990 года «за мужество и отвагу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов старшему лейтенанту Кобзарь Якову Трофимовичу присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина и орденом Краской Звезды.


Предлагаем вашему вниманию выставку с сохранившимися документами о подвиге героя.

Учитель просит учащихся ответить на вопрос, какое впечатление на них произвели документы на выставке-экспозиции?
Письмо с фронта Якова Кобзаря. №269. Из архива школьного музея.

«Здравствуйте, мама!!! Сегодня исполнилось 2-х летие Отечественной войны. Два года упорной борьбы с немецкими захватчиками. Два года, мама. Это легко только сказать два года, а как пришлось их пережить. Сколько походов, сколько боев, я уже не смогу их перечесть. Мама! За два года я был три раза ранен в обе ноги и под левую лопатку, но мама только я прошу - не ругайте меня, что я Вам об этом скрывал. За свои ранения, за Ваши слезы и переживания, за разрушения наших сел и городов, я крепко мстил заклятому врагу. Мой счет: 218 фрицев, 7 танков, 34 автомашины, 28 орудий. Это является моим личным счетом, не считая успехи моей части. И это все было направлено на Ваше, мама, освобождение. Это еще ведь не все, еще предстоят серьезные сражения. Но, мама, Ваш сын не упадет в грязь лицом. Мама! Посылаю Вам фото, хотя оно и похоже на какого-то идиота. Но мама лучшего нет. Пишите побольше о себе. До свидания. Ваш сын. Мама, очень спешил».
Извещение Кобзарь Ульяне Ивановне. №264.

«Ваш сын, старший лейтенант, командир роты средних танков Кобзарь Яков Трофимович, уроженец г. Краснодара, ст. Пашковская, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 8 июля 1943 года и похоронен в с. Новенькое Ивненского района Курской области. Командир части 42158. Военный комиссар Горячев».


Письмо с фронта. №273.

«Привет с фронта. Здравствуйте, Ульяна Ивановна. Шлю фронтовой красноармейский привет и сообщаю о том, что я ваше письмо получил, которое было писано вашему сыну Яше, но, к сожалению, ваш сын Яша погиб. Ульяна Ивановна, я в бой ходил с вашим сыном Яшей, когда погиб ваш сын, я его привез с поля боя и похоронил в деревне Новенькой. Ульяна Ивановна, вы должны гордиться своим сыном. Его знает вся страна за его подвиги. Ульяна Ивановна, мы за эти бои все награждены, но, к сожалению, нет вашего сына Яши. Ульяна Ивановна, вот что мы могли ответить на ваше письмо. Писал старший сержант Трифонов В.И. 29 июля 1943 года».


Письмо из политотдела 1-ой танковой армии. №266. Передано военному корреспонденту Ю.А.Жукову. 23 июля 1943 года в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья «Бессмертный подвиг танкиста Якова Кобзаря».

«Здравствуйте, уважаемая мать Ульяна Ивановна!

Мы потеряли своего командира, который бесстрашно водил нас в бой с врагом – немецким фашизмом. Память о нашем командире и Вашем сыне будет жить десятки и сотни лет в наших сердцах. Он лично за день боев уничтожил живой силы и техники врага: танков Т-6 «Тигр» - 4 шт., танков Т-3,Т-4 – 13 шт., автомашин с пехотой – 4 шт., тягачей транспортеров – 1 шт., самоходную пушку – 1 шт., наблюдательных пунктов -1, солдат и офицеров до 60 человек. Мы клянемся и поклялись на его могиле «что за тебя – наш дорогой командир отомстим немецким собакам!». Вы – мать сына героя, о Вас никогда не забудет наша Родина». Подписи бойцов.
Письмо Дубровина Максима Ефимовича Кобзарь Ульяне Ивановне. №268.

«Здравствуйте, дорогая Ульяна Ивановна Кобзарь. К вам с приветом и соболезнованием и гибели вашего сына Якова Трофимовича Кобзарь сообщает фронтовик Дубровин Максим Ефимович. Дорогая Ульяна Ивановна, ваш сын воевал честно и защищал Родину. Мы вместе служили в 200-ой танковой бригаде, в первом дивизионе, первой роте. Яков – командир роты. Я был у него танкистом. Башенный, командир, стрелок вместе поехали в бой. До выхода в бой мы стояли в Курской области, городе Обояни, село Услонка и 23 июня 1943 года вступили в ожесточенный бой между Курском и Орлом. Я хорошо помню, в каком месте мы сражались. Это окраина села. Предмет там стоял – ветряная мельница, потом неподалеку церковь, еще здание из красного кирпича, невысокое, фермы. В том месте нас и вывели из строя. Мы находились внутри танка. В наш танк мы получили пламя. В тот момент Якова убило. Меня ранило в ногу. Еще у нас в танке остался невредим радист-пулеметчик Трифонов Василий Иванович. Яша похоронен должен быть в той деревне, в одиночной могиле, потому что служил Яша честно и пользовался авторитетом перед командованием. Яша был небольшого роста, веселый, часто говорил. До свидания, с приветом. Дубровин М.Е. 1980 г.».


5.Красные следопыты рассказывают

Учитель предоставляет слово гостям и поисковикам 1980-х годов.


Жихаревич Евгений Владимирович рассказал о поиске красных следопытов нашей школы в 1983-85гг. Поисковики 1980-х, в числе которых был и Евгений Жихаревич, посетили места жестоких боев на Смоленщине, город Сычевку, деревню Хлепень, «долину смерти», так называли берега реки Вазузы, где сражалась 200(45)-ая танковая бригада. Красные следопыты, тогда 13-14-летние мальчишки помнят на удивление все о войне, знают до мельчайших подробностей боевой путь бригады, имена танкистов-героев, свои находки в бывших окопных траншеях, беседы с местными жителями и ветеранами-танкистами, настоящими свидетелями войны.
6.Вопросы гостю:

Какие военные трофеи нашли и привезли в школьный музей? Старое ружье, ствол от пулемета, солдатскую каску.

Находили ли Вы солдатские медальоны? Что они из себя представляли? Зачем они были нужны? Только один медальон с запиской внутри. Ребята до нас нашли останки нашего солдата с медальоном. На войне, если тебя нет среди живых и мертвых, то могли записать в дезертиры. Медальоны изготавливались на Химзаводе во Владимире. Их носили на груди или в кармане.

Какая находка запомнилась больше всего? Пистолет и старая ржавая мина.

Кто из руководителей поиска, учителей школы запомнился больше всего?

Военрук Назаров А.Д. и учитель русского языка Леонтьева В.И. Они нас старались не пускать в смоленские леса, попавшие в зону боевых действий, даже в 1980-е годы там было не безопасно находиться, случалось, гремели взрывы и гибли люди.



Как выглядел школьный музей и как, на Ваш взгляд, музей выглядит сейчас?

Музей занимал весь коридор второго этажа школы. На стенах висели стенды с фотографиями и документами, было много выставочных витрин с военными реликвиями: оружие, снаряды, осколки, обмундирование, вещи, подаренные ветеранами-танкистами и привезенные с мест сражений. Сейчас остались основные стенды, отражающие этапы боевого пути бригады, многочисленные документы и фотографии. Вижу макет танка Т-34, подаренный ветеранами танкистами школе в день открытия музея. Узнаю привезенные нами солдатскую каску, гильзы от снарядов, немецкий пенал для противогаза. Нет ствола пулемета.



Какие военные реликвии еще потеряны? Генеральский мундир командира бригады Н.В.Моргунова. О Моргунове писал в воспоминаниях маршал Жуков. Полковник, а потом генерал-майор танковых войск возглавил бригаду после гибели первого комбрига Винокурова. Под его командованием бригада героически сражалась на Курской дуге и стала называться гвардейской.

Насколько полны и достоверны наши сведения, особенно в презентации материалов о боевом пути бригады? Сведений собрали вы много. Они вполне достоверны. Значит, самое главное, не потерян архив музея.

Чем их можно дополнить? О первом командире бригады В.П.Винокурове. На фотографии он кажется намного старше. А ведь он погиб в 28 лет. Прошел советско-финнскую и бои с японцами у озера Хасан. Герой Советского Союза. Имел тяжелые ранения, мог бы и не воевать. Сам попросился на фронт. Воевал с протезом, без ноги. Вам кажется, что танкистам было много лет, а на самом деле, они были совсем молодые, 20-летние ребята. Им так хотелось жить.

Можно ли потрогать экспонаты музея, военные реликвии в витринах? Осторожно и с разрешения Вашего руководителя. Ребята, относитесь к военным реликвиям очень бережно. В этой пробитой осколком снаряда каске погиб солдат, чей-то сын, муж или отец.

О каких героях-танкистах нам нужно найти сведения и обязательно рассказать ребятам? О разведчике танковой бригады Левине. Мы с ним встречались. Он приезжал к нам на открытие музея. Простой в общении, скромный герой.

Как записаться в поисковый отряд и отправиться на места боев? Скорее всего, поисковые отряды существуют на общественных началах. Я слышал о таковых и в нашей области. Особенно о поисковых отрядах, работающих на Смоленщине. Читал статью «Имена в солдатских медальонах» о деятельности поисковиков, опубликованную в местной газете. Вижу эту газету у вас среди экспонатов музея. Вы современные школьники, свяжитесь через Интернет. В поездках раньше нам помогали заводы-шефы «Автоприбор» и «Химзавод».

Какие выводы вы сделали для себя о войне, посетив места сражений, занимаясь поисковой работой? Получил хорошую прививку против современной фальсификации истории войны. Ребята, не верьте тем, кто порочит героев войны, принижает заслуги нашего народа. Мы были на местах сражений 1942 года за небольшой смоленский городок Сычевку и маленькую деревушку Хлепень. Немцы стояли на одном берегу реки Вазузы, наши солдаты на другом. Стояли насмерть. Никто не хотел отступать. Недаром Ржевско-Сычевский плацдарм Гитлер назвал «воротами на Берлин». Очевидцы, оставшиеся после войны в живых жители Смоленщины рассказывали, что вода реки стала красной от крови. Здесь, в «долине смерти» погибло тысяч двадцать наших солдат. Помните, какой ценой досталась нам Победа. Читайте книги, смотрите хорошие фильмы о войне.
7. Помни войну

Учитель напоминает задание для ребят и просит ответить на вопросы:



Состоялось ли для вас сегодня на уроке прикосновение к войне?

Каким для вас оно оказалось, это прикосновение к войне?

Какую помощь вам оказали в прикосновении к войне экспонаты музейной комнаты и встреча с нашими гостями- поисковиками?
Ответы учащихся:

Гордиенко Дмитрий. Война – это всегда страдания людей. Моя бабушка пережила муки фашистских концлагерей. Сегодня через услышанные военные истории о боевом пути 45-ой танковой бригады я увидел и пережил ужасы войны на фронте. Люди испытывались на прочность. Народ, переживший такую войну и победивший в ней достоин уважения.

Вальнюк Георгий. Война – это наша история. Мы должны ее знать и помнить. Я впервые получил подробные сведения о 45-ой танковой бригаде, которая ушла на фронт из нашего родного города. Узнал, что в городе есть памятник, всем ушедшим на фронт военным соединениям. Считаю, что нам обязательно нужно посетить этот мемориальный памятник.

Тупицына Ирина. Для меня прикосновение к войне состоялось. Я почувствовала, какой она была тяжелой из рассказов о бойцах танковой бригады. Ведь они многие погибли. А дома их не дождались матери, жены, сестры. Тронули фотографии Чернавиных, отца и сына, 16-летего подростка оказавшегося на войне. Отец погиб в бою под Сычевкой. Остался ли в живых после войны этот молодой парнишка?

Стациенко Анастасия. Война – это размышление. Вспоминая, войну, всегда мысленно переношусь в то военное лихолетье. Смогла бы я пережить невероятные трудности военного времени? Хватило бы силы духа у молодых людей, наших современников? Поражает самоотверженность, стойкость, мужество бойцов 45-ая гвардейской танковой бригады в боях под Смоленском и на Курской дуге.

Мишанин Алексей. Война – это поражения и победы, просчеты и достижения. Я понял, что среди танкистов было много героев. На выставке много документов о подвиге командира роты Якова Кобзаря. Мне непонятно, почему танкисту Кобзарю было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза лишь в 1990году? Ведь сохранилось столько документальных свидетельств, фронтовых писем о его героическом поступке во время битвы на Курской дуге.

Кирюхина Дарья. Война – всегда печальное для меня событие. Вспоминаю родных, не пришедших с той кровавой войны. Запомнился командир бригады, Герой Советского Союза Винокуров, его героическая биография и смерть, в 28 лет…

Кузнецова Алена. Война – это общее горе. Много потерь. У каждой семьи есть свои счеты с проклятой войной. Может быть, стоит открыть в музейной комнате еще одну экспозицию, посвященную памяти родных и близких?

Парамонов Евгений. Война – это урок всем нам. Ветераны уходят. Надо сохранять историческую память поколений. Теперь о войне нам рассказывают дети ветеранов. Нам надо сохранить музейные экспонаты для потомков, продолжить поисковую работу и сбор информации о танкистах-владимирцах. Иначе будет стыдно смотреть в глаза будущим детям.

Грушина Анастасия. Война - это память. Войну нужно помнить, чтобы не повторить. Война начинается там, где ее забывают. Хотелось бы продолжить уроки истории по Великой Отечественной войне в музейной комнате, прикоснуться к военным фотографиям, прочитать фронтовые письма, более детально изучить документы из архива школьного музея.
Заключительная часть урока
8. Подведение итогов урока.

Учитель спрашивает: оставит ли след в вашей памяти сегодняшний урок? Что особенно запомнилось? Хотели ли вы продолжить уроки о войне, посвященные танкистам-гвардейцам в Комнате Боевой Славы? Как вы считаете, нужно ли помнить войну? Сохранять память о 45-ой гвардейской танковой бригаде?


Заключительное слово учителя: Только за одно то, что перенес русский солдат на своих плечах, он достоин священной памяти своего народа. Мы в вечном долгу перед защитниками Родины, за нашу жизнь они заплатили своими страданиями, своей кровью. Победа в Великой Отечественной войне - это результат героизма и мужества всего нашего народа. Мы должны гордиться Победой и сохранять благодарную память о тех, кто завоевал ее в жестоких боях.
9. Домашнее задание: написать эссе по эпиграфу к сегодняшнему уроку.
10. Литература и источники к уроку.

1. Великий подвиг, Владимир 2005.

2. История Владимирского края. Под редакцией Д.И.Копылова. Владимир, 2004, стр.346

3. Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 1. Владимир,2006, с. 65-68.

4.Титова В.И. Россия помнит тех, кто ей принес Победу. Владимир,2009, стр.55

5. На Богодуховском направлении. Справка о героическом сражении на Курской дуге летом 1943 года, в котором принимала участие 200-ая танковая бригада, ставшая после битвы 45-ой гвардейской. летом 1943 годаражении на Курской дуге, где принималаИз фонда школьного музея.№290.

6.Он погиб за Сычевку и Наградной лист Винокурова Вячеслава Петровича (копии присланы в школьный музей пионерами из города Чебоксары). Из фонда школьного музея. №345.

7. Извещение Кобзарь Ульяне Ивановне. № 264. Из фонда школьного музея.

8.Письмо ветерана войны Долгова Андрея Михайловича. 10 сентября 1982г.

Из фонда школьного музея. № 295.

9. Письмо с фронта. № 269. В фонде школьного музея находятся фронтовые письма бойцов 200(45)-ой танковой бригады.

10.Письмо с фронта. № 273.



11.Письмо из политотдела 1-ой танковой армии. №266.

12.Ющук И.И. В огне беспрерывных атак. Газета «За коммунизм» №73 и №74, 1974. Из фонда школьного музея.