Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Приказ от 30. 08. 2017 №41 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа




страница1/7
Дата24.06.2018
Размер1.42 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7












Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском»

Василеостровского района Санкт-Петербурга









Программа принята
на педагогическом совете

Утверждена

Протокол от 30.08.2017 № 1




Директор ЦТР и ГО "На Васильевском"

____________Л.П.Новикова


Приказ от 30.08.2017 № 41

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«По Белому и Черному»

Возраст учащихся: 6 – 18 лет

Срок реализации: 7 лет
Разработчик программы:

Давлетова Клара Борисовна,

педагог дополнительного образования



















  1. Пояснительная записка

Направленность программы – художественная. Уровень освоения – углубленный.

Программа опирается на современные подходы в «развитии музыкальной науки и техники» (И.Б.Горбунова). Система музыкального мышления меняется в сторону технологического усложнения. Многообразие традиций музыкальной культуры, разнообразия авторских индивидуальных стилей требуют от слушателей более широкого эстетического кругозора и глубоких знаний в области музыкальной культуры и науки о музыке, понимания возможностей дальнейшего прогресса в развитии информационных технологий в музыке, а также новых форм исполнительского мастерства.

Развитие информационно-коммуникативных технологий в музыке существенно повлияли и на способы передачи музыкальной информации. Внимание музыкантов привлекает изучение физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения, принципы компьютерной генерации музыкального звука и др. Звучание музыкальных инструментов, воплощенное в музыкальных звуках, иллюстрирует основные идеи, связанные с изучением модели семантического пространства музыки, дополненное возможностями музыкально-компьютерных технологий и цифровых музыкальных инструментов.

Актуальность. В программе рассмотрено одно из новых направлений в развитии современной музыкальной педагогики – обучение детей и подростков музыке через освоение возможностей цифровых музыкальных инструментов.

Бурное развитие информационно-коммуникативных технологий и информационно-образовательной среды в первом десятилетии XXI века, появление таких современных явлений, как виртуальная реальность, искусственный интеллект, робототехника и др. существенно меняют структуру и содержание образования.

Определенные изменения происходят и в системе дополнительного образования детей. Меняется статус учреждений, характер связи с общим образованием, с другими учреждениями; меняются задачи, появляются новые структурные подразделения, новые направления деятельности. Дополнительное образование детей основано на гуманистических принципах, которое создает особое пространство для развития личности ребенка, его социализации и взаимодействии с окружающим миром; способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии. Учитывая изменения информационно-образовательной среды, особенностей и потребностей современных детей, социальные и психологические реалии их личности, необходимо вносить изменения в образовательно-воспитательный процесс: важно совершенствование, создание современных моделей существующих программ, создание, реализация и внедрение передовых программ, методов и технологий обучения.

Современные дети и подростки фактически выросли в среде информационных технологий. Существенные изменения в технологиях, используемых в современной общеобразовательной школе, позитивно воспринимаются обучающимися, стимулируют их включаться более активно в учебный процесс. Система дополнительного образования, поддерживая нововведения в сфере общего образования, активно и последовательно обращается к внедрению в обучении электронных информационных технологий. Более того, система дополнительно образования находит ресурсы для более широкого и разнообразного их использования не только в образовательно-воспитательном процессе, но и в развитии творческой самореализации.


Отличительные особенности. Синтезатор дает возможность обучающимся наиболее полно реализовать свои творческие способности как музыканта-исполнителя, композитора, звукорежиссера и технические возможности при выполнении работы пользователя. Такое новое сочетание видов деятельности позволяет удерживать интерес детей на протяжении всего периода обучения. Результат творчества - созданная и исполненная ребенком авторская аранжировка. Принципиально новый подход к обучению детей музыке исходит от специфики электронного инструментария – применение разнообразных взаимодополняющих методов и форм концентрации образовательно-воспитательной деятельности. Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку исходит из музыкальных способностей и мотивации обучающихся. Для одаренных детей разрабатывается индивидуальный план обучения, это позволяет осваивать программу с опережением, более углубленно, подбирается более сложный репертуар, учитываются интересы и пожелания ребенка.

Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6 - 18 лет. На обучение по программе дети принимаются после предварительного прослушивания, тестирующего музыкальную память, координацию, слух, чувство ритма.


Цель и задачи

Цель программы:



        • создание условий для личностного развития ребенка, формирование и развитие творческих способностей через использование многообразных возможностей электронных музыкальных инструментов.

Задачи:

Воспитательные:

  • формирование навыков коммуникативной культуры и культуры поведения;

  • формирование культуры общения и поведения в социуме;

  • формирование положительных установок на творческую деятельность как важнейший элемент общей культуры ребенка;

  • формирование навыков здорового образа жизни;

  • воспитание национальной и этнической идентичности, уважения к культуре и традициям людей, живущих рядом;

  • воспитание чувства патриотизма и желания работать и приносить пользу своей стране.

Развивающие:

  • развитие мотивации к изучению музыкального искусства и освоению современных технологий в музыке;

  • развитие самостоятельности и ответственности;

  • формирование гармонично развитой личности;

  • развитие духовных и нравственных качеств личности;

  • развитие мотивации к непрерывному личностному росту;

  • развитие умений и навыков, обеспечивающих гражданское и социальное становление личности;

  • создание условий для формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

  • воздействие через музыку на эмоциональный и интеллектуальный потенциал обучающегося;

  • развитие умений и навыков, обеспечивающих успешную самореализацию в жизни, обществе, профессии;

  • развитие эффективности творческой деятельности через внедрение инновационных форм обучения;

  • развитие творческого мышления через обращение к современным технологиям записи и исполнения музыки.

Обучающие:

  • развитие познавательного интереса к музыкальному искусству и освоению современных технологий в музыке;

  • приобретение основных комплексов теоретических знаний: теории, гармонии, инструментовки, музыкальной формы, основ звукорежиссуры;

  • овладение навыками исполнительского мастерства на электронном клавишном синтезаторе;

  • формирование навыков работы с интерфейсом и основными опциями синтезаторов;

  • освоение навыков работы с секвенсором синтезаторов, музыкальными файлами и внешними устройствами;

  • обучение создания многоплановой аранжировки, обучение создания пользовательских программ;

  • освоение приемов записи аранжировок на USB, CD, приемов работы с музыкальными файлами (сохранение, редактирование, запись, копирование);

  • овладение композиционными и исполнительскими навыками с помощью клавишного синтезатора (формообразование, ритмоинтонирование, артикуляция, динамика и специфическими компьютерными звуковыми установками: панорамирование, реверберация и др.);

  • освоение основополагающих для музыканта навыков музицирования (композиция, импровизация, аранжировка);

  • расширение возможностей дальнейшего профессионального выбора через погружение в информационное музыкальное пространство;

  • освоение репертуара по годам обучения и участие в концертной деятельности.

Условия реализации: 7 лет, по 72 часа в год. Форма проведения занятий – индивидуальные. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.

Особенности организации образовательного процесса: концерт, конкурс, технический зачет, итоговый и промежуточный контроль в форме выступления в зале.

Кадровое обеспечение

Программа является частью образовательно-воспитательного комплекса предметов музыкально-хорового отдела учреждения, в котором задействованы педагоги отдела:



  • «Ансамбль синтезаторов» - педагог - специалист области преподавания электронного музыкального синтезатора;

  • «Теория музыки и сольфеджио» - педагог по теоретическим дисциплинам;

  • «Музыкальная литература» - педагог по теоретическим дисциплинам.

Материально – техническое оснащение. Для учебного процесса эффективным является наличие:

  • просторного помещения, которое необходимо часто проветривать –во время пятиминутных перерывов между занятиями и один раз в день проводить сквозное проветривание в течение 15 минут.

  • 2 – 4 синтезатора одного технического уровня «Yamaha» серии PSR-S 700, 710, 900, 910, 950, наушники, педали, провода для подключения к внешним носителям, колонки (комбик), кабели для подключения синтезаторов к колонкам, выход в Интернет, компьютер, специализированный музыкально-компьютерные программы для обеспечение для работы со звуком, стилем, музыкальными файлами, экран, проектор;

  • пособий визуальных - постеры и репродукции музыкальных инструментов; аудиальных – CD, DVD, методические пособия, ноты, ЭОР, к которым можно обратиться непосредственно на занятии;

  • компьютер, обеспеченный программой записи дисков и дисководами.

Особенностью реализации данной программы является наличие в классе аудио-библиотеки детского музыкального творчества, в которой сохранены наиболее интересные работы учащихся.

Немаловажное значение имеет своевременное обеспечение учащихся нотным материалом, включая возможности быстрого ксерокопирования. Необходимо в процессе обучения ориентироваться на хорошие музыкальные записи, направлять детей и родителей на обязательное посещение концертов и музыкальных спектаклей.



Планируемые результаты

Предметные:

  • разовьют познавательный интерес к музыкальному искусству и освоению современных технологий в музыке;

  • приобретут основной комплекс теоретических знаний: теории, гармонии, инструментовки, музыкальной формы, основ звукорежиссуры и специальной терминологии;

  • освоят основной комплекс теоретических знаний и практических навыков при работе с интерфейсом электронных музыкальных инструментов;

  • освоят навыки работы с секвенсором синтезаторов, музыкальными файлами и внешними устройствами;

  • освоят навыки исполнительской культурой (чувство формы, красочность звуковой палитры, точность артикуляции, выразительность динамики, искусство применения различных контроллеров, точность фразировки и т.д.);

  • овладеют композиционными навыками с помощью клавишного синтезатора специфическими компьютерными звуковыми установками: панорамирование, реверберация и др.;

  • освоят принципы работы над многоплановой аранжировкой;

  • освоят основополагающие для музыканта навыки музицирования (композиция, импровизация, аранжировка);

  • приобретут исполнительские качества: артистизм, свободу творческого самовыражения;

  • навыки работы с электронными носителями – научатся записывать созданные темброво-акустические аранжировки заданного произведения;

  • научатся создавать аранжировки, фонограммы и записывать их на CD, DVD;

  • получать возможность дальнейшего профессионального выбора.

Личностные:

  • разовьют мотивацию к изучению музыкального искусства и освоению современных технологий в музыке;

  • сформируют культуру общения и поведения в социуме;

  • сформируют навыки коммуникативной культуры и культуры поведения;

  • воспитают опыт социальной адаптации в обществе;

  • сформируют уважения к культуре и традициям людей, живущих рядом;

  • воспитают чувство патриотизма, гражданского долга и желания работать в своей стране.

Метапредметные:

  • разовьют мотивацию к изучению музыкального искусства и освоение современных технологий в музыке;

  • разовьют самостоятельность и ответственность;

  • разовьют гармонично развитую личность;

  • разовьют духовные и нравственные качества личности;

  • разовьют мотивацию к непрерывному личностному росту;

  • разовьют умения и навыки, обеспечивающих гражданское и социальное становление личности;

  • разовьют умения и навыки, обеспечивающих успешную самореализацию в жизни, обществе, профессии;

  • освоят эффективность творческой деятельности через внедрение инновационных форм обучения;

  • сформируют творческое мышление через обращение к современным технологиям записи и исполнения музыки.

2. Учебный план



Учебный план первого года обучения


п/п


Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации и контроля

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1

0,5

0,5


Опрос

2


Слушание музыки. Беседы о музыке. Истории о музыкальных инструментах

4

2

2


Тестирование

3


Теоретические сведения, специальная терминология

6

3

3


Диагностика

4


Работа с панелью синтезатора: VOICE (банки тембров), STYLE (банки стилей)

6

3

3


Академический концерт

5


Развитие технических навыков: упражнения, гаммы, этюды

8

3

5


Анализ приобретенных навыков

6


Работа над репертуаром: детские песенки, попевки, несложные пьесы. Разные режимы исполнения: NORMAL, SPLIT, с автоаккомпанементом

18

8

10


Опрос

7


Аранжировка музыкальных произведений. Основные элементы аранжировки: подбор голосов для правой, левой руки и стилей


12

5

7


Промежуточный контроль

8


Чтение нот с листа

6

3

3



Анализ приобретенных навыков

9


Развитие творческих навыков

6

3

3


Промежуточный контроль

10


Концертное время, зачеты. Конкурсы, фестивали


4

-

4


Итоговый контроль

11


Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Итоговый контроль





Итого: всего 72 часов


72

31

41





Учебный план второго года обучения


п/п


Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации и контроля

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1

0,5

0,5


Опрос

2


Слушание музыки. Беседы о музыке. Истории о музыкальных инструментах

2

1

1


Тестирование

3


Теоретические сведения, специальная терминология. Работа с файлами

6

3

3


Диагностика

4


Работа с панелью синтезатора: VOICE (банки тембров), STYLE (банки стилей).REGISTRATION MEMORY (банк регистрационной памяти)

6

3

3


Академический концерт

5


Развитие технических навыков: упражнения, гаммы, этюды

10

4

6


Анализ приобретенных навыков

6


Работа над репертуаром: детские песенки, попевки, несложные пьесы. Разные режимы исполнения: NORMAL, SPLIT, с автоаккомпанементом

18

8

10


Опрос

7


Аранжировка музыкальных произведений. Основные элементы аранжировки: подбор голосов для правой, левой руки и стилей

12

5

7


Промежуточный контроль

8


Чтение нот с листа

6

3

3


Анализ приобретенных навыков

9


Развитие творческих навыков

6

3

3


Промежуточный контроль

10


Концертное время, зачеты.

4

-

4


Итоговый контроль


11


Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Итоговый контроль





Итого: всего 72 часов


72

31

41



Учебный план третьего года обучения




п/п


Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации и контроля

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1

0,5

0,5


Опрос

2


Слушание музыки. Беседы о музыке

2

1

1


Тестирование

3


Теоретические сведения, специальная терминология. Режимы записи

4

2

2


Анализ приобретенных навыков

4


Работа с панелью синтезатора
Режим быстрой записи Quick Record. Редактирование стиля. Работа с каналом Chanel

6

3

3


Анализ приобретенных навыков

5


Развитие технических навыков: упражнения, гаммы, этюды, технические пьесы

8

3

5


Опрос

6


Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов

2

1

1


Промежуточный контроль

7


Работа над репертуаром: детские песенки, попевки, несложные пьесы. Разные режимы исполнения: NORMAL, SPLIT, с автоаккомпанементом

20

8

12


Опрос

8


Аранжировка музыкальных произведений. Основные элементы аранжировки: работа над партией голосов: FUNCTION HARMONY, элементы редактирования стиля

16

6

10


Анализ приобретенных навыков

9


Чтение нот с листа пьес уровня сложности 1-2 класса

4

2

2


Промежуточный контроль

10


Развитие творческих навыков. Импровизация, сочинение мелодии, подбор басовой партии

4

2

2


Промежуточный контроль

11


Концертное время, зачеты. Конкурсы, фестивали

4

-

4


Итоговый контроль

12


Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Итоговый контроль





Итого: всего 72 часов

72


29

43



Учебный план четвертого года обучения




п/п


Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации и контроля

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1

0,5

0,5


Опрос

2


Слушание музыки. Беседы о музыке. История возникновения электронных музыкальных инструментов

2

1

1


Диагностика

3


Теоретические сведения, специальная терминология

4

2

2


Опрос

4


Работа с основными банками синтезатора. Разные режимы записи. Работа с секвенсором. CONTROLLER. Функция FOOD PEDAL

6

2

4


Анализ приобретенных навыков

5


Работа над техникой: упражнения, гаммы, этюды, технические пьесы

8

3

5


Анализ приобретенных навыков

6


Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов

4

2

2


Опрос

7


Работа над репертуаром. Режим полного взятия аккорда в левой руке: AI FINGERED Музыкальные формы: рондо

18

6

12


Промежуточный контроль

8


Работа со звуком. MIXING CONSOLE, TUNE EFFECT. Настройка баланса партий

4

2

2


Диагностика

9


Аранжировка музыкальных произведений. Работа с панелью SONG

12

4

8


Анализ приобретенных навыков

10


Чтение нот с листа пьес уровня сложности 2-3 класса

4

2

2


Диагностика

11


Развитие творческих навыков. Сочинение мелодии, гармонизация, подбор аккомпанемента

4

2

2


Анализ приобретенных навыков

12


Концертное время, зачеты. Конкурсы, фестивали

4

-

4


Итоговый контроль

13


Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Итоговый контроль

14

Итого: всего 72 часа












Учебный план пятого года обучения




п/п


Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации и контроля

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1

0,5

0,5


Опрос

2


Слушание музыки. Беседы о музыке

2

1

1


Диагностика

3


Теоретические сведения, специальная терминология. Работа с внешними устройствами

4

2

2


Опрос

4


Работа с основными банками синтезатора:
Редактирование, создание пользовательских настроек Style, Multi Pad. Режимы записи функции Song. Работа с музыкальными файлами

6

3

3


Анализ приобретенных навыков

5


Работа над техникой: гаммы, этюды, технические пьесы. Разные режимы исполнения

6

2

4


Анализ приобретенных навыков

6


Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов

4

2

2


Опрос

7


Работа над репертуаром. Музыкальные формы: полифония, соната

18

6

12


Промежуточный контроль

8


Работа со звуком. Звуковые эффекты: DSP, CHORUS, EQ

6

3

3


Диагностика

9


Аранжировка музыкальных произведений. Детальная работа над композицией. Режим пошаговой записи. Работа с USB

12

4

8


Анализ приобретенных навыков

10


Чтение нот с листа пьес уровня сложности 3-4 класса

4

2

2


Диагностика

11


Развитие творческих навыков. Сочинение композиции более сложных форм

4

2

2


Анализ приобретенных навыков

12


Концертное время, зачеты. Конкурсы, фестивали

4

-

4


Итоговый контроль

13


Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Итоговый контроль





Итого: всего 72 часа

72









Учебный план шестого года обучения




п/п


Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации и контроля

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1

0,5

0,5


Опрос

2

Слушание музыки. Беседы о музыке

2

1

1


Опрос

3


Теоретические сведения, специальная терминология, обзор музыкально-компьютерных программ, программы нотные редакторы

2

1

1


Анализ приобретенных навыков

4

Работа с основными банками синтезатора:
Редактирование, создание пользовательских настроек Style,Voice, MultiPad. Панель Song. Работа с музыкальными файлами

6

3

3


Анализ приобретенных навыков

5

Работа над техникой: гаммы, этюды, технические пьесы

4

1

3


Опрос

6

Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов

4

2

2


Промежуточный контроль

7

Работа над музыкальным произведением

20

6

14


Диагностика

8

Работа со звуком

6

3

3


Опрос

9

Аранжировка музыкальных произведений

16

4

12


Анализ приобретенных навыков

10

Чтение нот с листа пьес уровня сложности 4-5 класса

3

1

2


Диагностика

11

Развитие творческих навыков. Создание авторских композиций

3

1

2


Анализ приобретенных навыков

12

Концертное время, зачеты. Конкурсы, фестивали

4

-

4


Итоговый контроль

13

Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Итоговый контроль




Итого: всего 72 часа

72

24

48



Учебный план седьмого года обучения




п/п


Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации и контроля

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1

0,5

0,5


Опрос

2


Слушание музыки. Беседы о музыке

2

1

1


Опрос

3


Теоретические сведения, специальная терминология, обзор музыкально-компьютерных программ, программы нотные редакторы

2

1

1


Анализ приобретенных навыков

4


Работа с основными банками синтезатора:
Редактирование, создание пользовательских настроек Style,Voice, MultiPad. Режимы записи функции Song. Работа с музыкальными файлами

6

2

4


Анализ приобретенных навыков

5


Работа над техникой: гаммы, этюды, технические пьесы

4

1

3


Опрос

6


Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов

4

2

2


Промежуточный контроль

7


Работа над репертуаром

18

5

13


Анализ приобретенных навыков

8


Работа со звуком. Обработка звука. Звуковые эффекты. Баланс партий. Звуковой синтез. Создание пользовательских тембров

6

2

4


Диагностика

9


Аранжировка музыкальных произведений

16

3

13


Анализ приобретенных навыков

10


Чтение с листа пьес уровня сложности 3-5 года обучения

3

1

2


Диагностика

11


Развитие творческих навыков. Создание авторских композиций

5

2

3


Анализ приобретенных навыков

12


Концертное исполнение, зачеты. Конкурсы, фестивали

4

-

4


Итоговый контроль

13


Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Итоговый контроль





Итого: всего 72 часа

72


21

51







  1. Календарный учебный график




Год обучения

Дата начала обучения

по программе



Дата окончания обучения

по программе



Всего

учебных недель



Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.09

25.05

72

72

2 раза в неделю по 1 часу

2 год

1.09

25.05

72

72

2 раза в неделю по 1 часу

3 год

1.09

25.05

72

72

2 раза в неделю по 1 часу

4 год

1.09

25.05

72

72

2 раза в неделю по 1 часу

5 год

1.09

25.05

72

72

2 раза в неделю по 1 часу

6 год

1.09

25.05

72

72

2 раза в неделю по 1 часу

7 год

1.09

25.05

72

72

2 раза в неделю по 1 часу




  1. Рабочая программа

Первый год обучения
Задачи:

  • освоение нотной грамоты, основных теоретических сведений;

  • освоение специальной терминологии, необходимой для начального этапа освоения;

  • развитие образного, логического мышления;

  • формирование профессионально - исполнительских навыков;

  • развитие музыкальной памяти;

  • развитие чувства ритма;

  • задания педагога;

  • концентрировать внимание;

  • создание условий для свободного исполнительского самовыражения;

  • воспитание трудолюбия, волевых качеств для достижения поставленной задачи;

  • формирование эстетического чувства и кругозора.

Ожидаемые результаты:

  • освоение нотной грамоты, основных теоретических сведений;

  • освоение специальной терминологии, необходимой для начального этапа освоения

функций синтезаторов;

  • приобретут основные исполнительские навыки;

  • овладеют такими исполнительскими навыками, как динамика, агогика;

  • получат навыки коммуникативной культуры поведения;

  • приобретут такие качества, как трудолюбие, научаться концентрировать внимание;

  • научаться воспринимать и исполнять задания педагога;

  • приобретут навыки коммуникативной культуры и поведения в социуме.

Календарно-тематическое планирование

Дни недели -







Количество часов по расписанию

Дата проведения





Тема занятия

план

факт

1


Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам

1







2


Слушание музыки. Беседы о музыке. Истории о музыкальных инструментах

4







3


Теоретические сведения, специальная терминология

6







4


Работа с панелью синтезатора: VOICE (банки тембров), STYLE (банки стилей)

6







5


Развитие технических навыков: упражнения, гаммы, этюды

8







6


Работа над репертуаром: детские песенки, попевки, несложные пьесы. Разные режимы исполнения: NORMAL, SPLIT, с автоаккомпанементом

18







7


Аранжировка музыкальных произведений. Основные элементы аранжировки: подбор голосов для правой, левой руки и стилей


12







8


Чтение нот с листа

6







9


Развитие творческих навыков

6







10


Концертное время, зачеты. Конкурсы, фестивали


4







11


Итоговое занятие

1











Итого: всего 72 часов


72






Содержание программы


1. Вводное занятие

Теория:

Знакомство с учащимися. Правила поведения в учебном заведении. Техника безопасности и основные правила работы с синтезатором.



Практика:

Правила посадки и постановки рук. Упражнения для постановки рук: «Теремок», «Мостик», «Дружная семейка», «Мячики». Знакомство с клавиатурой синтезатора. Названия октав. Нахождение их на клавиатуре. Умение самостоятельно включать и выключать синтезатор, используя кнопки STANDBY ON.

Обращаем внимание на то, что на синтезаторе можно играть сидя и стоя. Рекомендуем начинать играть стоя. Это позволяет снять провисание локтя и кисти, освободить спину и плечи, откорректировать осанку. Определение звуков: низкие и высокие, длинные и короткие. Определение регистров – низкий, средний, высокий на примере игры «Угадайка» и «Запоминайка».

2.Слушание музыки. Беседы о музыке



Теория:

Слушание музыки является обязательной частью занятия. Это самая эффективная форма первого знакомства с рабочим материалом. На этом этапе решается вопрос выбора произведения для работы. Педагог должен оставлять за учащимися право выбора учебного материала и иметь запасной вариант, отвечающий тем же учебным задачам.

Если композиция записана на флэш-память, ее в любой момент можно вставить в синтезатор и проработать, используя функцию «song» (прослушать с любого места, изменить голоса, убрать дорожки и др.).

В данный раздел входят рассказы об исполнителях, композиторах, музыкальных инструментах, анализируются тембровые особенности, характеризуются банки стилей синтезатора.

В блок бесед о музыке включается и анализ произведения, и обсуждение структуры создания аранжировки. Элементы аранжировки присутствуют в программе с первых шагов обучения. Учащимся предлагается сделать анализ композиции – форма, тембры, стили. Педагог рассказывает про стилистические особенности произведения, обсуждаются услышанные тембры инструментов, анализируется музыкальная форма; даются сведения о композиторах и особенностях той эпохи, в которой жил и творил автор. Дети и педагог обмениваются информацией, впечатлениями. Результатом этой работы является план создания и исполнения композиции. Кроме того, в электронных классах дети имеют возможность ознакомиться партитурной формой изложения материала, потому что партитура позволяет понять музыкальную композицию.

Истории о музыкальных инструментах. Общая характеристика синтезатора. Загадки и стихи на музыкальные инструменты. Отгадываем тембры по методике Давлетовой К. Б. из учебного пособия «Обучая, обучаюсь». Знакомство с банками стилей из группы WORLD, ENTERTAINER.



Практика:

Знакомство с банками инструментов синтезатора. PIANO (фортепиано), STRINGS (струнные). Поиск стилей вальс, полька и марш из группы WORLD, ENTERTAINER. Слушаем и отгадываем различные музыкальные инструменты на синтезаторе через кнопку DEMO, которая присутствует на экране банка голосов.

3.Теоретические сведения

Теория:

Освоение базовых компонентов нотной грамоты: звукоряд, нотоносец, скрипичный и басовый ключи, название нот, мажорная и минорная гаммы, тональности до одного знака при ключе, знаки альтерации – бемоль, диез, бекар, названия октав, длительности, паузы, тактовый размер 2/4, 3/4, 4/4, затакт, такт, длительности и счёт, лига, залигованные звуки, основные динамические и штриховые обозначения, аппликатура. Понятие автоаккомпанемент. Буквенно-цифровое обозначение аккордов, понятия - мажор, минор, главные ступени лада.



Практика:

Изучение семи основных ступеней. Написание нотных символов в тетради. Нахождение нот и аккордов на клавиатуре. Исполнение упражнений и детских песен на 1 – 2 – 3 звуках. Написание аккордов для левой руки: мажорное и минорное трезвучие. Грамотно читаем ноты, считаем вслух. Запись аккордов для партии левой руки.



4. Работа с панелью синтезатора

Теория:

Основные кнопки-функции: Панель VOICE (голоса). Панель STYLE. Интерфейс и дисплей инструмента.

INTRO (вступление), ENDING (окончание), ACMP (аккомпанемент), SINCSTART/SINCSTOP, TOUCH (активность клавиатуры), MAIN VARIATION (ABCD), SPLIT (разделение клавиатуры). DUAl (подбор дополнительного голоса). Вход для наушников PHONES. Подключение наушников в специальный вход PHONES.

Практика:

Поиск и выбор голосов (VOICE) в различных группах синтезатора. Группа PIANO и STRINGS. Функция звуковых эффектов. Функция STYLE (стили). Слушаем, стучим, хлопаем,ходим под ритм. Работаем с функцией автоаккомпанемент (ACMP). Выстраиваем пьесу на кнопках «вступление» - «intro», «заполнение» - «auto fill», «окончание» - «ending». Исполнение несложных пьес в режиме Split, Dual. Работа с наушниками.



5. Развитие технических навыков

Теория:

С появлением в учреждениях дополнительного образования детей такого инструмента как клавишный синтезатор возник вопрос, как работать над исполнительской техникой. При работе над техникой на синтезаторах надо развивать не только беглость пальцев (исполнительская техника), но и умелое управление панелью инструмента во время исполнения музыки, извлекая нужные настройки (кнопочная техника). Поэтому необходимо развивать технику исполнения на клавишных синтезаторах, учитывая специфику электронного инструмента, используя всю красоту звучания этого инструмента. Работая над техническими пьесами, этюдами, не нужно забывать о построении художественного образа, прежде всего о музыке. Поэтому, начиная работать над упражнениями, гаммами, необходимо помнить о художественных задачах и музыкальном тексте.

Понятие тональность, значение слов «Упражнения», «Гамма», «Этюд». Основные виды штрихов (non legato, legato, staccato). Формула построения мажорных и минорных гамм в тональности до одного знака. Арпеджио, интервалы, трезвучия с обращениями. Аппликатура гамм, арпеджио, аккордов. Знакомство с главными ступенями лада.

Практика:

Осваиваем кнопочную технику. Играем мелодию, смешиваем тембры. Учимся быстро выводить заданные голоса при исполнении. Играем простейшие пьесы без автоакомпанемента, применяя режим «normal клавиатуры» и с автоаккомпанементом. Правильно ставим пальцы на клавиши. Следим за руками и корпусом тела.

Игра мажорных гамм (До Мажор, Соль Мажор, Фа Мажор) в одну октаву разными штрихами. Арпеджио, интервалы, аккорды в этих тональностях. Исполнение упражнений штрихами нон легато, а затем легато в одной позиции и с подкладыванием первого пальца.

Этюды в режиме NORMAL и с автоаккомпанементом. Режим исполнения для левой руки Multi Fingered – режим упрощенного взятия аккорда.

Развиваем технику игры и ладогармонические представления.

6. Работа над репертуаром



Теория:

Методика начального обучения исполнителя на клавишном синтезаторе аналогична обучению игре на любом другом клавишном инструменте. Одной из основных задач этого периода является постановка рук и развитие мануальной техники. Прослушивая на занятии пьесы, не рекомендуется прерывать игру учащегося. Нужно тщательно разобрать ошибки в исполнении. Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Музыкальные жанры: вальс, полька и марш.

Устный анализ музыкального текста: звуковысотное строение мелодии, размер, знаки альтерации, темп, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – non legato, legato, staccato, ладовая окраска, динамический план. Повторение правила постановка рук и корпуса при игре. Понятие «мотив», «фраза», «предложение», «период». Разные режимы исполнения: NORMAL, SPLIT, ACMP.

Практика:

Изучаем детские песенки, попевки, несложные пьесы. Работаем в режиме NORMAL клавиатуры, выбирая отдельный понравившийся голос. В режиме разделения клавиатуры на 2 голоса. Подбираем тембры. Слушаем звуковой баланс. Исполняем несложные пьесы с автоаккомпанементом. Простукивание ритмического рисунка с названием нот. Разучивание музыкального материала, используя основные функции и возможности синтезатора. Учимся вступать с мотива, фразы.

7. Аранжировка музыкальных произведений

Теория:

Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов MULTI FINGER; подбор тембра мелодии и стиля.



Практика:

Начальный этап освоения элементов аранжировки. Игра на клавиатуре, с применением различных тембров из банка голосов панели VOICE. Песни исполняются на одном или двух звуках, ориентируясь на ритм стихов. Песни можно исполнять в любых регистрах, от любых нот, разными голосами. Игру песен можно сопровождать ритмом ударных в удобном темпе, подготавливая слух ребенка к знакомству с автоаккомпанементом (материал из учебно-методического пособия «Обучая, обучаюсь», часть I, авторы Давлетова К.Б., Майорова Е.А.):



  • русская детская песенка «Звоны» - голоса из банка Percussion - Tubular Bells;

  • скороговорка «Оркестр» - можно использовать сразу несколько функций Split, Demo, Multi Pad;

  • А. Барто «Барабан» - клавиши Drum Set, банк Percussion.

Подбор голосов через банк через панель быстрого вызова голосов One Toch Setting. Работа с банком REGISTRATION MEMORY. Знакомство с USB.
  1   2   3   4   5   6   7

  • Отличительные особенности
  • Итого: всего 72 часов 72 31
  • Итого: всего 72 часов 72 29
  • Итого: всего 72 часа 72 24
  • Итого: всего 72 часа 72 21
  • Итого: всего 72 часов 72
  • 4. Работа с панелью синтезатора
  • 5. Развитие технических навыков