Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Приказ №82 от 30. 08. 2012г Директор мкоу таловской сош




страница1/13
Дата04.03.2017
Размер2.99 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Принята

педагогическим советом

МКОУ Таловской СОШ

Протокол №6 от 30. 08 2013 г




Утверждаю:

Приказ № 82 от 30.08.2012г

Директор

МКОУ Таловской СОШ

__________ Алиев М.С.



ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

среднего (полного) общего образования

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка.


Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на социальный заказ - максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Задачи школы в области среднего (полного) образования:


- обеспечить прочное усвоение базового компонента обязательного государственного стандарта знаний.

- создать условия для достижения высокого качества результатов образования через формирование школьной системы оценки качества.

- организовать обучение на профильном уровне учащихся 10-х и 11-х классов.

- проводить переподготовку кадров и управленческой команды: по организации и реализации программ профильного обучения, по внедрению технологии ИКТ, по применению здоровьесберегающих технологий;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации.

- продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания;

- продолжить нравственное, физическое и духовное становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития; освоение фундаментальных теоретических основ наук;

- выделение приоритетных образовательных областей по запросам обучающихся и родителей;

-формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения, умений трудиться расчетливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1 Введение

Данная образовательная программа - нормативный многофункциональный документ, определяющий цели, основополагающие принципы, содержание и концепцию развития среднего (полного) общего образования в МКОУ Таловской СОШ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования на основе Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089

Данная образовательная программа направлена на:

- формирование общей культуры обучающихся,

духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,

обеспечивающей социальную успешность,

- развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,

сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



Режим работы школы на ступени среднего (полного) общего образования.

Школа на ступени среднего (полного) общего образования работает в режиме шестидневной учебной недели в одну смену. Начало занятий в 8.00 ч. Продолжительность урока в 10-11 классах составляет 45 минут. Обучающиеся 10-11 классов аттестуются по учебным полугодиям.





1.2 Аналитическое обоснование программы (проблемно-ориентированный анализ образовательной среды)

Социальный заказ на образовательные услуги.

Анализ актуального социального заказа и основного образовательного запроса, адресованного школе, позволяет выделить следующие характерные особенности:

1.Контингент обучающихся неоднороден. Школа предъявляет при приёме в 10 класс требование успешного завершения ступени основного общего образования, подтвержденное соответсвующим документом. МКОУ Таловская СОШ на ступени среднего (полного) общего образования работает по учебному плану профильного обучения.

1.3. Цели, задачи, направления образовательной программы школы

Цели и задачи.

Главный смысл идеала образования - гуманистическое образование, которое включает в себя свободное развитие и саморазвитие личности и её способностей. Наиболее желательные качества личности сегодня:

- высокий уровень знаний по общеобразовательным предметам;

- готовность приобретать новые знания;

- способность принимать самостоятельные решения;

- умение работать в группе;

- быть коммуникабельным;

- способность к творческому труду;

- восприимчивость к инновациям;

- готовность приобрести и развивать ключевые компетентности.

При определении содержания образования необходимо в первую очередь обеспечить овладение учащимися знаниями и умениями, удовлетворяющими требованию среднего (полного) общего образования (базисный уровень). В содержании образования усилить внимание к вопросам непрерывности, преемственности обучения. Важно обеспечить непрерывность образования: 1 ступень – 2 ступень- 3 ступень. Создать для каждого ребёнка условия, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности. Систему непрерывного основного обучения подкрепить системой внеурочной работы, учитывая потребности учащихся и творческий потенциал учителей. При составлении (наполнении) содержания образования исходим:

- из анализа образовательного пространства школы, его социума;

- из потребностей, интересов учащихся (их родителей);

- из основных направлений деятельности школы;

- из результативности работы;

- из возможности квалификации учителей.



Цель: повысить качество и эффективность школьного образования.

Задачи образовательного процесса:

- развить содержание образования обучающихся с учётом требований общества к выпускнику школы;

- обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности;

- способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика;

-оказывать помощь учащимся, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

-расширить содержание образовательного процесса в направлениях, способствующих развитию обучающихся;

- более полное изучение ключевых вопросов учебной программы;

- выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений;

- формирование надпредметных умений и навыков;

- включение в процесс обучения нестандартных, развивающих, творческих задач;

- расширение кругозора учеников;

- подготовка к продолжению образования на ступени профессионального образования.

Образовательная программа направлена:

- на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

-на реализацию права ребёнка на получение среднего (полного) общего образования;

- на подготовку учащихся к дальнейшему успешному освоению программ профессионального образования.

В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

- повышению уровня культуры личности школьников;

- обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;

- воспитанию уважения к закону, правопорядку;

- развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

- развитию культуры умственного труда обучающихся, навыков самообразования.

Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе:

- обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,

- нацеливают на воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

Обозначенные цель и задачи образовательной программы планируется решать через:

- укрепление материально-технической базы школы;

- внедрение наиболее совершенных инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, индивидуализация и дифференциация учебного процесса, ИКТ - технологии);

- обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами;

- развитие внеклассной работы;

- использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей обучающихся;

- конструктивное взаимодействие с родительской общественностью.


Особенности условий.

При разработке образовательной программы учтены:

-уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;

-материально-техническое обеспечение учебного процесса;

-традиции, сложившиеся за годы работы школы: годовой круг праздников воспитательных мероприятий, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д.

Принципы построения.

1. Образовательная программа определяет:

- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

- учебно-методическую базу реализации учебных программ.

2. Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами и учреждениями в целях развития творческого потенциала обучающихся, выявления и объективной оценки их достижений.

3. Образовательная программа регламентирует:

- условия освоения образовательной программы;

- диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений обучающихся;

- организационно-педагогические условия реализации программ начального общего образования.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности обучающихся.


1.4.Система оценки достижения планируемых результатов

Целевое назначение

- реализация в полном объеме конституционных прав детей на образование;

- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного федеральным Базисным учебным планом РФ, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов министерства образовании и науки Российской федерации от 20 августа 2008 года №241 и от 30 августа 2010 года №889) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1994 от 03.06.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»

- создание условий для освоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на ступени среднего (полного) общего образования

-сохранение и поддержка индивидуальности обучающегося;

- создание условий для адаптации обучающихся к особенностям старшей ступени школы;

- предоставление возможности обучающимся определиться в своих склонностях и интересах учебной деятельности через механизм элективных учебных предметов;

- создание условий для формирования умений самостоятельного выбора профессионального обучения;

- формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
- создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;

- развитие у обучающихся познавательного интереса и творческих способностей;

- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками, взрослыми, младшими;

- развитие творческих способностей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);

- воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

Ведущие задачи:

-создание условий для становления отношения юноши (девушки) к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;

- поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности.



Целями реализации основной образовательной программы среднего ( полного) общего образования являются:

 обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

 становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривает решение следующих основных задач:



 обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Государственного Стандарта;

 обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

 обеспечение доступности получения качественного среднего (полного) общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования всеми обучающимися;

 установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

 взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;

 организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

 включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (своего села, района) для приобретения опыта реального управления и действия;

 сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

 формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

 ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

 учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником средней общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых моделью выпускника основной школы.

1.5 .Ожидаемый результат

Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Полное достижение уровня функциональной грамотности к окончанию старшей ступени школы.

Дальнейшее освоение обучающимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению.

Достижение уровня готовности к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута: понимание особенностей выбранного образовательного учреждения; оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей, подготовленность в предметной области, необходимой для получения дальнейшего профессионального образования.

Сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.



1.6. Модель выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования.

I.         Уровень обученности, сформированности ключевых компетентностей необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности:

1.Освоил все образовательные программы по предметам учебного плана.

2.Освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

3.Овладел основными общеучебными умениями и навыками необходимыми для дальнейшего профессионального образования и успешной трудовой деятельности:

       Основными мысленными операциями: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации, делать выводы, умозаключения;

       Навыками планирования, проектирования, моделирования, прогнозирования, исследовательской и творческой деятельности;

       Основами восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации; информационными технологиями связанными с приёмом, передачей, чтением, конспектированием  информации, преобразованием информации, мультимедийными, Интернет технологией;

       Основами компьютерной грамотности, технического обслуживания вычислительной техники;

       Овладел умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции, личной и предметной рефлексии, профессионального развития;

       Овладел навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, владение иностранным языком.



II Уровень ключевых компетентностей связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

       Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

-знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;

- знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

-знание особенностей физического, физиологического развития своего организма, типы нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма и т. д.

- знание и владение основами физической культуры человека.

III. Уровень сформированности ключевых компетенций связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира.

       Владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами;

       Владение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), погашение конфликтов;

       Владение основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности, умение адаптирования в социуме;

       Владение знаниями, умениями, навыками общения (коммуникативная компетентность);

       Основы устного и письменного общения. Диалог. Монолог, порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиций, этикета: иноязычное общение, деловая переписка, особенности коммуникации с разными людьми.

       Владение знаниями. Умениями, навыками, связанными с гражданственностью;

       Знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека, уверенности в себе, собственного достоинства, гражданского долга, самоконтроля в своих действиях, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн).



IV.              Уровень сформированности культуры человека

        Знание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки, науки, производства;

       Знание и использование истории цивилизации, собственной страны, религии;

       Владение основами экологической культуры;

       Знание ценностей бытия, жизни.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательные программы по отдельным учебным предметам

Основу базовой образовательной программы для 10-11 классов составляют Государственные образовательные стандарты и обязательный минимум содержания основных образовательных программ.



2.1.1. «Русский язык»

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Ц е л и обучения русскому языку на базовом уровне.

Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

 овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Содержание, обеспечивающее формирование Коммуникативной компетенции

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура публичной речи

Культура разговорной речи.



Содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой)
компетенций

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.



Содержание, обеспечивающее формирование Культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;



Аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 


Содержание тем учебного курса

10 класс

Общие сведения о языке.

Язык и общество. Язык и культура, Язык и история народа. Три периода в истории русского языка, Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской ор­фографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология.

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лек­сика с точки зрения её происхождения. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления. Межстилевая лек­сика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистиче­скими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза,

Лексические и фразеологические словари,

Грамматика. Морфемика и словообразование.

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства,

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография.

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и син­таксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различ­ной структуры и значения. Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии.

Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности.

резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной - культуры, взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Пояснительная записка.
  • Задачи школы в области среднего (полного) образования