Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Приемы работы над произведением Л. Н. Толстой




Скачать 59.06 Kb.
Дата25.06.2017
Размер59.06 Kb.
ТипУрок
Открытый урок

Литературного чтения


Л.Н. Толстой «Котенок»

2 класс «Школа России»


Учитель первой квалификационной категории
Ревенко Юлия Владимировна
МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты

2012 год

Тема урока: Приемы работы над произведением Л. Н. Толстой «Котенок»

Тип урока: урок решения частных задач с использованием системно - деятельностного подхода к обучению

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1. Приобщение с помощью чтения книг к главным нравственным ценностям, культуре человеческих взаимоотношений

2. Развитие способности к самооценке и стремления к самосовершенствованию

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. Выработка умения строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения

2. Развитие умения вести диалог, слушать и слышать собеседника, работать в парах и группах

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Проверка наличия умения устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения основе анализа поступков героев , авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое

2. Обучение умению работать с деформированным планом

Средства обучения:

1. Проекционный материал – слайды

2. Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

3. Печатные пособия – учебники, рабочие тетради, толковые словари


Проект урока:

  1. Настрой на урок

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.


- Пусть звон колокольчика звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность, любовь друг к другу, ко всему окружающему. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.
1 слайд

  1. Работа по теме урока.

Тема урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами биографии Л.Н.Толстого и будем работать над содержанием его произведения «Котенок».

Подумайте, какие учебные задачи поставите для себя.


(2 слайд) Продолжай – ка!

Сегодня я пришел на урок литературного чтения для того, чтобы


(3 слайд) Цели урока: учиться делить текст на части;

работать с деформированным планом;

находить главную мысль в тексте;

вести диалог с учителем и товарищами;

оценивать свою работу.


  1. Презентация по творчеству Л.Н.Толстого.

(4 - 15 слайд)

- Марианна нам представит свою презентацию о биографии Л.Н.Толстого.



4. Словарная работа.

- Дома вы самостоятельно читали произведение Л.Н.Толстого «Котенок». - Значение каких слов вам было непонятно?



Подле – около, амбар – сарай, пустился, что было духу – очень быстро.

- К какому жанру отнесете это произведение? (рассказ, мало действующих лиц и описывается один эпизод, небольшое по объему).


5. Проверка домашнего задания.
- А сейчас проверим, как вы внимательно прочитали рассказ. Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны со мной, то ставите знак ( ), если не согласны, то знак (-).


  • Герои рассказа брат и сестра?

  • У кошки было 6 котят?

  • Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка?

  • Дети собирали щавель и не забывали про котенка?

  • Две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть?

  • Катя испугалась собак и побежала прочь от них?

  • Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя?



(16 слайд) Посмотрите на слайд. Проверьте себя. Оцените свою работу с помощью карты достижений.



  1. -



  2. -

  3. -





6. Работа в тетрадях.

- Следующий этап урока - работа в тетрадях (с. 39).

- Рассмотрите внимательно иллюстрации к рассказу. Определите последовательность событий. Какая иллюстрация будет самой первой?

(17 слайд) - Что на ней изображено? Найдите отрывок к этой иллюстрации в учебнике, прочитайте его. (18 слайд)

(19 слайд) - Что изображено на второй иллюстрации? Найдите отрывок в учебнике, прочитайте его. (20 слайд)
(21 слайд) - Что изобразил художник на третьей иллюстрации? Прочитайте отрывок. (22 слайд)
(23 слайд) - Что вы видите на последней? Прочитайте слова. (24 слайд)

- Как вы думаете на какой иллюстрации художник изобразил самый тревожный, напряженный момент в рассказе?



Оцените свою работу.
7. Физминутка Котик, котик наш коток

Полосатенький бочок.

Котик раненько встает,

Глазки моет, щечки трет.

Подметает котик хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Котик сильным хочет стать.


8. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах и выполнять третье задание в тетрадях. Вам нужно восстановить деформированный план.



Проверка выполнения работы.

План рассказа

(25 слайд) 1. Кошка пропала.

2. Нашлась, да не одна, а с котятами!

3. На прогулке с котенком.

4. Чуть не случилась беда!

- Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?

9. Деление текста на части.

- Оцените свою работу.



10. Составление характеристики героя.

- Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.


- Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

- А когда нашли?

- Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?

- Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?

- Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.

- Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

- Как вы думаете, что пережил Вася?

- А кто виноват, что котенок попал в беду?

(26 слайд) - Что вы можете сказать о Васе? Какой он?

* Диалог с автором.

* Включи воображение!

- Найдите в тексте слова, которые нам помогут рассказать о Васе.

( Играли подле сарая, на дороге – значит живет в сельской местности)
- Этих слов недостаточно, чтобы описать мальчика.

- Включите свое воображение, представьте его внешний вид (рост, лицо, волосы), во что он одет.

(Ему немного лет, невысокий, добрые глаза, круглое лицо, светлые волосы, одет в простую деревенскую одежду)


11. Работа в паре.

- Посовещаться в паре и выбрать слова, которые характеризуют его поступки.

- Какие слова выбрали?
(27 слайд) - Почему он добрый, смелый……
Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашел единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой. Таким был Вася. Он благородный мальчик, с любящей душой.
Оцените свою работу.
(28 слайд)

- Какие пословицы по смыслу подходят к содержанию рассказа?



12. Итог урока: Что самое главное хотел сказать своим читателям автор?

Чему учит это произведение?


Посчитайте количество баллов и оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

(29 слайд) - Закончите предложения.


  • Я прочитал (а) рассказ …

  • Мне запомнилось …

  • Мне понравилось …

  • Я задумался …

  • Я почувствовал (а) …

  • На уроке я работал (а) …

  • Мне было трудно …

  • Теперь я могу …

  • Мое настроение …


13. Домашнее задание (на выбор)

Пересказ рассказа по плану.

Пересказ рассказа от лица Васи.

Выразительное чтение.


Всё мяукал котёнок во дворе под кустом.

Всё хотелось котёнку чтоб позвал кто–то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал желтый лист.

Показалось котёнку,что позвали: “Кис – кис!”

Замирая от счастья,он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.
Учитель. Грустное стихотворение, правда?

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что наш друг потеряет кров над головой.


(30 слайд) Спасибо за хорошую работу на уроке!

  • Тип урока
  • Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения
  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения
  • Проект урока: Настрой на урок
  • 1 слайд Работа по теме урока. Тема урока
  • (2 слайд) Продолжай – ка!
  • Презентация по творчеству Л.Н.Толстого. (4 - 15 слайд)
  • 5. Проверка домашнего задания.
  • (16 слайд)
  • (17 слайд)
  • (20 слайд) (21 слайд)
  • (24 слайд)
  • 8. Работа в группах.
  • План рассказа (25 слайд)
  • 9. Деление текста на части.
  • - Включите свое воображение
  • 11. Работа в паре.
  • Оцените свою работу. (28 слайд)
  • 13. Домашнее задание (на выбор)