Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов




страница1/3
Дата01.07.2017
Размер0.58 Mb.
ТипИнтегрированный урок
  1   2   3
Общее образование Интегрированный урок математики и окружающего мира (истории) в 4 классе Тема: Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М.В. Ломоносов Кузнецова Любовь Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 28 Цель: познакомить учащихся с приёмами быстрых вычислений. Задачи: закреплять вычислительные навыки через решение примеров, уравнений и задач, способствовать формированию умения применять математические знания в новой ситуации; активизировать познавательный интерес учащихся к жизни и деятельности нашего земляка-помора М.В. Ломоносова; формировать умения работать коллективно и самостоятельно, уважая мнение других; прививать интерес к предмету, к истории своей Родины; создавать условия для снятия умственного напряжения через двигательную активность учащихся и музыкальное оформление. Оборудование: карточки с названиями мер времени, таблицы для устного счёта, индивидуальный лист для учащихся, буклет, задания для мозаики, презентация о М.В. Ломоносове. Ход урока. 1. Организационный момент. Сегодня урок математики хотелось бы посвятить великому русскому учёному. Кому Расшифруем. Так как сегодня мы совершим путешествие в историю, необходимо вспомнить меры времени. Назовите их. (Ответы детей). Расставить в порядке возрастания: минута, секунда, сутки, неделя, месяц, час, год, век. (На доску прикрепляются карточки. С обратной стороны карточек - буквы, получается М. В. Ломоносов). Каждому человеку знакомо имя М.В. Ломоносова. А что вы знаете о нём (Ответы детей). Михаил Васильевич - учёный- энциклопедист, он внёс вклад во многие науки, осведомлен в различных областях знаний. О судьбе великого земляка поговорим чуть позже. 2. Этап актуализации знаний. Предлагаю отправиться в XVIII век на машине времени. Как этот век связан с М.В. Ломоносовым (Родился в 1711 году. Жил в XVIII в.). Отправимся в путешествие на машине времени, но сначала необходимо подготовиться: провести вычисления. Логические карточки. Как получили число в центре таблицы 460 800 340 460 340 360-140 360 220 140 620 280 900 310 530 220 84 4 21 84:21 11х7 7 77 11 36 12 3 297 27 11 27х11 - как сосчитать 27х11=27x (10 1)= 27x10 27x1=270 27=297 3. Постановка проблемы. Необходимо считать быстро, помогут нам в этом быстрые приёмы вычислений. Показать несколько примеров. Дети называют двузначные числа, учитель мгновенно умножает на 11. (Мотивация. Определение темы, цели и задач урока). Хотите научиться также быстро считать (Ответы детей). Назовите тему урока. (Записана на доске: Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11). Какие задачи поставим (Научиться приёму быстрого умножения на 11). 4. Этап открытия новых знаний. Я не могу сама открыть свой секрет, но самый наблюдательный и внимательный всё поймёт. Назовите несколько двузначных чисел. Числа записываются в два столбика: сумма цифр меньше 10, сумма цифр 10 и больше 10. Числа называют учащиеся, учитель пишет ответы, дети определяют, как работает приём. Например: 26х11=286 73х11=803 43х11=473 85х11=935 Вывод. Умножение двузначных чисел на 11. а) Если сумма цифр двузначного числа не превышает 10, надо: 1) цифры этого числа раздвинуть; 2) поставить между ними сумму этих цифр: 72 х 11 = 7(7 2)2 = 792 б) Если сумма цифр равна 10 или больше 10, надо: 1) мысленно раздвинуть цифры этого числа; 2) поставить между ними сумму этих цифр; 3) к первой цифре прибавить единицу, а вторую и третью оставить без изменения. 94 х 11 = 9(13)4 = (9 1)34 = 1034 5. Первичные закрепления (ситуация успеха). Потренируемся. Представлены карточки с примерами, дети набирают ответ на абаках: 56 х 11 = 93 х 11 = 75 х 11 = 53 х 11 = 45 х 11 = Теперь, когда мы научились быстро считать, отправляемся в путешествие. 6. Физкультминутка. Многие люди ассоциируют предметы, людей с каким-нибудь цветом. Говоря о М.В. Ломоносове, какой цвет вам представляется (Варианты ответов). У меня - оранжевый. Почему Восхищение… (Движения под песню Оранжевое небо). 7. Знакомство с биографией учёного. Презентация Биография Ломоносова. В путь. Приготовились, закрыли глазки, машина времени включилась! (Слайд: машина времени). И вот мы на родине Михайло Ломоносова. Сейчас это село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области, а в XVIII веке название звучало по-другому: Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня… (Слайд №4: фото Курострова). А как называется деревня, расшифруем: 3 - Мишанинская, 5 - Денисовка. Для этого необходимо решить задачу, её ответ нам и поможет. Задача. Необходимо ответить на вопрос: сколько уток Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя другими и три в ряд, сколько всего летело уток (Решение разбирается на доске. Учащиеся доказывают свой выбор. Ответ: 3). Мишанинская располагается на острове на реке Северная Двина. Крестьяне-поморы здесь живут не особенно бедно, они обрабатывают землю, добывают рыбу и морского зверя: тюленя да моржа. Михайло - единственный сын крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова, человека состоятельного, который одним из первых оснастил своё судно так, как это делали голландские моряки. А как за быстроходность назвали морское судно, поможет узнать нам ребус. (Слайд №5: судно. Ребус. Ответ: Чайка.) Ребус: Ч , Михайло растёт здоровым и сильным мальчиком, сообразительным, любознательным, с 10 лет он ходит с отцом в море. Учиться мальчик начал поздно, лет с 12. К тому времени он уже освоил рыбный промысел, но дивное устройство окружающего мира не даёт ему покоя. Так хочется учиться! 8. Самостоятельная работа с самопроверкой. Повторение. Первые свои книги мальчик учит наизусть. (Слайд №6: книги). Как называются книги, врата учёности (Арифметика, Грамматика). Кто их авторы, вам необходимо расшифровать. (Смотри индивидуальный лист для учащихся. Задание 1.) Самопроверка. Арифметика Л. Магницкого и Грамматика М. Смотрицкого были вратами учености М.В. Ломоносова. 9. Индивидуальная работа. Пока класс расшифровывает авторов учебников, двое учащихся складывают математическую мозаику. Им предложены осколки мозаики (карточки с заданиями) и лист ватмана с ответами. Необходимо, выполнив задания на карточках, приклеить их на ватман, точно на место ответа. Получится высказывание Ломоносова о математике. (Варианты заданий на усмотрение учителя: например, найдите 12 числа 100. Ответ: 50). 10. Решение задачи. Арифметика - одна из самых замечательных русских книг - являлась энциклопедией математических знаний того времени. В книге много занимательных задач с интересными способами решения. Одну мы уже решили. Предлагаю ещё. Решение задачи. Некий человек продавал купцу коня за 150 рублей. Купец посчитал, что такая цена слишком велика для такого недостойного коня, и передумал. Продавец предложил купцу тогда купить только гвозди в подковах, а коня он отдаст бесплатно. В каждой подкове 5 гвоздей. Дай мне за один гвоздь один рубль, за второй — два рубля, за третий — три и так все гвозди купи. Обрадовался купец такой цене, решив, что заплатит не более 100 рублей за гвозди и коня возьмёт в придачу, и согласился. Но когда пришлось отдавать деньги, понял, что проторговался: обманул его продавец. На сколько рублей обманул купца продавец (Слайд № 7 со схемой задачи.) Чтение, анализ и решение задачи (фронтальная работа). 1) 5х4= 20 (гвоздей) 2) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20=210 (рублей)- заплатил купец. 3) 210-150=на 60 (рублей)- переплатил купец. 11. Беседа о вкладе М.В. Ломоносова в науки. Презентация Биография М. В. Ломоносова. Ломоносову шёл 19 год. Он понимал, чтобы учиться необходимо покинуть отчий дом. В декабре 1730 года с рыбным обозом он отправляется в Москву. (Слайд № 8: фото карты пути Михаила Ломоносова). Здесь он поступает в лучшее по тем временам учебное заведение - Московскую Славяно- греко-латинскую академию. (Слайд №9: рисунок Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии). Курс академии 12 лет, юноша заканчивает за 5. А между тем житиё – бытиё в школе было скудное и суровое 3 копейки в день, 1-квасу,1-хлеба, 1-на прочие нужды. Михайло – лучший ученик. С 11-ю способными к наукам учениками он продолжает обучение в Петербургской Академии наук, а затем его отправляют заграницу, где он изучает 16 научных дисциплин. (Слайд №10. Марбургский университет. Фрейберг). В 1741 году он возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию. Работать сложно, так как руководит Академией группа профессоров-иностранцев, которые не могут простить крестьянскому сыну независимости и гениальности. Суровый север, невзгоды закалили М.В. Ломоносова, он работает на благо родины: добивается, чтобы преподавание в Академии велось на русском языке, а не на латыни. М.В.Ломоносов - … (К каждой следующей фразе слайды №11-17). Химик. Он создал первую в России химическую лабораторию. (Химия в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд первейших наук, создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы - смальты, основал мозаичную фабрику). Физик. Изучал атмосферное электричество. (По физике в 1748 году им было сделано открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества). Астроном. Открыл наличие атмосферы на Венере. Метеоролог. Наблюдал за погодой, сделал вариант барометра. (Ломоносов был пионером в метеорологии, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра). Географ. Руководил созданием Атласа Российского, составил карту Северного Ледовитого океана и схему морских течений, призывал к освоению арктического мореплавания. (Его считают одним из основоположников российской географии). Минералог. Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог, работал над Всеобщей российской минералогией. Художник. Создавал картины из смальты. Поэт и филолог. Сочинял оды, создал Российскую грамматику - первый свод правил русского языка. Историк. Им создан труд Древняя российская история. М.В. Ломоносов многое сделал для российской науки. Немало усилий он приложил к тому, чтобы в России был свой университет.12 января 1755 года императрицей Елизаветой был подписан указ об учреждении в Москве Университета, а 24 января он был открыт. Московский Университет стал центром русской культуры. Со времени его основания и до наших дней из его стен вышли ученые, прославившие Россию на весь мир. (Слайд № 18. Фото Московского университета). А.С. Пушкин говорил о Ломоносове: …Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. (Слайд №19. Портрет Пушкина. Обсуждение высказывания). Нам пора возвращаться. А математика, удивляетесь вы, как связана с именем великого земляка (Демонстрируется плакат- результат индивидуальной работы). Без неё невозможно заниматься другими науками. Михаил Васильевич сказал о математике так: Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (Чтение плаката). Согласны ли (Высказывания учащихся). Мы гордимся тем, что мы - земляки Ломоносова. Постарайтесь с честью нести это звание, приумножая славу нашего Отечества, развивая науку и культуру. Любите знания, как их любил Ломоносов! 12. Подведение итогов. Рефлексия. Подходит к концу наш урок. Чем он вам запомнился. (Самооценка). Как вы потрудились, понравился ли вам урок (Рефлексия). Спасибо за урок! (Детям вручаются подарки - буклеты о Ломоносове). Урок математики в 6 классе Тема: Отношения и проценты Кошик Елена Викторовна, учитель математики МОУ СОШ № 95 Сюжетная идея: детям предлагается проследить за субботним днем ученика 6 класса. У мальчика заканчивается последний урок, он радуется предстоящим выходным. Приходит из школы домой, и вся семья, по очереди, обращается к нему за помощью. Помогая родителям, другу, сестре, он решает задачи по теме Отношения и проценты. Сюжет позволяет каждому ребенку увидеть практическое применение данной темы. Задачи урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме Отношения и проценты; показать практическое применение знаний по этой теме в жизни учащегося 6 класса; активизировать умственную деятельность с помощью использования на уроке игровых моментов и средств ИКТ, повышать интерес к изучению предмета; развивать умение работы с интерактивной доской; воспитывать стремление помогать родным, близким, друзьям. Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский. Технические средства: интерактивная доска Smart Board. План урока: № пп Название этапов урока Время (мин.) 1. Организационный момент, постановка целей урока 2 2. Устный счет, повторение теоретического материала 5 3. Запись домашнего задания 2 4. Отработка основных видов задач: На понимание смысла выражений, содержащих понятия процент и отношение На части 4 4 5. Физкультминутка 3 На оценку результата На сравнение отношений На нахождение процента от числа и числа по проценту 4 4 8 7. Итог урока 2 8. Самостоятельная работа 2 Ход урока. 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня мы будем повторять материал по теме Отношения и проценты. Откройте тетради, подпишите число и тему урока. Учитель: Нам предстоит понаблюдать за одним днем жизни шестиклассника и его семьи – мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, друга. (Учитель щелкает по изображениям – появляются все герои урока). Учитель: Постараемся проследить, где в жизни нам могут пригодиться знания по этой теме. (Переход на следующий слайд с помощью панели инструментов). 2. Устный счет, повторение теоретического материала, запись домашнего задания. (Слайд 2). Задания выполняют все учащиеся класса, фиксируя ответы в тетрадях. Учитель формулирует задания (вслух): 1) замените отношения равным, записанным меньшими числами; 2) разделите 1 час в отношении 1:5; 3) замените процент дробью; 4) выразите отношение в процентах; 5) найдите 30 от 20 тонн; 6) найдите длину пути, если 12 пути составляют 24 км. Проверка: учитель открывает ответы, щелкая по прямоугольникам с заданиями. Один из учеников отвечает правила, щелкая на кнопки соответственно номерам проверяемых заданий. Учитель: Мы повторили основные правила и виды задач этой темы: они вам помогут при решении домашнего задания. Записываем в дневник. Учитель щелкает по нижнему левому углу экрана. Учитель щелкает по верхнему правому углу экрана – звенит звонок; щелкаем по изображению мальчика – звучит стихотворение: Звенит звонок с последнего урока, Довольный я иду домой! Суббота! Ура! Не нужно повторять, учить, считать и вычислять. Я с облегчением вздохну, Хоть погуляю, отдохну! Учитель щелкает кнопку возврата к 1 слайду: щелкает на картинку – появляется изображение дедушки, щелкает на ссылку - звучит стихотворение: Меня встречает дома дед С большой, большой стопой газет. И говорит: Внучок, прочти! Что непонятно, объясни! Учитель щелкает на ссылку – переходим к 3 слайду. 3. Отработка основных видов задач. (Слайды 3-11): Голоса избирателей за кандидатов Иванова и Петрова распределились в отношении 1:3. За кандидата Петрова проголосовало в 3 раза больше избирателей. Каждый третий избиратель проголосовал за Иванова. Каждый четвертый избиратель проголосовал за Иванова. 1) На понимание смысла выражений, содержащих понятия процент и отношение. (Слайды 3 -5). - Дед выписал непонятные предложения. Попробуйте разъяснить их смысл, выбрав из предложенных вариантов верные. Три ученика по очереди выходят к доске и выбирают верные варианты, помечая их маркером. Проверка: щелкнуть по каждому утверждению, неверное исчезнет. На слайде №5 учитель щелкает кнопку возврата к 1 слайду, щелкает на картинку - появляется изображение бабушки, щелкает на ссылку - звучит стих: Мы только с дедом разобрались, Бабуля подает рецепт И говорит: Внучок прочти, Что непонятно объясни! Учитель щелкает на ссылку – переходим к слайду №6. 2) На части. (Слайды № 6-7). Учитель: Возьмите, пожалуйста, празднично оформленные рецепты (карточки с рецептом пирога). Сейчас мы попробуем разобраться, а потом вы можете вместе с мамой или бабушкой испечь пирог по этому рецепту. Поэтому работаем прямо на карточках. Учитель: Читаем задачу, составляем краткую запись: Печенье Песочное Для приготовления 0,55 кг теста требуется мука, сметана и сахар. Сколько нужно взять каждого компонента, если их количество находится в отношении 5 : 2 : 4 соответственно Ответ выразите в граммах. Количество частей Масса (кг) Мука Сметана Сахар Как вы понимаете запись 5:2:4 Запишем кратко. (Слайд 6). Учитель щелчком открывает затененные ячейки таблицы. Учитель: Что необходимо найти, чтобы узнать, сколько кг приходится на 5, 2 и 4 части Как узнать, сколько кг приходится на 1 часть Дети решают задачу в тетрадях, заполняя пропуски на слайде 7. Проверка: учитель перемещает вниз объект с надписью Проверь! - Как килограммы выразить в граммах Проверка: учитель щелкает по пропуску – появляется окончательный ответ. На слайде 7 учитель щелкает кнопку возврата к 1 слайду. Учитель щелкает на картинку – появляется изображение родителей, на ссылку - звучит стихотворение: Родители куда-то потерялись, Уже готовы пироги. И как позднее оказалось: Сынок! Смекни и оцени! Весь день диваны выбирали, Им скидки и подарки предлагали, А они ко мне пришли: Сынок! Смекни и оцени! Учитель щелкает на ссылку – переход к слайду 8. 3) На прикидку и оценку результата. (Слайд 8). Учитель: Попробуем оценить примерную стоимость диванов со скидкой и дать совет родителям. Сначала повторим таблицу перевода процента в дробь. (Учитель щелкает ссылку на физкультминутку в нижнем левом углу слайда). Физкультминутка (в программе Роwer Point). При щелчке по экрану появляются равенства. Дети должны поднять руки вверх, если равенство неверно, и хлопнуть в ладоши, если равенство верно. Работаем устно, фронтально. Возвращаемся к слайду 8. Учитель: Найдем примерную цену дивана со скидкой в 1 магазине. Дети рассуждают: 15 999 р. Это почти 16 000 р., 25 это четверть, четверть от 16000 р. это 4000 р., 16000 – 4000 = 12000 р. - окончательная цена дивана. Аналогично рассуждаем по 2 и 3 магазину. Проверить правильность ответов можно, стерев ластиком защитный слой в белом прямоугольнике. Учитель: Сравним результаты прикидки в трех магазинах. Что посоветуем родителям Учитель щелкает кнопку возврата к слайду 1. Учитель щелкает на картинку – появляется изображение друга, на ссылку - звучит стихотворение: Наконец, пошел гулять, Не поверите - опять Мне пришлось начать считать, А случилось это так: С Мишкой мы в футбол играли, В ворота мячик забивали: Он попал пять из восьми, Я же 6 из 10. И пришлось нам посчитать, Чей же лучше результат Учитель щелкает на ссылку – переходим к слайду 9. 4) На сравнение отношений. (Слайд 9). Учитель: Какой способ сравнения вы предложите ребятам Составим план решения. Учитель перемещает мяч на синее поле 3 раза – появляется план. Дети в тетради решают задачу. Проверка: перемещаем мяч каждого мальчика на синее поле. Учитель: Сравним результаты. Учитель щелкает кнопку возврата к слайду 1, щелкает на картинку – появляется изображение сестры, щелкает на ссылку - звучит стихотворение: Моя старшая сестра Сидит с контрольной мается. У нее вторую ночь Расчет не получается. В биологии она Во много раз сильней меня. Но с процентами задачу Решать, наверно, буду Я! Учитель щелкает на ссылку – переходим к слайду 10. 5) На нахождение процента от числа и числа по проценту. (Слайды 10, 11). Учитель: Читаем текст задачи на карточке. Составим краткую запись. Ученики работают в тетради. Учитель щелчком открывает затененные ячейки. (Слайд 10). Учитель: Вам предложена разрезная версия решенной задачи. Попробуйте собрать решение, выбрав нужные действия. Дайте им пояснения. Учащиеся работают в парах. Проверка: учитель щелчком по кнопкам первого столбика открывает нужные действия. Учитель: Не кажется ли вам, ребята, что выбраны лишние действия Давайте разделим их на два способа. (Учитель отщелкивает обратно ненужные окна). Поясним оставшиеся действия. Переходим к следующему слайду с помощью панели инструментов. Итог урока. Учитель щелкает на ссылку - звучит стихотворение: Вот и закончилась суббота, Внучок уже спокойно спит. Семья за чаем обсуждает, Как всем помог их ученик! Учитель: Ребята, вы тоже шестиклассники и, обладая знаниями по теме Отношения и проценты, можете сами ориентироваться во многих жизненных ситуациях и помогать другим. Учитель: В конце урока я предлагаю вам проверить свои силы в задании Проверь себя сам!. Возьмите карточки и впишите буквы правильных ответов. Проверка: переходим к следующему слайду с помощью панели инструментов. Самостоятельная работа. - Оцените свою работу по следующим критериям: 5 - верно 7 заданий. 4 - верно 5, 6 заданий. 3 - верно 3, 4 задания. Учитель: Поднимите руку те, у кого оценки 4 и 5. Молодцы! Спасибо за урок. Урок технологии в 5 классе Тема: Как рубашка в поле выросла Козлова Галина Андреевна, учитель технологии МОУ СОШ № 11 Урок по разделу Материаловедение Цель: проверить знания по теме Материаловедение через игру и знакомство с культурой быта на Русском Севере. Задачи: образовательные: - закрепить знания учащихся о тканях растительного происхождения; - расширить знания учащихся о культуре быта на Русском Севере в процессе импровизированного спектакля; развивающие: - развивать логическое, творческое мышление, познавательный интерес, память; воспитательные: - воспитывать уважение к народным обычаям и традициям. Тип урока: урок - кукольный театр. Методическое обеспечение: слайды с элементами народного быта и культуры дома Русского Севера конца XIX века; народные тряпичные куклы; виды льняных и хлопчатобумажных тканей; ткани для определения основы и утка, ткацких переплетений; настольная игра Интеллектуальное лото; цветная бумага для изготовления полотняного переплетения; домотканые полотенца, коврики, прялки, плетёные туеса, куклы. Методы проведения: объяснительно-репродуктивный и эвристический метод с использованием компьютерных технологий, игровой метод, повторительно-обобщающая беседа, демонстрация наглядных пособий. Межпредметные связи: литература (устное народное творчество), изобразительное искусство, музыка. Ход урока. 1. Организация урока. 1.2. Проверка готовности к уроку. 2. Изложение нового материала в процессе обобщения и закрепления знаний по теме Материаловедение, игры в кукольный театр. 2.1. Работа в группах по повторению материала о способе производства тканей растительного происхождения, о свойствах тканей, нитей основы и утка, полотняного переплетения. 2.2. Работа в группах по определению основы и утка, вида тканей, переплетения. 2.3. Работа в группах по закреплению знаний с помощью настольной игры Интеллектуальное лото. 2.4. Валеологическая пауза. 2.5. Индивидуальная работа по определению основы и утка, вида тканей, переплетения. 2.6. Оценивание знаний. 3. Заключительный этап. Определение темы, целей урока. 4. Практическая работа: плетение полотняного переплетения из цветной бумаги. Вводный инструктаж. 5. Рефлексия. 6. Запись домашнего задания. Примечание: 1. В ролях кукол Матушки и сестёр – ученицы; в роли кукол нерадивой Акулины, Марьи-искусницы, Ивана-мастера – учитель. 2. Для проведения урока была проведена репетиция беседы матушек с дочерьми. Ход урока. На прошлом уроке мы изготовили куклы из хлопчатобумажной ткани. А куклы нужны для того, чтобы играть. Марья-Искусница, нерадивая Акулина, Иван-мастер и другие герои помогут закрепить нам знания о льне и хлопке, ткачестве и прядении, об основе и утке. Если это кукольный театр, то где реквизит и декорации Все очень просто: реквизит – на ваших столах, а декорациями будут служить слайды. Итак, начинаем наш маленький импровизированный спектакль. Отвернем колесо истории на 150 лет назад… Мы с вами находимся в селе Кимжа Мезенского района (урок сопровождается презентацией). Благоухает летняя природа. Позади домов - чудной архитектуры церковь с пятью куполами, часовенка. Вот стоит богатый дом, весь убран, приукрашен, с переходами брусчатыми, со сквозной резьбой причелин. На доме укрепилось резное солнце, называемое ветренницей. Солнце под крышей, как и в вышивке, - пожелание счастья, богатого урожая, благополучия. Украшение кровли - обязательный элемент архитектуры крестьянского дома. Заглянем в горенку: вдоль стен лавки широкие, в центре – стол обеденный с резными ножками. В красном углу на зеркале – полотенца вышитые, на полу – коврики домотканые. Все как полагается. Живет в этом доме работящая дружная семья Пуховых: матушка с батюшкой, три дочери – рукодельницы, два брата – богатыря. Отец с сыновьями в поле работают, матушка с дочерьми – по дому, по хозяйству. О чем ведут беседу дочери с матушкой в отсутствии братьев и батюшки Матушка: Ну, что, дочери мои, рады вы обновам своим 1 сестра: Рады, матушка, рады! 2 сестра: И рубашки, и сарафаны, и фартуки – все у нас новое. Матушка: Расскажите мне, каким это образом ваши рубашки в поле выросли 3 сестра: Сначала тятенька зернышки льна посеял… 4 сестра: А потом из зернышек травка с голубыми цветочками выросла. Поле все голубым стало! 5 сестра: Когда цветочки опали и подсохли, лён пошли дергать. 1 сестра: А после доской его мяли да приговаривали: Мягче, мягче стань наш лён!. 2 сестра: Потом трепалом колотили во дворе так, что от бедного льна летела кострика во все стороны. 3 сестра: А потом железным гребнем чесали. Гребни большие, тяжелые, но мы справились. 4 сестра: И лён сделался таким мягким, шелковым. Матушка: Правильно, недаром лён на Руси русским шелком зовут. 5 сестра: А потом Вы, матушка, сели за прялку и из мягкого волокна нитки прясть стали. А после из ниток и ткань соткали. Матушка: Молодцы, дочери мои, все знаете. А вот другой дом стоит. У него крылечушко красное…с крутой лесенкой, с домовой резьбой на крыше. А под крышей – голова коня – защищает дом от нечистой силы. Курица и конь на крыше – в избе тише, - говорили в ту пору. Заглянем в горенку. В центре между окон видим зеркало в красной резной оправе, украшенное вышитым полотенцем. Зеркало – обязательный элемент интерьера северного крестьянского дома. Это символ ока – граница между земным и потусторонним. Не случайно в полночь гадали, глядя в зеркало, и смотрели прямо на тот свет. Было это связано с большим риском: как только покажется видение, нужно сразу закрыть зеркало, иначе видение ударит по лицу, придет да задавит. Семья Щеголевых живет в этом доме. Сидят в горенке девицы-рукодельницы с матушкой, ведут беседу. Матушка: Пора в избе кросна устанавливать, да основу на них натягивать. 1 сестра: А что такое основа, матушка Матушка: Это нити тонкие, но прочные – основные – вдоль рубашки вашей проходить будут. 2 сестра: А ниточки, что поперек проходят, как называются Матушка: Уточными. Скоро увидите, как забегает челнок между нитями основы, с обеих сторон ткани кромка образуется. 3 сестра: А я заметила, что ниточка утка более толстая и пушистая. 4 сестра: А я заметила, что извивается уток больше, потому что он огибает основу. 1 сестра: Матушка, а зачем готовый холст надо по снегу расстилать и на морозе морозить 2 сестра: А весной на солнышке греть Матушка: Посмотрите на свои рубашки: они же белые! Снег и солнышко их выбелили. Вот вам и ответ. А вот третий дом – пятистенок. Хозяин его – большой мастер резьбы по дереву. Дивной красоты резное солнце, сквозная резьба причелин украшает крышу. Резной орнамент: круги, розетки, крестообразные знаки служили в древности символами огня и солнца, играли магическую роль оберега. В доме этом все к свадьбе готовится. В свадебной горенке жарко от красного цвета. Приданое девичье по стенам, по лавкам развешено. Сразу видно, руки у невесты золотые. Семья Гусевых живет в этом доме. Послушаем, о чем разговоры ведутся. Матушка: Чем занимались, доченьки мои, пока нас с батюшкой не было 1 сестра: Наряды к свадьбе готовили: для невесты и для себя. Матушка: А из той ли ткани шили, из того ли сундука достали 2 сестра: Из того самого, матушка, расписного, в котором хлопок лежит. Батюшка его с юга привозит. 3 сестра: Значит рубашки наши на юге, а не на севере выросли. 4 сестра: Рубашки эти более тонкие и легкие, и садятся меньше после стирки. 5 сестра: Да и кроить их легче, потому что хлопок меньше чем лён осыпается. Матушка: А правильно ли вы скроили Так ли выкройку разложили 1 сестра: Как учили нас, матушка: по долевой ниточке, лицом к лицу. Матушка: А как лицевую сторону у гладкокрашеной ткани узнали 2 сестра: Посмотрели внимательно: на одной из сторон узелки мелкие нашли, по ним и определили. А в печатной ткани - по четкому рисунку. Матушка: Все правильно! Молодцы, доченьки. Глянули девицы в окно, видят: Акулина в дом Пуховых бежит, аж спотыкается. Зачем, интересно! Все на селе знают, что девица эта любит только песни петь, веселиться да у зеркала крутиться. Акулина: Здравствуйте, соседушки дорогие, помогите мне. Тятенька велит через три дня льняную рубашку сшить. А я даже не знаю, как лён от хлопка отличить. Помогите мне, я в долгу не останусь. (Ученицы определяют вид ткани, учат Акулину, делают вывод). Есть еще вопросы у Акулины, да стыдно ей признаться в своем невежестве, побежала в дом Щеголевых за помощью. Обращается с просьбой научить ее различать основу и уток. (Ученицы определяют, где проходит основа и уток в тканях, учат Акулину, делают вывод). Постеснялась Акулина задать еще один вопрос, побежала в дом Гусевых за помощью. Обращается с просьбой научить ее отличать полотняное переплетение. (Ученицы находят полотняное переплетение с помощью лупы, делают вывод). Девицы-рукодельницы все дела в доме переделали, сели в лото играть. Только закончили девицы игру, Марья-искусница в гости пожаловала. Каждый на селе от мала до велика знал, что у Марьи с веретена самая тонкая и ровная ниточка вьётся, отсюда и ткань самая красивая получается. Марья и шьет, и вышивает, и крючком узоры вяжет. Да всё это по ее наряду видно! Не случайно Марью на селе искусницей зовут. (Марья-искусница читает ответы, оценивает игру в каждом доме, указывает на ошибки). Небо вдруг потемнело, дождик пошел. Девицы-красавицы, чтобы не уснуть, решили в ладушки поиграть. (Валеологическая пауза). А тут и дождик прошел, солнышко выглянуло. Глянули девицы в окно: видят – по тропинке Иван-мастер идет, лучший жених на деревне. Девицы так к окну и прилипли. Каждый на деревне знал, что Иван и дом срубить может, и резьбой украсить, лен посеять и лапти сплести. Да и сам из себя пригож. В жены себе Иван хочет взять самую лучшую мастерицу. Знает он, что в соседних домах девицы-рукодельницы подрастают. Но много их. Как выбрать! Дает он сёстрам по три задания: которая лучше справится, та и женой его станет. 1-ое задание: Вы на ткани посмотрите, Лен от хлопка отличите. 2-ое задание: Эти ткани рассмотрите, Как прошу, их разложите: Нить основы – вертикально, Нить утка – горизонтально. 3-е задание: Чтоб загадку разгадать, В руки лупу надо взять, И иметь терпение – Найти полотняное переплетение. На помощь Иван-мастер Марью-искусницу позвал. (Куклы определяют, как справились дети, хвалят или поправляют, ставят оценки.) Иван: Много, оказывается, искусниц. Как выбрать невесту Придется сплести венок, кинуть его: та, которая подхватит, женой моей станет! На этом наш маленький импровизированный спектакль закончен. - Как бы вы назвали наш кукольный спектакль - Что прославляет спектакль - Какие люди пользуются уважением на селе - На кого бы вы хотели походить: на Акулину или Марью-искусницу - Какие знания повторили во время импровизированного спектакля - Как может звучать тема урока - Какие цели урока - Достигнуты ли цели урока - Какие новые знания получили в процессе кукольного спектакля Наигрались девицы-рукодельницы в игры да за работу принялись: ткань полотняным переплетением ткать стали, чтобы зимой новые рубашки пошить (практическая работа). Кому понравился спектакль, выберите желто-синие полоски бумаги для плетения, а кому не понравился, - желто-коричневые. Кто не успел доплести полотняное переплетение, дома закончите. Примечание: во время игры в лото, валеологической паузы, плетения звучит народная музыка в современной обработке. Использованная литература: Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX – нач. XX века). – Архангельск: Правда Севера, 2005. – с. 12, 26. Урок литературы в 5 классе Тема: В Берендеевом царстве (творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) Постникова Любовь Владиславовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 52 Место урока в учебном процессе: урок внеклассного чтения с региональным компонентом. Задачи: обучающая: познакомить учащихся с понятием лирическая миниатюра, творчеством Ф. Абрамова, М. Пришвина, закрепить знания о средствах выразительности языка; развивающая: создать условия для формирования навыков выразительного чтения через восприятие и анализ художественного произведения; воспитывающая: способствовать формированию личностного отношения к родной земле, воспитанию нравственных качеств (чувства прекрасного, бережного и чуткого отношения к природе). Оборудование: учебный класс, оснащённый компьютером и мультимедийным проектором; камни карстовой породы из пещер Пинежского заповедника; презентация в формате Microsoft Office PowerPoint, тексты произведений. Эпиграф к уроку: Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье – заглянуть миру в лицо (М. Пришвин). Ход урока. Организационный момент (2 минуты). Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала. Учитель: Ребята, возьмите камешки, лежащие на ваших столах, согрейте их в ладони, почувствуйте их энергию, силу, представьте себе берег реки… Иногда мне приходилось сидеть на морском берегу, усыпанном разноцветными камешками. Они, правда, сначала не кажутся разноцветными – этакая однообразная сероватая масса. Их называют галькой. Сидя на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя. Возьмёшь горсть – просеешь сквозь пальцы… Неожиданно один из них останавливает ваше внимание. Он округлый. Полупрозрачный, но …сердцевина в нём слегка красноватая, как будто в нём растворена капля крови. Или, напротив, он чёрный, лаковый, а по чёрному лаку – жёлтый узор, похожий, скажем, на пальму. Да что говорить – бесчисленны и разнообразны камешки на морском берегу! Понравившиеся вам экземпляры вы складываете в сумку: хотелось бы их увезти, показать друзьям, самому полюбоваться зимой. При чтении книги, в разговоре с друзьями, во время прогулок, в жарком споре мелькает иногда мысль, … эту мысль я стараюсь запомнить и записать на клочке бумажки. Когда бумажки накапливаются по карманам, я достаю их, разглаживаю на ладони, некоторые переписываю. Пусть перебирает и читатель. Из всей высыпанной перед ним груды камешков он отберёт для себя хотя бы пяток. Так рассказывал о писательском труде, о своих книгах писатель Владимир Солоухин. Мы сегодня будем не просто разглядывать камешки на ладони, мы разгладим записки, зарисовки о родном крае, родной природе. Итак, тема нашего урока: В Берендеевом царстве (творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина). Под презентацию звучит фрагмент русской народной песни Вдоль по морю в исполнении Государственного Академического Северного русского народного хора. - Какие слова в теме урока вам кажутся непонятными - Что бы вы хотели узнать, прочитав тему урока Формулируем задачи урока: - познакомимся с лирическими миниатюрами Фёдора Абрамова и Михаила Пришвина, - проникнем в тайны их творчества, - проанализировав их произведения, постигнем смысл их любви к родине. 3 этап - усвоение новых знаний. Учитель: Как сердцу высказать себя - задавался вопросом поэт-классик. Действительно, слов часто не хватает для того, чтобы рассказать обо всём, что чувствуешь, переживаешь. Трудно связать слово (мысль) и чувство. В литературе это становится возможным в лирических миниатюрах. - Какие ассоциации у вас вызывает название Лирическая миниатюра (Лирика, маленький…). - Что является предметом изображения в лирике (Чувства, переживания). - Какое произведение можно назвать маленьким по объёму (Может состоять даже из одного предложения). - Ученикам (…) предложено выполнить задание- исследование: изучить происхождение и значение слов лирика и миниатюра. (Выполнение задания). Вывод (заносим в эйдос–конспект): лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма. Очень любил этот жанр наш северный писатель, родившийся на Пинеге, Фёдор Александрович Абрамов. Часто о любви к родным местам говорил он в зарисовках о родной природе. Пинега. (Анализ миниатюры с заполнением эйдос-конспекта). Выразительное чтение учителем. Изучение первичного восприятия: - Понравилась вам зарисовка Почему (Ответы детей). - А вы любите ходить на речку Почему (Ответы детей). 3. Что вы увидели в произведении Абрамова Нарисуйте картину. (Лето, солнечное утро, река, писатель, он смотрит на реку, улыбается). Достаточно ли одной зарисовки (Вечер, хмурый, пасмурный, река-старушка). - О чём рассказывает автор в произведении Что рисует Вывод: тема миниатюры – вид реки в разное время суток. - Как меняется Пинега Сравните реку утром и вечером. Вечер Утро всё в серой тине; старушка не узнать берег; блестит; мозаика - Что изменило Пинегу (Ливень) - Какие средства выразительности использовал автор для создания образа реки Река-старушка метафора Сверкает, как мозаика сравнение Принарядилась олицетворение 4. Как относится автор к реке Вывод: основная мысль – Пинега – любимая река Ф. Абрамова. - Что помогло нам почувствовать героя, его переживания (Тропы, рождённые воображением). - Ученик (…) подготовил рассказ о реке Пинеге. Учитель: Константин Георгиевич Паустовский говорил: Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Писателю оно необходимо особенно. Ещё один мастер слова, любивший Пинегу – Михаил Пришвин. 4 раза он приезжал на Север, особенно ценил Пинежье, считая его сказочным Берендеевым царством. Продолжим по нему путешествие… Кладовая солнца (отрывок) Выразительное чтение отрывка. Похож рассказ на сказку Почему (Необычные деревья, как живые, с характером). Как бы вы назвали такую миниатюру (Ёлочки-старушки, Грозное болото…) . - Какие названия вам кажутся более удачными Почему (Удачны те названия, в которых природа одушевляется, имеет характер, возникают ассоциации, подключается воображение). Михаил Пришвин однажды признался: Моё настоящее искусство – живопись, но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами. - Представьте себя писателем. Перед вами вкусное слово – ВАРЕНЬЕ. Нарисуйте словами ту картину природы, которая могла бы иметь такое название. Ваши ассоциации - Сравните своё восприятие с авторским. Что необычного увидел Пришвин на опушке - Что ему в этом помогло (Воображение, слово, образ). Деревья в лесу Выразительное чтение. Работа с эйдос-конспектом. - Чьими глазами мы увидели картину (Человека, писателя). - Чем он отличается от других людей (Не только видит, но и слышит, чувствует природу). 3. Что стало объектом наблюдения в лесу (Деревья: ель и берёза). - Одинаково ли ведут себя деревья в лесу (Нет). - Какими глаголами описывает автор поведение ели - А берёзы - Какое дерево вам понравилось больше Почему - А автору (Елью любуется, а берёзу жалеет). - С кем сравнивает деревья Пришвин ( С людьми). - Каждый ли так способен почувствовать природу Что для этого нужно Вывод: деревья в лесу, как живые, но чтобы почувствовать это, нужно любить природу. - Только ли художник, писатель, поэт может чувствовать характер природы, видеть необычное в простых вещах Познакомимся с фотографиями (автор фотографий - Третьяков Максим Валентинович, папа одной из учащихся). Какие образы вы увидели Какие названия могли бы предложить 4 этап. Закрепление, подведение итогов. Рассмотрим получившийся конспект. - О чём мы узнали на уроке (О том, что такое лирическая миниатюра, о писателях…). - Чему учились у писателей (Видеть необычное, воображать, любить природу). - Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете Учитель: Возьмите снова камешки. Мы сегодня на уроке прикоснулись к живому русскому слову, восхитились мастерством авторов, пишущих о Севере. Но у вас сегодня была возможность прикоснуться и к самой северной земле. Эти камни собраны на берегу Белого моря, в пещерах Пинежья. Сожмите их и берегите свою родину так же, как сейчас эту малую частицу её богатства. И если сегодня вы сделали для себя какое-то открытие, о чём-то узнали, почувствовали что-либо необычное, после урока принесите камешек мне на стол, если открытия не случилось, оставьте камень на своей парте. (Рефлексия). 5 этап. Домашнее задание. 1. Написать сочинение-миниатюру Любимое время года. 2. Составить эйдос-конспект по понравившейся миниатюре М. Пришвина или Ф. Абрамова. 3. Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных миниатюр. Чтобы образы природы были более яркими, необычными, вспомним, какова русская природа в разное время года. (Презентация, музыкальное сопровождение: композиция Сон в летнюю ночь Рихарда Вагнера). Урок русского языка в 6 классе Тема: Склонение составных количественных числительных Мохотаева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 24 Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений. Задачи: - закрепить умения учащихся правильно склонять составные количественные числительные и грамотно употреблять эти формы в речи; - развивать навыки самостоятельной работы, само – и взаимопроверки; умения создавать текст публицистического стиля, решать проблемные задачи и аргументировать своё мнение; - воспитывать любовь к малой родине; чувство бережного отношения к языку, уважения к землякам. Методы обучения: теоретический опрос, дидактическая игра, беседа, творческая работа, самостоятельная работа. Средства обучения: мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация; компьютерная игра Проверь себя; репродукции картин северных художников, фотографий с изображением северной природы; карточки с заданиями на 5 и на 4. Использованные педагогические технологии: ИКТ-технологии, элементы технологии уровневой дифференциации, личностно-ориентированных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих технологий, технологии сотрудничества. Ход урока. Организационный момент. Тема урока Склонение количественных числительных. Ребята, мы с вами уже познакомились с этой темой, а сегодня у нас последний урок. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какой цели должны достичь (Ответы детей). Правильно, мы должны показать, что умеем правильно склонять количественные числительные, видим ошибки, умеем их исправлять. Проверка домашнего задания. Учитель: В домашнем задании надо было поставить числительные в нужный падеж. Давайте поменяемся тетрадями и проверим выполнение этой работы. Деятельность учащихся: взаимопроверка. Один из учащихся читает предложения из упражнения, чётко проговаривая окончания числительных. Учитель: Какие трудности встретились при выполнении упражнения Обратите внимание на форму творительного падежа - одну из самых сложных. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Молодцы! Сообщение о структуре урока. Учитель: А мы продолжаем работу по этой теме. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, весь материал, с которым мы будем работать на уроке, так или иначе связан с Севером: нашим городом, областью, нашими земляками. А во-вторых, это урок- путешествие. Мы с вами совершим путешествие по нескольким станциям (слайд презентации с названиями станций): 1. Теоретическая. 2. Исправь ошибки! 3. Это интересно! 4. Проверь себя! 5. Творческая. Учитель: Готовы Путешествие начинается! Первая станция Теоретическая. Без знания теории мы не можем перейти к практике. Это закон. Так давайте вспомним теоретический материал по теме и ответим на вопросы (слайд презентации с вопросами). 1. На какие вопросы отвечает имя числительное 2. Что обозначает имя числительное 3. Какие числительные называются количественными 4. На какие разряды делятся количественные числительные по значению 5. В чём особенность склонения числительных 40, 90, 100 6. Как склоняются составные количественные числительные А проверим мы наши знания с помощью компьютерной игры (игру создал ученик класса Суханов Артём). В игре даны не только вопросы, но и несколько вариантов ответов. Если вы выбираете правильный ответ, то загорается зелёный сигнал, если неправильный – красный. Давайте попробуем (К доске выходят по 1 человеку на каждый вопрос). Деятельность учащихся: ответы на вопросы в игровой форме. Учитель: Молодцы! С заданиями на этой станции мы справились, значит можно отправляться на следующую станцию Исправь ошибки!. На прошлой неделе один из городов нашей области стал известен всей России. Я говорю о Няндоме. Какие события там произошли Представьте себе, что один не очень грамотный корреспондент (к сожалению, такие встречаются) решил написать об этих событиях и допустил ошибки в склонении числительных. Хорошо, что вы уже умеете правильно склонять числительные и поможете отредактировать текст. На слайде текст, который нужно исправить. Какое правило забыл этот корреспондент (Ответы ребят). Деятельность учащихся: письменная самостоятельная работа. Что у вас получилось Кто готов прочитать текст без ошибок Город Няндома находится в трёхстах сорока двух километрах от Архангельска. В городе около двадцати одной тысячи четырёхсот жителей. Недавно там остались без тепла около шести тысяч девятисот девяноста человек. Учитель: Молодцы! А как вы думаете, ребята, нужно ли учиться говорить правильно Может быть, кто-то считает, что нас и так поймут окружающие Почему нужно говорить правильно (Ответы детей). Конечно, воспитанные образованные люди должны бережно относиться к родному языку, быть внимательными к слову. А наше путешествие продолжается. Мы добрались до станции Это интересно. Все вы, конечно, знаете, что в этом году исполняется 300 лет со дня рождения нашего великого земляка М.В. Ломоносова. Что вы знаете об этом человеке (Ответы детей). А на этой станции мы узнаем интересные факты, связанные с жизнью и творчеством Ломоносова. Давайте прочитаем предложения и будем правильно произносить числительные, написанные на слайде цифрами. Что мы должны помнить о склонении составных количественных числительных (Ответы детей). Слайды презентации: 1. К 14 годам Михайло Ломоносов прочёл все книги, которые мог достать. 2. С рыбным обозом зимой 1730 года Ломоносов прошёл около 1200 километров. 3. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии Ломоносов вызван в Петербург для обучения в Академии наук. 4. Когда Ломоносов учился в Германии, жалованье ему платили около 1200 рублей в год. 5. 71 год назад в селе Ломоносово был открыт историко-мемориальный музей. 6. За это время музей посетили около 650 тысяч человек, для них проведено более 18 тысяч экскурсий. 7. Основной фонд музея составляет около 4860 единиц хранения, научно-вспомогательный - около 5100 единиц, книжный фонд библиотеки — 3038 единиц. 8. В 80-ые годы музей принимал до 35 тысяч посетителей. Деятельность учащихся: устная работа (чтение текста). Учитель: Интересный материал Как много увлекательного окружает нас! Надо только проявлять любознательность, читать, интересоваться новым материалом. Дома вам тоже нужно будет найти интересные факты из жизни наших земляков и записать предложения с числительными. Всем понятно домашнее задание Хорошо! А в нашем путешествии остановка! Давайте отдохнём! Физкультминутка. Учитель: Она тоже у нас сегодня связана с Севером. Встали рядом с партами и повторяем за мной. А на Севере у нас Широка река (разводим руки в стороны), Высоки берега (поднимаем руки вверх). Зимой холодно сидеть, Надо ручки нам погреть. (Потереть себя за предплечья). Вот так, вот так, Надо ручки нам погреть! Зимой холодно стоять, Надо, надо поскакать. (Прыжки на месте). Вот так, вот так, Надо, надо поскакать! (повторить 3 раза). Учитель: Отдохнули Тогда снова за работу! Наше путешествие продолжается. Мы добрались до станции Проверь себя! Здесь вы можете сами выбрать для себя задание по силам (на 4 или на 5). Оцените свои возможности, выбирайте задание и выполняйте! Числительные ставьте в нужную форму и записывайте словами! Когда вы будете писать, следите за осанкой, спину держите прямо, соблюдайте расстояние от глаз до тетради! Карточки на партах. На 5: Население Архангельской области составляет около 1 294 900 человек, из них горожан около 973 350 человек, сельского населения - около 321 600 человек. Женщин в нашей области около 685 520 человек, мужчин 609 494 чел. Архангельская область занимает около 587 000 квадратных километров, а площадь нашего города более 294 квадратных километров. На 4: Площадь Соловецких островов около 347 квадратных километров. Около 60 площади покрыто лесами, а высота холмов достигает 107 метров. Рек здесь нет, а общая площадь озёр составляет более 2593 гектаров. На Соловках зарегистрировано более 240 видов птиц, среди них певчих – около 28 видов. Деятельность учащихся: самостоятельная работа. Учитель: Закончили Мы с вами узнали ещё некоторые факты из истории нашего края. Молодцы! Сдаём работы! Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. А как вы думаете, зачем я включила в наш урок материал, связанный с Севером (Ответы детей). Деятельность учащихся: устные ответы на проблемные вопросы, аргументация собственного мнения. Учитель: Конечно, мне очень хочется, чтобы вы гордились своей малой родиной, интересовались её историей и современностью, знакомились с жизнью наших земляков, учились любить Родину. Сегодня можно услышать и такое, что любить Родину не очень модно. Вы согласны с таким мнением (Ответы детей). А что значит любить Родину Этот вопрос ждёт нас на станции Творческая. Вам предлагается написать сочинение-миниатюру на данную тему. Постарайтесь, если сможете, включить в свою работу числительные. Возможно, вам помогут репродукции картин северных художников, фотографий с изображением северной природы, которые вы видите на доске. Многие считают наши пейзажи неброскими, неяркими, но мы с вами имеем возможность ещё раз убедиться, как прекрасна наша природа. Деятельность учащихся: творческая работа. Учитель: Давайте послушаем ваши рассуждения (прослушать несколько сочинений-рассуждений). Молодцы! Я верю, что вы не только словами, но и делами сможете доказать свою любовь к Родине. Итоги урока. Учитель: Что мы должны запомнить с сегодняшнего урока (Обратить внимание не только на учебные, и на воспитательные моменты). (Ответы детей). Вы очень хорошо поработали сегодня. Оценки за работу на уроке (комментируем). Вы согласны с оценками Спасибо всем за работу! Домашнее задание (напомнить): составить предложения с количественными числительными, используя информацию о наших земляках. Примечание: Материалы для заданий составлены по данным http:ru.wikipedia.orgwiki; http:www.dvinaland.ru .
  1   2   3