Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Презентация: «Все во мне и я во всем…»




Дата01.07.2017
Размер127 Kb.
ТипПрезентация
РЕКОМЕНДАЦИИ Автор: Файзрахманова Фарида Фаридовна Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №130» Московского района города Казани Республики Татарстан Предметная область: литература Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация: «Все во мне и я во всем…» (Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева). Возрастная группа (класс): 10 класс Название презентации: «Все во мне и я во всем…»(Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева) Количество слайдов: 37 Среда( редактор), в которой выполнена презентация: MS PowerPoint Краткие рекомендации для педагога Презентация к уроку «Все во мне и я во всем…» рекомендуется использовать на уроке изучения биографии и творчества поэта «чистого искусства» Ф.И. Тютчева. Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям, которые обогащают духовную культуру каждого человека. Презентация способствует развитию информационной компетенции учащихся, позволяет создавать достоверные образы, формировать более целостные представления о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Благодаря ее использованию у учащихся формируется познавательный интерес к личности поэта, возникают яркие эмоциональные образы, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации, что особенно важно на уроках литературы в старших классах. Все в комплексе повлияет на качество знаний по предмету, усилит мотивационную познавательную деятельность учащихся. Слайды расположены в следующей последовательности: 1-3 слайды. Введение, тема, цели, эпиграф к уроку. 4- 7 слайды. О родине, родителях Ф. И. Тютчева. 8-11слайды. Детские годы поэта. 12-13 слайды. Годы учебы в МГУ. 14- 17 слайды. Годы жизни за границей 18-20 слайды. Возвращение в Россию. 22-23 слайды. Любовь к Денисьевой. 24-31 слайды. Иллюстрации к стихотворениям поэта. 32-33 слайды. Современники о Тютчеве. 34-36 слайды. Домашнее задание. 37слайд. Использованная литература. МБОУ «Школа №130» Московского района города Казани Конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Все во мне и я во всем…» (Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева) Подготовила учитель русского языка и литературы Файзрахманова Фарида Фаридовна КАЗАНЬ-2012 Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева, с особенностями его лирики; укрепить навыки выразительного чтения лирического произведения; содействовать воспитанию любви к поэзии и обогащению внутреннего мира учащихся. Оборудование: выставка книг Ф.И.Тютчева; плакаты с высказываниями современников о поэте; фонохрестоматия; компьютерная презентация по теме «Жизнь и творчество поэта». Ход урока: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать. Ф. Тютчев. Звучит романс на стихи Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…» Целеполагание. Учитель: - Ребята, вы прослушали известный романс « Я встретил Вас …». Имя композитора неизвестный, а стихи написаны русским поэтом Ф. И. Тютчевым. (1 слайд) Сегодня нам предстоит знакомство с личностью Ф. И. Тютчева и ее отображением в его поэтических произведения. (2 слайд) Он любил все земное, полноту бытия, жадно воспринимал его всем существом своим… Любил весеннюю грозу, половодье молодых чувств, сиянье снегов под солнцем, конницу морских волн и таинственную тишину сумерек, когда «все во мне и я во всем..». Ему были подвластны все стихии мира – земля, вода, огонь, воздух… Он не скрывал своего пристрастия к земле и земному: Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать – Земля! Духов бесплатных сладострастья. Твой верный сын, не жажду я. И вместе с тем, сын земли, он от земной реальности восходил к возвышенным мечтам, к беспредельности. Тютчев-поэт страстной, беспокойной, предельно растревоженной мысли, певец беспредельности мира: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Тютчев, наследник XVIII века, дитя XIX века, был одним из самых чутких предтеч XXI. За полвека с лишним Тютчев написал всего лишь около четырехсот стихотворений. Написано мало, сказано много. Как дорожим мы каждой строкой. Поэзия его решительно переступила порог XXI века.(3 слайд) Форма урока - урок-концерт, вы прослушаете в исполнении одноклассников стихотворения поэта в сопровождении ансамбля скрипачей Большого театра (фонохрестомания). А сейчас запишите в тетрадях тему, план урока, эпиграф. ( Название стихотворений, план урока записаны на доске) План урока: Он любил все земное… Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. «Блажен, кто поселил сей мир…» 1)Любовная лирика. 2) Все вместе – малая волна… 3)Глубинное единство природы и человека. 4) Живи, умей все пережить! III. Современники о Тютчеве. Без Тютчева жить нельзя. (Л.Толстой) II.Знакомство с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева. (Ведущие - 2 учащихся из класса ) 1 ведущий: Пятого декабря 1803 года в родовом имении Тютчевых в селе Овстуг Орловской губернии (4 слайд) в стародворянской семье среднего достатка(5, 6 слайды) родился второй сын Федор, будущий великий поэт. Блажен, кто поселил сей мир В его минуты роковые! Его призвали все благие Как собеседника на пир. (7 слайд) 2 ведущий: Когда началась Отечественная война 1812 года(8 слайд), Тютчеву не было еще и десяти.(9 слайд) В эпоху испытаний нравственное созревание происходит быстро. И не тогда ли зародилось в душе поэта одна из сокровенных тем его творчества, нашедшая затем воплощение в его стихотворениях: « Эти бедные селенья…»(чтение), «Умом Россию не понять…»(10 слайд) и других, посвященных России и ее исторической судьбе: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Рано Тютчев пристрастился к чтению, рано научился говорить по-французски. Его матери между тем хотелось, чтобы сын прежде всего хорошо знал русский язык. Так в доме Тютчевых появился Семен Егорович Раич (11 слайд), поэт и переводчик. Под влиянием учителя Тютчев рано приспособился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. 1 ведущий. Осенью 1819 года Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.(12 слайд) В эти годы Тютчеву не чуждо умеренное политическое вольномыслие, но преобладают интересы художественные, эстетические, философские. Показателен отзыв юного Тютчева на пушкинскую (13 слайд) оду «Вольность»: Воспой и силой сладкогласья Разнежь, растрогай, преврати Друзей холодных самовластья В друзей добра и красоты! Но граждан не смущай покою И блеска не мрачи венца, Певец! Под царскою парчою Своей волшебною струною Смягчай, а не тревожь сердца! И в последующие годы Тютчев остается противником революционных выступлений. 2 ведущий: По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы вернутся лишь через 22 года. Мюнхен (14 слайд), где жил поэт, в середине 20 г. XIX века становится крупным центром европейской культуры. Мюнхенский период – пора светских успехов и сердечных увлечений Тютчева. Он пережил пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд (15 слайд), к которой обращено стихотворение «Я помню время золотое…», а позднее - «Я встретил вас…»(чтение стихотворения) 1 ведущий: За границей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет в русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта (на чужбине Тютчев женился, овдовев, женился вторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его публицистических статей. Но стихи писались только на русском языке:(16, 17 слайды) Родной ландшафт… Под дымчатым навесом Огромной тучи снеговой. Синеет даль - с ее угрюмым лесом, Окутанным осенней мглой… 2 ведущий: С конца 30-х годов в лирическом творчестве Тютчева возникает долгая, почти десятилетняя пауза. Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Одобрение Николаем I (18 слайд) его политической публицистики, в которой он проповедует смирение и кротость, облегчило ему восстановление на службе. Он вновь причислен к ведомству министерства иностранных дел. В Петербурге Тютчев сразу завоевывает репутацию блестящего собеседника, любимца салонов, тонкого острослова, общается с такими известными поэтами этого периода, как В.А. Жуковский (19 слайд), П.А. Вяземский. «Тютчев – лев сезона», - писал П.А. Вяземский (20 слайд) в январе 1845 года. Люди одного общества, Тютчев и Вяземский занимали в нем одно положение: два поэта, два блестящих остроумца, два русских европейца. С конца 40г. начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Начало его поэтической известности положила статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты», где он решительно относит Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам. В1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева было издано собрание стихов Тютчева отдельной книгой. Лев Толстой (21 слайд), прочитав стихи, сказал: «Без него жить нельзя». (Звучит тихая музыка) 1 ведущий: Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их соединение, сочетание, И роковое их слиянье, И… поединок роковой… В позднюю пору жизни Тютчев пережил сильное чувство, запечатленное в его стихах и письмах. С Еленой Александровной Денисьевой (22 слайд), которой было 24 года, поэт познакомился в 1850 году на сорок восьмом году своей жизни. С большим опозданием пришедшая любовь, «последняя любовь», как назвал ее сам поэт, любовь, изменившая весь порядок его жизни. Натура живая, пылкая, впечатлительная, Денисьева глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева. В глазах высшего петербургского общества их открытая четырнадцатилетняя связь (за это время у них родились трое детей) была вызывающе скандальной. Причем вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой: от нее отрекся отец, на ее детях лежало клеймо незаконности, перед ней самой закрылись двери светских гостиных. Драматизм ситуации усугублялся тем, что Тютчев сохранил привязанность и к законной семье, к детям, к жене. Жизнь в такой обстановке, постоянные переживания подорвали здоровье Елены Александровой. Она умерла молодой. Пережитая поэтом драма запечатлелась в знаменитом “Денисьевском цикле”, одном из вершинных достижений любовно – психологической лирики в русской и мировой литературе. Звучат стихотворения: «Последняя любовь», « Я очи знал, - о, эти очи!», «О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…» 2 ведущий: Эти стихи пронизаны мукой и болью, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле, но, тем не менее единственно доступном человеку. Блаженно – роковое чувство, требующее высшего напряжения сил, любовь стала для поэта прообразом и символом человеческого существования вообще. 1 ведущий: Потрясенный смертью Денисьевой, Тютчев уезжает за границу к находившейся там семье, но … не может обрести успокоения. Вышедший в 1968 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже живого отклика в русском обществе. В конце 1972 года его здоровье резко ухудшилось.(23 слайд) Дни сочтены, утрат не перечесть, Живая жизнь давно уж позади, Передового нет, и я, как есть, На роковой стою очереди, - пишет Тютчев. Через несколько месяцев Тютчева не стало… (Звучит музыка). 2 ведущий: Тютчева не стало. Но остались стихи, которых сам поэт так мало ценил, так небрежно хранил, полагая: В наш век стихи живут два – три мгновенья, Родились утром, к вечеру умрут. О чем же хлопотать Рука забвенья Как раз свершит свой корректурный труд. Однако время, которого так остро ощущал поэт, оказалось неподвластно над его творчеством. И второе воскрешение Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков. Нам в наследие Ф.И.Тютчев оставил свой художественный мир, свою поэзию. (Звучит музыка) 1 ведущий: Величие Тютчева сказывается прежде всего в понимании и изображении природы. Правильнее назвать его лирику пейзажно – философской. Картины природы воплощает глубокие, напряженные, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании. (Звучит стихотворение «Смотри, как на речном просторе..» (24 слайд) 2 ведущий: Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Особенно привлекают поэта переходные моменты жизни природы. (Звучат стихотворения : « Есть в осени первоначальной» (25 слайд), « Зима недаром злится»(26 слайд), « Весенняя гроза» под музыку) 2 ведущий: Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется, грустит. «Вешние воды бегут и будят сонный брег», «уступая дорогу весне», зима « злится, хлопочет, ворчит». (27 слайд) 1 ведущий: Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство. С этой точки зрения постижение природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих стихотворений Тютчева, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой. Звучит стихотворение “Когда в кругу убийственных забот…” 2 ведущий: Возвышенный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева часто и как антипод человеческой деятельности. Противопоставление природы и цивилизации доведено у него, кажется, до последних пределов. Поэтому чуждо окружавшее его современное общество. Звучит стихотворение “Silentium” (Молчи, скрывайся и таи…) (28 слайд) Между тем безверие, полагает поэт, болезнь современного человека - источник его душевных страданий и нравственных недугов. И поэтому единение с природой, растворение в ней – высшее блаженство, которое можно пережить на земле. Звучит стихотворение под музыку “Тени сизые смесились”.(29 слайд) 1 ведущий: Поэзия Тютчева сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Мы видим в ней самих себя, свое время. Обращаемся к ней и в дни радости, и в дни печали. Находим в ней ответы на многие состояние души. Перед нами – доверительная, глубокая, дума о времени и вечности, о человеческих душах. Тютчев помогает нам выжить в эти трудные времена. Звучат стихотворения: «Слезы людские», «Бывают роковые дни…», «Чему бы жизнь нас ни учила…» 2 ведущий: (Звучит музыка.) Истомленная противоречиями бытия, душа человеческая хочет и стремится чувствовать всю полноту существования, хочет любить и верить:(30, 31 слайды) Не рассуждай, не хлопочи!.. Безумство ищет, глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему, то будет. Живи, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. Чего желать О чем тужить День пережить - и слава богу! Учитель: Тютчев мало ценил свое творчество, но его современники ценили, знатоки русской литературы знали и любили его поэзию. Лев (32 слайд) писал: «Тургенев, Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры, просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А.Фет(33 слайд) писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за ними очередь оправдать его тайные надежды».(Звучит музыка) Домашнее задание: написать сочинение – эссе на тему: « Мой Тютчев» (34 слайд) Сочинение - эссе – это жанр критики, публицистики. (35 слайд) Требования:(36 слайд) Не изображение факта, а изображение большого чувства после изучения темы, оценка творчества поэта, писателя. У автора должна быть индивидуальная точка зрения по теме сочинения. Может быть и расхождение с общепринятым отношением к теме. Повествование должно быть стройное, непринужденное (в виде диалога, монолога, письма). Образность языка. Сочинение – эссе должно четко выразить позицию ученика. Выводы не предлагаются, читатель должен прийти к определенным выводам. Список использованной литературы:(37 слайд) Ф.И. Тютчев. Лирика. А.А. Фет. Лирика, Лениздат, 1977. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Москва. “Художественная литература”, 1985. Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин . Избранное. М., Издательство « Правда», 1984.
Каталог: files -> file
file -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
file -> Предмет : литература Класс : 11 Тема урока : «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизнь и творчество Бориса Пастернака
file -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
file -> «Я не переставала писать стихи»
file -> Здравствуйте, ребята!
file -> Священник Даниил Сысоев. …основная задача
file -> «Аркадий Островский. Песня на все времена»
file -> Г. М. Трунов Дополнительные задания по курсу общей физики

  • Краткие рекомендации для педагога
  • МБОУ «Школа №130» Московского района города Казани
  • Оборудование
  • Целеполагание. Учитель
  • Домашнее задание
  • Список использованной литературы:(