Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Презентация свадебного ритуала в современном медиадискурсе 10. 02. 19 теория языка




Скачать 416.88 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2017
Размер416.88 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ДОБРОНИЧЕНКО Елена Викторовна


ПРЕЗЕНТАЦИЯ СВАДЕБНОГО РИТУАЛА
В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

10.02.19 – теория языка





АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Волгоград – 2014

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».


Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Желтухина Марина Ростиславовна.
Официальные оппоненты: Жельвис Владимир Ильич, доктор филоло-

гических наук, профессор (ФГБОУ ВПО


«Ярославский государственный педагогиче-

ский университет им. К.Д. Ушинского»,


профессор кафедры иностранных литератур
и языков);
Бараташвили Эльмира Энверовна, канди-

дат филологических наук (ФГБОУ ВПО


«Волгоградский государственный аграрный
университет», старший преподаватель ка-
федры иностранных языков).
Ведущая организация – Кубанский государственный университет
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»).
Защита состоится 17 апреля 2014 г. в 12.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.01 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www. vgpu.org 17 февраля 2014 г.
Автореферат разослан 27 февраля 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Н.Н. Остринская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Данная работа выполнена в русле лингвосемиотики, прагмалинг­вистики и нарратологии.

Объектом исследования является свадебный ритуал в современном медиадискурсе. В качестве предмета изучения выступает нарративный характер медиапрезентации свадебного ритуала.

Актуальность исследования обусловлена значимостью роли и места медиадискурса в современной коммуникации, появлением и развитием новых средств передачи информации, отсутствием комплексного описания презентации свадебного ритуала в медиадискурсе и недостаточной изученностью лингвосемиотической, лингвопрагматической природы ри­туала, презентационной функции современного медиадискурса, свадебного нарратива в массмедиа.

В нашей работе мы рассматриваем медиадискурс как особый вид языкового употребления особого типа текстов (медиатекстов) в социокультурном деятельностном аспекте (например, медиатексты, описывающие свадебные ритуалы), опираемся на определение медиадискурса М.Р. Желтухиной, под которым понимается «связный, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, выраженный средствами массовой коммуникации, взятый в событийном аспекте, представляющий собой действие, участвующий в социокультурном взаимодействии и отражающий механизм сознания коммуникантов» (Желтухина, 2003, 2010). Основными харак­теристиками современного медиадискурса выступают информативность и суггестивность (М.Р. Желтухина), манипулятивность, перформативность, медиативность (А.Н. Фортунатов). К значимым для нашего исследования маркерам медиадискурса относятся культурная составляющая, экспрес­сивность, агональность, оценочность, эмоциональность / эмотивность, диало­гичность, инсценированность / театральность (М.Р. Желтухина). Поскольку важная роль отводится ритуализованности, инсценированности, театра­лизации, играизации медиадискурса, можно говорить о том, что медиа­дискурс представляет собой перформансную коммуникацию (М.Р. Желту­хина, Г.Г. Почепцов), характеризуется театральностью (адресант – актер, адресат – зритель), сочетающей зрительский и творческий элементы, роли, отклоняющиеся от нормы (шут, диссидент и т.п.), оппозиции «мы – они», «свои – чужие», репетируемость и подготовку (М.Р. Желтухина). Под медиаперформансом понимается процессуальный вид публичной комму­никации в массмедиа (дискурсивной медиапрактики перед другим человеком или группой, возможно с их участием), включающий элементы режиссуры и импровизации, обладающий особой энергетичностью и напоминающий театральную форму исполнения, целью которой является воплощение идеи в процессе создания определенного смыслового пространства, что часто достигается выходом перформера за пределы норм (Е.В. Доброниченко, М.Р. Желтухина). Единицей анализа медиадискурса в данной работе выступает нарратив как текст, описывающий последовательность событий; то же, что повествование, история, рассказ (Е.И. Шейгал), форма дискурса, через которую человек реконструирует и репрезентирует прошлый опыт для себя и для других (D. Schiffrin).

В основу данного исследования положена следующая гипотеза: свадебный ритуал представлен в современном медиадискурсе свадебным медианарративом, который имеет признаковую, содержательную, лингвопрагматическую и структурную специфику.

Целью работы является установление специфики презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе.

Цель данной работы достигается путем решения следующих задач:

– раскрыть конститутивные признаки свадебного нарратива в современном медиадискурсе;

выявить содержание повествования о свадебном ритуале в современном медиадискурсе;

– установить функции свадебного медианарратива;

– рассмотреть типы нарративной медиапрезентации свадебного ритуала;

– выявить механизм презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе;

– описать структурный аспект презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе.



Научная новизна исследования заключается в том, что предложено комплексное лингвопрагматическое и лингвосемиотическое рассмотрение медиапрезентации свадебного ритуала, выявлен нарративный характер презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе, установлены основные типы нарративной медиапрезентации свадебного ритуала, определен и раскрыт механизм нарративной презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в развитие социолингвистики, лингвосемиотики, когнитивной лингвистики, прагмалингвистики, теории дискурса, презентационной теории дискурса, в частности медиадискурса, теории воздействия, теории ритуала, уточняя механизм, типы и средства нарративной презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут найти применение в курсах языкознания, лексикологии, стилистики, лингвокультурологии, спецкурсах по лингвосемиотике, психо- и социолингвистике, когнитивной лингвистике, прагмалингвистике, функ­циональной семантике, теории дискурса, теории ритуальной коммуникации, нарратологии.

Материалом данного исследования послужили тексты печатных и электронных СМИ XXI в. на русском, английском и немецком языках. Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются значительным количеством проанализированных примеров при общем объеме текстов 4520 страниц, а также консультациями с носителями языка.

Методика исследования. Цель и задачи настоящего исследования определили выбор методов анализа. В работе использованы такие исследовательские процедуры, как

метод дедуктивного и индуктивного логического анализа медиатекста как продукта медиадискурса для выявления механизма реализации медиасценария свадебного ритуала;

описательный метод, составляющими которого выступают наблюдение, обобщение, интерпретация и классификация: 1) наблюдение заключается в описании свадебного ритуала в современном медиадискурсе через акцентирование его инсценированности / театральности / ритуа­лизованности; 2) обобщение синтезирует подобные и повторяемые явления, единицы наблюдения в одну более широкую категорию (дискурс, ритуал, свадьба и т.п.), в пределах которой они объединяются определенными признаками, напр., лексика, родственная по семантическим, структурным, стилистическим, прагматическим и прочим признакам, объединяется в тематические, терминологические, синонимические, ассоциативные и иные группы; 3) интерпретация результатов наблюдения свадебного ритуала в современном медиадискурсе представляет адекватное толкование факта среди других фактов при обязательном наличии нескольких вариантов интерпретаций; 4) классификация как распределение полученных результатов наблюдения по определенным признакам и критериям раскрывает сущность свадебного медианарратива, механизм презентации свадебного ритуала в массмедиа, типологию нарративной медиапрезентации свадебного ритуала;

метод дискурс-анализа для пошагового выявления и вербальной медиапрезентации свадебного ритуала как свадебного медианарратива, выделение интенций участников свадебного ритуала в медиадискурсе;

метод алгоритмизации свадебного ритуального пространства медиадискурса для регистрации его презентационных свойств;

метод анализа знаковой составляющей коммуникации – метод


классической семиотики
, изучающий свойства вербальных и невербальных знаков и их сочетаний (последовательностей), формирующих презентационное лингвосемиотическое пространство свадебного ритуала в медиадискурсе;

метод сплошной выборки единиц исследования из печатных и электронных СМИ.



Методологической основой работы является системный подход, включающий дескриптивный, когнитивный, прагматический, лингво­семиотический, лингвокультурологический и другие аспекты.

Теоретической базой для проведения данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей в области:

– прагмалингвистики, лингвистики текста и теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, А.Г. Баранов, Р. Барт, А.Д. Васильев, Р. Водак, М.Н. Володина, И.Р. Гальперин, Ф. Данеш, В.З. Демьянков, Т.А. ван Дейк, Т.Г. Добросклонская, М.Р. Желтухина, Е.Ю. Ильинова, В.И. Карасик, А.А. Кибрик, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, М.Л. Макаров, Г.Н. Манаенко, А.В. Олянич, Дж. Остин, И.В. Палашевская, Г.Г. Почепцов, В.М. Савицкий, Дж. Серл, Г.Я. Солганик, А.А. Тертычный, А.Н. Фортунатов, Е.И. Шейгал и др.);

– лингвосемиотики (Р. Барт, И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, Г.Е. Крейдлин, Б.В. Кривенко, Ю.М. Лотман, Е.В. Метелица, В.П. Морозов, Т.М. Николаева, В.М. Розин, А.А. Романов, О.Н. Рыбакова, Ю.А. Сорокин, Б.А. Успенский, У. Эко, Р.О. Якобсон и др.);

– функциональной семантики, теории функциональных стилей, речевых жанров (Н.Ф. Алефиренко, Ю.Д. Апресян, И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюнова, Т.Н. Астафурова, М.М. Бахтин, В.Д. Бондалетов, А. Вежбицкая, В.В. Виноградов, В.Е. Гольдин, Т.В. Губаева, В.В. Дементьев, О.С. Иссерс, М.Б. Макеева, В.П. Москвин, К.Ф. Седов, Ю.М. Скребнев, И.А. Стернин, Л.В. Терентьева, Т.В. Чернышева, В.И. Шаховский, Д.Н. Шмелев и др.);

– лингвокультурологии, лингвоконцептологии и межкультурной коммуникации (А.П. Бабушкин, А.К. Байбурин, С.Г. Воркачев, О.П. Воробьева, Х. Гейвин, С.В. Иванова, М.Р. Желтухина, Е.В. Зеленева, В.И. Карасик, М.Л. Ковшова, Н.А. Красавский, В.В. Красных, О.А. Леонтович, Д.С. Лихачев, Ю.И. Лобман, Д.Д. Манукян, В.А. Марьянчик, В.А. Маслова, Г.Г. Почепцов, И.В. Рогозина, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, Е.Ф. Тарасов, В.Н. Телия, С.Г. Тер-Минасова, Н.В. Уфимцева, А.П. Чудинов и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Свадебный ритуал представлен в современном медиадискурсе как свадебный медианарратив, к конститутивным признакам которого относятся: 1) общественная значимость сюжета о свадебном ритуале, 2) сюжетная простота, 3) сюжетная двуплановость, 4) взаимодействие первичных и вторичных свадебных медиатекстов, 5) множественность повество­вателей-медиаадресантов о свадебном ритуале, 6) объяснительность, 7) взаимосвязь содержательного единства с множественностью модальных установок в свадебном медиаповествовании, 8) эмоциональность и экспрес­сивность.

2. Содержание повествования о свадебном ритуале моделируется в медиадискурсе по следующим параметрам: 1) формат свадебного общения, 2) конвенциональность свадебного коммуникативного инструментария; 3) сценарность свадебной ситуации; 4) драматизация в свадебной ритуальной коммуникации.

3. Основной функцией свадебного медианарратива выступает презентационная функция, состоящая в представлении версии свадебного ритуального события через повествование о свадебном ритуальном событии в массмедиа, реализации которой способствуют такие функции, как культурно-познавательная, имиджевая, эмоционально-экспрессивная, регу­лятивная (интерпретационная, идентификационная, воздействующая), развлекательно-гедонистическая, гармонизирующая, интегративная.

4. Основными типами нарративной медиапрезентации свадебного ритуала являются свадебное медиаотражение, свадебная медиатранс­формация, свадебный медиамиф.

5. Механизм презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе представляет собой нарративную реализацию сценария(-ев) свадебного ритуала в массмедиа, где он становится медиасценарием(-ями) свадебного ритуала – цепочкой свадебных событий, ретранслируемой в СМИ.

6. Структурный аспект презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе заключается в том, что свадебный медианарратив имеет кодовую (персональный, локальный, темпоральный, предметный, акциональный, интенциональный коды), повествовательную (повест­вовательная точка зрения медиаадресанта-журналиста или героя свадебного медианарратива, субъект речи или повествовательный голос в свадебном медианарративе, тип повествования в свадебном медианарративе) и видовую (личностный, идеологический, событийный компоненты) структуры.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на заседаниях и научных семинарах научно-исследовательских лабораторий «Аксиологическая лингвистика» и «Дискурсивная лингвистика»; на V и VII международных научных конференциях «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» в Волгоградском государственном университете и Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (Волгоград, 8 февр. 2011 г., 6 февр. 2013 г.); Международной научной конференции «III Новиковские чтения “Функциональная семантика и семиотика знаковых систем”» в Российском университете дружбы народов (Москва, 24–26 нояб. 2011 г.); V Международной научно-практической конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного» в Московском государственном университете (Москва, 24–26 нояб. 2011 г.); Между­народной научной конференции «Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики» в Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург, 3–4 февр. 2012 г.); III Международной заочной научно-практической конференции «Русская словесность как основа возрождения русской школы» в Липецком государственном педагогическом университете (Липецк, февр. 2012 г.); научно-практической конференции студентов и аспирантов «Интегрированные коммуникации-2012» в Высшей школе экономики (Москва, 17 апр. 2012 г.); Международной научной конференции «Жизнь языка в культуре и социуме–3» в Институте языко­знания РАН, Российском университете дружбы народов (Москва, 20–21 апр. 2012 г.); V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения» в Российском университете дружбы народов (Москва, 20–21 апр. 2012 г.); II Международной научной конференции «Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах» в Московском государственном университете (Москва, 21–22 нояб. 2012 г.); Всероссийской конференции «Культурное пространство в зеркале домашних экранов» в Государственном институте искусствознания (19–20 апр. 2013 г.); на X Международном конгрессе ISAPL «Проблемы информационного общества и прикладная психолингвистика» в Российском университете дружбы народов (Москва, 26–29 июня 2013 г.).

Результаты исследования нашли отражение в 18 публикациях общим объемом 8 п. л.



Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, списка лексикографических изданий, списка источников материала.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе «Сущность презентации свадебного ритуала в современном медиадискурсе» раскрываются конститутивные признаки свадебного нарратива в современном медиадискурсе, выявляется содержание повествования о свадебном ритуале в медиадискурсе.

Свадебная тематика современного медиадискурса является своеобразным центром притяжения внимания адресата, одной из смысловых доминант развлекательных медиасообщений, способом реализации которой выступает нарратив. В результате анализа специальной литературы и фактического материала установлено, что для свадебного медианарратива характерны следующие конститутивные признаки:

1) Общественная значимость сюжета о свадебном ритуале (сюжеты со свадебными событиями известных лиц). Напр., в статье «London invites the world to celebrate the diamond jubilee with the largest flotilla of modern times» / «Лондон приглашает мир отпраздновать бриллиантовый юбилей свадьбы с самой большой флотилией современных времен» (www) освещаются события мирового масштаба – предстоящая бриллиантовая свадьба и 60-летие правления королевы Елизаветы II.

2) Сюжетная простота (простота и ясность изложения сюжета о свадебном ритуале). Напр., медиатекст «Flashmob wedding proposal at London's Piccadilly Circus» / «Свадебное предложение флэшмоб у Лондонского цирка Пикадилли» (www) представляет собой краткое и ясное рекламное сообщение о программе, в которой предлагается предложение руки и сердца в стиле флэшмоб.

3) Сюжетная двуплановость (денотативный прототип свадебного нарратива и свадебный нарратив как коммуникативное событие). Напр., в статье «Die Musik zur Traumhochzeit des Jahres» / «Музыка на свадьбу мечты года» (www) денотативный прототип – музыкальное оформление свадьбы принца Уильяма и Кейт Миддлтон (романтические треки и хиты многих поп-звезд), коммуникативная цель – реклама аудиодисков с этими хитами компанией “Sony Music” (BILD und Sony Music laden Sie herzlich zum musikalischen Royal Wedding ein! Machen Sie Ihre eigenen vier Wände zum Traualtar und genießen den Moment, als Prinz William seine ehemalige „Waity Katie“ offiziell zur „Königlichen Hoheit Princess William“ machte. Sony Music hat garantiert die besten Soundtracks zum royalen Super-Event. Sagen Sie „ja“ zur Romantik-CD des Jahres!)

  1   2   3

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Данная работа выполнена в русле лингвосемиотики, прагмалинг­вистики и нарратологии. Объектом
  • Целью
  • Теоретическая значимость
  • Методологической основой
  • На защиту выносятся следующие положения
  • Объем и структура работы.