Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Презентация» «Привить ребёнку вкус к чтению лучший подарок, который мы можем ему сделать»




страница1/3
Дата21.07.2017
Размер0.56 Mb.
ТипПрезентация
  1   2   3




Портфолио

« Читательская грамотность»

Яковлевой Елены Валерьевны




МБОУ «Дороховская средняя школа»,2013 год

РАЗДЕЛ 1.
« Самопрезентация»

«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Сесиль Лупан.

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное”

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

1. Усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)

4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Сегодня основная проблема , стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе.

В моей практике сложились такие способы возбуждения интереса к книге , как чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем; привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций; краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение читательского впечатления от книги самого учителя; привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведению.

На каждом уроке литературного чтения я стараюсь проводить читательские пятиминутки. Вначале книги приношу я, стараясь выбирать лучшее из того, что соответствует возрасту и интересам учащихся. Знакомство может происходить в форме рекомендации-рассказа о книге, чтения самых интересных мест, чтения с продолжением на следующих уроках. Впоследствии проведение пятиминуток можно поручить учащимся, и это замечательно, когда у ребенка появляется насущная потребность поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем.

Творческие и занимательные задания повышают стремление учеников-читателей проникнуть в творческую лабораторию писателя, концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, его композиции, образах, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем.


Внеклассная работа по предмету (библиотечные уроки, литературные викторины, минутки внеклассного чтения, олимпиады и подготовки к ним) тоже способствует расширению читательского кругозора учащихся. Чем больше читают и знают учащиеся, тем больше шансов, что они смогут найти свое место в детской литературе.

Вообще в детском возрасте все средства вовлечения в чтение хороши, и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы (участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке, присутствие родителей на уроках литературы, помощь в поисках и распространении литературных текстов, работа со списком литературы для внеклассного чтения).

Формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей.

РАЗДЕЛ 2.
« Коллектор»

Коллектор (англ. collector) — объект, устройство и т. п., что-либо собирающее….. Название раздела говорит само за себя: в нём всё самое первое – первое знакомство с темой портфолио, подбор теоретического материала по теме……



  1. Ч

    то это значило?



Понятийно- терминологический словарь по теме

« Читательская грамотность»
Грамотность-

1.-владение инструментом (культурным средствам), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста (историческое);

2. -степень владения человека навыками письма и чтения на родном языке.

Уровни читательской грамотности-

Высокий- говорит о готовности учащихся к дальнейшему обучению на следующей ступени;

Средний–характерен для читателей, ещё не полностью освоивший основы чтения ; Низкий – делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщение о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.



Читательская грамотность-

1.- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни. 2 - «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».

3- это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения;

4.- способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Читательские действия

-вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте; сделать прямые умозаключения из этой информации; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.




2.Статистические данные:

информация в цифрах и фактах
«Результаты освоения общеучебных умений в области чтения и работы с информацией по результатам ККР-2011 учащимися 4-х классов ОУ Красноярского края»

Группа основных читательских умений

Краевые показатели в %

Затруднения учащихся

Показатели (%) МБОУ

« Дороховская СОШ»



Затруднения учащихся вашей школы (из анализа ККР-2012, который вы сделали по вашей школе)

Преобразование информации

67%

25% учеников не могут точно выделить фрагмент текста, где содержится запрашиваемая информация, отделить его от смежных фрагментов текста на ту же тему.

25%

75% учеников не смогли преобразовать информацию, данную в тексте в таблицу, выделить фрагмент текста, где содержалась нужная информация.

Извлекать из текста явную информацию

50%

Около 20% учеников не могут правильно восстановить последовательность изложенных в тексте событий.

88 %

Подчёркивали не одно предложение, как требовалось в задании, а два и более.

затруднялись в определении последовательности изложенных событий.



Формулировать выводы

39%

Во многих случаях, вместо того чтобы обратиться к тексту и найти ответ в нем, ребенок пускается в свободные рассуждения, сообщая известные ему сведения, не относящиеся ни к предложенному тексту, ни к сути задания

62%

При ответе не использовали текст, данный для анализа, а формулировали выводы, исходя из личного опыта

Умение анализировать и оценивать содержание, структуру и языковые особенности текста.


31%

Нередко ученики дают верное суждение, но никак его не обосновывают, хотя задание этого требует. В задании с двумя верными ответами из четырех почти четверть детей нашли один правильный ответ (это означает, что простраивать логические связи они, в принципе, умеют), но не обнаружили второго. С одной стороны, это можно связать с доминированием в практике школьного оценивания тестовых заданий с выбором одного ответа, а с другой – с неумением устанавливать тождество суждений, облеченных в разную языковую форму.


60 %

В заданиях с двумя верными ответами выделяли только один

Не обосновывали свои суждения



Интерпретация и обобщение информации.

15%

понимание образных средств, иносказания. Часть детей стремится истолковать такие конструкции буквально – вопреки контексту. Или дает распространенную, «ходульную» интерпретацию, столь же мало соотносящуюся с реальным смыслом высказывания

62%

Часть детей не смогли определить главную мысль текста, не использовали для ответа информацию, которая была предложена для анализа.


Конструктор составления заданий по основным типам читательских умений

Типы заданий

Варианты заданий ( формулировки заданий)

-найти конкретные сведения;

1.В какое время суток…

2. Что представляет собой…

3. Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен…( перечислены 4-5 событий)

4. Озаглавь текст.

5. Незнакомые слова выдели маркером. Попробуй догадаться об их значении самостоятельно, а после проверь себя по словарю.

6. Прочитай текст. Какое новое имя встретилось в нем? Выдели маркером и узнай, кто это. (Требуется также указать способ получения ответа.) Маркером выдели также все то новое, что содержится в тексте



-найти значения слова и фразы;

1 . Незнакомые слова выдели маркером. Попробуй догадаться об их значении самостоятельно, а после проверь себя по словарю.

2. Прочитай текст. Какое новое имя встретилось в нем? Выдели маркером и узнай, кто это. (Требуется также указать способ получения ответа.) Маркером выдели также все то новое, что содержится в тексте

3. Как ты понимаешь слова…

4. Выпиши незнакомые слова и найди их значение по словарю….




-определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;




-определить время и место действия рассказа.




-установить связь между событиями;




-понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;




-понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

Только ли по восходу или заходу солнца летяги узнают, когда день, а когда ночь….

-выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

1.Почему игры летяг происходят осенью, а не летом….

-распознать общую идею или тему текста;




-описывать отношения между героями;




-сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

1 Почему автор называет….

2 Какая из двух схем соответствует , а какая противоречит тексту….

Как понимаешь слова….. « Он перелетел с ёлки на ёлку, зацепив месяц краешком хвоста»…


-понимать настроение и общий тон рассказа;




-находить практическое применение информации из текста.

Что учёные узнали из эксперимента….

-оценивать правдоподобность описанных событий;




-описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

1 На какую особенность хочет обратить внимание автор….


-оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

1. Какова главная мысль этого текста…..

-определять отношения автора к основной теме текста.

1. Зачем автор называет…..




Законы, принципы, правила: теоретические основы рассматриваемого материала.
Основа организации работы над читательской грамотностью школьников.


Группа умений

Действия детей

1. Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; интерпретация

Выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д.

2. Нахождение информации;

«Пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной форме, чем в вопросе.

3. Интерпретация текста;

Необходимо сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.

4. Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка

Выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашёл доводы в защиту своей точки зрения.

Эффективность учебного заведения с позиции развития грамотности чтения младших школьников:

Учебное заведение считается эффективным (с позиции развития грамотности чтения младших школьников), если результаты его учащихся были значимо выше, чем те, которые данное учреждение могло бы дать с учётом социально-экономического статуса семей учеников.

Используя материалы статьи М.А. Пинской, мы выделили следующие аргументы, подтверждающие данное утверждение.



  1. Поддержка учебной мотивации и читательской активности учащихся:

Это индивидуальная работа с детьми. Учащимся предлагать разноуровневые задания, использовать пособия «для умников и умниц», задания на смекалку. Во внеурочное время раз в неделю проводить дополнительные занятия по чтению с успевающими, интересующимися учениками. Необходимы стратегии, основанные на дополнительной поддержке детей, испытывающих трудности в учёбе.

2.Вклад учителя в формирование грамотности чтения школьников:

-преподавательские умения учителя:



Компетентность в планировании и подготовке уроков:

  • Высокий темп работы;

  • Концентрация и переключение внимания учеников;

  • Многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.

Компетентность в управлении классом:

  • Максимальная включённость всех учеников;

  • Разнообразие форм работы и заданий;

  • Сотрудничество между учителем и детьми.

Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность:

  • Самостоятельная работа в группах и парах;

  • Эмоциональная вовлечённость учеников;

  • Построение коммуникации между учениками.

Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребности учащихся:

  • Дифференциация заданий по сложности и объёму;

  • Индивидуальная работа и обратная связь;

  • Использование творческих заданий.

Использование разнообразных методов оценивания:

  • Использование различных инструментов оценивания;

  • Формирующее оценивание;

  • Партнёрское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание.

-стратегии формирования читательских умений:

Использование форм работы учителя с классом, которые могли бы способствовать максимальной читательской активности и самостоятельности учащихся: работа с группой учащихся с одинаковыми и разными способностями; с самостоятельной работой учащихся над заданием, которое они выбрали сами; давать задания поговорить друг с другом о прочитанном тексте или подготовить групповой проект о прочитанном.

















































  1   2   3

  • МБОУ «Дороховская средняя школа»,2013 год РАЗДЕЛ 1. « Самопрезентация»
  • РАЗДЕЛ 2. « Коллектор»
  • Ч то это значило
  • Уровни читательской грамотности- Высокий
  • Читательская грамотность- 1 .
  • 2.Статистические данные: информация в цифрах и фактах
  • Конструктор составления заданий по основным типам читательских умений
  • Законы, принципы, правила: теоретические основы рассматриваемого материала.
  • Поддержка учебной мотивации и читательской активности учащихся
  • 2 .Вклад учителя в формирование грамотности чтения школьников
  • Компетентность в управлении классом
  • Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность
  • Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребности учащихся
  • Использование разнообразных методов оценивания