Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Презентация, посвященный жизни и творчеству В. М. Шукшина «Нам бы про душу не забыть…» Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть… В. М. Шукшин




Скачать 93.55 Kb.
Дата04.07.2017
Размер93.55 Kb.
ТипПрезентация
Урок-презентация, посвященный жизни и творчеству В.М. Шукшина

«Нам бы про душу не забыть…»
Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть…

В.М. Шукшин

Цели:


- изучение творчества В.М.Шукшина, писателя, драматурга, режиссера, актера;

- развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка и литературы;

- формирование навыков художественного анализа текста, работы над изобразительно-выразительными средствами русского языка;

- воспитание высоконравственных качеств учащихся.

Материал и оборудование:

- ксерокопия рассказа «Волки», фотовыставка по жизни и творчеству В.М.Шукшина, фрагмент кинофильма «Калина красная», фонограммы музыкальных произведений; мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы для групповой работы, карточки с заданиями и вопросами для групп.

Вид урока: формирование знаний, умений и навыков учащихся.

Тип урока: комбинированный



Ход урока

/Все этапы урока отражены в презентации/


1. Вступительное слово учителя /на фоне музыки/ Слайды 1-2

Удивительными людьми держится мир, его история, его культура. Удивительные люди встречаются нечасто, но все-таки встречаются, и от их присутствия в нашей жизни хочется жить, делать, верить, тратить себя полней и целесообразней, вглядываться внимательнее в души людей, находить в них искры творческого начала и приобщаться к их общему свету.



2. Стихотворение «Моя земля» /читает учитель/ Слайд 3

Иного смысла не приемлю,

Пусть мне простят излишний пыл,

Я крепко вплавлен в эту землю,

Как дед когда-то втоптан был.

Землей дышу. Землей живу я.

Одну – пою. Одну – люблю.

Глотаю влагу дождевую

И первый солнца луч ловлю.

Я – поля колосок вчерашний,

А корни – глубоко в земле.

Цвет глаз – от изумрудных пашен,

Волос – от выжженных полей.

И весь я – от крови до пота,

От ноготка до волоска,

До смерти – в песне и в работе,-

С землей срастаюсь на века.
3. Фрагмент из фильма «Калина красная» Слайд 4

/просмотр фрагмента активизирует деятельность учащихся, вызывает интерес к изучаемому/



4. Слово учителя литературы Слайд 5

В нынешнем году исполнится 85 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина.

2014 год объявлен на Алтае – годом Шукшина.

И мы, жители Алтайского края, учителя, ученики Соколовской школы, должны принять активное участие в изучении этой незаурядной личности.


5. Слово учителя русского языка

Сегодня мы даем старт работе над проектом, посвященным жизни и творчеству человека удивительного, нашего земляка В.М.Шукшина.


1-м этапом проекта станет урок-презентация по жизни и творчеству В.М.Шукшина Эпиграфом урока станут слова: В.М. «Нам бы про душу не забыть…»

Урок необычный…

Сегодня мы совместим изучение произведения с точки зрения литературоведения и с т.з. лингвистики.

На примере одного рассказа мы попытаемся исследовать особенности языка и стиля, рассмотреть основные проблемы произведения, определить актуальность темы, затронутой автором в рассказе.

Работать будем как все вместе, так и по группам. Первая группа – Поисковая (которая получила опережающее задание: создать презентацию о жизни и творчестве В.М.Шукшина);

Вторая – Литературоведы;

Третья – Лингвисты.

Все письменные задания вы будете выполнять на рабочих листах…



6. Слово учителя литературы

В памяти народа Василий Макарович навсегда останется выдающимся 45-летним писателем, актером, кинорежиссером. Но, помимо этого талантливого триединства, В.М. был щедро награжден ещё одним даром, сегодня не так часто встречающимся в душах людей, - даром любви к Родине, к матери, к своим близким.


7. Слово «Поисковой» группе. Слайд 6

Презентация «Жизнь и творчество В.М.Шукшина»

Начинают с чтения стихотворения /читает подготовленный ученик/
Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя.

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде копал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Что Сростки –

Это родина Шукшина.
Слово учителя русского языка

То, что вы сейчас увидели и прослушали, лишь малая доля биографии писателя. Поэтому вам предоставляется возможность узнать ещё много-много интересного о нашем земляке.


8. Релаксация (Музыка) Слайд 7
9. Слово учителя литературы Слайд 8

Талант Шукшина многогранен. Давайте сегодня поговорим о Шукшине-писателе.

Дома вы познакомились с несколькими его рассказами.

- Какие рассказы вы прочитали?

Предлагаем остановиться на рассказе «Волки». Попробуем разобраться в прочитанном.


10. Беседа.

- Почему рассказ называется «Волки»?

- Что послужило основой написания рассказа?

(Это характерная черта рассказов В.М.Шукшина, когда в основе лежит факт из жизни, случай)

- Передайте кратко сюжет рассказа.

- Какие мысли, чувства вызвал рассказ?

- О чем заставил задуматься?
11. Словарная работа /проводит учитель русского языка/

Слайды 9-10
- Что такое совесть? Какое значение имеет это слово?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «совесть»?

- Запишите ассоциативный ряд.

- Зачитайте.

В толковом словаре Ожегова читаем: «Совесть –

/Дети записывают определение из словарной статьи/

- Ребята, а какая проблема положена в основу рассказа?
12. Слово учителя литературы Слайд 11

Как-то Шукшин, отвечая на вопрос, какими должны быть рассказы, заметил, что это:

Рассказ-судьба,

Рассказ- характер,

Рассказ-исповедь,

Рассказ-анекдот

И всегда настойчиво искал ответ на волнующие вопросы нашей жизни:

- Как защитить достоинства человека, как пробудить совесть в человеке?

- Что за рассказ у нас? Докажите (четко показаны 2 человека, 2 характера).
14. А теперь предлагаем вам поработать в группах Слайд 12

/ Карточки с заданиями/

В каждой группе назначен руководитель, который будет корректировать и оценивать вашу работу.
1-ая группа «Поисковая» Слайды 13-14 1) Можно ли по словесному портрету определить характер героя?

- Определите по портретной характеристике героя рассказа./Работа с тренажёром/


2) Учитель. В.Шукшин редко прибегает к описанию природы, но если пейзаж есть, то он играет важную роль.

- Какую роль? (находится в контрасте с человеческими отношениями….)

(Найти пейзажные зарисовки)

3) Какие чувства переживает Иван, оставшись один на один с волками?

4) Когда и почему Ивана охватил настоящий страх?

5) Какой подтекст слышится здесь?




2-ая группа «Литературоведы» Слайды 15-16


  1. Как вы охарактеризуете поведение Наума?

  2. Что спасло Ивана?

  3. Учитель: В схватке с волками Иван терпит поражение. «Ваша взяла» – горько произносит он.

- Каким образом повторяется эта сцена «ваша взяла» в доме тестя?

  1. Какая фраза является в диалоге ключевой, очень важной для автора?

  2. Объясните фразу милиционера: «…там-то не мог?»

- О чем идет речь?
3-я группа «Лингвисты» Слайды 17-18

Учитель русского языка

Вашей задачей было исследовать особенности языка и стиля рассказа.

Шукшину удалось в таком маленьком рассказе раскрыть очень важную проблему.

Обратите внимание на построение


  1. Каким стилем написан рассказ?

Какой вид речи преобладает в тексте? (диалог,/ действие героев описывается через речь)

  1. Обратите внимание на абзацы, синтаксические конструкции?

(абзацы можно сравнить с кадрами фильма, короткие предложения, преобладают простые предложения,…)

  1. Есть ли предложения с однородными членами?

Вы знаете, ребята, что при помощи однородных членов рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью.

- А в данном рассказе (тексте) для чего служат однородные члены предложения? (показывают динамику действия)




  1. Объясните, почему после слов: «…изумился Иван…», перед союзом И стоит точка? (на стр.___156__)

Что это за прием и зачем? (парцелляция_______________________________)

-Найдите свои примеры этого языкового средства. (стр.150, 151, 156)



  1. Каковы особенности языка? Сделайте вывод (все очень просто, лаконично…..


Учитель делает вывод.

Вы правильно подметили все особенности языка этого писателя, мастера коротких, динамичных, психологически точных рассказов.

Шукшин обладал удивительным даром – написать многое в малом.

15. Учитель.

- Почему в этом рассказе открытый финал?



16. Рефлексия Слайды 19-20

- А что же хотел сказать писатель этим рассказом?

Предлагаем на выбор 2 вида задания.

1) Ответить на поставленный вопрос в форме короткого эссе или

2) Составить синквейн.
Музыка.
17. Озвучим. Зачитать по желанию.
18. Итоги.
Слово учителя Слайды 22-29
В. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить «Что с нами происходит?». Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правдой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: «Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз живем на земле».

Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В.М.Шукшин.


18. Стихотворение «На горе Пикет» (звучит в записи)

Покатый взлобок. Голь. Потрава.

Свистящий ветер верховой.

Мне так и видится застава,

Казачий пост сторожевой.

И ныне холм в краю предгорном,

Где сказочно земля щедра,

Стал совести постом дозорным,

Пикетом Правды и Добра.

Высь Шукшина…

Хлеба резные,

Лесок, покос, родник во мху.

Да что там степь, ему – Россия

Вся на виду и на слуху!

В подлеске ветер быстр и юрок.

След сапога росой не смыт.

Он был здесь только что. Окурок

В сырой траве ещё дымит.

Где ж уголёк его согревы,

Тепла, которым дорожил?

Спуститесь вниз, а там – налево, -

Кивает некий старожил.

Травинка на зеленом ворсе,

В низине – дом. И он в дому.

Но не спускаться надо вовсе,

А подниматься нам к нему.



19. Итог урока

20. Домашнее задание

- Продолжить знакомство с творчеством В.М.Шукшина /на выбор – рассказы, просмотр фильмов с его участием…/
Литература

  1. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. – М. 1986.

  2. Газета «Мой мир» №5, 2007 г.

  3. Газета «Мой мир» №13, 2008 г.

  4. Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. – Л.1983.

  5. Журнал “Литература в школе” №3,2006 год.

  6. Колесникова Г.Д. Сборник статей «Память людская тоже жизнь» - ОАО «Алтайский Дом печати», 2008

  7. Не просто говорить о Шукшине: Стихи. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. – 96 с.

  8. Черненко Р.Д. Вспоминая Шукшина – М. 1985год

  9. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти и бессмертии. – М. 1989.


  • Ход урока
  • 2. Стихотворение «Моя земля» /
  • 3. Фрагмент из фильма «Калина красная » Слайд 4
  • 5. Слово учителя русского языка
  • 6. Слово учителя литературы
  • 7. Слово «Поисковой» группе . Слайд 6
  • Слово учителя русского языка
  • 8. Релаксация (Музыка ) Слайд 7 9. Слово учителя
  • 11. Словарная работа
  • 12. Слово учителя
  • 14. А теперь предлагаем вам поработать в группах Слайд 12
  • 1-ая группа «Поисковая»
  • 2-ая группа «Литературоведы» Слайды 15-16
  • 3-я группа «Лингвисты» Слайды 17-18 Учитель русского языка
  • Учитель делает вывод . Вы правильно подметили все особенности языка этого писателя, мастера коротких, динамичных, психологически точных рассказов.
  • Шукшин обладал удивительным даром – написать многое в малом. 15. Учитель.
  • Музыка. 17. Озвучим. Зачитать по желанию. 18. Итоги. Слово учителя Слайды 22-29
  • 18. Стихотворение «На горе Пикет» (звучит в записи)
  • 19. Итог урока 20. Домашнее задание - Продолжить знакомство с творчеством В.М.Шукшина /на выбор – рассказы, просмотр фильмов с его участием…/