Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Прекрасно пробуждение земли!»




Скачать 306.94 Kb.
Дата06.07.2017
Размер306.94 Kb.



МОУ «Никольская СОШ им. Н.М.Рубцова»

Тема:


Образ идеального мира

в стихотворении Н.М.Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!»

Автор:


Воронина Надежда,

ученица 10 класса

Руководитель:

Шадрина Юлия Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

2007

Оглавление.

I. Введение. стр.1

II. Основная часть. стр.3

1. Образная система стихотворения: стр.3

а) понятие и классификация образов в литературоведении; стр.3

б) начальная строка как заглавный образ стихотворения; стр.4

в) образы в стихотворении. стр.5

2.Художественные выразительные средства,

используемые Н.Рубцовым

в данном стихотворении. стр.7

3.Жанровое своеобразие произведения. стр.10

4.Стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!»

в контексте творчества Н.Рубцова. стр.11

III. Заключение. стр.14

Библиография. стр.15

Приложение. стр.16

Тезаурус. стр.17

I. Введение.

Интерес к изучению творчества Н.М.Рубцова (Приложение 1)возрастает год от года. В своей диссертации А.Ю.Киров утверждает, что «на сегодняшний день можно говорить о рубцововедении как о развивающейся отрасли литературоведения». (9,1) Он характеризует этапы развития этого направления следующим образом: «Изучение лирики Н.М.Рубцова шло по пути от накопления литературоведческого материала о его наследии через анализ отдельных стихотворений и отдельных тем (1960 – 70-е г.г.) к системному рассмотрению рубцовской поэзии в контексте литературного процесса её эпохи (1980-е г.г.) в свете русской культурной, философской и православной христианской традиции (1990 – начало 2000 г.г.)». (9,1)

Изучение наследия Н.Рубцова ведётся с разных позиций: это, во-первых, изучение его биографии (Н.Коняев, В.Белков, Н. Старичкова, М.Полётова и др.), во-вторых, изучение поэзии Н.Рубцова с литературоведческой точки зрения (В.Кожинов, В.Белков, С.Баранов и др.), ; в-третьих, с позиций методики, т.е. изучения стихов поэта на уроках литературы (И.Мовнар, М.Бондаренко, В.Зайцев и др.). Многие из исследователей сочетают изучение фактов биографии поэта с его поэтическим наследием, что позволяет «поддержать идею о принципе целостности как основополагающем в исследовании творчества Н.Рубцова». (9,1)

Объектом моего исследования тоже является поэзия Н.М.Рубцова. Я занимаюсь этой темой не первый год, и в своих работах «Родина и деревня в стихотворении Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» и «Мир детства Н.М.Рубцова» тоже старалась связывать факты биографии с отдельными стихами и сторонами его творчества. Предмет исследования – представление Н.Рубцова о том, какой должна быть жизнь, её идеал на примере его стихотворения «Прекрасно пробуждение земли!» (17,86)(Приложение 7)

Цель данной работы - определение того, каким видится поэту образ идеального мира, которого так не хватало ему в реальности.

Методы исследования: анализ образной системы, художественных средств выразительности, жанрового своеобразия стихотворения; сопоставление с другими произведениями Н.Рубцова со сходной проблематикой.

Данная тема актуальна потому, что помогает более глубоко понять всё своеобразие мироощущения Н.Рубцова в противовес тому мнению, что «часть литературоведов <…> поспешили втиснуть его поэзию в славянофильскую модель, увидели в нём типовое лицо». (9,1) В.Кожинов тоже указывает на необходимость изучения лирики Н.Рубцова: «В критике прочно утвердилось представление о принципиальной п р о с т о т е и «б е з ы с к у с н о с т и» поэзии Н.Рубцова. Многие критические отклики создают впечатление, что творчество поэта как бы даже не нуждается в серьёзном и углублённом понимании и тем более «исследовании», ибо всё здесь высказано прямо, непосредственно, без каких-либо «ухищрений». <…> Это, однако, ни в коей мере не означало, что он упростил свою творческую задачу. <…> Сложность эта особенно велика потому, что она залегает в самой глубине и воплощает в себе не изощрённость поэтического зрения, но внутреннюю сложность самого бытия (точнее, со-бытия) человека и мира». (10,44-45)

Стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!» является прекрасной иллюстрацией внешней простоты и внутренней сложности поэзии Н.Рубцова. Некоторые из литературоведов, например, В.Н.Бараков, М.А.Бондаренко, тоже обращают внимание на проблему, исследуемую в моей работе. Но они делают это на примере других стихотворений, к примеру, «До конца». (6) Глубокого анализа выбранного мной стихотворения я не нашла ни в одном изученном источнике. Поэтому я думаю, что в моей работе можно увидеть научную новизну.

Кроме того, мне кажется, что раскрытие этой темы актуально и в социальном плане, т.к. сегодня в нашей жизни не хватает стабильности, христианские принципы ещё недостаточно привились в нашем обществе, что приводит к безверию, смещению понятий о жизненных ценностях. Отсюда – многие общественные проблемы: алкоголизм, наркомания, сектантство, духовная распущенность, особенно в среде молодёжи. Всё это – способы уйти от реальной действительности и проблем. Примером таким людям может служить Н.Рубцов, который, несмотря на все бытовые неурядицы, сумел сохранить нетронутой чистоту души, что так ярко выразилось в его лирике. Одним из показательных стихотворений в этом плане и является «Прекрасно пробуждение земли!».

Своей работой я хочу дополнить ряд стихотворений, предлагаемых для изучения в рамках школьной программы учёными-методистами. Так, например, И.В.Мовнар предлагает обучать анализу лирического произведения на примере таких стихов, как «Ночь на родине», «Поэзия» (11); В.Зайцев – «Душа хранит», «Тихая моя родина», «Звезда полей» и др.(7). Поэтому я считаю, что моя работа имеет практическую значимость.

Гипотеза исследования: Если окружающий мир и человек находятся в гармоничных отношениях, то это и есть идеальный мир. (Приложение 2, 3)

Задачи исследования:


  1. Изучить литературу по проблеме, выделенной в исследовании.

  2. Опираясь на классификацию образов в литературоведении, проанализировать образную систему стихотворения.

  3. Выявить художественные приёмы, используемые автором.

  4. Определить жанр стихотворения.

  5. Рассмотреть данное стихотворение в контексте творчества Н.Рубцова.

  6. Сделать выводы, определить социальную значимость поднятой в работе проблемы.


II. Основная часть.

2.1.Образная система стихотворения.

2.1.а. Понятие и классификация образов в литературоведении.

Прежде чем приступить к анализу образной системы стихотворения, необходимо установить, как дают определение образа и классифицируют это понятие литературоведы.

С.И.Ожегов в своём «Толковом словаре» даёт несколько толкований этого понятия: 1) вид, облик; 2) живое, наглядное представление о ком или чём-нибудь;3) обобщённое, художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явлении; 4) в литературе: тип, характер. (14, 396) Мы видим, что, наряду с бытовом понятием образа, автор словаря даёт толкование этого слова, используемое в литературоведении.

А как же ещё дают определения образа литературоведы?

В «Словаре литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева даётся такое определение художественного образа: «Форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщённая картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Образами создаётся тот особый мир, который Герцен называл эстетической реальностью, Белинский – художественным миром, а в наши дни нередко называют художественной моделью реального мира. Этот мир не есть копия реального мира, не является его удвоением, он по-своему отражает реальный мир, соотносится с реальным миром и его законами». (20,241)

Помимо понимания образа как целостной картины мира, литературоведы понимают его и как «любая часть той необычной картины жизни, которая создаётся творческой личностью при помощи художественного вымысла, фантазии, специальных изобразительных средств».(20,22)

В.Ф.Чертов, автор статьи «Литература как метафора мира», опубликованной в журнале «Литература в школе», предлагает такую классификацию образов:

- образ персонажей;

- образ автора;

- образ читателя;

- образ времени;

- образ пространства;

- образ события;

- образы предметов;

- образы растений, животных, явлений природы;

- заглавный образ.

«Задача внимательного читателя, - пишет В.Ф.Чертов, - не только эти образы увидеть, связать их в своём воображении в общую художественную картину, получить удовольствие от этой картины, но и ответить на своеобразное приглашение писателя вступить с ним в диалог, уловить скрытые намёки, извлечь уроки, с чем-то согласиться или не согласиться, о чём-то задуматься». (20,22)

Конечно, образ – это очень широкое понятие, которое трудно определить однозначно. В ходе своей работы я буду обращаться к разным толкованиям образа.



2.1.б. Начальная строка как заглавный образ стихотворения

Словарь по эстетике определяет образ как «выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме». (13,106) «Одна из важнейших особенностей художественного образа – сопоставление того, что есть, с тем, что должно быть, т.е. измерять всё сущее высокими требованиями идеала». (20,242)

Понять идею, а точнее, тот идеал бытия, который хочет донести до читателя Н.Рубцов в стихотворении, помогает уже заглавный образ, указанный в первой строчке. Следует отметить роль начальных строк стихотворений Н.Рубцова. На эту сторону лирики поэта обратил внимание В.Кожинов: «Многие зачины Рубцова – это как бы предельно краткие стихотворения, подчас замечательные уже сами по себе. <…> В лирической миниатюре первая строка по своей весомости сравнима с прологом или начальной главой романа».(10,49) Далее В.Кожинов размышляет над звуковыми особенностями первых строк стихов Н.Рубцова, формами «поэтических жестов», представленных в зачинах, ритмике и, в конце концов, приходит к выводу: «Итак, начальные строки стихотворений Николая Рубцова задают тон, определяют самой своей обособленностью значащие паузы и «углублённый звук его поэзии». В них есть и то слияние естественности и искусности, которое составляет исходную основу подлинного стиха. <…> …Каждая строка раскрывает весь свой смысл лишь в связи с зачинаемым ею стихотворением в его целостности; она существует не сама по себе, но как пролог стихотворения». (10,50)

С такой позиции я и буду рассматривать начальную строку стихотворения «Прекрасно пробуждение земли!».

Первое, что обращает на себя внимание, – это восклицательный знак в конце строки. Он играет немаловажную роль: во-первых, как бы отделяет, обособляет строчку, делает тем «предельно кратким стихотворением», о котором говорил В.Кожинов; во-вторых, задаёт эмоциональный настрой, тон всему стихотворению. Этот же настрой дополняет и звуковая сторона зачина: повторяется раскатистый, звучный звук «р», созвучны начальные слоги первых слов: «пре» и «про», что усиливает эмоциональность строки и настрой стихотворения в целом. В.Кожинов замечает, что «эти повторы <…> упорядочивают, гаромонизируют, настаивают движение поэтического голоса (который вполне воспринимается и тогда, когда мы читаем стихотворение «про себя»). (10,50)

Конечно, нельзя не обратить внимание и на лексику строки. Слова «прекрасно» и «пробуждение» создают яркую картину радостного утра. Утро для Н.Рубцова было одним из самых любимых времён суток. Этот образ противопоставлен в его поэзии образу ночи, которая, по мнению В.Баракова, несёт зло и смерть. (3,86)

Заглавный образ в литературоведении принято определять как название стихотворения, но этим термином я называю первую строчку, т.к. она вполне могла бы стать заголовком. Для этого Н.Рубцов выбрал образ времени суток, т.е. утра. Но однозначно определить его именно так нельзя: помимо времени, здесь присутствует и событие, но событие не конкретное, а абстрактное, что более характерно для лирики. Используемый приём олицетворения позволяет одушевить природу, придать ей обобщённое значение. Именно поэтому используется слово «земля», а не, к примеру, «природа», «люди». Этим поэт показывает, что всё: человек, природа, труд – единое целое.

Таким образом, в первой строчке стихотворения определён основной лейтмотив и эмоциональная окраска всего стихотворения, т.е. образ, который определяется в литературоведении как картина жизни, изображённая в художественном произведении.


2. 1. в. Образы в стихотворении.

Но, как было сказано выше, образами принято называть и отдельные предметы, явления, персонажи и т.д., изображённые в произведении. Их называют художественными образами. Именно из них и складывается цельная, обобщённая картина, которую стремится нарисовать поэт. А.Блок писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение». (5,84.)

В стихотворении «Прекрасно пробуждение земли!» можно выделить несколько рядов художественных образов. (Приложение 6)

Образы времени: утро, час.

Образы пространства: поле, дорога, долина.

Образы события: пробуждение.

Образы растений: дубравы, цветы, ромашки, лютик, куст.

Образы явлений природы: тьма, роса, заря, вода, тень.

Образы персонажей: крестьяне, люди.

Абстрактные образы, образы-понятия: природа, стих, радость, труд, мир, иное, прелесть, бытие, душа, замыслы, красота.

Для определения значения образов я воспользуюсь классификацией и толкованием образов поэзии Н.Рубцова, которые предложил В.Бараков. В книге «Лирика Николая Рубцова» он сопоставляет образную систему поэзии Н.Рубцова и русского фольклора. (3,83-91)

В стихотворении встречаются два временных образа: «утро» и «час». Как было уже сказано, утро для героя поэзии Н.Рубцова – время пробуждения, обновления, избавления от ночных страхов и ощущений. Образ утра связан практически со всеми группами образов стихотворения, но наиболее тесно – с его главным и единственным событием - пробуждением. При этом пробуждение относится ко всему, что видит лирический герой: природе и людям.

Н.Рубцов показывает, как встречают это утро цветы, относящиеся к группе образов растений. При этом автор не просто даёт общее понятие, а перечисляет его виды: «ромашка», «лютик». Он показывает, с каким вниманием относится герой стихотворения ко всему, что видит, даже самому, на первый взгляд, незначительному. Но даже эти незаметные мелочи, в частности, обычные полевые цветы, испытывают то же, что и весь окружающий мир, частью которого является и человек. Если учесть, что цветы в поэзии Н.Рубцова имеют значение «любовь, жизнь», то эмоциональный настрой стихотворения будет ощущаться ещё сильнее.

Образы явлений природы содержат в своём ряду антонимы: «тьма, тень» - «заря». Но «тёмные» стороны картины уже не могут победить наступление света. Заря – это связующая нить земли и неба. Небо, по определению В.Баракова, символизирует красоту, счастье и, что особенно важно, нравственную чистоту человека. Именно небо, посылающее зарю на окутанную тьмой ночи землю, прогоняет остатки тьмы, очищает душу человека. Следом за зарёй придёт и солнце, образ которого в стихах Н.Рубцова имеет значение «счастье». Тень тоже не кажется чем-то тёмным и страшным. Благодаря олицетворению «тень летит» она приобретает вид чего-то лёгкого, невесомого. Следует отметить, что световые образы имеют в лирике Н.Рубцова особое значение. В.Кожинов писал: «Свет в поэзии Н.Рубцова – это д у ш а мира и в то же время истинное содержание человеческой души, «святое» в ней. В стихии света мир и человеческая душа обретают единство, говорят на одном «языке». (10,62) Эти слова подтверждают высказанную мной мысль о единстве человека и окружающего мира в данном стихотворении.

Наиболее распространёнными «водными» образами в лирике Н.Рубцова являются «море» и «река». Река, по мнению В.Баракова, имеет значение «разлука, расставание, смерть», что соответствует фольклорным традициям. В данном стихотворении подобными образами являются «роса» и «вода». Но, в соответствии с мыслью о животворном влиянии утра и света на всё живое, они утрачивают привычное значение. Вода (в стихотворении не указано, что это за водоём: река, озеро или что-то ещё) преображается благодаря всё той же заре: «…золото зари / упало на серебряную воду». А роса становится украшением мира: «Роса переливается на травах», делая ещё мир ещё чище и ярче.



Пространственные образы поля, долины, которые В.Бараков определяет как «пространство, свобода», относятся уже не к природе, а к миру людей, которые представлены в стихотворении через образы крестьян, людей вообще и лирического героя. Образ дороги, имеющий смысл жизненного пути, судьбы, в контексте стихотворения приобретает значение дороги, открывающей новые горизонты, счастливой судьбы.

Наиболее часто в стихотворении встречаются абстрактные образы, передающие состояние человека и оценку присходящего. Это не случайно, т.к. именно через них Н.Рубцов и доносит до нас главную мысль.

Среди ряда этих образов можно выделить несколько подгрупп, своего рода контекстуальных синонимов. Первая подгруппа – образы, определяющие масштабы изображаемой картины: «мир», «бытие», «природа». Эти образы имеют очень широкое значение, показывают, что всё происходящее в это утро касается среды обитания, т.е. природы, жизни живых существ, т.е. бытия, и совокупности бытия и природы - мира. Это можно выразить своеобразной формулой: природа бытие = мир.

Вторая подгруппа - образы, дающие оценку происходящему на внешнем и эмоциональном уровнях: «красота», «прелесть», «радость». Следует обратить внимание на образ «красота». Это слово и однокоренные с ним встречаются в стихотворении целых четыре раза: это красота людей: «В такое утро все красивы люди»; красота лирического героя: «Я сам, наверно, до чего красив»; красота окружающего мира, которую стремятся сделать ещё лучше люди: «Трудом украсить эту красоту». Это последняя строчка стихотворения, своего рода вывод, где сосредоточено всё то, что хочет сказать нам поэт. Именно в ней дважды встречается слово с корнем «крас», смысл как бы удваивается: «украсить красоту». Этим Н.Рубцов хочет донести до нас, что многое в мире зависит от нас, людей, которые могут сделать бытие ещё лучше и ярче, испытывать радость чаще. Понятие «прелесть» - является как бы суммарным из двух других: красота и радость. Часть слова пре-, сходная по значению с приставкой пре- в значении «очень» (прекрасно), ставит это слово как бы выше предыдущих по своей роли. (Красота радость = прелесть)

Третья подгруппа – реакция человека на события, происходящие в мире: «душа», «стих», «труд». Понятие «человек» в данном случае имеет три значения: конкретная категория - крестьяне; более широкое понятие – люди; и, наконец, то, что наиболее близко Н.Рубцову, – поэт, которого мы видим в образе лирического героя. Именно реакция поэта представлена в большем объёме (два образа): «Слагается в душе негромкий стих». Это даёт повод думать, что голос лирического героя является голосом самого Н.Рубцова. Именно через его мысли, ощущения и реакцию поэт показывает то, что испытывает сам: счастье, которое даёт ему слияние человека и природы, тот идеал жизни, к которому он всегда стремился, но так и не обрёл: «Мне не найти зелёные цветы».

Особое место среди этих образов занимает подгруппа, состоящая из двух образов: «иное» и «замыслы»: «Не верю я, что кто-то в это утро/Иное держит в замыслах своих». Мысль о чём-то ином, что выпадает из общей картины стихотворения, содержится всего в двух строчках, но всё-таки лирический герой не забывает и о том неприятном, что, к сожалению, ещё встречается в жизни.

В связи с этой строкой вспоминаются факты биографии самого Н.Рубцова: сиротское детство, мытарства во время учёбы, неустроенность быта, непонимание людей, окружавших его. Даже в Никольском, которое вдохновляло его на написание лучших стихотворений, встречались эти негативные явления жизни. Об этом он писал в письмах многим: А.Яшину, С.Багрову, С.Куняву.(Приложение 4) «В деревне мне, честно говоря, уже многое надоело, - писал Н.Рубцов А.Яшину из Никольского. - Иногда просто тошно становится от однообразных бабьих разговоров, которые постоянно вертятся вокруг двух-трёх бытовых понятий или обстоятельств. Бывает, что ни скажи – они всё исказят в своём кривом зеркале и разнесут по всему народу». (18, 346) (Приложение 5) Подобные чувства и мысли поэта и получили отражение в данных строках стихотворения.

Но именно в том и заключается величие истинного художника, что он может отделить неприглядные явления жизни от своего творчества, умеет не впускать в поэзию всё мелочное, ничтожное и пошлое. Потому и звучит строчка об «ином» в «замыслах» лишь как оговорка, а не утверждение. Герой стихотворения говорит «не верю», потому, что судит о людях со своих позиций, с точки зрения своего взгляда на мир. Нам, которые так часто жалуются на время, в котором живут, проблемы, которые кажутся неразрешимыми, можно поучиться у Н.Рубцова умению видеть красоту и радость в самых обыденных вещах. «Я не люблю жалобных слов», - говорил поэт. (18,293)

Таким образом, анализ образов стихотворения показал, что все они образуют систему, подчинённую одной общей цели: продемонстрировать картину пробуждения мира. Но Н.Рубцов не просто мастерски рисует эту картину, а вкладывает в неё свой, особый смысл, который заключается в изображении идеала жизни, где слиты воедино природа и человек. Этот идеал он назвал простым, на первый взгляд, словом «прелесть», вынесенным в первую строчку стихотворения. А.С.Пушкин писал: «…Цель художества есть идеал…». (14,93) Эту мысль и подтверждает Н.Рубцов своим стихотворением «Прекрасно пробуждение земли!».
2.2. Художественные выразительные средства, используемые Н.Рубцовым в данном стихотворении.

В письме А.Яшину Н.Рубцов писал: «…главное – богатство переживаний, настроений <…>, дабы не было бедности, застоя интонаций, форм». (18,346) Это богатство в поэзии Н.Рубцова создаётся различными художественными средствами, или тропами. «Ю.Тынянов видел одну из главных особенностей художественного слова в том, что оно характеризуется не определённым (постоянным), а «колеблющимся» значением, создаёт в художественном тексте «выразительно-выпуклый, стереоскопический образ». Так образуются тропы – употребление слов, выражений в переносном, образном смысле». (8,8) «Троп представляет собой в принципе двухчастное словосочетание, в котором одна часть выступает в прямом, а другая – в переносном значении». (20,427) «Троп в художественной литературе приобретает особое значение, т.к. помогает индивидуализации речи, в особенности авторской, подчёркивает в ней оценочный элемент». (19,180) Умелое использование тропов делает язык насыщенным, ярким, запоминающимся. Неслучайно многие выражения из художественных произведений, основанные на использовании художественных средств, вошли в наш язык, стали крылатыми: «Человек в футляре» (А.П.Чехов) (1,374), «Как белка в колесе» (И.А.Крылов) (1,445). «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта», - говорил С.Я.Маршак. (8,9)

Выделяют несколько видов тропов: сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота и др. Я проанализирую то, какие из них встречаются в стихотворении и какую роль в нём играют.

В стихотворении «Прекрасно пробуждение земли!» можно увидеть следующие выразительные средства:

Сравнения: «как будто в реку – окунусь в природу», «долина,/Как будто чаша, полная питья»

Метафоры: «золото зари упало», «бросаю радость полными горстями».

Олицетворения: «тьма живёт», «тень летит», «всё в мире <… >мудро».

Эпитеты: «серебряная вода», «густая тьма», «тихо побредёшь», «синяя долина», «негромкий стих», «поле чистое».

Как видно из примеров тропов, наиболее часто встречаются в стихотворении эпитеты. Среди их ряда можно выделить цветовые: «серебряная», «синяя». Интересны наблюдения В.Кожинова за тем, как Н.Рубцов использует в поэзии цвет: «В стихах Н.Рубцова крайне мало слов, обозначающих цвет». Это не случайно, т. к. «поэт явно не ставил перед собой и з о б р а з и т е л ь н ы х задач». (10,53) Вот поэтому «серебряная» не столько передаёт цвет, сколько рябь, блики на воде, в которой отражается заря. Конечно, рассматривать данные эпитеты изолированно от других художественных средств нельзя, т. к. это обедняет их значение. Так, эпитет «серебряный» связано с метафорой «золото зари». Оба эпитета связаны с драгоценными металлами и используются скорее «не в цветовом, а в оценочном или «символическом» смысле». (10,53)

Эпитет «синяя» становится ярче и понятней при прочтении вместе со сравнением: «Синяя долина, / Как будто чаша, полная питья». Данные эпитеты позволяют не только ярче изобразить, но и более глубоко понять значение образов, к которым относятся. Так, например, в поэзии Н.Рубцова и фольклоре синий цвет обозначает чистоту, святость. (3,89) В связи с этим приходит мысль о том, что долина наполнена не просто туманом или голубым утренним воздухом, а, может быть, святой водой. (Вспомним стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», где поэт показал в потоках дождя нектар, пролитый Гебой).

Сходны по смыслу два эпитета, связанные с образом человека: «тихо побредёшь» и «негромкий стих». Эти эпитеты, рисующие движение и звуки, издаваемые человеком, показывают, что он, оказавшись в такое утро на лоне природы, боится нарушить её гармонию, стремится сам стать её частью. Слова «тихий» и «негромкий» вне данного контекста являются синонимами. Но в стихотворении их синонимичность дополняется новыми значениями: «тихо брести» - это идти не только медленно, но и бесшумно, не нарушая тишины. Таким же негромким является и стих, рождающийся в душе героя под влиянием открывающейся картины.

Метафорическим эпитетом можно считать слово «густая», которое относится к образу тьмы. Благодаря нему поэт позволяет не только представить, но и ощутить плотность и непроницаемость того, что невозможно потрогать руками.

Использует Н.Рубцов и постоянный эпитет «чистое поле», характерный для фольклора. Использование оборотов, взятых Н.Рубцовым из устного народного творчества, отмечают многие исследователи: В.Кожинов, В.Бараков. Но при этом они указывают на то, что «исходным для Рубцова явилось народно-поэтическое сознание, что сутью его поэзии стало не использование внешних языковых форм, не стилизация, а постижение духа народа, его миросозерцание». (3,59)

Таким образом, эпитеты в стихотворении предназначены не столько для создания яркой картины природы, сколько для того, чтобы более полно понять и осознать значение образов.

В стихотворении можно выделить два сравнения. Об одном из них, сравнении долины с чашей, я уже говорила. Но стоит обратить внимание и на другое: «как будто в реку – окунусь в природу». Н.Рубцов не случайно уподобляет природу реке. По его мнению, в них много общего: изменчивость, чистота, богатство, таинственность, непредсказуемость. Углубляет ощущение героя слово «окунусь». Полное погружение, проникновение – вот что нужно, чтобы постичь всю глубину природы. Об отношении Н.Рубцова к изображению природы размышлял В.Кожинов: «Природа у поэта не выступает как объект изображения. Его стихи воплощают органическое, хотя и противоречивое е д и н с т в о человека и природы, которые как бы непрерывно переходят друг в друга. <…> Поэт более склонен к утверждению п р и р о д н о й основы человека, нежели к очеловечиванию природы». (10,23)

Немаловажную роль в стихотворении Н.Рубцова играют и метафоры.

Метафора «золото зари упало» показывает не только цвет, но и стремительность наступления утра, неизбежность ухода тьмы и ночи.

Одним из самых ярких средств выразительности в стихотворении является метафора «бросаю радость полными горстями». Она передаёт ощущения человека: ликование, стремление поделиться радостью со всем сущим.

Хотя метафор в стихотворении немного, но тот факт, что они относятся к образам и человека, и природы, говорит о том, что для Н.Рубцова обе эти стороны мира - бытие человека и природа – одинаково важны.

Не мог поэт обойтись и без одного из своих излюбленных тропов – олицетворения. Этот троп важен потому, что придаёт неодушевлённым предметам свойства живого существа. А поскольку для Н.Рубцова природа – одушевлённое понятие, он и использует это средство выразительности.

Уже было сказано об образе тьмы и значении эпитета для более яркого его изображения, но олицетворение «тьма живёт» делает его ещё более насыщенным, живым. Благодаря олицетворению, тьма превращается в некое существо, доживающее последние минуты, поверженного врага света и утра. Углубляется этот образ словом «ещё», которое показывает скорый конец тьмы.

Большую роль играет строка с олицетворением «Всё в этот час свежо и мудро», находящаяся в предпоследней строфе. Под словом «всё» Н.Рубцов понимает то, о чём говорилось в предыдущих частях стихотворения. Весь мир, а вместе с ним и поэт, в это утро достигли высшей точки мудрости, постигли то, над чем люди бьются веками: смысл жизни.

Таким образом, тропы, использованные в стихотворении, помогают более глубоко понять и ярко представить тот образ идеального бытия, который создаёт Н.Рубцов с помощью образов. Но кроме этого, он не просто показывает идеал бытия, к которому стремится, но и указывает путь, которым надо идти, чтобы его достигнуть. Оказывается, чтобы понять это, надо просто внимательно смотреть вокруг себя, прислушиваться к своим мыслям и не вмешиваться в ход жизни. В этом и заключается мудрость, которую открыл нам Н.М.Рубцов. В.Оботуров писал: «Подняв в стихах вечные вопросы жизни, казалось бы отвлечённые по своему характеру, Николай Рубцов сохранил конкретность живого движения чувства в каждой строке. Он добивался редкого – выявления сложного в простом и простого в сложном, на что способны только очень талантливые люди». (12,181)

2.3. Жанровое своеобразие произведения.

Такие исследователи поэзии Н.Рубцова, как А.Киров, В.Кожинов указывают на то, что Н.Рубцова нельзя отнести к «тихим лирикам», как было сделано поначалу. Несмотря на то, что в стихах поэта встречается немало примеров, «отмеченных печатью спокойного и грустного раздумья и вылившихся в «тихий» напев или разговор» (10,42), многие стихи отмечены совсем другим эмоциональным настроем.«Во множестве его лучших стихотворений звучит интонация столь активной у с т р е м л ё н н- о с т и, з а к л и н а н и я, п р и з ы в а, что ни о какой «тихости» не может быть и речи», - пишет В.Кожинов. (10,43) Именно такими чертами отмечено и стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!».

Изучив литературоведческие источники, я отметила для себя жанры, отмеченные особым настроением, проникнутым восхищением и радостью. Это ода и гимн. К какому же жанру относится исследуемое стихотворение?

Ода определяется как «восторженное стихотворение в честь какого-либо значительного лица или события». (2,339) Я считаю, что определить данное стихотворение как оду нельзя, т.к. событие, изображаемое в данном случае, хотя и пробуждает восторг лирического героя, но не является из ряда вон выходящим. Стихотворение ближе к жанру гимна. Словарь литературоведческих терминов определяет гимн так: «В современном литературоведении гимн – песнь торжества (торжественная или торжествующая песнь). (20,59) Постараемся выяснить, соответствует ли анализируемое стихотворение данному определению.

Во-первых, можно ли назвать его песнью? Песнь в литературоведении определяется как музыкально-поэтический вид искусства. (20,267) О музыкальности поэзии Н.Рубцова сказано немало. Всеми признано, что она необычайно мелодична, недаром на стихи Н.Рубцова написана масса песен. Но здесь следует говорить не о музыкальности как ритмической организации стиха, а том, что «невыразимо ни зримым образом, ни словом в его собственном значении». (10,46) Лирика близка музыке по самой своей сущности, т.к. даёт возможность почувствовать, а не просто увидеть или услышать. Она открывает мир не вещественных предметов, а чувств и переживаний.

Читая стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!», проникаешься тем ликованием, которым наполнено всё существо лирического героя. Это чувство передаётся на подсознательном уровне, уровне ощущения, на том особенном языке музыки, «в котором свободно сливаются человеческое и Вселенское». (10,46) Таким образом, стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!» так же, как и гимн в значении «песнь» воздействует на чувства человека, пробуждая в нём радость от изображаемого события: наступления утра.

Кроме этого, в стихотворении можно найти и другие признаки песни. Их перечислил В.Н.Бараков в статье «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…». Элегия или песня?» (4,12) Хотя данные признаки относятся к стихотворению, заявленному в заглавии, их можно увидеть и анализируемом мной стихотворении: композиционная цельность, простота текста, отсутствие сложных приёмов, классическое чередование по схеме АБАБ, мерное, торжественное звучание.

В определении гимна указано, что это торжественная песнь. Одно из значений этого слова «торжество» в словаре С.И.Ожегова определяется как «чувство радости, удовлетворения по какому–н. случаю». (14,405) Эти чувства очень ярко переданы Н.Рубцовым. И образы, и средства выразительности показывают восхищение и восторг «прелестью бытия», изображённой в стихотворении.

Жанр гимна характеризуется такими признаками, как вопросительные и восклицательные обороты, повторы. Такие же особенности можно увидеть и в стихотворении. Так, например, в произведении четыре восклицательных предложения, передающих чувства лирического героя: «Прекрасно пробуждение земли!», «Да так, что даже слов не подберёшь!», «Как хорошо!», «Со мною рядом синяя долина, /Как будто чаша, полная питья!». Увеличивают эмоциональность этих строк не только восклицательные знаки, но и усилительные частицы «как» и «да». Уже говорилось и о повторах отдельных слов, в частности, слов с корнем «крас». Это тоже характеризует стихотворение как гимн.

Следует сказать и о тоне чтения стихотворения. Сам Н.Рубцов читал стихи «почти на пределе голоса, притом усиливая и одновременно п о в ы ш а я мелодический тон на протяжении каждой отдельной строки». (10,43) Данное стихотворение тоже читается именно так. Этому способствуют и восклицательные знаки, и двоеточия, после которых голос повышается: «И что я вижу:», «Так вот она вся прелесть бытия:», и отсутствие знаков препинания в конце строк, что влечёт за собой переход голоса при чтении следующей строчки: «золото зари/Упало на серебряную воду», «кто-то в это утро/Иное держит в замыслах своих», «Выходят в поле чистое крестьяне/Трудом украсить эту красоту».

Таким образом, я считаю, что исследуемое стихотворение Н.Рубцова вполне можно считать гимном или хотя бы увидеть в нём признаки этого жанра.
2.4. Стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!» в контексте творчества Н.М.Рубцова.

Стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!» - не единственное, где изображён идеальный мир в представлении автора. Такие же мотивы единения человека и природы, ощущения гармонии с миром можно увидеть и в других стихотворениях Н.Рубцова. В них встречаются те же образы, что и в стихотворении «Прекрасно пробуждение земли!»: природа, красота, труд, поэзия. Хотя в данном стихотворении не встречается слово «счастье», но я думаю, что правомерно будет отнести к категории стихов, сходных по тематике и те, где Н.Рубцов открыто заявляет о том, что счастлив, т.е. видит перед собой тот идеальный мир, к которому стремится его душа. Это можно показать в следующей таблице:



Природа

«Доволен я буквально всем», «После грозы», «Выпал снег», «Весна на берегу Бии», «Ось», «Зимняя песня».

Красота

«Утро», «Душа хранит».

Поэзия

«Уединившись за оконцем»

Труд

«Я забыл, как лошадь запрягают», «На сенокосе», «Жара».

Счастье

«Давай, земля, немножко отдохнём», «Букет», «Слёз не лей», «В лесу», «Утро на море», «Деревенские ночи».

Природа в моменты стихии изображена в стихах «После грозы» и «Весна на берегу Бии». Но оба эти стихотворения объединяет мысль поэта о том, что природа великодушна и после разгула наводнения или грозы дарит всему живому радость:

Мрак, метелица – всё это было

И прошло, - улыбнись же скорей!

(«Весна на берегу Бии») (16,283)

Как это странно

И всё-таки мудро:

Гром роковой перенесть,

Чтоб удивительно

Светлое утро

Встретить, как добрую весть!

(«После грозы») (16,199)

Единение человека и природы передано Н.Рубцовым в стихотворении «Доволен я буквально всем!». Это стихотворение – признание в любви родной природе, осеннему лесу, полному тишины и звуков осени. Именно наедине с природой лирический герой чувствует себя частицей мира и ощущает неразрывную связь с ним:

Сказать: - Я был в лесу листом!

Сказать: - Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою!

(«Доволен я буквально всем!») (16, 223)

В «зимних» стихотворениях «Выпал снег» и «Зимняя песня» в центр внимания автором взято по одной детали зимней природы: снег и звёзды. Но эти привычные глазу детали природы приобретают в стихах символическое звучание. Н.Рубцов показывает, как эти явления природы влияют на состояние души человека. Они меняют его внутреннее мироощущение, придают спокойствие, заставляют радоваться. Более оптимистично смотреть на жизнь.

Трудное, трудное – всё забывается,

Светлые звёзды горят.

(«Зимняя песня») (16, 191)


Выпал снег – и всё забылось,

Чем душа была полна.

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

(«Выпал снег») (17, 66)

Осознание любви к «родной землице» нам показано в стихотворении «Ось». На примере лирического героя Н.Рубцов показывает нам, как к человеку приходит любовь к природе. Только вдали от родного края он по достоинству оценивает его, что и заставляет его вернуться.

И вокруг любви неповторимой

К сёлам, соснам, ягодам Руси

Жизнь моя вращается незримо,

Как земля вокруг своей оси.

(«Ось») (16,185)

Красота окружающего мира показана в стихотворениях «Утро» и «Душа хранит». Эти стихи объединяет то, что поэт показывает нам не только прелесть природы, но и красоту деревенской жизни. «Избы», «лошадь на мосту», «божий храм» настолько влились в пейзаж, что стали неразделимы с ним. Кажется, что жизнь без них невозможна:

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлён

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времён.

(«Душа хранит») (16,214)

И разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую.

(«Утро») (16,247)

Реакцией поэта на красоту окружающего мира и природы является поэзия. В стихотворении «Уединившись за оконцем» нам показано, как он изменяется, когда к нему приходит вдохновение. Оставшись наедине природой, поэт чувствует каждое изменение в ней. Простая обыденная жизнь людей в такие моменты отступает на второй план:

Уединившись за оконцем,

Я с головой ушёл в труды.

В окно заглядывалось солнце

И влагой веяли пруды…

(«Уединившись за оконцем…») (16,218)

Вся прелесть деревенского труда показана в стихотворениях «На сенокосе», «Жара», «Я забыл, как лошадь запрягают…».

Во всех этих стихах прослеживается мысль автора о том, что, несмотря на тяжесть деревенского труда, он приносит людям вдохновение, силу, новые мысли, украшает душу.

И слышен смех

В тени под ветками

И песни русские слышны…

(«На сенокосе») (16,203)

Эх, запряг бы

Я сейчас кобылку

И возил бы сено,

Сколько мог...

(«Я забыл, как лошадь запрягают…») (16, 138)

О своём счастье лирический герой рассказывает в стихотворениях «Давай, земля, немножко отдохнём», «Утро на море», «В лесу». Уже из названий этих стихов видно, что действие происходит в разных природных стихиях. Но герой счастлив в каждой из них:

И счастлив тем,

Что в чистом этом небе

Идут, идут,

Как мысли, облака…

(« Давай, земля…») (17,87)

Где парус веет над волной,

Встречая день мечтательно и страстно,

Поёт о счастье голос молодой.

(«Утро на море») (16,120)

Я плакал здесь

От счастья, Родина,

Ведь счастье есть.

(«В лесу») (16, 219)
В стихотворениях «Букет», «Деревенские ночи», «Слёз не лей» счастье лирическому герою, помимо природы, приносит и любовь, а природа дополняет это чувство, украшает его, делает более романтичным:

Я буду долго

Гнать велосипед.

В глухих лугах его остановлю.

Нарву цветов

И подарю букет

Той девушке, которую люблю.

(«Букет»)(16,238)


Благодаря ней герой стихотворения становится как бы моложе душой, он способен на порывы и яркие проявления чувств:

Пусть ромашки встречные

от копыт сторонятся,

Вздрогнувшие ивы

брызгают росой, -

Для меня, как музыкой,

снова мир наполнится

Радостью свидания

с девушкой простой!

(«Деревенские ночи») (16,41)

При этом если даже любовь лирического героя является безответной, преодолеть неурядицы ему помогает природа.

Облетают листья, уплывают

Мимо голых веток и оград…

В эти дни дороже мне бывают

И дела, и образы утрат.

(«Слёз не лей») (16,226)

Таким образом, из характеристики перечисленных стихов видно, что мысли, высказанные в стихотворении «Прекрасно пробуждение земли», можно увидеть и в творчестве Н.М.Рубцова в целом. Это стихотворение не выпадает из общего контекста творчества поэта, а дополняет его, ярко демонстрируя представление поэта об идеальном мире. Оно отражает мысль И.А.Бунина: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного». В новых исторических условиях тою же целью живёт поэзия Рубцова», - отмечает В.Оботуров. «Подняв в своих стихах вечные вопросы жизни, казалось бы отвлечённые по своему характеру, Николай Рубцов сохранил конкретность живого движения чувства в каждой строке. Он добивался редкого – выявления сложного в простом и простого в сложном. На что способны только очень талантливые люди».(12,180)
3.Заключение.

Таким образом, проанализировав стихотворение и рассмотрев его в контексте творчества Н.Рубцова, я пришла к выводу, что идеальным миром для Н.Рубцова является тот, в котором человек и окружающий мир находятся в гармоничных отношениях. Следовательно, гипотеза, высказанная мной в начале исследования, подтвердилась. «Цель поэта состояла, по-видимому, не в изображении внешнего мира и не в выражении внутренней жизни души, - отмечает В.Кожинов, - но в воплощении слияния мира и человека, в преодолении границы между ними».(10,47)



Эта позиция поэта может помочь сегодняшним людям обрести устойчивость в жизни, увидеть красоту мира. В.Бараков тоже отмечает важность поэзии Н.Рубцова для сегодняшнего читателя: «В процессе чтения лирики Рубцова происходит совпадение идейно-нравственного и эстетического идеалов автора и читателя. В этом – одна из разгадок того потрясения от рубцовской поэзии, которое не раз отмечалось в литературе о поэте. В этом - общественное значение его поэзии». (3,58)


Библиография

  1. Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М.: «Художественная литература», 1987.

  2. Базанова А.Е., Рыжова Н.В. «Русская литература 19 и 20 веков. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: «Юрист», 1997.

  3. Бараков В.Н. Лирика Н.Рубцова. – Вологда, 1993

  4. Бараков В.Н. «И не она от нас зависит…». Заметки и размышления о поэзии Николая Рубцова. – Москва – Вологда, ВГПУ, издательство «Русь»,1995.

  5. Блок А.А. Записные книжки. – М.: 1965.

  6. Бондаренко М.А. Поэзия Николая Рубцова в школе. Статья первая.Уроки по творчеству Николая Рубцова в старших классах//Литература вшколе. – 1999. - №1.

  7. Зайцев В.А. Николай Рубцов: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд – во Моск. ун – та, 2002.

  8. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…». – М.: «Просвещение», 1990.

  9. Киров А.Ю. Лирический роман в поэзии Н.М.Рубцова: Автореф. дис. На соиск. степ. канд. филол. наук: 10.01.01 – рус. лит./Киров Александр Юрьевич; (Науч. рук. Бараков В.Н.). – Вологда: (б.и.), 2004.

  10. Кожинов В. Н.Рубцов. – М.: «Студия», 2001.

  11. Мовнар И.В. Изучение творчества Н.М.Рубцова на уроках литературы в 11 классе/ И.В.Мовнар; Федер. ангентство по образованию, Вологод. Ин – т развития образования. – Вологда: Изд – во ВИРО, 2005.

  12. Оботуров В. Искреннее слово. Страницы жизни и поэтический мир Николая Рубцова. – М.: «Советский писатель», 1987.

  13. Овсянникова М.Ф. Краткий словарь по эстетике. – М.: «Просвещение», 1983.

  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1975.

  15. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10 т. – М.: Изд – во АН СССР, 1958. – Т.7.

  16. Рубцов Н.М. Собр. соч. в 3 т. – М.: «ТЕРРА», 2000. – Т.1.

  17. Рубцов Н.М. Собр. соч. в 3 т. – М.: «ТЕРРА», 2000. – Т.2.

  18. Рубцов Н.М. Собр. соч. в 3 т. – М.: «ТЕРРА», 2000. – Т.3.

  19. Тимофеев Л.И.; Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 1974.

  20. Чертов В.Ф. Литература как метафора мира. //Литература в школе. – 2007. - №4.



Приложение

  1. Фотопортрет Н.М.Рубцова.

  2. Фотография Н.Рубцова в окрестностях с. Никольского.

  3. Н.Рубцов в с.Никольском.

  4. Автограф одного из писем Н.Рубцова из с.Никольского.

  5. Н.Рубцов среди жительниц с. Никольского.

  6. Схема образной системы стихотворения.

  7. Текст стихотворения Н.Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!»

.

Тезаурус.



  1. Гимн - торжественная песнь.

  2. Гипербола – художественное преувеличение.

  3. Жанр – род произведений в области литературы, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

  4. Жанровое своеобразие произведения – особенности использования структурных характеристик жанра в данном произведении.

  5. Идеал – представление о совершенстве, являющееся регуляротом поведения человека, мерой оценки явлений окружающей действительности, собственных поступков и достижений, стимулом его стремления к наиболее полной реализации. В качестве идеала может выступать представление о личности другого человека, о нравственно – психологическом состоянии (счастье), об общественном устройстве.

  6. Идея – главная мысль автора в произведении.

  7. Идейность – выражение авторского отношения к изображённому, соотнесение этого изображённого с утверждаемыми писателем идеалами жизни и человека.

  8. Композиция- построение произведения.

  9. Контекстуальные синонимы – слова, являющиеся синонимичными в данном контексте.

  10. Лейтмотив – мотив, проходящий через всё творчество поэта.

  11. Лирика – один из трёх родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой.

  12. Лирический герой – герой лирического произведения.

  13. Литературоведение – наука, изучающая особенности художественной литературы, её развитие и оценок современниками.

  14. Литота – троп, противоположный гиперболе, состоящий в преуменьшении.

  15. Метафора – троп, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значения или по контрасту.

  16. Образ – 1) целостная картина человеческой жизни; 2) часть картины.

  17. Олицетворение – изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

  18. Песнь – жанр письменной поэзии, связанный с музыкальным видом искусства.

  19. Пролог – вступление к литературному произведению.

  20. Ритм – повторность тех или иных сходных явлений через определённые, соизмеримые промежутки.

  21. Символ – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность каких-либо явлений с определённой точки зрения.

  22. Сравнение – определение явления посредством сопоставления его с другими явлениями, имеющими с ним общие признаки.

  23. Стихотворение – лирическое произведение, организованное по законам стихотворной речи.

  24. Строфа – сочетание нескольких стихотворных строк, объединённых ритмом, содержанием, сочетанием рифм.

  25. Тема – круг жизненных явлений, отобранных писателем и освещенных с определённых идейно-политических позиций.

  26. Троп – сочетание слов, где одна часть выступает в прямом, другая – в переносном значении.

  27. Фольклор – устное народное творчество.

  28. Элегия – грустное стихотворение философского содержания.

  29. Эпитет – художественное определение.


  • Воронина Надежда
  • Объектом моего исследования
  • Предмет исследования
  • II. Основная часть. 2.1.Образная система стихотворения. 2.1.а. Понятие и классификация образов в литературоведении.
  • 2.1.б. Начальная строка как заглавный образ стихотворения
  • 2. 1. в. Образы в стихотворении.
  • 2.2. Художественные выразительные средства, используемые Н.Рубцовым в данном стихотворении.
  • 2.3. Жанровое своеобразие произведения.
  • 2.4. Стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!» в контексте творчества Н.М.Рубцова.