Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Председателя региональной предметной




Скачать 482.54 Kb.
страница1/5
Дата05.07.2017
Размер482.54 Kb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5
ОТЧЕТ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ

КОМИССИИ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2010 ГОДУ

НАУМОВОЙ ТАТЬЯНЫ АНДРЕЕВНЫ

Анализируя количественный состав участников ЕГЭ (приняли участие в ЕГЭ – 324 выпускника) по литературе (учебный предмет, который в силу его величайшего познавательного и воспитательного потенциала должны сдавать, как прежде, все выпускники школ), необходимо констатировать, что в целом по республике оставляет желать лучшего.


Общая характеристика контрольных измерительных

материалов ЕГЭ по литературе 2010 г.
Контрольные измерительные материалы (КИМ) по литературе единого государственного экзамена в 2010 году позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора для поступления в вузы. КИМы составлены на базе обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе и в полном соответствии со школьными программами по литературе. Экзаменационные испытания отвечают специфике литературы как виду искусства и учебной дисциплины.

В отчете необходимо отметить, что изучение литературы в школах Республики Мордовия направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы, развитии культуры устной и письменной речи учащихся;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные результаты обучения предмету в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют:

- глубину и самостоятельность освоения идейно-художественного содержания литературных произведений;

- уровень овладения знаниями по теории и истории литературы, включая умение применять важнейшие из них при анализе и оценке художественных произведений;

- качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, выбравшие ЕГЭ по литературе, могут быть признаны:


  • знание текстов программных художественных произведений;

  • знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей;

  • умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

  • умение определять конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

  • знание и понимание теоретико-литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей) и т.д.;

  • умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы художественного текста (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

  • овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания, навыки которого формируются в процессе изучения литературы.

В вариантах контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе, предложенных выпускникам школ Республики Мордовия, отражены важнейшие из названных целей литературного образования, в основе которого лежит чтение и изучение литературных произведений русской классики ХIХ и ХХ вв. Все задания были ориентированы на проверку понимания и умения интерпретировать произведения, изучаемые в школе. Основными в экзаменационной модели по литературе являются задания с развернутым ответом, в которых свободно выражается знание литературного произведения, понимание его проблематики и авторской позиции, личное отношение к прочитанному. На этой основе экспертами выявлены отношение к литературе как высокой ценности отечественной культуры, аналитические умения и особенности образного восприятия, знание необходимых сведений по теории и истории литературы и навыки использования их при анализе литературных произведений.

Есть необходимость отметить, что в Республике Мордовия ЕГЭ по литературе проводится второй раз, хотя имеется достаточно богатый опыт его организации и проведения в других регионах Российской Федерации. Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе 2010 года – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. Наиболее важной, конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

В версии 2010 года к каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) отнесено по два задания, требующих написания развернутого ответа в объеме 5-10 предложений: С1 (развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента), С2 (включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развернутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков), С3 (развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста), С4 (включение анализируемого материала в литературный контекст и написания развернутого рассуждения о проблемно-тематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков). Третья часть осталась без изменений (сочинение по одной из трех тем, сформулированных в виде проблемных вопросов С5.1-С5.3). Таким образом, суммарно экзаменуемый выполнил пять заданий с развернутым ответом.

В части 1 и части 2 экзаменационной работы к предлагаемому для анализа тексту формулируются сначала задания базового уровня, требующие написания краткого ответа, затем задания, требующие написания связного ответа. Предлагаемая комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых. Таким образом, обеспечивается «ступенчатая» схема разбора (от проблематики и авторской идеи – к средствам их воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе, выявлению связей и перекличек его произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям).

В заключительной части работы экзаменуемый выполнял наиболее объемное задание, которое предполагает создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех, предложенных по выбору).

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагала повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено в указанных выше нормативных документах по предмету и отражено в Кодификаторе элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года.

В демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ по литературе 2010 года выделены три части, каждая из которых имела различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В первой и второй частях было предложено выполнение заданий, включающих вопросы к тексту художественного произведения (фрагменту эпического или драматического произведения, тексту стихотворения). Заданиями этих частей экзаменационной работы проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.

Общая структура первых двух частей работы была подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные произведения, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися определенных текстов, но и способность анализировать произведение с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых двух частей работы предполагало выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается во внутрипредметные литературные связи курса, что позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Последняя (третья) часть работы требовала от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в первых двух частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состояла из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требовалось написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (C1, С2) требовали написания связного текста в объеме 5 – 10 предложений.

Часть 2 предполагала анализ лирического произведения и включала в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1.

На задания базового уровня сложности с кратким ответом (В1-В12) отводилось 12 баллов, на задания повышенного уровня сложности (С1-С4) – 12 баллов; высокого (С5) – 15 баллов.

В 3 части работы проверялось умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагалось 3 вопроса (C5.1 – С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII века и первой половины XIX века, 2 – по произведениям второй половины XIX века, 3 – по произведениям XX века. Выпускник выбирал только один из вопросов и давал на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывали на познавательное противоречие, которое выпускник должен был осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критического очерка. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к проблемам, поставленным авторами произведений.

Результаты ЕГЭ по РМ показали, что выполнение работ такого типа требует повышения познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
Оценка заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе
Задания с развернутым ответом позволяют выявить уровень овладения содержанием соответствующих курсов и степень сформированности не только предметных, но и сложных надпредметных интеллектуально-коммуникативных умений, поэтому в структуре и содержании экзамена неизменным оставалась главная установка на выявление уровня сформированности у экзаменуемого умения писать сочинение на литературную тему, проверка которого осуществлялась экспертами по специально разработанным в ФИПИ критериям. Более половины от общего количества максимальных первичных баллов (27 из 39) приходится на задания, требующие создания связных текстов, качество которых определяется экспертами, что указывает на основные приоритеты итоговой экзаменационной работы по литературе – сохранение в рамках ЕГЭ традиций школьного сочинения на литературные темы.

Задания с развернутым ответом проверяли умение выпускников анализировать, интерпретировать и комментировать текст литературного произведения.

В соответствии с этим была выстроена система оценивания заданий с развернутым ответом. Ответ не должен был являться пересказом текста или рассуждением о том, что нравится или не нравится экзаменуемому в конкретном произведении. Выпускнику необходимо знать особенности художественной структуры произведения, уметь пользоваться специальной литературоведческой терминологией, а также включать рассматриваемое произведение в литературный контекст.

В работе были представлены три группы заданий с развернутым ответом: С1 и С3; С2 и С4; С5.1-С.5.3. К каждой группе заданий разработаны свои критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые представлены в общем виде и не обеспечены эталонами ответов (в соответствии со спецификой учебного предмета).



Выполнение заданий ограниченного объема (С1-С4) оценивалось по одному критерию «точность и полнота ответа», который задается на 4 уровнях глубины (они различаются для заданий С1, С3 и С2, С4).

Ответ на задания С1–С3 должен был соответствовать следующим требованиям:



  • понимание специфики задания, точность и лаконизм ответа на центральный вопрос,

  • наличие убедительной аргументации;

  • точность в изложении литературных фактов.

Ответ на задания С2–С4 должен был соответствовать следующим требованиям:

  • понимание специфики задания, точность и лаконизм ответа на центральный вопрос,

  • привлечение литературного контекста с обоснованием оснований сопоставления;

  • наличие убедительной аргументации;

  • точность в изложении литературных фактов.

Отвечая на вопросы С1 – С4, учащийся мог получить от 0 до 3 баллов в зависимости от качества выполнения задания.

В 2010 году в систему оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ограниченного объема внесены некоторые изменения.



  1. В целях предотвращения формализма при оценке развернутых ответов ограниченного объема С1–С3 и С2–С4 критерии снабжены новой установкой для экспертов: «указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый мог достаточно полно ответить и в меньшем объеме)».

  2. В критериях проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом С1–С3 и С2–С4 более четко разграничены требования к ответу, заслуживающему два балла и один балл).


Комментарий к критериям проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема

(С1-С4)

В первой и второй частях работы выделялись два блока заданий, связанных с анализом художественного текста, предлагаемого в экзаменационной работе. В первом блоке были тексты с кратким ответом, во втором – задания, требующие от экзаменуемого обобщить наблюдения над одной из важных проблем текста.

Примеры заданий С1, С3. Вариант: 108:

Как в приведенном эпизоде раскрывается характер Печорина?

Почему стихотворение, в котором говорится об «утолённой любви», А. А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

Примеры заданий С2, С4. Вариант: 108



(требуется включить произведение в литературный контекст):

В каких произведениях отечественной классики характеры героев раскрываются в их философских размышлениях и что сближает этих персонажей с лермонтовским Печориным? Свой выбор аргументируйте. (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой? (Приведите 2-3 примера.)
Итоги выполнения заданий с развернутым ответом выпускников школ РМ следующие:

Специфика заданий С1 и С3
Овладение умениями построения содержательного и грамотного связного высказывания на заданную тему при анализе художественных произведений и ответе на вопросы входит в комплекс целей, на достижение которых направлено изучение литературы. Основная специфика заданий С1 и С3 состояла в том, что экзаменуемый должен лаконично ответить на поставленный проблемный вопрос. Например:


  • Как в пушкинском стихотворении связаны две темы: природа и любовь? Вариант:116

  • Почему во вступительной главе поэмы А. А. Блока «Двенадцать» соотнесены суровая январская погода и реалии революционной эпохи? Вариант:116

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом.

Понимание специфики заданий С1 и С3 – важнейшее условие его успешного выполнения. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ. Многие задания были построены таким образом, что без знания теоретико-литературных понятий и без умения использовать их при ответе на вопрос выполнить задание было затруднительно.

В зависимости от конкретного вопроса, содержащегося в задании, основной тезис, содержащийся в ответе, может быть


  • свободным изложением материалов учебных пособий;

  • представлением собственной аргументированной точки зрения экзаменуемого.

В ряде случаев наблюдалось стремление учащихся расширить проблематику вопроса. Если при этом указанное выше основное требование было выполнено и не происходило «подмены» вопроса, то оценка по ведущему критерию (понимание специфики задания) не снижалась.
Оценка задания С1
Развёрнутый ответ ограниченного объема (5 – 10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависела от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый мог достаточно полно ответить и в меньшем объеме).

Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют



3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и /или допускает 2-3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок

0


Оценка задания С3

Развёрнутый ответ ограниченного объема (5 – 10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависела от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый мог достаточно полно ответить и в меньшем объеме).





Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют



3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и /или допускает 2-3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок

0

Каталог: informs
  1   2   3   4   5

  • Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2010 г.
  • Оценка заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе
  • Выполнение заданий ограниченного объема (С1-С4) оценивалось по одному критерию
  • Комментарий к критериям проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1-С4)
  • Вариант: 108 (
  • Специфика заданий С1 и С3
  • Оценка задания С1 Развёрнутый ответ ограниченного объема (5 – 10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависела от его содержательности
  • Точность и полнота ответа Баллы