Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Председатель Верховного Суда Э. Н. Якубовский




страница1/7
Дата07.07.2017
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7





Верховный Суд

Донецкой Народной Республики

83015, г. Донецк, пл. Правосудия, 1

тел. 380623407672, 380623407665

факс 380623407665

e-mail: supcourt.dnr@mail.ru

№ ______________

От______________




Председателю

Народного Совета Донецкой Народной Республики

А.Е. Пургину

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

В соответствии с частью первой статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики в порядке реализации права законодательной инициативы вносится на рассмотрение Народного Совета Донецкой Народной Республики Законопроект «О статусе судей».

Просим организовать его рассмотрение в установленном порядке.


Приложения:

  1. Проект Закона «О статусе судей» – на 22 л.

  2. Пояснительная записка – на 2 л.

  3. Финансово-экономическое обоснование – на 1 л.



Председатель Верховного Суда Э.Н. Якубовский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Донецкой Народной Республики

«О статусе судей»
Проект Закона Донецкой Народной Республики «О статусе судей» разработан в целях соблюдения конституционных прав граждан и организаций на судебную защиту, обеспечения социальной стабильности в обществе.

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики «О создании судебной системы» № 40-1 от 22 октября 2014 года в Донецкой Народной Республике была создана судебная система. Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики «О судебной системе» № 40-2 от 22 октября 2014 года утверждено Временное Положение о судебной системе и созданы на территории Донецкой Народной Республики суды общей юрисдикции, Арбитражный суд Донецкой Народной Республики.



Надлежащее функционирование судебной системы Донецкой Народной Республики обеспечивается, прежде всего, наличием профессионального судейского корпуса, а эффективное осуществление правосудия возможно только при наличии государственно-правового механизма, закрепляющего статус судей, как носителей судебной власти.

Данный законопроект разработан с учетом принятого курса гармонизации законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации.

Настоящий законопроект определяет правовое положение судей в Донецкой Народной Республике, устанавливает требования, предъявляемые к судьям, порядок наделения судей полномочиями и прекращения их полномочий, организационные и дисциплинарные основы их деятельности.

Определено, что судебная власть в Донецкой Народной Республике принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны (статья 1 законопроекта).

Порядок отбора кандидатов, претендующих на должность судьи, осуществляется на конкурсной основе. Законопроектом предусмотрено применение одинаковых действующих критериев для всех кандидатов на должность судьи и прозрачный процесс их отбора, что является необходимым условием построения правовой судебной системы в Донецкой Народной Республике.

Требования к кандидату на должность судьи содержатся в статье 5 данного законопроекта и предусматривают, в частности, наличие у кандидата высшего юридического образования и отсутствие иных обстоятельств, препятствующих назначению на должность судьи, перечень которых приведен в данной статье.

Порядок наделения судей полномочиями установлен статьей 9 законопроекта, в соответствии с которой судьи Верховного Суда Донецкой Народной Республики, судов первой инстанции назначаются Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики с соблюдением процедуры, установленной статьей 8 настоящего законопроекта.

Порядок и основания прекращения полномочий судьи Донецкой Народной Республики установлены в статьях 17, 21 законопроекта

Настоящим законопроектом также закреплены гарантии независимости судьи. В частности, установлено, что независимость судьи обеспечивается запретом под угрозой ответственности любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Статьей 23 законопроекта установлен принцип неприкосновенности судей.

Законопроектом регламентированы основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Также, нормами законопроекта урегулированы вопросы материального обеспечения судей, порядок определения размеров должностных окладов судей Донецкой Народной Республики, установлены размеры надбавок за квалификационный класс судей.

Настоящий Закон в соответствии со статьей 35 законопроекта вступает в силу после истечения десяти дней со дня официального опубликования. Также, в данной статье урегулированы вопросы назначения судей в период до принятия настоящего закона, сохранения за судьями Донецкой Народной Республики социальных гарантий, предусмотренных законодательством Украины.

Принятие настоящего законопроекта станет одним из основных шагов на пути формирования системы правосудия в Донецкой Народной Республике, позволит привести систему правосудия в соответствие с потребностями общества, поскольку благодаря проекту Закона Донецкой Народной Республики «О статусе судей» будут созданы правовые условия для закрепления кадров в судебной системе и обеспечения правосудия в условиях принятого политического решения по необходимости осуществления в Донецкой Народной Республике деятельности судов и соответственно судей Донецкой Народной Республики.


ВЕРХОВНЫЙ СУД

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКОНОПРОЕКТ

Закон Донецкой Народной Республики

«О статусе судей»
Статья 1. Судьи - носители судебной власти

1. Судебная власть в Донецкой Народной Республике принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Донецкой Народной Республики и законам Донецкой Народной Республики. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.

5. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
Статья 2. Единство статуса судей

1. Все судьи в Донецкой Народной Республике обладают единым статусом.

2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, присваиваются квалификационные классы в порядке, предусмотренном настоящим законом. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Донецкой Народной Республике.
Статья 3. Требования, предъявляемые к судье

1. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, осуществляющий правосудие, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, а также при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами, законными интересами юридических или физических лиц, общества, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам юридических или физических лиц, общества.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей незаконных доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или других лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или другими обязательствами.

2. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, профсоюзным организациям, принимать участие в какой-либо политической деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.


Статья 4. Обязанности судей

Судьи обязаны:

1) при осуществлении правосудия соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики и законы Донецкой Народной Республики, обеспечивать полное, всестороннее и объективное рассмотрение дел;

2) выполнять требования, предусмотренные статьей 3 настоящего закона, а также соблюдать служебную дисциплину и распорядок работы суда;

3) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, тайну совещательной комнаты, сведения о личной жизни граждан и другие сведения, которые им стали известны во время рассмотрения дела в судебном заседании;

4) не совершать поступки и какие-либо действия, порочащие звание судьи, вызывающие сомнения в их объективности, непредвзятости и независимости.


Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Кандидатом на должность судьи может быть лицо:

1) имеющее высшее юридическое образование;

2) не имеющее и не имевшее судимости, не привлекавшееся к уголовной ответственности либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) не состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических, затяжных психических расстройств и не имеющее иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления либо лицо, в отношении которого принималось решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Статья 6. Требования, предъявляемые к судье

1. При соответствии требованиям, предусмотренным статьей 5 настоящего закона:

1) судьей Верховного Суда Донецкой Народной Республики может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет, в том числе стаж работы в должности судьи не менее 5 лет;

2) судьей суда первой инстанции может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 3 лет.

2. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования должностях:

а) в государственных, в том числе правоохранительных и судебных органах, органах местного самоуправления Донецкой Народной Республики;

б) в существовавших до принятия Конституции Донецкой Народной Республики государственных, в том числе правоохранительных и судебных органах, органах местного самоуправления Украины, СССР, Российской Федерации и других государств – участников Содружества Независимых Государств;

в) в юридических службах, отделах, бюро предприятий, учреждений, организаций;

г) на предприятиях, оказывающих юридические услуги;

д) преподавателей юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам в высших учебных заведениях;

2) адвокатом, нотариусом либо предпринимателем, имеющим высшее юридическое образование и оказывающим юридические услуги.



  1   2   3   4   5   6   7

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона Донецкой Народной Республики «О статусе судей»
  • ВЕРХОВНЫЙ СУД ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗАКОНОПРОЕКТ Закон Донецкой Народной Республики «О статусе судей»
  • Статья 2. Единство статуса судей
  • Статья 3. Требования, предъявляемые к судье
  • Статья 4. Обязанности судей
  • Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
  • Статья 6. Требования, предъявляемые к судье