Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Предмет: основы теории коммуникации социальная коммуникация: понятие, сущность, виды и уровни




Скачать 345.38 Kb.
Дата02.07.2017
Размер345.38 Kb.
Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному

экзамену
ПРЕДМЕТ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Социальная коммуникация: понятие, сущность, виды и уровни.

Понятия «коммуникация» и «социальная коммуникация». Отличие социальной коммуникации от биологической. Функции социальной коммуникации. Типы, уровни и виды коммуникации (линейная, интерактивная, трансакционная коммуникация; интраперсональная, межличностная, групповая, массовая; восходящая и нисходящая, горизонтальная, монокультурная и межкультурная, вербальная и невербальная коммуникация).


Когнитивные теории коммуникации.

Особенности когнитивного подхода к коммуникации. Аудитория (реципиент) как объект когнитивных исследований. Инференциальная модель понимания как основа когнитивного подхода к коммуникации.

Теория значений Ч.Осгуда. Метод семантического дифференциала. Теория релевантности. Теория атрибуции. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.
Формы и правила организации деловой коммуникации.

Понятие деловой коммуникации. Формы деловой коммуникации и их характеристика (беседа, переговоры, совещание, конференция и т.д.). Этапы, структура и правила деловой беседы. Самопрезентация как форма деловой коммуникации.


Связи с общественностью как коммуникация.

Коммуникативная составляющая деятельности по связям с общественностью.

Модели коммуникационной политики по Дж. Грюнигу. Выстраивание коммуникационной политики в связях в общественностью: модель паблисити; модель пресс-агентства; двусторонняя ассиметричная и двусторонняя симметричная модели.

Основные задачи специалиста по связям с общественностью в сфере коммуникативной деятельности.


Эффективность коммуникации.

Понятия «эффективность» и «понимание» в теории коммуникации. Шумы и барьеры в коммуникации, их виды.

Критерии оценки эффективности коммуникации. Механизм функционирования обратной связи коммуникатора и коммуниканта. Источники повышения эффективности коммуникации.
Групповая коммуникация.

Групповая коммуникация: понятие и особенности. Теория сетей и формы коммуникационных потоков в группе. Коммуникационные роли (сторож, связной, лидер мнений, космополит). Вопросы внутригруппового взаимодействия: групповая сплоченность и групповое давление. Проблема лидерства и руководства в группе.


Язык мимических жестов. Взгляд как средство коммуникации.

Использование выражения лица для осуществления, поддержания и достижения целей коммуникации. Понятия естественного и культурного слоя мимики. Три основные зоны лица и интерпретация их сигналов. Этнокультурные особенности правил лицевых выражений.

Контакт глаз, его роль и функции в процессе коммуникации. Характеристика основных визуальных сигналов. Индивидуальные, биологические и этнокультурные особенности визуальных контактов.
Сущность и функции массовой коммуникации.

Понятие и особенности массовой коммуникации. Массовая аудитория, социально значимая информация, средства массовой коммуникации и многовариантность коммуникации как условия существования массовой коммуникации. Информационная, регулирующая и культурологическая функции массовой коммуникации. Основные модели массовой коммуникации.


Вербальная коммуникация: особенности и значение. Проблема культуры речи.

Понятие вербальной коммуникации, языка, речи. Соотношение языка и речи. Язык как основа вербальной коммуникации. Язык общенародный, разновидности языка.

Основные функциональные стили и жанры текста. Правила культуры речи.

Основные аспекты вербальной коммуникации: говорение, слушание, письмо, чтение. Значение понимания и контекста в вербальной коммуникации.


Устноречевая коммуникация: основные виды и правила ведения.

Понятие и особенности устноречевой коммуникации. Критерии классификации и основные виды устноречевой коммуникации. Говорение как вид устноречевой коммуникации. Проблемы и правила активного слушания.

Виды и правила подготовки и проведения публичных выступлений.
Классификации коммуникативной личности.

«Коммуникатора», «коммуникант», «коммуникативная личность»: понятие и сущность. Когнитивный, мотивационный и функциональный параметры коммуникативной личности. Психогеометрическая классификация личности; ролевая классификация Э.Берна; соционическая классификация; манипулятивные типы и стратегии (по Д.Эверет и В.Сатир).


Коммуникация как процесс и структура.

Основные элементы коммуникационного процесса и их характеристика.

Пять стадий линейной коммуникации (решение о сообщении; кодирование; передача сообщения; принятие информации; интерпретация сообщения). Общая структура коммуникации: субъекты коммуникации, коммуникационная деятельность, коммуникативное сообщение, коммуникативные технологии.
Ольфакция и системология как часть невербальной коммуникации.

Роль запахов в жизни человека. Функции запахов в коммуникации. Символический и психофизиологический аспекты воздействия запаха на человека.

Мир вещей, одежды и украшений человека как средство коммуникации
Жесты и касания как средства коммуникации.

Язык жестов и его виды. Роль возрастных, половых, этнокультурных факторов в формировании жестового языка личности. Взаимосвязь между движениями тела и вербальным языком. Позы как часть кинесики.

Наука о касаниях. Касание как невербальный акт. Дистантные и контактные культуры. Рукопожатие как одна из форм касания. Правила тактильного поведения.
Модели и типы коммуникационного процесса.

Линейная, интерактивная и трансакционная коммуникации. Модели Аристотеля, Шеннона-Уивера, де Флера, Лассуэла, Якобсона, Морозова. Линейные и циклические модели коммуникации. Особенности семиотической модели коммуникации: треугольник Пирса. Особенности коммуникации, выявляемые данными моделями.


Пространство коммуникации.

Понятия о фиксированном, полуфиксированном и неформальном пространствах. Восприятие и использование социального и личного пространства в коммуникации. Понятие о видах дистанции. Организация пространства общения.

Межкультурные особенности в формировании пространства коммуникации.
Особенности межкультурной коммуникации.

Понятие межкультурной коммуникации, ее разновидности. Учет межкультурных особенностей на уровне вербальной и невербальной коммуникации, а также на уровне обычаев и традиций.

Понятие деловой культуры. Классификация моделей деловых культур (Хофстеде, Холл).
Письменноречевая коммуникация.

Понятие и особенности письменноречевой коммуникации. Письмо и чтение как аспекты вербальной коммуникации.

Основные виды и правила составления письменных текстов в деловой коммуникации.

Методики чтения и освоения письменных текстов.


Пара- и экстралингвистические средства коммуникации.

Параязык, его роль и функции в процессе коммуникации. Основные параметры звучания (мелодика, интенсивность звука, длительность пауз, слогов, темп речи, ритм, высота тона и др.).

Неречевые проявления вербальной коммуникации, их разновидности и функции.

Межкультурные особенности использования средств пара- и экстралингвистики.


Управление коммуникацией.

Подражание, диалог, управление как виды коммуникационного действия. Формы управления: приказ, убеждение, внушение, заражение – понятие, особенности и сфера применения.

Техники управления как коммуникационного действия. Понятие и виды репрезентативных систем. Понятие ведущей репрезентативной системы индивида, возможности ее определения.

Способы подстройки к партнеру по коммуникации: отзеркаливание, «якорь», «трюизм», «переход», «выбор без выбора» и др.


Теории массовых коммуникаций.

Функциональный подход к пониманию сущности массовых коммуникаций. Массовые коммуникации и власть. Массовые коммуникации и общество.


Коммуникация как общение. Виды общения, их цели, формы и средства.

Соотношение понятий «коммуникация» и «общение». Многофункциональность общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения. Познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение, их цели, формы и средства.


Коммуникация как дискурс.

Коммуникация как совокупность дискурсов. Понятие дискурса как речедействия. Виды дискурсов. Нарратив как рациональная коммуникация. Сущность, структура, основные качества и критерии эффективности нарратива.

Направления дискурсного анализа. Теория речевых действий. Виды речевых действий по Сирлу и понятие прагматического фокуса. Конверсационный анализ.
Семиотика коммуникации.

Понятие и общая характеристика семиотики. Сущность семиотического подхода. Три раздела знаковой теории: синтактика, семантика и прагматика. Треугольники Ч.Пирса и Фреге. Понятия «знак» и «знаковая система». Знаковая форма передачи информации. Классификация знаков Ч. Пирса (иконы, символы, индексы). Знак как стимул к действию: свойства знаков по Ч. Моррису. Структура знака по Ф. де Соссюру. Понятия «денотация» и «коннотация». Теория кодов. Коды как системы знаков.


Межличностная коммуникация.

Понятие межличностной коммуникации. Тезисы П.Вацлавика. Основные понятия межличностной коммуникации: двусмысленность, обмен, давление, адаптация. Коммуникативные стили. Межличностные отношения в развитии: ступени взаимодействия (по Левинджеру) и этапы.

ПРЕДМЕТ: РЕКЛАМА В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Виды рекламы, их характеристика.

Основные виды рекламы, принципы их классификации. Товарная реклама. Имиджевая, корпоративная, потребительская реклама. Реклама на рынке b2b: основные особенности. Характерные черты некоммерческой рекламы.


Место и роль рекламных мероприятий в структуре PR-кампании.

Реклама как инструмент связей с общественностью. Возможности использования рекламного инструментария в рамках PR-кампании.


Рекламная кампания: принципы типологизации, методы управления, организация.

Определение понятия «рекламная кампания». Виды рекламных кампаний. Правила организации и проведения рекламных кампаний.


Рекламный процесс: его принципиальная схема, участники, составляющие.

Основные этапы рекламного процесса, их характеристика. Участники рекламного процесса, их характеристика.


Манипулятивный характер рекламы: вопросы этики и права.

Понятие манипуляции. Использование манипулирования в рекламе. Правовое и общественное ограничение манипулирования: проблемы и решения. Этические ограничения использования технологий манипулирования в рекламе.


Место и роль рекламы в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Понятие ИМК, основные составные части. Место и роль рекламы в системе ИМК.


Исследования в рекламе: виды, значение и место в рекламном процессе.

Виды исследований в рекламе. Исследования, предшествующие разработке рекламной кампании. Предварительное тестирование рекламного сообщения. Изучение средств массовой информации (медиаисследования). Исследования эффективности рекламы.


Реклама как профессиональная деятельность: цели, задачи, функции. Общие требования к рекламе.

Многообразие определений рекламы. Классификация основных целей рекламной деятельности (коммуникационные и экономические). Основные функции рекламы. Общие требования к рекламе (маркетинговые, психологические, этические и др.). Законодательное регулирование рекламной деятельности


Социальная реклама: определение, цели и задачи, заказчики и аудитория, особенности, источники финансирования.

Классификация по носителям, тематике, заказчикам. Социально-ответственная реклама и социально-ответственный креатив. Технологии и приемы создания социальной рекламы. Методы оценки эффективности социальной рекламы.


Целевая аудитория в рекламе. Задачи и критерии сегментирования целевой аудитории.

Важность работы с аудиторией в рекламе. Задачи и критерии сегментирования целевой аудитории. Критерии выбора сегментов. Типичные ошибки сегментирования. Типы покупательского поведения. Понятие высокой и низкой вовлеченности. Лояльная аудитория.


Особенности современного этапа развития рекламы.

Развитие рекламы на мировом рынке: основные тенденции. Понятия «глобальная реклама», «глобальный потребитель», «глобальный товар». Кросс-культурный аспект рекламной коммуникации. Развитие рекламы в России: сходства и различия в сравнении с общемировыми тенденциями.


Реклама как коммуникационная деятельность.

Реклама как форма массовой коммуникации. Основные участники рекламной коммуникации. Понятие рекламного сообщения. Композиционное строение рекламного сообщения. Вербальные и невербальные составляющие рекламного сообщения. Структура и принципы создания рекламного сообщения. Понятие и функции слогана


Современные рекламные стратегии.

Понятие рекламной стратегии. Базовая информация для разработки рекламных стратегий. Основные виды творческих рекламных стратегий: рационалистические и проекционные (эмоциональные).



Реклама в сети Интернет.

Принцип интерактивности в современной рекламе. Новые рекламные технологии в сети Интернет, их характеристика.



ПРЕДМЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Международные и межнациональные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью.

Профессиональные объединения PR-специалистов как инструмент саморегулирования. Международные и национальные профессиональные объединения в области связей с общественностью: основная характеристика и направления деятельности.

Регулирование и саморегулирование в связях с общественностью. Документы саморегулирования:

Лиссабонский кодекс – Европейский кодекс профессионального поведения в области PR, Кодекс CERP (Одобрен Генеральной Ассамблеей Европейской конфедерации Public Relations (CERP) в Лиссабоне 6 апреля 1978 года, исправлен 13 мая 1989 года);

Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации

по связям с общественностью, Кодекс IPRA (принят Международной ассоциацией PR (IPRA) на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г.)

Афинский кодекс (принят Генеральной Ассамблеей IPRA в Афинах в мае 1965 года, в том же году принят CERP, в апреле 1968 года был дополнен в Тегеране).

Профессиональная хартия Международного комитета ассоциации консультантов по связям с общественностью 1991 года (ICO);

Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.
Рабочие мероприятия и специальные события в связях с общественностью.

Технологии производства коммуникативных событий. Информационный (новостной) повод. Виды рабочих мероприятий для СМИ и др. внешних целевых аудиторий: пресс-конференция, брифинг, презентация, выставка, прием, клубный вечер. Виды рабочих мероприятий для др. внешних целевых аудиторий: презентация, выставка и ярмарка, прием, клубный вечер. деловой завтрак, акции благотворительности и спонсорство, семинары, действия компании и др. Мероприятия связей с общественностью в режиме он–лайн. Внутрикорпоративные рабочие мероприятия и специальные события: юбилеи, конференции по итогам года, календарные даты. Техническое и эстетическое оформление мероприятия.



Роль связей с общественностью в комплексе классического маркетинга.

Маркетинговые коммуникации. Интеграция маркетинга и связей с общественностью. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Стратегии брэндинга. Стратегии позиционирования и дифференцирования. Стратегии продвижения


Профессиональные требования к специалисту по связям с общественностью. Обязанности специалиста по связям с общественностью.

Функции специалиста по связям с общественностью. Квалификационные требования и профессиональные обязанности специалиста по связям с общественностью в зависимости от занимаемой должности. Личностные характеристики, необходимые для успешной карьеры в области связей с общественностью. Обучение специалистов и возможности повышения квалификации в области профессиональной деятельности по связям с общественностью в России.


Связи с общественностью в управлении персоналом.

Функции специалиста по связям с общественностью в управлении персоналом (human resurses manegment, HR-менеджмент. Управление конфликтами. Стратегии профилактики и разрешения конфликтов. Стратегия изменения восприятия участников конфликта. Стратегия переговоров. Антикризисная коммуникационная стратегия как путь спасения и укрепления репутации. PR-технологии выхода организации из кризиса. PR-инструменты управления кризисной ситуацией. Стратегии противодействия негативному паблисити (антирекламе). Важность формирования и поддержания лояльности сотрудников по отношению к организации в современных условиях. Роль СО-инструментов в создании и поддержании внутрифирменных стандартов общения. Достижение эффективности внутренних коммуникаций и их информационное обеспечение.Особенности корпоративных СМИ. Возможности Интранета.


Связи с общественностью в современной России: хронология развития, проблемы, тенденции.

Начало формирования российской PR-отрасли: первые агентства, появление профессиональных объединений, начало подготовки специалистов (образование в области связей с общественностью). Зарождение и развитие профессиональной прессы. Ключевые корпоративные мероприятия профессионального PR-сообщества в России (Дни PR в Москве, The Baltic PR Weekend и др). Профессиональные конкурсы. Проблемные поля на российском рынке связей с общественностью. Основные векторы развития связей с общественностью на современном этапе.


Связи с общественностью: эволюция понятия.

Типология определений связей с общественностью. Современные подходы к определению содержания деятельности по связям с общественностью.


Возможности использования ресурсов сети Интернет в современной PR-деятельности.

Возможности Интернета для целей связей с общественностью: общая характеристика. Мультимедиа-информационные материалы, которые создаются и используются с помощью современных компьютерных информационных технологий (сайты, электронная почта, электронное бюро информации и т.д.). Сайт как интерактивное средство работы с общественностью. Работа в блогах как способ связей с общественностью. Вирусные коммуникации в сети Интернет. Проблемы работы с информацией в Интернет.


Основные организационные структуры: типовое PR-агентство.

Основные функции и принципы организационного построения PR-агентств. PR-агентство и PR-отдел организации: условия и виды взаимосотрудничества. Особенности работы PR-агентств в условиях регионального и российского рынков


Стратегия и тактика использования средств массовой информации в связях с общественностью.

Объяснить, что означает стратегия и тактика использования СМИ; проанализировать составляющие процесса взаимодействия со СМИ: мониторинг СМИ – составление медиа-листа - составление медиа-карты – составление медиа-плана


Организация и проведение кампаний по связям с общественностью PR-агентствами.

Кампания по связям с общественностью: определение понятия. Классификация кампаний по связям с общественностью.Получение заказа на проведение PR-кампании. Способы поиска заказчиков. Техническое задание (бриф) на проведение PR-кампании или предоставление PR-услуг. Целеполагание и разработка стратегии и тактики PR-кампании. Творческий аспект стратегии. Ожидаемый резонанс, способы прогнозирования вариантов поведения целевых групп. Составление бюджета. Организация и проведение тактических кампаний по связям с общественностью по разным каналам. Краткосрочные PR-проекты и акции.


Каналы выхода на различные аудитории: СМИ, мероприятия и акции, Интернет и др.

Значимость работы с аудиторией в связях с общественностью. Учет основных характеристик выбранных аудиторий для грамотного определения основных каналов взаимодействия с ними. Критерии отбора и оценка эффективности воздействия разных каналов.


Основные этапы кругового процесса “паблик рилейшенз”.

Основа эффективной PR- стратегии - четыре основных этапа кругового процесса “паблик рилейшенз”: исследования проблемы и постановка целей, разработка стратегии и тактики ПР-программы, реализация программы по приоритетам, оценка эффективности и внесение корректировок.


Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное мнение.

Общественное мнение и основные способы воздействия на него. Связи с общественностью как модель двусторонних связей между организацией и ее общественностью. Основные составляющие процесса влияния служб связей с общественностью на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудиторий, виды и категории целевых аудиторий, работа с «лидерами мнений» и «группами интересов», определение каналов выхода на различные аудитории, характеристика политической, социо-культурной, профессиональной среды, работа с корпоративным имиджем, фирменным стилем.


Место и роль исследований в связях с общественностью.

Место исследований: предварительные исследования, текущие исследования, контрольные исследования. Роль и значение исследований в подготовке и проведении кампаний по связям с общественностью.


Соотношение понятий и функций: связи с общественностью и реклама, связи с общественностью и журналистика.

Определение рекламы и связей с общественностью. Связи с общественностью и реклама: основные функциональные сходства и различия. Соотношение описываемых понятий. Сферы применения рекламы и связей с общественностью. Связи с общественностью и журналистика: общее и особенное.


Виды исследований, используемых в связях с общественностью и их характеристика.

Виды исследований: классификации и общая характеристика. Инструменты исследований. Процесс проведения исследований: основные этапы. Место исследований в структуре кампании связей с общественностью.


Стратегия и тактика связей с общественностью: определение основных понятий.

Связи с общественностью в стратегическом планировании организации. Этапы стратегического планирования корпорации. Основные виды стратегий. Типы коммуникационных стратегий. Место коммуникационных стратегий в стратегическом менеджменте и маркетинге. Тактика в связях с общественностью. Соотношение стратегических и тактических целей в связях с общественностью.


Правила составления антикризисной коммуникационной программы.

Связи с общественностью как коммуникационный вид деятельности. Роль и место связей с общественностью в кризисных ситуациях. Антикризисная коммуникационная программа как важный элемент процесса коммуникации. Основные составляющие антикризисной коммуникационной программы и критерии ее эффективности.


Планирование исследования: основные составляющие.

Виды исследований, использующихся в связях с общественностью. План исследования: основные положения. Значение планирования исследования для повышения эффективности его результатов.


Основные виды кризисов и работа с ними методами связей с общественностью.

Понятие и основные виды кризисов. Методы связей с общественностью в работе с кризисами. Состав и требования к антикризисной команде. Правила работы со СМИ в условиях кризиса. Связи с общественностью как средство кризисного регулирования, как средство предотвращения кризиса или минимизации его последствий.


Стратегия и планирование избирательной кампании.

Цели и задачи деятельности по связям с общественностью в политической сфере. Коммуникативная составляющая избирательной кампании: основные характеристики. Стратегия и тактика избирательной кампании. Методы и средства связей с общественностью, используемые для организации и проведения избирательных кампаний. Правовые рамки деятельности специалиста связей с общественностью в политической сфере. Правовое и этическое регулирование связей с общественностью в политике.


PR-отдел компании: основы организации и принципы деятельности.

Целесообразность и место отдела по связям с общественностью в структуре организации. Функциональный принцип построения отдела. Особенности работы PR-отделов в государственных и некоммерческих организациях. Основные направления деятельности по связям с общественностью в коммерческих организациях.


Социальные PR-кампании. Спонсоринг и фандрайзинг.

Социальный PR в России: особенности развития. Понятие социальных PR-кампаний, их ключевые особенности. Понятие и технологии спонсоринга. Понятие и технологии фандрайзинга.


Медиа-аспект PR-кампании.

Медиаисследования. Виды медиа-программ: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Медиапланирование. Виды данных и показатели, используемые в медиапланировании. Медиа-обсчет, его основные параметры. Требования, предъявляемые к медиаплану и способы его оптимизации.


Имидж личности: общая характеристика.

Классификация имиджа личности с точки зрения своего «я» и со стороны других, классификация имиджа личности с точки зрения факторов, определяющих слагаемые имиджа личности. Характеристика средового имиджа, овеществленного имиджа, габитарного имиджа, вербального имиджа, кинетического имиджа. Приемы стереотипизации в формировании и развитии имиджа личности (прием первичности, прием последнего впечатления, прием социального контекста, прием бумеранга и т.п). Точки соприкосновения понятий «имидж» и «стереотип».


Основные слагаемые корпоративного имиджа

Определение понятия корпоративный имидж, основные слагаемые корпоративного имиджа: имидж товара, имидж потребителей товара, внутренний имидж организации, имидж руководителя, внешний имидж организации, социальный имидж организации, бизнес-имидж организации


Имиджелогия: специфика и основные понятия, типы имиджей

Специфика имиджелогии как науки. Взгляды ученых и специалистов по связям с общественностью к определению понятия «имидж»; основные функции имиджа. Имидж и репутация: соотношение понятий. Необходимость применения типологизации имиджа; типы имиджей в соответствии с базисными основаниями (подходами): по целенаправленной PR-деятельности, по назначению имиджа, по субъекту, по направленности и цели, по эмоциональной направленности и т.д.


Позиционирование как один из инструментов имиджелогии.

Этапы позиционирования, законы позиционирования, используемые в построении и развитии имиджа



«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭТИКА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»


Ценностные ориентации и профессиональная этика в сфере связей с общественностью

Нравственные императивы PR-деятельности. Профессиональная этика в связях с общественностью. Этические проблемы в PR-деятельности: общая характеристика. Этическое регулирование в связях с общественностью.


Правовое обеспечение связей с общественностью

Правовое поле деятельности по связям с общественностью в России (источники права). Блок информационного права как основной правовой регулятор PR-деятельности в России и его основные составляющие. Регулирование интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Гражданский кодекс Российской Федерации, часть IV. Федеральный закон «О рекламе». Связи с общественностью: между информационным и маркетинговым правом. Избирательное законодательство.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейская Конвенция о трансграничном телевидении.
Выпуск СМИ как производственный процесс: сетевое СМИ

Специфика сетевого СМИ. Понятие о контенте и трафике. Структура портала и сайта. Веб-страница как информационный организм. Понятие о гиперссылке.

Редакция сетевого СМИ: структура и штатное расписание. Профессиональные требования к журналистам, работающим для сетевого СМИ. Подготовка текста и иллюстраций для размещения в Интернете. Деловые партнеры сетевого СМИ – провайдеры Интернета.
PR-тексты в деятельности специалиста по связям с общественностью

PR-текст: сущностные характеристики: PR-информация в публичных коммуникациях; PR-текст и тексты смежных коммуникационных сфер (рекламный и журналистский). Жанровая типология PR-текстов. Характеристика жанров первичных PR-текстов: оперативно-новостные жанры, исследовательско-новостные жанры, фактологические жанры, исследовательские жанры, образно-новостные жанры. Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов и смежных PR-текстов. Структура пресс-релиза и его роль в общении с журналистами. Использование PR-текстов в СМИ


Система средств массовой информации Российской Федерации

Системные характеристики СМИ. Место журналистики в информационном обществе. СМИ в условиях конкуренции и глобализации. Информационные потребности современной аудитории. Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации в России. Средства массовой информации Республики Татарстан.

Мировой медиарынок и массмедиа России: точки соприкосновения и отличия.
Законодательное поле рекламной деятельности в России

Правовое поле рекламной деятельности в России: Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Европейская Конвенция о трансграничном телевидении. Ответственность за нарушение федерального закона «О рекламе».

Правовая характеристика скрытой рекламы. Особенности регулирования спонсорской рекламы. «Продакт плейсмент»: вопросы регламентации.

Типология современных средств массовой информации

Дифференциация СМИ в зависимости от целевых установок: общественно-политические, культурно-просветительные, развлекательные, информационно-рекламные, информационно-справочные, эротические. Партийная пресса. Деловая пресса.

Дифференциация СМИ в зависимости от собственников: государственные; муниципальные; негосударственные. Общественные СМИ.

Дифференциация СМИ в зависимости от аудитории: детские, молодежные, женские, мужские, специальные.

Параметры типологизации печатных СМИ. Классификация радио и телевидения. Классификация веб-изданий.
Интервью как метод познания действительности и как жанр

Задачи интервью. Виды сведений, получаемых при беседе: фактические данные, мнения, объяснения, предложения и прогнозы, примеры речи собеседника. Опрос как форма выявления общественного мнения. Анкетирование. Социологические методы в журналистике.

Подготовка к беседе. Технология беседы. Тактика акта общения: содержательный и психологический аспекты. Интервью как метод журналистского общения. Способы речевого воздействия на собеседника. Журналист на пресс-конференции. Радиообщение: стратегия коммуникации. Человек в кадре: феномен телеобщения. Теледебаты и телешоу. Электронный собеседник. Виды интервью: блиц-интервью, интервью проблемное, интервью-портрет. «Прямая связь» и «Круглый стол». Особенности языка и стиля интервью. Влияние разговорного стиля на язык и стиль интервью.
Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации

Система органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации: (Министерство связи и массовых коммуникаций: Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное агентство связи.

Полномочия государственных органов в отношении СМИ: регистрация СМИ; лицензирование аудиовизуальной деятельности и деятельности в области связи; контроль за распространением СМИ; иные полномочия.

Ограничение владения в области СМИ. Меры по предотвращению концентрации и монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Позиция российского государства по отношению к учредителям-иностранцам. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции.


Понятие массовой информации

Социальные факторы, обусловившие появление массовой информации: общественно-политические, идеологические и духовные. Социальная информация и ее роль в жизни человека и общества. Качественные характеристики информации. Природа и сущность журналистской информации. Информация как правовая категория.

Массовые информационные потоки общества как условие его оптимального функционирования. Информационные ресурсы и их виды. Доступность информационных ресурсов
Редакции СМИ как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса

Взаимодействие специалиста по связям с общественностью с редакцией СМИ и журналистами: организационный, творческий и правовой аспекты. Система media relations в России сегодня. Функции и принципы организации пресс-служб. Формы и методы работы пресс-службы со СМИ.

Банк данных о СМИ. Понятие о медиакарте. Мониторинг СМИ: клиппинг, аннотации материалов, медиа-дайджест. Понятие о контент-анализе СМИ.

Понятие о пресс-релизе и возможности его использования в СМИ. Понятие о медиатексте. Сравнительный анализ журналистского текста и PR-текста.

Условия размещения в СМИ PR-текстов и рекламы. Специфика использования PR-текстов разными каналами коммуникации. Особенности рекламных текстов на разных каналах коммуникации.
Аналитические жанры

Характеристика аналитических жанров. Методы сбора и обработки первичной информации. Анализ и интерпретация полученных данных.

Особенности содержания и формы аналитических материалов. Компоненты и структура материала аналитического жанра. Факт и проблема. Аргументы и доказательства в журналистике. Автор, его позиция. Особенности языка и стиля в аналитических материалах. Использование формы других жанров: аналитическое интервью, проблемный репортаж.

Жанры аналитических материалов: комментарий, корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, совет, обзор печати, версия, расследование.

Особенности аналитических материалов в электронных СМИ: радиобеседа, заметки репортера на телевидении, ток-шоу, беседа за «круглым столом».
Выпуск СМИ как производственный процесс: радио– и тележурналистика

Современная радио– и телестудия. Технические центры электронных СМИ. Современные средства связи. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение. На пути к цифровому телевидению. Электронные СМИ в Интернете.

Программная политика электронных СМИ. Зависимость сетки вещания от типологических характеристик радио- и телеканала. Авторские программы на радио и телевидении, их функциональные особенности.

Организационный и творческий процесс: съемка, написание текста, монтаж. «Письменная» и «устная» журналистика. Художественные средства организации текста на радио и телевидении (звук, изображение, «музыкальные обои»). Требования к звучащей речи. Шумы и другие акустические эффекты в эфирных программах. Специфика «прямого эфира».


Классификация информации с правовой точки зрения

Понятие и виды отношений по поводу информации как объекта правового регулирования. Понятие о документированной информации. Информация как объект частного и публичного права.

Информация с точки зрения ее доступности. Информация общедоступная. Социально значимая информация и ответственность за ее незаконное сокрытие. Экономическая информация, не подлежащая сокрытию от общественности.

Информация ограниченного доступа. Виды конфиденциальной информации. Виды информации, являющейся объектом гражданских прав, и ее правое регулирование.

Законодательное регулирование доступа к информации. Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа.
Выпуск СМИ как производственный процесс: газеты и журналы

Современная редакция печатного СМИ. Секретариат – штаб редакции. Планирование номера. Авторская журналистика. Работа с авторами и литературное редактирование. Допечатный процесс: подготовка текста и иллюстративного материала; макет и верстка.

Компьютерная техника в производстве современных печатных СМИ. Дизайн печатных изданий – элемент содержания и оформления.

Деловые партнеры журналистов. Рынок издательских услуг. Полиграфическая техника и полиграфические процессы. Службы распространения печатных СМИ.


Современная система жанров журналистики

К определению понятия «жанр». История развития жанров.

Современная типологическая структура жанров журналистики. Жанры информационные, аналитические и художественно-публицистические. Проблема «чистоты» жанров.

Жанрообразующие факторы в журналистике. Предмет изображения. Цели журналистского творчества. Методы исследования предмета.

Специфика журналистского произведения в печатных и сетевых СМИ, на радио и телевидении. Факт и отношение к нему в интернет-журналистике. Тенденция к свертыванию информационных потоков в клипы и формирование новых символических структур.
Государственная политика в области массовой коммуникации

Государство и СМИ. Цензура: понятие и правовые гарантии конституционного запрета цензуры. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере средств массовой коммуникации. Государственная политика в определении условий реализации информационных прав личности: законодательство, административные решения. Недопущение злоупотреблений свободы массовой информации. Охрана прав граждан в области информации.

Обеспечение информационной безопасности государства. Доктрина национальной безопасности Российской Федерации. Ограничения с целью противодействия терроризму и экстремизму.
Правовое регулирование маркетинга

Связи с общественностью: между информационным и маркетинговым правом. Право и позиционирование. Позиционирование с использованием государственного наименования и символики. Правовое регулирование средств индивидуализации организации и товаров (часть IV Гражданского кодекса РФ). Регулирование маркетинговых коммуникаций в СМИ (PR-тексты, реклама, платные сообщения).


Информационные жанры

Характеристика информационных жанров. Понятие об оперативном и информационном поводе. Новость как основа заметки. Проблема объективности и достоверности информации. Особенности языка и стиля заметки. Наглядно-чувственное отображение действительности в репортаже.

Информационные жанры: заметка, интервью, репортаж, отчет, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог.

Новость как товар. Оперативно-новостные PR-тексты.


Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации

Трудовой кодекс Российской Федерации и его содержание. Роль трудового договора и его структура. Должностная инструкция.

Понятие о ненормированном рабочем дне. Специфика трудовых отношений в рамках творческой деятельности. Особые права журналистов с точки зрения трудового права.

Авторское право и смежные права в массовых коммуникациях. Понятие о служебном произведении.

Социальные права журналистов, специалистов по связям с общественностью и других работников сферы массовой коммуникации (право на оплату больничных, право на отдых, право на учебу, право на пенсию, дополнительное медицинское страхование).

Внутренние коммуникации в редакциях СМИ, рекламных агентствах и PR-службах.


Правовой статус субъектов информационных отношений

СМИ как институт политической системы современного общества и как объект интеллектуальной собственности, в этом качестве – объект гражданских прав.

Виды СМИ по законодательству Российской Федерации. Государственные и муниципальные средства массовой информации и их правовой статус. Негосударственные средства массовой информации.

Основные субъекты правоотношений в сфере СМИ: собственник, учредитель, вещатель, издатель, распространитель, редакция, журналист. Статус редакции СМИ. Основные организационно-правовые формы существования средств массовой информации: коммерческие и некоммерческие организации. Устав редакции и учредительный договор как правовые инструменты обеспечения свободы массовой информации. Законодательные основы отношений СМИ с гражданами и организациями.

Правовой статус служб по связям с общественностью как корпоративной функции управления.
Информационные права личности

Информационные потребности личности и возможности их реализации в современном мире. Внешняя и внешняя стороны информационной свободы личности.

Основания и механизмы ограничения свободы слова и печати. Гарантии неприкосновенности частной жизни. Персональные данные. Законодательное разрешение противоречия между свободой слова и защитой интересов личности и общества. Защита общественных интересов. Личная жизнь публичных фигур. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство. Пределы ограничения свободы массовой информации, свободы слова и выражения мнений в правовом государстве.
Правовое регулирование работы редакции СМИ

Закон РФ «О средствах массовой информации»: принципы и порядок регулирования (1991 г.). Последние изменения закона «О средствах массовой информации» (11 июля 2011 г.)

Правовая основа деятельности в области кабельного телевидения. Федеральный закон «О связи». Понятие телевещателя согласно федеральному закону «О средствах массовой информации».

Основные понятия, используемые в законе о СМИ. Учредитель, редакция, журналист, издатель, распространитель, их взаимные права и обязанности. Редакционный устав, содержание и процедура его принятия. Порядок прекращения деятельности СМИ, в том числе и за злоупотребления свободой массовой информации.


Условия и порядок регистрации СМИ

Государственная регистрация редакции в качестве предприятия – субъекта предпринимательской деятельности. Регистрация редакции как юридического лица. Выбор организационно-правовой формы: коммерческая и некоммерческая организация.

Регистрация (перерегистрация) СМИ с точки зрения закона о СМИ (с учетом поправок от 11 июля 2011 г.). Содержание заявления на регистрацию. Лицензирование деятельности в области связи и вещания. Полномочия Федеральной комиссии по телерадиовещанию. Правовые аспекты существования Интернета. Правовое положение СМИ без государственной регистрации.

Нормы федерального закона «О средствах массовой информации» и Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие регистрацию и лицензирование СМИ.


Правовое регулирование Интернета

Особенности правового регулирования в Интернете, вызванные его спецификой как канала коммуникации. Юрисдикция национальных судов, юридический статус и ответственность провайдеров интернет-услуг. Правовой статус сетевых СМИ с учетом поправок в закон о СМИ от 11 июля 2011 г.

Правовое регулирования содержания на новых носителях в условиях трансграничного характера сетей: порнография, диффамация, экстремистские материалы и т.п. Проблемы авторского права, связанные с размещением произведений на веб-страницах. Практика защиты чести и достоинства по публикациям сетевых СМИ. Международное сотрудничество. Европейская Конвенция о борьбе с киберпреступлениями (преступлениями в киберпространстве) 2001 года.
Основы современного авторского права

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).

Общие сведения об авторских правах. Личные неимущественные права. Личные имущественные права. Действие исключительного права. Авторы и соавторы. Объекты авторских прав. Неимущественные авторские права. Исключительное право на произведение. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение. Право на использование произведения. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Понятие о служебном произведении. Права, смежные с авторскими. Объекты смежных прав. Смежные права на совместное исполнение. Права исполнителя. Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.

Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав. Контрафактные экземпляры. Преследование «пиратства» и плагиата.


Правовое регулирование доступа к информации

Основные элементы свободы массовой информации: свобода слова, свобода искать, получать, хранить и распространять информацию. Правовые гарантии в законодательстве Российской Федерации и международном праве.

Механизмы обеспечения прав граждан на информацию. Законодательные основы правовой ответственности за нарушение законодательства о доступе к информации.

Роль служб по СО в обеспечении прав граждан на информацию. Доступ к информации в органах государственной власти и управления. Доступ к архивной информации. Доступ к информации в органах предварительного следствия и суда. Основные требования к системе защиты информации при установлении связей с общественностью в коммерческих организациях.


Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).

Право на фирменное наименование. Право на товарный знак. Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак. Основаниями для отказа в регистрации товарного знака. Защита права на товарный знак. Прекращение правовой охраны товарного знака. Право на наименование места происхождения товара. Государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара. Право на коммерческое обозначение. Иные наименования и эмблемы.

Позиционирование с использованием государственного наименования и символики.


Правовое регулирование избирательной кампании

Свободные выборы и свободные СМИ. Российское избирательное право и СМИ. Принцип равных права доступа к СМИ кандидатов на выборные посты. Базовый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и его конкретизация в федеральных и региональных законах. Понятие и виды предвыборной агитации. Содержание агитации. Предвыборная агитация и информирование. Общие условия проведения агитации через СМИ. Ответственность за нарушение информационных прав граждан, журналистов и участников избирательного процесса во время предвыборной кампании.

Особенности правового регулирования выборов в системе местного самоуправления. Избирательный кодекс Республики Татарстан.

Характеристика федеральных законов «О политических партиях» и «Об общественных объединениях», «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами».


Правовое регулирование аккредитации представителей СМИ

Права журналистов во взаимоотношениях с пресс-службами государственных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций. Статус аккредитованного журналиста. Порядок аккредитации и лишение аккредитации в государственных органах, организациях и учреждениях. Аккредитация в коммерческих и некоммерческих организациях. Уведомительный характер аккредитации в Российской Федерации. Основные требования к правилам аккредитации. Виды аккредитации: временная, специальная, постоянная.


Понятие о тексте. Журналистские тексты и PR-документы: общее и различное

Журналистский текст: специфика разных каналов коммуникации. PR-документы, используемые в СМИ (пресс-релиз, открытое письмо, занимательная история, биография и др.). Понятие о медиатексте.

Понятие оперативного и информационного повода. «Жесткая» и «мягкая» новость.

Работа над текстом: сбор фактического материала, авторская, редакторская, техническая (подготовка к использованию). Структурно-композиционное решение журналистского текста. Роль заголовка: номинативная, коммуникативная и рекламная. Роль иллюстративных материалов. Информационная графика.


Социальные роли и функции журналистики

Журналистика в системе социальных институтов. СМИ, общество, власть. Общественные формы контроля в области СМИ. Российский и зарубежный опыт.

Общественно-гуманистическая миссия СМИ: инструмент гражданского общества и «сторожевой пес демократии». Социальные роли и функции журналистики. Журналистика как фактор социального управления.

СМИ как политический инструмент. «Метиатизация» политики как главный фактор развития СМИ на современном этапе. Плюрализм как необходимое условие массовой информации. Журналистика и общественное мнение.

Функции СМИ в зависимости от канала коммуникации. Изменение функций СМИ в исторической перспективе.
Этические регуляторы в сфере информационных отношений

Социальная ответственность как фактор профессионализма журналиста и специалиста по связям с общественностью. Основные принципы и правила этического поведения в информационной сфере. Журналистская этика. Нормы и принципы поведения специалистов по связям с общественностью. Сочетание права и деонтологии в регулировании журналистской деятельности.

Этика профессиональная и служебная. Профессиональная позиция и профессиональный долг. Кодекс как механизм саморегуляции в журналистских сообществах. Национальные, корпоративные и локальные документы.

Общественные институты саморегуляции в информационной сфере. Саморегуляция в сфере массовой коммуникации. Документы саморегуляции в области связей с общественностью, рекламной деятельности и журналистике.



Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект

Субъекты права на защиту чести и достоинство как институты права СМИ. Защита чести, достоинства и деловой репутации в рамках гражданского права и процесса. Судебная защита чести, достоинства, деловой репутации в российском судопроизводстве. Роль Европейского суда по правам человека.

Право на опровержение и порядок его реализации. Право на ответ. Уголовно-правовая защита чести и достоинства. Компенсация морального вреда.

Порочащие сведения, клевета и оскорбление в СМИ. Ответственность журналистов и средств массовой информации. Лингвистический и правовой статус инвективной лексики и фразеологии.

Принцип презумпции невиновности. Основания освобождения редакции СМИ от ответственности. Внесудебное урегулирование информационных споров. Механизмы самоограничения журналистской корпорации.
Экономика массмедиа

Журналистская информация как товар. Правовые и экономические формы организации информационного бизнеса. Средства массовой информации и рынок. Медиаэкономика в современном обществе.

Экономические отношения в сфере массовой коммуникации. Средства массовой информации и рынок. Инфраструктура современной журналистики: информационные агентства, PR-структуры. Деловые партнеры редакций: распространители, рекламодатели, полиграфисты, связисты.

СМИ как предприятие. Главный редактор газеты и главный директор предприятия. Хозяйственная деятельность средств массовой информации: редакционная, издательская, вещательная.

Рынок потребителей информации. Информационный и рекламный рынок России. Гарантии экономической успешности. Продвижение СМИ (позиционирование издания, СО в редакционной структуре, оценка спроса, стимулирование сбыта, реклама СМИ).
Правовое регулирование информационных отношений

Понятие о публичном и частном праве. Информационные отношения, подлежащие правовому регулированию: сбор информации, ее обработка, распространение, передача и многие другие виды операций с информацией. Информационное право и право СМИ.



Международные правовые нормы. Структура и состав современного информационного законодательства Российской Федерации. Понятие массово-информационного права. Право СМИ. Возникновение права СМИ, этапы развития информационного законодательства в СССР и Российской Федерации. Конституционное регулирование информационных отношений в Российской Федерации. Структурообразующий характер федеральных законов «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Соотношение правовых, корпоративных и этических норм.
Правовые нормы, гарантирующие права ребенка в Российской Федерации в информационной сфере

Основные положения федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 г.), «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (29 декабря 2010 г.). Защита несовершеннолетних в рекламе. Нормы федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», гарантирующие права несовершеннолетних