Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1




Скачать 62.63 Kb.
Дата06.01.2017
Размер62.63 Kb.
ТипЛитература
Конспект учебного занятия

Предмет: Литература, 10 класс.

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Этапы биографии А.А.Фета. Основные мотивы лирики Фета.

Номер урока по теме: 1

Форма урока: комбинированный урок.

Цель урока: 1.Познакомить с биографией и творчеством А.А.Фета.

2.Раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета



Задачи:

  • Обучающая : начать знакомство с творчеством А.А.Фета.

  • Развивающая :совершенствовать исследовательские способности учащихся, углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества, развивать культуру общения и речи.

  • Воспитывающая: воспитывать интерес к поэзии, личности и творчеству А.А.Фета, воспитывать у ребят чувство прекрасного.



Оборудование урока: ЦОР «Литература, 5-11 класс» ООО « Дрофа» 2004г., авторская работа (Столбова М.М.)-презентация по теме «Творчество А.А.Фета», сборники стихов Фета, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ожидаемые результаты: интерес к материалу урока, методам проведения занятия.
Этапы урока:

  1. Оргмомент-1 минута.

  2. Вступительное слово учителя- 3 минуты.

  3. Сообщения учащихся-31 минута.

  4. Заключительное слово учителя-3 минуты.

  5. Домашнее задание-2 минут.


Учитель: Столбова М.М.,учитель русского языка и литературы МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа №2».

Ход урока



Эпиграф:

Если хочешь ты душу мою разгадать,

То прочти со вниманием эту тетрадь.

А.Фет

I.Вступительное слово учителя.

И личность, и судьба, и творческая биография А.А.Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы.Чистая поэзия, далёкая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная

драматизма и противоречий, часто неожиданная в своём движении и переходах- все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Популярность Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам, находя в них ответы на многие волнующие вопросы бытия.

Нельзя говорить о своеобразии творчества Фета, не сказав о его жизни.

(На экран проецируется первый слайд презентации с портретом Фета)
II.Сообщения учащихся.Основные этапы биографии и творчества Фета.

Группа литературоведов.

Вырос и родился поэт в семье мценского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина в его усадьбе Новоселки. В 1820 г. 44-летний русский барин привёз из Германии 22-летнюю Шарлоту Фёт, которая бросила всё ради своей страсти. Вскоре и появился младенец. Ребёнок был записан сыном Шеншина, но этот подлог обнаружили в 1834г. Жизнь испытала «катастрофические» изменения. Фет был лишён всех прав и привилегий. Прожив14 лет в Новосёлках, он был вдруг отвезён в далёкий городишко Верро, помещён в пансион немца Крюммера, где и получил образование. Но по настоянию Шеншина Фета переводят в Россию в пансион профессора Московского университета Погодина, а в 1838г.Фет становится студентом Московского университета. В 18 лет начал неудержимо писать стихи, записывал их в специальную «жёлтую тетрадь» 1840г.-под инициалами «А.Ф.» вышел первый студенческий сборник стихов «Лирический пантеон»

( второй слайд презентации).

Группа чтецов.


( третий слайд презентации).

1843г.-публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета «Я пришёл к тебе с приветом»

(Выразительное чтение стихотворения учащимся).
Группа текстологов

Любовь и природа – любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые её переходные состояния: как художник – пейзажист, он «рисует» словами, находя всё новые и новые оттенки и звуки.

Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.

Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину…


Группа чтецов

(Выразительное чтение стихов учащимися «Печальная береза», «Чудная картина», «Осень»)

Группа текстологов

Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни.

Характерное состояние героя Фета – это состояние эстетической восторженности:

Как нежно содрогнулась грудь

Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу мгновенною душой!
Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. Человек глядится в природу и познаёт свои законы и возможности.

Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник.



(седьмой слайд презентации ).
Группа литературоведов
После окончания МГУ Фет идёт на военную службу, ради получения потомственного дворянства, так как офицерский чин давал такую возможность. Фет вышел на борьбу с судьбой, проявляя упорство, терпение и энергию, ни шагу не отступая от цели. Много жертв принесёт Фет, стремясь к своей цели, и самой тяжёлой будет потеря любимой девушки.

В 1850г. Познакомился Фет с дочерью мелкопоместного дворянина – Марией Лазич. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была образованной девушкой, прекрасным музыкантом, любительницей поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта. Но отношения их закончились трагически. Фет не нашёл в себе решимости жениться на бесприданнице и тем поставить крест на своих планах. В 1851г. Мария трагически погибла при пожаре.

После кончины Марии к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать и петь об этой любви.

( четвёртый слайд презентации )
Группа чтецов.
(двенадцатый слайд презентации )

Учащийся выразительно читает стихотворение наизусть.

Группа текстологов.

По – пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека.


(Звучит романс П.И.Чайковского на слова Фета «На заре ты её не буди»)
Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Фет создал целый цикл лирических посланий,адресованных С.Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е.Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам.

Так Фет посвятил одно из лучших своих стихотворений Татьяне Андреевне Кузминской.
Группа чтецов

Звучит стихотворение «Сияла ночь»

(на экран проецируется портрет Т.А.Кузминской из ЦОР «Литература 5-11кл.»ООО « Дрофа» 2004)
Группа литературоведов
В 1853 г. Фет сотрудничает с журналом «Современник». Знакомится с Тургеневым, Некрасовым, становится ведущим поэтом «Современника». Но в 1860г. порывает с журналом , так как является сторонником «чистого искусства», далёкого от социализации и дидактики. Фет считал, что «если искусство имеет социальные цели, то оно не свободно», и «произведения , имеющие какую-либо дидактическую тенденцию,- дрянь». Фет отстаивал права «свободной поэзии». Спор этот длился до конца жизни. Этим Фет обрёк себя на полное одиночество.

( пятый слайд презентации).
Группа литературоведов

В 1857г. Фет женится на М.П.Боткиной, уходит в отставку, так и не добившись дворянского звания, приобретает хутор Степановку и занимается сельским хозяйством. На долгие годы была прервана интенсивная поэтическая деятельность Фета. Лишь в 1877г., приобретя старинную усадьбу Воробьёвку, Фет с упоением начинает писать стихи. В 80-е годы выходит 4 сборника его стихотворений «Вечерние огни». Это был поэтический взлёт старика Фета. В 1892г. Фет умер в своём имении.



( шестой слайд презентации ).
III. Заключительное слово учителя

Фет умер, но поэзия его жива. Интимная лирика Фета и его импрессионистические пейзажные зарисовки сегодня воспринимаются как «новое слово» в искусстве. Новое, несмотря на то, что оно было сказано более ста лет тому назад. Его поэзия вечна, так как Фет выразил в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия.

И мы сегодня постарались вслушаться в божественные строки фетовской поэзии и открыть для себя мир прекрасного.

( тринадцатый слайд презентации)

IV. Домашнее задание:

1.Выучить наизусть стихотворение Фета.



2.Практическая работа: найти примеры из стихотворений Фета, раскрывающие особенности его лирики.
Достигнутые результаты: дети познакомились с биографией и творчеством Фета, выявили основные мотивы и особенности его лирики.

  • Тема урока по учебно-тематическому плану
  • Цель урока
  • Оборудование урока
  • Ожидаемые результаты
  • Учитель: Столбова М.М
  • III .