Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Предмет: чтение Тема: Великая Отечественная война в поэзии. В. Берестов. Стихотворение




Скачать 82.31 Kb.
Дата27.06.2017
Размер82.31 Kb.
ТипУрок
Автор: Голубенко Людмила Петровна

Полное название образовательного учреждения:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

города Усть-Кута Иркутской области



Предмет: чтение

Тема: Великая Отечественная война в поэзии. В. Берестов. Стихотворение «Мир»

Класс: 2 класс «а»

Учебно-методическое обеспечение: система развивающего обучения Л.В. Занкова. Учебник «Литературное чтение», В.Ю. Свиридова, 2 часть

Время реализации занятия: 4 четверть, 2011-2012 учебный год

Цель урока: на фоне постоянно присутствующего противоборства между добром и злом, войной и миром, помочь детям выбирать и аргументировать главное в тексте, анализировать содержание с точки зрения поэта и своей.

Задачи урока:

Образовательные

  • на практическом материале усвоение литературных терминов;

  • формирование устойчивого интереса школьника к такому сложному явлению как поэзия;

  • формирование «поэтической компетентности»:

1) навык эстетического восприятия;

2) умение анализировать поэтическое произведение;

3) определенный минимум знаний по теории стиха.


  • совершенствование навыка чтения;

Развивающие

  • составить субъективное представление о войне и мире, выделить их определяющие качества; поддержать становление и развитие гуманистического начала в ребенке: доброты, сострадания, взаимопомощи;

Воспитательные воспитывать чувства гордости за свой народ, свою семью и готовности встать на защиту мира;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока:

Диалогический проблемный урок;



Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в паре, распечатки для самостоятельной индивидуальной работы детей с подборкой стихов о войне и мире, толковые словари, портрет В. Берестова, выставка книг со стихами о войне, выставка-проект «Моя семья в Великой Отечественной Войне», цветные карандаши, чистые листы бумаги 80х80мм

Список использованной литературы:

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный этап урока

2-3 мин

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

а) проверка домашнего задания

б) актуализация знаний через исследовательскую работу


15мин

3. Работа по теме урока

а) информационное сообщение о В. Берестове;

б) выразительное чтение произведения учителем;

в) выявление первого впечатления, попытка уловить художественный образ целиком;

г) анализ произведения;

д) работа по совершенствованию навыка чтения;

е) выразительное чтение


15 мин

4. Домашнее задание

2-3мин

5. Рефлексия

5мин


Ход урока

1. Организационный этап урока
Психологический настрой. Посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладошки и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни. (Дети организуют мини группы)

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

а) Проверка домашнего задания.

1. Работа в паре: разгадывание ребуса СЛАЙД 2.





(война) ( по щелчку СЛАЙД 2.)

2. Подготовленные учащимися сообщения


  • о значении слова «война»;

  • пословицы о войне. СЛАЙД 3.

3. Подготовленное выразительное чтение стихотворения А. Смирнова «Кто был на войне?», с.140.

Как называется разговор двух собеседников?

Какова главная мысль этого стихотворения?

Сообщения детей об участии их родственников в Великой Отечественной войне.

4. Как люди мира называют событие, о котором написал поэт А. Смирнов в стихотворении «Кто был на войне?» СЛАЙД 4.

Что означают слова «Великая», (по щелчку) СЛАЙД 4.

«Отечественная» в названии войны?

Подберите синонимы слову «отечество». СЛАЙД 5.



б) Актуализация знаний через исследовательскую работу.

1) Работа в группе: решение кроссворда.

  1. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. (Монолог)

  2. Изображение неодушевленных предметов как
    одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ. (Олицетворение)

  3. Поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. (Рифма)







1

м

о

н

о

л

о

г













2

о

л

и

ц

е

т

в

о

р

е

н

и

е







3

р

и

ф

м

а



















  • Какое слово по вертикали прочитали в выделенных клетках. СЛАЙД 6.

Орфографическая минутка:

написание слов монолог, олицетворение, рифма СЛАЙД 7.



  1. Исследование значения слова МИР

  • Индивидуальная работа по карточке:

Я думаю, что мир - это _____________. СЛАЙД 8.

  • Работа в группах: составление общего ответа: Мир – это ______________________.

Обобщение: слайды мультимедийного сообщения. СЛАЙДЫ 9-15.

  • Какое значение слова «мир» является синонимом значения слова война в стихотворении А. Смирнов «Кто был на войне?»

3) Определение темы урока

3. Работа по теме урока.

  1. Краткое библиографическое сообщение учителя о поэте В.Д. Берестове.

СЛАЙД 16.

(Портрет. Книжная выставка произведений)



Биографическая справка

Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.

Стихи начал писать с детства. Во время войны, в эвакуации в Ташкенте познакомился с К.И.Чуковским. Щелчок СЛАЙД 16.

В 1967 году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Весёлое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.

В. Берестов умер 15 апреля 1998 года в Москве.

  1. Выразительное чтение произведения учителем.

Мир

В. Берестов



Нет, слово "мир" останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.


3. Выявление первого впечатления, попытка уловить художественный образ целиком.

4. Словарная работа («останется едва ли», «дети, знатоки былого», «играющие весело в войну», «припомнят это слово, С которым умирали в старину»)

5. Обоснование и уточнение непосредственной эмоциональной оценки через анализ после целостного восприятия в процессе самостоятельного чтения.

6. Работа по совершенствованию навыка чтения стихотворения (определение места пауз, понижения и повышения голоса), вникая в название произведения, обращая внимание на конкретные образы и детали, на «яркие» слова, слова, выделенные рифмой, на взаимное расположение строк, на звучание отдельных строк, слов и звуков, словом, на все те особые выразительные приемы, которые детям удастся заметить.

7. Выразительное чтение.



8. Какова главная мысль стихотворения? О чем мечтает поэт? (о мире)

  1. Домашнее задание:

  • с. 140, выполнить задания к тексту;

  • выразительное чтение стихов о мире,

  • по выбору выучить наизусть стихотворение о мире.

5. Рефлексия. Логическое упражнение с пословицами о мире и войне.

Карточка.

Нарисовать солнышко на месте слова МИР и темную тучу на месте слова ВОЙНА в пословицах и поговорках.

Кто сеет_______, пожнёт счастье.

______ строит, ________ разрушает.

Худой _______ лучше доброй брани.

Дружно за ______ стоять - _______ не бывать.
________ кровь любит.
___________ да огнем не шутят.
Кому____________ недорог, тот нам и ворог.
Пусть в нашей стране никогда не будет _______ и всегда будет _________.


Проверка.

  • Прочитать пословицы и поговорки только со словом МИР.

  • Прочитать пословицы и поговорки только со словом ВОЙНА.

  • Прочитать пословицы и поговорки с обоими словами.

6. Итог урока.

  • Что значит для тебя слово МИР? Придумай и нарисуй цветными карандашами знак для этого слова.

Беседа по работам детей.

Список использованной литературы:

    1. Свиридова В.Ю. «Литературное чтение». Учебник для 2 кл.: в 2-ух частях, 2 часть. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

    2. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 кл.:– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

    3. Свиридова В.Ю.. Статья «Анализ лирического произведения: «что говорит поэт, и как он это делает».

    4. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Составитель Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Программа по литературному чтению В.Ю. Свиридовой.

    5. Биография В.Берестова, книги. Сайт: http://russia.webservis.ru/berestov.html, http://www.labirint.ru/authors/19547/