Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Предмет : литература Класс : 11 Тема урока : «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизнь и творчество Бориса Пастернака




Скачать 297.49 Kb.
Дата06.01.2017
Размер297.49 Kb.
ТипЛитература
Автор: Дарушина Надежда Викторовна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Боровичи Новгородской области

Предмет : литература

Класс : 11

Тема урока : «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизнь и творчество Бориса Пастернака.
Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством Б. Л. Пастернака, с его философско – поэтическими взглядами;

развивать ассоциативное мышление, монологическую и диалогическую речь учащихся; формировать навыки анализа поэтического произведения и выразительного чтения; развивать коммуникативные компетенции.

воспитывать уважение к личности с твердыми нравственными убеждениями.
Прогнозируемые результаты:

Предметные: знание биографии и отдельных произведений Б.Пастернака, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания, формулирование собственного отношения к произведениям, понимание авторской позиции, умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
Личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Метапредметные: умение формулировать выводы, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, умение работать с различными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение : учебник «Русская литература 20 века» 11 класс в 2 частях под общей редакцией В.В. Агеносова . Москва, «Дрофа» ,2013.
Время реализации урока : 2 урока ( 80 минут)
Авторский медиапродукт:

1. редактор Power Point

2. вид медиапродукта:

1. Наглядная презентация учебного материала «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Жизнь и творчество Бориса Пастернака».

2. Презентация. «Борис Пастернак. Жизненный путь и личность поэта».

3. Презентация. «Борис Пастернак. Становление поэтического таланта».



Форма организации деятельности учащихся: индивидуально – групповая.

Класс разбит на три группы:

«биографы»;

«литературоведы»;

«артисты».
Форма урока: урок-обозрение
Применяемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Необходимое оборудование и материалы для урока:

- портрет Б. Л. Пастернака;

- выставка печатных изданий по творчеству Б.Пастернака;

- плакаты;

- интерактивная доска;

-презентации.


Плакаты:

Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Б.Пастернак

Напрасно в дни великого совета,

Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта.

Она опасна, если не пуста.

Б.Пастернак

Опережающее домашнее задание:
В группах:

1.Изучить биографию Б.Пастернака.

2.Повторить литературные течения Серебряного века, познакомиться с творчеством поэта.

Индивидуальные:

1.Найти исполнение песен «Зимняя ночь », «Никого не будет в доме…», «Снег идет».

2.Подготовить презентации.

3.Подготовить выразительное чтение стихотворений Б.Пастернака.

План проведения урока:


Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент. Формулировка темы урока.

5 минут

Фаза вызова (постановка учебной задачи)

20 минут

Фаза осмысления новой информации (учебная деятельность)

40 минут

Фаза рефлексии (учебная деятельность)

15 минут

Фаза рефлексии (самоконтроль, выполнение творческого задания)

15 минут

Фаза рефлексии (самоанализ и самооценка)

5 минут



Актуальность.

Реализация ФГОС на основе системно-деятельностного подхода возможна при использовании современных образовательных технологий. Урок разработан в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ).

ТРКМ –это технология ФГОС. Данная технология создает для учащихся условия для самореализации, самостоятельности, умения работать с информацией, умения устанавливать адекватные ситуации коммуникативные связи. ФГОС направлены на личностное, индивидуальное развитие личности, приобретение опыта разнообразной деятельности.

Цели применения ТРКМ – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Учащиеся могут ставить цели разного уровня, определять индивидуальный маршрут образования, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, что создает условия для самореализации. Применение ТРКМ создает возможности формирования у учащихся способности искать информацию, обрабатывать ее и реализовывать.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Это позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Результатом является то, что у учащихся развиваются умения, которые требуют ФГОС.


Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Формулировка темы урока.
Учитель:

К сегодняшнему уроку вы выполняли различные задания. Одна группа учащихся изучала биографию Бориса Пастернака, другая знакомилась с литературоведческим материалом, третья –готовила выразительное чтение стихотворений. Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.


Ученик:

Тема урока : «Жизнь и творчество Бориса Пастернака».


3. Фаза вызова (постановка учебной задачи).
Учитель:

Сегодня наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов 20 века. (слайд 1) В качестве эпиграфа к уроку взяты слова самого поэта.



( слайды 2,3). К ним мы вернемся позднее.

А сейчас послушаем песню на стихи Б.Пастернака.


Звучит песня на стихи Б. Пастернака ( музыка М. Таривердиева) «Никого не будет в доме…» в исполнении Никитиных.
Вопросы к учащимся:
- Какие мысли и чувства возникли у вас при прослушивании этой песни?

-Какое впечатление сложилось у вас о поэте?

(тонкий лирик; человек, чувствующий природу; человек глубоких душевных переживаний)

-А вот строки из другого произведения этого же поэта:


Ученик читает стихотворение «Нобелевская премия».
При чтении стихотворения текст проецируется на доску.( слайд 4)
Я пропал, как зверь в загоне.

Где – то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.


Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.


Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. (1959 г.)



Вопросы к учащимся:

-Вы почувствовали резкий контраст между предыдущим стихотворением и этим?

-Какое противоречие мучит автора стихотворения?

(Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.)
Учитель:

Творческий путь Пастернака был сложен и тернист. Его поэзия и сама его личность вызывали самые разноречивые отклики. Познакомимся с ними .


Высказывания проецируются на доску.(слайды 5, 6)
В. Шаламов:

« Пастернак был совестью моего поколения, наследником Л.Толстого. Русская интеллигенция искала у него решения всех вопросов времени, гордилась его нравственной твердостью, его творческой силой».


М Зощенко:

« В нечеловеческую эпоху он продолжал жить по человеческим законам, как будто ничего не произошло. Потому что лицемерить не мог».


Из выступления на пленуме ЦК ВЛКСМ 29 октября 1958 года:

« Мы должны сказать Пастернаку: ты нам сегодня здесь не нужен!»


Из выступления на заседании Союза писателей СССР: «Пастернак своим поганым романом и своим поведением поставил себя вне советской литературы и вне советского общества... Дурную траву- вон с поля.»
Ученики читают вслух высказывания и комментируют их.
Учитель:

Какие вопросы возникли у вас?


Ученики:

-Что же такого было в личности и в творчестве поэта, за что одни ненавидели его, другие восхищались им?


-Кто он, Борис Пастернак: «совесть поколения» или «дурная трава»?

(слайд 7)
Учитель:

Вы готовы сейчас (в начале урока) дать ответ на этот вопрос?


(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно познакомиться с биографией поэта, его творчеством).
Сформулируйте цель урока.

Ученики:

Цель урока –раскрыть глубину личности Бориса Пастернака, определить его взгляды на призвание и судьбу поэта, познакомиться с его стихами, определить место творчества поэта в нашей отечественной культуре.


Кластер (слайд 8)
4.Фаза осмысления новой информации (учебная деятельность)
Знакомство с биографией Бориса Пастернака
Учитель:

Для того чтобы понять творчество любого деятеля искусства, нужно найти истоки его творчества. Сейчас первая группа, которая изучала биографию Пастернака, познакомит нас с тем, что поспособствовало расцвету творчества поэта.


Вопросы учителя к первой группе:

Ответы сопровождаются презентацией, подготовленной учащимися.
1.Что вы узнали о семье Б.Пастернака?
Ответ учащегося:

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. Вскоре отцу предложили стать преподавателем Московского училища Живописи, Ваяния и Зодчества. Леонид Пастернак становился все более заметной фигурой артистической Москвы. Розалия Исидоровна после нескольких блестящих сезонов перестала выступать, посвятив себя заботам о муже и четверых детях. Однако играла она ежедневно, давала уроки музыки, в доме устраивались музыкальные вечера. Частыми гостями в семье были художники Поленов, Левитан, Серов, Врубель, Ге. Огромную роль играло знакомство с Львом Толстым и Скрябиным. Борис Пастернак считал обстановку дома основой своего художественного становления.


2.Какое образование и воспитание получил Пастернак?

Ответ учащегося:

Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной профессиональной работе, и в 70 лет Б.Пастернак мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту проведенного дня, когда бы он не работал. В семье была естественной атмосфера творчества: с младшим братом они играли в выставки картин, устраивали вернисажи. Издавали литературно-художественный журнал. У мальчика уже тогда был сильный характер. В 1903 году Борис был сброшен лошадью под копыта несущегося табуна, чуть не погиб. Сломанная в бедре нога срослась с укорочением. Летом 1903 года Пастернак услышал, как на соседней даче Скрябин сочинял третью симфонию. Пастернак был очарован и решил стать композитором. Одновременно с гимназией ( Московская пятая гимназия, где учился с 1901 по 1908 год и окончил с золотой медалью) он практически прошел курс консерватории, даже написал сонату и два этюда, которые были одобрены Скрябиным. Однако потом Пастернак приходит к мысли, что для сочинения музыки у него нет абсолютного музыкального слуха, и оставляет это занятие. Пастернак писал: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд, тревог я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным…Я перестал прикасаться к роялю, не ходил на концерты, избегал встреч с музыкантами». Сменив первоначально выбранный юридический факультет Императорского Московского университета на философское отделение историко-филологического, Пастернак всерьез отдается занятиям философией. И в это же время начинает писать стихи и прозу. Летом 1912 года едет в Марбург для продолжения образования, профессор Коген предложил ему после окончания университета вернуться для защиты докторской степени ( улица в Марбурге названа теперь его именем, а на доме укреплена мемориальная доска). Но к этому времени уже было принято решение бросить философскую карьеру. Пастернак решил пробиваться в литературу. Весной 1913 года был закончен университет.
3.Какова была поэтическая судьба Пастернака до революции и в первые годы советской власти?
Ответ учащегося:

Летом 1913 года, живя на подмосковной даче, Пастернак полностью отдается поэтической стихии. Позднее поэт вспоминал: «Я читал Тютчева и впервые в жизни писал стихи не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как занимаются живописью и пишут музыку».

В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором были напечатаны первые 5 стихотворений Пастернака. А к новому 1914 году вышла в том же издательстве целая книга под названием «Близнец в тучах». Весной 1914 года произошла встреча с Владимиром Маяковским, который произвел на Пастернака огромное впечатление. Первая мировая война застала поэта на Оке, где он жил в качестве домашнего учителя у Юргиса Балтрушайтиса, главы Камерного театра. Освобожденный от военной службы Пастернак работал на Урале, затем в Прикамье конторщиком химических заводов. Был потрясен красотой Урала, имел время для творчества. В 1916 году вышла вторая книга «Поверх барьеров». Военные годы были очень плодотворными. Узнав о Февральской революции, Пастернак возвращается в Москву. Летом 1917 года создает книгу «Сестра моя – жизнь», которая поставила его в число первых литераторов того времени (вышла в свет в 1922 году). Книга еще до ее опубликования приобрела известность в списках и получила похвальные отзывы от поэтов разных направлений. В 1923 году вышел сборник «Темы и вариации», в 1934 –«Второе рождение».

4.Когда и в связи с чем изменилось отношение к Пастернаку в печати?


Ответ учащегося:

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей СССР и выступал с речью на первом съезде. Н.И.Бухарин на этом съезде призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. В то время о нем много писали. Большой однотомник стихов поэта с 1933 по 1936 год неоднократно переиздавался. Весной 1936 года поэт открыто заявил о своем несогласии с директивными статьями «Правды», в которых все талантливые произведения обвинялись в формализме. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился. Его упрекали не только в «отрешенности от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе». Перестали печатать и его стихи.


5.Чем занимался поэт, потеряв возможность печатать свои стихи?
Ответ учащегося:

Поэт впоследствии писал: «Именно в 36 –м году, когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось». Пастернак был очень образованным и одаренным человеком. Он переводил Шекспира с английского, Шиллера и Гете с немецкого, Петефи – с венгерского, Словацкого – с польского, Бараташвили - с грузинского. Пастернак перевел «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира», «Ромео и Джульетту» и др. К лирике вернулся только во время Великой Отечественной войны. Тогда он с группой других писателей и поэтов ездил на фронт, в результате чего появился большой цикл стихотворений. В 1943 году был напечатан сборник «На ранних поездах».


6.Какова причина того, что долгое время имя Пастернака было под запретом?
Ответ учащегося:

Идеологический погром, начавшийся в 1946 году, сопровождался волнами новых репрессий. Пресловутое постановление ЦК КПСС о журналах «Звезда» и Ленинград» сломало судьбу М.Зощенко и А.Ахматовой, надолго лишив их возможности печататься. Начались нападки и на Пастернака, которого обвиняли в отрыве от народа и неприятии коммунистической идеологии. Чем могли закончиться подобные упреки, понимали все. Пастернак жил в сознании, что его могут с минуты на минуту арестовать. Он говорил: «Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет». В это время Пастернак начинает роман «Доктор Живаго». Работа заняла целое десятилетие. Даже перенесенный в 1952 году инфаркт миокарда лишь на время приостановил работу. 10 декабря 1955 года, закончив работу над романом, Пастернак писал В.Шаламову: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога». В начале 1956 года роман был отдан в журнал «Новый мир». Однако редактор журнала Константин Симонов отказался печатать произведение, заявив: «Нельзя давать трибуну Пастернаку». В ответе – рецензии говорилось, что роман исказил историческую роль Октябрьской революции, что, по мнению Пастернака, она «не принесла ничего, кроме зла и несчастья». В мае 1956 года писатель передал рукопись для ознакомления сотруднику итальянского радио в Москве Серджио Анджело. Тот в свою очередь передал роман миланскому издателю Фельтринелли. Пастернак дал согласие на издание, но просил, чтобы оно не появилось ранее советского : в противном случае ситуация станет для него трагической. Роман вышел в свет в 1957 году в Италии. А в 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. (Он выдвигался на эту премию 7 раз с 1946 года). Поэт, получив радостное известие, отправил телеграмму: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен. Пастернак.» Разразился страшный скандал, и через неделю угроз и травли Пастернак был вынужден от премии отказаться. Его заставили подписать не им составленные печатные заявления: «В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, вынужден отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ». Были остановлены издания всех переводов Пастернака. Он был оставлен без заработка. Общее собрание писателей Москвы составило резолюцию: «С негодованием и гневом мы узнали о позорных делах Бориса Пастернака. Что делать Пастернаку в пределах Советской страны? Не следует ли этому внутреннему эмигранту стать эмигрантом действительным? Пусть незавидная судьба эмигранта-космополита, предавшего интересы Родины, будет ему уделом! Собрание обращается к правительству с просьбой о лишении предателя Бориса Пастернака советского гражданства». Пастернак пишет письмо лично Никите Хрущеву по поводу этого требования: «…Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой…Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не принимать по отношению ко мне этой крайней меры». Пастернаку было предъявлено обвинение в измене Родине и запрещено встречаться с иностранцами. Его клеймили во всех газетах.
7.Что можете рассказать о последних годах жизни Пастернака?
Ответ учащегося:

В январе 1959 года Пастернак написал свои заключительные стихи. На пороге 70-тилетия он продолжал вдохновенно работать над драмой «Слепая красавица», однако болезнь (рак легких) помешала ему закончить работу. 30 мая 1960 года Пастернак скончался, похоронен на кладбище в Переделкине. Поэт Андрей Вознесенский вспоминал: «Шли и пели « Вечную память». Когда останавливались, то казалось, что продолжают петь как по-заложенному, -ноги, лошади, дуновение ветра. Ливень барабанил по зонтам. Сотни съехавшихся мокли, вжимались между кольями могильных оград. Кто-то держал зонт над выступающими. Я зажег свечу у подножия памятника. Более часа читались стихи, и, несмотря на дождь и ветер, горела, мигая, в зеленом подсвечнике крохотная героическая свечка. Глядя сквозь прорезь листвы, сквозь туман рокового поля, вижу дачу, которая все не становится его музеем, вижу сквозь 27-летнюю дистанцию его опальных похорон. Поблескивали камеры. Именитые писатели сквозь щели заборов и шторы, прячась, глядели на народную толпу. Была эпоха антигласности. Он был ее жертвой, когда те же люди, что восторженно шептали дома его стихи, кляли его с трибун».


8.Какие чисто человеческие черты характера поэта кажутся вам наиболее симпатичными?
Ответы учащихся:

Трудолюбие. Рано начал работать, еще в гимназии давал частные уроки, работал на курсах для рабочих.

Аскетизм. Никогда не имел склонности к накопительству и не смущался потерями.

Душевная щедрость и готовность прийти на помощь попавшему в беду человеку. Например, история, связанная с арестом Осипа Мандельштама. Узнав о произошедшем, Пастернак ходил к Бухарину заступаться за Мандельштама. Когда была предрешена судьба самого Бухарина, Пастернак написал ему поддерживающее письмо: «Я не верю в Вашу вину».

В 1935 году заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобожденного из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой.

Мужество. Когда в 1937 году собирали подписи, одобряющие смертный приговор Якиру и Тухачевскому, Пастернак отказался поставить свою подпись. Надо иметь представление о жизни в тогдашней России, чтобы оценить поступок писателя, сказавшего наперекор всему: «Нет». В то время была беременна его жена. Легко ли ему было сказать это «нет»?

Одним словом, Пастернак всегда занимал позицию честного человека.
Формирование поэтического таланта
В работу включается группа «литературоведов».

Учитель:

Мы выяснили с вами истоки творчества Пастернака, теперь обратимся к основным принципам его творчества.


Вам уже известно, что крупные русские писатели и поэты формировались под влиянием различных литературных течений. Блок начинал как символист,

Маяковский как футурист, Ахматова принадлежала в начале творческого пути к акмеистам.


Вопросы учителя к второй группе:
Ответы сопровождаются презентацией, подготовленной учащимися.
1.С какими литературными течениями пересекалось творчество Пастернака?

Дайте краткую характеристику этим направлениям.


Ответ учащегося:

Творчество Пастернака пересекалось с двумя литературными направлениями: символизмом и футуризмом.

Символизм -это направление в европейском и русском искусстве 1870 -1910 годов. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов (Большой энциклопедический словарь). Основным материалом символистской поэзии становился символ, который вытеснил традиционный художественный образ. Принципиальное отличие символа от художественного образа – это его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: он темен и не доступен окончательному толкованию. Как писал Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность». Символистское движение главенствующее значение придавало восстановлению связей с миром потусторонним, что выразилось в обращении к «тайнам гроба», в возрастании роли воображаемого, в увлечении мистикой, магией, языческими культами и т. д. Учителем, возглавившим новое течение в России , стал В.Брюсов. Идеологом « старших символистов» выдвинулся Д.Мережковский .Представителями этого течения также были З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. « Младосимволисты»: А.Белый, Вяч. Иванов, А.Блок. Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 века.

Футуризм –это авангардистское направление в европейском искусстве конца 19 – начала 20 веков. Декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Характерным для литературы является переплетение документального материала и фантастики, в поэзии языковое экспериментирование (Большой энциклопедический словарь). Футуризм провозглашал абсолютную свободу поэтического слова, футуристы оказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 году, они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности»; твердили о «грязной слизи книг, написанных бесконечными Леонидами Андреевыми»; огулом сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока; отстаивали право поэта на создание «заумного», не имеющего определенного значения языка. Представителями этого течения были В.Хлебников, А Крученых, И. Северянин, Д. Бурлюк. В среде поэтов-футуристов начинал свой творческий путь В. Маяковский.


2.Что вы знаете об увлечении Пастернака символизмом?
Ответ учащегося:

Вокруг издательства « Мусагет» группировались различные кружки, в которых происходила передача живого опыта символистов молодому поколению литераторов. Пастернак участвовал в работе кружка по изучению символизма, которым руководил Элмис (Л.Л. Кобылинский). 10 февраля 1913 года состоялся дебют Пастернака, выступившего с докладом «Символизм и бессмертие», в котором говорил: «Живая душа,отчуждаемая у личности в пользу свободной субъективности, -есть бессмертие. Итак, бессмертие есть Поэт. Поэзия – бессмертие, допускаемое культурой».


3.Что вы можете рассказать об отношении Пастернака к А. Блоку?
Ответ учащегося:

Крупнейший русский поэт А. Блок вышел из среды «младосимволистов». Цвета, предметы, звучание, действия – все символично в творчестве начинающего Блока. Однако в 1912 году поэт порывает с этим течением: «Никаких символов больше». Раннее творчество Пастернака проникнуто символизмом, и большое влияние на него оказал Блок. Подтверждение этому можно найти в автобиографической статье «Люди и положения» : «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников. У Блока все, что создает великого поэта, -огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого, все претворяющего прикосновения, своя сдержанная , скрадывающаяся , вобравшая в себя судьба». И еще из этого же очерка: «Блоку я впервые представился в его последний приезд в Москву, в коридоре Политехнического музея в вечер его выступления в аудитории музея. Блок был приветлив со мной, сказал, что слышал обо мне с лучшей стороны». Как мы видим, Блок и Пастернак не были близко знакомы, но к Блоку Пастернак относился восторженно. Как-то в споре с Н.Заболоцким Пастернак сказал: «Я не могу представить, как можно писать стихи и не любить Блока». В романе «Доктор Живаго» своему герою Юрию Живаго, в большой мере вобравшему в себя его собственные черты, Пастернак сообщил такую мысль: « Вдруг Юра подумал, что Блок это явление Рождества Христова во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века. Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо. А просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом». Особенно влияние символизма ощущается в сборнике «Близнец в тучах». Спустя 30 лет, собираясь писать статью о Блоке, напротив строк поэта :

Темно в комнатах и душно –

Выйди ночью –ночью звездной,

Полюбуйся равнодушно,

Как сердца горят над бездной,-

написал: «Отсюда пошел «Близнец в тучах». Сердца и спутники»,
4.Расскажите об увлечении Пастернака футуризмом.
Ответ учащегося:

После раскола в рядах группы «Лирика» в 1914 году Пастернак примыкает к футуристически ориентированным С.П.Боброву и Н.Н.Асееву, образовавшим новую группу «Центрифуга». Именно с «Центрифугой» связаны искания Пастернака предреволюционного времени. Это издательство выпустило его второй сборник «Поверх барьеров». Однако внутри группы Пастернак занимал наиболее независимую позицию, которая определилась еще в 1914 году, когда он высказывал недовольство групповым характером предисловия Асеева к первому сборнику своих стихов. Пастернак вспоминал: «Нарождение «Центрифуги» сопровождалось всю зиму скандалами. Всю зиму я только и знал, что играл в групповую дисциплину, только и делал, что жертвовал ей вкусом и совестью».

Таким образом, мы видим , что Пастернак не укладывался в рамки футуризма. Его сближало с этим течением неприятие старого буржуазного мира. Но в отличие от других поэтов Пастернак не увлекался словотворчеством, хотя поэзия его дышала поиском и новизной. В раннем творчестве поэта встречается изломанный синтаксис, передача свойств одного предмета другому, которому они глубоко чужды.

Вот строчки из стихотворения:

В тот день всю тебя

от гребенок до ног,

как трагик в провинции

драму Шекспирову,

носил я собою и знал назубок,

шатался по городу и репетировал.

Это Пастернак. Маяковский назвал это стихотворение гениальным. Видимо, это нравилось Маяковскому, потому что было похоже на самого Маяковского.
5.Какие отношения сложились у Пастернака с В.Маяковским?
Ответ учащегося:

Маяковский очень много значил для Пастернака. В автобиографическом очерке Пастернак писал: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского…Это была поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно

обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь». Пастернак и Маяковский были близко знакомы, Пастернак высоко оценивал Маяковского: «Я его боготворил. Я олицетворял в нем свой духовный горизонт». Но, как заметил Пастернак, «любви без рубцов и жертв не бывает». В раннем творчестве у этих двух великих было много совпадений. Но Пастернак не хотел никому подражать. Он писал: «Время и общность влияний роднили меня с Маяковским. У нас имелись совпадения. Я их заметил. Я понимал, что если не сделать чего-то с собою, они в будущем участятся. Не умея назвать этого, я решил отказаться от того, что к ним приводило.» Со временем сходство в творчестве Маяковского и Пастернака исчезло. Они, по выражению Уолта Уитмена, «соединились на мгновенье, как орлы в полете, и продолжали свой путь уже совершенно раздельно». Пастернак, по собственному признанию, сам спровоцировал ссору, чтобы расстаться, на что они были оба обречены. Это был 1927 год. Пастернак писал: «Я порвал с Маяковским вот по какому поводу. Несмотря на мое заявление о выходе из состава сотрудников «Лефа» и о непринадлежности к их кругу, мое имя продолжают печатать в списке его участников. Я написал Маяковскому резкое письмо. Я не понимал его пропагандистского усердия, внедрения себя и товарищей силой в общественном сознании, компанейства, артельщины, подчинения голосу злободневности. Еще непостижимее был мне журнал «Леф»…,состав участников и система идей, которые в нем защищались. То испорченное поправками, сообразными времени, нетворческое, ремесленное полуискусство…не стоило затрачиваемых забот и трудов, и им легко было пожертвовать.» Порвав с Маяковским, Пастернак, однако же, продолжал любить и жалеть Маяковского. Именно он написал о самоубийстве Маяковского:

Твой выстрел был подобен Этне

В предгорье трусов и трусих.

Гораздо позднее Пастернак дал точный анализ того, что посмертная похвала Маяковскому Сталиным («Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом») была для репутации Маяковского убийственной : «Маяковского стали насильственно насаждать , как картошку. Это было его второй смертью».


6. Что же позволило Пастернаку выделиться среди современников? В чем критики видели достоинства его поэзии?
Ответ учащегося:

Итак, Пастернак испытывал на себе влияние различных литературных течений. Он входил в литературу вместе с В.Маяковским, О.Мандельштамом, С.Есениным, Н.Гумилевым, А.Ахматовой.

Необходимо отметить особенности творческого метода поэта:

максимальная правдивость в воспроизведении действительности;

высокая степень художественной точности;

наполненность его поэзии «чувством восторженности и благодарности миру за его красоту, богатство, одушевленность».

Поэзия Пастернака трудна для восприятия. Она призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но не вторгаться в него, чтобы не разрушить существующую гармонию. Необходимо подчеркнуть общечеловеческое начало поэзии Б. Пастернака.
Погружение в поэтический мир
Учитель:

А теперь настало время познакомиться с произведениями поэта, которые как нельзя лучше раскрывают его личность.

Группа «артистов» подготовила выразительное чтение стихов. Они будут помогать мне в обзоре творчества Б. Пастернака.

Вы узнали сегодня о той творческой среде, в которой вырос будущий поэт. Музыка, деля престол с живописью, царствовала в доме Пастернаков. Влияние Скрябина. Мечта о профессии композитора. И, хотя Пастернак навсегда порвал с этой мечтой, целиком посвятив себя литературе, музыкальные впечатления навсегда остались в его сердце. Только теперь музыка стала одеваться в словесные формы. Давайте послушаем стихотворение «Музыка».


Под музыку Скрябина ученик читает стихотворение.
Вопрос к учащимся:
-Как вы думаете, что хотел сказать поэт этим произведением?

(Автор хотел показать, что мир музыки огромен и бессмертен).


Учитель:

Огромное место в творчестве Пастернака занимает вечный и прекрасный мир природы. М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю- и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет». (слайд 9)

Ранняя лирика Пастернака наполнена почти в буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Послушаем стихотворение « Февраль. Достать чернил и плакать…». (слайд 10)
Под музыку П. Чайковского ( «Времена года») ученик читает стихотворение.
Вопрос к учащимся:

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение ?

( Вслед за Ф. Тютчевым Пастернак провозглашает: природа- живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. В стихотворении природа не фон, не декорация, а действующее лицо).
Учитель:

Шел третий съезд Союза писателей. Цвет советской литературы сидел в президиуме. На сцену поднялись в почетном карауле представители трудящихся: красноармеец с винтовкой, колхозник со снопом и молодая работница, державшая на плече тяжеленный отбойный молоток. Речи ораторов были длинны. Вдруг из президиума поднялся один человек и предложил работнице подержать ее неподъемный молоток- ведь женщина же! Это был Пастернак. (Потом он просил извинения за свой «интеллигентский» поступок.)

Женская тема - одна из основных в творчестве Пастернака. После Пушкина, пожалуй, никто так не чувствовал женщину, как Пастернак. (слайд 11)

Послушаем несколько стихотворений.


Ученики читают стихотворения: «Любить иных –тяжелый крест».., «Осень», «Свидание » . ( слайд 12)
Вопрос к учащимся:
-Какое настроение вызвали у вас эти стихи?

-Как относится к любви поэт?




Учитель:

Невозможно сейчас прочитать все стихи Пастернака о любви, но одно из них невозможно не вспомнить. Это «Зимняя ночь». Его особенность в том, что поэт поднимает эротику на уровень религиозного поклонения. Стихотворение положено на музыку, песню исполняет Александр Градский, звучит оно и в интерпретации Аллы Пугачевой. Давайте послушаем.


Звучит «Зимняя ночь».
Учитель:
Пастернак очень любил родину, без нее он не мыслил жизни. Мы говорили сегодня о том, что после опубликования за границей романа «Доктор Живаго» многие требовали от Пастернака его выезда за границу. Но он не представлял себе жизни без своей страны (хотя его родители жили за границей). Послушаем два стихотворения : «На ранних поездах» , «Зима приближается».
Учащиеся читают стихотворения.
Вопрос к учащимся :
-Какую Родину изображает поэт?

-В чем особенность изображения?

(Пастернак любил Родину такой, какая она есть, в ее простоте и одновременном величии).
Учитель:

Пастернак, как истинный поэт, не мог не задумываться над ролью поэзии в жизни общества и месте поэта. Его собственная поэтическая судьба была трудна. Послушаем несколько стихотворений.


Учащиеся читают стихотворения: «Нобелевская премия», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «О знал бы я, что так бывает».
Вопросы к учащимся:

-Как понимал Пастернак место поэта в жизни общества?

-Чем была для него поэзия?
Учитель:

Сейчас я вам прочитаю слова Пастернака:

«Ну и случай у меня сегодня был. Приходит ко мне один знакомый кровельщик, вытаскивает из кармана четвертинку, кружок колбасы и говорит: «Я тебе крышу крыл, а не знал, кто ты. Так вот добрые люди мне сказали, что ты за правду. Давай выпьем по этому случаю!» Выпили. Потом кровельщик и говорит: «Веди!» Я сначала его не понял: «Куда это тебя вести?» «За правду-, говорит,- веди». А я ведь никого никуда вести не собирался. Поэт - это ведь просто дерево, которое шумит и шумит, но никого никуда вести не предполагает».
Вопросы к учащимся:

-О чем говорит рассказанная поэтом история?

-Как вы понимаете его слова о поэте?

-Так удалось ему дойти до самой сути?


(Поэзия не была для Пастернака забавой, демонстрацией таланта и тем более словоблудием. Поэзия стала для него судьбой. Пастернак понимал, что доля поэта трудна и небезопасна, но отказаться от нее не мог. Поэт видел свой нравственный долг в том, чтобы не просто воспроизвести действительность, а донести свои впечатления до читателя; в том, чтобы показать глубинную сущность событий.)
Учитель:

И еще одна тема, которую в творчестве Пастернака нельзя не вспомнить. Это христианские мотивы. Послушаем стихи из тетрадочки доктора Живаго, героя одноименного романа писателя.


Учащиеся читают стихотворения: «Дурные дни» и «Магдалина».
Вопрос к учащимся:

-Расскажите о вашем восприятии этих стихотворений.


5.Фаза рефлексии.

Учебные действия.
Учитель:

Итак, сегодня мы на уроке познакомились с трагической судьбой поэта, окунулись в мир его лирики. Давайте подведем некоторые итоги.


Совместная работа.

Учитель:

-Обратимся к эпиграфу нашего урока. Теперь, когда мы узнали многое о жизни Пастернака, проанализировали его стихи, скажите, как вы понимаете его слова.


Заслушиваются ответы учащихся
- Что же такого было в творчестве Б. Пастернака, что вызывало такую ненависть, злобу в правительственных и литературных кругах? За что его уважали и ценили простые люди?
(Свобода – вот что было главным в Пастернаке. Суть своей жизни он видел в правдивости, честности. Это и сделало его тем поэтом, которым он остался в памяти поколений.

Сила поэта в его независимости от нивелирующей психологии толпы и воли политической власти.

У Пастернака были возможности выхода из тупика: повторить судьбу Маяковского, т. е. стать «официальным» поэтом или окончательно уйти в тень.

Вечность, неподвластность гения быстротекущей злобе дня делают поэзию, искусство, творчество, в понимании поэта, сопоставимыми с жизнью природы, с формировавшимися столетиями высшими нормами и принципами общечеловеческой нравственности, с христианскими заветами, но никак не с обывательской суматохой, рутиной обыденности или политическими интригами и страстями минуты. Именно эта позиция поэта – мыслителя оказалась наиболее опасной для советской власти. Ведь «дойти до сути» он мог (да что мог, - и доходил, и дошел!) и в отношении революции, и в отношении большевиков и их вождей, и в отношении беспощадного террора, и – «нечаянной оттепели».)


-Кто же Пастернак на самом деле ?

Совесть эпохи культа личности, нравственный авторитет или предатель Родины, внутренний эмигрант?


Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:

Конечно же, Борис Пастернак был истинным патриотом своей Родины. Его отношение к Отчизне лучше всего охарактеризовать словами, некогда сказанными Петром Яковлевичем Чаадаевым: «Прекрасная вещь любовь к Отечеству, но есть еще нечто более прекрасное –это любовь к истине. Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами».



(слайд 13)
Самоконтроль. Выполнение творческого задания.
Учитель:

Сейчас нужно выполнить творческое задание. Составить синквейн. Давайте вспомним , как строится синквейн. (слайд 14)


Синквейн.
1.Пастернак

2.

3.



4.

5.
В качестве обобщения заслушиваются 2-3 синквейна учащихся.


1.Пастернак

2.честный, непоколебимый

3.творил, любил, страдал

4.совесть эпохи культа личности

5.патриот
Заключительное слово учителя.

Герой романа Пастернака «Юрий Живаго» , умерший, не дожив до 40 лет, знал о своей болезни, он говорил друзьям : «Это болезнь новейшего времени. Я думаю, ее причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь: распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье…» (слайд 15)

Герой знал, что выхода у него нет. Можно было бы выжить, только не задавая себе никаких вопросов. А вот этого он не умел. Не умел быть нечеловеком. Эти слова в полной мере относятся и к самому автору этой книги - Борису Пастернаку, Человеку с большой буквы, глубочайшему лирику и тонкому интеллигенту. Поэт умер. Он оставил после себя картофельное поле, которое обрабатывал с любовью и прилежанием, несколько друзей, несколько книг, одной из которых является его роман « Доктор Живаго» с его заветной тетрадочкой главного героя. Там есть такие слова: (слайд 16)

Я в гроб сойду,

И в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.


А вот еще что. На черновой рукописи романа размашисто выведено рукой Бориса Пастернака: «Смерти нет». (слайд 17)

Жизнь подтвердила это. Когда Пастернак умер, А. Ахматова написала: (слайд 18)


Умолк вчера неповторимый голос,

И нас покинул собеседник рощ.

Он превратился в жизнь дающий колос

Или в тончайший, им воспетый дождь.

И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное Земли.


Пастернак умер, но живы его стихи, его бессмертные строки навсегда останутся с нами. Они живут в песнях, которые создаются на стихи поэта. Давайте послушаем еще одну песню «Снег идет».
Звучит песня «Снег идет».
Если позволяет время, можно прочитать стихи Беллы Ахмадуллиной, посвященные Б.Пастернаку. Познакомить с выставкой книг.

Самоанализ и самооценка.
-Вам понравился сегодняшний урок?

-Что было трудно?

-Что показалось интересным?

-Какие цели ставились на уроке?

-Как вы считаете , мы достигли поставленной цели?

-Вас заинтересовали жизнь и творчество Б. Пастернака?

-Что еще интересного вы читали на эту тему, что не прозвучало сегодня на уроке?

В заключение хочу поблагодарить вас за приятное сотрудничество. В качестве домашнего задания сочинение на тему: «Любовь – удивленья мгновенная дань…» (Любовная лирика Б.Пастернака)


Литература:


1.Агеносов В.В. и др. «Русская литература 20 века». Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Москва, 2013 год

2.Альфонсов В. «Поэзия Пастернака». Ленинград, 1990год.

3.Брюсов В. «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии». Собрание сочинений.

Том 7.Москва, 1975 год.

4.Быков Д. «Борис Пастернак. Биография». Москва, 2006 год.

5.Воспоминания о Борисе Пастернаке. Москва. 1993 год.

6.Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5 томах. Москва, 1989 год.

7.Пастернак Е.Б. «Борис Пастернак». Материалы для биографии. Москва, 1989 год.

8.Тынянов Ю.Н. «Промежуток». Москва, 1977 год.

9.Цветаева М. «Эпос и лирика современной России». Сочинение в 2 томах. Москва, 1980 год.

10. http://biografix.ru/biografii/pisateli/130-biografiya-borisa-pasternaka.html

11. http://er3ed.qrz.ru/pasternak-gallery.htm



12. http://www.c-cafe.ru/days/bio/39/004_39.php

  • Предмет
  • Прогнозируемые результаты
  • Учебно-методическое обеспечение
  • Форма организации деятельности учащихся
  • Применяемая технология
  • Опережающее домашнее задание
  • План проведения урока : Этапы урока
  • Фаза вызова (постановка учебной задачи) 20 минут
  • Фаза рефлексии (учебная деятельность) 15 минут
  • Фаза рефлексии (самоанализ и самооценка) 5 минут Актуальность.
  • Ход урока: 1 . Организационный момент. 2.Формулировка темы урока.
  • 3. Фаза вызова (постановка учебной задачи). Учитель: Сегодня наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов 20 века. (слайд 1)
  • Кластер (слайд 8) 4.Фаза осмысления новой информации (учебная деятельность) Знакомство с биографией Бориса Пастернака
  • Формирование поэтического таланта
  • Погружение в поэтический мир
  • (слайд 9)
  • . (слайд 11)
  • 5.Фаза рефлексии. Учебные действия.
  • (слайд 13) Самоконтроль. Выполнение творческого задания
  • (слайд 17
  • Самоанализ и самооценка.