Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Правительство Республики Таджикистан




страница1/3
Дата01.07.2017
Размер0.56 Mb.
  1   2   3
Правительство Республики Таджикистан О Национальной стратегии активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011-2020 годы В соответствии со статьей 16 Конституционного закона Республики Таджикистан О Правительстве Республики Таджикистан Правительство Республики Таджикистан постановляет: 1) Утвердить Национальную стратегию активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011-2020 годы (прилагается). 2) Определить Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан координатором по реализации Национальной стратегии активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011-2020 годы. 3) Министерствам и ведомствам, исполнительным органам государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов обеспечить финансирование данной Стратегии из средств, предусмотренных в Государственном бюджете на 2011-2020 годы. Председатель Правительства Республики Таджикистан Эмомали Рахмон от 29 мая 2010 года №269 ш. Душанбе Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29 мая 2010 года №269 Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011-2020 годы Сокращенные слова ДНК- Дезоксирибонуклеиновая кислота ЗАГС- Запись актов гражданского состояния МФО- Микрофинансовые организации МВД- Министерство внутренних дел 00- Общественные организации ОВД- Отдел внутренних дел ООН- Организация Объединенных Наций РТ- Республика Таджикистан СМИ-Средства массовой информации СНГ- Содружество Независимых Государств США- Соединенные Штаты Америки ЦРТ- Цели Развития Тысячелетия ВВЕДЕНИЕ Необходимость принятия Национальной Стратегии активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011-2020 годы (далее -Стратегия) определяется проблемами, вызванными социально-экономическими и политическими преобразованиями в Республике Таджикистан. В частности: недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства и реализация гендерной политики, наличие традиционных стереотипов о роли и месте женщины в обществе; несовершенство законодательной базы; формальное равенство мужчин и женщин; недостаточное взаимодействие государственных учреждений и неправительственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов женщин; сохраняются препятствия для женщин в реализации их прав в сфере труда, экономики, культуры, политике и т.п. При разработке Стратегии были учтены международные критерии и нормы, определенные в Целях Развития Тысячилетия, Декларации ООН по правам человека, О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской платформе действий и др. Основу Стратегии составляют Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации, Семейный кодекс Республики Таджикистан, указ Президента Республики Таджикистан О мерах по повышению положения женщин в обществе от 3 декабря 1999 года, №5, Постановление Правительства Республики Таджикистан о государственной программе Республики Таджикистан Упорядочение семьи и права, Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы от 8 августа 2001 года, №391, Воспитание, подбор и расстановка руководящих кадров Республики Таджикистан из числа способных женщин и девушек на 2007-2016 годы от 1 ноября 2006 года, №496 и другие соответствующие нормативные правовые акты. Главным предназначением Стратегии является создание предпосылок и необходимых условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин во всех сферах социальной жизни с целью обеспечения устойчивого развития общества. Ее значимость возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов, институтов гражданского общества. Стратегия должна служить инструментом формирования государственной тендерной политики и контроля со стороны гражданского общества за ее осуществлением. В Стратегии предпринята попытка на основе учета реального разнообразия исходных условий, интересов, традиций, установок поведения различных групп мужчин и женщин с разными доходами, образованием, семейным положением, национально-культурными и иными особенностями: - наметить систему требований и критериев, отражающих современные - представления о социальной справедливости в распределении ролей между женщинами и мужчинами в политической и общественной жизни, социально-трудовых и семейных отношениях, бизнесе, при распределении собственности, в информационной сфере и др. секторах; - наметить перспективы развития государства в контексте укрепления тендерной демократии, обеспечивающей проведение социально ответственной политики и раскрытие гражданского потенциала женщины как личности; - повысить уровень общей и политической культуры общества, показателями которого служат возможность самореализации женщины и обеспечение равенства полов во всех сферах жизнедеятельности, включая общественное производство, социальнотрудовые и семейные отношения. Особое внимание в Стратегии уделено механизмам социального государства и гражданского общества, сотрудничеству власти и общественных организаций с опорой на инициативу, самодеятельность и самоуправление граждан обоих полов в решении социально-экономических проблем. Стратегия имеет дело с крупномасштабными задачами, которые ставит перед собой государство на перспективу. В ней сформулированы цели, основные средства для их достижения, способствуй сбалансированному и устойчивому развитию общества благодаря интеграции тендерного анализа во все сферы жизни. Демократизация общественной жизни требует внедрения новых подходов, выработанных мировым сообществом, а именно тендерной модернизации власти, разработки и осуществления гендерно-чувствительной политики во всех областях жизнедеятельности общества и государства, а также широкой пропаганды преимуществ таких подходов. Гармонизация тендерных отношений выступает важной предпосылкой и направлением современных демократических преобразований. Будущее демократии в частности зависит от того, в какой мере в обществе проблема тендерного равенства будет решена. В связи с этим, Стратегия направлена на оказание помощи в подготовке специалистов по проблеме равноправия полов, тендерной проблематике, способных вести работу по: разработке национальной политики с позиции тендерного баланса; реализации прав женщин в контексте прав человека; росту влияния женщин в принятии решений на всех уровнях и по всем вопросам; обеспечению женщинам равных прав на рынке труда; охране здоровья женщин; пресечению, насилия в отношении женщин; взаимодействию с третьим сектором т.е. подготовке специалистов по тендерной проблематике в сфере общественного взаимодействия, сотрудничества между Правительством Республики Таджикистан, министерствами, ведомствами и женскими общественными объединениями на постоянной основе, включая их тем самым в совместном управлении при решении социально-значимых .проблем. В основе Стратегии лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым: - разработка и реализация Стратегии осуществляется на базе широкого общественного консенсуса; - мероприятия, предусмотренные в ней, могут осуществляться как на государственной, так и на государственно-общественной или общественной основе. 1. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ Основная цель: достижение паритетного представительства женщин и мужчин в органах исполнительной и представительной власти, на всех уровнях управления. 1.1. Сильные стороны: - участие женщин в политике составляет достойную конкуренцию мужчинам и способствует улучшению состояния дел в стране; - присутствие женщин в управленческих структурах развивает более гибкие, ориентированные на постоянно меняющуюся ситуацию формы управления; - женщины более исполнительны, аккуратны, коммуникабельны, проявляют больший интерес к людям и заботу о них. 1.2.Слабые стороны: - фрагментарность и неполнота законодательной базы для продвижения женщин на уровень принятия решений; - низкий уровень представительства, женщин в законодательных органах государственной власти, незначительное число женщин на руководящих должностях в исполнительных органах власти и в организациях различных форм собственности; - сохраняющиеся в обществе стереотипы о роли женщин в обществе, патриархальный подход к вопросам равенства полов; - недостаток эффективных механизмов продвижения женщин; - отсутствие у политических партий стратегий и программ продвижения женщин во власть; - фрагментарная деятельность женских неправительственных общественных объединений, разобщенность усилий женских организаций, направленных на защиту интересов женщин; - недостаток у женщин политического опыта. 1.3. Возможности: - возможность введения квот для женщин как временной меры для обеспечения более широкого их участия в исполнительной и представительной власти в соответствии с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; взаимодействие с международными организациями по вопросам достижения равных возможностей для мужчин и женщин, повышения роли женщин в обществе; - возможность изучения опыта развитых стран по вопросам политического продвижения женщин. 1.4. Угрозы: - наличие общественных стереотипов и иррациональных предрассудков, которые не способствуют политическому продвижению женщин; - недостаточная защита прав и законных интересов женщин несет в себе угрозу достижению подлинного тендерного равенства; - исполнение не на должном уровне законодательных актов и международных договоров, касающихся семьи, женщин и детей, как со стороны государственных органов, так и общественных объединений может снизить активность женщин и женских ОО в деле реализации своих прав во всех сферах жизнедеятельности общества. 1.5. Действия: - обеспечить формирование гендерно ориентированных бюджетов для реализации практических и стратегических потребностей тендерных групп; - добиваться участия женщин в принятии решений на всех уровнях, способствовать формированию новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение женщин в общественные движения, на участие женщин в составе представительных и исполнительных органов власти всех уровней; - организовать подготовку женщин к участию в политической, государственной деятельности и управлении; разработать соответствующие программы подготовки и переподготовки женщин, а также формировать резерв кадров женщин для работы в органах управления различного уровня; - проводить на регулярной основе сбор, анализ и распространение статистических данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни на всех уровнях; - обеспечить доступ женщин ко всем видам деятельности на государственной службе, не ограничиваясь секторами, в которых женщины традиционно заняты (образование, здравоохранение, социальные службы); - обеспечивать поддержку деятельности женских, молодежных, профсоюзных и других организаций, выступающих с инициативами об улучшении положения женщин и выдвигающих способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в различные органы власти на всех уровнях; - провести публичные слушания по вопросу квотирования для женщин при приеме на госслужбу, выборах в местные и высшие органы законодательной власти. в ВУЗах республики ввести часы (или курс лекций) по подготовке кадров для органов исполнительной власти по тендерным проблемам. 1.6. СМИ: организовать информационное обеспечение политики тендерного равенства, непредвзятого освещения проблем женщин и мужчин в СМИ, формирования позитивного имиджа успешных женщин, развития дружественной женщинам политической культуры; организовать широкую информационную, пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально-политических преобразованиях, увеличение их числа в органах власти; вести биографические исследования карьерного роста успешных женщин в различных ветвях власти 1.7.Общественным объединениям поддержка через государственные и негосударственные фонды и программы деятельности женских общественных организаций, продолжить практику подготовки и продвижения женщин-лидеров через школы лидерства и другие механизмы их обучения; проводить, просветительскую работу путем организации семинаров и тренингов как с руководителями партий, так и с женщинами, желающими заниматься политической деятельностью; развивать сотрудничество государственных органов с общественными объединениями и организациям, и работающими в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и мужчин; вести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности; в целях повышения политической культуры избирателей разработать и реализовать специальные программы по повышению информированности и преодолению тендерных стереотипов, развитию мер доверия для участия женщин в политической и общественной жизни; разработать и реализовать, программы правового просвещения женщин и мужчин, разъясняющие им их права и основные свободы, предоставленные как законодательством РТ, так и международными договорами, признанными РТ; необходим массовый запуск образовательных программ для подготовки женщин-руководителей местного самоуправления и лидеров сельских сообществ. 2. АКТИВИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН И ИХ РОЛЬ НА РЫНКЕ ТРУДА Основная цель: Создание условий для реализации экономических прав и возможностей женщин, а также их равное участие в экономической сфере жизнедеятельности общества, повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда. 2.1. Сильные стороны: - принятые законодательные документы, направлены на целевое увеличение инвестиций в человеческий капитал, являются важнейшей предпосылкой экономической модернизации на перспективу и необходимым условием долгосрочного стратегического планирования, осуществляемого на основе принципа тендерного равенства; - поддержка Правительством Республики Таджикистан отраслей, в которых преимущественно заняты женщины; - создание и развитие женских общественных организаций, занимающихся экономическим продвижением женщин; - сотрудничество женских 00 с международными организациями для повышения активности женщин на рынке труда. 2.2. Возможности: - принимаемые руководством страны меры по экономическому продвижению женщин и разработка государственной политики по данному вопросу; - поддержка международными организациями процессов достижения равных возможностей для мужчин и женщин; - активизация деятельности неправительственных организаций по вопросам экономического продвижения женщин; - установление контактов с национальными, региональными и международными организациями, занимающимися вопросами экономического продвижения женщин; - расширение возможностей в обучение женщин новым навыкам и специальностям, которые будут востребованы в высокооплачиваемых производственных сферах; - желание экономически активного населения участвовать в реализации программ (долгосрочных, среднесрочных и д.р), принятых Правительством Республики Таджикистан. 2.3. Угрозы: риск остаться в числе бедного населения остается по-прежнему высоким среди женщин. Это женщины: пенсионеры и инвалиды, одинокие матери, матери, имеющие на содержании детей-инвалидов, жены трудовых мигрантов; более слабые конкурентные позиции женщин усугубляют положение женщин и способствуют росту безработицы; экономические права мужчин и женщин не имеют механизмов реализации в силу отсутствия необходимого правосознания у широких слоев граждан республики; отсутствие исследований и информационных кампаний по проблемам борьбы с дискриминацией в отношении женщин в области занятости. 2.4. Стратегические задачи: обеспечение тендерного равенства в сфере труда; внедрение методов мягкого квотирования в процессе проведения конкурсов по замещению должностей государственной службы всех уровней; формирование, женского кадрового потенциала и резерва для замещения государственных должностей на конкурсной основе; включение тендерного разреза в разделы социальной и демографической статистики; проведение мониторинга тендерной сбалансированности занятости во всех отраслях экономики. повышение уровня занятости на основании принципов тендерного равенства, снижение уровня безработицы; оптимизация методов реструктуризации экономики в интересах снижения безработицы и преодоления тендерной асимметрии на рынке труда, связанной с доминирующей феминизацией занятости в наименее престижных и низкооплачиваемых областях производства; экономическое и правовое просвещение всех слоев населения. 2.5. Действия: - создать систему гарантий по достижению тендерного равенства при продвижении по службе и условия для сочетания успешной карьеры с домашними обязанностями и воспитанием детей; - разработать меры по поддержке женщин и мужчин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием, а также механизмы привлечения мужчин к уходу за детьми; - совершенствовать механизмы и повысить роль социального партнерства в решении вопросов тендерного равенства. Применять различные методы при проведении анализа и изучении ситуации в трудовых коллективах, на рабочих местах для обеспечения волеизъявления работников, администрации, сборы предложений по соблюдению равных возможностей женщин и мужчин; - проводить специальные обследования с целью выявления причин тендерного неравенства в разных отраслях и на разных уровнях руководства экономикой; - составлять прогноз экономической активности населения с учетом тендерной специфики отдельных регионов и секторов производства, а также данных мониторинга бедности; - составлять прогнозный расчет потребности в специалистах для экономики Таджикистана с учетом тендерного аспекта; - поощрять работодателей к созданию рабочих мест для женщин; - подключить бизнес-сектор и общественные объединения к участию в переподготовке безработных женщин на рыночно востребованные специальности с учетом их желания и уровня образования; - организация совместными усилиями местных исполнительных органов, центров занятости, ОО, международных организаций тренингов для женщин и мужчин по социальной адаптации, самоорганизации, активности, предприимчивости; - создание механизма мониторинга случаев дискриминации на рабочем месте, при приеме на работу и увольнении с работы, создание механизма правовой защиты при тендерной дискриминации на рабочем месте и т.д.; - сокращение рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, снижение производственного травматизма, особенно в районах с концентрацией вредных производств, для снижения негативного воздействия на здоровье женщин; - взаимодействие с работодателями - по вопросу о создании комфортного рабочего места для женщин; - разработать законодательные акты предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому; - разработать программы развития малого и семейного бизнеса, различных форм самозанятости. Создать систему бизнесинкубаторов, где обучение основам предпринимательства сочетается с психологической подготовкой, проведением экспертизы проектов организации собственного дела и последующей помощью в виде временного освобождения от налогов, льготного кредитования, обеспечения оборудованием, сырьем, предоставления помещений и т.п. Расширять системы консультирования и профессиональной ориентации женщин, желающих основать свое дело, и оказывать содействие в практической реализации программ, получивших положительные отзывы специалистов; - укреплять систему профессионального обучения, дообучения, переобучения женщин, повышения их квалификации; создавать условия для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком; - всемерно поддерживать сохранение и развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей; - осуществлять постоянный мониторинг положения женщин на рынке труда; - разработать критерии оценки влияния экологических факторов и условий труда на здоровье женщин (включая репродуктивную функцию), работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности. Осуществлять меры по усилению охраны труда женщин; - создавать условия для обеспечения занятости женщин с пониженной конкурентоспособностью (инвалидов, многодетных матерей, глав неполных семей, жен военнослужащих и других). Разработать систему мер, стимулирующих работодателя к использованию труда и приему на работу социально незащищенных категорий населения. Гарантировать этим категориям правовую защиту в случае ущемления их трудовых прав. 3. ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Основная цель: Достижение тендерного равенства в экономической сфере, достижение равного доступа к финансовым ресурсам, через кредитование, развитие предпринимательства среди женщин 3.1. Сильные стороны: а) Доступ к финансовым ресурсам, кредитные линии - Правительство Республики Таджикистан провело ряд структурных реформ, оказавших заметное влияние на улучшение деловой и предпринимательской среды, развитие частной инициативы у экономически активной части населения. Заложило базу для развития малого бизнеса и формирования среднего класса предпринимателей, который является основой стабильности и опорой государства; - усилия Правительства в этой сфере дополняются поддержкой международных организаций, среди которых наибольшую активность проявляют Всемирный Банк, Программа Развития ООН, Азиатский Банк Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Агентство США по международному развитию; - деятельность МО направлена на исследование процессов развития частного сектора и предпринимательства в стране, оказание технического содействия, предоставление финансовых ресурсов для предпринимательской деятельности, вовлечение представителей частного сектора в процесс принятия решений; - в стране создано множество общественных структур, содействующих развитию и защищающих интересы малого и среднего бизнеса, среди которых Ассоциация Микрофинансовых Организаций Таджикистана, ’Национальная Ассоциация малого и среднего бизнеса, Ассоциация деловых женщин Таджикистана, Национальная - Ассоциация дехканских (фермерских) хозяйств и множество других; - законодательство определяет правовое положение участников экономического оборота, основание возникновения и порядок осуществления прав собственности и других имущественных прав, регулирует договорные и другие обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии, воле и имущественной самостоятельности их участников. б) Земельная реформа Правительство страны приняло ряд мер по улучшению среды малого бизнеса: - проводятся регулярные встречи государственных органов с отечественными бизнес -ассоциациями; - сформирован Консультативный Совет по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Таджикистан с участием бизнес - структур; - осуществлен переход на упрощенный порядок открытия бизнеса по принципу Единое окно; - утвержден широкий перечень мер по снижению налогового бремени на малый бизнес (льготы по налогам);
  1   2   3