Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Практикум по психологическому консультированию Природосообразность в коррекционной педагогике




страница1/8
Дата05.07.2017
Размер1.53 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6   7   8
Самостоятельная работа студентов 5 курс Акмеология в коррекционной педагогике Виртуальная психология детства Гуманистическая педагогика Девиантология Имиджеология Квантовая психология Консультирование по проблемам саморегуляции самочувствия и состояния здоровья Математические основы психологии Методы активного социально-психологического обучения Методы и технологии работы с неблагополучными семьями Основные проблемы психофизиологии Практикум по психологическому консультированию Природосообразность в коррекционной педагогике Проблема профессионального здоровья Проблема профессиональной деформации личности Психологическая служба в образовании Психология бизнеса Психология индивидуальных различий Психология управления Психолого-педагогическая коррекция Психотерапия Социология образования Сравнительная педагогика Юридическая психология АКМЕОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Акмеология образования как наука о закономерностях достижения профессиональной вершины. Акмеология в коррекционной педагогике Акмеология и творчество. Педагогическая инноватика в области коррекционной работы Творчество в коррекционной педагогике и педагогическая акмеология. Педагогический профессионализм и возможность осуществления коррекционной деятельности. Мастерство педагога-психолога и личность ученика Критерии акмеологии в коррекционной работе. Сопоставительный анализ дидактических систем: догматической и креативной. Факторы творческого развития Акмеологический уровень технологии в коррекционной педагогике. Структура акмеологической технологии. Проектирование амеологической деятельности в современной коррекционной педагогике. ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА 1.Европейская модель развития. Ограничения европейской модели развития. 2.Виртуалистика как новый тип мировоззрения. Идея полионтизма мира. 3. Понятие о виртуальной реальности. Свойства виртуальной реальности. 4.Соотношение константной и виртуальной реальностей. 5.Понятие о виртуальной психологии. Методы виртуальной психологии. 6. Аретея как тип практики. Понятие компьютерной виртуальной реальности в виртуалистике. 7.Понятие о виртолюции. 8.Полионтизм мира и полиреальность человека. Мифомагическая психика как матрица виртуальных реальностей. 9.Феномен удвоения виртуальной реальности. Девиртуализация виртуальной реальности. 10.Филогенез как развитие полиреальности человека. Виртуальная реальности телесности эпохи первобытности. 11.Виртуальная реальность сознания в эпоху Античности. 12. Виртуальная реальность личности в эпоху Средневековья. 13. Виртуальная реальность воли в Новое время. 14.Виртуальная реальность внутреннего человека в Новейшее время. 15.Принцип виртолюции в понимании психического развития ребенка. Модель психического развития ребенка в виртуальной психологии. 16.Феномен удвоения реальности телесности в младенчестве. 17. Феномен удвоения реальности сознания в раннем детстве. 18.Феномен удвоения реальности личности в подростковом возрасте. 19.Феномен удвоения реальности воли в юношеском возрасте. 20.Феномен удвоения реальности внутреннего человека в молодости. 21.Аномии реальности. Сверхразвитость реальности. Недостаток развития реальности. 22.Понятие о виртуальном конфликте. Виртуальный конфликт в типичной российской семье. 23.Специфика родовой семьи в России. Развитие ребенка в условиях семьи с виртуальным конфликтом. Отчуждение реальностей ребенка. 24. Узурпация реальностей молодой семьи в условиях трехпоколенной семьи. 25.Иерархия детей в трехпоколенной семье. Специфика психического развития высокостатусного и низкостатусного ребенка в семье с виртуальным конфликтом. 26. Аретея виртуального конфликта в семье. 27.Понятие о виртуальном конфликте в обучении. Традиционное обучение и виртуальный конфликт в обучении. 28.Виртуальный конфликт средней школе. Казус виртуального конфликта в средней школе. 29.Виртуальный конфликт в высшей школе России. Казус виртуального конфликта в высшей школе. 30.Педагогические технологии и виртуальный конфликт. Технологии обучения, соответствующие полиреальной природе человека. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Раздел 1. Гуманистические основы образования в зарубежной педагогической мысли Тема 1. Педагогика природосообразности Я.А. Коменского 1.1. Осмыслите роль идеи природосообразности воспитания (соответствие универсальным законам природы, законам природы человека, законам педагогического процесса) в научном обосновании педагогических явлений и процессов. 1.2.Согласны ли вы с трактовкой Я.А. Коменского проблемы соотношения развития и воспитания (аргументируйте свою позицию). 1.3. Определите подход автора: антропоориентированний или социоориентированный в характеристике ступеней образования. Тема 2. Педагогика естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. 2.1.Опираясь на те или иные фрагменты трактата «Эмиль или о Воспитании» аргументируйте соответствие представленной развернутой характеристики того, как растет Эмиль-дитя, отрок, юноша идее автора о «естественном», «свободном» воспитании. 2.2. Найдите в содержании трактата описание педагогических ситуаций, в которых автор обосновывает необходимость «скрытой позиции» педагога, «косвенного педагогического воздействия». Объясните их взаимосвязь с проблемой личностного роста воспитанника. Тема 3. Принцип культуросообразности воспитания в педагогическом наследии И.Г. Песталоцци 3.1.Опираясь на представленную автором в своем педагогическом романе «Лингард и Гертруда» концепцию народной школы приведите свои размышления в русле следующих вопросов: школа и социум; воспитание и культура; школа и труд. 3.2. В «Лебединой песне» выделите трактовки природы человека, законов развития природных способностей. В чем состоит авторское развитие идеи природосообразности как методологического основания образования человека Тема 4. Педагогика «культуры интеллекта» И.Ф. Гербарта 4.1.В чем суть идеи воспитывающего обучения 4.2.Охарактеризуйте соотношение идеи воспитывающего обучения с моделями «школы учебы» и «школы культуры». Тема 5. Педагогика гуманизма Ф.В. А. Дистервега 5.1.Покажите специфику трактовки принципа культуросообразности в педагогических взглядах Дистервега как «главного закона» воспитания. 5.2.Покажите соотношение принципов природосообразности и культуросообразности и воспитание «человека стремлений». Тема 6. Гуманистическая педагогика Дж. Дьюи и Я. Корчака. 6.1. Покажите новаторский характер педагогических идей Дж.Дьюи. 6.2. Приведите из книги Я.Корчака «Как любить детей» наиболее значимые для вас идеи и позиции автора (не менее 3-х). Раздел 2. Теоретико-методологические основы образования в воззрениях видных представителей отечественной педагогической мысли Тема 1. Общечеловеческая концепция образования в педагогических взглядах Н.И. Пирогова 1.1.Охарактеризуйте три возможных направления развития общества, предложенные Н.И. Пироговым в статье «Вопросы жизни» и объясните педагогические выводы, которые из них следуют. 1.2.Объясните актуальный смысл «вопросов жизни» для современной социокультурной и образовательной действительности. Тема 2. Антропологическая концепция образования К.Д. Ушинского 2.1. В чем видел К.Д. Ушинский цель воспитания 2.2.Опираясь на текст введения к фундаментальному труду ученого «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» охарактеризуйте требования автора к педагогической науке и аргументируйте потребность в психологической компетентности учителя. Тема 3. Концепция свободного образования Л.Н. Толстого. 3.1.В чем суть идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого. Охарактеризуйте позицию мыслителя относительно взаимосвязи воспитания и обучения Тема 4. Концепция педагогики саморазвития П.Ф. Каптерева 4.1.Приведите основания гуманистической направленности понимания П.Ф. Каптеревым педагогического процесса. 4.2. В чем представляется актуальный смыл основных положений педагогической концепции П.Ф. Каптерева в аспекте создания современной «школы саморазвития». Тема 5. Концепция свободного и творческого развития личности К.Н. Вентцеля 5.1.Раскройте ведущий принцип философии образования К.Н. Вентцеля. 5.2.В чем суть идеи устройства школы как «Дома радости» Тема 6. Культурологическая концепция образования СИ. Гессена 6.1.Раскройте позицию СИ. Гессена относительно цели воспитания. Поясните точку зрения автора на взаимосвязь таких понятий как дисциплина, свобода, личность. Тема 7. Педологическая концепция обучения и воспитания П.П. Блонского. 7.1.Приведите примеры из избранных сочинений П.П. Блонского, подтверждающие его концептуально-педагогический тезис о том, что ребенок является центром педагогического процесса. 7.2.Аргументируйте, опираясь на содержание лекции, педологическую направленность педагогики П.П. Блонского. ДЕВИАНТОЛОГИЯ Предмет и основные понятия девиантологии Причины возникновения девиантного поведения у детей Основные принципы, методы и приемы воспитания трудных детей Содержание работы с трудными детьми Основные направления воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками Задачи и формы работы с родителями по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей Работа общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей Взаимодействие различных институтов в ходе организации воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками с отклоняющимся от нормы поведением ИМИДЖЕОЛОГИЯ «Имиджмейкеринг. Габитарный имидж» Типы имиджа. Имиджформирующая информация. Формула первого впечатления. Антиимидж. Стереотипы имиджа - психологический, социальный стереотипы. Символьный язык одежды. Психология имиджевых воздействий. Инструменты и методы работы имиджмейкера. «Психология имиджа» Психологические особенности построения имиджа и имиджевого консультирования. Составление профессиограммы имиджмейкера. Приемы и тесты для изучения имиджевых свойств личности, их внутренних психических оснований. Психология в имиджевом консультирование. «Искусство самопрезентации» Эффективная самопрезентация с учетом делового этикета, психологии общения, ораторского искусства и самобрендинга. «Цветоведение, колористика. Цветовой маркетинг» Механизм цветовосприятия, физика цвета; Цветовое конструирование. Психологическое действие цветов спектра; символическое значение цвета. Цветовые типажи. Колористическая диагностика по природным показателям. Корреляция индивидуальной цветовой палитры. Цвет – как маркетинговый инструмент: рекламная и полиграфическая продукция; корпоративная символика. «Коррекционные техники» Типология фигур. Теория иллюзий зрительного восприятия. Визуальная коррекция лица и фигуры. «Образный макияж» Знакомство с видами декоративной косметики. Инструменты для макияжа. Определение типа кожи, ее структуры и особенности ее функционирования. Обзор и классификация рынков косметических средств. Правила нанесения макияжа. Моделирование и коррекция лица. Современные тенденции в макияже. «История дизайна и текстиля» История костюма и дизайна. История текстиля и современные технологии в тканях, трикотаже, нетканых материалах, мехе, коже. Концепция «культурной биографии» вещей. Основы прогнозирования и анализа модных тенденций в индустрии моды. Дизайнеры моды - влиятельные, визионарии и новаторы. «Стилистика» Теория композиции и стилеобразования. Классификация стилей. Особенности стилистики мужского гардероба. Стиль и образ жизни. Стиль и мода. Трендсеттеры ХХ века. «Мода. Современная модная индустрия. Особенности ПР в индустрии моды. Мода в России» Мода как социальная норма. Психология моды. Мода – как индустрия. Рынок моды. Сегменты индустрии моды. Классификация модного продукта. Философии брендов, креативные и коммерческие особенности компаний. ПР инструменты, виды, оценка эффективности, паблисити. Виды специализированных событий – показы, конкурсы, шоу. Методы работы со СМИ. КВАНТОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1.Европейская модель развития. Ограничения европейской модели развития. 2.Виртуалистика как новый тип мировоззрения. Идея полионтизма мира. 3. Понятие о виртуальной реальности. Свойства виртуальной реальности. 4.Соотношение константной и виртуальной реальностей. 5.Понятие о виртуальной психологии. Методы виртуальной психологии. 6. Аретея как тип практики. Понятие компьютерной виртуальной реальности в виртуалистике. 7.Понятие о виртолюции. 8.Полионтизм мира и полиреальность человека. Мифомагическая психика как матрица виртуальных реальностей. 9.Феномен удвоения виртуальной реальности. Девиртуализация виртуальной реальности. 10.Филогенез как развитие полиреальности человека. Виртуальная реальности телесности эпохи первобытности. 11.Виртуальная реальность сознания в эпоху Античности. 12. Виртуальная реальность личности в эпоху Средневековья. 13. Виртуальная реальность воли в Новое время. 14.Виртуальная реальность внутреннего человека в Новейшее время. 15.Принцип виртолюции в понимании психического развития ребенка. Модель психического развития ребенка в виртуальной психологии. 16.Феномен удвоения реальности телесности в младенчестве. 17. Феномен удвоения реальности сознания в раннем детстве. 18.Феномен удвоения реальности личности в подростковом возрасте. 19.Феномен удвоения реальности воли в юношеском возрасте. 20.Феномен удвоения реальности внутреннего человека в молодости. 21.Аномии реальности. Сверхразвитость реальности. Недостаток развития реальности. 22.Понятие о виртуальном конфликте. Виртуальный конфликт в типичной российской семье. 23.Специфика родовой семьи в России. Развитие ребенка в условиях семьи с виртуальным конфликтом. Отчуждение реальностей ребенка. 24. Узурпация реальностей молодой семьи в условиях трехпоколенной семьи. 25.Иерархия детей в трехпоколенной семье. Специфика психического развития высокостатусного и низкостатусного ребенка в семье с виртуальным конфликтом. 26. Аретея виртуального конфликта в семье. 27.Понятие о виртуальном конфликте в обучении. Традиционное обучение и виртуальный конфликт в обучении. 28.Виртуальный конфликт средней школе. Казус виртуального конфликта в средней школе. 29.Виртуальный конфликт в высшей школе России. Казус виртуального конфликта в высшей школе. 30.Педагогические технологии и виртуальный конфликт. Технологии обучения, соответствующие полиреальной природе человека. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ Перечень и тематика самостоятельной работы студентов: Теоретических: 1. Истоки и история развития психологии здоровья. Понятие психического здоровья. Здоровье и его норма. 2. Актуальность проблем психологии здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. Составляющие здоровье. 3. Методологические основы психологии здоровья. Здоровье, болезнь и «третье состояние». 4. Человек как система. Древние и современные холистические системы. 5. Психическое здоровье и его механизмы с позиций системного подхода. Гомеостаз (Э.С. Бауэр). Механизмы саногенеза и валеогенез (Л.Д. Лиознер). Типы диагностических моделей здоровья. Донозологическая дианостика. Типы адаптивных моделей. Удовлетворительная адаптация. Напряженная адаптация. Неудовлетворительная адаптация. Срыв механизмов адаптации. Метод математического анализа сердечного ритма (Р.М. Баевский) Диагностика уровня психического здоровья по прямым показателям (В.А. Войтенко). Методика определения психобиологического возраста. Телесно ориентированная психотерапия (В. Райх, А. Лоуэн). Индивидуальная психология (А. Адлер). Бихевиоральная терапия. Гештальттерапия (Ф. Перс). Методы трансперсональной психологии (С. Гроф, Л. Орр, Д. Леонард, Ф. Лаут). Современные способы оздоровления (М. Дермотт, О. Коннор, С. Андреас, Н. и Х. Пезешкин). Определение признаков стрессового напряжения. Способы преодоления стресса. Психологические механизмы защиты от стресса. Тревожное состояние. Психологические причины депрессии. Профилактика психического стресса и коррекция его последствий. Формирование физического и психического здоровья во внутриутробном периоде. Принципы формирования физического и психического здоровья (Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова). Интегративный подход к управлению психическим здоровьем. Взаимоотношения организма с окружающей средой. Психоэкология. Биоритмы и здоровье. Основные гуманитарные проблемы экологии. Благополучие окружающей среды. Экосистемы. Загрязнители окружающей среды. Экологическое самосознание человека. Окружающая среда и этические нормы. Персональная ответственность за благополучие окружающей среды. Виды и интенсивность физической нагрузки. Механизмы влияния физических упражнений на психику. Системы психофизической тренировки. Состав технических средств и рекомендации работы с ним. Для проведения практических занятий предлагаются ростомер, напольные весы, таблица для определения нарушения зрения, тонометр, методики самооценки психического и физического здоровья. Практических заданий: 1.Провести оценку физического состояния человека. Вводные замечания. Физическое состояние определяется как минимум: - здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности воз­растной норме и степенью устойчивости организма к неблагопри­ятным внешним воздействиям); - телосложением; - состоянием физиологических функций. Поскольку физическое состояние определяется морфологически­ми и функциональными показателями, отражающими состояние основных систем жизнеобеспечения организма, то обращение к нему в практике оценки физического здоровья человека вполне оправданно. Цель занятия. Овладеть методикой оценки физического состояния. Оснащение. Секундомер, весы, ростометр, тонометр для определе­ния уровня артериального давления. Место проведения: психолого-педагогическая экспериментальная лаборатория СГПА (ком. 120, гл.корпус) Порядок работы. Измеряются частота пульса, масса тела, рост и уро­вень артериального давления. Частота пульса определяется в состоя­нии покоя с помощью секундомера по числу пульсаций лучевой или сонной артерии за 10 с с дальнейшим перерасчетом за 1 мин. Изме­рение артериального давления производится в положении сидя, при этом манжета тонометра накладывается на плечо и в ней создается давление выше предполагаемого систолического (до 140 мм рт. ст. и бо­лее). Постепенно давление в манжете снижается, и с помощью фо­нендоскопа чуть ниже места сжатия плечевой артерии прослуши­ваются звуки («тоны Короткова»). Первый тон характеризует си­столическое давление, а исчезновение тона — диастолическое. Обработка результатов. Для оценки уровня физического состояния (УФС) используется формула: УФС = (700 – 3 × ЧСС - 2,5 × АДср - 2,7 × В 0,28 × т) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------, (350 - 2,6 × В 0,21 × h) где ЧСС — частота сердечных сокращений (удмин) в состоянии по­коя; АД кр — среднее артериальное давление (определяется как сумма диастолического давления и 13 разности между систолическим и диастолическим давлением); В — возраст (годы) на момент обследова­ния; т — масса тела (кг), h — рост (см). Полученная величина оцени­вается в соответствии с данными, приведенными в табл. 3.1. Таблица. Характеристика уровня физического состояния Уровень физического состояния Мужчины Женщины Низкий 0,225-0,375 0,157-0,260 Ниже среднего 0,376-0,525 0,261-0,365 Средний 0,526-0,675 0,366-0,475 Выше среднего 0,676-0,825 0,476-0,575 Высокий 0,826 и выше 0,576 и выше Контрольные вопросы Каким образом измеряется частота пульса и уровень артериаль­ного давления От каких параметров будет зависеть уровень физического состоя­ния организма 2. Самооценка состояния здоровья Вводные замечания. Самооценка состояния здоровья может быть осуществлена с помощью анкетирования по В. П. Войтенко. С этой целью применяется специальная анкета, состоящая из 28 во­просов, на 27 из них предусмотрены ответы «да—нет», последний во­прос требует конкретного ответа из двух предложенных. Цель занятия. Овладеть методикой самооценки уровня здоровья. Оснащение. Анкета самооценки состояния здоровья (табл. 9.1). Порядок работы. Для самооценки состояния здоровья используют­ся данные анкетирования: подсчитывается число неблагоприятных для испытуемого ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляет­ся 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое». Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья: 0 — при «идеаль­ном» и 28 — при « очень плохом» самочувствии. 2. Определить самооценку психического здоровья Методика. Для самооценки психического здоровья используется ме­тодика определения душевного равновесия, разработанная С. Степа­новым. Порядок работы. Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, отве­тив на вопросы согласно инструкции.
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • АКМЕОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
  • ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА
  • ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ИМИДЖЕОЛОГИЯ «Имиджмейкеринг. Габитарный имидж»
  • «Искусство самопрезентации»
  • «Коррекционные техники» Типология фигур. Теория иллюзий зрительного восприятия. Визуальная коррекция лица и фигуры. «Образный макияж»
  • «История дизайна и текстиля»
  • «Мода. Современная модная индустрия. Особенности ПР в индустрии моды. Мода в России»
  • КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ