Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Практикум Братск 2011 Толерантность поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии: практикум / Т. Н. Чекмарёва, С. А. Фёдорова Братск: гоу впо




страница1/11
Дата01.07.2017
Размер2.84 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Т.Н. Чекмарёва

С.А. Фёдорова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Т.Н. Чекмарёва

С.А. Фёдорова


Толерантность –

поиск мира и согласия

в межличностном взаимодействии

Практикум

Братск 2011

Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии: практикум / Т. Н. Чекмарёва, С. А. Фёдорова – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. – 183 с.


В учебном пособии представлен материал к практическим занятиям по разделу «Толерантность» дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения», способствующий самостоятельной подготовке студентов. Может быть полезен при выполнении курсовых проектов и работ по другим дисциплинам специальности «Педагогика и психология» очной, заочной и ускоренной формы обучения.




Рецензенты:
О.Л. Подлиняев, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВСГАО» (г. Иркутск)
Е.В. Фалунина, канд. псих. наук, доцент кафедры ПиП БрГУ (г. Братск)
© Печатается по решению редакционно-издательского совета

Отпечатано в издательстве БрГУ с оригинала авторов


665709, Братск, ул. Макаренко, 40

Тираж 200 экз. Заказ 37


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 6
§1. Характеристика и диагностика компонентов,

составляющих толерантность (толерантные отношения)………………… 7

1.1.Эмпатия и толерантности…………………………………………………… 7

1.2.Рефлексия и толерантности……………………………………………….….12

1.3.Принятие и толерантности…………………………………………………...16

1.4.Ассертивность и толерантности………………………………………….….27

1.5.Эмоциональная устойчивость и толерантность……………………………30

1.6.Доброжелательность и толерантность……………………………………...36

1.7.Коммуникативная компетентность и толерантность………………………38

1.8.Сотрудничество и толерантность…………………………………………....55

1.9.Самообладание и толерантности………………………………………….…56

1.10.Личностная адаптация и толерантность…………………………………..59

1.11.Терпение, терпимость, терпеливость и толерантность……………….…..66

1.12.Агрессивность и толерантность………………………………………….…69

1.13.Тревожность и толерантность…………………………………………..…..88

1.14.Конфликтность и толерантность…………………………………………....93
§2. Методики диагностики толерантности…………………………………..98

2.1.Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авт. Г.У. Солдатова, О.А.

Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)………………………………..........99

2.2.Вопросник для измерения толерантности (авт. В.С. Магун, М.С.

Жамкочьян, М.М. Магура)………………………………………………………104

2.3.Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

(авт. В.В. Бойко)………………………………………………………………….111

2.4.Шкала базовых убеждений (авт. Р.Янов–Бульман)……………………….120

2.5.Шкала социальной дистанции (Э. Богардус)……………………………...125

2.6.Опросник для измерения общих социальных установок у детей

(авт. Э.Френкель–Брунсвик)..…………………………………………………..131

2.7.Диагностический тест отношений (авт. Г. Солдатова)……………………132

2.8.Типы этнической идентичности (авт. Г.У.Солдатова, С.В. Рыжова)…….136

2.9.Томский опросник ригидности (ТОРЗ) (авт. Г.В. Залевский)…………….141


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………...161

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………162

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тренинг толерантности…………………………………...166

ВВЕДЕНИЕ
Анализ психологической и педагогической литературы показывает существование множественности понятий: терпимость, терпение, терпеливость, смирение, миролюбие, снисходительность, выносливость и прочие, которые составляют, либо подменяют общий смысл и идею толерантности. Отсутствие однозначности в трактовке содержания, функций, объектов, видов, форм, границ, механизмов и психологических компонентов структуры толерантности вызывает различные дискуссии и разногласия в определении данного феномена. Разные авторы дают различные интерпретации понятию «толерантность». В месте с этим они предлагают свои идеи и теоретические обоснования о возможных компонентах и механизмах как составляющих, так и определяющих становление толерантности.

Объединение идей и подходов отдельных авторов к группированию признаков толерантности и исследованию феномена «толерантность» дает нам возможность изучить компоненты толерантности как психологического понятия, выделить динамические параметры толерантности, механизмы и признаки характеризующие процесс становления толерантных отношений.

В данном учебно-методическом пособии представлены те психологические составляющие личности, которые, так или иначе, могут способствовать становлению толерантности, как наиболее важного компонента в контексте гуманизации отношений. В пособии представлены методики для диагностики становления толерантности и толерантных отношений, которые возможно применять как в комплексе, так и по отдельности.

§1. Характеристика и диагностика компонентов, составляющих толерантность (толерантные отношения)



    1. Эмпатия и толерантность



Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание):

-внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование);

-эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций (Т.П. Гаврилова).

Эмпатия – умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость (совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»).

Эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека (А.А. Погодина).

Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе эмпатии, как социального познания, и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатия выражается в отношение человека к другим людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия).

В рассмотрении эмпатии мы опираемся на разработанное данное понятие феномена Т.П. Гавриловой, Л.П. Стрелковой, Л.П. Выговской, Е.Н. Васильевой, И.М. Юсуповым, Н.Н. Обозовым, где эмпатия представлена как сопереживание, сочувствия, а сочувствие, в свою очередь, рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования:

- сопереживание- человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а

также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание – Идентификация).

- сочувствие - человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (Альтруизм).

Тест «Эмпатические способности»

(автор В.В. Бойко)

Инструкция: Поставьте «да» около тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» – около тех, с которыми вы не согласны.

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю "родственную душу" в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайным попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности - бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура - поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки, могут так сильно огорчать людей.


Обработка результатов.
Подсчитывается число ответов (соответствующих "ключу") по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка:

1. Рациональный канал эмпатии: 1, 7, -13, 19, 25, -31;

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, 8, -14, 20, -26, 32;

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, 9, 15, 21, 27, -33;

4. Установки, способствующие эмпатии: 4, -10, -16, -22, -28, -34;

5. Проникающая способность в эмпатии: 5, -11, -17, 23, -29, -35;



6. Идентификация в эмпатии: 6, 12, 18, -24, 30, -36.
Интерпретация результатов. Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
1. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека - на его состояния, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
2. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
3. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относится к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
5. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
6. Идентификация - еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживание, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от О до 36 баллов. По предварительным данным, можно считать: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29- 22 - средний; 21-15 - заниженный; менее 14 баллов - очень низкий.




    1. Рефлексия и толерантность



Рефлексия - (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а так же понимание и осознание того, как он воспринимается партнёром по общению (Г.В. Безюлева).
Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов) содержит тезаурус, тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность.

Рефлексивные способности в толерантности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношений с миром.

В социально-психологическом контексте рефлексия понимается как «осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» [4; 148].

Рефлексии – самопознание человеком собственного внутреннего мира. Оно осуществляется при помощи самопознания, раскрывающего внутреннее строение и специфику душевного и духовного мира человека.

Процесс рефлексии необходим для личностного роста, совершенствования (В.В. Макаров).

В.В. Макаров выделяет позитивную и негативную рефлексию:

-позитивная рефлексия позволяет выявить собственные достоинства и недостатки, увидеть пути развития наших достоинств, и минимизации или преодоления недостатков.

В результате сохраняется и укрепляется позитивный образ собственной личности.


-при негативной рефлексии характеристики, трактуемые как недостатки, укрепляют низкую самооценку. Такой человек постоянно помнит о своих низких возможностях. Он излишне критичен к себе, пессимистичен в оценке своих возможностей [28].
Самооценка уровня онтогенетической рефлексии
Методика нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.

Инструкция. Ниже приведены вопросы, на которые необходимо отвечать в форме «да» ( ) в случае утвердительного ответа или «нет» (-) в случае отрицательного ответа и «не знаю» (0), если вы сомневаетесь в ответе.

1.Случалось ли вам когда-либо совершить жизненную ошибку, результаты которой вы

чувствовали в течение нескольких месяцев или лет?

2.Можно ли было избежать этой ошибки?

3.Случается ли вам настаивать на собственном мнении, если вы не уверены на 100% в его правильности?

4.Рассказали ли вы кому-либо из самых близких о своей самой большой жизненной ошибке?

5.Считаете ли вы, что в определенном возрасте характер человека уже не может измениться?

6.Если кто-то доставил вам небольшое огорчение, можете ли вы быстро забыть об этом и перейти к обычному распорядку?

7.Считаете ли вы себя иногда неудачником?

8.Считаете ли вы себя человеком с большим чувством юмора?

9.Если бы вы могли изменить важнейшие события, имевшие место в прошлом, построили бы вы иначе свою жизнь?

10.Что больше руководит вами при принятии ежедневных личных решений - рассудок или эмоции?

11.С трудом ли вам дается принятие мелких решений по вопросам, которые каждый день ставит жизнь?

12.Пользовались ли вы советом или помощью людей, не входящих в число самых близких, при принятии жизненно важных решений?

13.Часто ли вы возвращаетесь в воспоминаниях к минутам, которые были для вас неприятны?

14.Нравится ли вам ваша личность?

15.Случалось ли вам просить у кого-либо прощения, хотя вы не считали себя виноватым?
Обработка результатов. За каждый ответ «да» на вопросы 1,3,5,7,9,11,13 и «нет» на вопросы 2,4,6,8,10,12, 14,15 вы получаете по 10 баллов. За каждый ответ «не знаю» вы получаете по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация результатов:
100-150 баллов - полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Вы обладаете исключительной способностью усложнять себе жизнь. Вашими решениями недовольны ни вы, ни ваше окружение. Для исправления ситуации необходимо лучше обдумывать свои решения, анализировать ошибки и найти хороших советчиков по сложным жизненным ситуациям.

50-99 баллов - рефлексия со знаком «-», итогом прошлых ошибок становится страх перед совершением новых. Ваша осторожность, явившаяся результатом прошлых жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха. Возможно то, что вы считаете ошибкой, совершенной в прошлом, - просто сигнал о том, что вы изменились. Ваш критичный ум иногда мешает исполнению ваших глубоких желаний.

0-49 баллов - рефлексия со знаком « ». Анализ совершенного и движение вперед. В ближайшее время вам не грозит опасность совершить жизненную ошибку.

Гарантия этого – вы сами. У вас есть много черт, которыми обладают люди с большими способностями к хорошему планированию и предвидению собственного будущего. Вы ощущаете себя творцом собственной жизни.




Опросник «Профессиональная рефлексия педагога»

(авт.Р.Р. Калинина)
Инструкция: ответьте на приведенные ниже опросы «да» или «нет».

1. Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?

2. Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?

3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения?

4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?

5.Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?

6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с людьми?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?

8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)?

9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в вашем ДОУ?

10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?

11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?

12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

13. Считаете ли вы, что и 6ез вашего присутствия и постоянного контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?

14. Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?
Обработка результатов. В ключе приведены баллы которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов, воспользовавшись данным ключом.

Ключ для обработки




№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Да

1

0

0

0

2

1

1

0

1

1

0

0

0

2

Нет

0

1

1

2

о

0

0

2

0

0

2

1

2

0


Интерпретация результатов.
0—5 баллов. Вы — очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6— 10 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с дет­ским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психо­логическую литературу.
11 -15 баллов. Вы — хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.
16—20 баллов. Вы — грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши, взаимоотношения с коллегами и представителями администрации — не вы ли являетесь причиной напряженности?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • ВВЕДЕНИЕ
  • § 2. Методики диагностики толерантности
  • ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  • §1. Характеристика и диагностика компонентов, составляющих толерантность (толерантные отношения) Эмпатия и толерантность
  • Рефлексия и толерантность