Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Практическая работа. Карта-план «Образовательный маршрут»




Скачать 337.78 Kb.
Дата02.07.2017
Размер337.78 Kb.
ТипПрактическая работа
Тема 13. Практическая работа. Карта-план «Образовательный маршрут».
Цель: развитие у учащихся умения планировать свой профессиональный путь.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с алгоритмом составления профессионального плана.

  2. Дать рекомендации по формированию основных составляющих готовности к

выбору профессии.

  1. Рассказать об ошибках, допускаемых школьниками при построении

профессиональных планов.

  1. Раскрыть пути дальнейшего продолжения образования после 9 класса.



Оборудование:

Профессиограмма профессии плотника.



Ход занятия.

Вводная часть.

Часто в повседневном общении людей вы слышите слово «личность»: личность профессионала, личность ученика, творческая личность и т.д. Когда говорят о личности человека вообще, то подразумевают некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей и т.п.).

Человек становится личностью, а не рождается ею.

Итак, что же такое личность, и как стать личностью?

В психологии понятие «личность» используется в 2-х основных значениях: 1) это человек, обладающий сознанием (сознание позволяет понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь); 2) это человек, имеющий собственное «Я» (установки, убеждения, взгляды, социальные роли, индивидуальность).

Можно с полной уверенностью заявить, что все вы - личности. Вы стремитесь к самостоятельности, активно отстаиваете свою точку зрения (иногда проявляя максимализм в оценках). Вам интересен окружающий мир, и вы стремитесь активно познавать его. Кроме того, вы проявляете интерес к другим людям и к своему внутреннему миру. Вы стремитесь через общение познать себя и окружающих. Вам хочется чем-то выделиться «из толпы».

Помимо вышеперечисленных особенностей, личность должна уметь самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях.

Очень скоро вам предстоит принять важное решение – решение о выборе профессии и пути ее получения.

Основная часть.

Выбор профессии – дело важное и ответственное. Для того, чтобы выбор профессии был осознанным, а, следовательно, правильным необходимо наметить план действий по подготовке к выбору профессии.

Для начала вам необходимо ответить на следующий круг вопросов.

Вопросы к учащимся:


  1. Задумывались ли вы о том, кем хотите стать?

  2. Говорили ли вы с кем-нибудь об этом?

  3. Как вы узнали об этой профессии?

  4. Что вы о ней знаете?

  5. Знаете ли вы, где можно получить эту профессию?

  6. Как вы готовитесь к выбору профессии?

  7. Есть ли у вас запасной вариант профессии в случае, если возникнут непреодолимые препятствия для получения основной?

(Ответы участников и обсуждение).

На многие вопросы у вас нет пока ответа. Поиск ответов на эти вопросы и будет вашей программой действий по подготовке к выбору профессии. Определенные шаги по подготовке к принятию осознанного решения о выборе профессии вы можете предпринять этим летом.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, кем вы хотите стать, вам необходимо, прежде всего, расширить представления о мире профессий. Недостаточное знание мира профессий – одна из основных проблем при выборе профессии.

Мир профессий динамичен и изменчив. Действительно, в эпоху всеобщей информатизации многие профессии безвозвратно уходят в прошлое. Другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки.

Постепенно исчезает профессия оператора ЭВМ. Сегодня многие специалисты, занятые в различных отраслях материального и нематериального производства, должны быть уверенными пользователями ЭВМ. Например, сегодня большинству работников, занятых в торговле, необходимо владение компьютером (маркетологи, бренд-менеджеры и др.).

Многие профессии изменяют свой облик. Например, многие рабочие профессии видоизменяются вследствие внедрения в процесс производства различных современных машин и оборудования. Труд станочника в деревообработке становится все более автоматизированным вследствие использования в процессе работы различных автоматических и полуавтоматических деревообрабатывающих станков. Автомеханик должен быть в курсе современных достижений в области автомобилестроения, хорошо ориентироваться в современном оборудовании и инструментах, предназначенных для ремонта автомобилей.

За последнее время появилось много новых профессий, о которых мы раньше не слышали: логистик (занимается организацией, контролем и оптимизацией перевозок на транспорте), дизайнер (проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров и пр.), пиар-менеджер (специалист по связям с общественностью), генный инженер (создает новые виды животных и растений на основе знания законов передачи свойств и признаков от клетки к клетке, от поколения к поколению), системный администратор (поддержание работы и модернизация компьютеров, сетевого и офисного оборудования, а также программного обеспечения) и др.

Информацию о содержании профессий вы можете получать разными путями. Например, вы можете обратиться к художественной литературе, биографиям знаменитых людей. Например, из биографии Шанель Коко вы можете узнать, что она – выдающийся французский модельер, основательница «Дома Шанель». В 20 лет Коко Шанель стала работать в трикотажном магазине. Она быстро заслужила доверие и уважение, так как мастерски шила женскую одежду. Целеустремленность и настойчивость позволили Коко Шанель открыть в 1913 году собственный бутик. Коко создала собственную линию одежды и стремительно вошла в мир моды. В 1920 году Шанель открыла дом моды – фабрику, которая реализовала на практике все замыслы Коко. Итогом знакомства с Эрнестом Бо стали известные во всем мире духи «Шанель №5».

Описание содержания профессий вы найдете в газетах и журналах. Загляните летом в школьную, районную или городскую библиотеку. Например, вы можете обратиться к таким специализированным журналам, как «Абитуриент», «Карьера». Кроме того, описание содержания профессий вы можете найти в различных энциклопедиях, справочниках, книгах (Психология популярных профессий под редакцией Л.А. Головей, энциклопедия «2000 профессий», «99 популярных профессий» Е.С. Романовой.).

Можно обратиться к профессиограммам, которые позволяют разобраться в особенностях профессий и проанализировать их. Профессиограмма – это характеристика профессии с описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требований к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека. Она включает в себя и пути получения данной профессии.

В качестве образца предлагаем вам профессиограмму профессии плотника, которая помещена в приложении № 1. Профессиограмма состоит из разделов: характеристика профессии; функции (содержание труда) работающего; необходимые для успешного освоения и работы по данной профессии знания и профессионально - важные качества; медицинские противопоказания; пути получения профессии и родственные профессии. Профессиограммы интересующих Вас профессий вы можете найти в Интеренете на сайтах*, а также в профориентационной литературе. Знакомство с профессиограммами и чтение специальной литературы о профессиях позволит вам составить общее представление о профессиях. Для того, чтобы лучше разобраться в специфике той или иной профессии, вы можете побывать на рабочем месте представителя профессии. Поставьте перед собой вопрос: «Что делает человек данной профессии, работающий на конкретном месте?». Деятельность работника можно проанализировать по следующему плану: характер и последовательность трудовых действий; орудия труда; условия труда. Можно договориться с родителями или друзьями родителей о посещении их рабочих мест. В процессе наблюдения вы сможете сделать много интересных выводов о специфике работы представителя той или иной профессии. Кроме того, вы можете провести опрос среди родственников и знакомых о том, как они пришли в профессию. Предложите им ответить на вопросы: почему выбрали именно эту профессию; с какими трудностями сталкиваются они в процессе профессиональной деятельности; что привлекает в профессии.

Знание специфики избираемой профессии позволит в будущем избежать некоторых ошибок, а именно ошибок, связанных с незнанием мира профессий. Социологические исследования показывают, что часто выпускники увлечены только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Например, в профессии геолога учащихся часто привлекает возможность путешествовать, но они забывают или просто не знают о тяжелой повседневной работе геолога: длительное и кропотливое наблюдение, необходимость заниматься тончайшими измерениями, из месяца в месяц повторять одну и ту же поисковую работу в разных местах.

Важно проникать за зримые явления профессии, вскрывать (усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст действительно веские доводы «за» и «против» выбора именно этой профессии для тебя.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что одни виды деятельности воспринимаются как «престижные», в то время как некоторые другие воспринимаются как «непрестижные». Престижность профессии – это популярность профессии среди определенной группы людей; мода на эту профессию. Однако то, что не престижно в одно время, в определенный исторический момент достаточно престижно. Примеров этому можно найти множество. Так, после революции и в первые годы Советской власти были престижны профессии: счетный работ­ник, бухгалтер, банковский служащий. В 90 – е годы прошлого столетия существовали определенные сложности в привлечении моло­дежи в указанную сферу деятельности. А сегодня одними из наиболее престижных являются профессии: «экономист», «банковский служащий», «финансист». Мода на профессии уходит и приходит. Престижность – яркий, но несущественный показатель при выборе профессии. При составлении профессиональных планов необходимо ориентироваться не на престиж профессий, а на их перспективность. Какие профессии будут пользоваться повышенным спросом на рынке труда в ближайшие 10 лет?

*

www.proff.so.rusobr.ru/p177aa1.html



www.challytrud.ru/profgr.htm

www.yolatrud.ru/page175.html,

www.komitrud.ru/PSYCHOLOG/soc_pro.htm,

Бурное развитие общества, совершенствование техники и технологии приводит к появлению новых и трансформации уже имеющихся профессий. Сейчас все больше производственные профессии заменяются робототехникой, компьютерами, а собственно человеческими становятся сервисные профессии, профессии сферы услуг. Во всем мире наблюдается трансформация «производственного общества» в «сервисное».

В ближайшие 10 лет будут востребованы маркетологи (специалисты по качеству и сбыту продукции), логисты – специалисты, способные грамотно выстроить и отследить всю цепочку транспортировки товара, уложившись в жесткие сроки поставки. Возникают новые формы торговли, например электронная форма торговли с использованием телекоммуникационных сетей. Следовательно, необходимы специалисты, которые могут обслуживать покупателей с помощью Интернета.

В настоящее время активно развивается система внешнего и внутреннего туризма. Будут востребованы турагенты и туроператоры, специализирующиеся на предоставлении услуг класса люкс и экзотических путешествий. По-прежнему будут востребованы аниматоры – люди, обеспечивающие интересный отдых в поездках.

Около 50 процентов всех работающих людей будут связаны с компьютерами: в офисах, магазинах, лабораториях, на заводах. Сегодня на рынке труда востребованы системные администраторы и аналитики, администраторы баз данных, специалисты технической поддержки, специалисты по защите информации, программисты. В будущем появятся новые специальности: дизайнер по компьютерному макетированию, дизайнер электронных плат.

Изменения коснутся и так называемых “вечных” отраслей – образования и здравоохранения. Благодаря Интернету, в ближайшем будущем появится новая профессия – дистанционный учитель. На рынке труда будут востребованы педагоги-исследователи, педагоги-технологи, педагоги-смежники, которые имеют две специальности: психологи, логопеды, социологи, менеджеры образования. Востребованы будут и гувернеры, которых нанимают для занятий с ребенком, проверки домашних заданий, прогулок и встречи его из школы. В здравоохранении более всего будут востребованы узкопрофильные специалисты (офтальмолог, отоларинголог, эндокринолог, диетолог, косметолог, аллерголог), а также хорошие хирурги различных направлений.

На рынке труда вотребованы сейчас и будут востребованы в будущем архитекторы, специалисты по ландшафтному дизайну, инженеры - строители, инженеры конструкторы, инженеры – проектировщики.

В современное производство внедряются новые технологические решения и инновации. Россия представляет собой гигантский рынок для модернизации сырьевого и перерабатывающего производства, мощного развития нефте - и газохимии, технологическое обновление автомобилестроения, транспортного машиностроения и станкостроения. На рынке труда требуются грамотные инженеры: инженеры – технологи, инженеры-электрики, инженеры – механики, инженеры-энергетики. Самыми перспективными в ближайшие годы останутся специальности, связанные с разработкой газовых и нефтяных месторождений.

Помимо знаний о мире профессий и перспективах их развития, вам необходимо учесть, что выбор профессии подчиняется определенным правилам. Одно из правил выбора профессии гласит, что профессию необходимо выбирать, исходя из своих интересов и склонностей. Интерес - направленность на предмет, на его познание («хочу знать»). Склонность – избирательно-положительное отношение к деятельности («хочу делать»). Можно проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием смотреть различные фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но при этом самому не стремиться к деятельности в области кино. Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Подумайте, какие школьные предметы вам нравятся. С целью более глубокого познания интересующего вас предмета необходимо читать дополнительную литературу. Список дополнительной литературы вам могут порекомендовать учителя-предметники. Кроме того, вы можете посещать различные факультативы по предметам.

Очень часто выпускники школ отождествляют школьный учебный предмет с профессией, что является не совсем правильно. Разумеется, совокупность учебных предметов в школе подбирается так, чтобы по возможности хорошо подготовить вас к трудовой жизни. Образование должно соответствовать культуре. Но система учебных предметов все же не карта для ориентировки в мире профессий. Можно согласиться с тем, что каждый учебный предмет имеет как бы профессиональный ореол. Но его еще надо раскрыть, раскопать. Он незрим - виден не каждому. Например, если вы любите математику, то вам необходимо подумать, какое с этим учебным предметом может быть связано трудовое занятие после окончания соответствующего учебного заведения: учитель математики, программист, экономист, научный работник и т.д. При этом вам необходимо будет учесть, что каждая из этих профессий предъявляет различные требования к человеку. Узнать эти требования вы можете, обратившись к профессиограммам.

Итак, если вас интересует математика, физика, техника, то можно предположить, что вам подойдут профессии инженера, оператора, экономиста. Если же этот интерес сочетается с любовью к детям и коммуникабельностью, то вы сможете стать учителем, преподавателем математики, черчения, физики, астрономии. Если же вы при этом аккуратны, дисциплинированны, организованны, то сможете работать в банковской сфере.

Увлечение биологией, географией, геологией предоставляет богатые возможности для выбора профессий группы «человек-природа». Если вас больше всего интересует спорт, то можно сделать его делом всей жизни, выбрав профессию тренера, а можно оставить для души, для здоровья. Ведь спортивный человек – это здоровый человек, а здоровье пригодится в любой профессии. Если вы интересуетесь искусством, то для вас подойдет профессия искусствоведа. А если при этом вы эмоциональны, артистичны, коммуникабельны – экскурсовода.

Если вы общительны и любите читать книги, интересуетесь различными видами искусства, можно попробовать себя в сфере библиотечного дела.

Существуют и массовые профессии, в которых можно совместить многие интересы; к ним относятся профессии педагога, воспитателя, юриста, менеджера.



Второе правило выбора профессии гласит, что профессию необходимо выбирать, исходя из собственных возможностей – знаний, способностей, психологических особенностей, состояния здоровья. Следовательно, при решении вопроса «кем быть?» необходимо заняться самопознанием - узнать, кто вы есть, и что вы можете. Очень важно познать себя как можно раньше, чтобы не сломаться, взвалив себе на плечи непосильную ношу из-за незнания собственных возможностей, или, наоборот, не похоронить в себе способности, которыми природа наделила каждого психически здорового человека.

Что же является основным источником знаний о себе и своих возможностях? Основным источником суждений человека о себе и своих возможностях является собственная деятельность. Немецкий поэт и философ Гете писал: «Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Чтобы лучше узнать о своих возможностях, вам необходимо посещать различные кружки, секции, принимать активное участие в жизни школы и класса. Помимо посещения кружков и секций вы можете заниматься практической деятельностью по интересующей вас профессии («профессиональные пробы»). Например, если в будущем вы хотите стать журналистом, то уже сегодня вы можете выбрать какую-нибудь актуальную тему (Современные молодежные течения. Роль Интернета в жизни молодежи.) и написать по этой теме статью. Затем вы можете предложить эту статью для опубликования в какой-нибудь газете или журнале, которые выходят в вашем районе, городе, селе. Предварительно вы можете показать эту статью учителю русского языка и литературы. Если вас привлекает профессия повара, то можно придумать и воплотить рецепт оригинального блюда.

Помочь разобраться в себе вам поможет ваше ближайшее окружение: учителя, родители, родственники, друзья. Летом вы можете провести опрос среди своих знакомых. Предлагаем перечень вопросов:

1. Что вы считаете моими сильными качествами (личные качества, способности)?

2. Какие условия работы, по вашему мнению, наиболее подходят мне?

3. Что, по вашему мнению, наиболее важно для меня в работе?

4. Какие качества, которые вы во мне находите, я сам (сама) не замечаю?

5. Что вы считаете моими недостатками?

6. Можете ли вы порекомендовать профессию (профессии), подходящую мне в наибольшей степени?

Полученные знания о себе и своих возможностях вы можете соотнести с требованиями, которые предъявляет интересующая вас профессия. Требования, предъявляемые к личным качествам и способностям человека, вы можете узнать, как отмечалось выше, из профессиограмм.

Если вам сложно соотнести свои личные качества и способности с требованиями интересующей профессии, то вы можете обратиться за помощью к школьному психологу.

Профессия предъявляет требования к состоянию здоровья человека. До поступления в учебное заведение необходимо проконсультироваться у врача-терапевта на предмет наличия серьезных хронических заболеваний. Ряд профессий предъявляют жесткие требования к состоянию здоровья человека (военный летчик, пожарный, милиционер и др.). Были случаи, когда выпускнику приходилось отказываться от ранее выбранного варианта прямо перед поступлением в учебное заведение из-за хронического заболевания. Например, при наличии различных кожных заболеваний противопоказаны профессии повара, парикмахера.

Третье правило выбора профессии гласит, что при выборе профессии необходимо учитывать ситуацию на рынке труда.

Рынок труда – система способов, общественных механизмов и организаций, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой деятельности.

Характерной чертой рынка труда Республики Коми является потребность экономики в рабочих профессиях (80%).

На данный момент велика потребность предприятий Республики Коми в кадрах в строительстве, транспорте, торговле. Кроме того, на рынке труда востребованы профессии нефтеперерабатывающей, угольной промышленности.

К данным отраслям экономики относятся профессии: электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, станочник в деревообработке, плотник, повар, пекарь, продавец продовольственных (непродовольственных) товаров, машинист на буровых установках, бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин и т.д. Если вы остановите свой выбор на одной из этих профессий, то без работы не останетесь.

Важно отметить, что работодатели отдают предпочтение претендентам, владеющим несколькими смежными профессиями. Сегодня в учреждениях начального профессионального образования можно одновременно освоить ряд смежных профессий. Например, если вы решили выучиться на мастера отделочных и строительных работ, то в процессе обучения вы освоите профессии: маляр строительный, штукатур, облицовщик – плиточник.

При выборе профессии важно знать и учитывать все три правила. Незнание и нежелание их учитывать в дальнейшем ведет к разочарованию в выбранной профессии.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок - выбор профессии «за компанию». (Моя подруга хочет стать продавцом, и я пойду учиться на продавца). Прежде всего, надо разобраться в своих способностях, склонностях, возможностях их развития, примерить к себе данную профессию, узнав о ней как можно больше, и на этой основе сделать выбор.

Иногда выбирающие профессию ориентируются на профессии значимых взрослых, не учитывая другие факторы выбора. Например, учащемуся нравится старший брат друга - летчик. Он остроумный, веселый, находчивый, подтянутый. Стараясь подражать во всем своему идеалу, выпускник решает выбрать то же профессиональное занятие в жизни – стать пилотом гражданской авиации. Возможно, это и неплохо, но подражание человеку нельзя считать веским основанием для выбора профессии. Надо учесть еще и все особенности будничного труда летчика, так как главное, что должен уметь делать летчик – это не веселиться и острить, а подчинить себя строгому режиму. Он должен выдерживать длительные нервные нагрузки, обеспечивая точность и безопасность доставки пассажиров, грузов. Для него важно не теряться в аварийной обстановке, превосходно знать и любить доверенную ему сложнейшую технику.

Всех этих ошибок можно избежать, если реально представлять свои возможности, знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы и склонности. Помните, что ошибок проще избежать, чем их исправлять потом.

Любой профессии нужно обучаться. Одни профессии требуют менее длительной подготовки, другие – более длительной. Даже если вы захотите сразу после выпуска из школы пойти работать, то все равно некоторое время вам придется учиться у опытного работника на рабочем месте. Рано или поздно вам придется задуматься о продолжении образования.

Итак, куда можно пойти учиться после окончания 9 класса?

1. 10 класс (продолжить обучение в своей школе или пойти учиться в другую школу, выбрать обучение в 10 классе лицея или гимназии, продолжить обучение в вечерней школе или в каком-либо из общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ).

2. Учреждения начального профессионального образования (УНПО).

3. Учреждения среднего профессионального образования (УСПО).

4. Вам необходимо найти свой путь продолжения образования. Для этого важно владеть информацией обо всех возможных вариантах.

Многие из вас после окончания 9 класса решат остаться в своей школе и продолжить обучение в 10-м классе. Продолжение образования в 10-м классе, как правило, нацеливает в дальнейшем на освоение интересующей специальности в учреждениях высшего профессионального образования. Чтобы в дальнейшем легче было поступить в ВУЗ, вы можете пройти углубленную подготовку по предметам как в специализированных классах школ (математический, технический, гуманитарный, юридический и т.д.), так и в лицеях, гимназиях. Вам необходимо заранее собрать информацию о специализированных классах, лицеях, гимназиях, которые есть в вашем городе или районе. Возьмите телефонный справочник, откройте в этом справочнике раздел «Образование». В разделе «Образование» вы найдете телефоны всех школ, лицеев, гимназий вашего города или района. Выясните условия приема: сроки, вступительные испытания.

Для того, чтобы определить направление дальнейшего обучения, вы можете обратиться за помощью к школьным психологам.

Если в будущем планируете стать военным, вы можете поступить учиться в общеобразовательные учреждения Министерства обороны РФ: Суворовские военные училища, Нахимовское военно-морское училище, кадетские корпуса. При этом важно помнить, что в эти учреждения принимаются юноши, в год поступления которым должно исполниться 14-15 лет.

Зайдите летом в военный комиссариат вашего района или города и узнайте всю необходимую информацию об условиях приема.

После 9 класса вы можете учиться в вечерней школе. Вечерняя школа дает возможность не только учиться, но и работать. Узнайте, есть в вашем районе или городе вечерняя школа. Этот вариант продолжения образования вы можете рассматривать в качестве запасного.



Один из путей продолжения образования после 9 класса – поступление в учреждения начального профессионального образования (ПУ, ПЛ). Отличие ПЛ от ПУ состоит в том, что в ПЛ готовят рабочие кадры повышенного уровня квалификации (квалификация – уровень профессионального мастерства, который выражается в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях). Таким образом, после окончания ПЛ вам могут присвоить более высокий разряд по профессии, чем после окончания ПУ.

Учреждения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих. На сегодняшний день в Республике Коми 17 учреждений начального профессионального образования, в которых осуществляется обучение по 72 профессиям. Наиболее популярные профессии среди тех, кто планирует уйти после 9 класса: автомеханик, сварщик, оператор по добыче нефти и газа, машинист буровых установок, электромонтер, мастер отделочных работ, мастер столярно-плотничных работ, повар-кондитер, продавец, парикмахер и т.д.

Кроме того, вы должны хорошо ориентироваться в названиях учреждений начального профессионального образования. Очень часто выпускники 9-классов выбирают несуществующие учебные заведения. Например, планируют поступать в ПЛ №36 (в настоящее время Усинский политехнический техникум), в ПЛ №8 (реорганизован в Сыктывкарский индустриальный техникум).

Уже сегодня вы можете написать письмо и отправить его по электронной почте в интересующее вас учебное заведение, чтобы задать вопросы о перечне и содержании профессий, условиях приема, перспективах трудоустройства. Адрес электронной почты учебного заведения вы можете узнать из справочников, содержащих информацию об учебных заведениях.

Некоторые выпускники после окончания 9 классов выбирают такой путь продолжения образования, как обучение в учреждениях среднего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов – практиков.

Техникум и колледж - два основных вида образовательных учреждений СПО.

Техникум реализует основные профессиональные образовательные программы УСПО базового уровня, а колледж - основные профессиональные образовательные программы УСПО базового и повышенного уровня.

Информация для педагога.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕБЕНКА

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:


  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

  • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

  • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

  • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

  • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии); 

  • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

  • согласованность плана с потребностями рынка труда.

После того как вы приняли решение «Кем стать», собрали необходимую информацию об учебных заведениях, вам необходимо помимо основного варианта профплана составить запасной вариант. Например, после окончания 9 класса вы планируете учиться в ПЛ № 34 на автомеханика. В качестве запасного варианта вы можете выбрать ту же профессию, но в другом учебном заведении (ПУ № 20).

В качестве запасного варианта можно выбирать родственные профессии. Например, основной вариант учитель начальных классов (Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж). Запасным вариантом может быть профессия воспитателя в том же учебном заведении.
На протяжении уроков вы не просто знакомились с такими понятиями психологии, как самооценка, темперамент, эмоции, стресс, тревожность, интеллект, память, внимание, но и узнавали о своих психологических особенностях, выполняя специальные задания и тесты.
Задание №1.

Заполните таблицу, пользуясь записями в тетради и результатами тестов.



Мои психологические особенности

По результатам тестов

По моему мнению

Мои интересы







Темперамент







Уровень агрессии







Уровень тревожности







Тип мышления







Память







Внимание







Тип профессии:







  • Человек-техника







  • Человек-человек







  • Человек-знаковая система







  • Человек – художественный образ







  • Человек-природа







Профессиональные склонности







Профессиональный тип личности







Профессиональный профиль:







  • Общественные науки







  • Гуманитарные науки







  • Естественные науки







  • Физика-математика







Мои способности






Запишите качества, которые вам помогают в общении с другими людьми и осложняют ваше общение с другими людьми. Что бы вы хотели изменить в себе?

Среди полученных характеристик есть те, которые обусловлены генетически – темперамент, тип мышления, и те, которые сформировались в раннем детстве под влиянием семейного воспитания – отношение к жизни, направленность личности. Некоторые качества складывались под воздействием различных факторов, в том числе наследственных и социальных – проявление агрессии и поведение в конфликтах.

Из этих характеристик складывается ваш психологический портрет. Насколько он соответствует вашим представлениям о себе? Во многом это зависит от вашей искренности при работе с тестами и способности объективно оценить себя. Кроме того, даже лучшие психологические тесты только в 80% случаев дают достоверную информацию. Может быть, вы принадлежите к 20% нестандартных людей?1


Заключительная часть.

  1. Куда вы планируете поступать после 9 класса? Укажите основной вариант профплана (профессия, учебное заведение).

2. Есть ли у вас запасной вариант профплана в случае нереализации основного? (профессия, учебное заведение).

Собранная и проанализированная информация позволит выявить наиболее популярные профессии и учебные заведения среди выпускников, спрогнозировать конкурс в учебные заведения. Кроме того, анализ полученных данных позволит учреждениям профессионального образования наметить пути индивидуальной и групповой работы с каждым из вас.

Надеемся, что полученная в ходе беседы информация и самостоятельные действия летом по подготовке к выбору профессии позволят вам определиться в выборе профессии и наметить пути ее освоения.

Приложение 1



Профессия "Плотник"

по предмету труда относится к типу - "человек-техника";

по характеру труда является профессией исполнительского класса.



Характеристика профессии


   Плотник - это рабочий, выполняющий работы по обработке лесоматериалов для изготовления деревянных конструкций (полов, дверей, окон, столов, заборов, опор, столбов и т.п.).
Плотники задействованы на всех этапах строительства при возведении зданий и сооружений. Профессия используется на предприятиях, в организациях и учреждениях разных отраслей экономики, где необходимо выполнять плотницкие, столярные, каменные и бетонные работы.



Функции:

  • получение заказа (изготовление нового изделия или ремонт);

  • расчет и заготовка материала;

  • производство необходимых чертежей и схем;

  • подготовка специальных инструментов (станков, пил, рубанков, молотков и т.п.);

  • производство работ (отесывание, пиление, сверление отверстий, шлифовка), сбор конструкции путем соединения элементов, обработка защитными составами;

  • ведение учета израсходованного материала;

  • подготовка отчета о проделанной работе.

Профессия требует от работника преимущественно интеллектуальных и физических затрат. Даже при широкой механизации строительных работ труд плотника можно отнести к профессиям средней тяжести, поэтому плотниками работают мужчины.

Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда.



Основой профессии выступают


школьные знания:

специальные знания:

математика;

черчение;

труд;

физика;


физическая культура.

практическая работа по обработке, пилке, шлифовке деревянных изделий;

знание пород древесины;

разметка и изготовление деревянных конструкций.


Плотник работает или на открытом воздухе (на стройке, на месте заготовки материала), или в помещении, если производится раскрой материала. Изготовление составных частей конструкции, настил полов, сооружение деревянных перегородок и пр. проводится, как правило, внутри помещения.

Работают плотники в составе бригады, парах или индивидуально.

Контакты разнообразные, как с непосредственными руководителями (бригадир, мастер смены, прораб), так и с рабочими своей бригады и рабочими других профессий (каменщиками, стропальщиками, бетонщиками, монтажниками и др.)


Профессионально-важные качества:



  1. старательность, исполнительность;

  2. трудолюбие;

  3. вибрационная чувствительность;

  4. мышечно-суставная чувствительность усилий или сопротивления;

  5. тактильная чувствительность (чувствительность пальцев);

  6. хороший глазомер: линейный, угловой, объемный;

  7. способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным признакам;

  8. внимание к деталям;

  9. техническое мышление;

  1. кинестетическая память (память на движения);

  2. хорошая координация движений рук и ног;

  3. твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);

  4. хорошее общее физическое развитие - выносливость, координированность, сила, быстрота;

  5. сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;

  6. ручная ловкость;

  7. умение выполнять работу в определенном темпе;

  8. умение интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;

  9. усидчивость;

  10. физическая работоспособность (выносливость);

  11. навыки черчения;

  12. чувство симметрии.

Заболевания, противопоказанные для профессии:

  1. заболевания сердца или нарушения артериального давления;

  2. некорректируемое снижение остроты зрения;

  3. вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;

  1. расстройства координации движений;

  2. дрожание рук;

  3. заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;

  4. выраженные физические недостатки.

Пути получения профессии


Подготовка плотников осуществляется в учреждениях начального профессионального образования и в учреждениях среднего профессионального образования, в которых ведется подготовка по программам начального профессионального образования.

Профессиональный стандарт по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» включает в себя профессию «плотник». После окончания выпускнику присваивается базовый уровень - 3 квалификационный разряд.



Учебное заведение

Базовое образование

Срок обучения

Профессия

Присваиваемая квалификация (профессия выпускника)

Адрес, телефон

ПУ № 12

9 классов

3 года

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

плотник

(3 разряд)



г. Воркута, ул. Яновского, д. 9, т. (82151)

6-44-76, 6-56-86



ПУ № 15

9 классов

3 года

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

плотник

(3 разряд)



г. Сыктывкар, ул. Менделеева, 2/12

т.66-46-96,

66-46-67


ПУ № 20

9 классов

3 года

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

плотник

(3 разряд)



г. Сыктывкар, пос.В. аксаковка, ул.Красноборская, 8, т-23-24-49

«Печорский промышленно-экономический техникум»


9 классов

3 года

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

плотник

(3 разряд)



г.Печора, Печорский проспект, д. 3.

т. 8(82142)

3-54-45


Визингский филиал ГОУСПО «Коми республиканского агропромышленного техникума»

9 классов

3 года

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

плотник

(4 разряд)



168100 Республика Коми, Сысольский район, с.Визинга, ул. Советская, 17,

т. 8(2131)9-11-38,

Е-MAIL: PU21@.ru,.


ПУ № 26

п. Кебанъель Усть-Куломского района





9 классов

3 года

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

плотник

(3 разряд)



п. Кебанъель, Усть-Куломский район,

ул. Ленина, д. 11. Тел. (8237) 96-6-74.



Профессиональный стандарт по профессии «Мастер жилищно – коммунального хозяйства» включает в себя профессию «плотник». Базовый уровень – 3 квалификационный разряд.



Учебное заведение

Базовое образование

Срок обучения

Профессия

Присваиваемая квалификация (профессия выпускника)

Адрес, телефон

ПУ № 13

9 классов

3 года

мастер столярно-плотничных и паркетных работ


плотник

г. Инта, ул. Мира, д. 16,т. 6-20-00




Родственные профессии:

Столяр строительный

Приложение 2



Факторы, влияющие на выбор профессии.



Список литературы
1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В.., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старщеклассников «Твой выбор». – СПб., 2007.

2. Профессиональная ориентация учащихся. / Под. ред. О.А. Хаткевич. – Мн., 2004.

3. Психология популярных профессий. / Под. ред. Л.А. Головей. – СПб., 2003.

4. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.

5. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб., 2006.

6. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб., 2003.

7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

8. Моя профессия. Краткий энциклопедический ссправочник. – Кишинев, 1987.



9. 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. – Мн.: БелСЭ, 1986.



1 Сайт http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=2108#ur





  • Основой профессии выступают
  • Пути получения профессии