Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


П/п Наименование раздела




страница1/5
Дата04.06.2018
Размер0.93 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5

п/п

Наименование раздела

Тема урока

кол-во час.

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся

Формирование УУД

Формы контроля

личностный

познавательные

коммуникативные

регулятивные

1

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1ч.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Учатся работать с научно-популярной литературой.

Формирование умения ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Составить план статьи. Выписать ключевые слова к этому плану.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.


Миниразмышления. Ответы на вопросы

2

Предания как жанр устной народной прозы.

Предания как поэтическая биография народа.



Предания как жанр устного народного творчества.

Чтение и анализ преданий «Воцарение Ивана Грозного» «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Планирование совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Ответы на вопросы

3

Былины. «Вольга и Микула Селянович»

Образ Микулы Селяновича как отражение нравственных идеалов русского народа.



Устное народное творчество. Прославление мирного труда. Героя-труженика.

Читают статью учебника. Выразительно читают предания, рецензируют выразительное чтение одноклассников, работают со словарем литературоведческих терминов.


Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

4

Внеклассное чтение

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко»



Русские былины Киевского и Новгородского циклов.

Читают былины по ролям. Составляют цитированный план, словесный портрет Ильи Муромца и Садко.

Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Восприятие и анализ поэтики былин определяют отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, Садко.

Уметь самостоятельно распределять роли.

Уметь оценивать и формулировать прочитанное.

Ответы на вопросы

5

Героический эпос

«Калевала – карело-финский мифологический эпос.




Героический эпос.

6-7

Внеклассное чтение

Зачет по летнему чтению



Летнее чтение

Отвечают на вопросы по прочитанному.

Нравственная оценка героев прочитанных произведений.


Учить создавать рабочий материал к сочинению, систематизировать его.

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.


Сочинение

8

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки.



Устное народное творчество

Читают статью учебника, объясняют прямой и переносный смысл пословиц.

Выражение личного отношения к прочитанному.

Учить объединять пословицы в тематические группы.

Работать в группах по составлению рассказа о собирателях пословиц.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Ответы на вопросы

9

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха.



Русские летописи и летописцы

Составляют сообщение «Нравственные заветы Древней Руси».

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни.

Учить адекватно воспринимать и анализировать.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.


Ответы на вопросы

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Гимн любви и верности – «Повесть о Петре и Февронии Муромских»



Историческая основа древнерусской литературы.

Учить адекватно воспринимать и анализировать.

Ответы на вопросы

11

Из русской литературы XVIIIвека

Ломоносов – личность и судьба гениального человека



Литературное творчество М.В.Ломоносова

Читают статью учебника о М.В.Ломоносове, читают оду. Анализируют текст оды.

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Рассказать о теории «трех штилей». Передать уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Дать представление о жанре оды.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Планирование совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия

Чтение наизусть отрывка из оды.

12

Из русской литературы XVIIIвека

Г.Р.Державин – поэт и гражданин



«Река времен в своем стремленье…» «На птичку», «Признание»

Воспроизводят рассказ о поэте на основе дополнительных источников, самостоятельно формируют вопросы по тексту.

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Передать своеобразие поэзии Державина. Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Приемы самораскрытия героев.

План сравнительной характеристики героев (полководцев)

13

Из русской литературы XIХ века

А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок)



А.С.Пушкин (лицейские годы)

Сопоставляют ПетраI и КарлаXII, выявляют отношение автора к героям.

Прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.

Передать мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы.

В группах работают с репродукциями с картин «Полтавская битва», «Пирует Петр» Ф.Д..Константинова.

Планирование совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия




14

Из русской литературы XIХ века

А.С.Пушкин «Медный всадник»



История создания поэмы, ее своеобразие, значение и роль Петра I как воплощения закона государственной необходимости .


Письменно отвечают на вопрос «Что и почему любит поэт в образе Петербурга?»

Понимание истории создания поэмы, ее своеобразие, осознание значения и роли ПетраI.

Объяснить фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.

Выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта.

Уметь оценивать и формулировать прочитанное.

Ответы на вопросы

15

Из русской литературы XIХ века

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»



Летописный источник «Песни». Тема судьбы в балладе.

Читают и обсуждают статьи учебника «О летописном источнике баллады», текст «Песни…».

Осознание исторической основы «Песни». Выявление особенностей композиции баллады.

Объяснить нравственную оценку поступков героев.

В группах дают сравнительную характеристику героев.

Поиск и сопоставление цитат летописи и «Песни».

Чтение отрывка из поэмы наизусть.

16

Из русской литературы XIХ века

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»



Повесть о «маленьком» человеке.

Читают историю Самсона Вырина и его дочери. Устное и словесное рисование «Три приезда на станцию».

Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием.

Объяснить тему «маленького» человека, его положения в обществе.

Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

Сопоставление повести и притчи о блудном сыне.





17

Из русской литературы XIХ века

Автор и рассказчик в повести «Станционный смотритель»



Гуманизм А.С.Пушкина в оценке №маленького» человека

Рецензируют иллюстрации к повести. Сопоставляют эпизоды, сравнивают героев.

Сопоставление образа автора и повествователя.

Объяснить идейный замысел повести, показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе.

Анализируют художественный текст, выражают свое отношение к прочитанному, сопоставляют эпизоды, сравнивают героев.

Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.




18

Из русской литературы XIХ века

М.Ю.Лермонтов Душа и лира поэта.



Рассказ о поэте стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Читаю, обсуждают статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Отвечают на вопросы. Выразительно читают стихотворения.

Проблема гармонии человека и природы, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа.

Учить адекватно воспринимать текст стихотворений на слух.

Выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта.

Планирование совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия




19

Из русской литературы XIХ века

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».



Поэма об историческом прошлом.

Отвечают на вопросы, выразительно читают фрагменты поэмы, выполняют устное рисование внешнего вида царя.

Понимание причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…»

Обратить внимание на противоречивый характер Ивана Грозного

Отличают фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования.

Формировать ситуацию рефлексии-самодиагностики и самокоррекции и коллективной деятельности.

Выразительное чтение отрывков

20

Из русской литературы XIХ Iвека

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»



Нравственный поединок героев поэмы.

Устанавливают ассоциативные связи с иллюстрациями художников. Анализируют эпизод поединка героев, диалоги купца Калашникова и Алены Дмитриевны, грозного и Калашникова, ,Кирибеевича и Калашникова.

Осознают нравственную проблематику произведения. Сопоставление «Песни…» с произведениями устного народного творчества.

Жанровое своеобразие «Песни…» объяснить основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Уметь оценивать и формулировать прочитанное.




21

Из русской литературы XIХ века

Подготовка к написанию сочинения по «Песне…»



Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой.

Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?», «Кто в «Песне » является настоящим героем и почему?»

Выражение личного отношения к прочитанному.

Учить создавать рабочий материал к сочинению, систематизировать его.

Подбирают цитатный план, редактируют написанное

Формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.


Домашнее сочинение на выбранную тему

22

Из русской литературы XIХ века

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сыновья.



Историческая фольклорная основа повести.

Читают и обсуждают статьи учебника «Н.В.Гоголь», «Как работал Гоголь». Выборочный пересказ эпизодов повести.

Дают нравственную оценку поступкам и поведению героев.

Отметить роль природы как средства изображения внутреннего мира героев.

В группах делают сопоставительный анализ «Остап и Андрий», текст повести с иллюстрациями.

Планирование совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия




23

Из русской литературы XIХ века

Н.В.Гоголь №Тарас Бульба» Запорожская Сечь ее нравы и обычаи.



Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу.

Анализируют эпизод «Смерть Андрия» отвечают на вопросы проблемного характера.

Нравственная оценка поступков и поведения героев.

Учить составлять сравнительную характеристику Остапа и Андрия; Андрия и Кирибеевича.

Составление сравнительной таблицы.

Уметь оценивать и формулировать прочитанное.

Чтение наизусть отрывка о товариществе

24

Из русской литературы XIХ века

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.




Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса.

Пересказывают эпизоды повести с изменением лица рассказчика.

Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

Учить понимать идейную направленность повести. Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев.

Оценивают поступки героев, делают выводы

Планирование совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия




25

Из русской литературы XIХ века

Урок развития речи. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».




Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания.

Самостоятельно отбирают материал для раскрытия темы сочинения, систематизируют его, составляют план сочинения.

  1   2   3   4   5