Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Познавательную основу процесса чтения как совершенствование навыков




страница1/6
Дата09.02.2017
Размер1.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования поставил перед школой задачу овладения навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, предполагающую готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В современном образовательном процессе формирование типа правильной читательской деятельности младших школьников, предполагающей работу с текстом и книгой до чтения, во время чтения и после прочтения, многие ученые, вслед за Н.Н. Светловской, называют технологией продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности, (Закон знания книг, Закон предметно-деятельного формирования основ культуры чтения, Закон провоцирования обучением нежелания читать), интеграцию элементов существующих технологий, которые позволяют заложить основы формирования читательской компетентности младших школьников. С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует внести изменения в способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, в методы и средства обучения, обеспечивающие полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Чтение в младшем школьном возрасте сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют моторика, память, чувства, воображение, фантазия, интеллект, воля и другие качества личности, позволяющие при продуктивном подходе к обучению развивать:

– мотивационную сторону как формирование читательской самостоятельности и потребности в чтении;

– познавательную основу процесса чтения как совершенствование навыков

чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности;

– содержательную сторону чтения как формирование способности к полноценному восприятию литературного произведения, понимания прочитанного;

– коммуникативную сторону как обучение практическим умениям работать с текстом, способам творческой интерпретации прочитанного; практическим читательским умениям работать с книгой, выбирать книгу;

– информационную основу как умение оперировать литературоведческими

терминами, обогащение читательского опыта ребёнка, расширение читательского кругозора;

– эмоционально–эстетическую сторону чтения как воспитание нравственных качеств личности младшего школьника на основе прочитанного произведения.



Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

-развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

-приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Технология продуктивного чтения основывается на положениях о видах текстовой информации (фактуальной, концептуальной и подтекстовой информацией), а также на природосообразную теорию формирования типа правильной читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Светловская. В основе данной технологии, в свою очередь, лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник и её соавторов

Теория формирования типа правильной читательской деятельности обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книги, включение его в «общение» с автором. Система основных понятий типа правильной читательской деятельности сводится к следующему:

читатель, неквалифицированный, квалифицированный

книга и мир книг

тип правильной читательской деятельности

читательская самостоятельность

Структура читательской деятельности включает в себя три компонента: технический, смысловой, читательскую самостоятельность. Первый из этих компонентов рассматривается как базовый. Это обусловлено тем, что читательская деятельность как целостный процесс восприятия и передачи информации посредством графических знаков должна основываться на элементарных технических умениях и навыках озвучивания (перекодирования) текста, состоящего в свою очередь из способа чтения текста, беглости (темпа) чтения, правильности озвучивания текста. Понимание второго смыслового компонента читательской деятельности сопряжено с понятием восприятия художественного произведения, к которому относятся следующие показатели:

– понимание предметного плана текста, заключающееся в понимании сюжетной стороны произведения;

– осознание смысла предметного плана текста, состоящее в свою очередь из понимания смысла и подтекста художественного произведения (авторской позиции), и собственного отношения, оценки, эмоционального впечатления от прочитанного (читательской позиции);

выразительность чтения, заключающаяся в использовании всех возможностей интонации на доступном младшему школьнику уровне. Учет возрастных особенностей младшего школьника показывает, что смысловой компонент является самым трудным, поскольку требует сформированности таких сложных психических качеств, как отражение совокупности свойств воспринятого, узнавание, соотнесение воспринятого с известным, способность постичь смысл и т.д. Кроме того, детям этого возраста присущ наивно-реалистический характер восприятия художественного произведения.

В качестве третьего компонента в структуре читательской деятельности вычленяют читательскую самостоятельность – личностное свойство, описанное Н.Н. Светловской.

Обучение детей типу правильной самостоятельной читательской деятельности при работе с книгами из доступного круга чтения сначала ведется под руководством учителя (подготовительный этап), затем под наблюдением (начальный этап) и, наконец, без учителя, с помощью самих книг (основной этап). В итоге на основе формирования типа правильной читательской деятельности у каждого ребенка, прошедшего обучение на доступном уровне, проявляется необходимое для квалифицированного чтения личностное свойство - читательская самостоятельность и его можно считать квалифицированным читателем. Читательская самостоятельность характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы умений, знаний и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Читательская самостоятельность играет роль фундамента в начальном литературном образовании и как личностное свойство ученика обеспечивает надежность в дальнейшем обучении, позволяет ребенку научиться делать выбор, что и как читать, является показателем действенной любви к книге. Не научившись пользоваться книгой как инструментом для чтения, самостоятельно, нельзя вступить в чтение – общение, невозможно обогатить себя чужим опытом, стать культурнее и образованнее.

С позиции структуры читательской деятельности технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. В начальной школе читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.



2. Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Понимание текста – ещё одно качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т.п.).

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

1. Дети могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей.

По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

1. Педагог ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

4. Выполнение творческих заданий, предполагающее самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа: «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п. Педагог выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:

– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что творческое задание может быть связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);

– особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» –подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);

– учебные задачи (например, если педагог сосредоточен на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).

Два основных приема анализа текста технологии продуктивного чтения:

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое воображение учащихся; научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения; помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).



Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, не оставлять их без внимания. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца.

Ведущие принципы:

-принцип деятельности

-комфортности

-непрерывности



Преимущество технологии заключается в обеспечении формирования таких сторон читательского развития, как:

- эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);

-активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого;

-постижение содержания произведения на уровнях: репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к  тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом);

-осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Достоинства технологии:

-Применима на уроках любого цикла и на любом уровне обучения.

-Ориентирована на развитие личности читателя, развивает умение прогнозировать результаты чтения и осмысливать прочитанное.

Результатами использования технологии продуктивного чтения является сформированный полноценный навык чтения, который является базой для дальнейшего обучения. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней. Это – основной источник получения информации и способ общения на протяжении всей жизни.

Чтобы внедрить модернизованную систему обучения чтению, нужны следующие условия:

- наличие в классе книг, представляющих собой минимальный набор учебного материала для формирования у учащихся порогового уровня читательской подготовки;

- разработка учебных материалов к урокам классного чтения и внеурочных курсов, исходя из существующих в творчестве писателей и требующих специальной подготовки для полноценного прочтения основных видов текста литературных произведений.



Актуальность выбранной нами технологии связана с тем, что сегодня наблюдается снижение уровня читательской культуры обучающихся. Международные исследования показали, что большинство детей умеют вычитывать информацию, данную в явном виде, объясняют смысл слов, но достаточно сложно большинству учащихся даются умения вычитывать информацию, данную в неявном виде, понимать смысл текста в целом, истолковывать и интерпретировать текст. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов и неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Технология продуктивного чтения способствует обеспечению нового качества образования, достижения результатов, заложенных во ФГОС НОО:

-коммуникативных – умение формулировать свои мысли, понимать собеседника;

-познавательных – приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;

-личностных – умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст;

-регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Технология универсальна, она может применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данная технология, позволяет реализовать системно- деятельностный подход в обучении, обеспечивает развитие системы ценностей младших школьников, их читательскую компетентность и определяет содержание деятельности учителя на уроках в начальной школе. Она экономична, облегчает учащимся понимание учебного материала, в неё органично вписываются новые способы изложения знаний, формирование системы читательских умений, осознание схемы ориентировочной основы действий на основе ранее полученного знания.

Характеристика образовательной среды МКОУ «Волчихинская СШ №2», Волчихинского района, Алтайского края. МКОУ «Волчихинская СШ №2» была построена в 2000 году. Директор школы Ключников Павел Иванович. В школе обучается 577 обучающихся в 27 классах-комплектах, продолжительность учебной недели: для учащихся 1-х, классов – 5 дней; для учащихся 2 -11-х классов- 6 дней. Продолжительность уроков 45 минут. Приоритетным направлением развития школы является достижение современного качества образования в условиях сельской школы. Деятельность школы ведется по следующим направлениям:  

-Управление профессиональным развитием педагогических кадров

-Внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих повышение качества образования

-Профилизация образования 

-Использование дистанционных форм обучения в образовательном процессе

-Организация системы просветительской с родителями.

Педагогический коллектив состоит из 40 учителей. Высшее образование имеют -87,4%, 4% обучаются в ВУЗах, квалификационные категории имеют -80,7%, из них: высшую-43,2%, первую -37,5%, 12 работников имеют звание Почетный работник общего образования, 75% работников отмечены наградами краевого и федерального уровней.

Материально-технические условия: в школе 59 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, 15 АРМов, 1 лингафонный кабинет, 3 спортивных зала, актовый зал, БИЦ, оснащенный компьютерами с выходом в интернет, современный пищеблок, музей, Изостудия, театральная студия, имеются оснащенные оборудованием специализированные кабинеты: физики, химии, биологии, начальных классов.

Информационно-методические условия: имеется медиатека, ЦОРы, ОЭРы по предметам, методические рекомендации, сборники из опыта работы педагогов школы, банк передового опыта, сайт, электронная почта.   В школе имеется научно-методический совет, работает 9окружных методических объединений учителей, школьная творческая лаборатория, действуют клуб молодых педагогов и окружная школа молодых специалистов.

Внедрение технологии продуктивного чтения осуществляется творческой группой учителей начальных классов в рамках работы школьной творческой мастерской по теме: «Современные педагогические технологии как фактор достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС». Учителя начальных классов, применяющие данную технологию, владеют умениями:

– установления объективной характеристики и особенностей произведения: темы, проблемы, идеи, сюжета, композиции, особенностей языка, образов, чтобы в соответствии с их спецификой выбрать методику работы с текстом.

– определения оригинальности и достоинств текста, чтобы их подчеркнуть; трудности для детского восприятия при чтении произведения, чтобы их снять или облегчить в процессе работы с помощью историко–литературного комментирования текста;

– проектирования сценария урока с использованием различных видов самостоятельной творческой работы, индивидуализации, дифференцированных заданий разным группам читателей, через поиски дополнительных литературных источников;

– осуществления мониторинга результативности всех этапов обучения.

Модель использования технологии продуктивного чтения в образовательном процессе начальной школы:

Процесс становления грамотного читателя – младшего школьника на основе применения технологии продуктивного чтения осуществляется в соответствии с разработанной мини-программой поэтапно: первый этап - «Учимся любить книгу и работать с информацией» (1 класс), второй этап –«Учимся читать книгу и работать с информацией» (2 класс), третий этап– «Учимся читать и работать с информацией самостоятельно» (3 класс), «Совершенствуем умения работать с книгой и информацией самостоятельно» (4 класс). Каждый этап отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности обучающихся, видами библиотечно-библиографической помощью, структурой занятия и урока, организацией «Уголка чтения». (Приложение №1)

Данную технологию учителя начальных классов удачно сочетают с технологией критического мышления, которая позволяет формировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков, сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации, рассматривать новую информацию вдумчиво и критически. Для этого используются следующие виды работы: предугадывание содержания, обсуждение идеи произведения, поступков героев, различных точек зрения, обобщение. Вырабатывается умение ставить вопросы: Что вы знаете о теме занятия? Что бы вы хотели узнать? Что я теперь думаю о данной проблеме? Как увязать полученную информацию с тем, что я знал раньше? Широко педагогами применяются приемы обучения: кластер, толстые и тонкие вопросы, синквейн, логические цепочки и др. Именно с применением элементов данной технологии происходит выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление ещё не познанного, творческое развитие учащихся, формируется самостоятельность детского чтения. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами понимания и оценки информации.

Для развития таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству педагогами используется проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов позволяет проводить исследование по теме художественного произведения, где главными героями становятся обучающиеся, способствует развитию читательских компетенций, направленных на создание условий работать в команде, участвовать в дискуссии, уметь критически относиться к проблеме, работать с информацией, ставить цели и определять задачи.

Для формирования умений общения и ведения диалога с учителем и автором произведения мы применяем элементы информационно–коммуникативной технологии. Учителя на уроках, во внеурочной деятельности используют интернет-ресурсы, электронные тетради, разработанные самими педагогами.

Основными методами обучения является метод чтения–рассматривания профессора Н.Н. Светловской. Данный метод позволил выработать у младших школьников умение выбирать книгу по силам и интересам, возбудить у обучающихся интерес к объектам чтения, сформировать исследовательские умения: наблюдать, размышлять, сопоставлять, думать в процессе чтения. Применяемые приемы: презентация книги, описание иллюстраций, демонстрация элементов книги и др.

Метод словесного рисования применяем для развития воссоздающего и творческого воображения обучающихся, способности приобретать опыт рассматривать информацию вдумчиво и критически, размышлять, высказывать свое мнение, дискуссировать, развивать уверенность в себе и понимание ценности своих мнений, уметь слушать и быть услышанным.

Использование проблемных методов обучения, ИКТ– технологий и интерактивных технологий позволило создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные умения.

Частично–поисковый метод, применяемый на уроках, организует обучающихся на поиск решения поставленных учителем задач и развивает самостоятельную читательскую деятельность младших школьников. Этот метод позволяет активизировать работу обучающихся с различными информационными источниками.

Применяемые формы взаимодействия на уроках индивидуальные, групповые, работа в парах также способствуют развитию читательской деятельности. В первом классе преобладает работа индивидуальная и в парах для чтения–рассматривания книги, во втором классе практикуется формирование малых групп для совместных практических действий по овладению новым материалом. В третьем и четвертом классах практикуется дифференцированная индивидуальная и групповая работа, направленная на развитие исследовательских навыков читательской деятельности.

Особое место в формировании читательской компетенции отводится дифференцированной работе с обучающимися через карточки-задания при организации индивидуальных и групповых занятий. В карточках помещаются отрывки текстов и задания к ним, выполнение которых способствуют закреплению конкретных читательских умений, включению мыслительной деятельности, развитию творческих способностей. Такая работа вызывает у обучающихся интерес, обеспечивает развитие регулятивных УУД, приемов смыслового чтения. (Приложение №2)

Применяемые на уроках литературного чтения игровые ситуации, способствуют развитию интуиции, тренировке находчивости, фантазии, умению работать в коллективе в поиске решений ответа на вопрос, оказанию помощи друг другу.

Применение ИКТ–технологии позволяет повысить наглядность и эмоциональную насыщенность урока. Для развития исследовательских и проектных навыков младших школьников разработаны памятки по изготовлению и составлению книжек–малышек, отзывов о прочитанном, аннотаций, дневников читателя и портфолио.



Использование мультимедиа источников позволяет формировать умения самостоятельно выбирать необходимые источники информации, использовать, преобразовывать, сохранять и передавать её, тем самым вырабатывается ИКТ-компетентность и способность чтения электронных книг. Применяемые методы работы на уроках литературного чтения определяются учителями в зависимости от жанра изучаемого произведения. В основе урока лежит «трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления детьми произведений (до чтения, во время чтения и после чтения) и активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе. При работе с текстом до чтения  учителями используются следующие приёмы работы: выделение героев по названию произведения, или по имени автора (опора на читательский опыт); работа с заглавием; обсуждение иллюстраций к тексту; нахождение и проговаривание трудных и самых длинных слов, анализ их значений; выделение ключевых слов; обсуждение интересных фактов биографии писателя и др. Учителя создают условия для мотивации чтения, т.е. ученики до чтения сами прогнозируют содержание нового произведения.  Работая с текстом во время чтения, педагоги обеспечивают полноценное восприятие текста. Учитывая специфику текста, возможности обучающихся, цели и задачи урока, педагоги применяют беседу, фиксацию первичных и последующих впечатлений графически. Для этого читают и ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. Применяют такие приёмы, как: чтение-слежение за учителем или  аудиозаписью; комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель); самостоятельное чтение  цепочкой  по  предложению; чтение  вполголоса; чтение и  нахождение  отрывка  к  рисунку; чтение  и  установление, что  правдиво, а  что  вымышлено; чтение  по  ролям; чтение  по  ролям  диалога, исключая  слова  автора; приём «живая  картина» (один  читает, другой  мимикой  лица  реагирует  на  прочитанное.); чтение -пометка  непонятных  слов; чтение с остановками, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием; составление кластеров, деление текста на смысловые части; составление плана; выразительное (осмысленное) чтение. Во время чтения текста возникает читательская интерпретация. Формируется умение включаться  в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте. Работая с текстом после чтения, организуется коллективная деятельность по выявлению авторской и собственной позиции, т.е. дискуссия  с выдвижением гипотез, аргументов и контраргументов, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста.  Используются следующие виды работы: организация беседы о личности писателя, нахождение  в  тексте  отрывка, который  поможет  ответить  на  вопрос, чтение  самого «важного»  места  в  рассказе  или  в  стихотворении, постановка концептуального вопроса к тексту (проблемного). Работа над выразительностью:  нахождение и чтение   отрывка презрительно,  с насмешкой, радостью, строго, с  мольбой, досадой, возмущенно, весело, печально. Анализ восприятия текста с помощью беседы, творческие задания в группах, парах, работа с дополнительными источниками информации способствует пониманию смысловой и эмоциональной направленности текста детьми с разными возможностями и способностям. Технология продуктивного чтения помогает организовать поисковую работу обучающихся так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становиться учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Они глубже чувствуют и понимают смысл прочитанного. (Приложение №3)

Данная технология направлена на формирование коммуникативных УУД: умений строить речевое  высказывание  в соответствии с поставленными задачами, умения понимать собеседника (автора); умение слушать и понимать других, умение работать в группе. Также формируются познавательные УУД: умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе анализа текста делать выводы, умение находить ответы на вопросы; обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД формируются при прогнозировании предстоящей работы: умения высказывать своё предположение, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. На уроках  идёт формирование  личностных УУД: умение выражать эмоции и высказывать своё отношение к героям, умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к чтению. Успехи фиксируются в таблицах «Мои успехи» каждым учеником. (Приложение № 4)

Эффективность работы в условиях внедрения технологии отслеживается с помощью мониторинговых исследований: стартовая, промежуточная и итоговая диагностики на каждом этапе. Стартовая диагностика включает изучение навыков чтения, читательских мотивов, кругозора, литературоведческих представлений обучающихся, анализируются читательские умения работать с книгой и текстом, выявляется влияние книжного окружения на читательскую компетентность обучающихся. Изучаются читательские интересы и потребности в чтении, диагностируется уровень их интеллектуального развития.

В начале и конце 1 класса, была составлена картина сформированности правильной читательской деятельности обучающихся. (Приложение № 5 Большинство первоклассников (56% - 56 %) находились на среднем уровне сформированности правильной читательской деятельности. Эти дети, которые понимают прочитанное, но иногда допускают ошибки в ответах по содержанию прочитанного, не всегда активны на уроке. Высокий уровень сформированности правильной читательской деятельности зафиксирован у 12% учащихся 1 класса в начале года, а в конце 22%. Эти дети хорошо читают, понимают прочитанное и активно работают на уроке. С низким уровнем сформированности правильной читательской деятельности в начале 32 %, а в конце 22%. Эти дети отличаются тем, что у них явно отсутствует понимание прочитанного, они не могут пересказать его, пассивны на уроке. Мотивы у обучающихся преобладают учебные и познавательные. Поэтому на уроках литературного чтения, предмета «В мире книг», курсов внеурочной деятельности особая роль отводится содержательному мотиву чтения: интерес к героям произведения, эмоциональное предвосхищение содержания, стремление к точности выражения мыслей, представлений, переживаний, умению применять полученные знания в жизни.

Успеваемость по литературному чтению к концу первого класса составила- 100 % во втором классе составляло 100 %. Анализ качества знаний по литературному чтению (Приложение № 6 показывает положительную динамику.
Наблюдается рост читательской самостоятельности младших школьников. Родители отмечают интерес детей к услугам библиотек, уделяют внимание самостоятельному чтению литературы разных жанров и осознанному выбору книги с учетом рекомендации взрослых и сверстников. Обучающиеся являются активными участниками библиотечных уроков, посетили и прослушали цикл лекций в районной детской библиотеке, имеют грамоты и призы за участие в викторинах. (Приложение № 7
Анализ показателей уровня сформированности читательских умений и уровня литературного развития выявил, что применение данной технологии способствует более эффективному развитию устной речи по трём основным показателям литературной подготовки: начитанности и литературного кругозора; умений анализа текста; развития речи. (Приложение № 8. Анализ срезов, сравнение результатов позволили сделать вывод, что применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием приемов продуктивного чтения на разных структурных этапах: способствует более эффективному развитию устной речи школьников: уровень развития устной речи учащихся оказался на 22 % выше, чем в предыдущем классе; речь учеников отличается разнообразием используемых языковых средств (вводные конструкции, прилагательные в сравнительной и превосходной степени, причастные и деепричастные обороты, сложные предложения и др.), более высоким уровнем правильности, точности, логичности, доказательности. Повысилось качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, в конце первого полугодия второго класса читали без ошибок 10 учащихся класса, осознанное чтение текста при темпе чтения не ниже нормы продемонстрировали 9 учеников класса. Улучшились показатели сформированности универсальных учебных действий. (Приложение № 9 Возрос интерес учащихся к уроку литературного чтения, курса «В мире книг»: по результатам анкетирования 39 % - 22% учащихся класса отмечают их самыми любимыми школьными предметами.(Приложение № 10

Приведенные результаты показывают, что модель использования технологии продуктивного чтения в образовательном процессе начальной школы повышает роль обучающегося как субъекта в учебном процессе, усиливает образовательную и развивающую эффективность уроков, занятий, позволяет повысить уровень компетентности обучающихся.

Диссеминация опыта проводилась на педагогическом совете, муниципальных, окружных семинарах, окружном Фестивале реализованных идей, мастер-классе для учителей начальных классов, на школьном сайте.

Используемая технология продуктивного чтения обеспечивает достижение целей ФГОС НОО, создает условия для приобщения обучающихся к чтению, соответствует психологическим особенностям детского восприятия, развивает интерес, мотивацию чтения, формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путем использования дополнительных информационных ресурсов, способствует повышению эффективности образовательного процесса. Воспитательная направленность технологии продуктивного чтения обеспечивает активное многогранное влияние книги на личность обучающегося и обеспечивает становление личностно–ценностных, информационно–коммуникативных, учебно–познавательных компетенций как составляющих компонентов читательской компетентности.

Приложение№1.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛЧИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2» ВОЛЧИХИНСКОГО РАЙОНА


СОГЛАСОВАНА

Научно-методический совет школы
(протокол № 3 от 12.01.2016)

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

___________ П.И. Ключников

(Приказ № 2/2 от 12.01.2016)




МИНИ- ПРОГРАММА
ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

НА 2016-2019 ГОДЫ

Волчиха 2016

Паспорт программы


Наименование
разделов

Краткое содержание

Наименование
Программы

Внедрение технологии продуктивного чтения, обеспечивающей достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Основание
для разработки Программы

Закон РФ « Об образовании»

ФГОС общего образования



Заказчик Программы

Администрация МКОУ «Волчихинская СШ №2»

Разработчик Программы

Творческая группа МКОУ «Волчихинская СШ №2»

Цель
Программы

Освоить и внедрить в практику технологию продуктивного чтения, обеспечивающую повышение качества образование через достижение метапредметных результатов обучающихся.


Задачи
Программы

Создать условия:

  1. для овладения обучающимися умениями работать с информацией,

  2. формирования читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности

Сроки и этапы реализации
Программы

2016-2019 гг.

Исполнители
Программы

Администрация и педагогический коллектив МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»

Планируемые результаты
Программы

Динамика образовательных результатов школьников:

Уровень сформированности универсальных учебных действий на базовом и повышенном уровне,

- повышение качества учебных достижений обучающихся с 58% до 60%;

-повышение качества внеучебных достижений обучающихся с 70% до 80 %.

-удовлетворённость учащихся и родителей качеством работы педагогов и условиями обучения до 90%

Продукты:

Сборники уроков, внеурочных занятий, разработанных на основе технологии продуктивного чтения

-сборники типовых задач, дифференцированных карточек, разработанных на основе технологии

-электронные тетради для обучающихся по развитию УУД на основе применения данной технологии



Возможные риски

психологическое сопротивление педагогов




  1   2   3   4   5   6

  • Цель технологии
  • аучить ребят видеть в тексте авторские вопросы
  • задавать свои вопросы автору по ходу чтения ; п омочь
  • не должен превращаться в беседу !
  • , где это действительно необходимо
  • умеют
  • При работе с текстом
  • Работая с текстом
  • МИНИ- ПРОГРАММА ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА 2016-2019 ГОДЫ