Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка. В школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учащиеся должны




Скачать 142.04 Kb.
Дата27.06.2017
Размер142.04 Kb.
Пояснительная записка.

В школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.



Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть специально адаптированы в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитанности личности.
Чтение.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся:

- отвечать на поставленные вопросы;

- полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;

- кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;

- называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;

- устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;

- делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.



Чтение - 9 класс

Всего часов - 102 (3 часа в неделю)
Планирование составлено на основе «Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Сборник 1. Под ред. В.В. Воронковой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2009 г.
Учебник: «Чтение» - учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: А. К. Аксёнова, М.И. Шишкова

Москва « Просвещение » 2005 г.


Содержание программы.

Распределение часов по четвертям

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


п/п


Тема

Кол-во часов

1.

Устное народное творчество:

сказки, былины, народные песни.




8

1 четверть –26

2 четверть – 21

3 четверть – 30

4 четверть – 25



Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»»

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.


Учащиеся должны знать:

Наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка





2.

Из произведений русской литературы XIX века:

биография и произведения В. Жуковского, А.Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова,

Н. Гоголя, Н. Некрасова, А. Фета, А. Чехова.


52

3.

Из произведений русской литературы XX века:

биография и произведения М. Горького, В. Маяковского, М. Цветаевой, К. Паустовского, С. Есенина, М. Шолохова, Е. Носова, Н. Рубцова., Ю. Коваля,



31

4.

Из произведений зарубежной литературы :

краткая биография произведения Р. Стивенсона, Э. Сетон-Томпсона, Д. Даррелла, Д. Олдриджа.



11




Итого:

102 часа

102 часа




9 класс- 102 часа ( 3 ч. в неделю )



I четверть – 26 часов.

Тема


Кол-во часов

Дата

Словарь

Виды работ по развитию связной устной речи.

Информ. сопров-е


I. Устное народное творчество. ( 8 часов)

Цели : - восстановить знания учащимся о жанрах УНТ, учить различать произведения по жанру, выделять отличительные признаки каждого из них;

  • корригировать пространственную ориентировку, логическое и образное мышление, связную устную речь.




  1. Жанры УНТ.


  1. Русские народные песни




  1. Былины. «На заставе богатырской.»



  1. РНС. «Сказка про Василису Премудрую»



  1. РНС. «Лиса и тетерев».




  1. Внеклассное чтение.

Сказки народов мира.


1

1
2


2

1
1






жанр

былина


колыбельная
застава

палица


есаул

пошлина
закрома

верста

лампада



Выделение признаков жанра в известных произведениях УНТ

Изложение по сказке о животных
Объяснение выражений, выразительное чтение.
Подбор пословиц к содержанию былины, объяснение смысла выражений, пересказ по данному плану. Сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри».
Выделение признаков сказки, объяснение пословиц, составление плана для краткого пересказа
Выразительное чтение по ролям.
Выделение главной мысли сказки.

CD «Народные песни»

DVD м/ф по сказкам



II. Из произведений русской литературы XIX века . ( 18 часов)

Цели : - познакомить учащихся с новыми сведениями из биографий уже известных авторов и их произведениями

  • отрабатывать навыки выразительного, правильного, беглого и осознанного чтения, корригировать мыслительные операции сравнения, анализа, умение устанавливать причинно-следственные и временные связи.

  • учить составлять отзыв о прочитанном произведении



1. Жизнь и творчество В,А, Жуковского.


2. Сказка «Три пояса».

3. Жизнь и творчество И.А. Крылова


4. Басня «Кот и повар».
5. Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
6. Поэма «Руслан и Людмила»



  1. Внеклассное чтение.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» или отрывки «Дубровский»
8. Обобщающий урок.

1
3

1
1
1
6

4

1







поселянка

посадник


гусли
баснописец
ритор

чертог


фимиам

перси


арап

риза


десница

Составление вопросов к тексту.


Составление описания портрета героев сказки, чтение отрывков по ролям. Отзыв по данному плану.
Узнавание басни по отрывку.
Определение морали басни, выразительное чтение.
Краткий пересказ по данному плану.
Замена устаревших слов современными. Выразительное чтение. Деление на части. Пересказ по заданию.

Соотнесение репродукции картины В.М.Васнецова «После побоища…» отрывкам поэмы. Чтение по ролям, составление рассказов о гл.героях поэмы.



Наизусть отрывок
Пересказ отрывков. Составление отзыва

презентация

DVD м/ф «Басни для детей»



II четверть – 21 час.



II. Из произведений русской литературы XIX века . ( 21 час)

9. А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка».

10. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
11. «Тучи».
12. «Баллада».

13. «Морская царевна».

14. Внеклассное чтение.

М. Лермонтов «Три пальмы».


15. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.
16. «Майская ночь, или Утопленница».
17. Внеклассное чтение.

Рассказы Н.В.Гоголя.




7

1


1
1

1

1



1
6
2





девичья


баишь

борзая


стремянный
пучина

перл


парубки

бандура


сотник

зеницы


недоимки

Чтение по ролям, составление характеристик.

Деление на части, пересказ отрывков.

Составление плана для пересказа


Наизусть.
Выразительное чтение.

Деление на части., объяснение смысла выражений.



Наизусть отрывок.
Определение главной мысли стихотворения.

Составление вопросов к тексту.


Чтение отрывков по ролям.

Пересказ легенды от 1, 3-го лица.

Сопоставление отрывка текста и репродукции картины А.И.Куинджи «Украинская ночь»






III четверть – 30 часов.



II. Из произведений русской литературы XIX века . ( 13 часов)

18. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.


19. «Рыцарь на час».

20. «Саша».

21. Жизнь и творчество А.А. Фета.
22. Стихи А.А. Фета.

23. Жизнь и творчество А.П. Чехова.


24. «Злоумышленник».

25. «Пересолил».


26. Внеклассное чтение.

А.П. Чехов «Переполох»

1
1

1

1
2



1
2

2


2




ланиты


вереница

зык

живец

уклейка
землемер


Составление плана к тексту.


Выразительное чтение.

Деление на части, их озаглавливание..

Сопоставление отрывка поэмы и репродукции картины В.Д. Поленова «Горелый лес».

Наизусть отрывок.
Составление вопросного плана , пересказ.
Составление описания гл. героя. Наизусть на выбор

Обсуждение на заданную тему. Работа с картиной Н.М. Ромадина «Разлив в Керженце».


Краткий пересказ статьи.
Обсуждение на заданную тему.

Чтение по ролям.


Составление словесного портрета героев рассказа.

Деление на части. Краткий пересказ. Чтение по ролям


Составление характеристик героев. Пересказ отрывков.





III. Из произведений русской литературы XX века . ( 17 часов)

Цели : - познакомить учащихся с новыми сведениями из биографий уже известных авторов, расширять читательский кругозор учащихся

  • отрабатывать навыки выразительного, правильного, беглого и осознанного чтения, корригировать мыслительные операции сравнения, анализа, умение устанавливать причинно-следственные и временные связи.

  • продолжать учить составлять отзыв о прочитанном произведении, давать характеристики героям, объяснять причины тех или иных их поступков.



1. Жизнь и творчество А.М. Горького.


2. «Песня о Соколе».

3. Жизнь и творчество В.В. Маяковского.


4. «Необычайное приключение, бывшее с

Владимиром Маяковским летом на даче»

5. Творчество М. Цветаевой.

6. Жизнь и творчество К.Г. Паустовского.


7. «Стекольный мастер».

  1. Жизнь и творчество С.А. Есенина.




  1. « Нивы сжаты, рощи голы…»




  1. « Собаке Качалова»




  1. Внеклассное чтение.

Лирика С.Есенина, «Анна Снегина».


  1. Обобщающий урок.



1
2


1
2

2

1


2

1
1
1


2

1




псалтырь
бредни

ретируюсь

степенность

РОСТА
Иоанн Богослов

поставец


картуз

понёва


шушун

Восстановление биографических сведений.


Нахождение определений для характеристики Сокола. Чтение по ролям.

Наизусть отрывок.

Составление вопросов к статье.


Пересказ содержания стихотворения, определение его главной мысли. Выразительное чтение.

Составление вопросов к статье.



Наизусть на выбор.
Краткий пересказ ранее прочит-х произведений.
Определение основной идеи рассказа.

Деление рассказа на части, пересказ.



Наизусть отрывок.

Составление вопросов к статье.


Сочинение по данному плану. Наизусть.
Выразительное чтение.
Составление отзыва





IV четверть – 25 часов.


III. Из произведений русской литературы XX века . ( 14 часов)





  1. Жизнь и творчество М.А. Шолохова.




  1. «Судьба человека»




  1. Внеклассное чтение.

М. Шолохов « Судьба человека»


  1. Творчество Е.И. Носова.

«Трудный хлеб».



  1. Творчество Н.М. Рубцова.

«Тихая моя родина…»


  1. «Русский огонёк».



  1. «Зимняя песня».




  1. Творчество Ю.И. Коваля.

«Приключения Васи Куролесова».


1
2
2

2

1

1



1
4



лагерфюрер

шнапс

крохаль


ситник

ягдташ
погост


кумак


Краткий пересказ статьи.


Чтение по ролям. Составление плана отрывка, пересказ. Изложение по данному плану.

Составление характеристик по плану.

Чтение отрывка по ролям.

Составление отзыва.


Сравнение сюжета стихотворения и картины И. Левитана «Озеро. Русь». Наизусть.

Деление на части. Выделение художественно-изобразительных средств языка. Чтение по ролям.


Выразительное чтение.
Объяснение выражений. Определение характеров героев. Чтение по ролям. Краткий пересказ истории.





IV. Из произведений зарубежной литературы. ( 11 часов)

Цели : - продолжать знакомить учащихся с произведениями зарубежных авторов, расширять их читательский кругозор;

  • отрабатывать навыки выразительного, правильного, беглого и осознанного чтения, корригировать мыслительные операции сравнения, анализа, умение устанавливать причинно-следственные и временные связи.

  • продолжать учить составлять отзыв о прочитанном произведении, давать характеристики героям, объяснять причины тех или иных их поступков.




1. Р.Л. Стивенсон « Вересковый мёд»
2. Э. Сетон-Томпсон. «Снап».

3. Д. Даррелл. «Живописный жираф»

4. Внеклассное чтение

Д.Олдридж «Отец и сын»


5. Обобщающий урок.

1
4

3

2



1




бультерьер

койот
аристократ

интеллигент



Обсуждение на заданную тему. Выразительн. чтение
Чтение по ролям. Составление плана рассказа, краткий пересказ.
Деление рассказа на части, пересказ отрывков.

Составление характеристики по данному плану.


Составление характеристик героев





Методическое обеспечение.

  1. «Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения», авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Москва, 1997г.

  2. «Методические рекомендации к учебнику чтения» (6 класс вспомогательной школы), авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Москва, 1997г.

  3. «Методические рекомендации к учебнику чтения» (5 класс вспомогательной школы), авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Москва, 1997г.

  4. « Предметные недели в школе. Русский язык и литература», составитель Л.И, Косивцова. Волгоград, издательство «Учитель», 2008г.







  • Чтение - 9 класс Всего часов - 102 (3 часа в неделю) Планирование составлено на основе «Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
  • VIII вида 5 – 9 классы. Сборник 1. Под ред. В.В. Воронковой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2009 г.
  • Содержание программы. Распределение часов по четвертям
  • Итого: 102 часа 102 часа
  • Информ. сопров-е I. Устное народное творчество. ( 8 часов) Цели
  • II. Из произведений русской литературы XIX века . ( 18 часов) Цели
  • II четверть – 21 час. II. Из произведений русской литературы XIX века . ( 21 час)
  • Наизусть. Выразительное чтение. Деление на части., объяснение смысла выражений. Наизусть отрывок.
  • III четверть – 30 часов. II. Из произведений русской литературы XIX века . ( 13 часов)
  • Наизусть отрывок. Составление вопросного плана , пересказ. Составление описания гл. героя. Наизусть
  • III. Из произведений русской литературы XX века . ( 17 часов) Цели
  • Наизусть отрывок.
  • IV четверть – 25 часов. III. Из произведений русской литературы XX века . ( 14 часов)
  • IV. Из произведений зарубежной литературы. ( 11 часов) Цели
  • Методическое обеспечение