Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка в данной программе обучения предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерное распределение учебных часов по годам обучения




Скачать 198.73 Kb.
Дата09.07.2018
Размер198.73 Kb.
ТипПояснительная записка
Программа обучения игре на народных инструментах (дечиг пондар) Автор: Межидов С. Х. МБОУ ДОД ЦШИ№1 Департамента культуры Мэрии г. Грозного Пояснительная записка    В данной программе обучения   предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерное распределение учебных часов по годам обучения.    Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она строится на принцципе единства обучения и воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей.    Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том, чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого, кто класс этот составляет, и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив.[1]Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил : «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано. Учение, труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома, проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное тврчество детей – нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое в нравственности не разделимы.    Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя».    Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.    Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.    В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает народное инструментальное исполнительство.      В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ, Домах детского творчества) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на народных инструментах, в том числе исполнителей на дечиг пондар. Классы дечиг пондар призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса дечиг пондар должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на этом инструменте и других народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде чеченской народной музыки.    В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 прjграмма для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-6-летнего срока обучения, но и 7-ми, 8-ми летнего. Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах. Предполагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д.    Обучение игре на дечиг пондар ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепьяно). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.    В ходе занятий решаются  тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса: Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей; Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее; Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры. Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности. Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.    Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, муз. литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по муз. литеретуре (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.    В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспонированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.    Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу . Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).    Основная практическая задача коллективного музицирования – формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво- гибком ритме; совместно исполнять, свободно «общаться» и взаимодействовать с участниками ансамбля.    Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки.    Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.    Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первые годы обучения (подготовительной группе, 1,2 годах обучения) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. [3] Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.    Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.    Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, а также поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями дечиг пондар национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д. Условия реализации программы.    Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и  проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса дечиг пондар, известных исполнителей и коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов, проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера, фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств. В связи с тем, что работа с учащимися предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепьяно). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса дечиг пондар (примы) только хорошего качества. Ввиду необходимости использования ансамблевой формы исполнения желательно иметь в классе несколько (минимум 2-3) концертных инструмента, причем в чехлах, удобных для транспортировки на выездные концерты.    Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на  дечиг пондар  Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 9-10 летнего возраста, предлагая 5-6 летний срок обучения. Дети до этого возраста могут получить музыкальную подготовку в специальных подготовительных группах.    Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.    Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.    Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе дечиг пондар должен быть художественный репертуар – народные песни, произведения чеченских классиков, оригинальные произведения современных авторов.    Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.    Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.    Правильная аппликатура является одним из элементов игры на дечиг пондар Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники исполнителя, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.    Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания. Контроль и учет успеваемости.    Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах , контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях и т.д.    Экзамены проводятся  в выпускных классах. На Выпускные экзамены четыре произведения различные по жанру и форме. В течении учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы. В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. За учебный год педагог должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (в т.ч. возможны ансамблевые) для показа на академических концертах.    Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2 раза в учебном году: по 1 в каждом полугодии).    Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.    Оценка на академических концертах выставляется за каждое выступление ученика. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: Оценка годовой работы  ученика ; Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также другие выступления ученика в течение учебного года. Годовые требования.    1 год обучения.    В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения дечиг пондар, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.    Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.    За год учащийся должен пройти : Гаммы: Ми-мажор, Фа-мажор (в одну октаву); Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком. Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли) Произведения для чтения с листа.    2 год обучения.    В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения : двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание». Подготавливается база для освоения «тремоло».    Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи : легато, стаккато.    За год учащийся должен пройти: Гаммы: Соль-мажор, Ля мажор, Си-мажор, До-мажор, Ре-мажор; Этюды: 4-5 этюдов Пьесы: 8-9 пьес различного характера ( в том числе и ансамбля); Произведения для чтения с листа.    3 год обучения.    В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим развитием учащегося.    За год учащийся должен пройти: Гаммы: Си-мажор, Ми  -мажор, Фа # -минор (натуральный); Этюды: 4-5 этюдов; Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля); Произведения для чтения с листа.    4 год обучения.    В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения : глиссандо, флажолет, гитарный прием.    За год учащийся должен пройти : Гаммы: Фа- # мажор, ре –мажор (натуральные, гармонические и мелодические); Этюды: 4-5 этюдов; Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли); Произведения для чтения с листа.    5 год обучения.    В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др. ), а также подборе репертуара.    За год учащийся должен пройти: Гаммы: Ми-минор 2-х октавная 3 вида, Ми-мажор 2-х октавная, арпеджио,       хроматическая гамма. Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники; Пьесы: 6-7 пьес различного характера ( в том числе ансамбли); Произведения для чтения с листа.    6 год обучения.    Шестой год обучения предполагает продолжение работы по совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего «почерка», своей манеры игры. Усиливается самоконтроль в работе над деталями, ответственность за выполнение художественных задач.    За год учащийся должен пройти: Гаммы: Хроматические гаммы в разных тональностях; Упражнения для пальцевой беглости; Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники; Пьесы: 6-7 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли); Произведения для чтения с листа. Примерный перечень музыкальных произведений,  рекомендованных для показа  в течение учебного года на академических концертах.    1-й год обучения:    2-й год обучения:    3-й год обучения:    4-й год обучения:    5-й год обучения:    6-й год обучения: 31. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ Сост. В. Глейхман.М.,1999 32. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШСост. М. Грелавин.М.,1991 Тематическое планирование.    Примерное распределение учебных часов по годам обучения: № пп Содержание работ 1год 2год 3год 4год 5год 6год 1. Посадка, постановка рук 22 10 8 - - - 2. Теоретические сведения 16 5 4 4 4 4 3. Гаммы, упражнения 8 8 8 8 8 8 4. Чтение нот с листа, подбор по слуху 2 3 4 4 4 4 5. Этюды 8 14 8 8 8 8 6. Произведения русских и зарубежных композиторов 6 7 7 12 12 12 7. Обработка народных песен и танцев 10 17 17 20 20 20 8. Повторение концертного репертуара - 8 16 16 16 16 9. Ансамбль 36 36 - - - - 10. Социальная практика 12 12 12 12 12 12 ИТОГО: Часов в год 120 120 84 84 84 84 Список литературы Саид Димаев «Альбом для детей и юношества» Москва, 2000г. Саид Димаев «100 шедевров из рук Умара Димаева» Москва, 2000г. Саид Димаев «Педагогический репертуар для детских музыкальных школ и училищ» Москва, 2000г. Магомед Ясаев «Школа игры на дечи-пондуре» Владикавказ 2014г. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp:www.refcentr.ru [1] Д. Е. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Глава 4 «С мыслью о Сухомлинском» Издательство «Просвещение» 1981г. [2] Панин « Павел Нечепоренко – исполнитель, педагог, дирижер» Издательство «Музыка» 1986г. [3] Речь идет о нетрадиционных формах проведения урока [4]   Цифры в скобках обозначают номер сборника в рекомендуемом далее списке. Репертуар «Дечиг пондар» Первый класс Чеченская народная песня «Жа-1уьнан илли» Чеченская народная песня Обр. А. Халебского «Нохчийчоь» Айдамиров А. «1аьржа буьйса» Димаев У. «Ойла» С. Цугаев «Рабу» Чеченская народная песня Обр. А. Халебского «Х1ей мехкарий» Паскаев Р. «Мел йог1у буьйса» Даудов Р. «Воьссинехь хьо салам делла» Эдисултанов Ш. «Алдинская лезгинка» Шахбулатов А. «Нохчийчоь» Второй класс Чеченская народная песня Обр. А. Димаев «Ч1ег1ардиг» Чеченская народная песня «1айшат» О. Ганаев «Сан дай баьхна латта» О. Ганаев «Тхан юртахь тийна ду» Третий класс У. Димаев «Асет» Димаев А., обр. Чергизбиев З. «Лезгинка» С. Магомедов «Да - нана» С. Цугаев «Волахьа кхачахьа» С. Магомедов «Доттаг1а» Ш. Эдисултанов «Ленинградер йо1» Ш. Эдисултанов «Олхазар» З. Чергизбиев «Нохчийчоь» Б. Рамзаев «Заманан къонахи» В. Дагаев «Г1ан» З. Дадашева «Сай шераш д1аэхар кхоьруш» С. Магомедов «Теркан йистехь С. Магомедов «Хьоме зезаг ала соьга» С. Магомедов «Кавказан 1уьйре» Р. Паскаев «Хьан дагара хиъча» И. Абдулкаримов «И туьтеш сийна» И. Абдулкаримов «Доьхна дог» И. Абдулкаримов «Ахь муха элира» В. Дагаев «Илланча соьх винарг» Четвертый класс Ш. Эдисултанов «Сийна седа» С. Цугаев «Суьйре ю т1ейог1уш вайна» Ш. Эдисултанов «Хьо х1унда ца вог1у» В. Дагаева «Шовдане» В. Дагаев «Ламанан новкъахь» У. Салманов «Хьуна лаахь» С. Шаипов «Нана» С. Шаипов «Йоьду хьо сан зама» С. Шаипов «Хьежар» С. Шаипов «Езаелачуьнга» Б. Эльмурзаев «Зама» В. Дагаев «Лойша сунна» В. Дагаев «Д1о б1аьргаша боху соьга» И. Усманов «Дарта» И. Усманов «К1айн дуьне» В. Дагаев «Чардакха» С. Магомедов «Да – нана» И. Эбиев «Дега 1ийжам» С. Магомедов «Лардайша олхазарш» С.Шаипов «Ялахьа орцах» «Чеченская народная песня «Весет» Чеченская народная песня «Ма ала соьга» Чеченская народная песня «Хьан локхалле» З. Чергизбиев «Езачу йо1е» С. Магомедов «Винчу ломахь» Чеченская народная песня «Х1ай буьйса» Ш. Эдисултанов «Б1аьсте йог1у» С. Темербулатов «Воккхачу стеган илли» Б.-Х. Дидигов «Илланча» Чеченская народная песня «Безаман т1емаш» В. Дагаев «Пондар» Чеченская народная песня «Нохчийн шира илли» Чеченская народная песня «Б1аьстенан 1уьйре» Чеченская народная песня «Айза» Чеченская народная песня «Хьоме кавказ» Чеченская народная песня «Дин беллачу к1ентан илли» Чеченская народная песня «1аьржа б1аьргаш» Ш. Рашидова «Ломахь гира сунна» С. Магомедов «Дог дитна воьду со» А. Александров «Бэлла»

  • Пояснительная записка
  • Условия реализации программы.
  • Контроль и учет успеваемости.
  • Годовые требования.
  • Список литературы
  • Первый класс
  • Второй класс
  • Третий класс
  • Четвертый класс