Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка требования к студентам




Скачать 475.16 Kb.
страница1/2
Дата21.06.2017
Размер475.16 Kb.
ТипРабочая программа курса
  1   2

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Требования к студентам

Для успешного усвоения материала курса студент должен уметь ориентироваться в философских концепциях ХХ в. (экзистенциализм, субъективизм, интуитивизм, фрейдизм и др.), иметь представление о литературной критике ХХ века, а также владеть навыками анализа художественного текста в русле формального и структурного методов.

    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности

Дисциплина входит в блок Б.3 «Профессиональные дисциплины» и является обязательной для изучения.

Рабочая программа курса рассчитана на бакалавров третьего курса ДО и ОЗО и имеет итоговый характер, будучи связанной с такими курсами, как «История отечественной литературы», «Отечественная художественная культура»; «Теория литературы». В программе дается целостная система представлений об основных течениях и направлениях современного литературного процесса с конца 60-90-х годов ХХ века по настоящее время, рассматриваются философские и теоретические основы постмодернизма, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.



    1. Цели преподавания дисциплины

  • Сформировать у студентов-филологов представление о современном литературном процессе, сложности и неоднозначности его оценок;

  • расширить и систематизировать знания студентов-филологов о современной литературной ситуации, а также углубить их теоретические познания в области современных литературоведческих и эстетических концепций;

  • дать представление об основных чертах западного и отечественного постмодернизма, их специфических особенностях, периодике, эстетике, парадигме художественности, дать представление о творчестве современных русских писателях-постмодернистах, а также вооружить будущих выпускников аналитическим инструментарием, необходимым для оценки явления современного искусства.

Программа спецкурса направлена на развитие и закрепление выработанных в процессе обучения навыков профессионального отношения к тексту художественного произведения с ориентацией на высокие нравственные ценности, воспитание высококлассного специалиста-филолога, творчески мыслящей личности, интегрированной в систему национальной и мировой культур.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-1 – владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения;

ОК-2 – логически верно, ясно и аргументировано выражать свои мысли в устной и письменной форме;

ОК-11 – использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ;

ПК-11 – реализовать издательский проект;



По итогам изучения курса обучающийся должен:

знать содержание художественных текстов современных русских писателей, ориентироваться в системе основных теоретических понятий, владеть терминологией постмодернистской эстетики, знать содержание ключевых позиций концепций западных и отечественных теоретиков постмодернизма.

уметь выявлять черты реалистической, модернистской и постмодернистской эстетики при анализе художественных текстов, соотносить их с мировоззренческой позицией автора.

владеть навыками целостного анализа художественного текста, элементами деконстуктивистской методики;

сформировать представление об основных чертах русского постмодернизма, соц- и поп-арта, концептуализма, массовой литературы и т.д.: их эстетике, парадигме художественности;

познакомиться с творчеством современных русских писателей и аналитическим инструментарием его анализа.




    1. Формы работы студентов.

  • Чтение художественных текстов,

  • изучение научной и учебной литературы (реферирование, конспектирование);

  • выполнение индивидуальных заданий,

  • подготовка докладов и сообщений, эссе,

  • посещение лекций преподавателя по дисциплине.

    1. Виды контроля: тестовые задания, контрольные работы (2), зачет, экзамен.

    2. Методика формирования результирующей оценки.

  1. Выполнение письменных домашних заданий (до 4 баллов).

  2. Конспектирование научной литературы (до 3 баллов).

  3. Реферирование научной литературы (до 10 баллов).

  4. Подготовка сообщений (до 5 баллов).

  5. Выступление на практических занятиях (от 3 до 5 баллов).

  6. Выполнение контрольных мини-работ на лекции (до 5 баллов).

  7. Выполнение модульной контрольной работы, включающей: а) развернутые ответы на 2 теоретических вопроса (по 2 балла за каждый вопрос с учетом полноты и правильности ответа); б) выполнение 3-х заданий (по 2 балла за каждое с учетом полноты и правильности ответа).

    1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов изучение данной дисциплины предполагает дополнительные формы презентации учебного материала:

  • предоставление полнотекстовых материалов лекций (возможно в аудиозаписи);

  • консультации по Скайпу, в режиме он-лайн;

  • снабжение дополнительными источниками информации (презентации, комментарии, методические рекомендации и т.п.).



Раздел 2. Структура изучения дисциплины




Всего часов (общая трудоемкость в часах)

180

в том числе




Аудиторных занятий

51

Лекций

17

Семинарских/практических занятий

34

Лабораторных занятий

0

Практикумов

0

Самостоятельных занятий

93

Изучение основной и дополнительной литературы

20

Написание курсовых работ, эссе, рефератов

20

Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

20

Выполнение контрольных работ, тестов

18

Подготовка к зачету, зачет

15


Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины


Тема

Содержание (Перечень дидактических единиц)

Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)

Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.)

Интерактивные формы занятий

Количе-ство часов

Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д)

  1. Современный литературный процесс в теоретическом и методологическом аспектах

Литературный процесс как теоретическое понятие; составляющие литературного процесса и его субъекты; Эстетическая функция художественного текста; литературная эпоха как целостный механизм, единый текст; проблема «литературных универсалий». Факторы, влияющие на изменчивость литературного процесса.

Трудности осмысления фактов текущего литературного процесса наукой. Проблема периодизации литературы ХХ века.Изменение функций литературы в современном обществе. Проблема оценки явлений текущего процесса.




Аудиторные

Лекция




2

Контрольное тестирование

  1. Эстетическая парадигма современной литературы

Уникальность современной ситуации, обусловленная параллельным развитием нескольких традиций. Актуальная и современная литература. Разновидности реалистических и условных форм в современной литературе. Развитие традиций фантастического, гротескного и «эсхатологического» реализма. Разработка классических и авангардных форм в литературе модернистской направленности, обращение к экзистенциальной проблематике, использование приема «поток сознания». Бурное развитие постмодернистской литературы. Литературные проекты и литературные мистификации, римейки как итог коммерциализации литературного процесса. Развитие «женской» прозы. Сетература, РуЛиНет.


Аудиторные

Лекция




2

Контрольное тестирование

  1. Судьбы реалистической традиции на рубеже ХХ – ХХI веков

Реализм как художественный метод. Категория «правды», способы формирования авторской оценки. Споры о реализме. Причины «популярности» реалистического метода изображения. Отношение к реализму в России, его отличие от западного. Точки зрения критиков на реалистический метода в литературе. «Расшатывание «формульности» соцреалистического дискурса» (М. Липовецкий). Кризис романного жанра в 1990-е годы, его последующие модификации. Тематический спектр русского реализма в постсоветское время. «Старшие» реалисты в поисках новых путей развития традиции (обзор Н. Ивановой). «Суровый» реализм Г. Владимова. «Неонатурализм» в произведениях С. Каледина и драматургии Н. Коляды. Гипотеза о постреализме Н. Лейдермана и М. Липовецкого. «Новые реалисты» (обзор В. Бондаренко).


Аудиторные

Лекция




4

Контрольное тестирование

  1. Квазиреализм в романе Каледина «Смиренное кладбище»

Поэтика квазиреалистического освоение реальности; новые герои и антигерои, прием чернухи и травестирования реальности.

Аудиторные

Практическое занятие




2




  1. Художественное своеобразие романа Г. Владимова «Генерал и его армия»

Особенности композиции романа. Субъективная логика романного времени. Инверсия как основной прием построения сюжета. Рефлексия персонажей как способ повествования в романе.

Способы проявления эпического начала («по рецептам старика Гомера») в изображении исторических событий. Традиции Л.Толстого.

Образ генерала Фотия Ивановича Кобрисова. Приемы изображения внутреннего мира личности. Способы авторской оценки. Драматизм характера. Своеобразие психологизма.


Аудиторные

Практическое занятие

Дискуссия

2

Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

  1. Философские и теоретические основы искусства постмодерна

Исторические условия возникновения искусства постмодерна. Экзистенциализм как идейно-философская платформа постмодернистского искусства. Стирание границ между «массовостью» и «элитарностью», между чудесным и вероятным; «многоуровневое" письмо, игра и деконструкция. Концепции Л. Фидлера, Ч. Дженкса, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делеза и Ф. Гуаттари, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида. Западная и восточная модификация постмодерна. Работы М. Липовецкого, В. Курицына, Н. Маньковской, И. Скоропановой, М. Эпштейна, освещающие вопросы теории и истории постмодернизма. Специфика русского постмодернизма. Три периода его развития. Постмодернизм в отношении к модернизму, авангардизму, андеграунду. Основные термины и понятия. Симулякры и их художественная природа.


Аудиторные

Лекция




2

Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

  1. Три волны русского постмодернизма

Три периода в истории русского постмодернизма (И.С. Скоропанова). Первая волна, или доперестроечный постмодернизм (период становления: конец 1960 – 1970 гг.). Культурная атмосфера, духовные веяния, сформировавшие основу постмодернистского сознания: потребность в свободе от политического диктата и идеологиче­ской однозначности, стремление к единению с человечест­вом, крушение тоталитаризма. Работа А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и ин­теллектуальной свободе» и ее значение.

«Кризис авторитетов» в с сфере официальной культуры. Реставрация эстетических идеалов модернизма в послесталинские годы, в условиях андеграунда (И. Бродский, В. Соснора, Г. Айги, Л. Губанов, Е. Харитонов и др.). Возрождение идеи самоценности искусства, повышенный интерес к языку. Опыт неоавангардизма 50—60-х гг. (группа Л. Черткова, лианозовская шко­ла, СМОГ и др.).

«Пушкинский дом» как «антиучебник русской лите­ратуры» (А. Битов). Превращение преемственности культуры в формальную преемственность. Поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» и ее место в отечественной литературе. Множественность интерпретаций как следствие «открытой» структуры текста. Цитирование как основной элемент, организующий смысловую и формальную структуру книги. Возникновение нового направления в поэзии – русского концептуализма (Вс. Некрасов, Д. Рубинштейн, Д. Пригов, И. Иртеньев).

Вторая волна, или перестроечный постмодернизм (конец 1970 – 1980-е гг. – период утверждения нового литературного направления). Игра с авторской маской у Евг. Попова («Душа патриота»). Сталкивание различных стилей и культурных языков в произведениях Вик. Ерофеева («Тело Анны, или Конец русского авангарда»). Имитация языка литературы соцреализма в романе «Норма» В. Сорокина. Имитация литературоведческого исследования в «Рос и я» Мих. Берга и литературного эксперимента в «7 Проз» В. Курицына..


Третья волна, или постперестроечный постмодернизм (конец 1990-х. – начало ХХI в.– период расцвета русского постмодернизма). Выдвижение на первый план идеи раскрепощения и открытости творческого сознания. Поиск новых путей постижения действительности. Множественность картин мира, стилевой эклектизм, ризоматичность, поиск нового героя в творчестве Л. Петрушевской, Т. Толстой, А. Слаповского. Появление новых имен (М. Шишкин, Ю. Буйда, Г. Садуллаев, М. Елизаров и др.).


Аудиторные

Лекция




4

Контрольное тестирование

  1. «Эстетическое» диссидентство Абрама Терца.

Особая разновидность литературной маски в «Прогулках с Пушкиным».Образ нарратора, пародирующего дискурс власти


Аудиторные

Практическое занятие




2




  1. Пародирование основных жанров современной развлекательной литературы в «Палисандрии» Саши Соколова

Приемы пародирования, деконструкция поля власти и традиционного исторического мифа. Образ рассказчика

Аудиторные

Практическое занятие




2




  1. «Пушкинский Дом Андрея Битова

и «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева

в свете постмодернистской эстетики




Жанровое своеобразие, особенности архитектоники (ризоматичность и ахронологичность повествования, псевдоструктурность, интертекстуальность т.д.).

Отражение постмодернистской эстетики в архитектонике романа А. Битова и поэмы Вен. Ерофеева (синтез трагического, комического и иронического модусов художественности, игровое начало).

Хаосмос индивидуального «я» центральных героев: одиночество, невозможность физического уединения, симуляция душевного здоровья и творческой активности, русское самосознание («репортажи из подвальных глубин русской души»).

Роль городского текста («московский» и «петербургский» текст в их соотнесенности и противопоставленности. Принцип деконструкции в изображении советской действительности, русской истории и культуры.




Аудиторные

Практическое занятие




2

Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

  1. Феномен Виктора Пелевина в современной литературе

Творческая биография В. Пелевина. Полемика вокруг творческого метода писателя (постмодернист, пострефлективный постмодернизм, поп-арт, соц-арт). Тематика и проблематика рассказов В. Пелевина. Сочетание реальностей, миров, внешних оболочек, его интерес к ситуации «пересечения», жизни «на стыке» реального и запредельного, символика обстоятельств («Проблема верволка в средней полосе»). Метафора жизни в «Желтой стреле». Стирание грани между игрой и жизнью как знак смены «геологических эпох» в психике человека (Е. Пронина) в повести «Принц Госплана».


Аудиторные

Лекция




2

Опрос, контрольное тестирование.

  1. Деконструкция мифологем советского культурно-исторического пространства в романах Пелевина

Слияние внутренней реальности сознания и внешней реальности окружающего мира, герои-симулякры, замещение объективной реальности виртуальной средой, образованной сознанием героя в романе «Чапаев и Пустота». Идея утраты внутреннего субъекта психики, PR-технологии, правящие миром людей, в романе а «Generation “П”». Человек в условиях тотальной компьютеризации (роман «Шлем ужаса»). Концепция личности у В. Плевина как «понятия собирательного, нелокального, не равного ни одному из своих «я», каждое из которых представляет собой инструмент ее самовыражения» (Е. Пронина).

Аудиторные

Практическое




2




  1. Поэтический авангард

Основные принципы русского литературного концептуализма. Соц-арт как разновидность концептуализма. Конкретная поэзия. Д.А. Пригов – теоретик и практик концептуализма. «Приговская строка». Образно-тематическое своеобразие поэзии Л. Рубинштейна и ее эволюция. Соц-арт в стихах И. Иртеньева, новая модель стиха в поэзии Вс. Некрасова. Поэма-каталог Т. Кибирова «Сквозь прощальные слезы»: реализация приема деконструкции.

Признаки необарочного текста (мифологизм, процессуальность, двойное или множественное кодирование, устранение авторского «я», интертекстуальность и др.). Своеобразие поэтических образов в стихах И. Жданова, Е. Шварц, А. Еременко, А. Парщикова.

.


Аудиторные

Лекция




2

Контрольное тестирование.

  1. Поэзия О. Седаковой, В. Кривулина.

Метафизический и метафорический реализм. Спор с концептуализмом. Метабола как тип художественного образа

Аудиторные

Практическое занятие




2




  1. Художественный мир И. А. Бродского

Творческая биография поэта. Литературные влияния. Новизна поэтической интонации («интонация пропевания»). Творческие предпочтения Бродского. Медитативность, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли в стихах 1960-х. «Ахматовские стихи» Бродского. Философские темы в стихах «Сретенье», «Письма римскому другу», «Бабочка». Язык как «модель мира» (Я. Гордин) в стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку…». Тема симулятивности, мнимости реального, пустоты в стихи Бродского 70- 80-х годов. Отчуждение как форма свободы («Письма римскому другу», «Римские элегии», «Большая элегия Джону Донну»). «Петербургский текст» поэзии И. Бродского.


Аудиторные

Лекция




2

Контрольное тестирование.

  1. Своеобразие авторской картины мира в стихотворном цикле И. Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт




Лирический герой Бродского, его основные черты, проявившиеся в «Сонетах…».

Тематика цикла. Функции цитатности. Интертекстуальность.

Философская и эстетическая проблематика «Сонетов…».

Особенности развития лирического сюжета.

Своеобразие пространственно-временного континуума произведения.


Аудиторные

Практическое занятие

Дискуссия

2

Опрос, проверка домашних заданий контрольное тестирование.

  1. Драматургия постмодернизма

Сложность изучения драмы. Пути и способы обновления языка драмы в литературе конца ХХ – начала ХХI вв. Новый европейский театр, концепция «театра жестокости» Антонена Арто, тип постмодернистской драмы, разработанный Самюэлем Беккетом.

Синтез традиционного и нового в отечественной драматургии рубежа веков: подчеркнутая театральность, ролевая игра, демонстративная иллюзорность (симулятивность) создаваемого мира, внедрение элементов, характерных для поэтики постмодернистской прозы и поэзии. Замена действия рефлексией персонажа, переакцентировка внимания зрителя на языковую игру (перифразы, каламбуры, цитаты, языковая эксцентрика и т.п.). Эстетическое противоречие между целостностью драматургического действа и постмодернистской децентрацией, асистемностью.

Синтез классики и масскульта, гибридный способ создания персонажей в паратрагедии Виктора Коркия «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили»; приемы мрачной клоунады и трагифарса в изображении фактов отечественной истории.


Аудиторные

Лекция




1

Контрольное тестирование.

  1. Обращение к национальной традиции карнавального фольклора, скоморошества в пьесе Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»;.

Приемы пародирования официальной идеологии как способ обнаружения истинного лица советской тоталитарной системы

Аудиторные

Практическое занятие




2




  1. «Женская» проза рубежа ХХ – ХХI столетий

Социальные и культурно-исторические причины появления в научном и читательском обиходе понятия «женская проза», его смысловое наполнение, полемика вокруг него. Женщина как главное действующее лицо литературы. Н. Габриэлян о «матриархатной» и «патриархатной» парадигмах в культуре. Манифест «Новых амазонок» о сверхзадаче женского творчества.



Аудиторные

Лекция

Дискуссия

4

Контрольное тестирование.

  1. Жестокость жизни через восприятие автора-женщины: Улицкая и Толстая

нравственная проблематика и «демонстративная сказочность» рассказов Т. Толстой («Лимпопо», «Свидание с птицей», «Факир», «Петерс», «Соня»). Архетип Дома в романах Л. Улицкой («Медея и ее дети», «Искренне ваш Шурик», «Казус Кукоцкого»).

Аудиторные

Практическое занятие




2




  1. Феномен «массовой литературы» в современном культурном пространстве

Литература в условиях рынка. Причины дифференциации «высокого», элитарного и «низкого», массового в литературном процессе современности. Полемика 1990-х на страницах журнала «Знамя» о массовой литературе. «Массовый читатель» в оценке ученых, критиков и писателей (Х. Ортега-и-Гассет, Ю.Лотман, К. Чуковский, А. Генис, В. Маканин).

Современный отечественный детектив. Фантастическое направление и его своеобразие. Автор в массовой литературе: новые формы самопозиционирования.




Аудиторные

Практическое

Коллоквиум

2

Контрольное тестирование..

.

  1. Жанрово-тематические «каноны» массовой литературы.

Разнообразие массовой литературы как отражение разнообразия социальных типов постиндустриального общества. Черты поэтики «массовых» произведений (неуникальность замысла, тиражируемость приемов, простота (часто профанность) содержания, примитивность и клишированность экспрессивной поэтической техники и др.). Тематический и жанровый спектр: установка на узнаваемость. Эскапизм «массовых» произведений

Аудиторные

Практическое занятие




2




  1. Сетевая словесность (литература в Интернете)

Изменение представлений о тексте, его структуре и функциях в последнее трети ХХ в. Последствия семиотизации культурного пространства: мир как текст. Современное культурное поле как взаимодействие (игра) различными дискурсивными практиками. Специфика сетевого пространства: текстуальность как основа нового представления о литературности. Процессуальность, «текучесть» как основной принцип сетературы. Законы существования сетевого пространства (игра, многоуровневость, внеиерархичность, множественность интерпретаций и т.д.). Понятие гипертекста. Гипертекст в литературе и Сети. Сетература как вид творчества, ее признаки, возможности, атрибуты. Узкое и широкое понимание термина «сетература».

Эффективность использования сетевого пространства в качестве творческой среды. Возможности интенсификации творческого общения, предоставляемые Сетью.




Аудиторные

Практическое

занятие





2

Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование

  1. Российские интерактивные литературные проекты

Первый русский интерактивный литературный проект «РОМАН» (1995) Д. Манина и Р. Лейбова, его игровая и экспериментальная сущность. Другие подобные проекты в Сети («Буриме», «Сонетник», «Сад расходящихся хокку» и др). История конкурса русской сетевой литературы «Арт-Тенета 1997». Виртуальное литературное объединение «ЛИТО им. Лоренса Стерна» (создатель А. Житинский). Гестбук как новая форма динамического функционирования словесности и как текст особого рода. Взаимодействие сетевой и традиционной форм словесности, формирование общего литературного пространства (поля) РуЛиНета.

Аудиторные

Практические занятия




2

ВЭБ-проектирование

  1. Традиция литературных премий в России




Дореволюционные литературные премии России.
Государственные премии РФ. Негосударственные премии. Именные литературные премии.. Error: Reference source not found.


Аудиторные

Практическое

занятие


Деловая игра

2

Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

Раздел 4 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.



Вопросы к экзамену

  1. Сложность и противоречивость современного литературного процесса. Методологические трудности его изучения.

  2. Эстетическая парадигма современной отечественной литературы рубежа ХХ – ХХI вв.

  3. Споры о реализме в современной критике. Проблемно-тематический спектр русского реализма в постсоветское время (на примере конкретных произведений). Гипотеза о постреализме.

  4. Творчество Г. Владимова. Художественные принципы изображения исторической действительности в романе «Генерал и его армия». Критика о романе.

  5. Философско-эстетическое своеобразие литературы постмодернизма. Исторические, социальные и эстетические предпосылки возникновения постмодернизма.

  6. Специфика русского постмодернизма. Характеристика работ В. Курицына, Н. Маньковской, М. Эпштейна

  7. Парадигма художественности постмодернизма (концепция М. Липовецкого).

  8. Основные термины и понятия постмодернизма (децентрация, двойное кодирование, дискурс, скриптор, ризома, пастиш, бриколаж, симулякр, центон и др.)

  9. «Три волны» русского постмодернизма (периодизация И. Скоропановой).

  10. Функции интертекста в художественной ткани романа А. Битова «Пушкинский дом».

  11. Жанровое своеобразие поэмы Вен. Ерофеева «Москва – Петушки» Образ главного героя.

  12. Концепция личности в произведениях В. Плевина.

  13. Функции симулякров в романе В. Пелевина Generation «П».

  14. Философия внутренней и внешней свободы в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота».

  15. Игра с авторской маской, травестирование и пародирование жанрово-стилевых шаблонов в повести Е. Попова «Душа патриота или Различные послания к Ферфичкину».

  16. Игровое столкновение различных стилей, эстетические и этические «провокации» в прозе Вик. Ерофеева

  17. Множественность художественных кодов (гибридность), сознательное и бессознательное в прозе Саши Соколова.

  18. Лирический герой И. Бродского.

  19. «Центонное» мышление в поэтическом монологе И. Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».

  20. Московский концептуализм и поэзия необарокко.

  21. Игра с «языковыми матрицами» массового сознания в стихах Л. Рубинштейна.

  22. Д. Пригов – теоретик и практик концептуализма. Бриколаж как способ разрушения стереотипов идеологизированного сознания в творчестве Д. Пригова.

  23. Темы одиночества, разобщенности героев во враждебном мире; юмор, искусство гротеска в драматургии Л. Петрушевской (на примере 1 – 2 пьес).

  24. Современная «женская» проза: круг проблем, черты поэтики (на примере 3 – 4 произведений по выбору).

  25. Палимпсест как принцип организации текстового пространства в романе Т. Толстой «Кысь».

  26. Феномен массовой литературы, его оценки в критике. Литературный проект как способ валоризации книжной продукции.

  27. Жанры массовой литературы (анализ 3 – 4 произведений).

  28. Сетевая литература как вид творчества, ее признаки, возможности, атрибуты.

  29. Российский РуЛиНет (основные проекты).

  30. Литературные премии в России: история и современность.


Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы

Список художественных текстов

Азольский А. Клетка

Айтматов Ч. Тавро Кассандры

Акунин Б. Азазель. Пелагея.

Берг М. Рос и я.

Берсенева А. (Татьяна Александровна Сотникова) Гадание при свечах

Битов А. Пушкинский Дом. Оглашенные

Бродский И. Бабочка. Сретенье. Рождественские стихи. Римские элегии. Письма римскому другу. Двадцать сонетов к Марии Стюарт. Большая элегия Джону Донну.

Василенко С. Звонкое имя. Дурочка.

Вишневецкая М. Глава четвертая, рассказанная Геннадием

Владимов Г. Генерал и его армия

Гандлевский С. Трепанация черепа. Стихи

Геласимов А. Жажада

Горенштейн Ф. Псалом

Гришковец Евг. Как я съел собаку. Одновременно.

Денежкина И. Постскриптум

Довлатов С. Зона.

Дюрсо А. Семнадцать метров в секунду.

Елизаров М. Библиотекарь

Ермаков О. Знак Зверя

Ерофеев Вен. Москва – Петушки. Вальпургиева ночь, или Шаги Командора.

Каледин С. Смиренное кладбище.

Коляда Н. Мы едем, едем, едем. Рогатка.

Коркия В. Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили.

Ким А. Поселок кентавров

Липскеров Д. Сорок лет Чанчжоэ

Маканин В. Кавказский пленный. Андеграунд, или Герой нашего времени.

Нарбикова В. Равновесие дневных и ночных светил.

Палей М. Поминовение.

Пелевин В. Чапаев и Пустота. Шлем ужаса или креатифф о Тесее и Минотавре. Омон Ра. Generation П.

Петрушевская Л. Мужская зона. Три девушки в голубом. Квартара Коломбины. Приключения Веры, История Клариссы, Дочь Ксени. Страна. Кто ответит? Мистика. Рассказчица. Гигиена.

Полянская И. Прохождение тени. Снег идет тихо-тихо.

Попов Е. Подлинная история «Зеленых музыкантов»

Проханов А. Господин Гексоген. Крейцерова соната.

Садур Н. Замерзли. Уличенная ласточка. Панночка.

Садуллаев Г. Таблетка.

Санаев П. Похороните меня за плинтусом

Славникова О. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки

Слаповский А. Антиабсурд, или Книга для тех, кто не любит читать

Сорокин В. Норма. Очередь.

Терц Абрам (Синявский А. Д.) Прогулки с Пушкиным

Толстая Т. Кысь. Лимпопо. Свидание с птицей. Факир. Петерс. Соня.

Улицкая Л. Медея и ее дети. Казус Кукоцкого. Искренне ваш Шурик.

Уткин А. Хоровод

Шаров М. Будем как дети.

Щекина Г. Графоманка.

Учебники и учебные пособия

Основная литература:

  1. Гордович К.Д. Современная русская литература. Курс лекций. СПб.: 2007.

  2. Лейдерман Н..Л., Липовецкий М.Н. Современная литература: 1950 – 1990-е годы: В 2 т Т.2: 1968 – 1990. М., 2003.

  3. Русская проза конца ХХ века / В. Агеносов, Т. Колядич, Л. Турбина и др.. М., 2005.

  4. Современная русская литература (1990-е гг. – начало ХХI в.) Учеб. пособие /С. Тимина, В. Васильев, О, Воронина и др. СПб., 2005.

Дополнительная литература

  1. Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов ХХ века): Материалы к курсу «История русской литературы ХХ века ( часть Ш) СПб., 2001.

  2. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 2002

  3. Коваленко А.Г. Литература и постмодернизм: Учеб.пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004.

  4. Минералов Ю.Н. Истрия русской литертуры: 90-е годы ХХ ыека: Учеб.пособие. М., 2004.

  5. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. Учеб. Пособие. М., 2002.

  6. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2005.

Хрестоматии и антологии

  1. Современная литературная теория. Антология / Сост. И.В.Кабанова. М., 2004.

  2. Русская литература ХХ века в зеркале критики: Хрестоматия. СПбГУ; М, 2003.

  3. Теоретическая поэтика. Хрестоматия / сост. Тамарчеко Н.Д. М., 1990.

Работы теоретического и общеметодологического характера:

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика /Пер. с фр. М., 1994.

  2. Барт Р. Критика и истина // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х – ХХ вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М., 1987.

  3. Барт Р. От произведения к тексту // Вопр. литературы. 1988. № 11.

  4. Жолковский А. «Блуждающие сны» и другие работы. М., 1994.

  5. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечных коловращении изящных и неизящных искусств. М., 2000.

  6. Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия, Эволюция научного мифа. М., 1998.

  7. Курицын В. К ситуации постмодернизма // НЛО. 1995. № 11

  8. Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Минск, 1998.

  9. Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

  10. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

  11. Фуко М. Что такое автор ? // Лабиринт. Экспоцентр. № 3.

  12. Эко У.Заметки на полях «Имени розы». СПб., 2003.

  13. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.


Историко-литературные исследования:


  1. Берг М. Литературократия или Проблема присвоения и перераспределеня власти в русской литературе. М., 2001.

  2. Богомолов Н. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М., 2004.

  3. Васильев И. Русский литературный концептуализм // Русская литература ХХ века: Литература. Стиль. Вып. 3. Екатеринбург, 1999.

  4. Вообьева С.Ю. Структура палимпсеста в постмодернистской парадигме (на материале романа Т.Толстой «Кысь») // СТИЛ. Белград, 2008. С. 163 – 173.

  5. Генис А. Треугольник: Авангард, соцреализм, постмодернизм // Генис А. Иван Петрович умер: Статьи и расследования. М., 1999.

  6. Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века. М., 2006.

  7. Зайцев В. О новых тенденциях в русской поэзии 1980-1990-х гг // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.9 Филология, 1998. № 4.

  8. Зайцев В. Современная русская поэзия. М., 1999.

  9. Зубова Л. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000.

  10. Иванова Н. Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век. СПб., 2003.

  11. Катаев В. Игра в осколки. Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М., 2002.

  12. Кулаков В. Поэзия «бронзового века»: Принципы художественной типологии. Иваново, 1998.

  13. Кулаков Вл. Поэзия как факт: Статьи и о стихах. М., 1999.

  14. Немзер А.С. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990-е. М., 1998.

  1. Хансен-Леве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // НЛО, 1997. № 25.

  2. Холмогорова О. Соц-арт. М., 1994.

  3. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ –ХХ веков. М., 1988.

  4. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12.

  5. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России: Литература и теория. М., 2000.


Справочные издания

  1. Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты. Справочник-антология. М., 1998.

  2. Акимов В. Сто лет русской литературы. От Серебряного века до наших дней. Справочное издание в 5 частях. СПб., 1995.

  3. Власов В., Лукина Н. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб., 2005.

  4. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. М., 2001.

  5. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996.

  6. Кто есть кто в современной культуре: Справочник. М., 1992.

  7. Литературные премии России: путеводитель. М., 2008.

  8. Огрызко В. Из поколения шестидесятников. Материалы к словарю русских писателей ХХ века. М., 2004.

  9. Постмодернизм. Энциклопедия.— Минск, 2001.

  10. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001.

  11. Русские советские писатели. Поэты. Библиографический указатель. Т. 1-15. М., 1977 – 1992.

  12. Русские писатели (ХХ век). Библиографический словарь: В 2-х кн. / Под ред. проф. Н.Н. Скатова. М., 1998.

  13. Словарь терминов московской концептуальной школы /Сост. И авт. Предисл. А.Монастырский М., 1999.

  14. Черняк М. Путеводитель по новейшей литературе. СПб., 2002.

  15. Чупринин С. Новая Россия: Мир литературы. Энциклопедический словарь-справочник: В 2-х т. Т.1. М., 2002; Т. 2. СПб., 2003.

  16. Чупринин С. Русская литература сегодня: Путеводитель. М., 2004.



Интернет-ресурсы.

  1. «Аптечка библиомана» (Современная литература): www.aptechka.agava.ru

  2. «Журнальный зал» (Электронная версия «толстых» литературных журналов):

http://magazines.russ.ru/

http://www.pereplet.ru/

  1. Русская справочная библиотека: www.openweb.ru/windows/stepanov/library.htm

  2. Справочный сайт // (http://azbuka.gif.ru/)

  3. Пост-модернизм энциклопедия // http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html


РАЗДЕЛ 6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
6.1. ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

РАЗДЕЛ I. ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Современный литературный процесс

ФГОС 031300 «Журналистика»


Цель дисциплины

  • обеспечить знаниями о современном литературном процессе, сложности и неоднозначности его оценок современной литературной ситуации;

  • углубить теоретические познания в области современных литературоведческих и эстетических концепций;

  • познакомить с аналитическим инструментарием, необходимым для оценки явления современного искусства.

  • формирование критического взгляда на трактовку лингвистических явлений и фактов, анализ разных точек зрения и аргументация своей позиции.

Задачи


изучение дисциплины направлено

  • на развитие и закрепление выработанных в процессе обучения навыков профессионального отношения к тексту художественного произведения с ориентацией на высокие нравственные ценности;

  • воспитание высококлассного специалиста-филолога, творчески мыслящей личности, интегрированной в систему национальной и мировой

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Общекультурные и профессиональные компетенции:

КОМПЕТЕНЦИИ

Перечень компонентов

Технологии формирования

Форма оценочного средства

Ступени уровней освоения компетенции

ИНДЕКС

ФОРМУЛИРОВКА

ОК-1

ОК-2

ПК-5

ПК-10


обладать готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, испольовать это знание в профессиональной деятельности


обладать знанием основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, пониманием значения их опыта для практики современных российских СМИ

Понимать сущностные характеристики произведения и издания



Знать: основные закономерности текущего литературного процесса, особенности культурно-исторической ситуации в России рубежа ХХ –ХХI вв. основной понятийно-терминологический аппарат постмодернизма
Уметь:

свободно оперировать основными понятиями литературоведения,

давать характеристику творчества наиболее значительных писателей конца XX – начала ХХI века,

определять их место в литературном процессе и процессе общественного самосознания;

самостоятельно анализировать литературное произведение с применением знаний, полученных в результате изучения основ теории литературы;

применять полученные теоретические знания на практике в процессе коммуникации;

уметь работать с научной литературой;

на основе полученных знаний самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить адекватные методы их решения.


Владеть:

представлением о сущности реалистического метода, приемами определения жанров основных изучаемых литературных произведений

литературы, приёмами самостоятельного определения и оценки своеобразия художественного мира ведущих писателей,

методами сравнения научных концепций исследователей русской литературы, поэтики произведений писателей рубежа XX –ХХI вв.,

понятийным аппаратом в области теории, истории литературы изучаемого периода.

Лекция


Самост. работа

Лекция


Самост. работа


Идз

К/р


К

Реф


Зач

Идз


К/р

К

Реф



Идз

К/р


К

Реф


Экз


Пороговый уровень

Демонстрировать знания основных культурно-исторических и философско-эстетических проблем, обусловивших специфику литературного процесса изучаемого периода,

способность приобретать новые знания об истории и теории отечественной литературы, используя современные образовательные и информационные технологии;

умеет оперировать основными понятиями по теории и истории отечественной литературы рубежа XX-ХХI вв.;

владеет приемами самостоятельного изучения литературного произведения изучаемого периода

Пороговый уровень

Демонстрировать знания основных культурно-исторических и литературно-критических проблем литературного процесса изучаемого периода

способность приобретать новые знания об истории и теории отечественной литературы, используя современные образовательные и информационные технологии;
умеет оперировать основными понятиями по теории и истории отечественной литературы рубежа XX-ХХI века;
владеет приемами самостоятельного анализа литературных произведений изучаемого периода в историко-литературном и философско-эстетическом контексте эпохи
Повышенный уровень

Имеет глубокие знания понятийно-терминологического аппарата;

умеет применять полученные теоретические знания на практике в процессе анализа фактов текущего литературного процесса и давать им компетентную оценку;

Владеет техникой анализа художественного мира писателей изучаемого периода;

базовыми навыками анализа художественного произведения


Технологии формирования: лекция, самостоятельная работа.

Форма оценочного средства: индивидуальные задания Идз; контрольная работа К/р; коллоквиум письменный К, реферат Реф; экзамен Экз.
РАЗДЕЛ II.

3.2. Самостоятельная работа

3.2.1. Критерии формирования оценок.

  1   2

  • Раздел 2. Структура изучения дисциплины