Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно курсов




Скачать 250.09 Kb.
Дата13.05.2018
Размер250.09 Kb.
ТипПояснительная записка
I. Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно курсов: Общая психология. Психология личности. Аннотация Изучение курса История психологии даёт студентам знания, необходимые для осознанной ориентации во всём потоке психологической информации и уточнения своей позиции по отношению к теоретическим и практическим основам психологии, способствует выработке индивидуальной установки на конкретную область будущей специализации. Данный курс теснее всего связан с курсами Общая психология, Психологическая диагностика, Экспериментальная психология, Психология личности и способствует интеграции полученных знаний. В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит: чтение и анализ основной и дополнительной литературы из приводимого списка, выполнение домашних заданий, выполнение контрольных работ, написание и защита реферата. Цель курса Цель курса История психологии: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии; предоставить информацию, необходимую для формирования и уточнения своей профессиональной позиции по отношению к основным направлениям современной психологии; сделать осознанным выбор своей специализации в том или ином направлении будущей профессиональной деятельности. Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление о разнообразии взглядов на психику представителей основных психологических направлений; о методологии теоретических и прикладных исследований в рамках различных психологических направлений; об основных сферах приложения основных понятий и методов различных направлений и школ; знать системы основных понятий ведущих психологических направлений; предмет изучения различных психологических направлений; методологию различных психологических направлений основные приёмы работы с клиентом в рамках различных психологических школ; уметь анализировать психологические явления с позиций различных направлений и школ; применять в практике психологического исследования адекватную предмету исследования методологию; ориентироваться в потоке современной психологической литературы; осознанно делать выбор тех методов работы, которые адекватны его теоретическим взглядам и задаткам для практической работы с клиентом. Формы работы студентов: Лекционные и практические занятия, домашние задания по проработке оригинальной литературы по истории психологии, написание контрольной работы и защита реферата по проблематике выбранной психологической школы. Виды контроля: текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на практических занятиях, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание и защита реферата; итоговый контроль: осуществляется в форме экзамена. Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение всего курса: активная работа на практических занятиях (0,1); выполнение домашних работ (0,1); написание контрольной работы (0,1); написание и защита реферата (0,3); экзамен (0,4). Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость. Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе: от 4 до 10 баллов – аттестация предмета; от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета. Результирующая экзаменационная оценка по курсу определяется по 10-ти и 5-ти бальной системах через следующее соотношение: Десятибальная оценка Пятибальная оценка 1, 2, 3 – неудовлетворительно Неудовлетворительно 4 – почти удовлетворительно Удовлетворительно 5 – удовлетворительно 6 – почти хорошо Хорошо 7 – хорошо 8 – почти отлично Отлично 9 – отлично 10 – блестяще II. Содержание программы. Раздел I. Формирование психологии как самостоятельной дисциплины в последней четверти XIX века. Первые психологические школы и направления. Влияние философии на становление психологии. Основные методологические принципы – эмпиризм, редукционизм, ассоционизм; их истоки. Р. Декарт (1596-1650). Принцип дуализма. Д. Локк (1632-17040), познание как аккумуляция чувственных впечатлений; ассоциации – механизм образования сложных психических феноменов. Д. Беркли (1683-1753). Все знания – функция психики, объект ассоциаций. Д.С. Милль (1806-1873). Творческий синтез (ментальная химия вместо механической модели ассоциаций). Влияние физиологии на становление психологии. И. Мюллер (1801-1858). Принцип «специфической энергии органов чувств». Исследование функций мозга, локализации мозговых функций. Влияние общественных, экономических изменений на становление психологии – переход, в основном, к несословному обществу с отсутствием жёстких правил поведения и жизненных сценариев. Истоки экспериментальной психологии. Г.Гельмгольц (1821-1894). Изменение скорости нервного импульса. «Бессознательные умозаключения». Э.Вебер (1795-1878). Двухточечный порог ощущений, коэффициент «едва заметного различия» - как доказательство измерения ощущений. Г.П.Фехнер (1801-1887). Основной психофизический закон, абсолютный и дифференциальный пороги. В.Вундт (1832-1920) – основатель первой психологической школы и первой лаборатории экспериментальной психологии, Метод интроспекции. Элементы непосредственного опыта сознания ощущений и чувства. Трёхмерная модель чувств. Апперцепция. Структурализм Э.Титченера (1867-1927). Сознание и разум. Титченеровский способ интроспекции. Ошибка стимула. Расширение сферы исследований экспериментальной психологии за очерченные В.Вундтом рамки. Герман Эббингауз (1850-1909), изучение процессов заучивания и забывания, кривая забывания. Психология акта (процесса) Ф.Брентано (1838-1917) и Вюрцбургская школа О.Кюльпе (1862-1915), изучение процессов мышления, ретроспективное наблюдение, безобразная мысль, детерминирующая тенденция. Функционализм. Предшествующие влияния: Ч.Дарвин (1806-1882), концепция естественного отбора; Ф.Гамильтон (1822-1911), исследование индивидуальных различий, первые тесты умственных способностей; социальный дарвинизм Г.Спенсера (1820-1903). У.Джемс (1842-1910). Приспособительные функции сознания – отбор релевантных раздражителей, поток сознания, теория эмоций Джемса-Ланге. прикладная психология как наследие функционализма. изучение способностей, тесты умственных способностей, тест Бине-Симона, умственный возраст, коэффициент интеллекта IQ. Раздел II. Бихевиоральное направление в психологии. Предшествующие влияния. Философия позитивизма. Огюст Конт (1798-1857). Исследование поведения животных. Закон экономии Л.Морган. Теория тропизмов Ж.Леба (1859-1942). Э.Торндайк (1874-1949).Обучение методом проб и ошибок, законы обучения. Исследование условных рефлексов И.П.Павловым (1849-1936) и сочетательных рефлексов В.М.Бехтеревым (1857-1927). Функциональная психология. Три этапа развития бихевиоризма. Бихевиоризм Д.Уотсона (1878-1958). Биографическая справка. Программа построения психологии как науки, её предмет и задачи. Методы бихевиоризма. Экспериментальное формирование эмоций. Мышление с точки зрения Д.Уотсона. Необихевиоризм. Э.Толмен (1886-1959). Характеристики поведения – молярность, направленность на цель, когнитивность. Промежуточные переменные. Когнитивные карты. Латентное научение. Б.Скиннер (1904-1990). Оперантное поведение. подкрепление, его виды, схемы подкрепления. Вербальной поведение. Модификация поведения, эксперимент по формированию поведения путём последовательных приближений. Программированное обучение. Исследование некоторых социальных феноменов. Экспериментальное изучение подражательного поведения и гипотеза фрустрации – агрессии Миллера-Долларда. Социобихевиоризм. А.Бандура (род. .в 1925г.) Критика классического бихевиоризма. Прямое и косвенное подкрепление. Исследование агрессивного поведения с позиции социального научения. Теории диадического взаимодействия. Подход Хоманса. Основные понятия: интеракция, оперант, сантимент, справедливая норма обмена. Поведенческая психотерапия. Основные методы: метод систематической десенсибилизации, метод угасания без подкрепления, метод парадоксальной интенции, метод оперантного обусловливание, метод вызванного гнева, метод повышения уровня самоэффективности. Социально-психологический тренинг (тренинг коммуникативных умений). Раздел III. Психоаналитическое направление в психологии. Общая характеристика «глубинной» психологии. Негативное и позитивное понимание бессознательного. Обзор неосознаваемых процессов. Психоанализ З.Фрейда (1856-1939). Биографическая справка. Травматическая теория неврозов. Случай Анны О.: происхождение симптомов, вытеснение, сопротивление, катарсис, методы лечения: гипноз, внушение, метод свободных ассоциаций. Топографическая модель личности: бессознательное, предсознание, сознание, первичный и вторичный процессы, принцип удовольствия и принцип реальности. Проявление бессознательного: симптомы, сновидения, парапраксии (забывание, оговорки, промахи,..). Методы лечения: толкование сновидений, парапраксий, острот. Структурная модель личности: Оно, Я, Сверх-Я. Стадии развития сексуальности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Нарциссизм, фиксации и характер. Эдипов комплекс, объектные отношения, Пример неразрешенного Эдипова комплекса: «Достоевский и отцеубийство». Психологические защиты. Работа психоаналитика. Перенос, трансферный невроз. Человек и общество (культура, религия) в концепции З.Фрейда. Индивидуальная психология А.Адлера (1879-1937). Биографическая справка. Разногласия с З.Фрейдом: отрицание первичности сексуальности в психосоциальном развитии человека. Основные понятия А.Адлера: холизм (целостность), целенаправленность поведения, ощущение недостаточности, комплекс неполноценности, социальный интерес, стиль жизни. Комплекс неполноценности, Три неблагоприятные ситуации для его продолжения. Социальный интерес, его динамика и роль в жизни человека. Стиль жизни, его характеристика: апперцепция, самоподтверждение, самоусиление. Типы стилей жизни. Порядок рождения ребёнка и стиль жизни. Стиль жизни как реальная компенсация и псевдокомпенсация. Виды псевдокомпенсаций. метод ранних воспоминаний и работа сними по диагностике и реорганизации формулы жизни. Р.Дрейкурс: четыре этапа негативной социализации ребёнка. Аналитическая психология К.Юнга (1875-1961). Биографическая справка. Разногласия с З.Фрейдом: расширение круга рассматриваемых психологией явлений – истории, религии, мифологии. Структура психики. Четыре функции эктопсихики: ощущение, мышление, чувство, интуиция. Рациональные и иррациональные функции. Четыре функции эндопсихики: память, субъективные компоненты сознательных функций, аффекты, инвазии. Личное и коллективное бессознательное. Типология К.Юнга. Соотношение между функциями эктопсихики: ведущая, подчинённая, вспомогательная функции. Два способа ориентации: интроверсия и экстраверсия. Теория бессознательного. Личное и коллективное бессознательное. Архетипы бессознательного, их проявление. Примеры архетипов: Anima, Animus, Самость. Структура личности. Целостность и компенсаторные отношения между элементами структуры. Комплексы. Эго-комплекс. Персона, тень. Расстройства личности. Методы и терапия аналитического подхода К.Юнга. Тест словесных ассоциаций, примеры его использования. Анализ сновидений: амплификация, функция сновидений, редуктивный и конструктивный процесс интерпретации; примеры работы со сновидениями. Метод активного воображения. Этапы юнгианского анализа. Цели терапии. Индивидуация: два основных этапа индивидуации, её цели. Неофрейдизм. Общая характеристика. Расширение сферы анализируемых явлений, смещение акцентов исследований: от биологических факторов к социальны, от нездоровья к психическому здоровью, от бессознательного к механизмам сознательной адаптации. Изучение телесных проявлений бессознательного. Эго-психология Анны Фрейд (1895-1982). Биографическая справка. функции Эго и его роль в психическом развитии. Теория защитных механизмов. Особенности детского психоанализа. Мелани Клейн (1882-1960) как антагонист учения А.Фрейд. Конструктивная теория неврозов Карен Хорни (1885-1952). Биографическая справка. Культура и невроз. Ситуативные неврозы характера. Базальная тревожность. Способы избежания тревоги и защиты от неё: любовь, подчинение, власть, уход. Невроз – как результат несовместимости защитных тенденций (невротических наклонностей). Невротическая потребность в любви. Стремление к власти, престижу, обладанию. Три типа отношений: движения «к», «от», «против». Центр невроза – базальный конфликт между типами отношений. Четыре основные попытки разрешения этого конфликта: ослабление одной и усиление другой тенденции, создание эмоциональной дистанции от других. создание идеализированного «Я – образа», экстернализация. Разрешение невротических конфликтов. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма (1900-1980). Биографическая справка. Человеческая природа: дихотомия человеческого существования. Проблема свободы в современном мире, два аспекта свободы (позитивный и негативный) для современного человека. Способы бегства от свободы: авторитаризм, деструктивность, автоматический конформизм. Привнесение этической проблематики в психологию личности. авторитарная и гуманистическая, субъективная и объективная этика. Условия построения объективной гуманистической этики. Системы ориентации и поклонения, типы ориентации (типы социальных характеров): рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. Плодотворная ориентация. Любовь как плодотворная форма отношения к другому., основные элементы плодотворной любви. Эпигенетическая психология Эрика Эриксона (1902-1994). Биографическая справка. Эпигенетические принципы развития. Психосоциальные кризисы развития, восемь стадий психосоциального развития. Телесно ориентированная психотерапия Вильгельма Райха (1897-1957). Биографическая справка. Основные понятия концепции В.Райха: оргонная энергия, невроз – как результат застоя оргонной энергии, «броня характера» («защитный панцирь»), семь поясов «Брони характера». Биоэнергетика Александра Лоуэна. Биоэнергетическая концепция влечений, биоэнергетическая терапия. Характерология А.Лоуэна. Раздел IV. Когнитивистское направление в психологии. Теория К.Левина (1890-1947). Критика ассоциативной концепции аффективно-волевых актов. Основные понятия теории поля (топологической психологии): динамическая система поведения, мотивы как объекты «жизненного пространства», положительная и отрицательная валентность. Мотивация как динамическая «система сопряжений» (эффект незавершённого действия, уровень притязаний). Групповая динамика, её фазы. Гештальтпсихология. М.Вертхаймер (1880-1943)., К.Коффка (1886-1941). Основные понятия: хорошая структура, целостность, фигура-фон. Законы образования гештальта: близость элементов, однородность элементов, замкнутость, прегнантность. Эксперименты В.Келлера (1887-1967) по изучению поведения и мышления человекообразных обезьян: закон структуры, инсайт, психофизический изоморфизм. Генетическая психология Ж.Пиаже (1896-1980). Концепция стадиального развития психики. Ассимиляция и аккомодация. Специфика детского мышления: эгоцентризм, реализм, анимизм, артифициализм. стадии умственного развития: сенсомоторная, дооперациональная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций. Когнитивная психология («Новый взгляд») Дж.Брунера (р.1915). Поправка к теории познавательного развития ребёнка Ж.Пиаже: роль культуры в познавательном развитии. Влияние исследований Л.С.Выготского и А.Р.Лурии. Теория личностных конструктов Д.Келли (1905-1966). Личностные конструкты и репертуарные решётки. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Рационально - эмотивная терапия А.Эллиса. Раздел V. Гуманистическое направление в психологии. Гуманистическая психология как «третий путь» в психологии, её отличия от бихевиоризма и психоанализа. Основные положения гуманистической психологии. Абрахам Маслоу (1908-1970). Биографическая справка. модель иерархии потребностей, пять уровней потребностей. Базовые потребности и мета-потребности. Концепция масоактуализации личности. Характеристика самоактуализующейся личности. Два типа мотивации (познания, любви): «дефицитарная» (обусловлена потребностью в ликвидации дефицита) и «бытийная» (обусловлена потребностью в росте и развитии). «Пик – переживания». Препятствия росту. Карл Роджерс (1902-1987). Биографическая справка. Модель роста: тенденции к самоактуализации – фундаментальная мотивационная тенденция, её проявление не организменном и психическом уровнях. Две стороны мотивации: дефицитарная (снижение напряжения) и развивающая (повышающая напряжение). Организмический оценочный процесс. Поле опыта (феноменологическое поле). Я – концепция, Идеальное Я, Реальное Я. Формирование Я – концепции, потребность в позитивном внимании, обусловленное позитивное внимание. Неконгруентность, защиты. Невроз – как результат рассогласования переживаний и Я – концепции. Психотерапия, центрированная на клиенте, её основные условия. Группы встреч, их цели и происходящие в них процессы. Экзистенциональная психология – как одно из течений гуманистической психологии. Основная проблематика: трансценденция, жизнь – смерть, свобода, любовь, одиночество, смысл жизни. Виктор Франкл (1905-1994). Биографическая справка. Психолог в концентрационном лагере. Логотерапия: экзистенциональный вакуум, ноогенный невроз, поиск смысла жизни, смысл жизни и самоактуализация. Общий и специальный экзистенциональный анализ. Разрушение механизмов невротического порочного круга, методы парадоксальной интенции и дерефлексии. Джеймс Бьюдженталь (р.1915). «Субъективность» - как утраченное шестое чувство уникальности своего бытия. Я – как процесс моего бытия. Психотерапия в поисках подлинности, переживания непосредственного опыта. Раздел VI. Синтетические концепции в психологии. Гештальт-терапия Фрица Перлза (1897-1970). Распространение понятий «гештальт», «фигура – фон» на описание, изучение потребностей, человеческих отношений. Базовые понятия: организм – окружающая среда, граница контакта, Self, Функции Self, цикл контакта, нарушение границы контакта. Гештальт – терапия: основные принципы – актуальность, осознанность, ответственность; процесс – «очистка луковицы». Психосинтез Роберто Ассаджиоли (1888-1974) – как экзистенциональная психология. Структура личности. Три уровня индивидуального бессознательного (низшее - безличное, среднее - безличное, среднее – личное). Личное Я – точка чистого самосознания. Субличности. Я и субличности. Выявление субличностей, разотождествление, интеграция субличностей. методы и техника психосинтеза: визуализация, медитация и др. Транзактный анализ Эрика Берна (1910-1070). Трёхкомпонентная структура личности, основные «эго-состояния». Трансакция как единица общения. Виды ходов, способы структурирования времени. Теория игр. Сценарий жизни: происхождение сценария, типы сценарных процессов. Нейро - лингвистическое программирование. НЛП – моделирование эффективных паттернов поведения. «Карта» и «территория». Сенсорный опыт – кинестетический, визуальный, аудиальный. Ключи доступа, «якоря», конгруэнтность. Визуально-кинестетическая диссоциация. Рефрейминг – переформирование внутренних процессов. Трансперсональная психология Станислава Грофа. Поиск новой теоретической парадигмы. Трёхуровневая картография психики: биографический, перинатальный, трансперсональный уровни. Системы конденсированного опыта. Динамика перинатального уровня бессознательного: четыре базовые перинатальные матрицы, их характеристики. Трансперсональное измерение психики, его феномены. Холотропная терапия, её принципы и техника III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КОНТРОЛЯ Примерные темы контрольных работ и рефератов Этапы развития бихевиоризма: многообразие подходов, общее и различное (Уотсон, Скиннер, Толмен, Бандура, …). Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана. Методы бихевиоральной терапии. Психоанализ Зигмунда Фрейда: анализ личности Моисея, Леонардо да Винчи, Достоевского. Человек Моисей и монотеистическая религия, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, Достоевский и отцеубийство. Психоанализ Зигмунда Фрейда: Остроумие и его отношение к бессознательному. Психоанализ Зигмунда Фрейда: анализ социальных явлений. Тотем и табу, Психология масс и анализ человеческого Я, Будущее одной иллюзии. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Стиль жизни и метод ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. Аналитическая психология Карла Юнга: Тевистокские лекции. Мария-Луиза фон Франц Психология сказки. Аналитическая психология Карла Юнга: психология и алхимия. Аналитическая психология Карла Юнга: психологические типы. Анализ сновидений в концепциях З.Фрейда, А.Адлера и К.Юнга. Биоэнергетика Александра Лоуэна. Биоэнергетика, Радость, Предательство тела. Неофрейдизм Эриха Фромма. Неофрейдизм Карен Хорни. Карен Хорни: женская психология. Теория поля КуртаЛевина: динамическая система поведения, мотивы как объекты «жизненного пространства», положительная и отрицательная валентность. Теория поля КуртаЛевина: мотивация как динамическая «система сопряжений» (эффект незавершённого действия, уровень притязаний). Теория поля КуртаЛевина: групповая динамика, её фазы. Генетическая психология Ж.Пиаже: специфика детского мышления, стадии умственного развития. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу. Клиент-ориентированный подход Карла Роджерса. Экзистенциальный подход Виктора Франкла. Экзистенциальная терапия Джемса Бьюджентала. Искусство психотерапевта. Психосинтез Роберто Ассаджиоли. Этапы и техники психосинтеза. Гештальт-терапия Фрица Перзла. Внутри и вне помойного ведра. Н.Лебедева, Е.Иванова Путешествие в гештальт. Технология гештальт-терапии. Транзактный анализ Эрика Берна: игры, сценарии. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Сценарный анализ в транзактном анализе. Клод Штайнер Сценарии жизни людей. Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса. Гуманистическая психотерапия, Психотренинг по методу А.Эллиса. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Д.Гриндер, Р Бендлер Из лягушек в принцы. Технология и этапы работы с клиентом в НЛП. Д.Гриндер, Р Бендлер Рефрейминг, Френк Пьюселик Магия НЛП без тайн. Анализ речи в НЛП. Роберт Дилтс Фокусы языка. Трансперсональная психология Станислава Грофа: базовые перинатальные матрицы. Трансперсональная психология Станислава Грофа: трёхуровневая картография психики: биографический, перинатальный, трансперсональный уровни; трансперсональное измерение психики, его феномены. Трансперсональная психология Станислава Грофа: холотропная терапия, её принципы и техника IV. вопросы к экзамену Основные положения концепции В. Вундта. Структурализм Э. Титченера. Основные положения функционализма, его вклад в развитие психологии. Э. Торндайк: обучение методом проб и ошибок, законы научения. Бихевиоризм Д. Уотсона: программа построения психологии как науки. Необихевиоризм Э.Толмена: молярность поведения, когнитивные карты. Оперантное обучение, основные положения концепции Б. Скиннера. Социобихевиоризм А. Бандуры: социальное научение. Методы поведенческой психотерапии. Бихевиоризм: общая характеристика, этапы развития. Травматическая теория неврозов З. Фрейда. Методы психоаналитического лечения. Структурная модель личности З. Фрейда. Психологические защиты. З. Фрейд: сознание и бессознательное, проявление бессознательного. Перенос. З. Фрейд: стадии развития сексуальности. Фиксации и характер. З. Фрейд: Эдипов комплекс и его разрешение. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера. А. Адлер: стиль жизни, реальная компенсация и псевдокомпенсация. А. Адлер: метод ранних воспоминаний, анализ РВ, пример работы с РВ. Основные понятия аналитической психологии К. Юнга. Структура психики по К. Юнгу. Коллективное бессознательное. Типология К. Юнга. Четыре функции эктопсихики и два способа ориентации. Аналитическая (юнгианская) психотерапия: методы, этапы индивидуации. Концепции З. Фрейда, А.Адлера, К. Юнга: общее и различное. Неофрейдизм, общая характеристика. Эго-психология А. Фрейд: теория защитных механизмов. Концепция К. Хорни: базальная тревога, способы защиты от неё. Концепция К. Хорни: три типа отношений («к», «от», «против»), невроз как конфликт между ними, способы разрешения этого конфликта. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, общая характеристика. Дихотомии человеческого существования и проблема свободы в концепции. Э. Фромма. Бегство от свободы. Система ориентации и поклонения, типы ориентации в концепции Э. Фромма. Любовь как плодотворная форма отношений к другим, характеристика плодотворной любви (по Э. Фромму). Эпигенетические принципы и стадии развития (по Э. Эриксону). Телесно ориентированная терапия В. Райха: оргонная энергия, броня характера. Биоэнергетика А. Лоуэна. Когнитивная психология. Общая характеристика. Теория поля К. Левина. Гештальт-психология, основные понятия. Генетическая психология Ж. Пиаже: специфика детского мышления. Генетическая психология Ж. Пиаже: стадии умственного развитя. Поправка Дж. Брунера к теории познавательного развития ребёнка Ж. Пиаже. Теория личностных конструктов Д. Келли. Рационально – эмотивная терапия А. Эллиса. Гуманистическое направление в психологии, общая характеристика. Модель иерархии потребностей по А. Маслоу. Концепция самоактуализации личности А. Маслоу. Характеристика самоактулизирующейся личности. Модель роста К. Роджерса. Я-концепция, её формирование. Неконгруэнтность, защиты (по К. Рождерсу). Экзистенциональная психология, общая характеристика и основные дополнения. Логотерапия В. Франкла. Гештальт – терапия Ф. Перлза: базовые понятия. Гештальт – терапия Ф. Перлза: основные принципы. Цикл контакта, срывы контакта (по Ф. Перлзу). Психосинтез: структура личности. Процесс и методы психосинтеза. Транзактный анализ: эго-состояния и виды транзакций. Структурирование времени, игры,сценарии (по Э. Берну). НЛП, общая характеристика, основные понятия. Техники НЛП. Трансперсональная психология С. Грофа, основные понятия. V. Учебно-методическое обеспечение Литература: Базовые учебники Смит Н. «Современные системы психологии». – М., 2003. Фейдимен Д., Фрейджер Р. «Личность. Теория, эксперименты, упражнения». – СПб-М., 2002 Холл К.С., Линдсей Г. «Теории личности». - М., 1997. Шульц Д., Шульц С-Э. «История современной психологии». - СПб., 1998. Основная литература: Адлер А. «Наука жить». - Киев, 1997. Ассаджиоли Р. «Психосинтез: теория и практика». - М., 1994. Бендлер Р., Гриндер Д. «Из лягушек в принцы». - СПб., 1992. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». - СПб, 1992. Гроф С. «За пределами мозга». - М., 1992. Лоуэн А. «Биоэнергетика». - СПб., 1998. Маслоу А. «Психология бытия». - М., 1997. Наранхо К. «Гештальттерапия». – Воронеж, 1995. Пуселик Ф., Люис Б. «Магия НЛП без тайн». - СПб., 1995. Роджерс К. «Групповая психотерапия, психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 1984. Франкл В. «Человек в поисках смысла». - М.: Прогресс, 1990. Фрейд З. «Введение в психоанализ». Лекции. - Наука, 1989. Фромм Э. «Человек для себя». - Минск, 1992. Хорни К. «Невротическая личность нашего времени. Самоанализ». - М., 1993. Юнг К. «Психологические типы». - М., 1992. Дополнительная литература: Берн Э. «Транзактный анализ и психотерапия». - СПб., 1992. Брунер Дж. «Психология познания». - М., 1997. Бьюдженталь Дж. «Наука быть живым». - М., 1998. Гроф С. «Путешествие в поисках себя». - М., 1994. «Знаменитые случаи из практики психоанализа. Сборник. - М., 1995. «История зарубежной психологии». Тексты. - М., 1986. Клонингер С. «Теории личности». – СПб: Питер, 2003 Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. «Общая психотерапия». - Минск, 1993. Лоуэн А. «Язык тела». – СПб, 1998. Лоуэн А. «Радость». – Минск, 1999. Малашкина М. «Популярная история психологии». – М., 2002 Маслоу А. «Психология бытия». - М.: Рефл-бук, 1997. Маслоу А. «Мотивация и личность». - СПб.: Евразия, 1999 Мэй Р. «Любовь и воля». - М., 1997. Мэй Р. «Сила и невинность». – М., 2001. Олпорт Г. «Личность: проблема науки или искусства». Психология личности. Тексты. - М., 1992. Олпорт Г. «Личность в психологии». – СПб.: Ювента, 1998 Перлз Ф. «Эго, голод и агрессия». - М.: Смысл, 2000. Перлз Ф. «Внутри и вне помойного ведра». - СПб., 1995. Перлз Ф. «Гештальттерапия. Теория и практика».- М., 2000. Перлз Ф. «Опыты психологии самопознания». – М., 1993. Петровский А.В. «Вопросы истории и теории психологии» Избранный труды. - М., 1984. Пиаже Ж. Эгоцентричная речь. Хрестоматия по общей психологии. - М., 1981. Пуселик Ф., Люис Б. «Магия НЛП без тайн». - СПб., 1995. Райх В. «Функция оргазма». - СПб-М., 1997. Роджерс К. «Эмпатия». Психология эмоций. Тексты. - М., МГУ 1984. Рождерс К. «Несколько важных открытий». Вестник МГУ, сер. Психология, 1990, №2 Роджерс К. «Взгляд на психотерапию, становление человека». – М.: Прогресс, 1994. Роджерс К. «Клиенто-центрированная терапия». – М.: Рефл-бук, 1997. Сидоренко Е.В. «Экспериментальная групповая психология». Учебное пособие. - СПб., 1993. «Современная зарубежная психология. Тексты.» - М., 1984. Ферручи П. «Кем мы можем быть. Психосинтез как метод психологического и духовного роста. Флейвел Дж. «Генетическая психология Ж. Пиаже». - М., 1967. Франкл В. «Доктор и душа». - СПб., 1997. Фрейд З. «О клиническом психоанализе». Избранные сочинения. - М., 1991. Фрейд З. «Психология бессознательного». - М. 1980. Фрейд А. «Психология «Я» и защитные механизмы». - М., 1994. Фрейд А. «Введение в детский психоанализ». - М., 1994. Фромм Э. «Бегство от свободы». - М., 1990. Фромм Э. «Душа человека». - М.: Республика, 1992. Фромм Э. «Психоанализ и этика». - М., 1993. Хорни К. «Женская психология». - СПб., 1991. Хорни К. «Культура и невроз». Психология личности. Тексты. 1992. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». - СПб., 1996. Эллис А., Ландж А. «Не давите мне на психику». - СПб., 1997. Эллис А. «Психотренинг по методу А. Эллису». - СПб., 1999. Эллис А. «Гуманистическая психотерапия». – М., 2003 Эриксон Э. «Детство и общество». - СПб., 1996. Эткинд А. «Эрос невозможного. История психоанализа в России». - СПб., 1993. Юнг К. «Архетип и символ». - СПб., 1991. Юнг К. «Аналитическая психология». - СПб., 1994. Ярошевский М.Г. «История психологии». - М., 1976. VI. Тематический план № Наименование разделов и тем Количество часов Всего часов Лекции Практические занятия Самосто-ятельная работа 1 Формирование психологии как самостоятельной дисциплины в последней четверти XIX века. Первые психологические школы и направления. 3 3 17 23 2 Бихевиоральное направление в психологии. 4 4 20 28 3 Психоаналитическое направление в психологии: Психоанализ З.Фрейда Индивидуальная психология А.Адлера Аналитическая психология К.Юнга Неофрейдизм 8 8 30 46 4 Когнитивистское направление в психологии 4 4 21 29 5 Гуманистическое направление в психологии 4 4 20 28 6 Синтетические концепции в психологии 5 5 25 35 Итого: 28 28 133 189 Автор программы: ____________________ Раскин В.Н.
Каталог: data -> 2011
2011 -> Книга объясняет тайны удивительных явлений, связанных с языком, таких как «мозговитые»
2011 -> Программа дисциплины «История и теория литературы»
2011 -> Г. В. Гриненко история философии
2011 -> Дэвид Ванн, Томас X. Нэйлор, Джон Де Грааф Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру
2011 -> Жильсон Этьен Философия в средние века
2011 -> Выражаем глубокую признательность Международному фонду «Культурная инициатива» и лично Джорджу Соросу за финансовую поддержку серии Лики культуры
2011 -> Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

  • В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит
  • Учебная задача дисциплины
  • Формы работы студентов
  • Десятибальная оценка Пятибальная оценка
  • II. Содержание программы. Раздел I. Формирование психологии как самостоятельной дисциплины в последней четверти XIX века. Первые психологические школы и направления.
  • Раздел II. Бихевиоральное направление в психологии.
  • Раздел III. Психоаналитическое направление в психологии.
  • Психоанализ З.Фрейда (1856-1939).
  • Индивидуальная психология А.Адлера (1879-1937).
  • Аналитическая психология К.Юнга (1875-1961).
  • Раздел IV. Когнитивистское направление в психологии.
  • Раздел V. Гуманистическое направление в психологии.
  • Раздел VI. Синтетические концепции в психологии.
  • III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КОНТРОЛЯ Примерные темы контрольных работ и рефератов
  • V. Учебно-методическое обеспечение Литература
  • Количество часов Всего часов
  • Итого: 28 28 133 189