Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Современному обществу крайне необходимы личности, обладающие высоко­развитой духовной культурой, способные видеть, чувствовать красоту окружающего мира, глубоко проникать в сущность явлений и событий, твор­чески решать возникающие




страница1/4
Дата07.07.2018
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка 3-20 Учебно-тематический план 20-22 Содержание программы 22-31 Методическое обеспечение и условия реализации программы 31-33 Литература 33-34 Приложения 35-37 Пояснительная записка Современному обществу крайне необходимы личности, обладающие высоко­развитой духовной культурой, способные видеть, чувствовать красоту окружающего мира, глубоко проникать в сущность явлений и событий, твор­чески решать возникающие проблемы, сохранять и приумножать духовное и художественное наследие предыдущих поколений. Дополнительная общеобразовательная программа «Детская академия дизайна» является программой художественной направленности. Организация обучения по программе в рамках данной направленности способствует фор­мированию этих качеств через приобщение детей к различным видам твор­ческой деятельности. При разработке программы максимально учитывались психоло­го-возрастные особенности детей, чтобы не сломать в ребенке самое ценное – творческий потенциал, исходящий от его собственной индивидуальности. Как и все программы художественно-эстетической направленности, реализуемые в гимназии, программа «Детская академия дизайна» направлена на стимулирование социализации детей с помощью различных видов творческой деятельности, воспитание индивидуальности, социальной зрелости, готовности к преодолению трудностей, воспитание человека, готового проявить себя в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности. В обществе актуальной является и проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. В целом всей программе придан развивающий характер. Это не программа обучения, а программа развития необходимых качеств творческой личности средствами изобразительного искусства. Каждое занятие становится сотворчеством учителя и учеников. Самым удобным инструментом для учителя в младших классах становится СКАЗКА. Например: занятия в 1-2-х классах в сказоч­ной форме, сочинение сказок, иллюстрирование, коллаж из сказок и т.п. В основу системы художественно-творческой подготовки учащихся предлагается специально разработанная программа «Изобразительное искусство и основы художественной культуры», авторы Андрусович (Назарова) С.Л., Перминова Г.Н. Инновационный педагогический опыт учителей на тему «Формирование качеств творческой личности у учащихся на уроках изобразительного искусства» обобщён и заложен в областной банк педагогической информации (2008г). Опубликованы авторские сборники из серии «Создай свой мир», которые широко используют в своей работе учителя Вологды, Харовска, Череповца, Белозерска, Кингисеппа (Ленинградская область), Краснозаводска (Московская область), Минска (Белоруссия). В 2012 г. программа по формированию и развитию качеств творческой личности у учащихся отмечена золотой медалью на Всероссийском конкурсе Учитель! Перед именем твоим... Данная программа разработана на основе Концепции художественного образования и авторском подходе к художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей специально для условий МБОУ Женской гуманитарной гимназии г. Череповца и направлена на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие учащихся, а также освоение ими основ изобразительной грамоты. Студийная деятельность предоставляет большие возможности для целенаправленного обучения языку изобразительного искусства, развития художественных способностей и формирования качеств творческой личности. В рамках данной программы детям предоставляется возможность творческой самореализации средствами изобразительного искусства и освоения основ ведения учебно-исследовательской деятельности. Актуальность программы заключается в том, что она предлагает детям освоение различных техник и художественных материалов, методов и приемов мыслительной деятельности, а также затрагивает проблему эстетического и гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с ценностями отечественной и мировой художественной культуры, предоставляет возможность приобрести опыт индивидуального и коллективного творчества. Художественно-творческая практическая деятельность на занятиях рассматривается, как главный источник формирования и развития качеств творческой личности и художественных способностей учащихся. Особая ценность занятий заключается в том, что, обучение по программе основано на принципах личностно-ориентированного обучения и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Деятельность учащихся на занятиях разнообразна, в ее процессе развивается сенсомоторика, эмоциональная чувствительность, оказывается влияние на умственное развитие, повышается устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, расширяется кругозор и т.д. Особое внимание уделяется организации общения детей друг с другом, т.е. формированию коммуникативных умений, в процессе занятий. Целевая установка данной дополнительной образовательной программы - развитие художественных способностей детей и качеств творческой личности в процессе освоения основ изобразительной грамоты, что характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе формирования эстетического и нравственно - творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям. Задачи: - формирование качеств творческой личности: а) умение фантазировать, б) ставить перед собой цели, в) обозначать словами предстоящие действия, г) решать противоречия на полуактивном этапе, д) отстаивать свои убеждения. е) анализировать полученные результаты. Изучая модули в рамках данной программы педагогом организуются следующие процессы: - освоение учащимися основ изобразительной грамоты, формирование умения видеть и реалистично изображать предметы на плоскости; - развитие зрительного восприятия: способности видеть пропорциональные особенности предметов, многообразие цветосветовых отношений и т.п.; - развитие творческого мышления, зрительной памяти, наблюдательности; - владение теоретическими знаниями по перспективе, цветоведению, композиции на доступном для возраста учащихся уровне; - формирование умений работать с доступными графическими и живописными материалами, а также материалами для декоративного творчества; - освоение последовательности работы с натуры, по памяти и представлению; - формирование умений применять правила построения простых по форме предметов на практике; - формирование эстетического отношения к жизни и искусству, художественного вкуса и эстетических идеалов у учащихся; - расширение кругозора учащихся; - формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами, коммуникативных умений; - формирование умений и навыка ведения как самостоятельной, так и коллективной творческой работы; - знакомство с историей мировой и отечественной художественных культур на примерах известных художественных произведений пластических искусств; - знакомство с общими понятиями художественной культуры и отдельными категориями эстетики; - формирование культуры зрительного восприятия; - формирование культуры творчества. Реализация цели и задач программы происходит в процессе занятий, отличающихся специфической структурой, системой используемых упраж­нений и заданий. На каждом занятии в процессе решения творческой проблемы ребенок должен испытать радость от творческого процесса. Программа рассчитана на 7 лет обучения с постепенным усложнением изучаемого теоретического материала и практических заданий. Предполагаемый возраст детей, занимающихся по программе, с 7 лет. Отличие данной программы от программ образовательных школ по ИЗО и программ художественных школ заключается: - в приоритете цели по формированию качеств творческой личности средствами пластических искусств и ориентации ребенка на общечеловеческие ценности; - в выделении системообразующего компонента программы: В – видеть, П – понимать, С – создавать, т.е. творческая личность та, которая умеет видеть, понимать, создавать новое и прекрасное, осваивая программу мы учимся видеть, понимать, создавать и т.п; - в подходе к содержанию образования как важнейшему условию формирования творческой личности; - в подходе к художественно-творческой практической деятельности, как к главному источнику формирования и развития творческой личности; - в разработке новых типов занятий изобразительного искусства. Все это в комплексе позволяет решить столь значимую проблему формирования и развития у ребенка качеств творческой личности, используя возможности пластических искусств на уроках изобразительного искусства. Человек формируется в определенной социокультурной среде, и процесс его становления детерминирован совокупностью общественных и личностных отношений, переносимых во внутреннюю структуру личности и определя­ющих ее природу. Воздействие искусства на формирование личности человека рассматривалось в работах А.С.Выготского, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, Д.Б.Кабалевского, Б.П.Юсова и др., и в них отмечалось огромное значение различных видов искусств в психологическом развитии, ребенка, в становлении его как личности. Поэтому важно, чтобы програм­мы по предметам искусства были прежде всего ориентированы на форми­рование и развитие ребенка как личности, а точнее творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию и самоформированию. Данная программа по изобразительному искусству считает это своей главной целью. Упражнения, предлагаемые детям данной программой, раз­вивают зрительную сферу ребенка и благоприятно влияют на развитие всех психофизиологических процессов ребенка. Следует отметить еще одно положение программы, касающееся лич­ностного развития. Сопереживание, сочувствие образам реального, или фантастического мира должно переходить в деятельность. Нельзя воспитывать пассивных созерцателей. Именно для этой цели программой предусмотрено широкое поле деятельности для реализации творческих идей или выражения своего настроения, переживания, чувств, испытанных при встрече с явлениями реального мира или художественными произве­дениями. Общение со сверстниками - один из главных мотивов посещения школы у современных детей. Поэтому есть необходимость в организации коллективных работ на занятиях по данной программе. В процессе такой работы формируются важные качества будущей личности: способность обозначать словами предстоящие действия, ставить цели, постоять за себя, быть настойчивым в достижении результата и т.п. Умение общаться - это то, чего не хватает многим современным взрослым. На занятиях искусством необходимо предоставить возможности для формирования этого умения у детей. Предусмотренные программой необязательные (т.е. выполняющиеся по желанию) задания, а так же предложение выбора темы из нескольких помогает формировать способность к саморазвитию, самоанализу и самоконтролю. Таким образом, вся программа в целом и отдельные ее компоненты направлены на формирование гуманной, деятельной личности с высоким творческим потенциалом, обладающей художественным вкусом и ориентированной на общечеловеческие ценности. Программа рассчитана на 7 лет обучения. Возраст обучающихся в группе первого года обучения составляет 7 лет. Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения, требуемые программой формируются к указанному возрасту. Количество детей в группе составляет 10-12 человек, так как особенности организации образовательно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе с количеством детей не более указанного. Педагогу дается возможность творчески подходить к преподаванию исходя из специфических условий учебного заведения и особенностей учащихся в группе. Рекомендуется использовать современные технологии обучения. Основное условие – достижение результативности обучения при сохранении реалистического подхода к изображению натуры. Занятия проводятся в кабинете изобразительного искусства и в классных комнатах. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. В рамках здоровьесберегающих технологий домашнее задание даётся только в виде наблюдений и поисковой работы по теме. Формы организации обучения: - учебное занятие, продолжительность занятия 40 минут; - экскурсии в музеи и выставочные залы города; - мастер – классы с молодыми художниками Череповца; - обмен выставками с Училищем Искусств им. В.В.Верещагина; - недели изобразительного искусства. Организация образовательного процесса Подготовительный курс «Азбука художника-дизайнера» (1-2 класс) Содержание: знакомство с техниками и материалами (руки – инструмент - материал) освоение линии, формы, цвета, объема. Содержание курса осваивается через систему упражнений и краткосрочных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных. В содержании 2 основных направления: знакомство с живописными материалами (форма – цвет) знакомство с графическими и пластическими материалами (линия – форма – объем) В этот период обучения дети знакомятся с двумя предметами: «Основы цветоведения и композиция» и «Графика и формотворчество». Предметы включают в себя основы рисунка, живописи и композиции, где композиция является главным предметом. В первом полугодии на занятиях по композиции дети знакомятся с приёмами волшебства, и выполняют серию тризовских упражнений. Начиная со второго полугодия первого года обучения работа выстраивается чаще индивидуально. Дети пробуют себя в самостоятельном творчестве, выполняя большую выставочную работу на волшебную тематику. Дети 7 – 9 лет полны эмоций, впечатлений и желаний. Им интересно всё вокруг. Ступеньки волшебства, изучаемые в этот период, помогают им продолжать играть и творить. Для ребёнка в этом возрасте очень важна похвала. При проведении занятия обязателен игровой момент. Основной курс «Радость творчества» (3, 4, 5, 6 класс) Содержание: освоение основ изобразительной грамоты совершенствование и расширение умений и навыков работы с художественными материалами Содержание курса осваивается через систему учебных и творческих заданий, учебных проектов, как индивидуальных, так и коллективных (участие в конкурсах). Основные направления содержания: основы живописи основы рисунка композиция (объем – бумагопластика и скульптура) композиция (плоскость – станковая и декоративная) Основной этап – предполагает формирование у ребёнка основных знаний умений и навыков в области изобразительного искусства, создаёт предпосылки для будущей творческой деятельности. Дети, закончившие подготовительный этап обучения, приступают к основному, где знакомятся с предметами изобразительного искусства: рисунок, и скульптура. Интересы детей расширяются по мере накопления знаний. Возникает осознанный интерес к определённому виду искусства. Часто именно в этот период дети переходят в художественные школы. Специализированный курс «Мой выбор» (7 класс). Содержание: формирование творческого (дизайнерского) мышления, основ проектной культуры совершенствование и расширение умений и навыков работы с художественными материалами профессиональная ориентация Содержание курса осваивается через систему учебных и творческих заданий, учебных и творческих проектов, в основном, индивидуальных. Изучаемый материал формируется в отдельные курсы и изучается через погружение в экспериментально-творческую деятельность по определенному направлению. Ведущее место отводится методу индивидуального творческого проекта. Вводятся лекционные занятия. Основные направления (программы): кардмейкинг (открытка как произведение искусства), батик, текстильный коллаж, искусство упаковки, дизайн среды (дизайн интерьера и ландшафта), фелтинг (валяние из шерсти) и др. Творческий этап – содействует самореализации ребёнка при создании произведения, раскрытию его творческого потенциала и будущей профориентации. Желающие дети могут прийти в студию на любом этапе обучения. Дети, закончившие шесть лет обучения, занимаются по индивидуальным планам, выполняя выпускную работу. Выпускная работа над предусматривает следующее: Самостоятельный выбор ребёнком темы и техники выполнения дипломной работы. Поисковая работа в библиотеках, в интернете. Сбор материала. Выполнение нескольких эскизов на тему диплома, выбор лучшего. Посещение выставок и мастер-классов у художников Череповца. Индивидуальные консультации с дипломным руководителем. Перенос эскиза на большой формат. Уточнение композиционного решения. Выполнение работы в материале. Написание пояснительной записки. Защита выпускной работы. Необходимо обратить внимание на то, что не ставится целью 100 переход детей первого этапа на второй и третий. Часть детей может поступить в художественную школу или изменить направление своих интересов. Принципы формирования и развития качеств творческой личности и художественных способностей на занятиях в студии базируются на комплексном и системном подходе к организации процесса художественно-творческой деятельности, выражающемся в триаде: ВИДЕТЬ – ПОНИМАТЬ – СОЗДАВАТЬ, т.е. на каждом занятии учащиеся учатся видеть, понимать и создавать. Диалог с окружающим миром, искусством, культурой выстраивается по этим трем направлениям. Для успешного формирования и развития качеств творческой личности и художественных способностей работа на занятиях по основам изобразительной грамоты должна строится на следующих принципах: Принцип потенциала к творчеству и уникальности творческой личности ребенка: исходный уровень каждого ребенка – это уровень потенциального творца. При диагностике и оценке творческих достижений ребенка ориентация должна быть не на уровень актуальных достижений, а на потенциал и направленность развития качеств творческой личности и художественных способностей. Из этого принципа вытекает необходимость создания ситуации успеха на каждом уроке для каждого ученика. Вера в успех собственной деятельности дает больше возможностей для формирования и проявления качеств творческой личности. У каждого человека свой исходный уровень творческого потенциала, свой темп и путь развития как творческой личности. Необходимо создать условия для благоприятного формирования и развития каждого ученика, бережно и чутко относится к проявлениям индивидуальности. Ошибки ребенка корректировать через создание для него проблемной ситуации, индивидуальной для каждого конкретного случая. Принцип ориентации на общечеловеческие ценности: через освоение содержания занятия раскрывать значимые общечеловеческие ценности. Принцип СО: сонастроенности и сотворчества учителя и учащегося, проявляющийся во взаимопонимании. Учитель выстраивает свою позицию, стараясь понять чувства, желания и возможности ученика, становясь при этом, в определенном смысле, соавтором работы ребенка Принцип выбора: необходимо отбирать несколько практических творческих задач или задачу, имеющую разные варианты, чтобы предоставить учащемуся право выбора. Учитель должен избегать однообразия в использовании методов, заданий, художественных материалов и техник и т.п. Необходимо ставить ребенка перед необходимостью выбора: выбор темы из нескольких, выбор техники, выбор порядка выполнения заданий, выбор формата, выбор исследуемого объекта, художественного произведения и т. д. Данный принцип помогает реализовать индивидуальный подход и нацелен на формирование активности, инициативы и самостоятельности детей. Принцип близкой и далекой перспективы: учитель побуждает учеников к использованию, приобретаемых ими знаний и умений для решения задач по другим школьным предметам, решения проблем, возникающих за пределами школьной программы, различных жизненных ситуаций, ориентирует в возможностях творческого подхода в различных профессиях и т.п. Принцип привлечения дополнительных ресурсов: к организации работы по формированию качеств творческой личности и развитию художественных способностей учителю следует подходить творчески и использовать в качестве идей, тем, наглядных средств как предметы (например, листья и ветки деревьев, обувь, варежки, листки бумаги, собственные ладони могут стать героями урока, то, что есть в карманах детей предметами для мини-натюрморта, вид из окна основой для сочинения фантастического пейзажа и т.п.), так и ситуации (например, день рождения кого-то из детей, ссору учеников, обсуждение нового фильма или платья и т.п.). Например, Леонардо да Винчи советовал рассматривать облака, огонь, стены, запачканные разными пятнами для того, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Такой подход обеспечит дополнительные связи с жизнью, опору на интересы и потребности детей. Для реализации цели и задач программы необходим широкий спектр методов, учитывающих характер своеобразия воздействия и восприятия искусства, удовлетворяющих современным требованиям педагогики сотрудничества и принципам развивающего обучения, возрастным особенностям контингента учащихся. Но особенное внимание следует уделить игровым и проблемным методам и приёмам при работе в 1– 4 классах как ведущим методам. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - словесные (рассказ, беседа, объяснение); - наглядные (иллюстрации, демонстрации); - практические (метод упражнений, метод учебного задания, метод творческого задания). Сочетание данных методов используется на всех этапах обучения. На разных этапах обучения используются методы, предусматривающие разный уровень самостоятельности детей и степень руководства педагога: - репродуктивные методы обучения используются на первом и втором этапе обучения; - продуктивные (проблемно- поисковые) – на втором и третьем этапе обучения; - творческие работы (дипломные) – на третьем этапе. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: - игровые методы; - создание ситуации успеха; - поощрение; - сказка творческая и учебная, - инсценирование, - метод эмпатии, - проблемные ситуации, - экспериментирование и т. д. Необходимо сочетать в процессе занятия методы и приёмы индивидуальной, групповой и коллективной работы с детьми.
  1   2   3   4

  • Формы организации обучения
  • Организация образовательного процесса Подготовительный курс «Азбука художника-дизайнера»
  • Основной курс «Радость творчества»
  • Специализированный курс «Мой выбор»
  • Основные направления (программы)
  • Принципы формирования и развития качеств творческой личности
  • ВИДЕТЬ – ПОНИМАТЬ – СОЗДАВАТЬ
  • Принцип потенциала к творчеству и уникальности творческой личности ребенка
  • Принцип ориентации на общечеловеческие ценности
  • Принцип близкой и далекой перспективы
  • Принцип привлечения дополнительных ресурсов
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности