Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную




Скачать 235.52 Kb.
Дата04.07.2017
Размер235.52 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства казахской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры. Приобщая детей к мировой, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить представителей различных этносов к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального государства. Культура любого народа не может существовать без традиций, которых этот народ придерживался на протяжении всего своего существования. Бережное отношение к традициям и неуклонное следование им является достойным примером для подражания. Всеми этими положительными качествами наделен казахский народ, который строго придерживается национальных традиций. Казахские традиции и обычаи не появились в одночасье на пустом месте. Все они накапливались столетиями. Некоторые казахские традиции и обряды за такой долгий период времени немного трансформировались под современные и претерпели изменения. Но основная их суть осталась неизменной. В нашем учреждении для детей созданы оптимальные условия для воспитания эстетической культуры с использованием потенциала этнокультурной среды. На современном этапе необходимо обеспечить высокий уровень готовности своих выпускников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации путем приобщения к мировой, а также этнической культуре. Анализ результатов диагностического обследования обучающихся показал: у 35 воспитанников не сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой казахского народов. Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей дошкольного возраста с национальным наследием этих народов. Результаты анкетирования: «Какие игры детей казахского народов вы знаете» - 25 опрошенных ответили – «Разорви цепь». Но, к сожалению, 75 респондентов не могли вспомнить ни одну игру. Из национальных праздников 50 назвали праздник «НАУРЫЗ», «КУРБАН БАЙРАМ». И все считали нужным изучение и сохранение игр и традиций казахского народов. Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями казахского народов проводится через традиционные формы работы. Таким образом, был выявлен ряд противоречий: между необходимостью работы, как условием формирования интереса к культуре казахского народов у детей, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме. Выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой программы, которая способствует развитию интереса у детей дошкольного возраста   к культуре, традициям казахского народов.  Программа «Цветик –семицветик » учитывает, что воспитательную работу необходимо связывать с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Новизна состоит в том, что содержание программы может интегрироваться с образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Именно в этом возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного языка, к традициями и культуре казахского народа, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, развития компетентностей в выполнении творческих и поисковых заданий. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него в изучении родного языка, культуры и традиции казахского народа. Программа направлена на формирование нравственной, социальной и общекультурной компетенций. Отличительные особенности программы: воспитание любовь к традициям и обычаям казахского народа; развитие личности ребёнка; организация интегрированных занятий. Программа имеет связь со следующими образовательными областями: познавательное развитие - использование материала по краеведению; работа с казахскими костюмами, элементами декора; традиции и обычаи казахского народа- «Киит», «Бесекке салар», с праздниками казахского народа « Наурыз»; речевое развитие – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятие и выражение своих мыслей, обогащение словарного запаса детей; художественно-эстетическое развитие - создание коллажей, рисование; слушание казахских песен, мелодий на казахском инструменте домбра, музыкальных композиций; социально-коммуникативное развитие - проведение инструктажа по технике безопасности во время экскурсий. Основные методы работы: словесные методы рассказ; беседа; объяснение наглядные методы наблюдение; показ иллюстративных пособий; демонстрация видеофильмов. практические методы упражнения (устные, письменные, графические); проектная деятельность. Формы работы: занятия - путешествия с элементами театрализации; викторины; выставки; экскурсии и др. Цель: пробудить у детей интерес к культуре казахского народа через знакомство с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами. Задачи: развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимосвязи; научить практически пользоваться казахский языком как средством общения, в пределах установленного программой словарного запаса и грамматического минимума с учётом речевых возможностей в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; воспитание дружбы между народами разных национальностей, привитие нравственных норм и обогащение духовного мира детей, знакомство с разговорным этикетом казахского народа; приобщать детей к миру традиций и обычаев казахского народа; развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и общения со взрослыми; воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки; привить интерес к творчеству писателей и поэтов казахского народа. Культура казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. Формы подведения итогов: беседы; викторины; участие в конкурсах и др; Условия реализации программы: 1.Организационные условия Форма проведения занятий – групповая. Срок обучения -1 год обучения. Количество детей -15 человек Количество часов: 144 часа. Регулярность занятии - 2 занятия в неделю по 2 часа. 2.Материально-техническая база комплект мебели и приспособлений, необходимых для реализации занятий, хранения и показа наглядных пособий; мел, ножницы, клей, карандаш, краски, фломастеры, альбом, цветная бумага, цветной картон, тетрадь, ластик; доска магниты, ноутбук, проектор, экран, магнитофон, диски,USB-накопители . 3.Методическое обеспечение программа, план занятий, мероприятий; литературный материал; подборка иллюстрации: фотографии «Национальные костюмы », « Национальный инструмент домбра» и др. презентации «Национальные костюмы», « Жилище казахского народа Юрта», и т.д. 4.Работа с родителями родительские собрания; анкетирование; совместные занятия, мероприятия; консультации, беседы; работа с родительским комитетом; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА: ребенок проявляет интерес и умет играть в народные казахские игры; использует в активной речи казахский фольклор; имеет представление о традиционных казахских праздниках и принимает осмысленное и активное участие в казахских праздниках; умеет говорить и писать казахские слова, находить слова в тексте; знает сказочных героев, узнаёт их в произведениях изобразительного искусства; знает историю казахского костюма, его элементы, умеет объяснить значение украшения костюма; знает историю и особенности казахского жилища Юрта; знает произведения казахских писателей и поэтов, композиторов; имеет представления о казахских музыкальных инструментах; имеет представления о семье, традиционных семейных ценностях; исполняет казахские народные песни, танцы; исполняет мини – спектакль на казахском языке; знает особенности национальной кухни; знает значения основных казахских имён; понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований. способен проявлять инициативу, самостоятелен; проявляет любознательность, наблюдателен; стремится довести до завершения начатое дело. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Раздел Всего часов 1 Введение. «Казахский язык » 2 2 « Казахский язык в жизни казахского народа» 12 3 « Фонетика. Графика.Лексика.» 16 4 «Устное народное творчество» 96 5 «Мир вокруг нас» 12 6 Повторение изученного за год. 4 7 Итоговое занятие. 2 Учебно –тематический план №пп Название разделов и тем Формы контроля Количество часов I Введение. «Казахский язык.» Беседа. Устный опрос. Просмотр презентации. 2 II « Казахский язык в жизни казахского народа» 12 1 «История возникновения казахского языка» Беседа . Устный опрос. Дидактическая игра. 4 2 «Язык- система условных знаков. Особенности речи.» Беседа . Устный опрос . Дидактическая игра 4 3 Закрепление. Беседа. Викторина. Дидактическая игра. 4 III « Фонетика. Графика.Лексика.» 16 1 «Казахский алфавит» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 2 2 « Словарное богатство казахского языка» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 4 3 «Заимствованные слова.» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 2 4 «Словарь» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 2 5 «Моё имя. Как переводится ваше имя» Беседа. Устный опрос. Дидактические игры «Назови друга», «Собери имя». «Поле чудес» (история происхождения имён) 2 6 Закрепление Беседа. Викторина Работа с карточками. Дидактические игры 4 IV «Устное народное творчество» 96 1 «Казахские писатели. Рассказы и сказки» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 8 2 «Детские стихотворения» Беседа. Устный опрос. Просмотр презентации. Дидактические игры 8 3 «Пословицы, поговорки, загадки» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 8 4 «Национальный народный инструмент . История домбры.» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры. Слушание звуки домбры 4 5 «Казахские композиторы.» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры. Слушание музыки. 4 6 «Детские песни» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры Слушание и исполнение песен. 8 7 «Национальный казахский костюм. Узоры на костюмах.» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры Рисунок « Национальный костюм» 4 8 « Танцевальная культура казахского народа» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 4 9 «Декоративно -прикладное искусство» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры Рисунок « Украшение» 4 10 « Особенности национального жилища ЮРТА» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры Рисунок « Юрта» 2 11 «Обычаи и традиции казахского народа» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 8 12 « Моя семья, быт моей семьи» Беседа. Устный опрос. Аппликация. 2 13 «Казахские национальные праздники» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 8 14 «Национальная кухня» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры 8 15 «Народные игры» Беседа. Устный опрос. Работа с карточками. Просмотр презентации. Дидактические игры. Подвижные игры. 8 16 Закрепление. Беседа. Викторина. Работа с карточками. Дидактические игры. 8 V «Мир вокруг нас» 12 1 «Времена года. Названия месяцев. Дни недели» Беседа. Викторина. Работа с карточками. Дидактические игры. 4 2 «Животный мир» Беседа. Устный опрос. Дидактическая игра «Назови, кто это» Рисование. 2 3 «Растительный мир» Беседа. Устный опрос. Дидактическая игра. Фото-коллаж. 2 4 Закрепление. Беседа. Викторина. Работа с карточками. Дидактические игры. 4 VI Повторение изученного за год. Беседы. Устный опрос. Викторина. Изготовление книжки-малышки «Традиции и обычаи казахского народа» Рисование. Выставка рисунков 4 VII Итоговое занятие Викторина «Самый умный». Дидактическая игра «Колесо истории» 2 Итого: 144 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I Введение Тема №1 Вводное занятие. «Казахский язык.» Вводная беседа «Казахский язык.» Знакомство детей с педагогом. Инструктаж по технике безопасности . Средства обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, альбом. II Казахский язык в жизни казахского народа. Тема №1 « История возникновения казахского языка .» История казахского народа. Средства обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, альбом. Тема №2 « Язык – система условных знаков. Особенности речи. » Особенности речи. Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, альбом. Тема №3 Заключение. Интеллектуальная игра « Умники» Средства обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный. III « Фонетика. Графика. Лексика.» Тема №1 « Казахский алфавит.» Знакомство с казахским алфавитом. Игра «Буквы» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный. Тема №2 « Словарное богатство казахского языка» Словарные слова. Работа со словарными словами. Игра « Найди словечко» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, словарные слова. Тема №3 «Заимствованные слова» Заимствованные слова , словарная работа. Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный. Тема №4 « Словарь» Работа со словарем. Слова. Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, тетрадь для словаря, слова. Тема №5 « Моё имя. Как переводится ваше имя» Что означает мое имя Почему меня так назвали Почему мне (не) нравится мое имя История имен, значение имен. Имена у различных народов. Игры «Назови друга», « Собери имя» «Поле чудес» ( история происхождения имен) Средство обучение: предметные картинки, магнитные буквы, словарь значения имен,карточки с именами, словарь. Тема :6 Закрепление. Игра «Что Где Когда» Средства обучения: цветные карандаши, листы альбомные, карточки, предметные картинки. IV « Устное народное творчество» Тема №1 « Казахские писатели. Рассказы и сказки» Биография. Казахские писатели Гали Орманов,Жумагали Саин. Сказки «Медведь и комар», «Как лису перехитрили» Практика: книжка «Детские писатели» Игра « Угадай сказку» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, аудио запись сказки. Тема №2 « Детские стихотворения» Абая Кунанбаева « Куз» Практика :Конкурс чтецов. Средство обучения : демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, аудио запись стихов. Тема №3 « Пословицы , поговорки, загадки»  Казахские пословицы : о родине, о народе, о семье, о гостеприимстве, о языке, о еде, о домашних животных, о дружбе, о животных,о хлебе, о труде и многое другое.  Практика: изготовление книжки-малышки « Пословицы, поговорки, загадки» Викторина «Продолжи….», игра « Лото» Средство обучения: цветные карандаши, листы альбомные, карточки, предметные картинки. Тема №4 « Национальный народный инструмент. История домбры» Казахские музыкальные инструменты. Домбра, Кыл кобыз, Сыбызгы, Жетыген.История казахского музыкального инструмента. Практика: изготовление книжки-малышки « Музыкальный инструмент» Игра « Угадай, какой инструмент» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, аудио запись звуков инструмента . Тема №5 « Казахские композиторы» Коркыт, Курмангазы, Дина Нурпеисова казахские композиторы.Биография. Ирга « Звездный час» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный. Тема №6 « Детские песни» Айгөлек-ау айгөлек, МЕКТЕБІМ детские казахские песни. Слушание.Пение.Разбор тетста. Игра « Угадай мелодию», игра « Голос» Средство обучение: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, аудио запись детских казахских песен. Тема №7 « Национальный казахский костюм. Узоры на костюмах» История казахского костюма. Значение узоров на костюмах. Практика: « Модный наряд» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, презентации. Тема №8 « Танцевальная культура казахского народа» История казахского танца. Значения движении в казахском танце. Игра « Танцы» Экскурсия в танцевальный коллектив «Акмарал» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, презентация. Тема №9 « Декоративно-прикладное искусство» История казахского ДПИ :узоры , орнаменты на посудах, украшения. Практика: « Украшение» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, презентация. Тема№10 « Особенности национального жилища ЮРТА» История Юрты. Практика: « Мой дом Юрта» Средство обучения: демонстрационный материал, жетоны, цветные карандаши, лист альбомный, презентация. Тема №11 « Обычаи и традиции казахского народа» Понятие традиции, обычаи. Традиции: бытовые, праздничные, семейные. Особенность обрядов, их роль в исторической памяти народа, в осуществлении связи поколений. Беседа о семейных традициях. Рассказ с родителями «Обычаи и традиции, принятые в моей семье» Средства обучения: демонстрационный материал, цветные карандаши, альбом, карточки. Тема № 12 « Моя семья, быт моей семьи» Что такое семья Семейные взаимоотношения. Обязанности в семье. Практика: изготовление рамки для семейной фотографии. Средства обучения: клей, цветная бумага, картон, фотографии, цветные карандаши, альбом. Тема № 13 « Казахские национальные праздники» Праздники, значение. Практика: изготовление книжки –малышки « Праздники» Средства обучения: клей, цветная бумага, картон, фотографии, цветные карандаши, альбом. Тема №14 « Национальная кухня» Любимые блюда .Рецепты национальной кухни. Практика: изготовление книжки –малышки «Кухня» Средство обучения: клей, цветная бумага, картон, фотографии, цветные карандаши, альбом, рецепты. Тема №15 « Народные игры» Что такое игра Правила игры. Любимые игры. Практика: изготовление книжки – малышки « Игра» Игры «Кыз-куу», « Айголек» Средство обучения: клей, цветная бумага, картон, фотографии, цветные карандаши, альбом, игры. Тема № 16 Закрепление. Коллективный коллаж, викторина «Люди искусства», Поле чудес «Традиции и обычаи казахского народа» Средства обучения: журнал, клей, цветные карандаши, альбом, карточки, жетоны, книжки – малышки. V « Мир вокруг нас» Тема №1 « Времена года. Название месяцев. Дни недели» Название времен года на казахском языке. Казахские народные приметы. Практика:изготовление книжки – малышки « Приметы» Средство обучения: коллективный коллаж, журнал, клей, цветные карандаши, альбом, карточки, жетоны. Тема №2 « Животный мир» Животный мир степей. Красная книга, охрана животных. Экскурсия, рисунки, игра «Кто где живет Средства обучения: карточки, жетоны, предметные картинки, презентации, словарь. Тема №3 « Растительный мир» Природные сообщества, их разнообразие, растительный мир в степях и полупустынях, пустынях. Красная книга. Работа по карточкам, игра « Что растет» Средства обучения: карточки, жетоны, предметные картинки, презентации. Тема №4 Закрепление. Практика: Викторина «Почемучка », работа по карточкам, игра «Звездный час» , « Лото» Средства обучения: карточки с заданиями, цветные карандаши, жетоны. VI Повторение изученного за год. Интеллектуальная игра «Знаток традиции и обычаи казахского народа» ( обзорная по пройденному материалу края). Изготовление книжки «Казахские народные традиции и обряды» Средства обучения: карточки с заданиями, игры. VII Итоговое занятие. Обобщающая беседа по пройденным темам, викторина « Самый умный», игра « Колесо истории»( обзорная по пройденному материалу) Средства обучения: карточки с заданиями, жетоны, игры. Информационное обеспечение программы 1.Артыкбаев Ж. , Раздыков С. История Казахстана: Учебник. 2-ое издание. 2010. — 344 с. 2.Каракузова Ж. Культурология : учебник. 2007. — 448 с. 3.Кенжеахметулы С. Традиции и обряды казахского народа. 2007. — 384 с. 4.Сасанов Кошали. История Казахстана: справ. Пособие. 2009. — 112 с. 5.Хиянат Б., Сужикова А. Национальная одежда казахского народа 2007 — 384 с.