Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка. С. 3 -9 Учебно-тематический план 1 года обучения С. 10 11 Содержание С. 12-16




Скачать 474.6 Kb.
Дата26.06.2017
Размер474.6 Kb.
ТипПояснительная записка


План


  1. Пояснительная записка. С. 3 -9

  2. Учебно-тематический план 1 года обучения С. 10 - 11

  3. Содержание С.12-16

  4. Учебно-тематический план 2 года обучения С.17-18

  5. Содержание С.19-29

  6. Методическое сопровождение С. 30

  7. Литература для детей С. 31


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа относится к культурологическому направлению, составлена и подкорректирована с учетом особенностей района. Программа рассчитана на 2 года обучения детей 7 – 10 лет с учетом их возрастных особенностей, степени подготовленности, характера, способностей, условий жизни в семье.

Программа разрабатана с учетом изменений применительно к местным условиям и тем источникам, которые есть в сельской местности. Уделено большое внимание региональному компоненту, так как мы живем на древней новгородской земле, то естественно, пройти мимо удивительнейших новгородских икон не смогли, поэтому в программе есть большой блок, посвященный православной культуре, построенный на вхождение детей в мир новгородских икон и воспитание нравственных качеств в детях через мир христианской религии.

Программа «Путешествие в мир прекрасного» (почему такое название - в связи с тем, что мы путешествуем по городам, музеям, странам, векам, знакомясь с живописью русских художников, зодчих и через их творчество познаем историю своей страны, прикасаемся к античной цивилизации). На занятиях обучающимся предоставляется возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развивать способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.

Именно в искусстве ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Картина служит одним из эффективных средств развития речи обучающихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств, способствуют развитию глубокого восприятия произведений искусства. Дети видят не только, что изображено на полотне или архитектурном сооружении, но и, по мнению психолога Б.М.Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально пережить и поразмыслить над ним.
ЦЕЛЬ:


  1. Развивать целостное миропонимание, эмоциональной и чувственной сферы ребенка, его способностей образного, ассоциативного и метафорического мышления, интеграцию личностных качеств в национальную, мировую и региональную культуру, через ознакомление с историей искусств и творчеством художников и введение в православную культуру, через новгородскую икону.

Важнейшими задачами предмета являются:

1. Формирование личностных представлений ребенка о связи искусства с жизнью.


  1. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения обучающихся, эстетического вкуса.

3. Формирование творческих способностей ребенка, внутренней мотивации к художественно – продуктивной деятельности.

Организация деятельности в процессе реализации программы строится на следующих принципах:


ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. -Принцип историко-типологического единства, объединяющий два типа социокультурных миров. В первый блок вошли возникновение цивилизации Древнего мира и Древнего Египта.

Откуда мы пришли? Как жили наши предки? Что мы взяли от них? Во второй блок вошли древнейшие цивилизации Античного мира - Древняя Греция и Древний Рим. Эти цивилизации, достигшие расцвета, закончив свое существование и уйдя с мировой арены, тем не менее, стали базой дальнейшего развития художественной культуры Европы.

  1. -Принцип регионально-мировоззренческого единства, рассматривающий культуру Средних веков через христианство. Христианство, возникшее в Древнем мире, стало базой, на которой выстроена вся образная система художественной культуры мира.

  2. -Принцип единства метода и стиля, позволяющая рассматривать художественные явления искусства не только в их целостности, но и во

взаимосвязи с предшествующими эпохами.

  1. -Принцип интеграции использование знаний, умений, навыков и впечатлений, полученных обучающимися по литературе, изобразительному искусству и музыке, обобщают и углубляют, все это позволяет воссоздать широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств детей.

Сформулированные принципы организации материала определяют логику отбора и последовательности художественных памятников, причем эта логика выстраивается как по вертикали, т.е. внутри данного типа культуры, так и по горизонтали, как логика проблем, тем, идей и сюжетов, переходящих из одной исторической эпохи в другую. В чем главная проблема эпохи, ее «главная идея» или «главный вопрос», на который человек хочет получить ответ, «форма его познания, подразумевающая определенный способ мышления, на данном историческом этапе, «субъект познания», собственно «человек в мировой художественной культуре».

Логика построения программы предполагает отбор художественных памятников, при котором становится, возможно, проследить развитие темы или проблемы, волнующей человечество на протяжении всей его истории.

Все построение и содержание программы направлено к главному итоговому выводу, которому педагог должен подвести обучающихся: человек является активным участником миротворения, от действий и жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.
Специфические особенности программы обусловлены как характером объекта познания в рамках данной программы, так и отличиями субъекта познавательного процесса.

Объектом познания является искусство во всех проявлениях.

Восприятие культуры, духовной классики требует от человека значительных усилий, развития умения вступать во внутренний диалог с автором произведений искусства, становиться его эмоциональным и интеллектуальным соавтором. Эти умения, однако, практически не востребованы при восприятии так называемой массовой культуры, которая занимает все большое место в жизни современного человека. Результатом этого может стать нарушение преемственности поколений в освоении духовной культуры своего народа и всего человечества, утрата тех духовных символов, которые передаются от предков к потомкам.

Особенность подхода состоит:


  • Во-первых, содержание тем обуславливает построение занятий в виде тематических проблемных ситуаций, в которых дети через нравственные дилеммы произведений учатся решать

общечеловеческие проблемы, понимать свои и чужие чувства, оценивать поступки свои и других людей.

  • Во-вторых, произведение искусства рассматривается как средство развитие речи.

  • В-третьих, анализ произведения искусства осуществляется по тому же алгоритму, тем же этапам, что и анализ литературного произведения, с учетом общих для всех видов искусства закономерностей развития художественного восприятия у младших школьников.

  • В-четвертых, интегративный подход предполагает, что изобразительное произведение является не просто дополнительным пособием на уроках чтения, русского языка или развития речи, но его органичной частью; для анализа произведений используются знания, полученные и на других занятиях.

Главная находка программы - методика беседы по изобразительному искусству, разработанная В.И. Воробьевой и постепенное проникновение в произведение, его предметное содержание, подтекст, замысел, идею, предполагающее единство эмоционального и аналитического подходов в восприятии произведения изобразительного искусства.

По окончании обучения по данной программе у обучающихся должны быть сформированы на основе восприятия видов искусства следующие коммуникативно-речевые умения:



- использовать искусствоведческие термины в беседе;

- анализировать и выражать подтекст произведений искусства, его эмоционального воздействия с помощью графического и лексического словаря настроений;

- понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе;

- устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях.

Так как программа модифицированная, автор оставляет за собой право корректировать темы занятий, менять их последовательность, дополнять в зависимости от степени восприятия детей.



Задачи первого года обучения:

- ввести в мир искусства;

- воспитывать интерес к искусству;

- познакомить с Третьяковской галереей и Русским музеем;

- иметь понятия о натюрморте, портрете, пейзаже, иконе.

Задачи второго года обучения:

- закрепить понятия о портрете, пейзаже;

- ввести в мир православной религии и культуры через новгородскую икону,(пасхальный цикл)

Основными критериями эффективности реализации данной образовательной программы являются следующие характеристики:

Критерии

Показатели

Личностные

Потребность в самореализации в истории искусств.

Конструктивное общение.



- желание участвовать в конкурсах выставках, фестивалях и т.д.;

- высокий уровень мотивации к искусству в свободное время;

-обладание терпением, усидчивостью, целеустремлённостью;

- умение слушать;

- работать в микрогруппе;

- учится организовывать общение в паре.




Социальный опыт.

- обучающиеся имеют возможность и высказывают субъективное мнение, делятся опытом переживаний;

- поддерживается взаимопомощь обучающихся в процессе работы, стремление добрым отношениям.




Профессиональное самоопределение.

- желание продолжить обучения в объединение (более половины обучающихся);

- степень информированности об истории искусства, биографиях художников, умение «читать» икону, понимать ее символы



Процессуальные

Удовлетворённость субъектов педагогического процесса.

- высокий уровень удовлетворённости детей, родителей, педагога содержанием, формами работы, режимом деятельности, взаимоотношениями.

Статус объединения.

- количество обучающихся в объединения, принимающих участие в выставках, конкурсах и т.д.;

- сохранность контингента воспитанников;

- творческие победы, призовые места выставках, конкурсах и т.п.


Целостность процесса.

Данная программа соответствует педагогическому процессу.

Программа «Путешествие в мир прекрасного» позволяет видеть и познавать окружающую действительность, вносить подлинную красоту в нашу жизнь. Приобщает к прекрасному, учит понимать, любить и ценить произведения искусства, формирует художественный вкус, обогащает словарный запас ребенка, развивает внимание, наблюдательность творческую фантазию.

В произведениях живописи по - разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина

должна рассматриваться с учетом того, что хотел выразить в ней автор.

При анализе произведения можно использовать следующую последовательность:

- постановка проблемной ситуации по биографии художника, картине (на выбор);

- настроение, вызываемое этим произведением;

- основные микротемы картины (иконы);

- изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит);

- роль этих средств в выражении основной идеи картины (иконы), авторской позиции;

- придумать название картины;

- как художник относится к своим героям? Почему;

- много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для

раскрытия замысла художника?

- что рассказал нам художник о мире и о себе?

- какая основная мысль картины?

- в каком жанре написана картина. Почему?

Требования к уровню подготовки детей

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

- фамилии художников и называть их картины;

- основные виды живописи (пейзаж, изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов и т.п.), портрет

(изображение человека), икона (образа святых).

Ожидаемые результаты:

- уметь прочитывать картины;

- понимать иносказательный смысл, символический (свеча - символ человеческой жизни, алая роза – любовь и т.д.);

- анализировать картину (определять жанр картины; ее предметное содержание, настроение);

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений.

Требования к уровню подготовки детей

К концу 2 года обучения дети должны знать:

- имена богов и героев греческих мифологий;

- название мифологических чудовищ;

- сюжетные основные линии изученных мифов;

- основателем Санкт-Петербурга является Петр I;

- Петропавловская крепость никогда не была вооруженной крепостью.

-9-

Ожидаемые результаты:

- уметь пересказывать понравившиеся и запомнившиеся им мифологические сюжеты;

- понимать происхождение и смысл различных выражений, вошедших в современную фразеологию («ахиллесова пята», «яблоко раздора» и т.д.);

- уметь пересказать историю строительства г.Санкт-Петербурга;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по поводу репродукций, рассказов об искусстве.



Срок реализации программы «Путешествие в мир прекрасного» -2 года. Программа рассчитана на детей возрастной группы от 7 до 10 лет.

Принципом обучения является коллектив.

Формой обучения – беседа.

Объем занятий:

учебных (в неделю) 2 часа

учебных (в год) 72 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения


п/п


Название разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Происхождения искусства на земле


3

3

-




2.

Искусство Древнего Египта:


6

5

1




3.

Мифы Древней Греции:



30

27

3




4.

Скульптура и архитектура Древней Греции.

Театр Древней Греции.



8

7

1




5.

Культура Древнего Рима.


6

6

-




6.

Возникновение новой религии (от Адама до Вавилонского столпотворения).

10

8

-

2

7.

Старый Завет

(от избранности Моисея до мудрости Соломона).




8

6

-

2




ИТОГО:

72

63

5

4


СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

Вводное. 1 час


  • Знакомство с группой, целями и особенностями программы. Техника безопасности в помещении.


Тема: Возникновение искусства. 3часа

  • Возникновение искусства – пещерные люди – живопись Альтамиры. Двойственное отношение к животным первобытного человека: взгляд на них как на добычу и любование их физическим совершенством. Первобытный реализм – точность, лаконичность, умение немногими штрихами передать самые характерные черты и повадки животных. 1час

  • Просмотр фильма о происхождении мира на земле. Первый музыкальный инструмент – барабан. 1 час

  • Храм. Молитва. Алтарь – мифологические образы полузверя- получеловека. Особенности изображения человека – начало сюжетной живописи (Композиция в пещере Ласко). «Палеолитическая Венера» - хранительница очага, символ плодородия. 1 час


Тема: Искусство Древнего Египта. 6 часов

  • Пирамиды Древнего Египта – « жилища вечности фараонов» Идея вечной жизни. История их возведения. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерена – одно из семи чудес света. Сфинкс – знаменитый страж пирамид в долине Гиза. 1 час

  • Просмотр фильма «Древний Египет». 1 час

  • Первые боги – Амон - олицетворяющий солнце, его жена Мут – олицетворяющая небо, их сын – бог луны Хонсу. 1 час

  • Каменные двойники. Бог Ка – возрождение к новой жизни. Храм Амон Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. 1 час

  • Живопись Древнего Египта – сокровища гробницы Тутанхомона Скульптурный портрет царицы Нефертити – символ вечной красоты и обаяния. Золотая маска фараона – прославленный шедевр мирового искусства. 1 час

  • Изображение Древнего Египта в рисунках обучающихся. 1 час


Тема: Мифы Древней Греции. 30 часов

  • Происхождение мира и богов Древней Греции - Хаос как источник жизни, элемент первоосновы мира. Рождение Зевса и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов. Драматизм борьбы богов и титанов. Зевс – вершитель судеб и богов. 1 час

  • Похищение Персефоны – тяжкий жребий Аида. Церберы. Река Стикс- река мертвых. Перевозчик Харон. Персефона символ жизни и смерти, умирания природы и воскрешение ее весной. 1 час

  • Орфей и Эвридика – « зовущая лира Орфея поныне волнует сердца. Миф о любви и верности. Смерти и отчаяние. Храбрости. Радость, боль, надежда. О великой силе веры. 1 час

  • Дедал и Икар – зодчий Дедал «гений и убийство вещи несовместимые?» Отчего люди не летают? Икар – символ тщеславия или любознательности. Если б мне дали крылья… 1 час

  • Тезей и его подвиги – Тезей – сын царя Эгея. Подвиги Тесея. 1 час

  • Лабиринт. Образ Минотавра. Ариадна и ее роль в победе Тесея. Нить Ариадны. 1 час

  • Аполлон и Артемида. Аполлон – бог света и солнца. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе над Пифоном. Жестокий лик Аполлона Гибель Ниобеи – выражение материнской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Прекрасная Дафна. Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. 1 час

  • Гермес – вестник богов, сын Зевса. Великий обманщик, плут и воришка. 1 час

  • Прометей – миф о создании Прометеем первого человека из глины и воды. Прометей – титан, спасший род человеческий, похитивший для него огонь. «Титан, воитель и борец» - Дж. Байрон.

  • Просмотр мультфильма о Прометее. 1 час

  • Гефест и Афродита Гефест – бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Миф о сетях для неверной жены Афродиты. Афродита _ «смотрящая в вечность…» Гармония духа и красоты. Миф о рождении Афродиты. Целомудрие и поэтичность образа богини, ее одухотворенная красота и нежность. 1 час

  • Афина – богиня мудрости и победоносной войны – миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса, Миф о споре с Посейдоном за обладание Аттикой. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне. 1 час

  • Дионис- бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Рождение из бедра Зевса, воспитание нимфами, нахождение виноградной лозы, безумие и исцеление. Задача Диониса – освобождать людей от мирских забот. 1 час

  • Спутники Диониса: вакханки, сатиры. Врубель «Пан» - Козловидные» элементы облика сатира, поющего хвалебную песню - дифирамб Диониса – свирель и флейта. 1 час

  • Дионис и царь Мидас.

В гостях у царя Мидаса. Подарок Диониса. Золото и богатство не главное в жизни. Освобождение Мидаса от чудесного дара. 1 час

  • Марс – неукротимый бог войны. Постоянная спутница Ареса богиня раздора Эрида. 1час

  • В сетях Эрота – бог любви. Шаловливый мальчик и веселый мальчик. Спор с Аполлоном. 1 час

  • Миф о Сизифе «негероическое» существование Сизифа, его попытка добыть бессмертие обманом. Муки Сизифа в царстве мертвых, как наказание за хитроумие и вероломство. 1 час

  • Посейдон – владыка морей.

Образ Посейдона и Нептуна. Игра «земля – вода» с введением роли Посейдона. 1 час

  • Персей – сын «золотого дождя».

Медуза Горгона. Персей и Атлант. Участь Андромеды. Знакомство со звездной картой древних греков. 1 час

  • Двенадцать подвигов Геракла.

Рождение Геракла. Немейский лев. Лернейская гидра. Авгиевы конюшни. Геракл и Атлант: путешествие за золотыми яблоками. Просмотр мультфильма о 12 подвигах Геракла. 1 час

  • Викторина по раннее изученным темам. 1 час

  • Изображение подвигов Геракла в рисунках обучающихся. 2 часа

    • Богиня цветов Флора. Миф о Зефире и Флоре. Отражение в картине С.Боттичелли « Весна». 1 час

  • От яблока раздора до похищения Елены до Троянского коня – спор Геры, Афины и Афродиты. Боги их взаимоотношения и характеры. 1 час

  • Выбор Париса. Прекрасная Елена. Ифигения в Авлиде. Безумие Одиссея. Сочувствие и помощь грекам со стороны Посейдона, Афины, Геры. Сочувствие и помощь троянцам со сторон Афродиты, Аполлона, Ареса. 1 час

  • Тема Любви как величайшего стихийного дара богов в Образах Елены и Париса. Тема судьбы. Ахиллесова пята. 1 час

  • Лаокоон и его сыновья. Троянский конь. Падение Трои. 1 час

  • Изображение героев Мифов Древней Греции в рисунках обучающихся. 1 час


Скульптура и архитектура Древней Греции.

Театр Древней Греции. 8 часов

  • Скульптура Древней Греции - идеал человека – физически сильный, мужественный, человек- атлет, человек – герой, которому присущи «все

добродетели». Кора в пеплосе Кора Пеплофис («задумчивая»).

- Куросы» - обнаженные юноши – атлеты. Куросы еще не освободились от сдерживающее власти камня и поэтому сдержаны в движениях, но осветлен чуть заметной загадочной улыбкой. 1 час



  • Поликлет «Дрифор» (копьеносец) - воплощение идеала красивого юноши – атлета, гражданина, воина. Лицо Дорифора невозмутимо, но оно выражает не безразличие, а ясность духа человека, свободного от страха и способного управлять своими страстями. 1 час

  • Ника Самофракийская – крылатая богиня победы. Остров Самофракия. 3 век до нашей эры. Мрамор. Автор неизвестен. Женская фигура, рвущаяся вдаль, почти летящая, тончайшие складки намокшего, раздуваемого ветром платье и каждое перышко огромных распростертых крыльев. 1 час

  • Колонны. Афинский Акрополь - «вписываемость» в природный ландшафт, внутреннее строение храма, типы греческих ордеров. Пропилей – «Мне будет вечно дорог день, когда вступил я. Пропилей» Д.Мережковский. Храм Ники Аптерос – богини Победы. Храм Парфенон построен архитекторами Иктином и Калликратом. Статуя Афины работы Фидия. Эрехтейн – портик кариатид. 1 час

  • Изображение скульптуры и архитектуры Древней Греции в рисунках обучающихся. 1 час

  • Театр Древней Греции – Празднества Диониса, как прообраз театральных представлений, знакомство с характерными чертами, определяющими своеобразие античного театра; расширение лексикона: скене, корифей, котурны. 1 час

  • Просмотр фильма о театре в Древней Греции. 1 час


Культура Древнего Рима. 6 часов

  • Древний Рим. Сюжет «Энеиды» – Странствия троянца Энея, Основные сюжеты: гибель Трои, Эней и карфагенская царица Дидона, Эней в подземном царстве. Легенда о Ромуле и Реме и основании Рима. 1 час

  • Просмотр фильма о Древнем Риме. 1 час

  • Триумфальная арка. Идея прославления римской государственности. Внешняя простота сооружения и идея личного прославления. 1 час

  • Амфитеатр Флавиев «Колизей» 70-80 г.г. н.э. – символ монументальности и жестокости Древнего Рима. Бои гладиаторские и морские бои. И.Бродский « Конец прекрасной эпохи». 1 час

  • «Пантеон» - «храм всех богов». Новое слово «свод». 1 час

  • Мраморный портрет - максимальная точность, конкретность и

достоверность в передаче внешнего облика - «Бюст императора Каракаллы». 1 час

Возникновение новой религии. 10 часов

  • Новая религия – христианство. Библия – книга – книг. Идея Бога и шесть дней творения. Сотворение человека. Сравнение с тем, как был создан мир по греческой мифологии. Микеланджело. Роспись свода

Сикстинской капеллы « Отделение света от тьмы». Изображение начало творения мира. Борьба огромной фигуры Саваофа с окутывающим ее хаосом. Символический акт творения, представленный как физическое действие, реальное усилие творца. 1 час

  • Грехопадение Адама и Евы и его последствия. Росписи В.Васнецова ««Блаженство рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева. Прародители человечества, наслаждающиеся райским блаженством и коварное обольщение Евы змеем искусителем в картинах В.Васнецова. «Яблоко, надкушенное Евой…» Н. Крандиевская – Толстая. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая», полная трагического драматизма, безысходного отчаяния и стыда первых людей. Неотвратимо занесенный над их головами меч как символ справедливого возмездия за грехи. 1 час

  • Легенда об Авеле и Каине. Преступление против кротости.

Я. Тинторетто - «Каин убивает Авеля», жестокость и бесчеловечность сцены убийства. В. Жуковский «Братоубийца». Как рассказано о вечном наказании Каина? В чем заключается его поучительный смысл?1 час

  • Ноев ковчег. Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Микеланджело. Фрагмент фрески «Всемирный потоп» Человек перед лицом приближающейся смерти, изображение его сильных и слабых сторон. 1 час

  • В. Верещагин «Всемирный потоп». Сопоставление фрески Микеланджело с картиной В.Верещагина «Всемирный потоп». Как удается авторам передать силу человеческих чувств и эмоций в каждом из этих произведений. Радуга – символ обещания Бога больше не истреблять человеческий род. 1 час

  • Просмотр мультфильма «Ноев ковчег. 1 час

  • Библейская легенда о Вавилонском столпотворении, ее поучительный смысл. «Вавилонская башня» П.Брейгеля – наглядной урок людской глупости, человеческой гордыне и греховной самонадеянности. С. Надсон «Вавилон». Прославление созидательного человеческого труда или дерзкое желание простых смертных возвыситься в своем величии до Бога. 1 час

  • Симон Ушаков «Святая Троица» явление Бога Аврааму в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи.- А. Лосенко « Жертвоприношение Авраама». Безвинно страдающий Исаак – покорная жертва Авраама. Поединок жестов и взглядов Авраама и небесного ангела. Изумление, скорбная решимость, ужас Авраама, вынужденного совершать этот страшный и жестокий поступок. 1 час

  • Экскурсия в Церковь живоначальной Троицы д.Никандрово. 2 часа


Старый Завет. 8 часов

  • Просмотр мультфильма о Моисеи. 1 час

  • О рождении Моисея и его чудесном спасении. Избранность Моисея Богом Сюжет «Спасение Моисея» в картине Я.Тинторетто. Драматизм и торжественность происходящего момента. Легенда о терновом кусте.

«Неопалимая купина» и ее иносказательный смысл. Божественное предсказание Моисею избавить израильский народ от страданий и горя. 1 час

  • О том, как Моисей вывел народ из Египта. А.Апухтин «Когда Израиля в пустыне враг настиг…» Ф.Бруни «Медный змий» Драматизм происходящего. Просьба Моисея о спасении израильского народа. 1 час

  • Поединок Давида и Голиафа, его глубокий и нравственный смысл.

К. Брюллов «Вирсавия» Драматичная история взаимоотношений Давида и Вирсавии. 1 час

  • Самсон, раздирающий пасть льва.

Богатырь Самсон – судья израильского народа. Необыкновенная, сверхъестественная сила Самсона, переданная в гравюре А.Дюрера

« Самсон убивает льва». Скульптурная группа М.Козловского - Самсон, раздирающий пасть льва, в большом каскаде фонтанов Петергофа. Образ могучего исполина – богатыря, смело шагнувшего навстречу разъяренному хищнику. История создания скульптурной группы, посвященной победе русских воинов в Полтавской битве.



Мудрость Царя Соломона. Притча о двух матерях. Величие и незыблемость торжествующей справедливости царя Соломона. 1 час

  • Тестирование за учебный год. 1 час

  • Экскурсия в Церковь Успения Божьей матери п. Любытино. 2 часа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения


п/п


Название тем

Кол-во часов

Тео-рия

Прак-

тика


Методиче-

ское


обеспечение

Внеклассные

мероприятия



1.

Православные праздники.

6

6

-

Книги,

журналы,


репродукции.




2.

От Рождества Христово до Воскресения (на основе новгородских икон).

20

20

-

Книги,

журналы,


репродукции.

Экскурсии.

3.

Третьяковская галерея и ее основатель П.М.Третьяков.

1

1

-

Книги,

журналы,


репродукции.




4.

Знакомство с инструментами художника.

1

1

-

Книги,

журналы,


репродукции.




5.

Понятие портрета.

3

3




Книги,

журналы,


репродукции.




6.

Понятие пейзаж

(городской, весенний, осенний). Художники: И.Шишкин, И.Левитан, И.Грабарь и т.д.



14

14

-

Книги,

журналы,


репродукции.

Экскурсии.

7.

Морской пейзаж – И.К.Айвазовский

1

1

-

Книги,

журналы,


репродукции.




8.

Натюрморт - тихая жизнь мертвых вещей (Хруцкий К.Петров-Водкин, Ю.Пименов и т.д.).

2

2

-

Книги,

журналы,


репродукции.




9.

Бытовой жанр

(К.Коровин, И.Репин).



1

1

-

Книги,

журналы,


репродукции.




10

Сказочные мотивы в искусстве

( М.Врубель, В.Васнецов).



3

3

-

Книги,

журналы,


репродукции.




11.

Тема материнской любви и нежности.

1

1

-

Книги,

журналы,


репродукции.




12

Символы воинской славы

(А.Невский, икона Георгий Победоносец, храм Покрова на Рву).



3

3

-

Книги,

журналы,


репродукции.

Игра.

13.

Графика (Надя Рушева).

1

1

-

Журналы,

репродукции.






14.

Тема любви к Родине в произведениях художников

( М.Шагал).



1

1




Журналы,

репродукции.






15.

Декоративно-прикладное искусство

( К.Фаберже).



14

1

13

Журналы,

Репродукции.



Экскурсии на выставки и обсуждение работ.




ИТОГО:

72

59

13








СОДЕРЖАНИЕ

2 год обучения

Вводное.

  • Знакомство с группой, целями и особенностями программы. Техника безопасности в помещении.

Православные праздники. 6 часов

  • Праздник матери «Рождество Богородицы» (21 сентября) Новгородская икона 1-я пол.14 в. – предание о родителях богородицы Иакиме и Анне. Особенности новгородской иконы: наличие ярких пятен, их контрастное сочетание, повествовательность, пристрастие к сюжетным подробностям.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) Новгород

Икона. Учить понимать смысл изображенного на иконе. Напоминание людям о божественном достоинстве каждого человека. «Вводится Девица в храм по ступеням…» М.Кузьмин.

  • Народные праздники – Покров (14 октября). Новгородская икона 14-15 век. Что означает этот праздник. Какие события легли в его основу? Богоматерь перед сыном своим молит о прощении всех. Множественность точек зрения, разномаштабность, разновременность, рассеянное освещение, плоскостность и отсутствие объема.

  • Храм Покрова на Нерли – образ белого лебедя в русских сказках и архитектуре. Четырехстолпная, одноглавая и трехапсидная. Динамичность и легкость форм.

  • «Благовещение». (7 апреля) Новгород Икона 12 век. Жест благословения руки архангела как безусловный и ясный знак принесенной им благодати. Величавая кротость Богоматери, принявшей «благую весть» Глубокое символическое звучание этой сцены в древнерусской иконе. « Какую книгу Ты читала…» М.Кузьмин.

  • Сравнить новгородскую икону с картиной Фра Беато Анджелико.

«Благовещение» 1450г. Поэтическая чистота настроения, восторг художника перед хрупкой красотой жизни. Изысканная гамма прозрачных тонов, радостная россыпь ярких красок. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный.
От Рождества Христово до Воскресения

(на основе новгородских икон). 20 часов

  • «Рождество Христово» Новгород. Икона. 1-я пол. 15 века. Просветленная сосредоточенность Богоматери, ее погруженность в раздумья о будущей судьбе сына. Ощущение глубокой тишины и спокойствия. – «Светало. Рассвет, как пылинки золы». Б.Пастернак. Закручивающая спираль, центральная точка, которой темное отверстие пещеры, откуда струится Свет. Рождество – благовестие всему миру.

  • «Избиение младенцев» Джотто. Кровавое злодейство, учиненное спокойным и равнодушным царем Иродом. Отчаяние матерей, пытающихся спасти своих детей.

  • Джотто «Бегство в Египет» Драматическая напряженность сцены, передача эмоционального, душевного состоянии героев и главных черт их характеров. Сдержанность эмоционального тона, строгое выражение лица Марии и ее отстраненность от сиюминутного течения жизни, напряженность Иосифа. И. Бунин « Бегство в Египет»

  • «Сретение Господне» Новгородская икона. Деталь трехчастной иконы

(15 февраля). Сретенье (слав. – «встреча») знаменует символическую встречу Ветхого и Нового Заветов. Покровенные одежды – образ символ почтения, уважения и благоговения. Одежды вишневого, темно- зеленого и охристого цветов – спокойны и неярки. И.Бродский « Сретенье», 1972г.

  • Фреска «Принесение во храм» (1304-1306) Джотто Напряженное внимание и некоторая тревога в жестах Марии говорят о скорбных переживаниях Богоматери. Сравнить с новгородской иконой. У Джотто предчувствие надвигающей опасности, переданное в напряженном внимании, тревожных жестах и скорбных переживаниях Богоматери. В

новгородской иконе молитвенное и бережное приятие младенца старцем Симеоном. Ощущение удивительной тишины, гармонии и покоя.

  • А. Иванов Биография. Как вы думаете, сколько времени художнику понадобится, чтоб написать картину? «Явление Христа народу» - что вы видите? Рассмотрите внимательно картину. Что вы видите? Обратить внимание на противопоставление - контраст нижней и верхней зон изображения. Наименьшая по масштабу фигура в картине обладает большой значительностью. Он несет с собой мир гармонию, согласие и спокойствие, олицетворение которых в картине выступает природа. О чем же картина А.Иванова? Миг душевного переворота, нравственного очищения и просветления.

  • «Крещение Господне» Новгородская икона 15 начало 16 в. Лик Спасителя, выражающий мужественное страдание. Золотое свечение иконы, придающее ей торжественный и праздничный облик.

  • И. Крамской «Христос в пустыне». Искушение Христа в пустыне дьяволом. Мучительный выбор Христом дальнейшего пути, его размышления о судьбе человечества. Драма человека, взявшего на себя ответственность за спасение души человека. «Когда Божественный бежал людских речей…» А. Фет. В. Ходасевич « Диалог».

  • Притча о блудном сыне – притча о добродетелях покаяния и прощения. Рембрандт «Возвращение блудного сына». Идея всепрощающей любви к человеку униженному и страждущему и мастерство ее художественного воплощения. В.Брюсов « Блудный сын». Какой смысл внес поэт в библейскую притчу.

  • «Страшный суд». Новгородская икона 15 век. Идея последнего,

справедливого суда и построения нового мира. Икона представляет нам все

мироздание развернутое во времени и в пространстве. Время встречается с вечностью, и человек как бы держит путь из времени в вечность. Свобода человека в том, что он волен выбирать между жизнью и смертью, между подражанием Христу и безответственным небрежением.



  • «Воскрешение Лазаря». Новгородская икона. Идея наказания,

покаяния и воскресения .Цветовая гамма; движению правой руки Христа вторит парабола горки и припавших к ногам Христа Марфы и Марии оттеняются расщепами сильно стилизованных лещадок горок, чьи диагональные линии устремляются к той же руке Христа.

  • «Вход Господень в Иерусалим». Новгородская икона. Он шел, чтобы принести Себя в жертву за людей, спасти их от смерти, победить смерть. Торжественность и красочность изображения шествия.

  • «Страстная неделя» - новгородская икона 15в. Благородство и предельная сдержанность в передаче сюжета новгородскими мастерами

  • Тайная вечеря Н.Ге Отступничество Иуды. Напряжение колорита, тревожность освещения с гигантскими тенями на полу и стенах, взволнованность собравшихся, тесное пространство комнаты, создающее атмосферу беспокойства.

  • «Выход с учениками с тайной вечери в Гефсиманском саду» Н.Ге Мучительно тревожное ощущение надвигающейся неотвратимой беды, переданное с помощью ночного пейзажа, холодного освещения лунным светом. Скорбные фигуры апостолов, погруженных в тягостное раздумье. - Взятие Христа под стражу «Поцелуй Иуды» Джотто. Высокое благородство, смирение, достоинство, мудрость Христа и низменное коварство и злоба Иуды. « Иуда» С. Надсон.

  • «Что есть истина?» Н.Ге Трагический поединок богатства, власти и сытости с духовным величием, спокойствием и гордостью. Внутренняя готовность Христа страдать и умереть за веру. «Пилат» В.Ходасевич.

  • Бичевание Христа и коронование его терновым венцом. Глубокое страдание Человека и цинизм его палачей, истязающих Христа в новгородской иконе «Страсти Христовы». Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за христианскую веру.

  • «Голгофа» Н.Ге. Душевное и физическое состояние Христа, выражающее крайнюю степень муки и отчаяния. Условность цвета, пространства и освещения.

  • «Распятие» Новгородская икона. Распятие образ великой жертвы,

искупившей грехи человечества. Величавая гармония и одухотворенная

красота в передаче Распятия. Н. Клюев «На кресте». « Снятие с креста». Новгородская икона.



  • «Жены мироносицы» - новгородская икона. Православный женский день. Любовь, Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария. Любовь - добро, любовь – единств, любовь – дружба. Все три любви

должны присутствовать в жизни человека

  • К. Фаберже - Пасхальные яйца. История с Марией Магдалиной. Символика яйца - яйцо – образ вселенной; желток – земли; белок – воздух; пленка вокруг яйца – облака.

К.Фаберже создатель шедевров ювелирного искусства, которые и сегодня

покоряют нас красотой, фантазией и технической изобретательностью. Яйцо – вечный символ жизни, начало всех начал, и праздник Пасхи – символ воскрешения и возрождения всего живого, счастливого соединялись в веренице ярких. Сказочно – нарядных, пасхальных сюрпризах.



  • Экскурсия – 4 часа.


Третьяковская галерея и ее основатель П.М.Третьяков. 1 час

  • Третьяковская галерея и ее основатель П.М.Третьяков.

Портрет П.М.Третьякова (1832-1899) работы И.Е. Репина. Изображение фасада Третьяковской галерее. Тема благородного служения идеи – создания национального музея. Миллионер – бесеребренник. Поддерживал молодых художников, покупая их картины. А вы смогли бы нажитое вами богатства употребить не для личной выгоды?
Знакомство с инструментами художника. 1 час

  • И.Фирсов (около 1733- после 1784?) «Юный живописец» - 2-я пол.1760г.

Фирсов рисует скромный рабочий быт мастерской: открытый ящик с красками у ног художника, тряпка. Для чего нужна она? Орудия труда художника: мольберт, кисти. Почему они все разного размера? Художник живописными средствами передает скромную прелесть обыденной жизни. Придумайте название картине? Какие особенности картины помогли вам назвать ее именно так?
Понятие портрета. 3 часа

  • Портрет - И. Крамской пишет портрет своей дочери Сони Крамской», «Портрет Сони Крамской», «Портрет Софьи Ивановны Крамской»- передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир девочки, девушки, через глаза. Почему? Почему художник, написав взрослую дочь, назвал ее полным именем, отчеством, что он хотел эти нам сказать?

- И.Репин «Стрекоза», - носилась, порхала, опустилась на согретую солнцем жердь; не успеешь оглянуться – уже и нет ее. Почему на картине много голубого цвета? Как характеризует название картины характер девочки?

- «Осенний букет» - девушка взрослая, печальная, много осенних красок,

много земли. А где небо? Придумайте название картине? Почему, художник

написав портрет своей дочери, назвал картину « Осенний букет»? Что он эти хотел сказать нам? Как вы думаете, почему Крамской и Репин написав портреты своих дочерей, по – разному подписали их?



  • «Автопортрет» - И. Репин в разные годы жизни

«Автопортрет» И. Репина в молодости – на темном фоне, энергичное лицо. Глаза: ясные, внимательные и лучистые, изучающиеся.

«Автопортрет» в старости Маленький старичок в старенькой шубе, шапке-ушанке сидит в своей мастерской и так жадно, так тревожно всматривается в нас. Почему?



  • «Один человек и сто разных лиц» - Портреты А.С.Пушкина, созданные О.Кипренским и В.Тропининым. Раскрытие характера А.С.Пушкина, средствами портретного искусства Какими художественными средствами создает художник образ поэта?


Понятие пейзаж (городской, весенний, осенний). 14 часов


  • «Знакомство с пейзажем» - И.И. Шишкин «Рожь» - подробно, аккуратно выписывая все, что художник видит в природе – каждый колос, каждую травинку, каждую ветку, - как бы изучая природу самым внимательным образом, художник создает свой пейзаж». Раздолье, простор, угодье, рожь… благодать. Русское богатство».Ф.А.Васильев « Оттепель» - Какое настроение вызывает этот пейзаж? К чувству бесприютности присоединяются и надежда на скорое весеннее пробуждение жизни: все уже потеплело, оттаяло в природе, мороз сдался – «Оттепель». И эти, казалось бы, противоположные чувства объединяются ощущением красоты и гармонии изображенного. И.И.Левитан «Золотая Осень»- торжественная, праздничная красота «пышного природы увяданья» (Пушкин).

  • «Чудо Георгия о змие» - новгородская икона - воин – святой. Предложить детям вспомнить, кто изображен на мелких деньгах. Кто это? Почему он является символом русского государства. Соединение мужественности и нежности в облике святого. Через икону знакомство с региональным компонентом – новгородской иконой. Значение иконы для русского человека. Вс. Рождественский « Фреска». Б.Пастернак « Ожившая фреска».

  • Изображение зимы в произведениях художников

И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»- Что вас так порадовало? Это громкая, звонкая или нежная, мягкая, легкая? А какой основной тон картины? С.Есенин « Белая береза…»

И.Грабарь «Февральская лазурь» - Какую мелодию зимы здесь услышал художник? П.И.Чайковский «Времена года. Февраль» что вам

послышалось в музыке? Доставила вам радость эта мелодия?

И.Шишкин «Зима» - О чем нам рассказал художник? Как вы думаете, почему художник написал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что покорило, удивило и порадовало его?

И.Никитин «На безлюдный простор Побелевших полей…»


  • Золотая осень в творчестве И.Левитана, В.Поленова, И. Остроухова

- И.И.Левитан «Золотая Осень»- торжественная, праздничная красота

«пышного природы увяданья» (Пушкин).

- Поленов В.Д. «Золотая осень» - Какую осень изобразил художник на этой картине? Похожа она на осень И.И.Левитана? Почему формат у картины прямоугольный, вытянутый по горизонтали? Они хотели показать большое пространство земли, на которую пришла золотая осень.

- И.С.Остроухов «Золотая осень» - Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник? Отличается ли по цвету эта картина от двух первых? Чем? Художник формат полотна взял почти квадратный, чтобы рассказать о том, как красив даже небольшой кусочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательному человеку. Почему три художника назвали свои картины одинаково?



  • Городской пейзаж В.Д. Поленов «Московский дворик»- Что изображено на картине? Опишите свое общее впечатление. Какой день выбрал художник для изображения? (Особый – торжественный, праздничный или обычный, будний?). Художник выбрал для изображения обычный будний день, предметы на картине (лопухи, сарай репейник, белье и т.д.) - самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами. Тем не менее, картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворенностью, создает ощущение тихого праздника.

- Ю.И.Пименов «Новая Москва» Что нас поразило в этой картине? Все в движении. Прошел дождь. Улица, омытая быстрым летним ливнем, сверкает, светится. Серебристый воздух пахнет влагой, свежестью.

Сравните две картины, что у них есть общего, а чем они разные?



  • И.Левитан – «Сказка о грустном художнике» - учить детей на примере биографии художника преодолевать жизненные трудности, добиваться поставленной цели.

- «Сумерки. Стога» - тишина ночи, серебристая луна. Все наполнено покоем и тожественной тишиной.

- «Владимирка» - длинная полоса дороги белеющей полоской убегает среди перелеска в синюю даль. Вдали виднеются фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорит о давно забытой старине. Чувство щемящей тоски возникает, глядя на эту дорогу, и

воображение создает картины людской скорби, слышится звон цепей.

Приглушенные краски серого сумрачного дня. И.И. Левитан подарил эту

картину П.М.Третьякову для галерее. А.К.Толстой «Колодники»

- «Над вечным покоем» - Три стихии – земля, вода и небо – охватываются

разом, одним взглядом, они изображены обобщенно, большими, четко очерченными массами. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. К.Бальмонт» есть в русской природе усталая нежность…»


  • И.И.Шишкин - биография. «Рожь» - подробно, аккуратно выписывая все, что художник видит в природе – каждый колос, каждую травинку, каждую ветку, как бы изучая природу самым внимательным образом, художник создает свой пейзаж». Раздолье, простор, угодье, рожь… благодать. Русское богатство».

- «Утро в сосновом лесу» - тема торжества жизни. Медведи – «хозяева леса», герои народных сказок, забавные и притягательные. Почему художник выбрал именно такую глушь? Какие чувства вызывает у людей раннее, солнечное утро в лесу? Какие цвета преобладают в картине?

  • Тема материнской любви и нежности - Икона «Владимирской Богоматери» - всепросветляющая гармония, Умиление Вытянутой по вертикали форме доски, на которой написана темперными красками икона, соответствуют и удлиненные пропорции фигур матери и сына. Идеал одухотворенной красоты (огромные глаза, удлиненный тонкий нос, маленький рот). В больших печальных глазах богоматери воплотилась самая возвышенная и истинная святость материнской любви.

- К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна» - изображена молодая петроградская работница с ребенком у груди. За ее плечами город с группами рабочих на мостовой с листовками, наклеенными на стенах. Этому обновленному миру принадлежит и сама худощавая строгая мать, и ему же она отдает, словно посвящает, своего сына. Контраст фигуры на первом плане и картины города и маленьких фигур – на втором. Почему так написал художник.

- М.С.Савицкий «Партизанская мадонна» - противопоставление с одной стороны, сурового фона – зловеще , сумрачного неба, опаленной кроваво-огненными отсветами земли с фигурами вооруженных людей, согбенных крестьянок – и с другой «возносящегося» над всем этим образа матери – олицетворения идеального начала, гуманных жизненных сил. М.Ю.Лермонтов «Молитва».



  • Экскурсия 2 часа.

  • И.Айвазовский – биография художника пример того, что благодаря

труду, мальчик из бедной семьи стал богатым и знаменитым. Морские пейзажи (марины) с кораблекрушениями, скалами, прозрачными, как стекло, волнами с зелеными, серыми и синими жилками пены на них, грозовыми облаками не кого не оставляют равнодушными.

  • Натюрморт – тихая жизнь. Знакомство с одним из жанров станковой живописи – натюрмортом. Подвести к пониманию того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры, а в умении показать

простых предметов.

- И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды» - что мы изображено на картине? Какое время года? Присутствует ли человек? Какие краски использует художник?

- Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»- О чем эта картина? Попробуйте придумать название картине? Какая загадка есть в этой картине?

- И.Э. Грабарь «Неприбранный стол»- Что мы изображено на картине? Какое время года? Почему художник так назвал свою картину? Мы можем сказать, что это натюрморт, а не пейзаж? Какие краски использовал художник для написания этого натюрморта?



  • К.Петров – Водкин « Утренний завтрак. 1918г.»- что изображено на картине? Почему у собаки грустные глаза? Придумайте название картине? Это натюрморт или портрет? Какими красками пишет художник?

- Ю.Пименов «Завтрак»- Что мы, видим изображено на картине? Какие краски использует художник? Почему? Что хотел сказать нам художник этим натюрмортом? Сравните натюрморт Ю.Пименова с натюрмортом К.Петрова- Водкина. О чем они нам поведали?

  • Бытовой жанр – К.Коровин «За чайным столом» Что, мы видим изображено на картине? Какое время года? Чем заняты люди? Какими красками пишет художник людей? Почему именно такими? Тихая прелесть обыденной жизни.

- И.Грабарь « Неприбранный стол» - вам уже знакома эта картина Это бытовой жанр или натюрморт? Попробуйте найти в этих картинах общие черты и то, что делает их не похожими друг на друга?

  • Экскурсия на выставку детского творчества – 2 часа.

  • Сказочная страна В.Васнецова – биография - Что бы вы сделали, если бы у вас не было денег на учебу?

- «Ковер – самолет» - обратить внимание на цветовую гамму картины. Куда летит царевич? Почему вы думаете, что он летит? Ковер – самолет

является прообразом чего? Кто помогает царевичу? Какими, средствами художник показал полет царевича? Какие краски использовал художник

для характеристики героя?

- «Иван – царевич на Сером Волке» - Каково общее впечатление от картины? Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? Найдите на картине детали,

указывающие на то, что герои скачут? Почему слово «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавной буквы?


  • «Аленушка» - поэзия скорби и одиночества. Почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины? В какой позе изобразил ее художник? В какое время года происходит действие? Почему художник выбрал именно это время года? Можно ли назвать эту работу художника иллюстрацией к сказке? «Три богатыря» - охраняют рубежи родины. Что вы видите? Какие они?

Почему линия горизонта в картине сверху? Какими средствами художник характеризует своих героев? Обратить внимание на психологические детали, которые показывают, какие они разные (гусли у Алеши Поповича, Меч - кладенец у Добрыни Никитича, какая упряжь у богатырей). Они разные, но у них одна общая цель – зашита Родины.

  • М.А.Врубель – биография.

- «Девочка на фоне персидского ковра» - Что изображено на картине? Девочка, какая? О чем это картина? Краски, какие? Это веселая или печальная картина? Почему?

- «Царевна – лебедь» - фантастический реализм. Кто главный герой картины? Какая она? Почему художник использует холодные краски для характеристики героини. Сравнение ее с героиней сказки А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане…» Почему у Врубеля она царевна печали, царевна - обида?


  • Весенние мотивы в живописи. И.Левитан «Март» - пробуждение весны, свежий и влажный воздух, насыщенный дыханием пригретой земли, весеннее солнце, отбрасывающее от предметов синие тени, на потемневшем ноздреватом снегу. Распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, вздрагивает лошаденка, запряженная в низкие сани-волокуши.

- К.Коровин «Март» - В пейзаже «должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». Будничный, привычный мотив – лошаденка, около бревенчатого сарая - преображается ярким и интенсивным переживанием художника. Художник не описывает жизнь. А творит цельный образ ее, увиденный и возникшей в цвете, свете. Во всей его жизненной трепетности.

- И.Левитан «Весна. Большая вода» - А.С.Пушкин «Гонимы вешними

лучами…» Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? Как бы вы назвали эту картину?


Околица»- Как вы думаете, о чем эта картина? Где находится линия горизонта? М И. Никитин «Люблю я этот час».

- А.Рылов «Закат» - что вы чувствуете, глядя на эту картину? Какие краски? А.Фет « гаснет вечер, скрылось солнце…»

- В.Суриков «Вид памятника Петру 1» - Что это? Какие краски нам помогли это узнать? А что нам говорит о том, что это зимняя ночь?


  • А.Куинджи - биография художника - пример исполнения мечты

- «Вечер на Украине»- призрачный лунный свет…Контраст глубоких теней и напряженность света создают особую чуткую тишину и торжественность ночи. Молчаливые стражи – тополя.

«Лунная ночь на Днепре» - «напоена светом воздухом, река совершает величественное свое течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое» И.Н. Крамской. Гоголь «Тиха украинская ночь»

- « Днепр утром» - спокойная величавость наступающего утра.


  • П.Корин «Триптих «Александр Невский» - воспеты люди Древней Руси – воины, старики, женщины, воспета ее суровая и поэтичная природа. Фигура князя вписана живописцем в узкий вертикальный холст, что придает облику Александра величественность и монументальность. Какая роль в полотне отведена пейзажу родной земли. Каков характер цветового решения картины?

  • Храм Покрова Святой Богородицы на Рву (Василия Блаженного)– символ русского воинства. Фантастический, сказочный каменный цветок расцвел на Красной площади – «на рву», у Спасских ворот. Д. Кедрин

«Зодчие».

  • Роль цвета в пейзажной живописи. «Зима» И.Шишкин , «Московский дворик» В.Поленова, «Пейзаж в Островском» Н.Ромадин – краски передают ощущение холода и тепла, звонкости, громкости или мягкости, нежности, разлитой в природе.

- «Закат» А.Рыков, «Вид памятника Петру 1» В.Суриков, «Полдень. В окрестностях Москвы» И.Шишкин – с помощью цвета и его сочетаний художник может передать время суток.

- «Зеленый шум А.Рылов, «Мокрый луг» Ф.Васильева, «Сказка инея и восходящего солнца И.Грабаря – состояние погоды



  • О чем нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине. В голубом просторе А.Рылова, «Грачи прилетели» А.Саврасов, «Золотая осень И.Остроухова «Золотая осень В.Поленова – дать представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающим передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем плане

(линейная перспектива).

  • Почему художник выбирает для своей картины определенный формат полотна: вертикальный или горизонтальный прямоугольник, квадрат. Формат картины имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувствования и переживания. «Февральская лазурь» И.Грабарь. «Грачи прилетели» А.Саврасов. «Осенний день. Сокольники» И.Левитан. «Лесные дали» И.Шишкин. «Гималаи» Н.Рерих, «Золотая осень» В.Поленова

- «Рябинка» И.Грабарь.

  • М.Шагал – пример любви к своей малой Родине.

- «Над городом» - мечтательно романтическая композиция. Ощущением счастливой душевной полноты, красоты и безграничности любовного чувства пронизана вся изображенная сцена.

- «Розовые влюбленные» - чувство любви предстает в изумительном, дивном, живописном обличье. Любовь в картине имеет цвет и свет, а не фабулу, на воссоздана поэзий красок.



  • Графика Н. Рушевой – А.С.Пушкин и его Муза в творчестве художницы, в сопровождении поэзии поэта. Античная мифология.

  • Экскурсия 2 часа.

  • Изготовление бутафорских изделий.

  • Пошив костюмов.

  • Пошив костюмов.

  • Генеральная репетиция.

  • Выпуск спектакля. – 2 часа.


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Формы и методы обучения:

Методика работы по программе позволяет творчески подходить к вопросам образования, открывает широкий простор для инновационной деятельности. Для организации работы в учебном процессе используются как традиционные методы обучения:

- беседа;

- наглядно-иллюстративный;

- видео;

- экскурсия;

так и нетрадиционные;

- путешествия.



Формы и методы оценки результатов:

В программе обучения используются следующие формы контроля:

-наблюдение

-промежуточная (декабрь, май) викторина, тесты;

- итоговая аттестация (май) итоговое занятие.

Материальное обеспечение программы:

- учебное помещение;

- компьютер;

- видеоряд, включающий иллюстрации к мифам;

- репродукции картин художников;

- музыкальное сопровождение, создающее определенное настроение у детей.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Роберт Грейвс «Мифы Древней Греции», Москва, 2001 г, 497 стр

2. Марина Владимировна Губарева, Андрей Юрьевич Низовский, «100 великих храмов», Москва, 2002 г, 195стр.

3. Надежда Ионина, «100 ВЕЛИКИХ КАРТИН», 2002 г, 218 стр.


4. Жак Ле Гофф «ГЕРОИ И ЧУДЕСА СРЕДНИХ ВЕКОВ», 2001 г, 76 стр.


  • 1.Роберт Грейвс «Мифы Древней Греции», Москва, 2001 г, 497 стр
  • 3. Надежда Ионина, «100 ВЕЛИКИХ КАРТИН», 2002 г, 218 стр.