Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским)




Скачать 442.15 Kb.
Дата15.05.2017
Размер442.15 Kb.
ТипЗадача
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики и Программы по литературе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М. Г. Ахметзянова, выпущенный издательством «Магариф» в 2009 году, базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год МБОУ «Акбуринская СОШ» Новошешминского муниципального района РТ.

Задача курса – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке. Научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Цель преподавания русской литературы в татарской школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Общими показателями достижения цели литературного образования являются:

- складывающиеся читательские интересы;

- глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок);

- уровень овладения знаниями о литературе (умение применять их в анализе и оценке художественных произведений);

- качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Структура и содержание программы

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, литературы народов России, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям.

Виды контроля:

-промежуточный пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопросы, анализ эпизода, комментирование. Характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый: тест, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические задания, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, роды литературы: эпос, лирика,

Жанры литературы: былина,баллада, литературная сказка, стихотворения и прозаическая речь; ритм, рифма, звукопись, аллитерация, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения.



Ученик должен уметь:

-выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы.

- отличать стихи от прозы.

Учебное и учебно - методическое обеспечение по литературе:

Для учашихся:


  1. Русская литература. Учебник-хрестоматия для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Под редакцией М. Г. Ахметзянова. Казань. Издательство «Магариф», 2006.

  2. Русский фольклорный словарь-справочник /составитель Т. В. Зуева. –М.: Просвещение, 2005

  3. Русско-татарский словарь в 4-х томах. Казань. «Магариф», 2002

Для учителя:

  1. Русская литература. Учебник-хрестоматия для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. /под редакцией М. Г. Ахметзянова/. Казань. Издательство «Магариф», 2006

  2. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика: Книга для учителя .-М: Просвещение, 2008

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы. М.: Дрофа, 2006

  4. Коровина В.Я, Збарский И. С. Литература: методические советы: 6 класс – М: Просвещение, 2006.


Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса », который полностью соответствует стандарту. Учащиеся,оканчивая 6 класс, должны знать и уметь при­менять на практике такие понятия, связанные с литературным жанром.как былина,баллада. литературная сказка, стихотворения и прозаическая речь; ритм, рифма, звукопись, аллитерация, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения; постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, роды литературы: эпос, лирика.



Как читатель шеститиклассник должен понимать роль важ­нейших эпизодов в развитии темы произведения, уметь харак­теризовать героев произведения, выявлять авторское отношение к изображаемому, опреде­лять принадлежность произведения к литературным родам и жанрам, выразительно читать, пересказывать содержание про­читанного, писать сочинения и отзывы о прочитанных книгах.

Учебно-тематический план

Введение 1 час

Мифы древних славян 1 час

Устное народное творчество. Былины 2 часа

Древнерусская литература 1 час

И. А. Крылов 4 часа

А.С. Пушкин 6 часов

М. Ю. Лермонтов 4 часа

Н. В. Гоголь 4 часа

И. С. Тургенев 4 часа

Н.А. Некрасов 2 часа

Русские поэты 19 века 2 час

Л.Н. Толстой 2 часа

А. П. Чехов 2 часа

И. А. Бунин 3 часа

А. И. Куприн 2 час

К. Д. Бальмонт 1 час

В.Я. Брюсов 1 час

А. А. Ахматова 1 час

Б.Л. Пастернак 1 час

К.Кулиев 1час

Л. Н. Андреев 2 часа

М. М. Зощенко 1 час

М.М. Пришвин 4 часа

Ю.П. Казаков 1 час

Н. А. Заболоцкий 1 час

А. Т. Твардовский 1 час

А. П. Платонов 3 часа

Е. И. Носов 1 час

Н. М. Рубцов 1 час

В. Г. Распутин 2 часа +1 вн. кл.

Гомер 1 час

Д. Дефо 1 часа

Марк Твен 2 часа

Р.Бернс 1час

Э.Гофман 1час

Д.Лондон 1 час

Развитие речи 1 час

Всего 70 часов

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Значение художественной литературы в жизни человека. Рабо­та ученика с художественным текстом на страницах учебника.



Мифы древних славян (1 ч.)

Миф о Солнце. Народный миф о солнце. Вечная борьба между светлыми и темными силами за власть над миром. Пред­ставления древних славян о явлениях природы (обожествление и очеловечивание природы).

Теория литературы. Миф. Виды мифов.

Устное народное творчество. Былины (2 ч.)

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. Микула Селянинович, его доброта, физическая сила, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоин­ства. Князь Вольга Святославович. Построение былины: зачин, повторы, концовка. Выразительность языка. Близость былины к русским народным сказкам. Мотивы русских былин в твор­честве В. Васнецова, И. Репина, Н. Рериха.



Для обсуждения:

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. Художественное своеобразие былины.



Древнерусская литература. Русская летопись (1ч.)

Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня».

Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством, отражение подлинных исторических событий и народных идеалов.

Теория литературы. Жанр древнерусского сказания.

Русская литература XIX века (30 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Биография баснописца. Басни «Лебедь, щука и рак»,«Квартет», «Волк и ягнёнок», «Осел и Соловей».

Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости. Близость языка басни к разговорной речи. Басни Крылова в иллюстрациях художников и мультфильмах.



Теория литературы. Басня.

Для внеклассного чтения:

И. А. Крылов. «Волк на псарне», «Кот и повар», «Свинья под дубом».



Александр Сергеевич Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

«Песнь о вещем Олеге». Народно-поэтический колорит стихотворения. Летописный источник «Песни...». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древ­ней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.

Проза. Повесть «Метель». Живописность повествования. Особеннос­ти построения повести. Марья Гавриловна и Бурмин, авторское отношение к ним.

Кинофильм «Метель». Музыка Г. В. Свиридова к кино­фильму.

Для обсуждения:

Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в построении повести. Романтические мотивы в по­вести.

Теория литературы. Тема и идея произведения.

Для внеклассного чтения:

А. С. Пушкин. «Выстрел».


Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «Тучи», «На севере диком...», «Горные вершины...». Своеобразие лири­ческих пейзажей Лермонтова. Единение человека и природы, чувство одиночества. Приемы сравнения и олицетворения, положенные в основу стихотворений.

«Утес», «Листок». Выражение чувства одиночества через олицетворение природы.

Теория литературы. Антитеза. Олицетворение.

Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Ночь перед Рождеством» (в сокращении). Интерес писателя к укра­инским песням, преданиям. Кузнец Вакула и его невеста Ок­сана, симпатии писателя к этим героям повести. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей». Поэтизация кар­тин народной жизни. Юмор и сатира в повести. Фантастика народных сказок.

Теория литературы. Юмор. Сатира.

Для внеклассного чтения:

Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».



Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе, миру. Психологизм писателя в раскрытии характеров пер­сонажей. Любовь писателя к крестьянским детям. Пейзаж в рассказе. Рассказ Тургенева в иллюстрациях художников.

Теория литературы. Пейзаж в литературном произведении. Портрет героя литературного произведения.

Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Крестьян­ские дети» (в сокращении). Крестьянские дети и природа. Свое­образие художественных приемов поэта в пейзажной зарисовке. Особенность эмоционального настроения, интонаций, ритма, языка произведения.

Стихотворения Некрасова в иллюстрациях художников.

Русские поэты XIX века о родной природе

Федор Иванович Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», « Весенняя гроза », «Чародейкою-Зимою...».

Иван Саввич Никитин. «Встреча зимы».

Аполлон Николаевич Майков. «Пейзаж».

Афанасий Афанасьевич Фет. «Уж верба вся пушистая...», «Что за вечер! А ручей...».

Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисовках времен года. Своеобразие каждого времени года. Выраже­ние любви к родине.



Теория литературы. Метафора.

Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»). Изображение партизанской войны. Петя Ростов в партизанском отряде. Сме­лость, доброта, решительность, наивность и непрактичность люби­мого героя Толстого — Пети Ростова. Его первый бой и смерть.

Теория литературы. Портрет литературного героя.

Антон Павлович Чехов. Биография писателя.

«Смерть чиновника». Комизм бытовых ситуаций в рассказе. Критика рабской психологии запуганного человека. «Говоря­щие» фамилии в рассказе.

«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рас­сказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их ха­рактеристики.

Теория литературы. Развитие понятия портрета литера­турного героя.

Русская литература XX века(27 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Проза.

«Лапти». Сюжет рассказа. Мрачная обстановка хуторской избы. Работник Нефед, его доброта. Гуманизм рассказа.

Для обсуждения:

«Танька». Русская деревня конца XIX века. Танька, ее трудное, безрадостное детство. Размышления Павла Антоныча о будущем девочки. Гуманистические мотивы в рассказе.

Лирика. «Полевые цветы», «Родина». Тонкий лиризм пейзажной ли­рики поэта, философичность и лаконизм поэтической мысли.



Теория литературы. Жанр рассказа.

Александр Иванович Куприн. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Чудесный доктор». Картины нищеты в рассказе. Доброта и благородство души профессора Пирогова. Милосердие и по­мощь людям как главные цели врача. Гуманистический пафос рассказа.

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Осень» («Поспевает брусника...»), «Золотая рыбка».

Валерий Яковлевич Брюсов. «Вечером в дороге».

Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. Лирика.

«Музыка» — стихотворение, посвященное Д. Шостаковичу. Творчество в жизни поэта. Ахматова и Шостакович. Звукооб­разы в ахматовской поэзии. Философские размышления поэта о силе искусства.

«Перед весной бывают дни такие...». Выразительность сти­хотворной речи.


Борис Леонидович Пастернак. Биография писателя. «Июль», «Золотая осень».

Поэтические картины родной природы. Воздействие красоты природы на внутренний мир человека. Философское осмысление жизни. Образность и выразительность стихотворной речи



Из литературы народов России (обзор)

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов
Леонид Николаевич Андреев. Биография писателя. «Петька на даче». Мир богатых и бедняков в рассказе. Контраст как сред­ство выражения отношения автора к героям произведения.

Для обсуждения: «Кусака». Гуманистический смысл рассказа. Роль пейзажа в рассказе.

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Галоша», «Встреча» — сатира на бюрократов и мещан. Просторечная лексика и ее роль в рассказах. Авторская пози­ция в рассказах.

Теория литературы. Сатира, юмор.

Для внеклассного чтения:

«Монтер».



Михаил Михайлович Пришвин. Биография писателя. «Кла­довая солнца» (сказка-быль. В сокращении). Дружба и взаи­мопомощь людей. Приключения Насти и Митраши. История Травки. Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей.

Для внеклассного чтения:

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик», «Лесная капель».



Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оле­ньи рога». Сказочный мир троллей и мир природы в рассказе. Выздоровление героини и пробуждение природы. Мир взрослых и одиночество героини. Сон и явь в рассказе.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Некра­сивая девочка», «Лебедь в зоопарке», «Не позволяй душе лениться».

Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях. Прославление духовной красоты и высоких человеческих чувств. Отражение душевного склада и судьбы в человеческой внешности. Любовь поэта к родной природе.



Стихотворения о войне

Александр Трифонович Твардовский. «Две строчки », «В час мира».

Давид Самойлович Самойлов «Сороковые».

ЕвгенийАлександрович Евтушенко «Мёд».

Константин Михайлович Симонов. «Майор привез маль­чишку на лафете».

Война и дети — трагическая и героическая тема произведе­ний о Великой Отечественной войне.


Андрей Платонович Платонов. Автобиография писателя. «Корова». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Авторское отношение к нему. Тема детства в рассказе.
Для обсуждения:

Рассказ «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания.


Евгений Иванович Носов. Биография писателя. «Белый гусь». Рассказы писателя о природе. Белый гусь и гусята. Мастерство писателя в изображении грозы. Гуманистический пафос рассказа. Живость языка.
Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «В горнице», «Ночь на родине». Безграничная любовь поэта к родине. Выразительность стихотворной речи.
Валентин Григорьевич Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» (в сокращении). Сибирское село военного време­ни. Нравственная стойкость юного героя, чувство собственного достоинства. Жажда знаний. Душевная щедрость учительницы. Смысл названия рассказа.

Телефильм «Уроки французского».



Для внеклассного чтения:

Ю. В. Бондарев. «Простите нас!»



Зарубежная литература (8 ч.)
Героический эпос в мировой литературе.

Гомер. Слово о писателе. «Илиада», «Одиссея

Даниэль Дефо. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Робинзон Крузо» (главы). Гимн человеческому труду и мужеству. Робинзон Крузо и Пятница.

Кинофильм «Робинзон Крузо».



Марк Твен. Слово о писателе. Глубокое знание писателем детской психологии, тонкий юмор в романе. Изображение жиз­ни провинциального городка и приключений друзей. Дружба Тома и Гека, благородство и мужество мальчиков.

Для обсуждения:

«Приключения Тома Сойера» (главы).

Кинофильм «Приключения Тома Сойера».



Р.Бернс. Слово о писателе. Стихотворение «Честная бедность»

Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Рассказ «Крошка Цахес»

Д.Лондон «Белый клык»




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид деятельности учащихся


Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведе-ния

План

факт

Введение (1 ч.)

1

Введение. Значение русской литературы в жизни человека.

1

Элементы беседы

Групповая, индивидуальная

Выявить чи-тательские

интересы


Знать: литература как особая форма познания действитель-ности; автор и герой в литературном произведении

04.09

04.09

Мифы древних славян (1 ч.)

2

Мифы. Мифы древних славян. «Миф о солнце»

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуальная, коллективная

Работа по вопро­сам

Знать: понятие мифа; содержание некоторых мифов; имена и функции славянских богов, уметь: вы-полнять художественный пересказ эпизодов

06.09

06.09

Устное народное творчество. Былины (2 ч.)

3

Устное народное творчество. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1

Урок – знакомство

Индивидуальная групповая

Работа по вопро­сам

Знать: понятие былины; Уметь: выразительно читать, обращая внимание на зачин, повторы и концовку

11.09

11.09

4

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1

Урок – обсуждение

Групповая

Работа по вопро­сам

Уметь: находить в былинах гиперболы, эпитеты

13.09

13.09

Древнерусская литература(1 ч.)

5

Древнерусская литера-ура. Фрагменты из «Повести временных лет». «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня».

1

Урок – знакомство,

Индивидуальная коллективная

Раскрыть смысл сказания

Знать: жанры древнегреческой литературы; летопись. Уметь: характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет»

18.09

18.09

Литература 19 века(30 ч.)

6

И.А.Крылов. Биография. Басни «Лебедь, Щу к а и Рак». Язык басни

1

Урок – обсуждение

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение басен

Знать: жанровые признаки басен, понимать аллегорию

Уметь: определять мораль; выразительно читать басни



20.09

20.09

7

Басни «Квартет», «Волк и Ягнёнок». «Осёл и Соловей». Особенности басен

1

Урок – обсуждение

Индивидуальная, коллективная

Чтение ба- сен наизусть

Уметь: определять мораль; выразительно читать басни

25.09

25.09

8

Урок внеклассного чтения. Жанр басни в мировой литературе.

1

Урок – КВН

Групповая, индивидуальная

Чтение басен наизусть

Уметь: определять мораль; выразительно читать басни

27.09

27.09

9

Р.р. Конкурс на лучшего чтеца, инсценирование

1

Урок развития речи.

Индивидуальная, групповая

Инсцениро-вать басни, нарисовать иллюстрации, для жела-ющих -сочи­нить басню

Знать: основные этапы жизни и творчества Пушкина, мотивы лирики поэта; жанр послания; вольнолюбивый характер стихотворения


02.10

27.09

10

А.С.Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика. «Узник»

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуальная, коллективная

Вырази-тельное чтение стих-ия




04.10

02.10

11

«Песнь о вещем Олеге». Обращение к древнерусским преданиям.

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуальная

Выучить наизусть

Знать: историческую основу стихотворения; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

09.10

04.10

12

Повесть «Метель». Особен­ности построения повести.

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуаль-ная,групповая

Вырази-тельное чтение диалога кудесника с Олегом

Знать: особенности построения текста; уметь: выявлять авторское отношение к героям

11.10

09.10

13

Образ Марьи Гавриловны и Владимира

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуальная

Портрет-ное описание героев

Знать: содержание понятия «образ»;

Уметь: выделять воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному.



16.10

11.10

14

«Барышня-крестьянка». Романтические мотивы в повести

1

Совершенствование умений и навыков, комментированное чтение

Индивидуальная, коллективная

Устное сочинение на тему: «Что такое счастье»

Знать: понятие «тема» и «идея»; выделять смысловые части художественного текста

18.10

16.10

15

Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин « Выстрел »

1

Урок-беседа

Индивидуальная, групповая

Составить цитат­ный план

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному

23.10

18.10

16

М.Ю.Лермонтов. Биография поэта. «Тучи». «Горные вершины». Тема стихотворений

1

Словесный (слово учителя, беседа), практический (анализ стихов)

Коллективная , индивидуальная

Анализ стихотворения

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя

25.10

23.10

17

Единство человека и природы, чувство одиночества «На севере диком» и др.

1

Словесный (слово учителя, беседа), практический (анализ стихов)

Индивидуальная, коллективная

Анализ стихот-ворения

Уметь: выявлять пушкинские традиции в пейзажной лирике Лермонтова

30.10

30.10

18

Образ тучки и утёса в стих. «Утёс»

1

Словесный (слово учителя, беседа), практический (анализ стиха)

Индивидуальная, групповая

Составить диалог туч, поэта

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

01.11

01.11

19

«Листок». Выражение чувства одиночества через олицетворения природы.

1

Словесный (слово учителя, беседа), практический

Индивидуальная групповая

Выразитель-ное чтение, диалог утёса и тучки

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст,

13.11

01.11

20

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к украинским преданиям.

1

Совершенствование навыков пересказа

Коллективная,

Групповая



Игра «Угадай ге­роя по фра-зе», чтение по ролям

Знать: о нежинском периоде жизни писатель; понятие «олицетворение»

15.11

13.11

21

Повесть «Ночь перед Рождеством» Юмор и сатира в повести

1

Совершенствование навыков пересказа

Индивидуальная, коллективная

Анализ эпизодов

Уметь: характеризовать композицию, язык, стиль произведения; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов

Знать: понятие «юмор»



20.11

15.11

22

Урок внеклассного чтения Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

1

Сообщения учащихся, работа с эпизодом

Индивидуальная

Мини-сочинение: «Мой любимый герой»

Уметь: выполнять анализ фрагментов произведения

22.11

20.11

23

Р.р.Сопоставительный ана-лиз произведений, образов.

1

Урок развития речи.

Индивидуальная, коллективная

Сопоставитель­ный анализ

Уметь: сопоставлять произведения и образы

27.11

22.11

24

И.С.Тургенев. Слово о писателе.

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуальная, коллективная

Составление плана

Знать: этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет»; понимать роль портрета и пейзажа в рассказе

29.11

27.11

25

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

Урок-изучение с элементами беседы

Коллективная

Коллективное

обсуждение

содержания


Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа

04.12

29.11

26

Народные поверья в рассказе

1




Групповая , коллективная

Коллективное обсуждение

Уметь: находить народное творчество

06.12

4.12

27

Р.р. Выразительное чтение пейзажных зарисовок, характеристика героев.

1

Урок развития речи.

Индивидуальная, коллективная

Составлять

характеристику

героев


Уметь: работать с пейзажными зарисовками, охарактеризовать героя

11.12

6.12

28

Н.А.Некрасов. Детство поэта. «Крестьянские дети»

1

Совершенствование навыков выразительного чтения

Индивидуальная, коллективная

Выучить наизусть

Уметь: охарактеризовать особенности поэтики Некрасова;художественные особенности стихотворения; характеризовать стилистические средства

13.12

11.12

29

«Крестьянские дети».Тяжёлая участь крестьянских детей.

1

Совершен-ствование

навыков


выразительного

чтения


Индивидуальная, коллективная

Анализ стихотворения

Уметь: выявлять эмоциональный настрой стихотворения; анализировать текст

18.12

13.12

30

Русские поэты 19 века о родной природе.

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…», «Весенняя гроза», «Чародейкою-Зимою...».

А.А.Фет. «Уж верба вся пушистая», «Что за вечер! А ручей…», «Вечер».

Иван Саввич Никитин. «Встреча зимы».

Аполлон Николаевич Майков. «Пейзаж».


1

Урок-конкурс на лучшего чтеца

Индивидуальная

Выучить наизусть (по выбору)

Владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)

20.12

18.12

31

Р.р. Сочинение на тему: «Мое любимое время года» или составление рассказа «Мой любимый уголок природы»

1

Творческая самостоятельная работа

Индивидуальная, коллективная,

Групповая



Сочинение или рассказ

Овладеть навыками написания сочинения-миниатюры

25.12

20.12

32

Л.Н.Толстой - великий русский писатель. Отрывок «Петя Ростов»

1

Урок-изучение с элементами беседы

Групповая

Обсуждение содержания

Знать: содержание отрывка; уметь работать над портретом главного героя

27.12

25.12

33

Смелость,доброта, непрактичность героя - Пети Ростова.

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуальная

Сочинение на тему «Каким я представляю Петю»

Уметь: самостоятельно делать выводы

15.01

27.12

34

А.П.Чехов. Биография писателя.Рассказы Чехова. .«Смерть чиновника».


1

Урок-изучение с элементами беседы

Групповая

Составление плана

Уметь: составлять план, пересказывать по плану, наблюдать за языком персонажей

17.01

15.01

35

«Хирургия». Юмор в рассказах.

1

Художественный пе­ресказ самостоятельно прочитанных рассказов

Индивидуальная, групповая

Чтение по ролям, инсценирова-ние

Знать: отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова

22.01

17.01

Литература 20 века (28ч.)

36

И,А.Бунин. Слово о писателе. Проза. «Танька». Русская деревня конца 19 века.

1

Урок-обсуждение

Индивидуальная, коллективная

Коллективное

обсуждение

содержания


Уметь: выделять смысловые части художественного произведения, кратко передавать содержание текста

24.01

22.01

37

«Лапти». Гуманизм рассказа.

1

Урок-изучение с элементами беседы

Индивидуальная, коллективная

Коллективное

обсуждение

содержания


Знать: содержание понятия «деталь произведения», самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, показывать и точность художественной детали в прозе Бунина

29.01

24.01

38

Лирика. «Полевые цветы». «Родина». Тема стихотворений

1

Словесный (слово учителя, беседа), практический (анализ стихов)

Индивидуальная, коллективная.

Выразительное чтение

Уметь: анализировать поэтический текст, определять тему и основную мысль

31.01

29.01

39

А..И.Куприн. Слово о писателе.«Чудесный доктор».

1

Беседа с элементами анализа эпизодов

Индивидуальная

Подробный пересказ содержания рассказа

Знать: содержание текста;

Уметь: характеризовать сюжетную линию рассказа



05.02

31.01

40

Р.р. Составление цитатного плана

1

Урок развития речи

Групповая, индивидуальная

Цитатный план. Беседа о мило­сердии

Уметь: составлять цитатный план произведения и пересказывать по нему

07.02

05.02

41

К.Д.Бальмонт. «Осень». «Золотая рыбка».

Анализ стихотворений



1

Совершенствование навыков выразительного чтения

Индивидуальная, коллективная

Выучить наизусть (по выбору)

Владеть:


навыками анализа поэтического произведения, определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворении.

Уметь: находить в лирическом произведении поэтические образы



12.02

07.02

42

В.Я.Брюсов. «Вечером в дороге». Сочинение –миниатюра на тему: «Уголок родной природы».

1

Совершенствование навыков выразительного чтения

Индивидуальная, групповая

Сочинение-миниатюра на тему «Уголок родной природы»

14.02

12.02

43


А.А.Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Музыка», «Перед весной бывают дни такие...».

Б.Л.Пастернак. Биография поэта. Лирика. «Июль», «Золотая осень».


1


Словесный (слово учителя, беседа), практический (анализ стихов)



Индивидуальная, коллективная



Выразитель-ное чтение



19.02

14.02



Из литературы народов России (обзор)

44

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.

1

Словесный (слово учителя, беседа), практический (анализ стихов.

Групповая, индивидуальная.

Выразитель-ное чтение.

Владеть:

навыками анализа поэтического произведения. Уметь: выявлять общечеловеческое и национальное в литературе разных народов




21.02

19.02


45

Л.Н.Андреев. Биография писателя. «Петька на даче». Мир богатых и бедных в рассказе.

1

Урок-обсуждение

Индивидуальная, коллективная

Коллективное

обсуждение

содержания


Знать: сведения из биографии писателя. Уметь: выявлять авторское отношение к героям и их судьбе.

26.02

21.02

46

«Кусака». Гуманистический смысл рассказа.

1

Беседа с элементами анализа эпизодов

Индивидуальная, коллективная

Беседа о мило­сердии

Уметь: анализировать содержание рассказа; выявить роль пейзажа и гуманистический смысл

28.02

26.02

47

М.М.Зощенко. «Галоша», «Встреча» - сатира на бюрократов.

1

Урок-обсуждение

Индивидуальная, коллективная, групповая

Диалог одинокой галоши и комода

Уметь: выявлять авторский сатирический смех

05.03

28.02

48

М. М.Пришвин. Биография писателя. «Кладовая солнца». Дружба и взаимопомощь людей.

1

Беседа с элементами анализа эпизодов

Индивидуальная, коллективная

Составление плана, пересказ , рисунок

Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль»; виды сказок

Уметь: давать характеристику герою



07.03

05.03

49

Приключения Насти и Митраши

1

Беседа с элементами анализа эпизодов

Групповая

Анализ эпизодов

Знать: основную мысль произведения, философский смысл названия. Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать своё отношение к прочитанному

12.03

07.03

50

Урок внеклассного чтения. «Таинственный ящик». «Лесная капель».

1

Метод литературной

беседы


Коллективная

Коллективное

обсуждение

содержания


Знать: содержание текста;

Уметь: характеризовать сюжетную линию рассказа



14.03

12.03

51

Р.р.Сочинение. «Человек и при-рода в сказке –были М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

Урок развития речи

индивидуальная

сочинение

Уметь высказывать своё мнение, своё отношение к проблеме,

поднятой в произведении





16.03

14.03

52

«Человек и природа в сказке –были «Кладовая солнца» и в других произведениях М.Пришвина .

1

Урок развития речи.

Групповая

Беседа, дискуссия.



Уметь высказывать своё мнение, своё отношение к проблеме,

поднятой в произведении.




19.03

19.03

53

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Оленьи рога». Сон и явь в рассказе.

1

Метод литературной беседы

Коллективная

Коллективное

обсуждение

содержания


Уметь видеть роль пейзажа, сна для раскрытия внутреннего состояния героя

21.03

21.03

54

Н.АЗаболоцкий. Слово о поэте. «Некрасивая девочка», «Лебедь в зоопарке», «Не позволяй душе лениться»

1

Словесный (слово учителя, беседа), практический (анализ стихов)

Коллективная

Нарисовать иллюстрации

Найти ответ на вопрос: Что есть красота?; уметь объяснять смысл устойчивых выражений; раскрыть роль художественных средств при описании образов

02.04

02.04

55

Стихотворения о войне. А.Т.

Твардовский, «Две строчки », «В час мира»;Д.С.Самойлов. «Сороковые»; Е.А.Евтушенко.«Мёд».



1

Беседа. Анализ стихотворений

Индивидуальная, коллективная

Выразитель-ное чтение

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

04.04

04.04

56

А.П.Платонов. Автобиография писателя. «Корова».

1

Беседа - анализ эпизодов

Групповая, индивидуальная

Составить план рассказа; создание «портрета» Васи

Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев;

09.04

09.09

57

«Юшка». Любовь и уважение к человеку

1

Метод литературной беседы

Индивидуальная, коллективная

Коллективное

обсуждение

содержания


Уметь разъяснять приёмы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

11.04

11.04

58

Р.р. Сочинение на тему: «Милосердии нет границ»

1

Урок развития речи

Индивидуальная

Сочинение

Владеть навыком письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос

16.04

16.04

59

Е.И.Носов. Биография писателя. «Белый гусь» Гуманистический пафос рассказа.

1

Беседа с элементами анализа эпизодов

Коллективная, индивидуальная

Пересказ эпизодов

Знать содержание рассказа; уметь самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа

18.04

18.04

60

Н.М.Рубцов. Слово о поэте.

Лирика. «В горнице», «Ночь на Родине»



1

Беседа. Анализ стихотворения

Коллективная, индивидуальная

Выразитель-ное чтение наизусть

Знать сведения о жизни и творчестве Н.Рубцова; поэтический мир поэта

23.04

23.04

61

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» Отражение в повести трудностей военного времени Юный герой и его учительница.

1

Беседа с элементами анализа эпизодов

Коллективная, индивидуальная

Составить рассказ о юном герое

Знать факты биографии писателя; приёмы характеристики героя; составлять устный портрет литературного героя

25.04




62

Урок внеклассного чтения Ю. Бондарев «Простите нас!»

1

Урок-представление

Индивидуальная

Словесное рисование

Уметь пересказывать эпизоды произведения; высказывать отстаивать свою точку зрения

30.04




Зарубежная литература (7 ч.)

63

Героический эпос в мировой литературе.

Гомер. Слово о писателе. «Илиада», «Одиссея»

1

Урок усвоения нового материала

Обучение чтению. Беседа

Чтение поэм, анализ по вопросам

Знать творчество Гомера, содержание поэмы. Уметь анализировать.

02.05




64

Из зарубежной литературы. Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».- произведение о силе человеческого духа.

1

Урок-беседа с элементами анализа эпизодов

Коллективная

Коллективное обсуждение

Знать биографические сведения о Д.Дефо и его творчестве; уметь охарактеризовать поведение главного героя, его душевные и нравственные качества, , которые помогли выжить на острове

07.05




65-66

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера.

2

Урок усвоения нового материала

Рассказ учителя. Беседа.

Чтение описания природы. Пересказ содержания, сравнительная характеристика Тома и Гека

Знать сюжет отрывка из романа, выяснить, в каких эпизодах романа проявился талант Твена как юмориста

14.0516.05




67

Р.Бернс. Слово о писателе. Стихотворение «Честная бедность»

1

Урок усвоения нового материала

Рассказ учителя. Беседа.

Чтение и анализ стихотворения

Знать творчество Бернса. Уметь анализировать стихотворение, формулировать тему, идею, проблематику.

21.05




68

Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Рассказ «Крошка Цахес»

1

Урок усвоения нового материала

Рассказ учителя. Беседа.

Чтение рассказа, анализ по вопросам

Знать творчество Гофмана. Уметь анализировать рассказ, формулировать тему, идею, проблематику.

23.05




69

Д.Лондон «Белый клык»

1

Урок усвоения нового материала

Беседа.

Чтение рассказа, анализ по вопросам.

Знать творчество писателя. Уметь анализировать рассказ, формулировать тему, идею, проблематику

28.05.




70

Письменная работа «Мое любимое произведение литературы, изученное в 6 классе»

1

Урок контроля




Составление письменного сообщения

Уметь делать выводы своей работе за учебный год

30.05