Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс разработана на основе




Скачать 468.21 Kb.
страница1/3
Дата21.07.2017
Размер468.21 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс разработана на основе: Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009г. № 373; Примерной программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования; Рабочей программы автора В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012; В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова; В соответствии учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова от 01.09.2015г. Данная программа соответствует целям и задачам МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова, а так же ООП НОО МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова: обеспечить каждому обучающемуся кадетской школы возможность качественного обучения на уровне федерального образовательного стандарта, на уровне программ дополнительного кадетского компонента с учётом индивидуальных возможностей обучающихся; создать условия для формирования гражданско-патриотической позиции кадетов и умений выстраивать свою жизнедеятельность в конкретных, реальных условиях российского социума. Цели и задачи курса Преподавание любого учебного предмета в системе развивающего обучения Л.В. Занкова должно обеспечивать не только его полноценное усвоение, но и создавать условия для оптимального развития. Цель – воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели. Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание обучающимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам. Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются: 1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле; 2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре; 3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования; 4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам; 5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему). Характеристика класса В классе 25 обучающихся, 16 девочек, 9 мальчиков с высокой, средней и низкой степенью мотивации к процессу обучения. Обучающиеся по итогам 2 класса показали высокий, средний и низкий уровень скорости и осознанности чтения. Умением логически рассуждать, давать необходимые пояснения к тексту, выражать своё отношение к герою. Уровень подготовки учащихся позволяет продолжать освоение курса литературное чтение. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, работе с текстом, использовать различные приёмы на уроках, построения монологического высказывания, выработке произвольного внимания как наиболее проблемным для данного класса. Информация о внесённых изменениях. В программу внесены изменения в виде добавления раздела на изучение регионального (национально-региональный) компонента «Литературное краеведение», ориентированным на изучение и сохранение историко-культурного наследия округа. Учебный предмет «Литературное краеведение» интегрирован в учебные предметы «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология». Для решения методической проблемы школы Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся посредством интеграции основного и дополнительного образования в условиях перехода к инновационной образовательной модели Кадетская школа на уроках введён кадетский компонент (КК). Кадетский компонент Выбор содержания и введение кадетского компонента обусловлен миссией Кадетской школы: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для полготовки несовершеннолетних граждан служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Для реализации этой задачи, в учебном процессе, я использую различные формы и виды работ: специальные развивающие уроки с введением текстов о Родине, пословиц, поговорок, фрагментов фильмов, иллюстраций; решение задач, выполнение упражнений, диктантов, заданий кадетской тематики; домашние задания, в том числе требующие обращения к Интернету, к справочникам, к дополнительной литературе кадетской тематики; включение кадет в проектную деятельность, интегрирующую предметную и кадетскую тематику. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач. Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению. Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает: 1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии; 2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения; 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее). Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями обучающиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением – все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а так же коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы. В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания. На уроках литературного чтения продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Обучающиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) обучающиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому. III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно базисному образовательному плану образовательного учреждения всего на изучение литературного чтения в 3 классе – 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; - воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой). В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает обучающихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и развитие обучающихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста. V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 классе является формирование следующих умений: У обучающегося 3 класса будут сформированы: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании. Обучающийся 3 класса получит возможность для формирования: – понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; – чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; – понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы; – понимания своей семейной и этнической идентичности; – любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; – чувства ответственности за мир природы; – умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; – первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; – понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся 3 класса научится: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Обучающийся 3 класса получит возможность научиться: – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся 3 класса научится: – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся 3 класса получит возможность научиться: – пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; – понимать структуру построения рассуждения; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; – проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся 3 класса научится: – выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся 3 класса получит возможность научиться: – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; – устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности Обучающийся 3 класса научится: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; – читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика; – ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; – кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; – отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; – определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему; – узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; – характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – понимать специфику прозаических и поэтических текстов; – соотносить главную мысль и название произведения; – находить портрет и пейзаж в произведении; – видеть особенности юмористических текстов; – соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал Обучающийся 3 класса получит возможность научиться: – пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским; – осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке; – находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; – понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства; – понимать особенности жанра басни; – определять роль портрета и пейзажа в произведениях; – находить в юмористических текстах приемы создания комического; – оценивать поступки героя и отношение автора к нему. Круг детского чтения Обучающийся 3 класса научится: – самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии; – самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике; – осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»; – осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений; – готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки; – понимать назначение аннотации на литературное произведение; – называть одно периодическое литературно-художественное издание. Обучающийся 3 класса получит возможность научиться: – понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора; – составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему; – писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва; – создавать презентации книг различной тематики; – сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией); – участвовать в организации литературного (поэтического) вечера; – ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох. Литературоведческая пропедевтика Обучающийся 3 класса научится: – представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов; – различать малые жанры фольклора; – различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение; – определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; – выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения; – понимать многозначность поэтического слова. Обучающийся 3 класса получит возможность научиться: – понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички; – находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы; – обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись); – обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе; – выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках; – понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле; – самостоятельно находить мораль басни; – понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения. Творческая деятельность учащихся Обучающийся 3 класса научится: – пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи; – читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения; – передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя; – выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности; – создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров. Обучающийся 3 класса получит возможность научиться: – сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения; – читать, передавая авторское отношение к поступкам героя; – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; – читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты; – сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров. На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика. VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 класс (136 часов) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению. Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему. Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением. Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество. Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Общие мотивы в сказках разных народов. Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности. Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Круг чтения третьего года обучения Устное народное творчество Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала». Русские народные сказки и сказки разных народов «Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошека», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «У страха глаза велики», докучные сказки, «Коза с орехами». «Хитрая лиса» (корякская сказка), «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка). Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы Ш. Перро «Рике с хохолком»; В. Гауф «Маленький Мук»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Басни Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны». Классики русской литературы А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов, Я. Полонский, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников, Саша Черный, А.К. Толстой. И. Тургенев «Воробей», «Голуби», «Собака»; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; Ю. Олеша «Три толстяка»; А. Гайдар «Тимур и его команда». Современная русская и зарубежная литература М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин, Н. Матвеева. М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи», «Шамайка»; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны», В. Чаплина, Д. Нагишкин; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»; А. Волков «Волшебник Изумрудного города». Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»; А. Милн «Вини Пух и все-все-все»; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»; П. Треверс «Мери Поппинс». Японские трехстишия. Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год 3 класс Проекты 2 1 2 1 6 Комплексные работы 1 1 1 3
  1   2   3