Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю), в рамках базового курса




Скачать 283.64 Kb.
Дата06.07.2017
Размер283.64 Kb.
ТипПояснительная записка
1. Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю), в рамках базового курса.

Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 5-е изд., - М.: Дрофа, 2008.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

 основные виды и жанры искусства;

 изученные направления и стили мировой художественной культуры;

 шедевры мировой художественной культуры;

 особенности языка различных видов искусства;

уметь:

 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выбора путей своего культурного развития;

 организации личного и коллективного досуга;

 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

 самостоятельного художественного творчества.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.



Продуктивные методы работы являются на уроке основными. Формы организации деятельности учащихся на уроке – фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная (написание рефератов, подготовка мультимедийных презентаций)


Календарно-тематический план

11 класс

Дата

урока

Тема

Содержание учебного материала

Система заданий

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7










1

Архитектура западноевропейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира

Сообщения: «Романский стиль»; «Готический собор»

Написать Эссе «Собор в Кёльне -произведение готики»







2

Архитектура западноевропейского Средневековья

Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кельне

Собор Нотр-Дам (Собор Парижской Богоматери) - «огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа» - эссе

Составить таблицу «Сравнительная характеристика: Романский стиль, Готический стиль»







3

Архитектура западноевропейского Средневековья

Центры романской архитектуры - Италия. Пизанский собор - грандиозная и простая пятинефная базилика. В средней части трансепта- эллиптический купол. «Падающая башня»

«Соборный комплекс в Пизе» - сообщения














4

Изобразительное искусство Средних веков

Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража

Сообщения: «Скульптура готики»; «Витраж»

Подготовить презентацию «Театральное искусство Средних веков»







5

Театральное искусство и музыка Средних веков

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры

Работа по группам: анализ стихотворений Средневековья:

«Доброе старое имя», Вальтера фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230)



Познакомиться с лирикой французских трубадуров и немецких миннезингеров. Ответить на вопрос

Раздел 4. Средневековая культура Востока (6 часов)







6

Индия – «страна чудес»

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Карли) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо

«Ступа в Санчи». Пещерные храмы. Искусство живописи, музыкальное и театральное искусство Индии

Подготовить презентацию «Индия – «страна чудес»







7

Индия – «страна чудес»

Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии

Прочитайте стихотворение русского поэта Н.С. Гумилева «Северный раджа» (1908г.). Сделайте анализ этого стихотворения.










8

Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине

Сообщения: «Великая китайская стена – крупнейший памятник архитектуры»

Подготовить сообщение: «Воплощение мифологических и нравственных представлений в храме Неба в Пекине»







9

Художественная культура Китая

Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма

Изучить материал учебника (пп.21.2., с.231-236). Нарисуйте пейзажи в традиционных жанрах китайской живописи («горы-воды», «цветы-птицы»).

Повторить тему «Традиционные виды китайской живописи»







10

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство

Лекция: Философия и мифология в садово-парковом искусстве с. 209. Мастера японской гравюры.

Подготовить небольшое сообщение «Сакура»







11

Художественная культура ислама

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока

С. 215 ответы на вопросы

Подготовить реферат на темы по выбору: «Шедевры Исламской культуры»; «Литература Арабского Востока»

Раздел 5. Художественная культура Возрождения (9 часов)







12

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийской чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли

Сравнительные характеристики произведений (презентация)

Подготовить небольшое сообщение о Леонардо да Винчи







13

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника

Напишите небольшое эссе по личным впечатлениям на тему «Любимое произведение итальянского художника Проторенессанса или Раннего Возрождения».

Глава 23 читать, ответить на вопросы.

Выявить и выписать в тетрадь эстетические принципы данного времени.









14

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

Внимательно рассмотрите скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1520-1534 гг.). Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе.

Подготовить краткое сообщение по биографии Рафаэля







15

Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных»

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника

Что из произведений итальянского художника Рафаэля особенно вам понравилось? Рассказ

Составить таблицу «Художественные особенности произведений эпохи Возрождения»







16

Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика

Работа с учебником: сообщения: «Джорджоне»; «Тициан»

Ответить на вопросы с. 281







17

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров

Гентский алтарь Яна ванн Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравера

Работа с учебником. Сообщения: Замок Шамбор, Братья Ван Эйк, Дюрер

Прочитать §







18

Музыка и театр эпохи Возрождения

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Презентация «Театр Шекспира»

Написать рецензию на фильм «Ромео и Джульетта»


Раздел 1. Художественная культура ХVII – ХVIII вв. (13 часов)








19

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение

Составить таблицу: «Маньеризм. Барокко. Классицизм. Рококо. Реализм».


Подготовить краткое сообщение по стилям







20

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.

От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

Рассмотрите репродукцию картины «Портрет инфанты Маргариты» (1659 г.) работы испанского художника Д. Веласкеса. Напишите психологический портрет героини произведения.










21

Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Леонардо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко

Сообщения: «Петергоф – творение Растрелли», «Екатерининский дворец в Царском Селе», «Зимний дворец», «Грандиозный комплекс Смольного монастыря»

Составить схему характерных черт архитектуры барокко







22

Изобразительное искусство барокко

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П. П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности его живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса

Рассмотрите репродукцию картины фламандского художника П.П. Рубенса «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609-1610 гг.). Составьте и запишите диалог между главными персонажами живописного произведения.

Подобрать материал по П. Рубенсу







23

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках. Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора

Задание: Докажите, что классицизм, это отдельный стиль, отличный и от барокко и от стиля эпохи Возрождения?


Подготовить презентацию. Тема по выбору уч-ся







24

Шедевры классицизма в архитектуре России

«Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В. И. Баженова. Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского пантеона»

Сообщения: Особенности архитектуры классицизма в России, Основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков


Прочитать ст. «Классицизм в России»







25

Шедевры классицизма в архитектуре России

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А. Н. Воронихина

А.Н. Воронихин «Казанский собор» - написать эссе

О. Э. Мандельштама «На площадь выбежав, свободен…» (1914 г.). Сделайте анализ этого стихотворения.







26

Изобразительное искусство классицизма и рококо

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерный черты его живописи. Мифологические. Исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений. Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф. Буше

Рассмотрите репродукцию картины французского художника Н. Пуссена «Смерть Германика» (1628 г.). Напишите психологический портрет автора данного произведения.

Изучите материал учебника (пп.12.1., с.123-126). Какая из картин французского художника Ж.Л. Давида произвела на вас лично наибольшее впечатление?







27

Реалистическая живопись Голландии

Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы. Рембрандт – блестящий мастер портретной живописи

Сообщение: «Творчество Рембрандта. Великий голландский живописец и гравер»

Подготовить сообщение по теме «Русский портрет»







28

Русский портрет XVIII в.

У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский

Рассмотрите репродукции картин русского художника Д.Г. Левицкого из серии портретов воспитанниц Петербургского Смольного института благородных девиц. Составьте психологический портрет автора этих произведений.

Подготовить реферат «Творчество И.С.Баха»







29

Музыкальная культура барокко

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко

Прослушайте пр-е И.С.Баха «Токката и фуга ре-минор». Оформите свое впечатление в виде эссе










30

Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта. Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора

Сравнительная характеристика: «Симфония №40» В.А.Моцарта, «Симфония №9» Л.Бетховена

Подготовьте программу концерта на тему «Композиторы Венской классической школы». Какие музыкальные произведения вы отберёте?







31

Театральное искусство XVII – XVIII вв.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра.

Краткое сод-е: «Мещанин во дворянстве» Мольер




Раздел 2: Художественная культура ХIХ в. (10 часов)







32

Романтизм

Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры

Особенности романтизма

Подготовить презентацию «Э.Делакруа», «О.А.Кипренский»







33

Изобразительное искусство романтизма

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков

Выступления уч-ся с сообщениями «Э.Делакруа», «О.А.Кипренский»

Подготовить сообщение «Пейзажисты-романтики»







34

Реализм – художественный стиль эпохи

«Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие

Выделить этапы

реализма.



«Связь и отличие романтизма и реализма» – сост-ть таблицу


календарно-тематическое планирование





Дата

Тема урока

Кол-во часов

Д/З







Тема 1. Художественная культура Нового времени

17




1




Архитектура западноевропейского Средневековья

1




2




Изобразительное искусство Средних веков

1




3




Театральное искусство и музыка Средних веков

1




4




Индия — «страна чудес»

1




5




Художественная культура Китая

1




6-7




Искусство Страны восходящего солнца

2




8




Художественная культура ислама

1




9




Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»

1










Тема 5. Художественная культура Ренессанса

10




10




Флоренция —

колыбель италь­янского Возрож­дения



1




11




Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

1




12




Золотой век Воз­рождения. Худо­жественный мир Леонардо да Винчи


1




13




Бун­тующий гений Микеланджело

Рафа­эль — «первый среди равных»



1




14-15




Возрождение в Венеции

2




16-17




Северное Возрождение.

2




18




Музыка и театр эпохи Возрождения


1




19




Итоговый урок

1



















20




Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII века

1




21




Искусство маньеризма

1




22




Архитектура барокко

1




23




Изобразительное искусство барокко

1




24




Классицизм в архитектуре Западной Европы

1




25




Шедевры классицизма в архитектуре России

1




25




Изобразительное искусство классицизма и рококо

1




26




Реалистическая живопись Голландии

1




27




Русский портрет XVIII в.

1




28




Музыкальная культура барокко

1




29




Композиторы Венской классической школы

1




30




Театральное искусство XVII – XVIII вв.

1




31




Романтизм

1




32




Изобразительное искусство романтизма

1




33




Реализм – художественный стиль

1




34




Изобразительное искусство реализма

1










Контрольная работа по теме: Художественная культура Нового времени

1





В учебно-методический комплект учителя входят:

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008

3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.



Адреса интернет-сайтов:

http://www.artprojekt.ru

http://smallbay.ru

  • Календарно-тематический план 11 класс
  • Дата № урока Тема
  • План Факт 1 2
  • Раздел 4. Средневековая культура Востока (6 часов) 6
  • Раздел 5. Художественная культура Возрождения (9 часов)
  • Раздел 1. Художественная культура ХVII – ХVIII вв. (13 часов)
  • Раздел 2: Художественная культура ХIХ в. (10 часов) 32
  • Тема 1. Художественная культура Нового времени 17
  • Тема 5. Художественная культура Ренессанса 10
  • В учебно-методический комплект учителя входят