Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка программа разработана на основе программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края




страница1/10
Дата30.03.2017
Размер1.74 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края. Под редакцией А.А. Зайцева. «Перспективы образования» Краснодар 2014 год.

Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре и через проектно-исследовательскую, деятельность даёт учащимся 5-9 классов возможность получить целостное преставление о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края.

Преподавание предмета в 2014–2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

2. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22

сентября 2011 г. № 2357.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».

6. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 декабря 2013 г. № 808-П «О ходе реализации Закона Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае».

7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1175 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры».

8. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2013 г. № 1107 «О государственной программе Краснодарского края «Казачество Кубани».

9. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края».

10. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013–2014 учебном году».

11. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих

программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

12. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2014 г. № 47-12136/14-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций в 2014–2015 учебном году».


Основные содержательные линии кубановедения определены тематикой фундаментального содержания основного общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного об го образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, её природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме.

Актуальность и обоснованность курса «Кубановедение» предопределены его практической направленностью на реализацию органического един< интересов личности, общества и государства в деле воспитания граждан России, способного определить свою жизненную позицию. Разноплановая формация о малой родине расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться в жизни и реализовать свои гражданские права, свободы и обязанности.

Цель курса «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенно в развитии российского социума и региона, а также создание целостного nпредставления о Кубани как самобытной части Российского государства.

Задачи курса «Кубановедение»:


  • комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте соответствующее современному уровню знаний;

  • воспитание патриотизма и гражданственности;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса;

  • осознание необходимости бережного отношения к родной природе;

  • привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани

  • социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;

  • приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Структура курса

Курс «Кубановедение» структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих Федераль­ному государственному образовательному стандарту основного общего обра­зования. Тематический раздел «История Кубани» является системообразую­щим. В целом соблюдается хронологический принцип: 5 класс (с древнейших времён до IV века); 6 класс (с конца IV века до XVI века); 7 класс (XVII - XVIII века); 8 класс (XIX век); 9 класс (XX - начало XXI века). Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями. Учиты­ваются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

На уровне основного общего образования (5-9 классы) интегрированный предмет «Кубановедение» реализуется в контексте следующих предметных областей и учебных предметов:


  • «Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география);

  • «Естественнонаучные предметы» (биология);

  • «Филология» (русский язык, литература);

  • «Искусство» (музыка, изобразитель­ное искусство).

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:

  • получение учащимися готовых знаний;

  • самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источ­ников;

  • исследовательская деятельность учащихся; поиск новых источников зна­ний с последующим их анализом для повышения собственного образователь­ного уровня.

В силу того что предмет «Кубановедение» имеет интегрированный харак­тер, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Включение указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового уро­ков, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Вводный урок нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия учащимися Кубани базовых национальных ценно» поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволяет определить уровень достижения планируемых результатов обучения и воспитательных эффектов в процессе социализации обучающихся.


МЕСТО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Кубановедение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов (34 часа в го, счет части, формируемой участниками образовательного процесса, с периодичностью личностью преподавания 1 час в неделю).


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТА ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

  • Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриота: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего к основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед диной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования.

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социаль­ной жизни в группах и сообществах.

6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие цен­ностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам сво­ей семьи.

9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного насле­дия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



  • Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис­ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собствен­ные возможности её решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной дея­тельности.

6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, клас­сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи­кации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рас­суждения, умозаключения и делать выводы.

7. Смысловое чтение.

8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками.

9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с за­дачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


  • Предметные результаты:

1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную карги

3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т.

4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности курсе «Кубановедение»:

- в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связанные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учетом перечня умений. навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенное подростков;

- в 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной игровой деятельностью;

- в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы исследовательской работы;

- в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие проекты;

- в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельно связанную с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев.


В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУБАЫОВЕДЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ УЧЕНИК ДОЛЖЕН

  • знать/понимать

- полезные ископаемые региона и их рациональное использование;

- типы почв Краснодарского края и их хозяйственное использование;

- особенности климатических условий на территории Краснодаре края;

- растительный и животный мир Кубани и своей местности;

- редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края

- природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани

- устойчивость экосистемы, её значение в сохранении природы;

- экологические проблемы своей местности и пути их разрешения;

- природно-ресурсный потенциал своего родного края;

- основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории;

- открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки;

- историко-культурные и природные памятники родного края (своего рай­она, города);

- произведения кубанских писателей и публицистов;

- фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды;

- истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров;

- значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; их роль в художественной литературе;

- литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;

- музыкально-культурное наследие региона;

- выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошло­го и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДЛИ);

- особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;



  • уметь

- показывать на карте основные географические объекты края;

- характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

- объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;

- описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;

- находить необходимую информацию по кубановедению в разных источ­никах краеведческой литературы: материалах местных СМИ, Интернета;

- систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;

- показывать на исторической карте территорию Кубани в различные исто­рические эпохи и периоды, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубанове­дению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);

- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и лично­стям, аргументировать собственную точку зрения;

- анализировать идейное содержание и художественные достоинства про­изведений литературы и искусства кубанских авторов;

- понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;

- отличать литературные слова и выражения от диалектных;



- определения опасных для человека растений, грибов и животных, в чающихся в своей местности;

- понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;

- познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства;

- понимания причин и значимости происходящих событий и определения собственного отношения к ним;

- объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;

- сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа

- высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии народов многонациональной Кубани;

- общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов:

- формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;

- адекватной оценки собственных способностей и возможностей их изменения в будущем.



Основное содержание учебного предмета. Таблица тематического распределения количества часов

Содержание программы

п/п

Разделы, темы

Количество часов

5 класс – 34 часа

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Кубановедение как предмет. Кубань - перекресток цивилизаций.

1

1

2

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века

6

6

3

Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы

5

5

4

Раздел III.Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.

8

8

7

Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей.

10

10

9

Итоговое повторение и проектная деятельность

4

4




Итого

34

34

6 класс - 34 часа

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Кубань - перекресток цивилизаций. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

1

1

2

Раздел I. Природа малой родины и человек

8

8

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

3

Раздел II. История Кубани в IV – XVI вв.

14

14

4

Итоговое повторение и проектная деятельность

по теме «История Кубани в IV – XVI вв»

1

1

5

Раздел. II.Культура народов Прикубанья в Средние века

8

8

6

Итоговый повторение и проектная деятельность

1

1




Итого

34

34

7 класс – 34 часа

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Земля отцов — моя Земля

1

1

2

Раздел I. Природа Кубани. Хозяйственное освоение региона

6

6

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

3

Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII веках

7

7

4

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

5

Раздел III.История Кубани XVII-XVIII веков

13

13

6

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

7

Раздел IV. Кубань в XVII-XVIII вв. в документах, в трудах путешественников и литературе

3

3

8

Итоговое повторение и проектная деятельность.

Уголок России - отчий дом.

1

1




Итого


34

34

8 класс – 34 часа

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Народы Кубани в многонациональном российском государстве к началу XIX в.

1

1

2

Раздел I. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья.

10

10

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

4

Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIX века

5

5




Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

5

Раздел III.Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани

2

2




Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

6

Раздел IV. Кубань в пореформенный период

6

6




Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

7

Раздел V. Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке

5

5

8

Итоговое повторение и проектная деятельность. Кубань многонациональная

1

1




Итого

34

34

9 класс – 34 часа

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия.

1

1

2

Раздел 1. Наш край на карте России.

3

3

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

4

Раздел 2. Кубань в 1900 – конце 1930 – х годов

9

9

5

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

6

Раздел 3. Краснодарский край в 1940-начале 1950-х гг

5

5

7

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

8

Раздел 4. Кубань в 1950 – 1990 – х годах.

6

6

9

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

10

Раздел 5.Краснодарский край в XXI веке.

4

4

11

Итоговое повторение и проектная деятельность. Укрепление межнационального мира на Кубани.

1

1

12

Заключение. Портрет Краснодарского края

1

1




Итого за 9 класс

34

34




Всего за 5-9 класс

170

170


Содержание учебного предмета «Кубановедение»

5 класс – 34 часа

Введение. Кубановедение как предмет. Модуль «Кубань-многонациональнвй край» Кубань - перекресток цивилизаций -1 час
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века - 6 часов

Тема 1. Древние собиратели и охотники

Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты). 

Стоянки среднего палеолита. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика «Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита. Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.

Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники:



Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема3. Земледельцы и скотоводы

«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Сто-янки на территории Кубани и Адыгеи. Майкопская культура.

Работа с текстом «Весенний праздник».

Раздел II. Земледельцы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы - 5 часов

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10