Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Программа курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук гу вшэ, (спб филиал), А. В. Куприяновым




Скачать 150.6 Kb.
Дата15.05.2017
Размер150.6 Kb.
ТипПрограмма курса

Раздел 1. Пояснительная записка


Программа курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук ГУ ВШЭ, (СПБ филиал), А. В. Куприяновым.

Программа рассчитана на студентов, знакомых с курсами по физике, химии, биологии, астрономии в рамках школьной программы, курсами истории, философии и истории социологии в рамках программ СпбФ ГУ-ВШЭ. Исходный уровень знаний: студенты должны знать основные понятия естественных наук, философии, основные моменты мировой истории и характеристики исторических эпох в разных странах. Обязательны навыки конспектирования, работы с компьютером (в том числе, в интернете), самостоятельного анализа текста и участия в групповом обсуждении, умение самостоятельно работать с учебной литературой.

Курс “концепции современного естествознания” должен ознакомить студентов с основами философии науки, социологии научного знания, основными этапами в развитии естественнонаучных знаний. Цель курса—сформировать представления об основных проблемах методологии естественных наук, истории естественных наук, социальной и культурной обусловленности научного знания, характере производства научного знания в конкретные исторические периоды, взаимном влиянии естественных и гуманитарных наук в их историческом развитии.

Для студентов, обучающихся по специальности «политология» курс является обязательным, программа рассчитана на один семестр (108 учебных часов, из них 42 часа аудиторных занятий и 66 часов самостоятельной работы студентов). Студентам будет прочитано 15 лекций и проведено 6 семинаров (каждое занятие—2 академических часа). Семинары посвящены чтению литературы по философии науки, социологии научного знания и избранных естественнонаучных текстов. В течение семестра студенты должны написать одну контрольную работу и одно эссе. Итоговая оценка за курс складывается из оценки за работу на семинарах (30%), оценок за письменную контрольную (30%) и домашнее задание (40%).

Во всех случаях, по причине крайней малой продолжительности курса (от одного семестра до одного модуля), глубине проработки отдельных тем отдается предпочтение перед широтой поверхностного охвата.

Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, подготовку к промежуточным тестам и написание реферата.

Оценки за активность на семинарах и письменные работы будут выставляться по 10-ти балльной шкале. Критерии оценки письменных работ следующие:

10 – выдающаяся работа на высоком уровне, присутствует логика и оригинальность изложения, выдвинут и доказан тезис, видно уверенное владение освоенным материалом.

8-9 – очень хорошая работа, продемонстрированы не только усвоенные знания по курсу, но навыки анализа материала и самостоятельного мышления. Возможны мелкие проблемы с логикой изложения.

6-7 – хорошая работа, продемонстрированы усвоение фактических знаний по курсу и основные навыки аргументации, но изложение не вполне закончено с точки зрения обоснования тезиса и раскрытия вопроса.

4-5 – средняя работа, неполное усвоение фактических знаний по курсу, слабая логика изложения и обоснования.

2-3 – плохая работа, отрывочные знания по курсу, путаница в изложении.

1 – отсутствие каких-либо знаний.

0 – доказанный случай плагиата.

Шкала пересчета баллов в пятибалльные оценки: 1-3=2; 4-5=3; 6-7=4; 8-10=5

Раздел 2. Содержание дисциплины.

Тема 1. Введение


Задачи предмета “История и основные концепции современного естествознания”. Обзор структуры курса. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, общие представления о научном методе.

Тема 2. Философия науки и социология научного знания

2.1. Логический позитивизм. Критический рационализм К. Поппера


Краткое введение в историю позитивной философии. Б. Рассел. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Венский кружок.

Актуальность Попперовской методологии науки и ее популярность среди ученых-естественников в наши дни. Краткая биография К. Поппера. К. Поппер и Венский кружок. Критерий демаркации. Критика индуктивизма и представление о теоретической нагруженности наблюдения. Гипотетико-дедуктивный метод и прогресс научного знания. Попперовская философия науки и концепция “открытого общества”.


2.2. Концепция научных революций Т. Куна


Краткая биография Т. Куна. “Структура научных революций” как интеллектуальный бестселлер. Понятие нормальной науки. Парадигмы и научное сообщество. Допарадигмальная и постпарадигмальная стадии развития науки. Аномалии и кризисы в науке. “Неразличимость революций”. Критика концепции научных революций Т. Куна К. Поппером и его последователями. Понятие дисциплинарной матрицы. Некоторые последствия для эмпирических исследований науки.

2.3. Методология исследовательских программ И. Лакатоса и анархистская концепция познания П. Фейерабенда


Краткая биография И. Лакатоса. “Доказательства и опровержения”: вторжение Попперовской методологии науки в рациональную реконструкцию истории математической мысли. “Внутренняя” и “внешняя” история науки. Рациональная реконструкция истории науки: методология исследовательских программ. Ядро и периферия программ: отрицательная и положительная эвристика. Выбор между программами: прогрессивные и регрессивные сдвиги исследовательских проблем.

П. Фейерабенд и его работа “Против метода”. Краткая биография П. Фейерабенда. Принцип anything goes. Внерациональные методы убеждения в науке. Наука и “ненаучные” системы знания. Наука и контроль со стороны общества и государства.


2.4. Теория стиля мышления и мыслительного коллектива Л. Флека


Переоткрытие работ Л. Флека в 1970-е гг. Краткая биография Л. Флека. Обзор книги “Возникновение и развитие научного факта”. Критика “индивидуалистической” эпистемологии. Научный коллектив как среда, в которой производится знание. Стиль мышления как ограничивающий фактор. Идеограммы. История понятий. Активные и пассивные элементы знания. От научных статей к справочникам и популярной литературе: от сомнительных экспериментальных данных к твердо установленным фактам и, наконец, к самой реальности.

2.5. Социология научного знания и история науки в 1970-е—1990-е гг.


Сильная программа социологии научного знания Д. Блура. Основные направления исследований в социологии научного знания. Влияние микроистории, антропологии, прагматической философии. Исследования макросоциальной обусловленности научного знания (С. Шейпин и С. Шеффер: “Левиафан и воздушный насос”). Исследования лабораторий. (Б. Латур и С. Вулгар: “Лабораторная жизнь”). Исследования научных противоречий (М. Радвик: “Великое девонское противоречие”). Исследования научных дискурсов (М. Малкей и Дж. Гилберт: “Открывая ящик пандоры”). Научное знание как локальное знание и проблема его делокализации. Теория сетевого действия Б. Латура (производство инскрипций, сети трансляции, актанты) и ее критика со стороны “чистых” социологов научного знания. Социология научного знания и трансформация истории науки в 1970-е—1990-е гг.

Тема 3. История естественных наук. Панорама современного естествознания и тенденции развития.


Возрождение. Эрудиция как образец гуманистической учености. Университеты, музеи и сады в эпоху возрождения. Эмблематическая естественная история, натуральная магия, расцвет техники. Зарождение представлений о методе как об упорядоченном созерцании. Характерные для того времени формы патронажа науки, значение их для развития музеев и изобретения социальной роли математика-философа. Математизация натуральной философии.

Кружки интеллектуалов как главное место производства естественнонаучных знаний XVII—начала XVIII вв. Опытная философия. От упорядоченного созерцания предметов в музее к организации созерцания в эксперименте. “Новый органон” Ф. Бэкона и “Рассуждение о методе” Р. Декарта. Реформы языка в XVII веке и развитие классификаций. Кружки интеллектуалов и их патроны. Возникновение придворных научных обществ. Сопоставление Лондонского Королевского общества и Парижской Академии наук. Научные моды XVII века. Микроскопизм, эксперименты с давлением воздуха, корпускулярная и континуальная концепция описания природы.

Реформация и секуляризация образования. Университеты, государственные академии и неформальные кружки взаимного образования XVII-XVIII вв. Образование за деньги: студенты-дворяне и развитие философского факультета. Камералистский проект XVIII века и место естественных наук в нем. Меркантилизм и натуральная теология. Естественная история и развитие классификаций. Линнеевская “Ботаническая философия” как дисциплинирование описывающего и дающего дефиниции тела. Циркуляция жидкостей тела и циркуляция денег. Теория генерации: зарождение эмбриологии.

Французская революция и трансформация организационной структуры науки во Франции. Исследовательский императив в германских университетах XIX века, кафедры и становление системы научных дисциплин. Преобразование музеев. Возникновение “ученого сословия”: cоюзы профессоров и ассоциации содействия наукам. Возникновение слова “scientist”. Национальные и международные конференции: новое слово в делокализации знания. Разные подходы к научности: от натурфилософии до позитивизма.

Разделение чистых и прикладных наук. Возникновение биологии и геологии. Становление сравнительной анатомии и эмбриологии. Проблема формы и функции. Клеточная теория, организм как государство клеток. Становление эволюционизма: прогресс, французская революция и трансформизм; геологическая история; от общества взаимных услуг к обществу рыночной конкуренции—от стабильной экономии природы к дарвиновским концепциям борьбы за существование, естественного отбора и принципу дивергенции. Статистическая физика.

XX век. Благотворительные фонды как новые агенты патронажа и влияние изменений в политике фондов на изменения в сложившейся системе научных дисциплин. Возникновение научно-исследовательских институтов и “большой” науки. Панорама науки XX века: экспериментальная биология, становление генетики и ее влияние на развитие биологии; генетика и эволюция, социобиология, принципы биоэтики; развитие статистики и математическая теория эксперимента; “революция в физике”: теория относительности и квантовая механика, необратимость времени; теория систем, структурные уровни организации материи; самоорганизация, порядок и беспорядок в природе, концепция хаоса; возникновение молекулярной биологии; экология и энвайронментализм, человек, биосфера и космические циклы, паранаучные концепции: ноосфера и Гея. Принципы универсального эволюционизма.

Заключение. Человек как мера всех вещей, его физиология, здоровье, эмоции, творчество и работоспособность. Путь к единой культуре.

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

3.1. Базовые учебники:


Горохов В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: “Инфра-М”, 2003. 412 с. ISBN 5-16-001352-0

3.2. Дополнительные учебные пособия:


Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник. Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, 1997. 832 с. (Изд. 3-е: Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, 2001 ISBN: 5-94462-040-4)

3.3. Интернет-ресурсы:


Куприянов А. В. Ресурсная страница курса в интернете
http://dhhse.narod.ru/courses/cns/

Куприянов А. В. “Виртуальное рабочее место историка науки”


http://dhhse.narod.ru/faculty/q/links.html

3.4. Основная литература:


Кун Т. Структура научных революций. М., 1998.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1997.



Структура и развитие науки: Сб. переводов. М., 1978.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Флек Л. Возникновение научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998.


3.5. Дополнительная литература:

3.5.1. Философские основания науки нового времени


Аристотель. О частях животных. М., 1937

Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1975-1983.

Галилей Г. Пробирных дел мастер. М., 1987

Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1970.

Декарт Р. Собрание сочинений в двух томах. М., 1989, 1994.

Кант И. Собрание сочинений. в 8 т., М.: Чоро, 1994.

Платон. Собрание сочинений. В 4 т., М., 1990-1994.

3.5.2. Философия науки


Полани М. Личностное знание. М., 1985.

Принципы историографии естествонания. Теория и история. М., 1993.

Принципы историографии естествознания. XX век. Спб, 2001.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.



Философия и методология науки. М., 1996.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.


3.5.3. Общая литература по истории науки и культуры нового времени


Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1998.

Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента: От античности до XVII в. М., 1976.

Ахутин А. В. Φγσις и Natura. Понятие "природа" в античности и новое время. М., 1988.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001.

Сокулер З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. Спб, 2001.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1976.

3.5.4. Справочно-биографические издания


Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1, 2. М., 1958-1959.

Соколовская З.К. 400 биографий ученых: О серии “Научно-биографическая литература”. 1959-1986: Библиографический справочник. Отв. ред. и авт. предисл. А.Л.Яншин. - М., 1988.


3.5.5. История отдельных дисциплин


Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М., 1983.

Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М., 1983.

Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1974.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX в. М., 1979.

Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М., 1965.

История биологии с древнейших времен до наших дней. т. 1-2. М., 1972-1975.

История математики: С древнейших времен до начала XIX столетия. Т. 1, 2. М., 1970.

Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. - М.: Наука, 1987.

Козлов В.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV-XVI вв. в свете современной науки). М., 1979.

Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970.

Паннекук А. История астрономии. М., 1966.



Развитие физико-географических наук XVII - XX вв. М.: Наука, 1975.

Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1970.

Сорокина Т.С. История медицины. Т. 1, 2. М., 1992.

Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М., 1984.

Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в. М.: Наука, 1969.

Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии. М.: Наука, 1979. 477 стр.

Штрубе В. Пути развития химии. Т. 1-2. М., 1984.

3.5.6. Избранные тексты ученых-естественников


Бройль Л., де Революция в физике. М., 1965.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

Уотсон Дж. Д. Двойная спираль: воспоминания об открытии структуры ДНК. М., 1969.

Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1972.


3.5.7. Литература на английском языке


Golinski, J. Making natural knowledge: constructivism and the history of science. Cambridge University Press, 1998.

Jasanoff, S., Markle, G.E, Petersen, J.C., Pinch, T. (Eds.) Handbook of science and technology studies. Sage Publications, 1995.

Olby, R.C., Cantor, G.N., Christie, J.R.R., Hodge, M.J.S. (Eds.) Companion to the history of modern science. Routledge, 1990.

3.5.8. Журналы


Вопросы истории естествознания и техники

Высшее образование в России

Вопросы философии

Логос


Науковедение

Отечественные записки


Раздел 4. Примерная тематика

Пример закрытого тестового вопроса для контрольных


В качестве критерия разграничения (демаркации) научных и не-научных систем взглядов К. Поппер предложил считать:

  1. Хорошее согласование теории и экспериментальных данных

  2. Принципиальную фальсифицируемость утверждений

  3. Соответствие взглядам, которые считаются общепринятыми в научном сообществе в данное время

  4. Строго математическую формулировку основных теоретических положений

Пример открытого тестового вопроса для текущего контрольных


В чем состоят отличия представлений Т. Куна и И. Лакатоса о движущих силах развития науки?

Примерные темы эссе


  1. Сравнительные хронологические таблицы истории естественных и социальных наук с содержательными комментариями.

  2. Переводы англоязычных статей по истории естественных наук или социологии научного знания. С комментариями о проблемах перевода, об основных понятиях, используемых автором, о самом авторе. Ссылки на оглавления книг, из которых рекомендуется брать тексты для перевода, даны ниже.

  3. Переводы исторически значимых естественнонаучных текстов с английского / французского / немецкого / латинского языков. С краткой справкой об авторе и об основных понятиях, использованных им.

  4. Рецензия на книгу по истории науки / философии науки / социологии научного знания (включая интернет-издания книг).

  5. Сопоставление изложения какой-либо из проблем философии науки и социологии знания в учебнике по КСЕ и в оригинальных работах философов науки и социологов научного знания.

  6. Сравнительный анализ изложения какой-либо концепции в учебнике по одной из естественнонаучных дисциплин для вузов и в учебнике по КСЕ.

  7. Трансформация школьных учебников по естественнонаучным дисциплинам в XX веке.

  8. Сравнение изложения какой-либо концепции естествознания в двух учебниках для вузов.

  9. Анализ изложения какой-либо проблемы естествознания / философии науки / социологии знания в рефератах рунета.

  10. Обзор интернет-ресурсов по философии науки / социологии знания / истории науки.

  11. Анализ конкретного случая в истории науки с точки зрения противоречащих друг другу концепций динамики научного знания (Поппер vs. Кун или Кун vs. Лакатош).

  12. Обзор публикаций в прессе (включая интернет) по какой-либо активно обсуждаемой проблеме, связанной с естественными науками. Роль ученых в этих дебатах.

  13. Сопоставление представлений о движущих силах и характере развития науки с точки зрения философов науки и/или социологов знания (сопоставить взгляды Поппера, Куна, Лакатоша и Флека: не более двух авторов в любых комбинациях).

Домашнее задание:


В качестве домашнего задания предлагается написать письменную работу по любой из тем, предложенной в качестве темы для эссе. Объем такой работы не должен превышать 3 страниц.

Статьи для обсуждения на семинарских занятиях

Тема 1:


Р. Карнап, Х. Хан, О. Нейрат Научное миропонимание--Венский кружок / http://www.philosophy.ru/library/carnap/wienerkr.html

К. Поппер «Предположения и опровержения: рост научного знания, гл. I» Логика и рост научного знания: избранные работы. М., Прогресс, 1983. С. 240-289 и 376-378

Т. Кун. «Введение, гл. VI, VII, X, XI» Структура научных революций. 2-е издание. М., Прогресс, 1977. С. 17-27, 79-109, 173-189

Т. Кун. «Дополнение 1969 года» Структура научных революций. 2-е издание. М., Прогресс, 1977. С. 227-273

И. Лакатос. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (главы 1, 3 и 4) / http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/1.html, http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/3.html, http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/4.html

П. Фейерабенд. «Тезисы, Введение, гл. 15» Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. БГК им. И. А. Бодуэна де Куртене: Баговещенск, 1998. С. 4-19, 184-194, 338-352.


Тема 2:


Л. Флек. «гл. 2, 4» Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. Дом интеллектуальной книги: М., 1999. С. 47-63

Л. Флек. «Дискуссия Л. Флека с Т. Биликевичем», «Проблемы науковедения.» Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. Дом интеллектуальной книги: М., 1999. С. 166-214

Я. Хакинг «гл. 1-4» Представление и вмешательство: Введение в философию естественных наук. Пер. с англ. / Перевод С. Кузнецова, Науч. ред. Е. А. Мамчур М.: «Логос» 1998.--296 с.

Д. Блур «Сильная программа в социологии знания» Логос, 5-6 (35) 2002. С. 162-185. Е. А. Мамчур «Существуют ли границы социологического подхода к анализу научного познания?» Науковедение, 2000, No 4, с. 167-185.



Б. Латур «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир» Логос, 5-6 (35) 2002. С. 211-242

Раздел 5: Тематический план изучения дисциплины

Для отделения политологии




№ п/п



Наименование разделов и тем (с разбивкой на модули)



Количество часов

Всего часов



Лекции

Семинары (практичес кие занятия)

Самостоя тельная работа









Введение

2







2



Философия науки и социология научного знания

14

12

20

46



История естественных наук

14




20

34



Контрольная работа







10

10



Домашнее задание







16

16




ВСЕГО

30

12

66

108

  • Раздел 2. Содержание дисциплины.
  • Тема 2. Философия науки и социология научного знания
  • 2.2. Концепция научных революций Т. Куна
  • 2.3. Методология исследовательских программ И. Лакатоса и анархистская концепция познания П. Фейерабенда
  • 2.4. Теория стиля мышления и мыслительного коллектива Л. Флека
  • 2.5. Социология научного знания и история науки в 1970-е—1990-е гг.
  • Тема 3. История естественных наук. Панорама современного естествознания и тенденции развития.
  • Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
  • 3.2. Дополнительные учебные пособия
  • 3.4. Основная литература
  • 3.5. Дополнительная литература
  • 3.5.3. Общая литература по истории науки и культуры нового времени
  • 3.5.4. Справочно-биографические издания
  • 3.5.5. История отдельных дисциплин
  • 3.5.6. Избранные тексты ученых-естественников
  • 3.5.7. Литература на английском языке
  • Раздел 4. Примерная тематика
  • Пример открытого тестового вопроса для текущего контрольных
  • Статьи для обсуждения на семинарских занятиях
  • Раздел 5: Тематический план изучения дисциплины