Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Программа кружка «Занимательные опыты по физике»




Скачать 149.38 Kb.
Дата02.07.2017
Размер149.38 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательные опыты по физике» разработана для учеников, начинающих изучение курса физики (7 класс). Особенностью работы кружка и основной целью является подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, к пониманию практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей пронизывает все стороны человеческой деятельности: физические знания служат основой производства и совершенствования быта, являются фундаментом многих профессий. Поэтому на занятиях будет дан материал для создания представлений о тесной связи физики с математикой, информатикой, химией и астрономией, о её применении в инженерии и других профессиях.

Календарно-тематический план работы кружка «Занимательные опыты по физике» на 2013 -2014 учебный год рассчитан на 68 учебных часов.

Количество часов в неделю: 2



Цели программы

  1. Образовательная:

– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • выдвигать гипотезы и строить модели;

  • применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

  • на практике использовать физические знания;

  1. Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • расширение кругозора учащихся и создания базы для исследовательских навыков;

  • побуждение к решению конструкторских задач.

  1. Воспитательная:

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;

  • развития навыков эффективного сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

  • воспитание коммуникативных умений и уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

  • воспитание чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.

Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, эксперимент и наблюдения, создание различных форм моделей явлений и объектов, рефлексия.

Курс подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.



Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с законами физики.

  • Повышение оценки учащимися собственных знаний по физике.

  • Повышение познавательного интереса к предмету и понимания необходимости физических знаний.

  • Развитие надпредметных умений и навыков: коммуникативных, информационно-коммуникационных, поисковых и исследовательских, конструкторских.


Методы и критерии оценки результатов:

  1. Работа в группах, проведение экспериментов: отчеты о работе, дневники экспериментов и т.д.

  2. Деятельность в ходе работы над проектами и их защита.

План подготовки к работе над проектом:

  1. Создание рабочей группы (ученики объединяются по несколько человек для работы по одной теме);

  2. Распределение функциональной деятельности в группе (ученики распределяют обязанности для работы в группе);

  3. Планирование ( учащиеся составляют план деятельности);

  4. Определение формы отчета выполненной работы

Деятельность групп:

  1. Индивидуальная работа с источниками, заполнение дневников;

  2. Групповая работа (обсуждение);

  3. Консультации с учителем;

  4. Демонстрация результата работы;

  5. Собственная оценка выполненной работы.

Рефлексия:

  1. Какие трудности возникли при подготовке и выполнении работы?

  2. Какими способами были преодолены эти трудности?

  3. Что полезного было взято из процесса подготовки и выполнения работы?

  4. Понравился ли данный метод проектной деятельности при изучении выбранной темы?


Тематическое планирование кружка

«Занимательная физика»


Номер темы


Название темы

Теория,ч

Практика,ч

Итого занятий,ч



Что такое физика?

3

5

8



Физика в профессиях.

4

4

8



Шаг в науку. Эксперименты и исследования.


3

9

12



Модели в физике.

2

4

6



Изобретения и изобретатели.

4

8

12



Элементы астрономии.

5

5

10



Введение в робототехнику.

4

8

12



ИТОГО

25

43

68


Содержание курса.

Что такое физика?

Обыкновенное чудо. Фокусы (звук- игра на бокалах, вдыхание гелия,свет- фильтры и проектор, круг с секторами, «рентген», тепло- дымные кольца, горение платка и мыльные пузыри, лазерное шоу, механика- закатывание в горку, всплывание пластилина, опыт плато, парение шарика в воздухе, электричество- свечение скрепок под напряжением, лампа светит в руках)

Физика в игрушках. Механические игрушки на статику и вращение: микки-маус, птица, вини-пух, юла, дятел, центробежная Дюймовочка, Ванька-Встанька

Физика дома. Развитие техники. Бытовые приборы.

Нестандартные способы измерения. Измерения физических величин и не только. Измерения: с помощью монеты измерить расстояние (дальномер), массу, необычные часы (маятник, водяные).

Физика в профессиях.

Физика в профессиях: Строительство прочных конструкций. Бумажные мосты. Поднятие человека на пальчиках. Спицы и жесткость колеса.

Снимается кино! Инертность зрения и принцип кино: покадровая передача изображения. Создание мини-анимаций и мультиков на тему «Мех. Движение» на вращающемся диске, ленте, с помощью фотоаппарата.

Метеосводки. Облака и погода.

Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образования тумана и облаков. Осадки. Образование ветра. Метеорологические наблюдения. Образование тумана при охлаждении влажности воздуха.



Конференция. Физика в профессии музыканта, врача, спортсмена, водителя и др. Приборы специального назначения.

Шаг в науку. Эксперименты и исследования.

Физика и химия. Опыты на стыке физики и химии.

Я- экспериментатор и исследователь. Составление плана исследований. Наблюдения в микроскоп и выращивание кристаллов.

Исследование свойств воды. Поверхностное натяжение. Опыты с мыльной пленкой, взаимодействие своды с веществами (клей БФ, лак для ногтей и др.)

Какой он странный, карандаш! Плавание в воде. Свойства грифеля- свойства графита.

Увидеть звук? Услышать свет? Эксперименты по иллюстрации природы звука и света (колебания легких тел при звуковой вибрации, лазерный осциллограф, огненный эквалайзер).

Свойства движущихся жидкостей и газов. Поведение тел в потоке. Основы гидродинамики и аэродинамики.

Модели в физике.

Интерактивные модели Что такое физическая модель? Физические анимации как пример создания моделей явлений (на примере неваляшки). Работа в Geogebra .

ОчУмелые ручки. (изготовление несложных моделей своими руками (электродвигатель, «сирена», фонтаны, ареометр.)

Изобретения и изобретатели.

Как создаются нужные вещи. Велосипеды. Эволюция щетки в пылесос.

История колеса. Проект.

Инженеры-изобретатели! Биография Кулибина, Эдиссона и других изобретателей..

Наземный транспорт. Двигатели и движители? Резиновый двигатель. Как заставить вращаться (реактивный, тепловая вертушка,) Создание магнито-теплового двигателя

Воздушные и водные путешествия. Парашюты и самолеты, воздушные шары. Бумеранг и змей. Водный транспорт.

Энергетика. Способы получения и преобразования энергии. Тепловая энергия и экология. Альтернативные источники.

Элементы астрономии.

Небесные тела и координаты. Движение небесных тел. Наблюдения в телескоп. Строение Солнечной системы. Виртуальный планетарий. Экскурсия. Просмотр кинофильмов : «Строение Вселенной», «Космические исследования».



Введение в робототехнику.

Механизмы и автоматы. Роботы, типы роботов. Виртуальное конструирование, элементы моделей. Принципы работы элементов. Датчики. Сборка моделей.


Календарно-тематическое планирование

Номер заня-тия

Тема по программе

Количество часов по программе


Теория


Практика


Сроки проведения




1. Что такое физика?















Обыкновенное чудо.

2




2

07.09



Физика в игрушках.

2

1

1

14.09



Физика дома. Развитие техники.

2

2




21.09



Нестандартные способы измерения.

2




2

28.09




2. Физика в профессиях.















Физика в профессии строителя и инженера.

2

1

1

05.10



Снимается кино!

2




2

12.10



Метеосводки. Облака и погода.

2

1

1

19.10



Конференция «Физика в профессиях».

2

2




26.10




3.Шаг в науку. Эксперименты и исследования.















Физика и химия.

2

1

1

09.11



Я- экспериментатор и исследователь.

2

1

1

16.11



Исследование свойств воды.

2




2

23.11



Какой он странный, карандаш!

2




2

30.11



Увидеть звук? Услышать свет?

2

1

1

07.12



Свойства движущихся жидкостей и газов.

2




2

14.12




4. Модели в физике.















Интерактивные модели

3

1

2

21.12



ОчУмелые ручки

3

1

2

28.12




5. Изобретения и изобретатели.















Как создаются нужные вещи.

2

2




11.01



История колеса

2




2

18.01



Инженеры-изобретатели.

2

2




25.01



Наземный транспорт.

2




2

1.02



Воздушные и водные путешествия

2




2

8.02



Энергетика.

2




2

15.02




6. Элементы астрономии.















Небесные тела и координаты. Движение небесных тел.

2

1

1

22.02



Наблюдения в телескоп

2




2

1.03



Строение Солнечной системы.

2

2




08.03



Виртуальный планетарий.

2




2

15.03



Просмотр кинофильмов : «Строение Вселенной», «Космические исследования».

2

2




23.03




7.Введение в робототехнику.
















Механизмы и автоматы. Роботы, типы роботов.

2

2




30.03



Виртуальное конструирование, элементы моделей.

2




2

13.04

31-32

Принципы работы элементов. Датчики.

4

2

2

20.04, 27.04

33-34

Сборка моделей.

4




4

4.05,

11.05, 18.05, 25.05







Итого



68

25



43





Используемая литература и источники информации:


  1. http://afizika.ru/




  1. http://www.eidos.ru/




  1. http://www.google.ru




  1. http://class-fizika.narod.ru/




  1. Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.




  1. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985.




  1. З.Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М., 1986.




  1. Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.




  1. Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.




  1. Физика: великие открытия / Популярная школьная энциклопедия. - М.,2001.




  1. Хрестоматия по физике. 8-10кл. / под ред. Б. И. Спасского. - М.,1992.




  1. Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология".




  1. Дарья Орлова "Игрушки, которые в 1000 раз полезнее, умнее, интереснее, чем в магазине".




  1. Блудов. «Беседы по физике»

  • Цели программы Образовательная
  • Ожидаемые результаты обучения
  • Методы и критерии оценки результатов
  • План подготовки к работе над проектом
  • Тематическое планирование кружка «Занимательная физика»
  • Номер темы Название темы Теория,ч Практика,ч
  • Содержание курса. Что такое физика Обыкновенное чудо. Фокусы
  • Физика в игрушках. Механические игрушки
  • Нестандартные способы измерения.
  • Физика в профессиях. Физика в профессиях
  • Метеосводки. Облака и погода.
  • Конференция.
  • Физика и химия.
  • Исследование свойств воды.
  • Увидеть звук Услышать свет
  • Свойства движущихся жидкостей и газов.
  • ОчУмелые ручки
  • Воздушные и водные путешествия.
  • Введение в робототехнику.
  • Календарно-тематическое планирование
  • Теория Практика Сроки проведения
  • 3.Шаг в науку. Эксперименты и исследования.
  • 5. Изобретения и изобретатели.
  • 7.Введение в робототехнику.
  • Итого 68