Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка по литературному чтению




Скачать 304.56 Kb.
Дата03.07.2017
Размер304.56 Kb.
ТипРабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Настоящая рабочая программа по литературному чтению в четвертом классе разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературному чтению и по программе: «Литературное чтение» Р. Х. Ягафарова. Программы начального общего образования Казань “Магариф” 2010.



Цели обучения литературному чтению:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших  школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение литературному чтению в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю. Часы распределены на следующие разделы:


  • Страна детства – 26 ч

  • Не верю, что звери не говорят – 12 ч

  • Смех – это солнце - 20 ч

  • Поэтическая тетрадь - 7 ч

  • Литературная сказка – 3 ч

  • Сказки зарубежных писателей - 8 ч

  • Внеклассное чтение – 4 ч

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения
Иметь общее представление:
- о делении литературы на разные виды повествования:
- прозу, поэзию, драму;
- о способах выражения авторского отношения  в разных видах повествования.
Знать:
- наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;
Уметь:
- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
- выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
- находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении ( сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
- воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
- практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
- рассказывать о любимом писателе, поэте;
- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения :

- правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
- ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
- самостоятельно читать текст большого объема;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика:

- отличать художественный текст от научно-популярного;
- давать самую элементарную характеристику литературного произведения (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
- давать самую элементарную характеристику автору(речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общее представление о времени жизни- наш современник или чей- то современник, можно описательно; о чем пишет);
- давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
- полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
- полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.

- развитие творческих способностей.



    К концу четвертого класса учащиеся должны:
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
- участвовать в конкурсах чтецов;
- писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
- писать небольшие по объему сочинения по картине;
- устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
- научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
- работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).




Тема урока

Кол–во

ур- ов

Планируемый результат

Вид деятельности

Примечание

Дата

Знания, умения

По плану

Факт

Страна детства.

1

Вводный урок.

1




Беседа










2

Сергей Аксаков.

1

Знать биографию писателя.













3

С. Аксаков “Детские годы Багрова-внука”, 1 часть.

1

Уметь правильно читать и понимать произведение

Выразительное чтение










4

С. Аксаков “Детские годы Багрова-внука”, 2 часть.

1

Ответы на вопрсы










5

Николай Некрасов.

1

Знать о писателе.













6

Н.Некрасов “Крестьянские дети”.

1

Уметь правильно читать и понимать произведение.

Чтение наизусть










7

Михаил Осоргин.

1

Знать биографию писателя.













8

М. Осоргин “Детство” 1 часть.

1

Уметь правильно читать и понимать произведение.

Выразительное чтение










9

М. Осоргин “Детство” 2 часть.

1

Ответы на вопрсы










10

Евгений Винокуров «Лебеди».

1

Уметь выразительно читать, анализировать прочитанное.

Выразительное чтение










11

Мустай Карим.

1

Знать биографию писателя.













12

М. Карим «Асхат с Губернаторской» 1 часть.

1

Уметь составлять план произведения.

Выразительное чтение










13

М. Карим «Асхат с Губернаторской»2 часть.

1

Уметь характеризовать героев рассказа.

Пересказ










14

М. Карим «Асхат с Губернаторской» 3 часть.

1

Уметь рассказывать прочитанное.

Ответы на вопрсы










15

Виктор Астафьев.

1

Знать биографию писателя.













16

Виктор Астафьев «Захарка», 1часть.

1

Уметь характеризовать героев, составлять план произведения.

Выразительное чтение










17

Виктор Астафьев «Захарка», 2 часть.

1

Пересказ










18

Фазиль Искандер.

1

Знать биографию писателя.

Краткий пересказ










19

Ф. Искандер «Животные в городе», 1 часть.

1

Уметь высказывать свои суждения, анализировать прочитанное. Составлять план произведения.

Выразительное чтение










20

Ф. Искандер «Животные в городе», 2 часть.

1

Пересказ










21

Владимир Солоухин «Детство бегало босиком».

1

Уметь анализировать прочитанное.

Краткий пересказ










22

Р. Кутуй «С закрытыми глазами», 1часть.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном, соотносить заглавие и основную мысль произведения.

Выразительное чтение










23

Р. Кутуй «С закрытыми глазами», 2 часть.

1

Пересказ










24

В. Куприн «На берегах Ветки», 1часть.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном, соотносить заглавие и основную мысль произведения.

Краткий пересказ










25

В. Куприн «На берегах Ветки», 2 часть.

1

Ответы на вопросы










26

Обобщение раздела «Страна детства».

1

Уметь правильно отвечать на вопросы, выбрать правильный ответ.

Тест










Не верю, что звери не говорят.

27

М. Осоргин «Волчьи круги».

1

Уметь анализировать прочитанное.

Выборочное чтение










28

В. Солоухин «Волки».

1

Уметь определять позицию автора, выразительно читать. Выразительно читать стихотворение.

Выразительное чтение










29

Евгений Марысаев «Машутка», 1 часть.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном, соотносить заглавие и основную мысль произведения.

Выразительное чтение










30

Евгений Марысаев «Машутка», 2 часть.

1

Пересказ










31

Н. Заболоцкий « Лицо коня».

1

Уметь анализировать прочитанное, выразительно читать.

Выразительно читать










32

Виктор Астафьев «Бойе», 1 часть.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном, соотносить заглавие и основную мысль произведения.

Выразительно читать










33

Виктор Астафьев «Бойе», 2 часть.




Ответы на вопросы










34

Ю. Коваль «Солнечное пятно».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном, соотносить заглавие и основную мысль произведения, составлять план произведения.

Пересказ










35

Ю Дмитриев «Домой, домой, домой!».

1

Уметь анализировать прочитанное.

Пересказ










36

Р. Погодин «Лазоревый петух моего детства».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном, соотносить заглавие и основную мысль произведения, составлять план произведения.

Краткий пересказ










37

Обобщение раздела «Не верю, что звери не говорят».

1

Уметь правильно отвечать на вопросы, выбрать правильный ответ.

Тест










Смех – это солнце…

38

Д. И. Фонвизин

1

Знать биографию писателя.













39

Д. И. Фонвизин “Недоросль”, 1 часть.

1

Уметь определять тему и основную мысль произведения, делить текст на смысловые части, выделять в тексте слова автора и персонажей. Уметь определять характеры персонажей.

Чтение по ролям










40

Д. И. Фонвизин “Недоросль”, 2 часть.

1

Чтение по ролям










41

А. П. Чехов

1

Знать биографию писателя.













42

А. П. Чехов “Налим” 1 часть

1

Уметь составлять план произведения, характеризовать героев.

Пересказ










43

А. П. Чехов “Налим” 2 часть

1













44

Тэффи.

1

Знать биографию о писательнице.













45

Тэффи “Переоценка ценнстей”.

1

Уметь составлять план произведения, характеризовать героев.

Выборочное чтение










46

М. А. Шолохов.

1

Знать биографию о писателя.













47

М. Шолохов “Поднятая целина” 1 часть.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном, соотносить заглавие и основную мысль произведения, составить план рассказа.

Пересказ










48

М. Шолохов “Поднятая целина” 2 часть

1

Пересказ










49

Л. И. Лагин “Хоттабыч вступает в игру”, 1 часть.

1

Уметь соотносить заглавие и основную мысль произведения, составить план рассказа. Определять положительные и отрицательные герои.

Выразительное чтение










50

Л. И. Лагин “Хоттабыч вступает в игру”, 2 часть.

1

Краткий пересказ










51

Ю. К. Олеша.

1

Знать биографию о писателя.













52

Ю. К. Олеша “Три толстяка” 1 часть.

1

Уметь составлять план произведения, характеризовать героев.

Выброчный пересказ










53

Ю. К. Олеша “Три толстяка” 2 часть.

1

Выброчный пересказ










54

Обобщение раздела “Смех – это солнце...”.

1

Вспомнить все прочитанные рассказы и их авторов.

Тест










Поэтическая тетрадь

55

А. С. Пушкин “Птичка”, “Виноград”.

1

Уметь находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы, противопоставления.

Самостоятельно заучивать наизусть.



Выразительное чтение










56

А. С. Пушкин “Туча”.

1

Чтение наизусть










57

М. Ю. Лермонтов.

1

Знать биографию о писателя.













58

М. Ю. Лермонтов “Осень”, “Весна”.

1

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свои мысли. Уметь находить в тексте эпитеты, сравнения.

Выразительное чтение










59

М. Ю. Лермонтов “Небо и звёзды”, “Я жить хочу!”.

1

Чтение наизусть










60

А. И. Бунин автобиографическая заметка.

1

Знать биографию о писателя.













61

А. И. Бунин «Родник», «Вечер».

1

Уметь находить в тексте средства художественной выразительности, определять позицию автора, выразительно читать.

Выразительное чтение










62

А. И. Бунин «Ландыш», «И цветы, и шмели…».

1

Выразительное чтение










63

Н. М. Рубцов.

1

Знать биографию писателя.













64

Н. М. Рубцов «Родная деревня», «Северная берёза».

1

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свои мысли. Уметь находить в тексте эпитеты, сравнения.

Выразительное чтение










65

Н. М. Рубцов «Жеребёнок», «Воробей». Обощение раздела.

1

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свои мысли. Самостоятельно заучивать наизусть.

Чтение наизусть










66

Обобщение раздела.

1

Вспомнить все прочитанные рассказы и их авторов.

Тест










Литературная сказка

67

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1

Знать особенности литературных сказок.

Уметь определять тему и основную мысль сказки, характеризовать героев.



Выразительное чтение










68

П. П. Ершов.

1

Знать биографию писателя.













69

П. П. Ершов «Конёк - горбунёк».

1

Знать особенности литературных сказок

Уметь давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки.



Выразительное чтение










70

Н. Н. Носов.

1

Знать биографию писателя.













71

Н. Н. Носов «Как Незнайка разговаривал со свое совестью».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном,х арактеризовать героев

Пересказ










72

Н. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.

Ответы на вопросы










73

Обобщение раздела “Лтературная сказка”.

1

Вспомнить все прочитанные рассказы и их авторов.

Тест










Сказки зарубежных писателей

74

Шарль Перро «Кот в сапогах».

1

Знать особенности авторских сказок

Уметь характеризовать героев



Пересказ










75

Братья Гримм «Братья Гримм едут за сказками».

1

Уметь пересказывать прочитанное

Пересказ










76

Братья Гримм «Госпожа Метелица».

1

Уметь сравнивать зарубежные сказки от русских и татарских, делать выводы о народных сказках разных стран. Уметь пересказывать прочитанное.

Пересказ










77

Х. К. Андерсен.

1

Знать биографию писателя.













78

Х. К. Андерсен «Домовой у лавочника».

1

Уметь определять тему и основную мысль

произведения, характеризовать героев. Уметь сопереживать другим.



Пересказ










79

Редьярд Киплинг.

1

Знать биографию писателя.













80

Р. Киплинг «Братья Маугли».

1

Уметь определять тему и основную мысль

произведения, характеризовать героев. Уметь заботиться о других.



Пересказ










81

Харуко Мураками.

1

Знать биографию писателя.













82

Х. Мураками «Дружище Квак спасает Токио».

1

Уметь определять тему и основную мысль

произведения, характеризовать героев. Уметь добиваться своей цели.



Пересказ










83

Обобщение раздела “Сказки зарубежных писателей”.

1

Вспомнить все прочитанные рассказы и их авторов.

Тест










Внеклассное чтение

84

А. П. Гайдар «Чук и Гек. Горячий камень».

1

Уметь определять тему и основную мысль

произведения, характеризовать героев.



Выразительное чтение










85

С. Т. Аксаков “Аленький цветочек”.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.

Фронтальный опрос










86

А. П. Чехов “Лошадиная фамилия”.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.













87

М. А. Шолохов “Нахалёнок”.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.













88

Ю. К. Олеша “Три толстяка”.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.

Пересказ










89

А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.













90

М. Ю. Лермонтов “Ашик - Кериб”.

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном

Фронтальный опрос










91

В. П. Катаев «Цветик - семицветик».

1

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свои мысли.

Пересказ










92

С. Г. Козлов «Трям! Здравствуйте!»

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.

Пересказ










93

А. И. Куприн «Белый пудель».

1

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свои мысли.

Фронтальный опрос










94

Урок путешествия в страну мультфильмов.

1

Внимательно просмотреть мультфильм, уметь правильно определить главный герой, его характер, раскрыть основную мысль фильма.

Просмотр фильма










95

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Уметь определять тему и основную мысль

произведения, характеризовать героев. Уметь добиваться своей цели.



Краткий пересказ










96

Братья Гримм «Гадкий утёнок».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.













97

Братья Гримм «Двенадцать братьев».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.

Выразительное чтение










98

Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.

Выразительное чтение










99

В. Н. Крупин «В Дымковской слободе».

1

Уметь определять тему и основную мысль

произведения, характеризовать героев.



Выразительное чтение










100

А. А. Милн «Вини – Пух и все – все - все».

1

Уметь высказывать свои суждения о прочитанном.

Выразительное чтение










101

А. Линдгрен «Три повести о малыше Карлсоне, который живёт на крыше».

1

Уметь определять тему и основную мысль сказки, характеризовать героев.

Выразительное чтение










102

Повторение, изученного за год.

1
















  • Ц ели обучения литературному чтению
  • Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения Иметь общее представление
  • Знать: - наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта; Уметь
  • Способны решать следующие жизненно-практические задачи
  • Тема урока Кол–во ур- ов Планируемый результат
  • Знания, умения По плану Факт Страна детства.
  • Не верю, что звери не говорят.
  • Сказки зарубежных писателей