Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка по литературе




Скачать 201.11 Kb.
Дата08.01.2017
Размер201.11 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка по литературе.

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художе­ственного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Данная программа составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С. А., Чалмаев В. А.). Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Меркин Г.С.) Программа изучения литературы в 5—9 классах общеобразовательной школы (Стандарт основного общего образования по литературе, 2004). Перед изучением ставятся основные цели обучения:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и луважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;



освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых све­дений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной, образовательной

Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и со-щрадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входят формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение

предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить кон­спект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. К развивающим задачам относятся:

-формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение
в его эмоциональном, образном и логическом единстве, - развитие и
расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного
опыта ребенка, развитие его мыслительной Деятельности и познавательной
активности;

- совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

- развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи). Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Для реализации задач литературного образования в 5

- 9 классах предлагается концентрический вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 классе. В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и исторические явления от древнерусской литературы до второй половины двадцатого века.

Начиная с 5 класса ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы двадцатого века. Произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора.

В содержании программы в конце каждого класса приводятся списки текстов дли заучивания наизусть и домашнего чтения. Отбор произведений остаётся за учителем. Программа строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьника.


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель ГС. Меркин ,С.А.Зинин, ВАЧалмаев/ М.: «Русское слово», 2009 год, 5-е издание исправленное и дополненное. Авторская программа допущена Министерством образования Российской Федерации.



Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Учебник «Литература. 8 класс в 3-х частях. Автор-составитель: Меркин ГС. Москва, «Русское слово», 5-е издание, соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на срормирование умения анализировать и интерпретировать текст.



Целью преподавания литературы в восьмом классе является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Главные задачи курса литературы для 8 класса:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

- формирование представления учащихся о литературе как социокультурном среномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.




Список произведений для заучивания наизусть

1. Отрывок из «Слова о полку Игореве».

2. Монолог Фамусова (Чацкого) из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

3. М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление...»

4. Г.Р.Державин. «Признание».

5. А.С.Пушкин. «Пророк»; «Я помню чудное мгновенье...»; «Я вас любил»; «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»; отрывок из «Евгения Онегина».

6. М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»; «Выхожу один я на дорогу»; «И скучно и грустно...»; «Нет, не тебя так пылко я люблю...»; отрывок из «Героя нашего времени».

7. Н.В.Гоголь. Отрывок из «Мертвых душ».

8. Ф. И. Тютчев. «Она сидела на полу...»

9. А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу...»

10. А.А.Ахматова. «Родная земля».

11. М.И.Цветаева. «Моим стихам...»





1




Литература — искусство слова. Художественная литература и история




2




Устное народное творчество. Исторические песни. Летописи.




3




Р.Р. Анализ исторической песни




4




Древнерусская литература. Сказание о Борисе и Глебе




5




Духовная литература. Житийная литература. Основные нравственные проблемы житийной литературы.




6




Житие Сергия Радонежского. Образ святого в житие.




7




Из литературы 18века. Г.Р.Державин — поэт и государственный чиновник




8




Художественное своеобразие лирики Державина. Тема поэта и поэзии в стих. «Памятник»




9




Н.М.Карамзин. Жанр сентименталической повести.




10




«Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика. Новый тип героя.




11




Из литературы 19века. Поэты пушкинского круга: Жуковский, Баратынский, Батюшков, Дельвиг.




12




А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии. Анализ стих. «Пущину», «19 октября»




13




Обзор романа «Пиковая дама». История написания и основная проблематика.




14




Обзор «Маленьких трагедий». Тематика и система образов трагедии «Моцарт и Сальери»




15




А.С.Пушкин»Капитанская дочка». Историческая основа повести.




16




Формирование характера и взглядов Петра Гринёва




17




Анализ главы «Вожатый». Многозначительные обстоятельства встречи.




18




Гринёв в Белогорской крепости. Гринёв и Швабрин.




19




Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.




20




Изображение народной войны и её вождя




21




Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»




22




Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.




23




Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне.




24




Р.Р. Сочинение по повести.




25




М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта




26




«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея. Значение эпиграфа




27




Образ Мцыри в поэме







28




Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтического произведения




29




Р.Р. Обучающее сочинение




30




Н.В. гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»




31




Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии.




32




Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.




33




Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ 4действия.




34




Финал комедии, его идейно-композиционное значение.




35




Образ города в комедии.




36




Р.Р. Сочинение




37




И.С.Тургенев. Судьба и личность писателя. Автобиографический характер повести «Ася»




38




История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок




39




«Тургеневская девушка» в повести.. образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.




40




Р.Р.Сочинение




41




Н.А.Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.




42




А.Фет. Основные мотивы лирики.




43




А.Н.Островский «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.




44




Образ Снегурочки. Язык персонажей. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод.




45




Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Анализ отрывка из повести «Отрочество»




46




Рассказ. »По еле бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.




47




Автор и рассказчик в рассказе. Моральная ответственность человека за всё происходящее.




48




Р.Р. Сочинение по рассказу.




49




Литература 20 века. Личность М.Горького. «Песня о Соколе». Роль пейзажа в произведении.




50




Тема смысла человеческой жизни. Идейное своеобразие «Песни о Соколе».




51




Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни.




52




Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького. Истинные и ложные ценности жизни.




53




Р.Р.Сочинение с элементами рассуждения.




54




В.Маяковский. Художественное своеобразие лирики поэта.







55




Сатира начала 20 века. Рассказы М.Зощенко.




56




Лирика поэтов 20 века. Д.Кедрин, Н.Заболоцкий.




57




А.Грин. Вопросы любви, добра, человечности в повести «Алые паруса»




58




Р.Р. Сочинение-рассуждение по повести А.Грина.




59




В.Астафьев. Человек и война в творчестве Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».




60




Проблематика нравственной памяти в рассказе.




61




А.Т.Твардовский. Судьба страны в поэзии поэта. Поэма « За далью - даль»




62




Час поэзии «Судьба Отчизны»




63




В.Распутин. Нравственная проблематика повести «Уроки французского»




64




Урок — диспут «Мотивы милосердия, границы дозволенного...»




65




У.Шекспир. Писатель и его время. Сонеты Шекспира.




66




«Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.




67




М.Сервантес. Обзор романа «Дон Кихот»




68




Итоговый урок. Любимые книги и их герои.




  • Задачи изучения литературы
  • К развивающим задачам относятся
  • Пояснительная записка
  • Цели и задачи программы
  • Список произведений для заучивания наизусть