Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Срок реализации учебного предмета




Скачать 275.54 Kb.
Дата03.07.2017
Размер275.54 Kb.
ТипПрограмма




Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  1. Общая характеристика учебного предмета

  2. Срок реализации учебного предмета,

  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

  5. Цель, задачи учебного предмета

  6. Методы обучения


II. Содержание учебного предмета,
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

  2. Критерии оценок


V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам
VI. Списки учебной и методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Программа основана на Программе (проекта) по дисциплине «Музыкальная грамота и слушание музыки» для хореографических отделений детских школ искусств и составленной республиканским методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и согласованной при Главном управлении учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры РСФСР в 1988 году.

Детская хореографическая школа призвана давать учащимся общее хореографическое образование, развивать эстетический вкус и приобщать детей к лучшим произведениям классического русского и зарубежного искусства.

Хореографическая школа не ставит своей целью подготовку профессиональных артистов балета. Основная задача – эстетическое воспитание учащихся средствами хореографического музыкального искусства.

Выполнение всех этих задач требует от педагогов внимательного изучения и использования на практике передового опыта по воспитанию и обучению юного поколения, также использования многолетнего опыта работы своей школы в связи со сложившимися традициями, основой которых являются межпредметные связи, т.е. взаимопроникновение предметов «слушание музыки» и «история хореографического искусства» со специальными дисциплинами (классический и народный танец).

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» занимает важное место в комплексе дисциплин, развивающих у детей образное мышление, способность правильно, чутко воспринимать музыку и воспитывающих художественный вкус.

Программа по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» рассчитана на 6 лет. Занятия, согласно учебному плану, проводятся один раз в неделю. Продолжительность урока - 40 мин.

Особенностью курса является соединение на одном уроке трех видов занятий: 1) слушание музыки, 2) музыкальная грамота, 3) вокально-интонационные и метро-ритмические упражнения.

Изучение определенных теоретических понятий и формирование вокально-интонационных навыков ведется на основе изучаемого материала по разделу «Слушание музыки». Раздел «Музыкальная грамота и метро-ритмические упражнения» необходимы для более активного восприятия учащимися музыкального материала, для понимания и осознанного исполнения ритмического рисунка в танце.

Раздел «Слушание музыки» имеет свою специфику. Наряду с общей музыкальной культурой, изучение его должно дать учащимся более глубокие знания о танцевальных жанрах и балетной музыке.

В связи с этим расширен список музыкальной литературы. Введено значительно большее количество танцев народов СНГ и зарубежных стран.

При изучении произведений классиков русской и зарубежной музыкальной культуры большое внимание уделено танцевальным жанрам в творчестве этих композиторов.

Изучаются также балеты А. Адана «Жизель», Л. Делиба «Коппелия», П. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», А. Глазунова «Раймонда», С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», И. Стравинского «Петрушка», «Жар-птица», А.Хачатуряна «Спартак», «Гаяне».

За счет расширения определенных разделов в программе опускается подробное изучение биографий некоторых композиторов, но дана краткая характеристика их творчества.

Музыкально-технические знания даются с учетом специфики хореографической школы, а именно: учащиеся подробно знакомятся с разнообразными метро-ритмическими и структурными особенностями изучаемой музыки. Так например: в первом классе, изучая песни, танцы разных народов, учащиеся получают представление об их метро-ритмической структуре, знакомятся с куплетной, простыми двух и трех-

частными формами.

На втором году обучения вышеуказанные формы изучаются более подробно на основе нового музыкального материала. Учащиеся знакомятся с формами вариаций, рондо, сложной трехчастной формой, с жанрами оперы и балета.

В то же время объем материала по теории музыки несколько сокращен, так как в нашей школе все дети обучаются игре на музыкальном инструменте (в основном на фортепиано) и элементарные теоретические знания получают на уроках музыки.

Учитывая многолетний опыт школы, изменено количество часов по тем или иным темам в связи с более углубленным прохождением тем, связанных с танцевальной и балетной музыкой.

Курс «Музыкальная грамота и слушание музыки» рассчитан на 34 часа в учебном году с учетом каникулярных и праздничных дней.
2. Срок реализации учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки»

Предлагаемая программа рассчитана на 6-ти летний срок обучения.


3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета:


Годы обучения/количество часов

1-6 годы обучения

Количество часов

Максимальная нагрузка

(в часах)



198

Количество часов на аудиторную нагрузку

198

Год обучения

1

2

3

4

5

6

Количество учебных недель

33

33

33

33

33

33

Недельная аудиторная нагрузка

1

1

1

1

1

1


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 человек) и групповых занятий (от 11 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Занятия проводятся один раз в неделю.


5. Цель и задачи учебного предмета «Слушание музыки»

Цель программы — формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Основные задачи:



  • создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

  • формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

  • накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры

  • разных эпох, направлений и стилей;

  • расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

  • развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;

  • способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;

  • воспитывать желание слушать и исполнять музыку;

  • поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

  • развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.


6.Методы работы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение);

  • практический (активизация зрительного и слухового восприятия, контрастное сопоставление музыкальных произведений;

  • метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).

Наряду с традиционными формами урока, используются и такие новые формы работы как:

  • интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио);

  • урок - воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее);

  • урок - сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение);

  • урок - исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической работы);

  • урок - настроение;

  • комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);

  • урок - путешествие в прошлое, настоящее и будущее;урок - состязание;

  • конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности:

сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям, подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям, создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений),нарисовать рисунок к прослушанному произведению.
II. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план
1 год обучения


темы



Название тем раздела

Кол-во

час.














Раздел 1.Песня, танец и марш – основные жанры

Музыкального искусства






1.1.

Музыка в нашей жизни. Многообразие содержания музыкальных произведений

2

1.2.

Русские народные песни

2

1.3.

Революционные песни

1

1.4.

Песни гражданской войны.

Песни военных лет.



1

1.5.

Песни Великой Отечественной войны.

1

1.6.

Песни советских композиторов.

2

1.7.

Маршевая музыка.

4

1.8.

Песни-марши.

2

1.9.

Танцевальная музыка народов СНГ

4

1.10.

Танцевальная музыка народов Европы

6

1.11.

Песня, танец, марш в более крупных формах (симфония, балет, опера)

3

1.12.

Песенность, танцевальность, маршевость

(в опере, балете, концерте, симфонии и т.д.)



5







33

Предусматриваются вокально-интонационные метро-ритмические упражнения.



2 год обучения


темы



Название тем раздела

Кол-во

час.














Раздел 2. Средства музыкальной выразительности




2.1.

Музыкальная речь

4

2.2.

Музыкальные тембры

4

2.3.

Формы музыкальных произведений

10




Раздел 3.Музыкальные жанры




3.1.

Опера, балет, оперетта

М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»


10

3.2.

Программно-изобразительная музыка.

М.П. Мусоргский. Картинки с выставки.

П.И. Чайковский. Времена года.

М. Сен-Санс. Карнавал животных



5




Музыкально-теоретический материал







Повторение и закрепление материала 1-го

года обучения.












33

Предусматриваются вокально-интонационные метро-ритмические упражнения.



3 год обучения


№ п/п

Наименование тем раздела

Кол-во часов



Раздел 4. Западно-европейская музыка ХVII-XVIII веков



4.1

Опера.

1

4.2

Оратория. Кантата.

2

4.3

Концерт.

2

4.4

Клавирная музыка.

3

4.5

Гомофонно-гармонический стиль музыки, полифония.

2

4.6

Органная музыка.

2



Раздел 5. Западно-европейская музыка XVIII-XIX веков



5.1

Венская классическая школа.

3

5.2


Старинные формы и жанры в творчестве венских классиков.

1


5.3

Сонатная форма. Соната в творчестве венских классиков.

4

5.4


Сонатно-симфонический цикл в творчестве венских классиков.

5


5.5


Произведения для театра в творчестве венских классиков.

4


5.6

Вокальное творчество венских классиков.

1

5.7

Концерт в творчестве венских классиков.

3




Итого:

33


4 год обучения


№ п/п

Наименование тем раздела

Кол-во часов



Раздел 6. Западно-европейская музыка XIX века. Эпоха романтизма



6.1


Романтизм как художественное направление. Жанры - песни, миниатюры, опера, балет, симфония, концерт.

1


6.2

Вокальное творчество композиторов-романтиков.

5

6.3


Жанр миниатюры в произведениях композиторов-романтиков.

4

6.4


Этюд, прелюдия, ноктюрн в творчестве композиторов-романтиков.

3

6.5


Танцевальные жанры в творчестве композиторов-романтиков.

6

6.6


Сонатно-симфонический цикл в творчестве композиторов-романтиков.

3

6.7


Концерт как жанр в творчестве композиторов-романтиков.

3


6.8

Музыка для театра в творчестве композиторов-романтиков.

8




Итого:

33


5 год обучения


№ п/п

Наименование тем раздела

Кол-во часов




Раздел 7. Русская музыка




7.1

Русская народная песня.

2

7.2


Русская музыка конца XVIII – начала XIX века.

Русская песня и романс.



2


7.3

М. И. Глинка (1804-1857).

5

7.4

А. С. Даргомыжский (1813-1869).

2

7.5


«Могучая кучка». Характеристика творческого направления.

1


7.6

Оперное творчество композиторов «Могучей кучки».

12

7.7


Песня и романс в творчестве композиторов «Могучей кучки».

3


7.8


Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки».

2


7.9

П. И. Чайковский (1840-1893).

4




Итого:

33


6 год обучения


темы



Название тем раздела

Кол-во

час.





Раздел 8. Русская музыка. Советская музыка




8.1.

Балетное творчество П.И. Чайковского

7

8.2.

Романсы в творчестве П.И. Чайковского

1

8.3.

А.К. Глазунов (1865-1936)

3

8.4.

С.В. Рахманинов (1873-1943)

3

8.5.

И.Ф. Стравинский (1882-1971)

2

8.6.

С.С. Прокофьев (1891-1953)

7

8.7.

Д.Д. Шостакович (1906-1975)

2

8.8.

А.И. Хачатурян (1903-1978)

4

8.9.

Д.Б. Кабалевский (1904-1987)

1

8.10

Г.В. Свиридов (г.р.-1915)

1

8.11

Р.Я. Щедрин (г.р.-1932)

2




Музыкально-творческий материал







Повторение и закрепление всего ранее пройденного материала







Итого:

33


Требования по годам обучения
К концу 1-го класса обучающиеся должны знать:

  • содержание музыкальных произведений, лад музыки и определение его на слух;

  • понятие жанра, три кита: песня, марш, танец и показ ручными знаками ритма и пульса музыки;

  • характерные черты марша, песни и танца и их разновидности;

  • танцевальную музыку народов СНГ и роль ее в быту;

  • танцевальную музыку народов Европы и особенности метроритма и мелодической интонации танцев разных народов;

  • песню, танец и марш в крупных формах (опера, балет, симфония);

  • песенность, танцевальность и маршевость крупных жанров музыки.

К концу 1-го класса обучающиеся должны уметь:

  • понимать музыку как особый вид искусства, отображающий мир чувств человека;

  • давать оценку общему характеру звучания музыки;

  • уметь рассказать о выразительных свойствах музыки;

  • узнавать звучание тембров музыкальных инструментов;

  • различать музыкальные формы построения музыки.

К концу 2-го класса обучающиеся должны знать:

  • музыкальные интонации и содержание музыки;

  • средства музыкальной выразительности: ритм, метр, регистр, темп, динамика, тембр;

  • понятие о тембре, тембры певческих голосов и их разновидности, размещение голосов в хоре;

  • понятие о мелодии, ее разновидности и приемы развития;

  • оркестр народных инструментов, симфонический оркестр и деление его на группы;

  • формы музыкальных произведений, музыкальные жанры: опера, балет, оперетта.

К концу 2-го класса обучающиеся должны уметь:

  • понимать музыку как особый вид искусства, отображающий мир чувств человека;

  • давать оценку общему характеру звучания музыки;

  • уметь выявлять выразительные свойства музыки;

  • узнавать звучание тембров музыкальных инструментов;

  • различать музыкальные формы произведений.

К концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

  • историю возникновения оперы, оратории, кантаты и концерта;

  • новые жанры клавирной музыки: вариации на темы народных песен, рондо;

  • строение старинной сюиты и фуги;

  • отличительные черты гомофонно-полифонического стиля;

  • историю возникновения органа;

  • представителей венской классической школы;

  • старинные формы и жанры в творчестве венских классиков;

  • сонатно-симфонический цикл, произведения для театра, вокальную музыку, концерт в творчестве венских классиков.

К концу 3-го класса обучающиеся должны уметь:

  • понимать специфику музыки как вида искусства;

  • определять общий характер и образный строй произведений;

  • уметь определять новые жанры клавирной музыки;

  • выявлять отличительные черты гомофонно-полифонического стиля;

  • различать музыкальные формы построения произведений.

К концу 4-го класса обучающиеся должны знать:

  • романтизм как художественное направление;

  • жанры - песни, миниатюры, опера, балет, симфония, концерт;

  • вокальное творчество композиторов-романтиков;

  • этюд, прелюдия, ноктюрн в творчестве композиторов-романтиков;

  • танцевальные жанры в творчестве композиторов-романтиков;

  • сонатно-симфонический цикл в творчестве композиторов-романтиков;

  • музыка для театра в творчестве композиторов-романтиков;

  • отражение эстетики романтизма в опере и балете.

К концу 4-го класса обучающиеся должны уметь:

  • понимать и разбирать музыкальные произведения;

  • грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;

  • определять жанры романтической музыки;

  • выявлять отличительные черты Романтизма;

  • узнавать на слух основные темы прослушанной музыки;

  • различать музыкальные формы построения произведений.

К концу 5-го класса обучающиеся должны знать:

  • русскую народную песню и ее разновидности;

  • русская музыка конца XVIII – начала XIX века;

  • русская песня и романс в произведениях М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского и др. композиторов;

  • «Могучая кучка», характеристика творческого направления;

  • оперное творчество композиторов «Могучей кучки»;

  • песни и романсы в творчестве композиторов «Могучей кучки»;

  • симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки»;

  • П. И. Чайковский – биография и его творчество как вершина психологического реализма.

К концу 5-го класса обучающиеся должны уметь:

  • понимать и определять разновидности песни;

  • грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;

  • давать характеристику творческого направления «Могучей кучки»;

  • выявлять отличительные черты творчества композиторов «Могучей кучки»;

  • узнавать на слух основные темы прослушанной музыки;

  • грамотно рассказывать о пройденных произведениях и их содержании;

  • пользоваться музыкальной терминологией.

К концу 6-го класса обучающиеся должны знать:

  • русскую и советскую музыка;

  • балет и романсы в творчестве П. И. Чайковского;

  • биография и значение балетного творчества А. Глазунова;

  • С. В. Рахманинов - биография и его творчество;

  • особенности стиля И. Стравинского и обзор его творчества;

  • С.С. Прокофьев - классик музыки XX века, биография и творчество;

  • Д.Д. Шостакович крупнейший композитор – симфонист нашего времени, новаторские черты стиля;

  • А.И. Хачатурян – создатель первого армянского балета;

  • Д. Б. Кабалевский - крупный советский композитор, общественный деятель, педагог и многообразие его жанров;

  • тема Родины в творчестве Г. В. Свиридова и его вокальная музыка;

  • Балет в творчестве Р. Щедрина.

К концу 6-го класса обучающиеся должны уметь:

  • знать и различать русскую и советскую музыку;

  • слушать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи;

  • уметь сознательно и эмоционально слушать музыку;

  • запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки;

  • грамотно излагать впечатления о музыке, рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах;

  • свободно пользоваться необходимой музыкальной терминологией.




  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, певческих голосах, основных жанрах;

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

  • умение рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения;

  • первоначальные представления о средствах музыкальной выразительности.

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Знания учащихся по предмету «Слушание музыки» оцениваются по пятибалльной системе, по четвертям и результатам контрольных уроков:

«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;

«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;

«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.



  1. Формы и методы контроля, система оценок.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:



  • беседа, устный опрос;

  • обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;

  • представление своих творческих работ;

  • письменные задания (тестирование);

  • музыкальная викторина.

Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся в 1 и 2 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока.

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.




  1. Средства обучения.

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с фортепиано;

  • учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

  • наглядно-дидактические средства;

  • электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование

  • компьютер, аудио- и видеотехника);

  • библиотеку, фонотеку, видеотеку.

В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

VII.Методическое обеспечение учебного процесса

Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму общения с детьми на уроках, создав положительный эмоциональный фон. Следует сразу отметить, что в первом классе педагогу не надо бояться собственного монолога на уроке. В этот период обучения как раз уместно разъяснять, рассказывать детям все, что поможет им оживить в своем восприятии звучащий материал: для них все ново, все интересно! Одновременно, в непосредственном общении с детьми необходимо стимулировать их активную практическую и игровую деятельность (например, изобразить под музыку шаги музыкального героя движениями рук, прохлопать ритм, определить размер, показать в воздухе рисунок мелодии, пропеть ее). Этот живой тон общения и лежит в основе учебных пособий «Уроки госпожи Мелодии». Сразу отметим, что «уроки», «беседы», «рассказы» и реальные уроки не всегда совпадают по объему: это видно по их количеству в пособиях и тематических планах. Пособия предназначены в основном для чтения дома (самостоятельно или с родителями). Именно поэтому форма изложения очень тщательно прорабатывалась, а отбор материала был достаточно жестким. Конечно, язык общения с ребенком в пособии и на уроке будет различным. Например, образ госпожи Мелодии, который создается творческой фантазией детей, на уроках не используется, (он может быть использован только в нескольких, подходящих для этого, случаях). Хотя, нередко текст занятия точно повторяется в «уроках» госпожи Мелодии: обороты речи, постановка вопросов, сравнения, описания — это всѐ напоминает сам «урок». Может возникнуть вопрос: почему «госпожа» названа именно Мелодией — ведь ей приходится действовать в разных ситуациях (например, она описывает свое настроение, хотя формально речь идет о фактуре); не будет ли искажаться само музыкальное понятие мелодии? Как показывает практика, дети отлично понимают и принимают условия игры: госпожа Мелодия (а также Контрапункт и Фермата) — это одно, а сам термин мелодия — другое, и «обращаться» с ним нужно иначе. Что касается таблицы № 1, данной в пособии для первого класса (она рисует разные облики госпожи Мелодии), то это тоже условный прием: речь не идет о музыкальных понятиях. Здесь следовало лишь объяснить появление ряда рубрик, которые помогли бы структурировать текст, облегчив его восприятие. Поэтому все эпитеты, стоящие перед названием рубрики, раскрывают настроение (желание) нашего условного персонажа, а текст рубрики—установку на определенное действие. Причем эти слова-сигналы могут повторяться не точно («Послушайте» или «Слушаем»): важно правильно настроить детей на дальнейшее разворачивание событий. Эти слова-сигналы не всегда стоит понимать буквально, например: «Послушайте» должно обозначать не само действие: встать, включить кассету с записью (хотя это не исключается), а скорее подразумевает внутреннюю сосредоточенность, обращенность в себя, к своим впечатлениям, сохранившимся в памяти. Или слово-сигнал «Тишина». Это условный знак, призывающий обратиться к запомнившимся образам, восстановить их в своей памяти. Кстати, с этого и начинается слушание музыки. Объяснив детям, что на этих уроках они будут учиться слушать музыку, педагог сразу предлагает послушать тишину (ведь звук «рождается из тишины»). Это очень важный момент для подготовки к прослушиванию, формирующий умение сосредоточиться, настроиться на слуховую работу, помогающую понять свое отношение и понимание предложенного материала. Далее в руках педагога могут зазвучать несколько разных колокольчиков. Вариант — «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П. Чайковского (как прообраз душевной тишины и сосредоточенности). Здесь лучше исходить из того, насколько чутко дети реагируют на слова педагога и на музыку: если они имеют предварительную подготовку, пьеса Чайковского может прозвучать. Если же дети не вполне готовы, то голоса колокольчиков и рассказ о них станет наиболее адекватным. В пособиях для второго и третьего классов темы изложены более «взрослым» языком, поэтому педагогу будет не лишним вместе с детьми прочитать на уроке некоторые фрагменты и обсудить практические задания (здесь их гораздо больше, чем в первой книге).
VIII.Список рекомендуемой учебной и методической

Список методической литературы


  1. Владимирова О. «Слушание музыки», «Композитор», г. Санкт-Петербург, 2006 г.

  2. Осовицкая З., Казаринова А. «В мире музыки», «Музыка», г. Москва

  3. Царева Н. «Уроки госпожи мелодии» 1-2 класс, «Росмэн», г.Москва, 2001г.

  4. Истомин С. «Я познаю мир» (музыка), «Астрель», г. Москва, 2002г.

  5. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества, Москва, 1975г.

  6. Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии. 1 класс, Престо, 2007г.

  7. Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии. 2 класс, Престо, 2007г.

  8. Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии. 3 класс, Престо, 2007г.


2. Список учебной литературы

  1. Шорникова М. «Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры», «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2003 г.

  2. Шорникова М. «Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки», «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2003 г.

  3. Шорникова М. «Музыкальная литература. Русская музыкальная классика», «Феникс», 2003 г.

  4. Хрестоматии по русской, зарубежной музыкальной литературе, музыкальной литературе (для 4 класса ДМШ), «Музыка», г. Москва

  5. Камозина О. «Неправильная музыкальная литература», «Феникс», г. Ростов - на-Дону, 2013г

  6. Чайковский П.И. «Детский альбом», «Музыка», г. Москва

  7. Чайковский П.И. «Времена года», «Музыка», г. Москва

  8. Исабаева Е. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе «Западноевропейская музыка», «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2011г

  9. Исабаева Е. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе «Русская классика», «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2011г



  • II. Содержание учебного предмета, III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок
  • V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам VI. Списки учебной и методической литературы
  • I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета
  • 2. Срок реализации учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки»
  • 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • 5. Цель и задачи учебного предмета «Слушание музыки»
  • II. Содержание учебного предмета Учебно-тематический план 1 год обучения
  • Раздел 4. Западно-европейская музыка ХVII-XVIII веков
  • Раздел 5. Западно-европейская музыка XVIII-XIX веков
  • Раздел 6. Западно-европейская музыка XIX века. Эпоха романтизма
  • Требования по годам обучения
  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
  • Формы и методы контроля, система оценок.
  • VII.Методическое обеспечение учебного процесса
  • VIII.Список рекомендуемой учебной и методической Список методической литературы
  • 2. Список учебной литературы