Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение Цели и задачи обучения




Скачать 268.58 Kb.
Дата26.05.2017
Размер268.58 Kb.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Нормативно-правовое обеспечение

1.3.Цели и задачи обучения

1.4. Характеристика возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

1.6. Система оценки результатов освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1.Организация обучения Айкидо детей дошкольного возраста

2.2. Перспективное и календарно-тематическое планирование (возраст 4-5 лет)

2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1.Психолого-педагогические условия проведения НОД по Айкидо

3.2.Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по Айкидо

3.3. Кадровые условия проведения НОД по Айкидо

3.4. Организация и содержание предметно - развивающей среды в спортивном зале детского сада

3.5. Материально-технические условия проведения НОД по Айкидо

3.6. Методическое обеспечение программы


1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Айкидо - боевое искусство, основанное на гармоничном движении и минимальном мускульном напряжении, оно меняет привычное представление о силе и учит принципиально новым способам разрешения конфликтных ситуаций.

На первый взгляд айкидо кажется только высокоэффективным способом самозащиты от любого вида агрессии. На самом деле здесь кроется нечто намного большее. Айкидо - это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, сплавление в единое целое физической энергии, путь обретения гармонии.

На физическом уровне Айкидо работает как одна из совершенных дыхательно-оздоровительных систем, развивает выносливость, физическую силу и умственные способности. Щадящий ритм тренировок позволяет заниматься практически всем без возрастных ограничений, сохраняя и укрепляя здоровье.

Айкидо в корне отличается от других боевых искусств тем, что оно не несёт в себе агрессии ни в психологическом плане, ни в физическом. В основе технического действия Айкидо лежит не столько удар, как в других боевых искусствах, а бросок или контролирующий замок. Замечательной особенностью Айкидо является то, что оно делает огромный скачок от традиционного физического искусства к духовному боевому искусству, от относительного воинственного искусства к искусству абсолютному, от агрессивного, бойцовского боевого искусства к духовному воинственному искусству, которое ищет, как уничтожить конфликт.
Предлагаемая программа дополнительного образования по изучению японского боевого искусства айкидо для развития ребенка дошкольного возраста предназначена для инструкторов, руководителей учебных заведений, родителей воспитанников и всех интересующихся айкидо.
Программа разработана с учетом рекомендаций Федерации Айкидо и Айкидзюдзюцу Ёсейкан, Федерации Айкидо Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Федерации Айкидзюдзюцу Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Федерация Кобудо Санкт-Петербурга.
Программа не является учебником по айкидо для преподавания детям, она содержит лишь описание программного материала. Вопрос, каким образом преподносить материал на занятиях и как обучать, решается инструктором самостоятельно.
Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Важными задачами программы является освоение основных навыков Айкидо, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.).

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков Айкидо на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта. Предусматриваются основные требования к организации проведения физкультурно-оздоровительных занятий, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.



Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогает детям изучить основы техники Айкидо.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться владеть своим телом. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.


Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы,  от 5-ти до 6-ти лет.
Прием детей осуществляется на основании письменного договора родителей. Дети принимаются по желанию (без специального отбора в отличие от специализированных учреждений), комплектование групп происходит с учетом возраста и подготовки детей.
Программа рассчитана на 74 занятия в учебный год из расчета 2 занятия в неделю по 25 минут.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф 2Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» (вступил в силу 01 января 2014 г).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу в силу 22 декабря 2013 г.).

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Устав ГБДОУ Детский сад № 38 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

1.3 Цели и задачи обучения



Цель: Всестороннее и гармоническое развитие свойственных человеку жизненно важных физических, психологических и интеллектуальных качеств и основанных на них двигательных способностях наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков.
Программа должна решить три группы задач.
Задачи оптимизации физического развития человека:


  1. Укрепление здоровья и закаливание организма детей, что
    предполагает совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; обязательное соблюдение гигиенических требований при проведении практических, грамотное дозирование нагрузки, освоение навыков самоконтроля занимающимися.

  2. Всестороннее воспитание физических качеств и основанных на них двигательных способностей.

  3. Гармоническое развитие и совершенствование форм телосложения,
    что предполагает формирование правильной осанки, воспитание
    телесной красоты и др.


Специальные образовательные задачи:


  1. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через движения Айкидо.

  2. Сообщение специальных физкультурно-спортивных знаний обучающимся - как необходимой предпосылки сознательного освоения техники Айкидо, формирования мотивации для организованных и самостоятельных занятий Айкидо.


Воспитательные задачи:
Это общепедагогические задачи воспитания нравственности, коллективизма, милосердия, привитие эстетического вкуса, содействие умственному и трудовому воспитанию в специфических условиях процесса физического воспитания. В физическом воспитании задачи обучения в широком понимании неотделимы от формирования физических и психических способностей, без которых невозможно эффективное решение двигательной задачи. Общая структура процесса обучения представляет собой неразрывное единство и взаимосвязь стадий и этапов обучения двигательным действиям.

Занятия по Айкидо делятся на практические и теоретические, которые имеют следующие формы:


Теоретические:

  • лекция;

  • беседа;

  • инструктаж по технике безопасности.



Практические:


  • Тренировка - регулярно проводимое педагогом, ведущим группу, занятие включающее в себя отработку отдельных элементов, либо всего технического действия в целом, а также общефизические и специальные упражнения, (2 занятия в неделю продолжительностью 25 минут).




  • Контрольное занятие проводится педагогом, ведущим группу, в конце каждого пол-этапа и этапа обучения, в виде индивидуального либо группового исполнения обучающимися, технических действий определяемых настоящей программой с выставлением оценок (два раза в учебный год).




  • Аттестационный экзамен - контрольное занятие, проводимое специально-уполномоченным инструктором ФААР (Федерация Айкидо Айкикай России) с присвоением принятой в Айкидо квалификационной степени «КЮ» или «ДАН» (один раз в год).




  • Показательные выступления — демонстрация приемов Айкидо воспитанниками родителям при проведении контрольного занятия (два раза в год).


Принципы обучения:
- Систематичность - занятия Айкидо должны проводиться регулярно, в

определенной системе, потому что регулярные занятия Айкидо дают

больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;
- Доступность - физическая нагрузка на занятиях Айкидо должна быть

доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням

подготовленности;
- Активность - так как основной формой деятельности дошкольников

является игра, необходимо применять как можно больше игр и игровых

упражнений, чтобы процесс обучения Айкидо стал разнообразными и интересным для детей;
- Наглядность- для успешного прохождения процесса обучения Айкидо,

объяснение должно сопровождаться показом упражнений;


- Последовательность и постепенность - во время обучения детей Айкидо

простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и

трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после

хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих

упражнений.

1.4 Характеристика возрастных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной системы ребёнка ещё незавершенно (скелет, суставно – связочный аппарат, мускулатура).

Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).


1.5 Планируемые результаты освоения программы





  • Снижение заболеваемости детей и укрепление организма.

  • Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям по Айкидо.

  • Сформированные навыки подготовительных и специальных упражнений Айкидо.

  • Укрепление у детей физического, психического и нравственного здоровья.

  • Уверенное владение базовыми техническими навыками Айкидо.



1.6 Система оценки результатов освоения программы





  • Контрольное занятие и зачет по пройденному материалу за полугодие, переводной экзамен (аттестация).

  • Показ открытых занятий для родителей.

  • Оформление стендов, фотовыставок в течение года.



2. Содержательный раздел

2.1 Организация обучения Айкидо детей дошкольного возраста

Теоретическая подготовка.

1. Вводное занятие. Истоки Айкидо. Важность занятия спортом. Суть Айкидо.

2. Гигиенические основы занятий. Гигиена тела, спортивная одежда, обувь. Физиологические особенности ребенка. Влияние единоборств на физическое развитие занимающихся.

3. Понятие об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость и ловкость.

4. Оборудование и инвентарь для занятий айкидо. Спортивная одежда и уход за ней. Спортивный инвентарь, применяемый на занятиях по айкидо.

Практическая подготовка.

1. Передвижения в айкидо: тенкай, тенкан, ирими, тенкан, цуги, аши, связки в передвижениях.

2. Акробатика айкидо: кувырки вперёд, назад, через правое и левое плечо; колесо, рандат (обыкновенное, с помощью одной руки, вправо, влево); самостраховка (при падении на спину, на живот, на бок, из положения, стоя, седа и сидя).

3. Техники айкидо: уширо эри тори икьо, катате тори айханми икьо, уширо айханми оби икьо, катате тори айханми шихонаге, катате тори гьякуханми шихонаге, катате тори айханми котегаеши.

4. ОФП: укрепление основных мышечных групп, развитие ловкости, развитие выносливости, развитие гибкости.

5. СФП: развитие скорости реакции; развитие скорости выполнение технического действия.

6. Элементы атакующей техники: преимущественные захваты за кисть, удары кулаком в область живота, головы без партнера.

7.Специализированные игровые комплексы: регби на коленках; салки; эстафеты.


Последовательность и техническое содержание обучения


  1. Этикет. Правила поведения в зале для занятий. Традиционное открытие и закрытие занятия. Приветствия. Техника безопасности до, вовремя и после занятия.

  2. Стойки. Миги-ханми – правосторонняя стойка, хидари-ханми – левосторонняя стойка. Подводящие упражнения для освоения стойки – вставание в стойку из положения лежа, сидя, сидя на корточках (сонкё). Смена стойки вперед-назад, назад-вперед. Переносы веса в стойке с ноги на ногу.

  3. Укеми – безопасные падения (страховки). Мае-укеми – страховка вперед; усиро-укеми – страховка назад; ёко-укеми – страховка вбок. Все страховки разучиваются из положения «с колена», по мере освоения вводится выполнение из стоек, при этом, используется поддержка партнером и инициация движения партнером.

  4. Передвижения. Цуги-аси – скользящий шаг. Окури-аси – скользящий приставной шаг. Аюми-аси – шаг со сменой ног. Подводящие упражнения: половинчатые шаги только передней или только задней ногой. То же с опусканием на колено. Передвижения на коленях – шаг сикко. Все передвижения разучиваются и выполняются вперед и назад.

  5. Повороты. Зэнпо тэнкан – поворот вперед. Кохо тэнкан – поворот назад. Тэнкай – поворот на месте. Подводящие упражнения: скручивания на месте и с полушагом передней или задней ногой. Повороты с опусканием колена на татами.

  6. Сочетания шагов, поворотов в виде связок и упражнений.

  7. Основные движения руками при входе – ирими, коккю-рёку, при повороте – тенкан, хирики. Основы разучиваются из положения сидя (только руки). Подъем и опускание рук разучиваются в виде упражнений с волейбольным мячом, с деревянным мечом – боккеном.

  8. Сочетания движений рук с передвижениями в виде связок и упражнений. Разучивание основных упражнений принципов Айкидо: Ирими-хо – упражнение прямого входа в движение атаки; Тенкан-хо – упражнение входа в движение атаки с помощью поворота; Хирики – использование силы локтей - упражнение прямого входа с подъемом и входа с подъемом в повороте.

  9. Атаки. Захваты: катате-дори – захваты за запястья; ката-дори – захваты за одежду. Удары: сёмэн-учи – удар ребром ладони сверху вниз в голову; ёкомен-учи – диагональный нисходящий удар ребром ладони в висок или шею; цки – прямые удары кулаком в разных уровнях; гери – удары ногами. Все атаки разучиваются на месте, по мере освоения сочетаются с передвижениями. Выполняются в варианте собственно атаки и в варианте контратаки.

  10. Техника. В силу сложности технических действий, используется разучивание по элементам. Из техники исключены травмирующие и травмоопасные движения. Все техники разучиваются в вариантах вперед и назад, из левосторонней и правосторонней стойки, от максимально возможного количества вариантов атак.

  11. Движения с оружием разучиваются как иллюстрация (разъяснение) движений без оружия. Используются деревянные макеты меча и ножа.



2.2 Перспективное и календарно-тематическое планирование

Работа в группах планируется на время общепринятого учебного года - с сентября по май. Особенности организации традиционного учебного года накладывают свой отпечаток на организацию работы по программе.


Учебный год в группе Айкидо поделен на полугодия, что дает возможность спланировать занятия по циклическому графику.

Каждое полугодие - как этап, или мезоцикл в годовом плане (макроцикле).

План работы рассматриваем как макроцикл, он состоит из двух мезоциклов.

Каждый мезоцикл представляет собой определенный этап подготовки:



  • подготовительно-ознакомительный,

  • этап закрепления и наработки.

Каждый мезоцикл заканчивается контрольными занятиями, на котором проводится разбор типичных ошибок.

Каждый мезоцикл содержит внутри себя микроциклы, состоящие из 2-4 занятий объединенных между собой единой темой.

На первый план при работе в микроцикле нами выдвигается положение о

закономерностях, связанных с неравномерностью освоения сложных двигательных действий, которые проявляются в изменении темпов обучения, чередования в ряде случаев, своего рода триад, включающих быстрый рост, снижение темпов освоения и плато, когда нет видимых признаков роста качества выполнения действий.

Каждый отдельный микроцикл - это этап в мезоцикле, на котором происходит обучение, закрепление, повторение, наработка, совершенствование конкретного технического действия.

Все, что связано с совершенствованием человеческого тела, имеет одни и те же правила, принципы и закономерности.

Закономерности физического воспитания едины во всех своих проявлениях, будь то изучение традиционных видов физической культуры или изучение «других», нетрадиционных видов физической активности.

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Передвижения (шаги)

Стоя




Сикко

СВ




Тенкан

ТВ




Ирими-текан

ТВ СВ




Мае кайтен укеми

ТК ТВ




Мае теку-то укеми

СВ




Усиро хантен укеми

ТВ СВ



Захват катате-дори

ТВ

Сёмэн-ути

Атаки Сёмэн, Ёкомэн и Цки

ТВ



Суми-отоси

ТВ

Катате-дори

Тенчинаге

ТВ

Катате-дори, Рётэ-дори

Коккю-хо

СВ

Рётэ-дори






Раздел/тема

Кол. часов

теорет

практ.


1

Здоровьеформирующее образование:

1. Тема “Правила личной гигиены” содержит в себе правила по уходу за своим телом, одеждой и помещением для занятий, приучает к здоровому образу жизни.

2. Тема “Морально-психологическая подготовка” содержит в себе курс обучения саморегуляции психологического состояния, уроки психологической подготовки. Данная тема затрагивается крайне осторожно и при постоянных консультациях с родителями учеников и представителями школьной психологической службы.


4




2

Этикет в Айкидо:

1. Тема “Тактика и техника взаимодействия с партнером” содержит в себе правила взаимодействия партнеров во время исполнения техник Айкидо, с соблюдением принципов “от простого к сложному”, “постепенности”, взаимоуважения друг к другу, безопасности проведения занятий.

2. Тема “Кодекс чести спортсмена” содержит в себе правила поведения айкидоиста в спортивном зале, на улице, в общественных местах, дома. Предусматривает воспитание в занимающихся принципов, заложенных в учение айкидо Основателем Морихеи Уэсиба.

3. Тема “Правила поведения в зале – рейсики” содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах айкидо (согласно правилам Всемирного Центра Айкидо).



4




3

Стойки и передвижения, движения руками и повороты:


  1. Тема «Укеми» – безопасные падения (страховки). Мае-укеми – страховка вперед; усиро-укеми – страховка назад; ёко-укеми – страховка вбок. Все страховки разучиваются из положения «с колена», по мере освоения вводится выполнение из стоек, при этом, используется поддержка партнером и инициация движения партнером.

  2. Тема «Миги-ханми» – правосторонняя стойка, хидари-ханми – левосторонняя стойка. Подводящие упражнения для освоения стойки – вставание в стойку из положения, лежа, сидя, сидя на корточках (сонкё). Смена стойки вперед-назад, назад-вперед. Переносы веса в стойке с ноги на ногу.

  3. Тема «Цуги-аси» – скользящий шаг. Окури-аси – скользящий приставной шаг. Аюми-аси – шаг со сменой ног. Подводящие упражнения: половинчатые шаги только передней или только задней ногой. То же с опусканием на колено. Передвижения на коленях – шаг сикко. Все передвижения разучиваются и выполняются вперед и назад.

  4. Тема «Зэнпо тэнкан» – поворот вперед. Кохо тэнкан – поворот назад. Тэнкай – поворот на месте. Подводящие упражнения: скручивания на месте и с полушагом передней или задней ногой. Повороты с опусканием колена на татами.

  5. Тема «Основные движения руками при входе» – ирими, коккю-рёку, при повороте – тенкан, хирики. Основы разучиваются из положения сидя (только руки). Подъем и опускание рук разучиваются в виде упражнений с волейбольным мячом, с деревянным мечом – боккеном.

  6. Тема «Сочетания движений рук с передвижениями в виде связок и упражнений». Разучивание основных упражнений принципов Айкидо: Ирими-хо – упражнение прямого входа в движение атаки; Тенкан-хо – упражнение входа в движение атаки с помощью поворота; Хирики – использование силы локтей - упражнение прямого входа с подъемом и входа с подъемом в повороте.




26

4

Атаки и техники:

  1. Тема «Захваты»: катате-дори – захваты за запястья; ката-дори – захваты за одежду. Удары: сёмэн-учи – удар ребром ладони сверху вниз в голову; ёкомен-учи – диагональный нисходящий удар ребром ладони в висок или шею; цки – прямые удары кулаком в разных уровнях; гери – удары ногами. Все атаки разучиваются на месте, по мере освоения сочетаются с передвижениями. Выполняются в варианте собственно атаки и в варианте контратаки.

  2. Тема «Техники исполнения защитных действий»: укеми-вадза, включают в себя весь спектр действий ассистента, направленных на умение безопасного взаимодействия партнеров при выполнении техник айкидо. К техникам защиты относятся: мае-укеми, усиро-укеми, еко-укеми.

  3. Тема «Техники контроля»: осае-вадза, включают в себя техники айкидо, в заключительной фазе которых применяются различные формы контроля с помощью воздействия на суставы и корпус партнера.К техникам контроля относятся: икке, никке, санке, енке, гокке, хиджикиме осае.

  4. Тема «Бросковые техники»: наге-вадза, включают в себя техники айкидо, в заключительной фазе которых происходит бросок партнера. Основные бросковые техники: шихо-наге, ирими-наге, котегаеси, кокюхо, кокю-наге, кайтеннаге, сумиотоси, удекименаге, тенчинаге.







40




ВСЕГО ЧАСОВ

74



2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

Раскрытию творческой уникальности каждого ребенка способствует специальное помещение: спортивный зал, где образовательная  работа организованна  с целью развития не только физических качеств, но и жизненно необходимых двигательных умений, навыков и положительного отношения к здоровому образу жизни.

В спортивном зале создана благоприятная среда для физкультурно – оздоровительной работы с детьми всех возрастных групп, которая включает:


  • Обеспечение безопасности при проведении образовательной деятельности. 

  • Наличие современного методического обеспечения и сопровождения по обучению Айкидо дошкольников.

  • Оформление развивающей среды спортивного зала  таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительные эмоции: радость, заинтересованность, желание заниматься Айкидо.

  • Оформление наглядных пособий, игровых материалов.

  • Укомплектование материалом и предметами  для оздоровления дошкольников: массажные коврики, мячи  и т.д.

  • Оформление информационных стендов в помещениях дошкольного учреждения, консультативного материала для формирования двигательных умений и  воспитания потребности в самостоятельной деятельности, пропаганды здорового образа жизни и спорта.

 Предметно-развивающая среда спортивного зале способствует эффективному  освоению содержания образовательной программы по Айкидо  и соответствует   требованиям СанПиН.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта и обеспечивает не только физическую активность детей, но и составляет основу их самостоятельной двигательной деятельности, самовыражения. Педагогу  лишь остается открыть перед детьми весь спектр её возможностей.

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.



Содержание работы

Сроки

Праздник «День открытых дверей»

Сентябрь

День творчества и искусства для родителей (открытый урок)

декабрь, апрель

Консультации для родителей «Семья – помощник педагога в организации детского досуга»

в течение года

Родительские собрания:

«Давайте познакомимся»

Сентябрь

«Учите детей дарить радость!..»

Декабрь

«Успешные дети – успех родителей»

Апрель

3. Организационный раздел

3.1 Психолого-педагогические условия проведения НОД по Айкидо

Для успешной реализации Программы должны быть обеспеченыследующие психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственныхвозможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методовработы с детьми, соответствующих их возрастным и  индивидуальнымособенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так иискусственного замедления развития детей);

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействиявзрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждогоребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношениядетей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видахдеятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфическихдля них видах деятельности;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия;



  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно вобразовательную деятельность.



3.2 Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по Айкидо

Занятия должны проводиться в зале, соответствующим требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам.

Зал должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Должны быть в наличии:
- раздевалка и шкафы для хранения личных вещей;
- аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

3.3 Кадровые условия проведения НОД по Айкидо

Педагог, руководитель кружка, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «педагог дополнительного образования», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.




3.4 Организация и содержание предметно - развивающей среды в спортивном зале детского сада

Особенности организации предметно-развивающей среды в спортивном зале детского сада в том, что среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание совершенствоваться в приобретённых навыках, познавать, побуждать применять в играх своё умение. В ходе игр, в том числе игровых упражнений, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Спортивный зал должен предоставлять условия для игрового обучения и развития моторных функций и координации ребёнка.



Пространство спортивного зала должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

3.5. Материально-технические условия





  • Иллюстративный материал.

  • Спортивный инвентарь.

  • Игрушки, другие атрибуты.


Оборудование и инвентарь:

  • татами,

  • гимнастические маты;

  • шведская стенка;

  • корзина с мячами;

  • канат;

  • деревянное учебное оружия: бокэн — имитация меча, танто — нож и дзе — палка.

3.6 Методическое обеспечение программы





  1. Айкидо, искусство мира./ Пер.с англ-К.: «София»Ltd. 1997.-256с.

  2. Бирючков Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках гимнастики в школе. РГУФК. Москва 2002.- 112с.

  3. Джон Стивенс. Секреты Айкидо.Пер. с англ.- к.: «София», 2001.-176 с.

  4. Джон Стивенс. Три мастера Будо. Перев. с англ.-К.:Ltd., 1997,-96с.

  5. Джон Стивенс. Морихеи Уэсиба. Непобедимый воин.: Иллюстрированная биография основателя Айкидо./ Прер.с англ.С. Холоднова- М.: ФАИР-ПРЕСС.-2001304с

  6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. Российское педагогическое агентство. Москва,1995г.-184с.

  7. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Москва.2000.- 320с.

  8. Масатаке Фудзита. Метод занятий Айкидо. Казань. ТаРИХ. 2001-96с.

  9. Мисцуги Саотомэ. Принципы Айкидо.- СПб.: Папирус1996г.-275с.

  10. Мирзоев О. М. Применние восстановительных средств в спорте.-М.: СпортАкадемПресс,200.-204с.

  11. Неверкович С.Д. , Хозяинов Г.И., Андриади И.П. Основы обучения и воспитания. РГАФК. Москва – 1997.- 58с.

  12. Роубел С. Айкидо для самопознания.Пер.с англ.Ю.Бондарева.-М.: ФАИР-ПРЕСС,2002-208с.

  13. Рольф Брандт. Айкидо: Учение и техника гармоничного развития. Пер. с нем.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-320с.

  14. Рубин В.С. Избранные разделы теории и методики физической культуры. РГАФК, Москва.- 2000.- 88с.

  15. Сиода Г. Динамика Айкидо/ Пер. с англ. А.Куликова, Е. Гупало,- М.:ФАИР-ПРЕСС,1999-384с.

  16. Уэсиба Киссемару. Айкидо. Яп. язык,Токио, Коданша.1998г.-340с.

  17. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока.-М.: Мол.гвардия,1990.-363с.

  18. Хироси Одзава. Кэндо. Полное практическое руководство. Пер.с англ. В.Пузанова.-К.: «София»,- 2000.-192с.

  19. Хорев В. Японский меч. Десять веков совершенства-Ростов н/ Д.: «Феникс»,2003.-192с.

  20. Moritaka Uesiba. BUDO TREINNING IN AIKIDO. Tokio. SMAI.1997-214S.

  21. Moriteru Uesiba. BEST OF AIKIDO 1tom. Tokio. Kodansha.2002.-300s.

  22. Moriteru Uesiba. BEST OF AIKIDO 2tom. Tokio. Kodansha.2003.-300s.



  • 1.1 Пояснительная записка
  • 1.2 Нормативно-правовое обеспечение
  • 1.3 Цели и задачи обучения
  • 1.4 Характеристика возрастных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста
  • 1.5 Планируемые результаты освоения программы
  • 1.6 Система оценки результатов освоения программы
  • 2.1 Организация обучения Айкидо детей дошкольного возраста
  • 2.2 Перспективное и календарно-тематическое планирование
  • Захват катате-дори ТВ Сёмэн-ути
  • Катате-дори Тенчинаге
  • Кол. часов теорет
  • 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
  • 2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
  • 3.1 Психолого-педагогические условия проведения НОД по Айкидо
  • 3.2 Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по Айкидо
  • 3.3 Кадровые условия проведения НОД по Айкидо
  • 3.4 Организация и содержание предметно - развивающей среды в спортивном зале детского сада
  • 3.5. Материально-технические условия
  • 3.6 Методическое обеспечение программы