Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Нормативная база




страница1/20
Дата11.05.2018
Размер3.48 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть 1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………4 1.1. Нормативная база………………………………………………………………………………………………...………...4 1.2. Цели и задачи реализации Программы………………………………………………………………………...………....5 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы………………………………………………………………...............6 1.4. Значимые характеристики (особенности осуществления образовательного процесса)………….…….…..………..10 1.4.1. Характеристика дошкольного образовательного учреждения………………………………………………………10 1.4.2. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста………………………………......14 2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)…………………………………………..24 2.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте………………………………………………………………..25 2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства……………………………………………………….25 2.3. Планируемые результаты освоения программы по возрастному принципу………………………………………….26 3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений…………………………………………………..45 3.1. Планируемые результаты освоения программы «Край родной навек любимый»………………………………...….45 3.2. Планируемые результаты освоения программы «Обучение плаванию в детском саду»…………………………….47 11. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть. 1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями…………………………..50 1.1. Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»………………………………………….50 1.2. Содержание образовательной области «Познавательное развитие»…………………………………………………………..67 1.3. Содержание образовательной области «Речевое развитие»…………………………………………………………………...83 1.4. Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»…………………………………………..93 1.5. Содержание образовательной области «Физическое развитие»……………………………………………………………...105 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы…………………………………..113 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей….121 4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………125 5. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………………………………….128 6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………134 7. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста)……………137 8. Часть, формируемая участниками образовательных отношений………………………………………………..140 111. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть. 1. Материально-техническое обеспечение Программы………………………………………………………………..147 2. Обеспеченность методическими материалами……………………………………………………………………….150 3. Организация режима пребывания детей в ДОУ……………………………………………………………………..158 4. Режим организованной образовательной деятельности……………………………………………………………..165 5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………....167 6. Особенности организации предметно – пространственной среды…………………………………………………171 7. Часть, формируемая участниками образовательных отношений………………………………………………….173 1V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 4.1. Основа Программы……………………………………………………………………………………………………….174 4.2. Особенности Программы………………………………………………………………………………………………...174 4.3. Возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа……………………………………….176 4.4. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………176 4.5. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста..………………………………….177 4.6. Взаимодействие участников образовательных отношений……………………………………………………………180 Приложения……………………………………………………………………………………………………………………186 1. Целевой раздел. Обязательная часть 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база Основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения №134 г. Липецка (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155) и обеспечивает развитие личности детей от 1, 5 до 8 лет в различных видах общения и деятельности c учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. При разработке Программы руководствовались следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13; - Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В Программе учитываются: индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации. Программа определяет структуру, содержание, особенности и прочие характеристики образовательной деятельности ДОУ, а также позволяет осуществлять корректировку Программы в соответствии с условиями её реализации. 1.2. Цели и задачи реализации Программы. Цель образовательной Программы: организация образовательного процесса, направленного на создание психолого – педагогических условий для позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа направлена на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическис и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы. Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объему, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Она составлена как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Содержание Программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. При разработке Программы учитывались следующие принципы (ФГОС ДО п. 1.2.): поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО П. 1.4.): полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. Базовые принципы Программы Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту. В соответствии с указанным принципом ведущими видами деятельности детей являются: в младенческом возрасте — непосредственное эмоциональное общение, в раннем — предметная деятельность, в дошкольном — игра. Принцип интеграции содержания дошкольного образования — альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое деление на образовательные области является условным и вызвано удобством в организации материала, необходимостью его систематического изложения. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает: социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников; «проживание» ребёнком содержания Программы во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы; технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику —проведение праздника, подготовка к следующему празднику — проведение следующего праздника и т. д.); многообразие форм подготовки и проведения праздников; возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников); выполнение функции сплочения общественного и семейного образования; основу для разработки части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменён, уточнён и (или) дополнен содержанием, отражающим специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс в конкретной ДОО (группе). Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями. Темой при реализации Программы могут стать также: вопросы, которые задают дети, проблемы, возникшие в процессе жизнедеятельности группы, предметы, заинтересовавшие ребёнка, и др. Принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка — важное в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону. Принцип ситуативности направлен на учёт интересов и потребностей детей при осуществлении образовательного процесса, он предполагает возможность использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на данный момент условий осуществления образовательного процесса для наиболее эффективного решения задач психолого-педагогической работы. Например, аксиологическая направленность Программы невозможна без реализации принципа ситуативности. Ведь ценностная ориентация формируется у ребёнка не на специальных занятиях и не путём морализаторства. Главная педагогическая стратегия — не пропускать ни одной ситуации в образовательном процессе, в режиме реального времени. Подходы к реализации Программы Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, личностном, аксиологическом, культурологическом, андрагогическом, системном и др. Культурно-исторический подход к развитию человека определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.). Он также предполагает определение целей Программы и путей их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде и др. Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно-положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. Практические выходы личностного подхода: приоритетное формирование базиса личности ребёнка; мотивация всего образовательного процесса: ребёнок не сундучок, в который можно переложить имеющиеся у взрослого знания и опыт. Он усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно значимым); утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми. Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию всего образовательного процесса. Помимо общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.), в Программе большое внимание уделяется формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (например, друзьям по дому, двору, группе), своей стране. Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. Ребёнок понимается как высшая ценность процесса образования. Общенаучный системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.4.1. Характеристика дошкольного образовательного учреждения Значимой особенностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №134 г. Липецка является то, что оно располагается в двух зданиях по следующим адресам: ул. Степана Разина, д. 1 и пр. Мира, д. 2а. Деятельность ДОУ№134 направлена на воспитание, образование и развитие детей, объединенных в группы по возрастному признаку. № пп Основные показатели Полная информация 1 Полное название образовательного учреждения Сокращённое Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 134 г. Липецка ДОУ № 134 2 Юридический адрес Фактический адрес Ул. Степана Разина, д. 1 Ул. Степана Разина, д. 1 Пр. Мира, д. 2а 3 Учредитель Место нахождения учредителя Департамент образования администрации города Липецка. 398032, г. Липецк, ул. Космонавтов, 56а 4 Лицензия Серия 48Л01 № 0001626 Регистрационный № 1454 Дата выдачи 31.01.2017 Выдана бессрочно 5 Вид, тип, категория дошкольного учреждения Вид – бюджетное учреждение Тип – дошкольное учреждение 6 Заведующая Заместитель заведующей по воспитательной образовательной работе Старшие воспитатели Оноприенко Ирина Петровна Базилевич Светлана Николаевна Земцова Ольга Анатольевна, Зубарева Валентина Викторовна 7 Контингент детей Дети работников предприятий г. Липецка, дети служащих, дети частных предпринимателей 8 Фактическая наполняемость 560 детей 9 Количество групп 21 группа, из них 2 логопедические группы, 1 группа кратковременного пребывания. 10 Педагогические работники (должности, количество) ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами: воспитатели – 41 чел.; музыкальные руководители – 4 чел.; инструкторы ФК – 2 чел.; учителя-логопеды – 2 чел.; педагог-психолог – 2 чел; педагог дополнительного образования – 1 чел. 11 Образование педагогов высшее образование – 27 чел. (52 ); среднее профессиональное – 8 чел. (25 ) 12 Квалификационная характеристика Аттестованы на: высшую квалификационную категорию - 14 чел. (27), первую квалификационную категорию – 28 чел. (54); соответствие занимаемой должности - 3 чел. (6) не аттестованы – 7 чел. (13) Стаж работы до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет свыше 15 лет 9 чел. (17) 9 чел. (17) 7 чел. (14) 27 чел. (52) 13 Режим работы ДОУ 12 –часовой с 6.30 до 18.30; ГКП -5-и часовой (с 8.00 до 13.00) выходные – суббота, воскресенье и нерабочие праздничные дни. В группах кратковременного пребывания (ГКП) состав детей – разновозрастной (от 1,5 до 3 лет). При организации образовательного процесса педагоги четко определяют цели, задачи и содержание работы для каждой возрастной категории за счет разных способов выполнения определенной задачи. На фронтальных занятиях решаются общие задачи, а более конкретные с конкретной группой детей и индивидуально. Общая образовательная деятельность проводится при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных групп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

  • 2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)…………………………………………..24
  • 3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений…………………………………………………..45
  • 11. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть. 1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями…………………………..50
  • 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы…………………………………..113
  • 4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………125 5. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………………………………….128
  • 6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………134
  • 8. Часть, формируемая участниками образовательных отношений………………………………………………..140 111. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  • 1. Материально-техническое обеспечение Программы………………………………………………………………..147 2. Обеспеченность методическими материалами……………………………………………………………………….150
  • 3. Организация режима пребывания детей в ДОУ……………………………………………………………………..158 4. Режим организованной образовательной деятельности……………………………………………………………..165
  • 5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………....167 6. Особенности организации предметно – пространственной среды…………………………………………………171
  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений………………………………………………….173 1V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  • 1. Целевой раздел. Обязательная часть 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база
  • 1.2. Цели и задачи реализации Программы. Цель
  • 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы.
  • При разработке Программы учитывались следующие принципы (ФГОС ДО п. 1.2.)
  • Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО П. 1.4.)
  • Базовые принципы Программы
  • Подходы к реализации Программы
  • 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.4.1. Характеристика дошкольного образовательного учреждения