Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего образования




страница1/4
Дата08.01.2017
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:

1. На основе сформированного в 5–10 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, знакомящих с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса – «Национальное своеобразие и история русской литературы ХХ века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, видеть их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа; 3 часа в неделю, в том числе для проведения уроков развития речи – 12 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.

2. В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. (Базовый уровень). 10–11 классы. Москва, Дрофа 2010

3. Кунарев, А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл. : практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2006. – 318 с.

4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / д-р фиол наук В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, д-р филол наук Б.С. Бугров, М.М. Голубков, проф М.И. Громова и др.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

Содержание тем учебного курса

Разделы тем


Содержательная линия


Обязательный минимум


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать и уметь:


1.Особенности литературного процесса рубежа веков (3 часа)


Содержание, обеспечивающее основные историко-литературные сведения


основные темы и проблемы русской литературы ХХ века;

-художественные открытия русских писателей;

-место русской литературы ХХ в мировой культуре.


Базовый уровень:

-основные темы и проблемы русской литературы ХХ века;

-художественные открытия русских писателей ХХ века;

-место русской литературы ХХ в мировой культуре.

-воспроизводить основные темы и проблемы русской литературе ХХ века


2. Литература начала ХХ века



- Содержание,

обеспечивающее

изучение

произведений,

предназначенных для

обязательного

изучения.

- Содержание, обеспечивающее основные историко-литературные сведения

- Содержание, обеспечивающее основные теоретико -литературные понятия


И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско", цикл "Темные аллеи", "Чистый понедельник".

А.И.Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся".

В.Г.Короленко"Река играет", "Без языка".

М.Горький "Макар Чудра", пьеса "На дне", публицистика "Несвоевременные мысли".



Базовый уровень: -художественные и идейно-нравственные традиции русской классической литературы, своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.

-направление философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в литературе как искусстве слова;

-образную структуру словесного искусства;

- основные факты жизни и творчества И.А.Бунина, А.И.Куприна, В.Г.Короленко, М.Горького;

-знать содержание указанных ниже произведений названных авторов.

-воспроизводить содержание изученных произведений;


Повышенный уровень:

-анализировать и интерпретировать художественные произведения, опираясь на исторические и теоретико-литературные понятия;

-выявлять авторскую позицию и аргументировано формулировать свою;

- выразительно читать изученные произведения;

- совершенствовать навыки написания сочинений на заданные литературные темы.


3. Русская поэзия СЕРЕБРЯНОГО века


Содержание, обеспечивающее изучение произведений,

предназначенных для

обязательного

изучения.

- Содержание, обеспечивающее основные историко-литературные сведения

- Содержание, обеспечивающее основные теоретико -литературные понятия


В.Я.Брюсов "Кинжал", "Юношам", "В глуби тайныя Вселенной..."


А.А.Блок "Вхожу я в темные храмы", "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...", "Незнакомка", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "Россия", "Русь", "В ресторане", Река раскинулась. Течет, грустит лениво...", "На железной дороге", поэма "Двенадцать".
И.Северянин "Увертюра", "Стансы".

1 стих-е из Сборника "Ананасы в шампанском"

В.Хлебников "Зверинец", " Заклятие смехом", "Когда умирают кони...".

В.В. Маяковский "Послушайте!". " Авы могли бы?", "Скрипка и немножко нервно", " Лиличка!", " Юбилейное", " Прозаседавшиеся",

"Разговор с фининспектором о поэзии", "Письмо Татьяне Яковлевой ", поэма "Облако в штанах".
С.А.Есенин"Гой ты,Русь моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных..."." Мы теперь уходим понемногу...", " Письмо матери, " Спит ковыль. Равнина дорогая...", " Шагане ты моя, Шагане!..", "Не жалею, не зову, не плачу..." " Русь советская", "Сорокоуст".

-Песнь о собаке", "Письмо к женщине", "До свиданья, друг мой...",


поэма "Анна Снегина"
Н.Гумилев "Капитаны", "Заблудившийся трамвай", "Жираф".
А.А.Ахматова "Сероглазый король",

"Сжала руки под темной вуалью...", "Широк и желт вечерний свет...", "Песня последней встречи...", "Мне ник чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", поэма "Реквием"".



- Базовый уровень : -основные факты жизни и творчества поэтов серебрянного века;

-содержание ,тематику, нравственную проблематику, систему образов, особенности композиции, жанровое своеобразие стихотворений поэтов серебрянного века;

- уметь анализировать лирические произведения, используя теоретико-литературные понятия;
-основные темы и мотивы лирики, «вечные» темы в их лирике;
-выразительно читать лирические произведения и делать развернутый анализ;
-истоки русского символизма; "старшие символисты", "младосимволисты",

-цветопись и звукопись в поэзии символистов;

-акмеизм,западноевропейские и отечественные истоки акмеизма;

-манифесты футуризма; отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, "самовитого" слова; группы футуристов

Базовый уровень:
-имажинизм;

-биографическая основа литературного произведения;

Повышенный уровень:

-понятия"лирический цикл", "велибр";

- авторская позиция и способы ее выражения в произведении.
-писать сочинение- рассуждение по лирическим произведениям.

4.Пути развития литературы ХХ века после 1917 г.



Содержание, обеспечивающее изучение произведений,

предназначенных для

обязательного

изучения.

- Содержание, обеспечивающее основные историко-литературные сведения

- Содержание, обеспечивающее основные теоретико-литературные понятия

А.А.Фадеев "Разгром",

Б.Л.Пастернак "Гамлет", " Зимняя ночь", Чудо", роман "Доктор Живаго".

М.И.Цветаева "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку", "Кто создан из камня, кто создан из глины...", " Тоска по родине! Давно..."

"Стихи о Москве", "Просто моя Осанка","Вчера еще в глаза глядели".
О.Э.Мандельштам "Бессонница.Гомер.Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез..

"Дано мне тело - что мне делать с ним", "Нет, не луна, а светлый циферблат".

М.А.Шолохов "Тихий Дон", "Донские рассказы"

А.П.Платонов "Сокровенный человек"

М.А.Булгаков Мастер и Маргарита", пьеса "Дни Турбиных".


Базовый уровень:

-жизнь и творчество писателя (обзор);

-содержание, темы, сюжеты и проблематика романа "Разгром"
Базовый уровень:

-жизнь и творчество писателя (обзор);

-содержание, темы, сюжеты и проблематика стихотворений и романа "Доктор Живаго"

Базовый уровень:

-жизнь и творчество поэтессы (обзор),

уникальность поэтического голоса Цветаевой, искренность лирического монолога-исповеди, фольклорные истоки ее поэзии;

- выразительно читать и анализировать лирические произведения;

Базовый уровень:

- жизнь и творчество поэта (обзор), культурологические истоки его творчества,

слово, словообраз в поэтике Мандельштама, музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта,

Повышенный уровень:
- импрессионистическая символика цвета, ритмико- интонационное многообразие;

-выразительное чтение и анализ стихотворений.


Базовый уровень:

-жизнь и творчество писателя (обзор), "Тихий Дон"-роман-эпопея о всенародной трагедии( история создания романа, широта повествования, герои , система образов романа, проблема гуманизма в романе, природа в романе,художественное своеобразие шолоховского романа)

-традиции и новаторство в художественном творчестве;

-выразительное чтение и анализ эпизодов романа;

-писать сочинение по изученному произведению.

Базовый уровень:

-жизнь и творчество(обзор), тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя;

-необычность языка и стиля Платонова, связь его творчества с традициями русской сатиры;

-понятие "авторские неологизмы";

-анализировать эпизоды произведений.
Базовый уровень:

-жизнь и творчество(обзор);

история создания романа "Мастер и Маргарита"; своеобразие жанра и композиции романа;система образов романа; сочетание реальности и фантастики;

традиции и новаторство в романе.

-содержание, тематика и проблематика пьесы"дни Турбиных;

- чтение и знализ эпизодов произведений М.А.Булгакова;

- писать сочинение на заданную тему по прозведениям М.А.Булгакова.


5. Литература 40-50-х гг. ХХ века.


Содержание,

обеспечивающее

изучение

произведений,

предназначенных для

обязательного

изучения.

- Содержание, обеспечивающее основные историко-литературные сведения

- Содержание, обеспечивающее основные теоретико-литературные понятия


Стихотворения К.Симонова, А.Т.Твардовского.
А. Толстой "Русский характер", "В.Некрасов "В окопах Сталинграда".


Базовый уровень : -жизнь и творчество писателей (обзор);

-содержание, темы, сюжеты и проблематика произведений; характеристика героев;

-чтение и анализ отдельных эпизодов произведений;

-выразительное чтение наизусть стихотворений, анализ стихотворений.



6. Литература 60-90-хгг. ХХ века



Содержание,

обеспечивающее

изучение

произведений,

предназначенных для

обязательного

изучения.

- Содержание, обеспечивающее основные историко-литературные сведения

- Содержание, обеспечивающее основные теоретико-литературные понятия


Ю.В.Бондарев "Горячий снег", В.А.Кондратьев"Сашка",

А.И. Солженицын"Один день Ивана Денисовича",

А.Т.Твардовский "По праву памяти",

В.П.Астафьев "Царь-рыба",

А.В.Вампилов "Старший сын", Ф.А.Абрамов "Дом"


Базовый уровень : -жизнь и творчество писателей (обзор);

-содержание, темы, сюжеты и проблематика произведений; характеристика героев;

-чтение и анализ отдельных эпизодов произведений;

- понятие "психологизм литературы";

- отзыв на произведение литературы 60-90-х гг. ХХ века.


7. Литература конца

ХХ века


Содержание,

обеспечивающее

изучение

произведений,

предназначенных для

обязательного

изучения.

- Содержание, обеспечивающее основные историко-литературные сведения

- Содержание, обеспечивающее основные теоретико-литературные понятия


В.Белов, Е.Носов, Т.Толстая, В.Токарева, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Ю.ДрунинаБ.Чичибабин

(по выбору учащихся и учителя)



Базовый уровень: -анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения по теории и истории литературы.

Тематическое планирование




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды учебной деятельности


Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы дополнительного содержания


Дом.

задание


Дата
проведения








план.

факт.

1

2

3




5

6

7

8

9

10

11

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА РУБЕЖА ВЕКОВ(3 часа)

1

Особенности литературного процесса рубежа веков


1

Урок объяснения нового материала

Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей

Сравнение литературного процесса рубежа веков, его особенностей в России и европейских странах

Знать: образую

характеристику

и своеобразие русской литературы

ХIХ века


Опрос по материалам лекции

Подготовка по материалам лекции, рефераты

2.09.13




2–3

Основные направления развития

русской литературы



2

Урок объяснения нового материала

Понятие об основных направлениях развития русской литературы

Национальные особенности основных направлений развития литературы

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Рефераты подготовленных учащихся

Подготовка к семинару «Поэтический мир

И. А. Бунина»



3.09.13

6.09.13





Творчество И. А. Бунина (4 часа)

4

Поэтический мир

И. А .Бунина



1

Урок объяснения нового материала

Дать понятие об особенностях поэтического мира И. А. Бунина; о понятии «музыкальность прозы» Бунина

Стилистические особенности прозы Бунина (стилевые контрасты, использование диалектизмов, внимание к «нестертому» слову,

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Опрос по материалам урока

Подготовка по материалам урока, индивидуальные задания

9.09.13



  1   2   3   4

  • Курс рассчитан на 102 часа; 3 часа в неделю, в том числе для проведения уроков развития речи – 12 часов.
  • Содержание тем учебного курса
  • Требования к уровню подготовки учащихся Знать и уметь
  • Тематическое планирование
  • Требования к уровню подготовки учащихся Элементы дополнительного содержания Дом. задание
  • Дата проведения план.
  • Творчество И. А. Бунина (4 часа)