Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста




страница1/3
Дата06.07.2017
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.



Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.



Вокал – (ит. - воче) – голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.



Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Задачи программы:
Образовательные:

  • углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоты и искусства

  • обучить детей вокальным навыкам вокала, хорового пения, её интонационно – образной природы;

освоение жанра и стилевое многообразие, выразительные средства и

особенности музыкального языка.



Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • привить навыки сценического поведения; формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству

своего


народа и других народов мира; воспитание музыкального вкуса учащихся,

потребности в самостоятельном общении с высоко – художественной

музыкой и музыкальном самообразовании;

воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.



Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию;

развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение,

певческий голос; приобщить к музыкальному искусству посредством

вокально – певческого жанра как одного из самых доступных и массовых

видов музыкальной деятельности.
Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной. Детские голоса имеют три основные градации – высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса. Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники. Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет. Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. Весь курс постановки голоса рассчитан на трёхлетний срок. Детям первого года обучения отводятся 2 часовое занятие 1раз в неделю, для групп 2- 3 годов обучения – 2 часовые занятия 2 раза в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

Для работы по данной программе на базе школы МБОУ «Гимназии» учитывая возрастные и вокальные данные учащихся, занятия проводятся классом по 45 минут. Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. В кружок вокального пения приглашаются дети младшего и среднего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие. Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения. В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально - одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.


Первый год обучения
Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.


Лад мажор

Лад минор

Темп быстро

Темп медленно

Динамика громко и тихо

Жанры песня

Жанры танец

Жанры марш

Формы одночастные

Формы двухчастные

Формы трёхчастные

Буквенное обозначение форм

Трёхчастная репризная форма

Трёхчастная без репризная форма

Сходства и различия форм

Формы песен

Типы голосов.

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2



2.

Вокальная работа.

Формирование певческих навыков

певческая установка

музыкальная память

вокальная артикуляция

дыхание.


Единство художественного и технического.

2

2



2

2

2



2

3.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.

Песня в жизни человека.

История гимнов России.

Песня на войне.

Музыкальные инструменты.

Симфонический оркестр

Три основные группы симфонического оркестра

Оркестр народных инструментов.

Отработка сценической постановки художественного номера.

Средства музыкальной выразительности.


2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2





Учебно - тематическое планирование




Тема

Теория

Практика

Кол-во

час

Дата

(план.)

Дата

(факт.)

1

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях вокала

2







2


Лад мажор

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика мажорного ладового отличия.

Определение на слух мажора. Подбор текста к мажорному ладу.


2







3

Лад минор.

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика минорного ладового отличия.

Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.


2







4

Темп быстро

Определение быстрого темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом.

Слуховой анализ музыкальных произведений, определить темп.

2







5

Темп медленно.

Определение медленного темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом.

Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.

2







6


Динамика:

громко – тихо.



Определение динамики как громкости звучания музыки.

Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст.

2







7

Динамические игры

Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Игры на развитие динамики.

2







8


Жанр песня

Дать определение жанра.

Найти примеры жанра песни. Изменение уже существующего жанра.

2







9

Жанр танец

Определение жанровой специфики танца, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра

Найти примеры жанра танца. Сочинение мелодий в разных жанрах.

2







10

Жанр марш.

Определение жанровой специфики марша, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра

Найти примеры жанра марша. Изменение уже существующего жанра.

2







11

Формы:

одночастная



Определение специфики формы построения произведений.

Слушание музыкальных произведений и определение их формы.

2







12

Формы:

двухчастная.



Буквенное обозначение форм. Двух частная форма произведения, сходства и различия.

Построение собственного произведения в заданной форме.

2







13

Формы:

трёхчастные





Определение частей песни, их названия и особенности. Трёх частная репризная и без репризная: сходства и различия.

Привести примеры песен с припевом и без.

2







14

Буквенное обозначение форм

Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм.

Определение формы музыкальных произведений на слух (одночастная, двухчастная, трёхчастна).

2






15


Трёхчастная репризная форма

Определение частей произведений, их названия и особенности.

Музыкальная угадайка. Определение формы на слух музыкальных произведений трёхчастной репризной формы.

2







16

Трёхчастная без репризная форма (музыкальная угадайка)


Определение частей произведений, их названия и особенности.

Музыкальная угадайка. Определение на слух музыкальных произведений трёхчастной без репризной формы.

2







17

Сходства и различия форм


Музыкальные произведения их сходства и различия форм

Слушание и определение разных форм музыкальных произведений.

2







18

Формы песен.

Бесприпевная форма.

Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

2







19

Типы голосов.




Названия групп голосов, их расположение в хоре.

Определение диапазона каждого голоса.





Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа.

2







20

Формирование певческих навыков

Определение музыкального слуха, памяти.

Уметь владеть дыханием, верно артикулировать

2







21

Развитие музыкальной памяти

Роль музыкальной памяти

Уметь различать на слух знакомые музыкальные произведения.

2







22

Артикуляция


Артикуляционный аппарат

Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

2







23

Дыхание

Дыхательные органы

Уметь владеть дыханием, верно артикулировать.

2







24

Единство

художественного и технического.



Что такое художественный образ произведения.

Определять образ музыкального произведения.

2







25

Жанровое разнообразие музыки.

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях.

Прослушивание музыкальных произведений разных жанров.

2







26

Роль песни в переломные моменты истории.

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен.

Слушание произведений революционных песен, угадать их название.

2







27

Песня в жизни человека.

Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни.

Исполнение знакомых песен в характере.

2







28

История гимнов России.

Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему.

Слушание гимна, работа над текстом.

2







29

Песня на войне.

Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.

Работа над произведениями.

2







30

Музыкальные инструменты.


Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

2







31

Симфонический оркестр

Определение симфонического оркестра, его особенностей.

Определение на слух звучание симфонического оркестра.

2







32

Три основные группы симфонического оркестра


Расположение инструментов. Три основные группы инструментов оркестра. Дирижер. Жанры музыки, исполняемые симфоническим оркестром.

Располагать инструменты в симфоническом оркестре.

2







33

Оркестр народных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов. Определение оркестра народных инструментов, его особенностей.

Определение на слух звучания русских народных музыкальных инструментов.

2







34

Оркестр народных инструментов рожечников.

Русские народные музыкальные инструменты. Их происхождение (свирель, рожок)

Угадать на слух звучание русских народных инструментов. Музыкальная угадайка.

2






  1   2   3

  • Певческий голос
  • Вокал
  • Задачи программы: Образовательные
  • Первый год обучения Учебно-тематический план
  • Музыкально-теоретические дисциплины
  • Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
  • Учебно - тематическое планирование
  • Тема Теория Практика Кол-во час